Рефераты

Конспект лекций по этологии

“классические” зоопсихологи), встает крупная проблема : как избежать

антропоморфизма.

Антропоморфизмом называют тенденцию наделять животных

человеческими качествами, которых они не имеют. Антропоморфизм -

проявление общего свойства, присущего человеку, а именно - свойства

проецировать себя на предмет изучения. Вот что пишет по этому поводу Карл

Юнг (в работе “Дух Меркурий”): “Практический опыт вновь и вновь показывает

нам, что всякая продолжительная поглощенность каким-либо незнакомым

предметом действует на бессознательное как почти неотразимая приманка,

побуждая его проецировать себя в неведомую природу предмета и принимать

вытекающее отсюда (предвзятое) восприятие и произвольное толкование за

объективные. Нет сомнения, что (это явление) представляет собой не вполне

изжитой остаток первобытности: ведь на первобытном уровне вся жизнь

управляется анимистическими “предпосылками”, то есть проекциями

субъективных содержаний в объективные данности.”

[Работа Юнга “Дух Меркурий” раскрывает символическое значение

средневековой алхимии как науки, “исследующей” закономерности

человеческого бессознательного. Юнг показывает, что алхимики только

пользовались химическими манипуляциями и химическим жаргоном, но смысл всей

работы алхимика заключался в том, что алхимик переводил свои внутренние

состояния в материальные действия. Этому служили бессознательные проекции.

Например, алхимики, ведущие поиск “философского камня”, символически

осуществляли процесс самореализации и индивидуации ( обретения целостности

и отделения от коллективного бессознательного)].

Примеры антропоморфной интерпретации поведения животных

встречаются на каждом шагу. (При выполнении задания “создать музейную

композицию и сложить небольшую лекцию об особенностях поведения животных-

экспонатов”, студенты больше рассказали о своих проблемах, чем о повадках и

особенностях экологии животных). Избежать проекций исследователя на предмет

исследования полностью невозможно, но Юнг считает, что если проекция

осознается, то энергия ее воздействия на сознание снижается.

Тенденция, противоположная антропоморфизму - териоморфизм - то

есть наделение человека свойствами животных, также не специфична для

зоопсихологии, а известна из древности и вытекает из противоположного

проекции качества психики - интроекции, то есть склонности человека

идентифицировать себя с внешним объектом.

С антропоморфизмом, то есть с чрезмерной тенденцией наделять

животных человеческими качествами, боролся еще в конце прошлого века

исследователь поведения животных Ллойд-Морган. В 1900 году он опубликовал

труд “Введение в сравнительную психологию”, в котором сформулировал “закон

экономии”, или “канон Ллойда Моргана”, который гласит: “то или иное

действие нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей

психической способности, если его можно объяснить на основе способности,

занимающей более низкую ступень на психологической шкале”. Это утверждение

является частным случаем утверждения, носящего название “бритва Оккама”

(иногда - “лезвие Оккама”), по имени средневекового английского философа

Вильяма Оккама. На современном языке принцип Оккама формулируют следующим

образом: “То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать

посредством большего”, или “Без необходимости не следует утверждать

многого”, или “Не следует множить сущности”, или “из двух объяснений

следует выбирать наиболее простое”.

Позднее Морган расширил “закон экономии”, показав, что границы

применения “закона экономии” следует уточнять в каждом отдельном случае:

“правило никак не исключает взгляда на определенное действие как на

результат высших мыслительных процессов, если мы уже располагаем

независимым доказательством их присутствия в действующем агенте”.

Крайнюю позицию в борьбе против антропоморфизма занял сторонник “закона

экономии” Жак Леб. Позднее его взгляды были названы советскими психологами

“плоским эволюционизмом” или ”монизмом снизу”. Леб стирал всякую грань

между человеком и животными и представлял процесс эволюции как цепь только

количественных преобразований. Леб объяснял поведение на основе тропизмов,

которые он определял как “вынужденные движения”. Поведение. по Лебу, можно

интерпретировать как результат прямого физического или химического

воздействия стимулов на протоплазму. Стимулы, по мнению этого ученого,

действуют на животных таким же простым способом, как и на растения.

Почему такие крайние взгляды получили своих сторонников?

Распространение “монизма снизу” было следствием неприятия

интроспекционистских позиций в психологии, которые отождествляли психику с

явлениями сознания. Интроспекционизм - взгляд внутрь. Интроспекционисты

полагали. что при некоторой тренировке человек способен осознавть свои

психические процессы и сообщать о них. Поведение животных также должно было

интерпретироваться в системе понятий умственной деятельности.

Интроспекционист Титченер писал, что когда психолог пытается понять

умственные процессы ребенка, или собаки. или насекомого, проявляемые в

поведении, он должен опираться на собственный ум как единственное средство

интерпретации ума другого организма.

Против подобного антропоморфизма (или “монизма сверху”) и

выступал Жак Леб, Ллойд Морган, бихевиористы и Павлов со своими

последователями.

В бихевиоризме единственной научной реальностью и предметом

психологии было объявлено поведение. Под поведением понимали лишь

совокупность реакций организма в ответ на определенную стимуляцию. Единицей

поведения считался навык, состоящий, по Уотсону, из “серии определенных

дуг, начинающихся в рецепторе и кончающихся в эффекторе”. Дальнейшее

развитие бихевиоризма довело подобный “монизм снизу” до крайних позиций.

“Нам ничего не нужно для объяснениея поведения, кроме обычных законов

физики и химии”, - писал Уотсон.

И.П.Павлов также запрещал своим сотрудникам и даже штрафовал их

за употребление “субъективной” терминологии: собака “подумала”, собака

“захотела” и требовал использовать в речи только физиологические термины.

9. Бихевиоризм

Классическая зоопсихология возникла внутри психологии в связи с интересом

к проблемам эволюции высших психологических функций. На ранних этапах

своего развития зоопсихология была тесно связана со сравнительной

психологией. Зоопсихологи начала ХХ века, такие как Йеркс, Лэшли, Шнейрла,

Уотсон, изучали различные формы поведения животных разных систематических

групп. Постепенно работы по самым широким формам поведения, например, по

общественному поведению, пищевому, материнскому, а также работы по

онтогенезу поведения стали вытесняться работами, посвященными одному только

научению.

Чем была вызвана эта тенденция?

Многие крупные направления, которые господствовали в психологии в

начале ХХ века, основной проблемой психологии считали проблему сознания.

Ряд психологов того времени ставил знак равенства между психикой и

сознанием. Например, структуралист Эдвар Титченер утверждал, что основной

проблемой психологии является изучение структуры сознания.

Бихевиористы полностью изменили понятие о психике. Пионер

бихевиористского движения Эдвард Торндайк поставил в 90-х годах Х1Х века

опыты, которые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть

изучены и оценены без обращения к явлениям сознания. Сам Торндайк называл

себя не бихевиористом, а коннексионистом. Торндайк опубликовал в 1898 году

работу “Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных

процессов у животных”. Под ассоциацией Торндайк понимал не связь между

идеями или между идеями и движениями. как было принято в то время. а связь

между движениями и ситуацией. Торндайк изучал научение у кошек и собак в

“проблемных клетках” и сформулировал в 1911 году вывод о том. что законы,

управляющие научением, одинаковы по существу для всех видов. Торндайк

показал роль подкрепления в обучении и сформулировал “закон эффекта”.

Успешность экспериментов Торндайка привела к упадку сравнительной

психологии, но привела к расцвету зоопсихологи бихевиористского

направления. В 1910 году в США существовало 8 зоопсихологических

лабораторий, выходило несколько зоопсихологических журналов.

Главное внимание бихевиористы уделяли поведенческим актам,

доступным для наблюдения. Под поведением понимали лишь совокупность реакций

в ответ на определенную стимуляцию.

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал, что все поведение

является ответом на соответствующий стимул. Наблюдения над поведением

должны быть представлены в виде схемы С - Р. Единицей поведения считался

навык, состоящий, по Уотсону, из “серии определенных дуг, начинающихся в

рецепторе и кончающихся в эффекторе”.

Бихевиористы отбросили за ненадобностью категории “ощущение”,

”восприятие”, “сознание”, “эмоции”, “воля”, “образ”, “мотивация”. Основным

методом исследования бихевиористы считали регистрацию движений. Задачей же

психологии, по их мнению, являлись управление, контроль, предсказание.

Бихевиористы дали такое определение : “Организм - это чистая

доска, на которой внешний мир оставляет свои письмена, проявляющиеся в виде

набора двигательных реакций”. Уотсон считал, что все сложные реакции

человека образуются из простейших врожденных реакций способом формирования

условного рефлекса. Врожденые простейшие реакции ребенка Уотсон называет

эмоциями, но понимает под ними не переживания, а внешне наблюдаемые

реакции. Эмоция гнева - это “реакция громкого плача и сжимания тела”, она

возникает на стимул “препятствующее движение”, эмоция страха представляет

собой реакцию вздрагивания и плача, возникает в ответ на стимулы “потеря

опоры” и “громкий звук”, эмоция любовь - это реакция улыбки, возникает на

поглаживающее прикосновение.

Сложное поведение взрослого человека возникает в процессе обусловливания

безусловного раздражителя с условным (стимулом).

Мышление бихевиористы тоже оценивали как поведение, но в неявной,

внутренней фазе, например, как внутреннюю речь. Обучение организма - это

процесс упорядочивания движений, выбор из хаоса движений необходимого

движения.

Положительное в бихевиоризме:

1) объективность методов исследования;

2) оперирование количественными данными;

3) в отношении животных признавалась возможность обучения, а не

одних только инстинктов.

Отрицательное в бихевиоризме:

1) “психология без психики”;

2) отрицалась роль инстинктов, зато неправомерно усиливалось

значение приобретенного поведения.

10. Гештальтпсихология

“Гештальт” - по немецки “образ”, “форма”, “целостность”. Школа

начала формироваться с 1912 года в Германии. По мнению гештальтпсихологов,

предметы, из которых состоит окружающая нас Среда, воспринимаются не в виде

отдельных элементов,которые должны интегрироваться либо сознанием

(менталисты), либо механизмами образования условных связей (Бихевиористы),

а виде целостных образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно

противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь

элементы движения.

Законы формирования и развития образов, открытые

гештальтпсихологами, противоречат многим концепциям Павлова. По-Павлову -

для формирования сложных понятий требуется серия повторностей. Только

тогда образ запечатлится. (“Условные рефлексы и их формирование”). По-

гештальттеории: сложнейшие образы осень часто запечатляются практически

мгновенно и навсегда. С собакой иногода достаточно одного эксперимента,

чтобы она запомнила образ.

Роль образов в психике животных длительное время

недооценивалась. Теперь известно, что для большинства животных язык

зрительных образов намного важнее аккустических восприятий и даже

аккустических коммуникаций. Сейчас считают, что именно восприятие

зрительных образов и эволюционирует, усложняясь от группы к группе.

Причиной длительной недооценки образа было представление о том,

что мышление неразрывно связано с языком. Считалось, что мышление о понятии

возможно только через язык. Животные не имеют языка, поэтому не могут

мыслить.

Интересно, что Эйнштейн считал, что он никогда не мыслил языком,

словами, а только образами. Из книги Вольфганга Келера, одного из

основателей ГП, об Эйнштейне. Сейчас считают, что словесно-понятийный язык

сформировался наиболее поздно в эволюции. Первична предметно-образная форма

мышления. О

двухвидах мышления говорит и Юнг в своей работе “Либидо, его метаморфозы и

символы”. Юнг пишет, что эволюционно первично образное мышление, которое

есть мечтание и фантазирование. Это мышление, в отличие от словесного, или

определенно-направленного мышления, не создает приспособления к

действительности, а высвобождает субъективные желания. Образное мышление

более близкок бессознательному. Образами человек мыслит в детстве и во сне.

Если считать, что в психологии, как и в морфологии, онтогенез есть

повторение филогенеза, то инфантильное образное мышление является ни чем

иным, как повторением доисторического периода и античности. Тогда понятно

высказывание Ницше о том, что “во сне человек умозаключает так, как

умозаключало все человечество на протяжении многих тысячелетий в

бодрственном состоянии”.

Основные постулаты гештальтпсихологии: (были сформулированы в

противопоставление бихевиоризму, как и сама ГП возникла как противоречие

бихевиоризму, отсюда специфическая ограниченность ГП)

1) Элементом психики являются целостные структуры, “гештальты”.

2) Формирование гештальтов подчиняется внутренне присущей

организмам способности образовывать простые симметричные замкнутые фигуры.

3) Отдельно изолированные ощущения есть фикция.

Сущность борьбы двух школ, бихевиоризма и ГП, это решение

проблемы части и целого. Гпсихологами была опровергнута идея “сложения

элементов” при создании целостного образа.

Процесс накопления информации по гештальттеории происходит на

основе а) реорганизации более ранних представлений; б) группировки в

новых соотношениях;

в) центрирования(выделения доминанты).

В основе взаимодействия организма со средой лежит проблемная

ситуация. Сам процесс решения этой ситуации - четкое формирование образа.

Проблемная ситуация переструктурируется и перецентрируется в процессе

накопления информации. Части начинают восприниматься в других соотношениях.

Как только образ сформировался, то есть произошло выделение главного в виде

фигуры и второстепенные детали предстали в виде фона, осуществился инсайт.

Например, лисица мышкует в пойме реки Волги. Если выпал свежий

снег, скрывший следы и отчасти запахи, лисица ориентируется в поисках

грызунов на звук. При этом она не замечает рева автотракторной техники,

общего шума города, свиста ветра. Эти звуки для нее как бы и не существуют,

она слышит только писк мыши под снегом. Но если в это время на нее нападут

собаки, звуки жизнедеятельности грызунов исчезнут из ее восприятия.

Произойдет, как говорят гештальтпсихологи, перецентрирование проблемной

ситуации.

