Рефераты

Билеты по биологии 11 класс

семян и плодов у растения. Причины — нарушение процессов митоза или мейоза,

нерасхождение хромосом в дочерние клетки. Широкое распространение в природе

полиплоидии у растений. Получение полиплоидных сортов растений, их высокая

урожайность.

5. Соматические мутации — изменение генов или хромосом в соматических

клетках, возникновение изменений в той части организма, которая 6.

Митохондрии — органоиды, отграниченные от цитоплазмы двумя мембранами. В

них с участием ферментов окисляются органические вещества и синтезируются

молекулы АТФ. Увеличение поверхности внутренней мембраны, на которой

расположены ферменты, за счет крист. АТФ — богатое энергией органическое

вещество.

7. Пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты), их содержание в

клетке — главная особенность растительного организма. Хлоропласты —

пластиды, содержащие зеленый пигмент хлорофилл, который поглощает энергию

света и использует ее на синтез органических веществ из углекислого газа и

воды. Отграничение хлоропластов от цитоплазмы двумя мембранами,

многочисленные выросты — граны на внутренней мембране, в которых

расположены молекулы хлорофилла и ферменты.

8. Комплекс Гольджи — система полостей, отграниченных от цитоплазмы

мембраной. Накапливание в них белков, жиров и углеводов. Осуществление на

мембранах синтеза жиров и углеводов.

9. Лизосомы — тельца, отграниченные от цитоплазмы одной мембраной.

Содержащиеся в них ферменты ускоряют реакцию расщепления сложных молекул до

простых: белков до аминокислот, сложных углеводов до простых, липидов до

глицерина и жирных кислот, а также разрушают отмершие части клетки, целые

клетки.

10. Вакуоли — полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком, место

накопления запасных питательных веществ, вредных веществ; они регулируют

содержание воды в клетке.

11. Клеточные включения — капли и зерна запасных питательных веществ

(белки, жиры и углеводы).

12. Ядро — главная часть клетки, покрытая снаружи двухмембранной,

пронизанной порами ядерной оболочкой. Вещества поступают в ядро и удаляются

из него через поры. Хромосомы — носители наследственной информации о

признаках организма, основные структуры ядра, каждая из которых состоит из

одной молекулы ДНК в соединении с белками. Ядро — место синтеза ДНК, иРНК,

рРНК.

2. Ароморфоз — крупное эволюционное изменение. Оно обеспечивает

повышение уровня организации оргзлизмов, преимущества в борьбе за

существование, возможность освоения новых сред обитания.

2. Факторы, вызывающие ароморфозы, — наследственная изменчивость, борьба

за существование и естественный отбор.

3. Основные ароморфозы в эволюции многоклеточных животных:

1) появление многоклеточных животных от одноклеточных, дифференциация

клеток и образование тканей;

2) формирование у животных двусторонней симметрии, передней и задней

частей тела, брюшной и спинной сторон тела в связи с разделением функций в

организме (ориентация в пространстве — передняя часть, защитная — спинная

сторона, передвижение — брюшная сторона);

3) возникновение бесчерепных, подобных современному ланцетнику, панцирных

рыб с костными челюстями, позволяющими активно охотиться и справляться с

добычей;

4) возникновение легких и появление легочного дыхания наряду с жаберным;

5) формирование скелета плавников с мышцами, подобных пятипалой конечности

наземных позвоночных, позволивших животным не только плавать, но и ползать

по дну, передвигаться по суше;

6) усложнение кровеносной системы от двухкамерного сердца, одного круга

кровообращения у рыб до четырехкамерного сердца, двух кругов кровообращения

у птиц и млекопитающих. Развитие нервной системы: паутинообразная у

кишечнопо-лостных, брюшная цепочка у кольчатых червей, трубчатая нервная

система, значительное развитие развилась из мутировавших клеток.

Соматические мутации потомству не передаются, они исчезают с гибелью

организма. Пример — белая прядь волос у человека.

3. Растения поглощают углекислый газ из окружающей среды и

используют его углерод в процессе фотосинтеза на создание органических

веществ. Их используют как сами растения, так и животные (рыбы, моллюски).

Они питаются ими, создают из них вещества, свойственные организму.

Органические вещества организмы используют в процессе дыхания, при этом в

окружающую среду выделяется углекислый газ. Расщепление мертвых остатков

микроорганизмами сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа.

Так происходит круговорот углерода. В аквариуме масса пищи, а значит, и

содержание углерода не соответствует правилу экологической пирамиды (масса

растений должна в 1000 раз превышать массу животных), поэтому рыб

приходится подкармливать.

Билет № 10

1. 1. Фотосинтез — вид пластического обмена, который происходит в

клетках растений и некоторых автотрофных бактерий. Фотосинтез — процесс

образования органических веществ из углекислого газа и воды, идущий в

хлоропластах с использованием солнечной энергии. Суммарное уравнение

фотосинтеза:

6С02 + 6Н20 энергиясвета> С6Н1206 + 602

2. Значение фотосинтеза — образование органических веществ и запасание

солнечной энергии, необходимой всем организмам, обогащение атмосферы

кислородом. Зависимость жизни всех организмов от фотосинтеза.

3. Хлоропласты — расположенные в цитоплазме органоиды, в которых

происходит фотосинтез. Их отделение от цитоплазмы двумя мембранами.

Образование гран — многочисленных выростов на внутренней мембране, в

которые встроены молекулы хлорофилла и ферментов.

4. Хлорофилл — высокоактивное вещество, зеленый пигмент, способный

поглощать и использовать энергию солнечного света на синтез органических

веществ из неорганических. Зависимость активности хлорофилла от включения

его в структуры хлоропласта.

5. Фотосинтез — сложный процесс, в котором выделяют световую и темновую

фазы. Световая фаза фотосинтеза:

1) поглощение на свету хлорофиллом энергии солнечного света и ее

преобразование в энергию химических связей (синтез молекул АТФ);

2) расщепление молекул воды на протоны и атомы кислорода;

3) образование из атомов молекулярного кислорода и выделение его в

атмосферу;

4) восстановление протонов электронами и превращение их в атомы водорода.

Темновая фаза фотосинтеза — ряд последовательных реакций синтеза

углеводов: восстановление углекислого газа водородом, который образовался в

световую фазу при расщеплении молекул воды. Использование запасенной в

световую фазу энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

2.

1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как о наиболее

высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и

человекообразных обезьян.

2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства

происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства

принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем

органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех

видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего

века); 3) атавизмы — проявление у людей признаков далеких предков

(многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и

млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий

зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие

хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном

возрасте напоминает мозг рыб).

3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также

развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми,

проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2)

сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови,

общие болезни, паразиты.

4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и

человекообразных обезьян — доказательства их родства, происхождения от

общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь,

прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) — доказательства

дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных

направлениях.

3. Надо исходить из того, что организмы тесно связаны со средой.

Так, растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а

выделяют кислород. Он расходуется при дыхании и гниении.

Аквариум — искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ,

расход кислорода в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за

счет фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях

накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в

аквариум воздух.

RUSSIAN FEDERATION (RUSSIA)

Russia is one of the largest countries in the world. It occupies about one-

seventh part of dry land. It is situated in Europe and Asia. Its total area

is over 17 million square kilometers.

The country is washed by seas and oceans.

There are different types of climate on the territory of the country. It

is very cold in the North even in summer. The central part of the country

has mild climate: winters are cold, springs and autumns are warm or cool,

summers are hot and warm. In the South the temperature is usually above

zero all year round, even in winter. Summer is really hot, the climate is

very favourable. The climate of Siberia is continental: summers are hot and

dry, winters are very cold.

Some parts of our country are covered with mountains and hills.

There are many rivers in Russia, the longest rivers are the Volga in

Europe and the Yenisei and the Ob in Asia. The deepest lakes are the Baikal

and the Ladoga.

The Russian Federation is very rich in mineral resources, such as oil,

natural gas, coal, iron, gold and others.

Russia borders on many countries. Among them are Estonia, Latvia,

Finland, Poland, China, Mongolia, Korea.

Moscow is the capital of our country. It was founded in 1147. It is a

wonderful city. There are many sights in Moscow. You can see many museums,

art galleries, theatres, churches and monuments in our capital. People of

our country are proud of the Moscow Kremlin. There are also many big

beautiful cities in Russia.

The population of Russia is about 150 million people. 83 per cent of the

population are Russians. 70 per cent of the population live in cities.

MOSCOW

Moscow is the capital of Russia. It is one of the biggest and most

beautiful cities in the world. Moscow is a modern city now. The population

of the city is about 9.8 million people. Moscow is a political centre,

where the government of our country works. Moscow was founded in 1147 by

Yuri Dolgoruky. The total area of Moscow is about nine hundred square

kilometres.

We say that Moscow is a port of five seas, as the Moscow—Volga Canal

links Moscow with the Baltic, White, Caspian and Black seas and the Sea of

Azov.

Moscow is an industrial centre too. There are many factories and plants in

it. One of the best-known plants produces many lorries, and the other one

produces cars.

The Bolshoi Theatre is one of the famous theatres all over the world. If

you are fond of painting you can go to the Tretyakov Art Gallery or to the

Pushkin Fine Arts Museum and see a lot of interesting portraits and

landscapes there. We say that the Tretyakov Art Gallery is a treasure-house

of Russian art. Young people like to visit the Central Military Museum.

There are many tanks, guns and war documents there.

One can see the Kremlin and Red Square in the city. There are many fine

buildings, wide streets, green parks, large squares, churches and monuments

in Moscow.

It is necessary to mention such famous monuments as monuments to the

great Russian writer Alexander Pushkin and to the first Russian printer

Ivan Fedorov.

Visiting the capital a lot of foreigners from all over the world come to

see these monuments.

One of the highest buildings in Moscow is the State Moscow University. It

was founded in 1755 by the great scientist Mikhail Lomonosov.

Transport. Moscow is a very big city, and its transport must be

comfortable and fast.

One can see a lot of cars, buses, trolley-buses, trams in the streets of

our city. The Moscow metro began its work on the 15th of May, 1935. There

were 13 stations at that time. Now it has 190 stations. Our metro is a

beautiful and convenient one.

There are nine railway stations in Moscow and five airports around the

city.

There are many stadiums in Moscow. The Central Stadium is in Luzhniki.

Many competitions and football matches are held there.

The Olympic village was built for the 22nd Olympic Games in Moscow in

1980. It is a big complex for sport games.

I live in Moscow and I am proud of this city.

Билет № 11

1. 1. Деление клеток — основа роста и размножения организмов,

передали наследственной информации от материнского организма (клетки) к

дочернему, что обеспечивает их сходство. Деление клеток образовательной

ткани — причина роста корня и побега верхушками.

2. Ядро и расположенные в них хромосомы с генами — носители наследственной

информации о признаках клетки и организма. Число, форма и размеры хромосом,

набор хромосом — генетический критерий вида. Роль деления клетки в

обеспечении постоянства числа, формы и размера хромосом. Наличие в клетках

тела диплоидного (46 у человека), а в половых — гаплоидного (23) набора

хромосом. Состав хромосомы — комплекс одной молекулы ДНК с белками.

3. Жизненный цикл клетки: интерфаза (период подготовки клетки к делению) и

митоз (деление).

1) Интерфаза — хромосомы деспирализованы (раскручены). В интерфазе

происходит синтез белков, липидов, углеводов, АТФ, самоудвоение молекул ДНК

и образование в каждой хромосоме двух хроматид;

2) фазы митоза (профаза, метафаза, анафаза, телофаза) — ряд

последовательных изменений в клетке: а) спирализация хромосом, растворение

ядерной оболочки и ядрышка; б) формирование веретена деления, расположение

хромосом в центре клетки, присоединение к ним нитей веретена деления; в)

расхождение хроматид к противоположным полюсам клетки (они становятся

хромосомами); г) формирование клеточной перегородки, деление цитоплазмы и

ее органоидов, образование ядерной оболочки, появление двух клеток из одной

с одинаковым набором хромосом (по 46 в материнской и дочерних клетках

человека).

4. Значение митоза — образование из материнской двух дочерних клеток с

таким же набором хромосом, равномерное распределение между дочерними

клетками генетической информации.

2. 1. Антропогенез — длительный исторический процесс становления

человека, который происходит под влиянием биологических и социальных

факторов. Сходство человека с млекопитающими — доказательство его

происхождения от животных.

2. Биологические факторы эволюции человека — наследственная изменчивость,

борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков

человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза,

прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали

прямохождению; 2) изменения передних конечностей — противопоставление

большого пальца остальным пальцам — формирование руки. Усложнение -строения

и функций головного мозга, позвоночника,руки, гортани — основа формирования

трудовой деятельности, развития речи, мышления.

3. Социальные факторы эволюции — труд, развитое сознание, мышление, речь,

общественный образ жизни. Социальные факторы — основное отличие движущих

сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира.

Главный признак трудовой деятельности человека — способность изготавливать

орудия труда. Труд — важнейший фактор эволюции человека, его роль в

закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека.

4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека.

Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и

возрастание значения социальных факторов.

5. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди.

Ранние стадии эволюции — австралопитеки, черты их сходства с человеком и

человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки

остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

6. Древнейшие люди — питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и

височных долей мозга, связанных с речью, — доказательство ее зарождения.

Находки примитивных орудий труда — доказательство зачатков трудовой

деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела,

позвоночника древнейших людей.

7. Древние люди — неандертальцы, их большее сходство с человеком по

сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого

подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня,

коллективная охота.

8. Первые современные люди — кроманьонцы, их сходство с современным

человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков —

свидетельство высокого уровня их развития.

3. Надо исходить из того, что каждый сорт имеет свой генотип.

Значит, один сорт отличается от другого и по фенотипу (длина колоса, число

колосков и зерновок в них, окраска, остистость или ее отсутствие). Причины

различий по фенотипу: различия в генотипе, в условиях выращивания,

вызывающих модификационные изменения.

Билет № 12

1. 1. Гаметы — половые клетки, участие их в оплодотворении,

образовании зиготы (первая клетка нового организма). Результат

оплодотворения — удвоение числа хромосом, восстановление их ди-плоидного

набора в зиготе. Особенности гамет — одинарный, гаплоидный набор хромосом

по сравнению с диплоидным набором хромосом в клетках тела.

2. Этапы развития половых клеток: 1) увеличение путем митоза числа

первичных половых клеток с диплоидным набором хромосом; 2) рост первичных

половых клеток; 3) созревание половых клеток.

3. Мейоз — особый вид деления первичных половых клеток, в результате

которого образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом. Мейоз — два

последовательных деления первичной половой клетки и одна интерфаза перед

первым делением.

4. Интерфаза — период активной жизнедеятельности клетки, синтеза белка,

липидов, углеводов, АТФ, удвоения молекул ДНК и образования ,гвух хроматид

из каждой хромосомы.

5. Первое деление мейоза, его особенности: конъюгация гомологичных

хромосом и возможный обмен участками хромосом, расхождение в каждую клетку

по одной гомологичной хромосоме, уменьшение их числа вдвое в двух

образовавшихся гап-лоидных клетках.

6. Второе деление мейоза — отсутствие интерфазы перед делением,

расхождение в дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых

клеток с гаплоидным набором хромосом. Результаты мейоза: образование в

семенниках (или других органах) из одной первичной половой клетки четырех

сперматозоидов, в яичниках из одной первичной половой клетки одной

яйцеклетки (три мелкие клетки при этом погибают).

2. 1. Важный признак вида — расселение его группами, популяциями в

пределах ареала. Популяция — совокупность свободно скрещивающихся особей

вида, которые длительное время существуют относительно обособленно от

других популяций на определенной части ареала.

2. Факторы, способствующие объединению особей в популяции, — свободное

скрещивание (взаимоотношения полов), выращивание потомства (генетические

связи), совместная защита от врагов, типы взаимоотношений организмов разных

вгцов: хищник—жертва, хозяин—паразит, симбиоз, конкуренция.

3. Популяция — структурная единица вида, характеризуется определенной

численностью особей, ее изменениями, общностью занимаемой территории,

определенным соотношением возрастного и

полового состава. Изменение численности популяций в определенных пределах,

сокращение ее ниже допустимого предела — причина возможной гибели

популяции.

4. Изменение численности популяций по сезонам и годам (массовое

размножение в отдельные годы насекомых, грызунов). Устойчивость численности

популяций, особи которых имеют большую продолжительность жизни и низкую

плодовитость.

5. Причины колебания численности популяций: изменение количества пищи,

погодных условий, экстремальные условия (наводнения, пожары и пр.). Резкое

изменение численности под влиянием случайных факторов, прегрешение

смертности над рождаемостью — возможные причины гибели популяции.

6. Саморегуляция численности популяции. Вслед за возрастанием численности

одних видов появляются факторы, вызывающие ее ограничение. Так, возрастание

численности растительноядных животных сопровождается увеличением

численности хищников, паразитов. Вследствие этого происходит снижение

численности растительноядных животных, а затем и численности хищников.

Таков механизм саморегуляции численности всех популяций, сохранения ее на

определенном уровне.

3. Для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу

семян фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увеличения размеров,

массы. Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные

в порядке их увеличения. Под цифрами записать число семян каждого варианта.

Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких —

реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних

размеров и массы, а крупные и мелкие (легкие и тяжелые) — реже. Причины: в

природе преобладают средние условия среды, а очень хорошие и очень плохие

встречаются реже.

Билет № 13

1. 1. Размножение — воспроизведение организмами себе подобных,

передача наследственной информации от родителей потомству. Значение

размножения — обеспечение преемственности между поколениями, продолжение

жизни вида, увеличение численности особей в популяции и их расселение на

новые территории.

2. Особенности полового размножения — возникновение нового организма в

результате оплодотворения, слияния мужской и женской гамет с гап-лоидным

набором хромосом. Зигота — первая клетка дочернего организма с диплоидным

набором хромосом. Объединение материнского и отцовского наборов хромосом в

зиготе — причина обогащения наследственной информации потомства, появления

у него новых признаков, которые могут повысить приспособленность к жизни в

определенных условиях, возможность выжить и оставить потомство.

3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для процесса

оплодотворения у мхов и папоротников. Процесс оплодотворения у голосеменных

в женских шишках, а у покрытосеменных — в цветке.

4. Оплодотворение у животных. Внешнее оплодотворение — одна из причин

гибели значительной части половых клеток и зигот. Внутреннее оплодотворение

у членистоногих, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — причина наибольшей

вероятности образования зиготы, защиты зародыша от неблагоприятных условий

среды (хищников, колебаний температуры и пр.).

5. Эволюция полового размножения по пути возникновения специализированных

клеток (га-плоидных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у

голосеменных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования

мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у

покрытосеменных в пыльниках формируются мужские гаметы, а в семяза-чатке —

яйцеклетка; у позвоночных животных и человека в семенниках образуются

сперматозоиды, а в яичниках — яйцеклетки.

2. 1. Наследственность — свойство организмов передавать особенности

строения и жизнедеятельности от родителей потомству. Наследственность —

основа сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, породы.

2. Размножение организмов — основа передачи наследственной информации от

родителей потомству. Роль половых клеток и оплодотворения в наследовании

признаков.

3. Хромосомы и гены — материальные основы наследственности, хранения и

передачи наследственной информации. Постоянство формы, размеров и числа

хромосом, хромосомный набор — главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромосом в соматических и гаплоидный в половых

клетках. Митоз — деление клетки, обеспечивающее постоянство числа хромосом

и диплоидный набор в клетках тела, передачу генов от материнской клетки к

дочерним. Мейоз — процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых

клетках; оплодотворение — основа восстановления диплоидного набора

хромосом, передачи генов, наследственной информации от родителей потомству.

5. Строение хромосомы — комплекс молекулы ДНК с молекулами белка.

Расположение хромосом в ядре, в интерфазе в виде тонких деспирализован-ных

нитей, а в процессе митоза в виде компактных спирализованных телец.

Активность хромосом в деспирализованном виде, образование в этот период

хроматид на основе удвоения молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация

хромосом — приспособленность к равномерному распределению их между

дочерними клетками в процессе деления.

6. Ген — участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре

одной молекулы белка. Линейное расположение сотен и тысяч генов в каждой

молекуле ДНК.

7. Гибридологический метод изучения наследственности. Его сущность:

скрещивание родительских форм, различающихся по определенным признакам,

изучение наследования признаков в ряду поколений и их точный количественный

учет.

8. Скрещивание родительских форм, наследственно различающихся по одной

паре признаков, — моногибридное, по двум — дигибридное скрещивание.

Открытие с помощью этих методов правила единообразия гибридов первого

поколения, законов расщепления признаков во втором поколении, независимого

и сцепленнрго наследования.

3. Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат,

осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цитоплазму,

ядро, вакуоли, хлоропласты. Оболочка придает клетке форму и защищает ее от

внешнего воздействия. Цитоплазма обеспечивает связь между ядром и

органоидами, которые в ней располагаются. В хлоропластах на мембранах гран

расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию

солнечного света в процессе фотосинтеза. В ядре находятся хромосомы, с

помощью которых осуществляется передача наследственной информации от клетки

к клетке. Вакуоли содержат клеточный сок, продукты обмена, способствуют

поступлению воды и клетку.

Билет № 14

1. 1. Образование зиготы, ее первые деления - начало индивидуального

развития организма при половом размножении. Эмбриональный и

постэмбриональный периоды развития организмов.

2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момента образования

зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца.

3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление —

многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких

клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы,

равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша

с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость

(энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в

процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование

трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток —

мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из

зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

4. Органы, формирующиеся из зародышевых

листков.

|Зароды|Название|

|шевые |частей и|

|листки| |

| |органов |

| |зародыша|

| | |

|1. |Нервная |

|Наружн|пластинк|

|ый, |а, |

|эктоде|нервная |

|рма |трубка, |

| |нару-жны|

| |й слой |

| |кожного |

| |покрова,|

| |органы |

| |зрения и|

| | |

| |слуха |

|2.Внут|Кишечник|

|ренний|, |

|, |легкие, |

|энтоде| |

|рма |печень, |

| |поджелуд|

| |очная |

| |железа |

|3. |Хорда, |

|Средни|хрящевой|

|й, | |

|мезоде|и |

|рма |костный |

| |скелет, |

| | |

| |мышцы, |

| |почки, |

| |кровенос|

| |ные |

| |сосуды |

5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития —

основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей

позвоночных животных — доказательство их родства.

6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное

влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и

взрослого человека.

2. 1. Г. Мендель — основоположник генетики.

Открытие им законов наследственности на основе применения методов

скрещивания и анализа потомства.

2. Изучение Г. Менделем генотипов и фенотипов исследуемых организмов.

Фенотип — совокупность внешних и внутренних признаков, особенностей

процессов жизнедеятельности. Генотип — совокупность генов в организме.

Доминантный признак — преобладающий, господствующий; рецессивный —

исчезающий, подавляемый признак. Гомозиготный организм содержит аллельные

только доминантные (АА) или только рецессивные (аа) гены, которые

контролируют формирование определенного признака. Гетерозиготный организм

содержит в клетках доминантный и рецессивный гены (Аа). Они контролируют

формирование альтернативных признаков.

3. Правило единообразия (доминирования) признаков у гибридов первого

поколения — при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по

одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все

потомство гибридов первого поколения будет единообразным, похожим на одного

из родителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообразия гибридов

первого поколения.

Особи с генотипом Аа имеют желтый цвет семян, так как ген А доминирует над

геном а.

3. Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного

картофеля нанести по капле перок-сида водорода (Н2О2), наблюдать, где

произойдет его «вскипание». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках

сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с

выделением кислорода, вызывающего «вскипание». При варке картофеля фермент

разрушается, поэтому на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 15

1. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) — период жизни,

который при половом размножении начинается с образования зиготы,

характеризуется необратимыми изменениями (увеличением массы, размеров,

появлением новых тканей и органов) и завершается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональный) и послезаро-дышевый (постэмбриональный)

периоды индивидуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от

рождения или выхода зародыша из яйца до смерти. Различные пути

послезародышевого развития животных — прямое и непрямое:

1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый

организм. Примеры: развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих,

некоторых видов насекомых. Так, малек рыбы похож на взрослую рыбу, утенок

на утку, котенок на кошку;

2) непрямое развитие — рождение или выход из яйца потомства, отличающегося

от взрослого организма но морфологическим признакам, образу жизни (типу

питания, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука появляются

червеобразные личинки, живут в почве и питаются корнями в отличие от

взрослого жука (живет на дереве, питается листьями).

Стадии непрямого развития насекомых: яйцо, личинка, куколка, взрослая

особь. Особенности жизни животных на стадии яйца и куколки — они

неподвижны. Активный образ жизни личинки и взрослого организма, разные

условия обитания, использование разной пищи.

4. Значение непрямого развития — ослабление конкуренции между родителями и

потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания.

Непрямое развитие — важное приспособление, возникшее в процессе эволюции.

Оно способ ствует ослаблению борьбы за существование между родителями и

потомством, выживанию животных на ранних стадиях послезародышевого

развития.

2. 1. Изучение Г. Менделем наследственности с помощью

гибридологического метода — скрещивания родительских форм, различающихся по

определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду

поколений.

2. Скрещивание гомозиготной доминантной и рецессивной особей, появление в

первом гибридном поколении всех особей с доминантным признаком. Причина:

все гибридные особи имеют гетерозиготный генотип, например, Аа, в котором

доминантный ген подавляет рецессивный.

3. Проявление закона расщепления при скрещивании между собой гибридов

первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов — причина

расщепления, появления в потомстве F2 особей с рецессивными признаками,

составляющих примерно четвертую часть от всего потомства.

4. Причины отсутствия расщепления во втором и последующих поколениях

гомозиготных рецессивных особей — образование гамет одного типа, наличие в

них лишь рецессивного гена, например, гамет с генами а. Слияние при

оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а — причина образования

гомозиготного потомства с рецессивным генотипом — аа.

5. Гомозиготы — организмы, содержащие в клетках два одинаковых гена по

данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них расщепления признаков в

последующих поколениях. Гетерозиготы — организмы, содержащие в клетках

разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепление признаков в

последующих поколениях.

3. Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она

обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спираль ДНК с

помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи поступают нуклеотиды. На

основе принципа дополнительности нуклеотиды располагаются и фиксируются на

матрице ДНК в строго определенной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц

всегда присоединяется нуклеотид Г или наоборот: к Г — Ц, а к нуклеотиду А —

У (в РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соединяются

между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 16

1. 1. Ген — отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации

о первичной структуре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК

нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК — носитель наследственной

информации о первичной структуре сотен молекул белка.

2. Хромосома — важная составная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК

в соединении с молекулами белка. Следовательно, хромосомы — носители

наследственной информации. Число, форма и размеры хромосом — главный

признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера

хромосом — причина мутаций, которые часто вредны для организма.

3. Высокая активность деспирализованных хромосом в период интерфазы.

Самоудвоение молекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.

4. Ген (отрезок молекулы ДНК) — матрица для синтеза иРНК, а иРНК — матрица

для синтеза белка. Матричный характер реакций самоудвоения молекул ДНК,

синтеза иРНК, белка — основа передачи наследственной информации от гена к

признаку, который определяется молекулами белка. Многообразие белков, их

специфичность, многофункциональность — основа формирования различных

признаков у организма, реализации заложенной в генах наследственной

информации.

5. Самоудвоение хромосом, сиирализация, четкий механизм их распределения

между дочерними клетками в процессе митоза — путь передачи наследственной

информации от материнской к дочерним клеткам.

6. Путь передачи наследственной информации от родителей потомству:

образование половых клеток с гаплоидным набором хромосом, оплодотворение,

образование зиготы — первой клетки Дочернего организма с диплоидным набором

хромосом.

2. 1. Многообразие видов растений, животных и других организмов, их

закономерное расселение в природе, возникновение в процессе эволюции

относительно постоянных природных комплексов.

2. Биогеоценоз (экосистема) — совокупность взаимосвязанных видов

(популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной

территории с относительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь —

примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротрофный способы питания организмов, получения ими

энергии. Характер питания — основа связей между особями разных популяций в

биогеоценозе. Использование автотрофами (в основном растениями)

неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических

веществ. Использование гете-ротрофами (животными, грибами, большинством

бактерий) готовых органических веществ, синтезированных автотрофами, и

заключенной в них энергии.

4. Организмы — производители органического вещества, потребители и

разрушители — основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители —

автотрофы, в основном растения, создающие органические вещества из

неорганических с использованием энергии света; 2) организмы-потребители —

гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами и используют

заключенную в них энергию (животные, грибы, большинство бактерий); 3)

организмы-разрушители — гетеротрофы, питаются остатками растений и

животных, разрушают органические вещества до неорганических (бактерии,

грибы).

5. Взаимосвязь организмов — производителей, потребителей, разрушителей в

биогеоценозе. Пищевые связи — основа круговорота веществ и превращения

энергии в биогеоценозе. Цепи питания — пути передачи вещества и энергии в

биогеоценозе. Пример: растения —» растительноядное животное (заяц) —»

хищник (волк). Звенья в цепи питания (трофические уровни): первое —

растения, второе — растительноядные животные, третьи — хищники.

6. Растения — начальное звено цепей питания благодаря их способности

создавать органические вещества из неорганических с использованием

солнечной энергии. Разветвленность цепей питания: особи одного трофического

уровня (производители) служат пищей для организмов нескольких видов другого

трофического уровня (потребителей).

7. Саморегуляция в биогеоценозах — поддержание численности особей каждого

вида на определенном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция —

причина устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия

обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты круговорота веществ и

превращения энергии.

3. Надо учитывать, что наследование признаков, контролируемых

генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем

контролируемых генами, находящимися в аутосомах. Например, наследование

гена гемофилии связано с ЛГ-хромосо-мой, в которой он расположен.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов