Происхождение и эволюция человека
Происхождение и эволюция человека
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра ЭОУП
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по концепции современного естествознания
на тему:
ПРОИСХОЖДНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Выполнил: студент 4481 гр.
Проверил : зам. кафедры
Б.Л. Кузнецов
НАБ. ЧЕЛНЫ
1999 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА.
АВСТРАЛОПИТЕКИ.
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ.
ДРЕВНИЕ ЛЮДИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.
Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем
происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник
человек , отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и
народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба
материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время научные знания
были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения
человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в
своем труде «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал,
что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения,
как учит церковь. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при
современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей,
и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин. Роль социальных факторов, на
которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). К 80-м годам
нашего столетия многочисленные ископаемые находки и использование самых
разнообразных методов исследования позволили значительно прояснить вопросы
эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью
сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью
плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения,
дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных
обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних
этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных
животных. В возрасте 1,5 – 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а
позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство
зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие
особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с
животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток
редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной
перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки –
аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются
наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым
рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются
люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно
развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты,
атавизмы – бесспорные доказательства животного происхождения человека и
свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного
исторического развития органического мира.
По строению и физиологическим особенностям наиболее близкие
родственники человека – человекообразные обезьяны, или антропоиды (от греч.
антропос – человек). К ним относятся шимпанзе, горилла, орангутанг. О
близком родстве между человеком и антропоидами свидетельствуют сходные
детали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста, хватательная
кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма глаз
и ушей, одинаковое число резцов, клыков и коренных зубов; полная смена
молочных зубов и многое другое. Очень важны черты физиологического
сходства: общие группы крови, болезни (туберкулез, грипп, оспа, холера,
СПИД, воспаление легких) и паразиты (например, головная вошь); обнаружена
поразительная близость хромосомного аппарата. Диплоидное число хромосом
(2n) у всех человекообразных обезьян – 48, у человека – 46. Различие в
хромосомных числах обусловлено тем, что хромосома человека образована
слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сравнение белков
человека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательности
аминокислот отличаются у них лишь на 1%. Многие белки человека и шимпанзе,
например гормон роста, взаимозаменимы.
Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных
обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их
поведенческих реакций. В этом отношении особенно показательна их
способность использовать различные предметы в качестве простейших орудий.
Наиболее близок человек к африканским человекообразным обезьянам -–к
горилле и особенно к шимпанзе. В ДНК человека и шимпанзе не менее 90%
сходных генов. Изучение всех особенностей строения и развития показывает,
что человек принадлежит к семейству Гоминиды отряда Приматы класса
Млекопитающие. Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и
коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и
связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с
отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом,
уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями
конечностей (удлинение ног сравнительно с руками ), сводчатой стопой с
массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и
расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые
разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и
округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в
большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с
маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека
примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему (1000 –
1800 сммаленьк_ом отношении особенно п– по площади его поверхности, в 3-4
раза – по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в
которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек
обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие
лобной , теменной и височной долей мозга, наличие особого головного
мускула в гортани и других анатомических особенностей.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ф.Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными
обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.
Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их
помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же
используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило
зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В
процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись,
что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа
этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно
превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим
далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и
органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие
на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему
развитию» (Ф.Энгельс, К.Маркс Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 490).
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в
становлении человека .Труд, по его словам, - «… первое основное условие
всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном
смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. 2-е изд. Т. 20 С.486). Данные современной антропологии подтвердили
теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На протяжении
многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности,
более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической
летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий
труда той или иной степени сложности.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть
продукт труда многих поколений людей.
Предпосылки антропогенеза. Предполагается , что общие предки
человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие на
деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни,
вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел к прямо
хождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали
перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем
четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость.
Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка
стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние
конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения
стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда –
рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного
отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука не
только орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были орудия
охоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться более
калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на
жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое
значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому
у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник. Наряду с
прямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ
жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости
обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный
отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в
органы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужил
общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь – те
факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и
органов чувств человека . А это, в свою очередь, привело к усложнению
трудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах и
явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и
речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и
развивалась членораздельная речь. Переход к прямо хождению, стадный образ
жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в
качестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки очеловечивания, на
основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь
и мышление.
Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет
назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей
эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим
приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки
человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных
человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет
назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в
тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало
эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос –
обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные
остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе
имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной
коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили
современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной
Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше 5 млн. лет
назад, а следовательно, для эволюции предков человека путем отбора было
достаточно времени. Более поздние из австралопитеков явились, видимо,
непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» .
По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от
человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и
рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и
не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор
способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой
деятельности.
Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают
три этапа:
1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и
гейдельбергский
человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный
–
Homo sapiens).
3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и
современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и
не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около
2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.
Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет
(орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг
друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и
уничтожая более слабых.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены
сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они
пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных
камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным
волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в
пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический
вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный
отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза,
когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая
деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и
развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были
обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту
первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую
эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь,
одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название
они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти
свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50
– 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали
съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние
неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча
тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой
ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного
человека.
Современные люди. Возникновение людей современного физического
типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки
найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция)
было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного
типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом
физических особенностей , который характее-цами. Они обладали всем
комплексом физических особенностей , который характ-оитая членораздельная
речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ,
первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения,
совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные –
все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно
обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и
современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот
вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные
факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Движущие силы антропогенеза. В эволюции человека –
антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам
(изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный
опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности
человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и
передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых
этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к
быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность
передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде
разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все
более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного
отбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции
человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно
самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции,
стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты,
изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций в борьбе за существование
обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать
собой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо,
отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе
коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все
возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали
общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции
человека.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек – существо биологическое и социальное, что и определяет
его особое положение в природе и качественно отличает от всех других
организмов, Благодаря тому, что человек является биологическим существом,
его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям
наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в
условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу
человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для
развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа –
социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости,
удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание
длительности жизни одного поколения.
Социальная информация передается с помощью слова при обучении и
определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли
социально-экономических факторов – общественной формации, уровня
производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей
и рп. Человек как социальное существо эволюционирует быстрее, чем как
существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения
цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком,
живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности,
талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от
наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип
человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная
реализация его биологической организации возможна лишь в условиях
социальной среды.
Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция
человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного
отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида
возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы
большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза
(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность человеческого общества в
целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения
национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее
изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается
возможность проявления рецессивных генов. Средствами, контролирующими
эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных
факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие
способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных
условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего
общества.
ЛИТЕРАТУРА :
1. Биология: Пособие для подготовительных отделений и поступающих в вузы /
Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман; Под редакцией
Н.П. Соколовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,Высш.шк.,1994.- 399 с.
1. Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. М.,1954-1960.
1. Дарвин Ч. Соч. М.,1953, Т. 5, С.274.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 20, С. 486, С. 490.
|