Значительный вклад в ГП внес Вольфганг Келер. Он изучал обезьян,

впоследствие перешел на изучение людей. Келер сформулировал ряд принципов

ГП (то есть положений, свойственных данному типу мышления).

1) Механизмы восприятия целостности врожденны. Если предъявлять

только что вылупившимся циплятам мелкие предметы разной формы, то они будут

клевать , в основном, предметы круглой формы. Это узнавание формы

существенно для выживания, так как циплятам не нужно учиться отличать

зернышко от других предметов, округлая форма как бы навязывается им с

первых попыток жобычи пищи. Так же обстоит дело и с младенцем: с самых

первых дней он проявляет больше интереса к форме, схожей с человеческим

лицом ( он задерживает взгляд на лице или его изображении дольше, чем на

других предметах).

2) Решение задачи - внезапное “озарение”, отчасти независимое от

предшествующей деятельности, совершенно противоположное “пробам и ошибкам”

из прошлого опыта. Доказательств этому представлению известно немного,

главным образом из опытов с высокоразвитыми человеческими обезьянами -

орангутангами и шимпанзе. Для них отмечена чрезвычайная легкость переноса

основного принципа решения задач на другие аналогичные ситуации. Инсайт в

понимании Келера - это обретение фигуры и фона и действие на основе

сформированного образа.

Так же были сформулированы ряд закономерностей, которые позже

представителями других психологических школ были названы не законами

образования гештальтов, а просто отдельными фактами, характеризующими

процесс восприятия. Это следующие закономерности:

а) любой предмет или образ, если они имеют для нас какой-то

смысл, выступают как фигура на некотором фоне. Восприятие фигуры более

структурировано, чем восприятие фона;

б) следующая закономерность - принцип заполнения пробелов. Наш

мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и

полным контуром, добавляя недостающие части. Образование фигур

сопровождается чувством удовольствия. Пример - игра “Угадай мелодию”.

в) близлежащие элементы воспринимаются группами;

3 4

5 4

4 4

г) схожие элементы самопроизвольно образуют группы ( пример -

двуцветная клавиатура компьютера - русские буквы напечатаны красным цветом,

латинские - черным.). Восприятие организованного пространства обладает

преимуществом перед восприятие неорганизованного пространства.

д) для образа характерны: удерживание в памяти, симметричность,

неравноправие элементов, подчинение элементов целому.

е) любой образ может подвергаться транспозиции (деформации),

оставаясь в своей основе неизменным. Пример: мы можем очень сильно искажать

написание буквы, но тем не менее мы ее узнаем. Другой пример: художники

часто искажают свое видение мира, с тем, чтобы подчеркнуть какую-то

особенность видения. Мы узнаем образ, хотя у нас свое представление об этом

образе. Вообще, художественное творчество(имеется в виду изобразительное),

как считают авторы книги “Красота и мозг” - это процесс отметание части

информации, несущественной для авторской концепции реальности. Отметание -

избирательное уменьшение информации в определенной полосе пространства, то

есть формирование структурированной фигуры и менее структурированного фона.

Такую же концепцию художественного творчества высказывал и Райнер Мария

Рильке, австрийский поэт, основатель экзистенциального искусства. В своей

книге “Огюст Роден” он отмечает особенности работы этого скульптора,которые

Роден почерпнул у Микеланжело - это слабая проработка некоторых деталей

скульптуры. Рильке некоторое время был секретарем Родена.

Сейчас считают (Карл Прибрам, “Языки мозга”), что психические

процессы управляются полями медленных потенциалов мозга. Предположение о

том, что билатеральная симметрия тела животных, как и симметричное

формирование образа, является результатом влияния слабых электромагнитных

полей, сформировавших этот тип симметрии, было выдвинуто Вольфгангом

Келером.

Итак, что же было положительного в ГП,на наш взгляд:

1) гештальтпсихологи в качестве оппозиции ассоциативной

психологии предложили целостный подход к изучению психики; Они исходили из

положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс

восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями и их

сочетаниями, а всем “полем” действующих на организм раздражителей,

структурой воспринимаемой ситуации в целом.

2) второй важный принцип гештальтистского подхода - принцип

динамичности, согласно которому течение психических процессов определяется

динамическими, изменяющимися соотношениями, устанавливающимися в самом

процессе.

Л. фон Берталанфи указывал, что гештальтпсихология была

историческим предшественником общей теории систем.

Макс Вертгеймер, один из основателей гештальтпсихологии

определил основную проблему ГП как изучение влияния внутренней структуры

целого на состояние отдельных элементов, слагающих это целое. До этого

полагали, что целое является всего лишь суммой элементов, а

гештальтпсихологи показали, что сами элементы зависят от целого.

Пример: Вывеска ТРЕЙД была прочитана как ФРЕЙД.

Другой пример: ребенок читает ДЕТскаЯ литеРАТУра как ДЕТЯРАТУ

скалитера.

Существенным же недостатком гештальтпсихологии является то, что

методы исследования психики ограничивались описанием наблюдателем

содержания своего восприятия. Тем не менее использование этого метода

обогатило исследование восприятия. Гештальтпсихологи считали, что поведение

целиком определяется структурой ситуации, при этом затушевывали активную

роль личности, противопоставляющей себя ситуации, выделяющей себя из

ситуации и преобразовывающей ситуацию. В игнорировании роли личности , по

Рубинштейну, заключается ограниченность гештальтистского подхода.

11. Синтез гештальтпсихологии и бихевиоризма необихевиористской теорией

Первые попытки синтеза бихевиоризма и гештальтпсихологии были

осуществлены в 20-е годы ХХ в. Кларком Халлом и Эдвардом Чейсом Толменом.

Одной из причин разрыва с классическим бихевиоризмом было отрицание

пассивности организма во внешней среде. По представлениям бихевиористов

организм можно уподобить кувшину кувшину, в который льются стимулы. Халл и

Толмен выдвинули принцип активности организма во внешней среде.

Халл создал теорию, названную “теорией навыков”. Она основана на

биологических потребностях организма. В классическую пару Стимул-Реакция он

ввел еще одно звено - “промежуточные переменные”. получилась формула С-О-Р.

Эти промежуточные переменные могут быть разнообразными, они зависят от

наследственности особи ( для человека - индивидуума), от физиологического

состояния, прошлого опыта, от природы стимула. В основе промежуточных

переменных лежит стремление к устойчивому состоянию организма, то есть к

поддержанию гомеостаза.

Так же Халл ввел представление о “стремлении к цели”. Это

стремление формируется потребностями, причем интенсивность этого стремления

неодинакова на разных этапах достижения цели. Халл говорит о “градиенте

цели” - чем ближе к цели, тем выше активность организма. И.П.Павлов ввел

понятие “рефлекс цели” раньше Халла. Павлов также раньше бихевиористов ввел

понятие “подкрепление”. Позже Халл (как и Келер) перешел от изучения

животных на изучение человека.

Толмен провозгласил теорию, согласно которой ведущую роль в

стремлении к цели играет “познавательный фактор”. Путь к цели, по Толмену -

это заучивание последовательности стимулов.

Единицей поведения по-Толмену является целенаправленный акт,

использующий мускульные движения, организованные вокруг цели и

направляемыми процессами познания. В ходе анализа внешней Среды, считал

Толмен, в мозгу животных создаются “познавательные карты”, отражающие

особенности Среды. Толмен изучал научение на экспериментах с крысами с

использованием лабиринтов. Свою концепцию он изложил в труде “Целевое

поведение у животных и человека”.

Толмен считал, что особь учится устанавливать смысловые связи

между стимулами, то есть усваивает, говоря словами Толмена, “что ведет к

чему”. То, что выучено, обнаруживается в деятельности только частично.

Толмен отверг представление о решающей роли двигательной

(кинестетической) памяти постановкой экспериментов с лабиринтами. Сначала

крыса запоминала путь к цели в лабиринте. Затем лабиринт опускали под воду

и крыса доплывала до цели, повторяя все ей известные ранее повороты. Так

как при плавании крыса совершала другие движения, чем при беге, роль

кинестетической памяти не могла быть существенной при создании “когнитивных

карт”.

Эксперименты, приведшие к возникновению понятия “познавательная

карта”, были следующими. По лабиринту бежала крыса и ,достигнув цели,

получала пищевое подкрепление. За ней, на прикрепленной тележке, ехала

другая крыса, которая не получала подкрепления и не видела, как

подкрепление получала первая крыса. Затем пассивную крысу выпускали на

исходной позиции, и она находила правильный путь как и первая крыса,

получавшая пищу.

Свой вклад в необихевиоризм Толмен завершил концепцией “ожидания

и сравнения”. Он считал, что на основе познавательной карты в мозгу

создается ожидаемый образ. В результате сравнения ожидаемого образа с

действительностью выбирается тот вариант поведения, который приводит к

ожидаемому. Толмен считал, что ожидаемый гештальт распознается по его

знаку. Поэтому теорию Толмена называют еще теорией знакового обучения.

Толмен так же ввел понятие латентного (то есть скрытого) обучения.

Вклад в необихевиоризм Скиннера. Скиннер работал в Гарвардском

университете. Известен как создатель методики скиннеровского или

оперантного обучения. Скиннер разделил все реакции животных на стимул на

два типа. Первый тип - пассивные, или отвечающие реакции. Например,

рефлекторная реакция сужения зрачка на свет. Второй тип реакций -

оперантные реакции, или реакции активного типа. Реакции первого,

отвечающего типа можно охарактеризовать силой стимула и силой реакции. А

для оперантного поведения важен темп ответной реакции, который зависит от

индивидуального времени. Под индивидуальным временем в данном случае

понимается темп информационного обмена особи со средой.

Заслугой Скиннера так же является изучение доминирования того или

иного вида сенсорных систем у разных особей.

12. Понятие знака

В семиотике считается общепринятым следующее определение знака: знак – это

некий объект или явление, вызывающий представление о чем-то, отличном от

самого объекта или явления. Значение знака, то есть то, о чем знак вызывает

представление, не вытекает органически из самого знака, а возникает в

зависимости от того, каким способом знак используется в знаковой системе.

Знаковые системы в общем виде называются языками. «Главная цель языка

заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею,

сходную с моей», - писал философ Г.Лейбниц.

Знак определяют как посредник в процессе коммуникации или

трансляции между двумя материальными системами, при этом знак выступает

аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия),

замещающий его. (Коммуникация – общение, трансляция – передача информации).

Функции знака в человеческом обществе:

1) фиксация и оценка информации;

2) общение индивидов и социальных групп;

3) совместное целедостижение;

4) все функции языков, или знаковых систем (смю далее).

В более общем смысле, знак – посредник между двумя материальными

системами:

I II

III

( ) …………………….. (___)………………………(___)

Система 1 Знак

Система 2

В реальности эта схема усложнена, так как системы 1 и 2, кроме

того, что каждая контактирует со знаком, контактируют ещё и между собой.

Готтлоб Фреге (1848 – 1925), немецкий логик и семиотик, зачинатель

семантических исследований, дал определение знака из определения знаковой

системы. Схема треугольника Фреге (система 1 контактирует с системой 2 и

обе системы контактируют со знаком):

II

(___)

Знак

I III

( ) (___)

Система 1 Система 2

Пояснения к треугольнику Фреге:

I – объект, заместителем которого выступает знак, называется денотатом

знака;

II – имя знака;

III – информация, которую сообщает знак (представление, которое возникает

при воздействии знака на систему 2. Иначе – значение (содержание, смысл

знака), или понятие о знаке, называется это значение десигнатом знака.

Формальная сторона знака называется означающим компонентом

знака, а содержательная сторона знака – его означаемым компонентом.

Означающее знака не есть внешне воспринимаемая органами чувств сторона

знака; означающее – это некоторое психическое представление о внешней

стороне знака.

(Пример с бутафорским театральным яблоком, которое может выполнять

свою функцию так же, как и настоящее яблоко, например, в контексте :

«Пришла осень, вот уже яблоки поспели»).

Означаемое – это другое психическое представление, рожденное

первым представлением. Знак – это объект, преломленный психикой человека,

состоящий в отношении обозначения к другим представлениям из воображаемого

или реального мира. Это отношение может возникать различными способами.

Один и тот же знак может рождать различные значения в

зависимости от того, в какую знаковую систему он включен. Знак как таковой,

как дискретная единица, не несёт законченной информации. Только вся система

в целом служит для передачи информации. «Значение в самом общем виде

определяется как частичная предсказуемость явления» - пишет семиотик

Ю.С.Степанов.

Самая простейшая форма возникновения значения знака –

указание на денотат. Такое значение называется наименованием знака, или его

именем. Это значение отражено в треугольнике Фреге. Имя не равно объекту.

Имя указывает на объект, если мы об этом «договорились». (Библейский Адам

дал имена всем вещам). Треугольник Фреге в человеческом естественном

языке:

II

слово

(____)

I

III

вещь понятие

(____) (____)

Между элементами, обозначенными цифрами I –II – III,

имеют место следующие отношения: отношение II-I, т.е. знака к предмету, или

слова к вещи, называется словом обозначать, знак обозначает предмет.

Отношение II-III, знака к понятию, называется словом «выражать», знак

выражает смысл.

Значение никогда не возникает само по себе, а всегда является

отсылкой к другому значению.

Значение не исчерпывается именем (если в чьем-нибудь

представлении значение исчерпывается называнием, то говорят о фетишизме).

Имя денотата называется экстенсиональным (предметным) значением знака.

Смысл денотата – это интенсиональное (смысловое) значение знака, например,

информация о типологических, топологических и других свойствах именуемого

объекта. (Типология – классификация по общим свойствам, топология –

совокупность свойств, не изменияющихся при преобразованиях).

Этапы усложнения имен знака:

1) Значение- указание на денотат: «Вот». Имен ещё нет. «Мир был так нов,

что вещи ещё не имели имен и на них приходилось показывать пальцем», -

писал колумбийский прозаик Габриэль Маркес в своем романе-мифе «Сто лет

одиночества».

2) Простейшее значение образовывается по принципу: часть равна целому (знак

как часть объекта равен обозначаемому этим знаком объекту). Этот принцип

называется синекдохой, это разновидность метонимии. Метонимия – обобщение

не по свойствам, а по функциям, соположению в пространстве и времени и

пр. Например, цилиндр, тросточка и ботинки, расположенные особым образом

на рисунке, вызывают представление о Чарли Чаплине.

3) Более сложное значение образуется по принципу обращения к образу,

хранящемуся в памяти, возникающему по принципу «так уже было». Это способ

называется параллелизмом. «Тот, кто в прошлый раз…» или «То, что в

прошлый раз…»

4) Сложное значение возникает на основе обобщения свойств, то есть

моделирования образа на основе выделения главных и второстепенных с точки

зрения смысла передаваемого сообщения деталей. Такой способ возникновения

значения называется метафорой. Для обобщения необходима совместная

деятельность ( или договоренность, то есть конвенция) людей, которые

производят одинаковые обобщения. В случае возникновения значения по типу

метафоры, вызываемое знаком представление ( десигнат) имеет общие черты с

денотатом.

5) Знак может не иметь предметного аналога, выражая абстрактное понятие,

например, «единорог».

6) Дополнительные значения знака возникают посредством ассоциаций. Такие

значения называются коннотативными значениями знака. Например, текст

рекламы «Мы всегда думаем о Вас», вызывает представление о домашней

технике «Сименс». Многократно повторенные события, следующие одно за

другим, порождают устойчивые связи между ними.

7) Продолжительные коннотации отсылают не к объекту, а к другим объектам,

связанным с первым. Например, понятие «красные» – название политического

движения большьшевиков .

Коннотации могут быть а) общечеловеческими; б) групповыми,

професиональными; в) индивидуальными.

Значение бывет, помимо предметного и смыслового, ещё и экспрессивным, то

есть связанным с выражением чувств, эмоций, настроений.

Связь между денотатом и десигнатом, описанная треугольником Фреге,

эволюционно появилась не сразу. Возможны упрощения схемы Фреге, которые

называются «преобразованиями треугольника Фреге».

1) Совпадение обозначения и выражения: имя, которое само содержит указание

на то, что оно выражает: «царевна-Несмеяна». Означающее строит смысл.

Вещь сближается с понятием.

2) Совпадение обозначения и объекта. Семиотика жестов, поз и т.д. Знак

является и физическим объектом, и может одновременно выражать нечто.

Например, имя героини сказки - Красная шапочка. Знак сближается с

денотатом. Таковы языки «слабой степени» ( см. далее).

3) Знак сближается с понятием. Это «сигнатуры», явление «панзнаковости».

Имя равно понятию. Знак сближается с десигнатом. Пример: фильм Федерико

Феллини «Амаркорд»: девочке ради оскорбления показывают жабу. Смысл: «Ты

противная, как эта жаба».

Указанные случаи (упрощения схемы Фреге) порождают значение из-за того, что

человеку свойственен фетишизм слов, т.е. представление о том, что смысл

исчерпывается наименованием.

Долгое время полагали, что многие функции языка, описанные только для

человека, чужды знаковым системам млекопитающих. Было принято считать, что

язык животных сходен с языком человека только одной своей функцией -

коммуникативной (т.е. функцией общения).

В настоящее время представление о знаковых системах животных

существенно изменилось. Было показано, что существование животных в

окружающей среде и сам процесс преобразования среды животными в ходе

жизнедеятельности среды своего существования носит знаковый (т.е. языковой)

характер. Интересно, что функции “языков”, которые полагали ранее общими

для человека, и для млекопитающих, в настоящее время полагаются

принадлежащими только человеку, и в то же время, некоторые из функций,

которые признавались только за знаковыми системами человека, сейчас

приписывают млкопитающим.

13. Специфика знаковых систем человека

Мы будем сравнивать знаковые системы человека и знаковые системы не всех

животных, а только высших млекопитающих, так как этим живым существам

свойственны от природы приблизительно одинаковые с нами возможности

ощущений. Конечно, уже на уровне восприятия человек, как культурное

существо, отличается от социальных млекопитающих. Сравнение, которое мы

попытаемся провести, характеризуется большой долей условности. Можно с

полным правом сказать, что для человека характерны человеческие заковые

системы, которые имеют качественное отличие от таковых у животных. Цель

нашего сравнения знаковых систем человека и животных - показать, что

“собственно человеческие” свойства человеческих знаковых систем

определяются не массой головного мозга, не строением голосового аппарата,

не массой нижней челюсти и даже не социальностью, которая характерна для

многих млекопитающих, ( в том числе и для млекопитающих, не ведущих

групповой образ жизни), а существованием человека в обществе.

Для начала определимся в основных понятиях.

1. Понятие “естественный язык” мы частично уравняем с понятием “знаковая

система”, полагая, что 1)понятие “знаковая система” шире и что 2)

естественный язык человека имеет некоторые качества, которых не имеют

другие знаковые системы человека и животных. Человеческий разговорный язык

(“естественный язык”) имеет звуковую природу. Звуковой знак, в отличие от

зрительного и ольфакторного знака животных, легко определим в своих

границах, имеет временную протяженность. Если пофантазировать, можно

предположить, что эволюционный процесс мог бы пойти по иному направлению, и

язык, выполняющий все те функции, которые выполняет человеческий язык, мог

быть сформирован на основе иных физических возможностей материальных тел,

например, на физике световых или электоромагнитных волн .

Длительное время существовавшее в антропологии и устаревшее в

настоящее время представление о причинной связи речевой функции со

строением нижней челюсти, подбородочного выступа, строением гортани и т.п.

было следствием гросподствовавших в эволюции представлении о закономерном

характере эволюционных изменеий и игнорировании фактора случайности. Можно

с некоторой долей уверености говорить лишь о корреляции, но не причинно-

следственной зависимости языка и речевой функции в том виде, в котором она

существует у современого человека, и анатомических факторов. Для говорения

эволюция не создала специальных органов, в порождении речи используются

органы, которые выполняли функции органов пищеварительной и дыхательной

систем.

Антропоморфная ориентация исследоватей языков животных долгое

время приводила к тому, что поиски языковых возможностей животных

начинались или сводились полностью к изучению коммуникаций

звукопроизносящих животных (напр.,таких, как говорящие попугаи и т.п.).

Первые опыты обучения обезьян человеческому языку заключались в обучении

обезьян человеческому звукопроизношению. Путь сравнения языков человека и

звуковых коммуникаций животных обречен на неуспех, так как для животных

звуковые знаки - не основные.

Тем не менее некоторые свойства знаковых систем млекопитающих,

общие с таковыми у человека, (групповая коммуникация) касаются как раз не

звуковых, а ольфакторных и зрительных сигналов. В то время как звуковые

сигналы животных не обладают всеми функциями знаковых систем, характерных

для млекопитающих.

Знаковые системы человека разнообразны, и к ним относится не только

звуковой язык повседневного общения - естественный язык. Но только для

звукового языка характерен специфический синтаксис, который при

определенных условиях обладает одновременно двумя свойствами: разговорный

синтаксис позволяет строить фразы высокой степени сложности, которые могут

быть восприняты после эмитирования и адресантом (отправителем) и

адресатом (получателем) в новом контексте, то есть быть полисемичными и

символичными.

Обращаясь при говорении к другому, человек накладывает на себя

неосознанные обязательства следовать общественным нормам. Бывает, что

контекст реального, высказывающий недопустимое в обществе желание,

преобразуется в контекст социально приемлемого (символического),

высказывающего той или иной степени невротический симптом, по принципу

метонимии (часть равна целому, где симптом есть часть, а желание - целое).

Это явление есть явление замещения, которое используется бессознательной

психикой для обмана психологической самоцензуры (супер-эго). Цензура

производит сдвиг ментальной энергии в мозгу, и мы вместо реального

произносим символическое. В образах, словах, мыслях, симптомах, ошибочных

действиях возможно еще и сгущение - конденсация, т.е совмещение нескольких

бессознательных желаний. Можно сказать, что символическое - это социально

приемлемый маленький кусочек подрывного )агрессивного) или неприличного

(эротического) реального, часть вместо целого.

Усвоение человеком языка в детстве уже в самом процессе

предполагает существование “другого”, чей язык усваивается и этот “другой”

постоянно, и в процессе высказывания, и к моменту завершения акта

высказывания, присутствует в психике взрослого человека в виде супер-эго и

идеал-эго.

Психоаналитик, лингвист-структуралист Жак Лакан утверждал, что

при диалоге двух субъектов незримо присутствуют социальные законы,

культурные нормы, характерные для данного общества. Эти нормы не позволяют

сообщить истину, если истина противоречит усвоенному закону (социальным

нравственным и культурным нормам, т.е Супер-эго). На страже истинного

сообщения всегда стоит цензура социального происхождения.

Цензура “производит” явление вытеснения. По Фрейду, культурно

неприемлемые идеи и желания вытесняются в бессознательную психику.

Вытеснению из сознания подвергаются две главные группы представлений и

переживаний: сексуальные и разрушительно-агрессивные (в социальной

терминологии - “неприличные” и “подрывные”).

В процессе говорения вытеснение проявляет себя как

несоответствие между означающим и означаемым ( то есть несоответствие между

словесным символом и истинной идеей). И тем не менее, по Лакану, истина

все равно сообщается, но сообщается “между строк”. Истину открывают

символы. Символ - это нечто, представляющее что-то другое. В самом

распространенном случае такими символами выступают ошибки речи и оговорки,

а так же метафоры.

Когда ребенок осваивает язык, он тем самым осваивает социальные

нормы и правила. Освоение языка есть способ вхождения в символический

порядок. Итак, язык, как носитель символического - это прежде всего

порядок; то, что занимает место фрейдовского Сверх-Я ( усвоенной ребенком

системы правил, моральных норм, оценок, культурно унаследованных от

родителей). Значение языка в процессе антропогенеза состоит в его

способности аккумулировать опыт и социальные нормы прежних поколений и

передавать их следующим поколениям.

Сам факт начала говорения в раннем детстве определяется в

современной психологии потребностью в нахождении “потерянного объекта”.

Практически, этим объектом выступает мать. Позже мать выступает символом

любого потерянного объекта. Слово «мама» заменяет образ матери и тем самым

служит целям психологической защиты.

Отделение от материнской груди, этого первого объекта

ребенка, порождает желание в означивании этого объекта, то есть в его

назывании. Слова “мама” и “mammalia” - “млекопитающие” на лат. языке - не

случайно созвучны. Человека сделало человеком желание слиться с идеалом,

сначала - поглотить способом “присвоения объекта”, а затем -

идентификацией, т.е. отождествлением с идеалом. В случаях разрушения

идеалов, то есть при нарушении желания идентификации с идеал-Я, человек

перестает заботиться о том, чтобы его высказывания были понятны окружающим

( аутизм, отказ от речи, изобилие понятных только одному говорящемусимволов

и множество неологизмов).

Знаковое общение человека и животных имеет функциональные

отличия. При языковом общении человека незримо присутствует всё общество:

негативно - в виде цензуры и позитивно – при словесном построении сугубо

человеческих смыслов. Животные же говорят только о животных смыслах.

14. Отличия языков человека и животных

Выделяют следующие отличия коммуникативной деятельности людей от таковой у

животных:

1. Языковое общение людей не всегда биологически релевантно, то есть часто

бывают ситуации, когда общение людей незначимо в биологическом отношении.

2. Языковое общение людей тесно связано с познавательными процессами. У

животных ориентировочные ( познавательные) процессы отделены от тех

механизмов и органов, с помощью которых передаются знаки-сообщения в

коммуникациях животных. Коммуникативные процессы у животных не участвуют в

построении моделей действительности. У человека уже восприятие, одна из

первых ступеней чувственного познания, опосредованно языком. Образы

человека – это словообразы. Преимущественно на основе языка у человека

функционируют память, воображение, внимание, мышление. При инстинктивном

общении животные отражают окружающий мир очень ограниченно, они только

реагируют на релизеры – знаковые стимулы. Инстинкты – это врожденные

реакции на стереотипные ситуации.

3. Языковое общение людей характеризуется как исключительным богатством

содержания, так и богатством форм. Человек может говорить о чем угодно,

животные же в своих сообщениях ограничены исключительно оперативной

информацией (животные говорят только о том, что происходит «здесь» и

«сейчас»). Вневременная и долговременная информация у животных усваивается

генетически.

4. Язык человека имеет многоуровневое строение, он иерархичен: из фонем

складываются части слова ( морфемы), из морфем – слова, из слов –

предсложения. Это делает речь людей членораздельной. У животных при

непосредственном общении особей нет знаков разного уровня, то есть простых

и сложных, составленных из простых. Например, в языках обезьяньих стад

используется около 30 звуковых сигналов, соответсвующих 30 стандартным

ситуациям (значениям), при этом все знаки являются не разложимыми на

значимые компоненты. В коммуникациях животных отдельное сообщение – это

одновременно и слово, и предложение, то есть сообщение нечленораздельно.

Лингвист К. Бюлер произвел функциональную классификацию знаков.

В коммуникациях человека, по- Бюлеру, может быть сделан акцент

на один из трех компонентов:

А) на отправителя знака; такое сообщение называется симптом. Симптомы

выражает внутреннюю сущность посылающего. Симптом не может быть отделен от

«знаконосителя». Например, повышенная температура больного – симптом для

врача. Симптом проявляется независимо от знаконосителя.

Б) на адресата (получателя знака); сообщение – сигнал. Сигнал отделен от

знаконосителя, он однозначен. Например, гневное выражение лица – сигнал для

собеседника.

В) на сам предмет сообщения; сообщение – «настоящий» знак, такой знак

всегда есть член знаковой системы с договоренным синтаксисом).

В коммуникациях животных эмитируются (испускаются) лишь

симптомы и сигналы ( в терминологии К.Бюлера), для «знаков» необходим

общественный договор или совместная деятельность по достижению общих целей,

отличных от биологических целей, чего у животных не наблюдается. Напр.,

красная окраска брюшка рыбы колюшки в брачный период – симптом для самки

как готовность к размножению и симптом для посторонних самцов как

готовность защищать свою территорию. У животных симптом четко адресован. У

животных способы подачи и трактовки сигналов наследуются генетически.

Животные легко могут научиться распознавать симптомы и сигналы человеческих

сообщений, клички и дрессировочные знаки, усвоенные животными – это знаки

по типу сигналов, так как они всегда требуют однозначного толкования, и не

допускают переносного смысла. «Символическое», «настоящее знаковое»

общение, в этом смысле, требует обязательно общественного договора.

Человеческий язык – общественный продукт.

Человеческие системы общения можно разделить на языки слабой и сильной

степени. В человеческом языке как системе общения бывают знаки:

А) служащие только для общения, их значение исключительно информационное и

коммуникативное ( например, естественный язык, нотная грамота, язык

химических формул, азбука Морзе и т.д.);

Б) знаки, которые помимо знаковой имеют и не знаковую природу:

1) мимика как проявление эмоций;

2) языки утилитарные – одежда, мода на те или иные вещи обихода, этикет,

правила проведения ритуалов – празднование Нового Года, сдача

вступительных экзаменов и т.д.

Если в языке используются знаки, которые могут использоваться для иных

функций, чем означивание (означивание -вызывание представлений о чем- либо

в пределах кода или общего смысла)– например, торжественная одежда кроме

сообщения об исключительности момента несет ещё функцию защиты от холода, -

такие языки называются «языками слабой степени» . Они характеризуются

след. свойствами:

1) как и языки «сильной степени», такие языки требуют договоренного

синтаксиса и семантики: не каждый пользователь способен прочитать

заключенное в них сообщение, для этого нужно быть погруженным в ту же

культурную традицию, что и испускатель знака;

2) их знаки обладают и практическим значением, кроме значения вызывать

представление у получателя знака, сходное с представлениями, имеющимися

у испускателя знака;

3) отсутствуют твердые правила употребления знаков языков слабой степени;

4) значения знаков языков слабой степени, кроме возникающих по

предварительной договоренности. Могут возникать из аналогии означаемого

и означающего. Иначе,кроме символических знаков (договоренных,

немотивированных), в качестве знаков языков слабой степени могут

употребляться иконические знаки ( знаки-признаки), в которых означаемое

имеет сходство с означающим;

5) степень мотивации сообщения (например., градация по типу важное-

неважное сообщение ) соотносится с экспрессией ( степенью

выраженности) знаков. «Кричащие» знаки свидетельствуют о важности

сообщения. Например, употребление в одежде редких, дорогих компонентов

свидетельствует об исключительности события, ради которого данная

одежда надевается.

Языки слобой степени филогенетически древнее, чем естественный язык

человека и имеют много общго с языками животных. Например, у животных

степень мотивации тоже соотносится с уровнем эксперессии знака по типу

иконических знаков: крики, издаваемые самцами-разведчиками у шимпанзе тем

интенсивнее, чем больше плодов они обнаружили на дереве.

Иконические знаки, которые человек использует в своем естественном

языке, сходны с употреблением знаков в языках слабой степени. Особое

значение в иконических знаках и знаках языков слабой степени уделяется

внешней форме знака, которая, в отличие от настоящего знака-символа (слова

), является мотивированной. Например, иконические глаголы куковать,

хрюкать, бибикать мотивированы происхождением от звукоподражаетльных слов.

Лингвист Ч.Хоккет, для того, чтобы сравнить язык человека с коммуникативным

поведение животных, выделил 7 основных свойств языка человека.

1) Двойственность. Человеческий язык обладает и формой, и содержанием.

Форма – фонологическая, звуковая оргшанизация естественного языка,

содержание – его смысловая организация, частично обеспечивающаяся

грамматикой. Внимание к форме сообщения называется поэтической функцией

языка. Красивое сообщение – это, как правило, экономное по форме

сообщение. Форма токого соообщения несет сама частично содержание.

Таковы поэтические тексты, реализующие, как правило, несколько смыслов:

сообщение об объекте, ритм, музыкальность, отсылку к прошлому опыту

(коннотативный смысл) или отсылку к прошлому звучанию – рифму и т.д.

2) Продуктивность. Живое существо способно создавать и понимать

бесконечное число сообщений, составленное из конечного числа имеющих

смысл единиц. Владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не

говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят.

3) Произвольность. Человек способен шифровать, кодировть свои сообщения

как ему угодно; если есть предварительная договоренность, код будет

понят. Смысл тоже может быть метафоричным. Например, говоря о «падении

неприступного града Иерусалимского», словами Библии, можно донести

сообщение о разрешении какой-то ранее недоступной проблемы и т.д. Если

между единицей языка и её смыслом нет явного и очевидного сходства, то

значение произвольно, возникает из общего смысла. Если смысловая

единица языка является чистым изображением заключенного в ней смысла,

то такая единица называется иконической.

4) Взаимозаменяемость. Этот термин означает, что любой организм, способный

посылать сообщения, должен быть способен и принимать их, т.е.

отправитель и получатель сообщения могут поменяться ролями.

5) Специализация. Коммуникативное сообщение специализировано, если

ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями

полученного сообщения. Общение специализировано в том случае, когда

животное лишь сообщает что-то, но не действует непосредственно.

Языковое значение обеспечивает частичную предсказуемость явления,

физическое воздействие обеспечивает стопроцентную предсказуемость

являения.

6) Перемещаемость. Сообщение является перемещаемым в той степени, в

которой предмет сообщения и его результат удалены во времени и

пространстве от источника сообщения.

7) Культурная преемственность. Язык достается человеку как часть

культурного наследия, хотя лишь генетическая предрасположенность делает

возможной такую форму обучения.

15. Научение

Большинство зоопсихологов в основу определения понятия “научение” кладут

принцип исключения. Научение - это такая модификация поведения, которая

возникает в результате индивидуального опыта особи, а не является

следствием роста, созревания, старения организма, или следствием утомления,

сенсорной адаптации.

В результате научения поведение может измениться следующим

образом:

1) могут возникнуть совершенно новые для данной особи поведенческие акты;

2) привычная поведенческая реакция будет вызываться стимулом, не бывшим

ранее с ней связанным;

3) возможно изменение вероятности или формы ответа, который возникал на

предъявленный стимул в данной ситуации.

Некоторые зоопсихологи полагают. что предложенное определение

научения (“выполнение приобретенной реакции”) бихевиористское, и предлагают

более широкое определение понятия “научение”.Предполагают , что в организме

может произойти какое-то изменение, создавшее потенциальную основу для

модифицированного поведения, но это изменение никогда не проявится во

внешних условиях. Согласно предложенной точки зрения, научение - это

изменение скорее в потенциальных возможностях поведения.

Понятие “научение” шире понятия “приспособительная коррекция”

поведения в изменяющейся среде, происходящая на основе индивидуального

опыта. Научение может быть не адаптивным для особи. ( Но выученное поведние

может только казаться неадаптивным. Пример - “дурные привычки” -

навязчивое, компульсивное поведение, цель которого - найти более приемлемый

способ защиты от когда-то пережитой психотравмы).

Многие рассматривают научение лишь как относительно стойкие

изменения в поведении. Стойкость - важная особенность результата научения у

позвоночных. У беспозвоночных новое поведение может сохраняться лишь

считанные минуты.

Научение у животных различных систематических групп имеет качественные

отличия. Тем не менее зоопсихологи-бихевиористы сформулировали “общие

закономерности научения”.

“Всеобщие законы научения:

1) “Закон эффекта” Торндайка. Для реакции, за которой следует

вознаграждение или состояние удовлетворения, вероятность повторения

возрастает, а для реакции, вызывающей вредное или неприятное последствие,

вероятность повторения снижается. (На людей закон не распространяется, тем

не менее большая часть правовой системы государственного регулирования

преступности построенна так, как будто бы этот закон применим к человеку);

2) Принцип наименьшего усилия Скиннера. Животные стремятся получить

вознаграждение самым быстрым и самым удобным способом;

3) Закон истинктивного смещения выученного поведения (сформулирован

супругами Бреландами – американскими зоопсихологами). “Выученное поведение

смещается в сторону инстинктивного всегда, когда сильные врожденные

инстинкты животного сходны с условной реакцией”. Закон подкрепления

недостаточен для того, чтобы преодолеть врожденные тенденции к определенным

видам поведения.

4) Закон Йеркса-Додсона. Наиболее успешно научение происходит при

оптимальной мотивации. Если мотивация превысит оптимум, научение будет

происходить медленнее и возрастет количество ошибок.

Классификация научения. В зоопсихологии есть два подхода к классификации

научения.

Первый подход к классификации научения принадлежит

необихевиористу Э. Толмену. Подход основан на осознании того факта, что

механизмы научения разнородны у представителей различных систематических

групп. (Подтверждением этому может выступать. например, поведение голубей,

решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами.

см. учебник Мак-Фарленда).

Толмен классифицировал способности животных и человека к научению

и выделил следующие группы способностей:

1) способность ожидать появления раздражителя и действовать в соответствии

с этим предвидением;

2) способность к различению и манипулированию;

3) способность к сохранению опыта;

4) способность предвидеть результат своих действий в случае альтернативного

выбора вариантов простых моторных реакций (лабиринт);

5) способность к формированию представлений, позволяющая сравнивать

альтернативные пути решения задачи;

6) “творческая гибкость”.

Для интерпретации условных рефлексов требуются только первые три

типа способностей. Обучение в лабиринте включает еще и четвертый тип

способностей. Для сложных форм обучения необходимы все перечисленные

способности.

(Как определить, что поведение в лабиринте - не сумма двигательных

рефлексов? Опустить лабиринт под воду).

Второй подход предполагает, что все многообразие выученного поведения можно

свести к нескольким основным типам. Таковы классификации Торпа, Годфруа,

Фабри. Первая трудность - сложно определить уровень, на котором должен

производиться анализ. Вероятно, на субклеточном уровне выученное поведение

самых различных типов может описываться одними и теми же процессами. На

физиологическом уровне многообразие выученного поведения можно так же

свести к двум процессам: процессам кратковременного и долговременного

хранения следов памяти. Можно свести все виды научения у животных к

безусловным и условным рефлексам.

Вторая трудность создания классификации научения касается выбора

принципа обобщения. Этот принцип во многом зависит от целей, которые

ставятся перед исследователем. Важно анализировать разнообразие видов

обучения именно на поведенческом уровне (т.е.с учетом адаптивности тех или

иных поведенченских актов, иначе можно «скатиться» на физиологический

уровень).

Рассмотрим классификацию научения, предложенную Ж.Годфруа. Классификация

основана на степени участия особи в процессе научения, причем при активном

участии организма выделяется еще и когнитивный уровень.

Классификация научения по Ж. Годфруа:

1. Реактивное (пассивное) научение:

1) привыкание;

2) сенсибилизация;

3) импринтинг;

4) условные рефлексы;

2. Оперантное (активное) научение:

1) “пробы и ошибки”;

2) формирование реакций;

3) научение путем наблюдения;

3. Когнитивное научение:

1) латентное научение;

2) психомоторный навык;

3) инсайт;

4) научение путём рассуждений.

Классификация научения по У.Торпу:

1. Привыкание (габитуация);

2. Ассоциативное научение:

а) классический условный рефлекс.

Синонимы: респондентное научение, условный

рефлекс первого рода;

б) оперантный условный рефлекс.

Синонимы:“пробы и ошибки”, условный рефлекс

второго рода,

инструментальное научение, научение по

Скиннеру;

3. Латентное (скрытое) научение;

4. Инсайт (озарение):

а) собственно инсайт (“улавливание отношений”);

б) подражание типа социального облегчения;

в) истинное подражание (“копирование поведенческих актов”);

5. Импринтинг (запечатление):

а) запечатление привязанности;

б) половой импринтинг.

Этологи выделяют облигатное и факультативное научение. Принцип -

необходимость той или иной реакции научения для выживания в стандартных

условиях. Облигатное (обязательное) научение - совокупность умений,

необходимая для выживания особи. Факультативное (не обязательное) научение

- умения, появляющиеся у некоторых особей в ответ на специфические условия.

Наблюдая млекопитающих в условиях антропогенной среды, этологи

выяснили, что у самок главную роль играет облигатное научение,

формирующееся преимущественно на воздействие факторов естественной природы.

В жизни самцов важнее факультативное научение, которое появляется в ответ

на действие

антропогенных факторов.

Классификация видов научения, предложенная в 1963 г. У.Торпом -

описательная по историческому принципу с моментами обобщения. Торп выделяет

виды научения, изучавшиеся зоопсихологами в тот или иной период развития

науки зоопсихологии. Торп “считает, что у различных видов могут быть разные

механизмы, ответственные за обучение; он оставляет открытым вопрос о том, в

какой мере случаи однотипного обучения у представителей разных

таксономичских типов обусловлены сходными механизмами”(Ханд).

16. Привыкание (Габитуация)

Привыкание (габитуация) - это исчезновение реакции или снижение вероятности

появления и интенсивности реакции , происходящее при неоднократном

повторении вызывающего реакцию раздражителя.

Габитуация - наиболее древний в филогенетическом отношении вид

научения, характерен даже для простейших и беспозвоночных.

Особенности этого феномена:

1) Спонтанное восстановление. После исчезновения реакция может

возобновиться при новом воздействии стимула, предъявленного через некоторое

время после привыкания к нему. Чем дольше стимул отсутствовал, тем больше

вероятность, что он снова вызовет начальную реакцию.

2) При проведении ряда повторных сеансов по выработке привыкания и проб на

спонтанное восстановление, скорость привыкания увеличивается ( развивается

потенция привыкания).

3) Генерализация. Привыкание к данному стимулу распространяется и на другие

сходные стимулы. Если, например, у животного происходит привыкание к тону

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов