Происхождение и эволюция человека
	
	Происхождение и эволюция человека
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
                      ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                      КАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
                                Кафедра ЭОУП 
                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
                  по концепции современного естествознания 
                                  на тему: 
                      ПРОИСХОЖДНИЕ  И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 
                                                  Выполнил: студент 4481 гр. 
                                       Проверил :  зам. кафедры 
                                           Б.Л. Кузнецов 
                                 НАБ. ЧЕЛНЫ 
                                   1999 г. 
                            С О Д Е Р Ж А Н И Е : 
1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. 
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 
ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОГЕНЕЗА. 
АВСТРАЛОПИТЕКИ. 
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ. 
ДРЕВНИЕ  ЛЮДИ. 
СОВРЕМЕННЫЕ  ЛЮДИ. 
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
1. ДОКОЗАТЕЛЬСТВО РОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. 
      Собственная  родословная    всегда  интересовала  людей  больше,   чем 
происхождение растений и животных. Попытки понять и  объяснить,  как  возник 
человек , отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных  племен  и 
народов. В  решении этой проблемы  особенно  обостренно  проявляется  борьба 
материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время  научные  знания 
были слишком отрывистыми и неполными, чтобы  решить  проблему  происхождения 
человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал  гипотезу,  а  в  1871  году  в 
своем труде «Происхождение человека и половой  отбор»  убедительно  доказал, 
что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом  божественного  творения, 
как учит церковь. «Если мы  не  станем  нарочито  закрывать  глаза,  то  при 
современном уровне знаний сможем приблизительно узнать  наших  прародителей, 
и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин. Роль социальных факторов,  на 
которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом  в  работе  «Роль 
труда в процессе превращения обезьяны  в  человека»  (1896).  К  80-м  годам 
нашего столетия многочисленные  ископаемые  находки  и  использование  самых 
разнообразных методов исследования позволили значительно  прояснить  вопросы 
эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно  с  полной  уверенностью 
сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек. 
      Общность человека  и  позвоночных  животных  подтверждается  общностью 
плана  их  строения:  скелет,  нервная  система,   системы   кровообращения, 
дыхания, пищеварения.  Особенно  убедительно  родство  человека  и  животных 
обнаруживается при сравнении  их  эмбрионального  развития.  На  его  ранних 
этапах зародыш человека трудно  отличить  от  зародышей  других  позвоночных 
животных.  В возрасте 1,5 – 3  месяцев  у  него  имеются  жаберные  щели,  а 
позвоночник  оканчивается  хвостом.   Очень   долго   сохраняется   сходство 
зародышей  человека  и  обезьяны.   Специфические   (видовые)   человеческие 
особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития. 
      Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства  человека  с 
животными. Рудиментов в теле человека около 90:  копчиковая  кость  (остаток 
редуцированного  хвоста);  складка  в  уголке  глаза  (остаток   мигательной 
перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки  – 
аппендикс и др.  Все  эти  рудименты  бесполезны  для  человека  и  являются 
наследием  животных  предков.  К  атавизмам  (необычайно   сильно   развитым 
рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко,  но   рождаются 
люди; обильный волосяной покров на  лице  и  теле;  многососковость,  сильно 
развитые клыки и др. 
      Общность плана строения, сходство  зародышевого  развития,  рудименты, 
атавизмы – бесспорные  доказательства  животного  происхождения  человека  и 
свидетельство того, что человек, как и  животные,  -  результат  длительного 
исторического развития органического мира. 
      По  строению   и   физиологическим   особенностям   наиболее   близкие 
родственники человека – человекообразные обезьяны, или антропоиды (от  греч. 
антропос – человек).  К  ним  относятся  шимпанзе,  горилла,  орангутанг.  О 
близком родстве  между  человеком  и  антропоидами  свидетельствуют  сходные 
детали строения: общий характер телосложения, редукция хвоста,  хватательная 
кисть с  плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, форма  глаз 
и ушей, одинаковое число резцов,  клыков  и  коренных  зубов;  полная  смена 
молочных  зубов  и  многое  другое.  Очень  важны   черты   физиологического 
сходства: общие группы крови,  болезни  (туберкулез,  грипп,  оспа,  холера, 
СПИД, воспаление легких) и  паразиты (например, головная  вошь);  обнаружена 
поразительная близость  хромосомного  аппарата.  Диплоидное  число  хромосом 
(2n) у всех человекообразных обезьян – 48,  у  человека  –  46.  Различие  в 
хромосомных  числах  обусловлено  тем,  что  хромосома  человека  образована 
слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у  шимпанзе.  Сравнение  белков 
человека  и  шимпанзе  показало,  что   в   44   белках   последовательности 
аминокислот отличаются у них лишь на 1%. Многие белки человека  и  шимпанзе, 
например гормон роста, взаимозаменимы. 
      Тщательное  изучение  высшей   нервной  деятельности  человекообразных 
обезьян  выявило  близость  этих  животных  к  человеку  и    по   ряду   их 
поведенческих  реакций.  В   этом   отношении   особенно   показательна   их 
способность использовать различные предметы в  качестве  простейших  орудий. 
Наиболее  близок  человек  к  африканским  человекообразным  обезьянам   -–к 
горилле и особенно к шимпанзе. В  ДНК  человека  и  шимпанзе  не  менее  90% 
сходных генов. Изучение всех особенностей строения  и  развития  показывает, 
что  человек  принадлежит  к  семейству  Гоминиды  отряда   Приматы   класса 
Млекопитающие. Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть  и 
коренные  отличия.  Только  человеку  присуще  истинное  прямо  хождение   и 
связанные  с  этим  особенности   строения    S-образного   позвоночника   с 
отчетливыми  шейными  и  поясничными  изгибами,  низким  расширенным  тазом, 
уплощенной  в  переднезаднем  направлении   грудной   клеткой,   пропорциями 
конечностей (удлинение ног  сравнительно с  руками  ),  сводчатой  стопой  с 
массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности  мускулатуры  и 
расположения внутренних органов. Кисть  человека  способна  выполнять  самые 
разнообразные и  высокоточные  движения.  Череп  человека  более  высокий  и 
округленный, не имеет сплошных  надбровных  дуг;  мозговая  часть  черепа  в 
большей степени преобладает над лицевой,  лоб  высокий,  челюсти  слабые,  с 
маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо  выражен.  Мозг  человека 
примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему (1000  – 
1800 сммаленьк_ом отношении особенно п– по площади его  поверхности,  в  3-4 
раза – по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий  мозга,  в 
которых  расположены  важнейшие  центры  психики  и  речи.  Только   человек 
обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно  развитие 
лобной ,  теменной  и  височной   долей  мозга,  наличие  особого  головного 
мускула в гортани и других анатомических особенностей. 
                            2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА 
      Ф.Энгельс о роли труда  в  превращении  древних  обезьян  в  человека. 
Глубокие,  качественные  различия  между   человеком   и   человекообразными 
обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью  людей. 
Отличительная черта человека – создание и  применение  орудий  труда.  С  их 
помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные  же 
используют лишь данное природой. Применение  орудий  труда  резко  уменьшило 
зависимость человека от природы, ослабило действие естественного  отбора,  В 
процессе труда (совместная охота, изготовление орудий )  люди  объединялись, 
что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как  способа 
этого  общения.  Под  влиянием  труда  и  речи  «мозг  обезьяны   постепенно 
превратился в человеческий мозг, который  при  всем  сходстве  с  обезьяньим 
далеко превосходит  его  по  величине  и  совершенству».  Развитие  мозга  и 
органов чувств, совершенствование сознания «оказывало  обратное  воздействие 
на труд и на язык, давая обоим  все  новые  и  новые  толчки  к  дальнейшему 
развитию» (Ф.Энгельс, К.Маркс Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 490). 
      Энгельс   впервые  указал  на  роль  труда  как  решающего  фактора  в 
становлении человека .Труд, по его словам,  -  «…  первое  основное  условие 
всей человеческой жизни, и притом  в  такой  степени,  что  мы  в  известном 
смысле должны сказать: труд создал самого человека» (Маркс  К.,  Энгельс  Ф. 
Соч. 2-е изд. Т. 20  С.486).  Данные  современной  антропологии  подтвердили 
теорию Ф. Энгельса о роли труда  в  происхождении  человека.  На  протяжении 
многих  миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной  деятельности, 
более смекалистых, с более ловкими руками. На всем  пути  палеонтологической 
летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки  орудий 
труда той или иной степени сложности. 
      Все условия материальной и духовной жизни современного  человека  есть 
продукт труда многих поколений людей. 
      Предпосылки  антропогенеза.  Предполагается   ,   что   общие   предки 
человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие  на 
деревьях  в  тропических  лесах.  Переход  их  к  наземному  образу   жизни, 
вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел  к  прямо 
хождению. Выпрямленное положение  тела  и  перенос  центра  тяжести  вызвали 
перестройку   дугообразного   позвоночного   столба,   свойственного    всем 
четвероногим  животным,   на   S-образный,   что   придало   ему   гибкость. 
Образовалась сводчатая пружинящая  стопа,  расширился  таз,  грудная  клетка 
стала  шире  и  короче,  челюстной  аппарат  легче  и  главное  –   передние 
конечности освободились от  необходимости  поддерживать  тело,  их  движения 
стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. 
      Переход от  использования предметов  к  изготовлению  орудий  труда  – 
рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция  руки  шла  путем  естественного 
отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом,  рука  не 
только орган труда, но и его продукт. Первыми  орудиями  труда  были  орудия 
охоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться   более 
калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища  уменьшила  нагрузку  на 
жевательный  и  пищеварительный   аппараты,  в  связи  с  чем  потерял  свое 
значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень,  к  которому 
у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче  кишечник.  Наряду  с 
прямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза  явился  стадный  образ 
жизни, который  по  мере  развития  трудовой  деятельности  и  необходимости 
обмениваться сигналами обусловил развитие  членораздельной  речи.  Медленный 
отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой  аппарат  обезьян  в 
органы   речи   человека.   Первопричиной   возникновения   языка   послужил 
общественно-трудовой процесс. Труд, а затем  и  членораздельная  речь  –  те 
факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию  мозга  и 
органов чувств человека . А  это,  в  свою  очередь,  привело  к  усложнению 
трудовой деятельности. Конкретные представления об  окружающих  предметах  и 
явлениях  обобщались  в  абстрактные  понятия,  развивались  мыслительные  и 
речевые  способности.   Формировалась   высшая   нервная   деятельность,   и 
развивалась членораздельная речь. Переход к прямо  хождению,  стадный  образ 
жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование  предметов  в 
качестве орудий для охоты и  защиты  –  те  предпосылки  очеловечивания,  на 
основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность,  речь 
и мышление. 
          Предшественники человека.    В начале кайнозоя, более 40 млн.  лет 
назад, появились  первые  приматы.   От  них  обособились  несколько  ветвей 
эволюции,  приведших  к  современным  человекообразным   обезьянам,   другим 
приматам и человеку.  Современные  человекообразные  обезьяны  –  не  предки 
человека, но происходят от общих с ним,  уже  вымерших  предков  –  наземных 
человекообразных обезьян – дриопитеков. Они  появились  17  –  18  млн.  лет 
назад, в конце неогена,  и  вымерли  около  8  млн.  лет  назад.  Обитали  в 
тропических  лесах.  Некоторые  их  популяции  и  положили,  видимо,  начало 
эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам. 
          Австралопитеки  (от  лат.  Australis  –  южный,  греч.  питекос  – 
обезьяна) – вымершая группа  гоминид  (прямоходящих  приматов).Их  скелетные 
остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа  размером  с  шимпанзе 
имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение  черепной 
коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см )  они  не  превосходили 
современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в  Восточной 
Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше  5  млн.  лет 
назад, а следовательно, для эволюции  предков  человека  путем  отбора  было 
достаточно  времени.  Более  поздние  из  австралопитеков  явились,  видимо, 
непосредственными предками людей. Они получили название «человек  умелый»  . 
По  своему   внешнему  виду  и  строению  человек  умелый  не  отличался  от 
человекообразных обезьян, но уже  умел  изготовлять  примитивные  режущие  и 
рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на  путь  очеловечивания  и 
не закончив его, погибли  в  борьбе  за  существование.  Естественный  отбор 
способствовал выживанию особей  и  групп,  обладающих  навыками  к  трудовой 
деятельности. 
          Этапы становления человека. В эволюции человека  (Homo)  различают 
три этапа: 
1.  Древнейшие  люди,  к  которым   относятся   питекантроп,   синантроп   и 
   гейдельбергский 
  человек  (вид человек прямоходящий – Homo erectus). 
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек  разумный 
   – 
    Homo sapiens). 
3.  Современные   (новые)  люди,  включающие   ископаемых   кроманьонцев   и 
  современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens). 
       Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и 
не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились  около 
2 млн.  лет,  а  современный  человек  –  не  позднее  50  тыс.  лет  назад. 
Древнейшие следы  трудовой  деятельности  датируются  2,5  –  2,8  млн.  лет 
(орудия из Эфиопии). Многие популяции человека  разумного  не  сменяли  друг 
друга последовательно, а жили одновременно, ведя  борьбу за существование  и 
уничтожая более слабых. 
                   Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. 
                   Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были  обнаружены 
сначала на о. Ява в 1891  году  Е.  Дюбуа,  а  затем  в  ряде  других  мест. 
Питекантропы ходили на  двух  ногах,  объем  мозга  у  них  увеличился,  они 
пользовались примитивными орудиями труда в  виде дубин и  слегка  обтесанных 
камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги,  полусогнутое  тело  с  обильным 
волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое. 
                Синантроп, останки которого найдены в  1927  –  1937  гг.  в 
пещере близ Пекина, во многом сходен  с  питекантропом,  это  географический 
вариант человека прямоходящего. Синантропы  уже умели поддерживать огонь. 
             Основным фактором эволюции древнейших  людей  был  естественный 
отбор. 
                Древние люди  характеризуют  следующий  этап  антропогенеза, 
когда в  эволюции  начинают  играть  роль  и  социальные  факторы:  трудовая 
деятельность в группах, которыми они жили, совместная   борьба  за  жизнь  и 
развитие интеллекта. К ним относятся  неандертальцы,  останки  которых  были 
обнаружены в Европе, Азии, Африке.  Свое  название  они  получили  по  месту 
первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы  жили  в  ледниковую 
эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно  поддерживали  огонь, 
одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев  много  совершеннее  и  имеют 
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее  и  имеют 
некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия.  Настоящие  название 
они получили по месту первой находки в долине  р.  Неандер  (ФРГ).   челюсти 
свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по  50 
– 100 человек.  Мужчины  коллективно  охотились,  женщины  и  дети  собирали 
съедобные  корни  и   плоды,   старики   изготавливали   орудия.   Последние 
неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были  ими  оконча 
       тельно  вытеснены.  Часть  ученых  считают  неандертальцев  тупиковой 
ветвью  эволюции  гоминид,  не  участвовавшей  в  формировании  современного 
человека. 
          Современные люди.  Возникновение  людей  современного  физического 
типа произошло относительно недавно, около 50 тыс.  лет  назад.  Их  останки 
найдены в Европе, Азии, Африке и  Австралии.  В  гроте  Кроманьон  (Франция) 
было обнаружено  сразу  несколько  скелетов  ископаемых  людей  современного 
типа,  которых  и  назвали  кроманьонцами.  Они  обладали  всем   комплексом 
физических  особенностей  ,  который  характее-цами.   Они   обладали   всем 
комплексом физических особенностей ,  который  характ-оитая  членораздельная 
речь, на что указывал развитый подбородочный  выступ;  строительство  жилищ, 
первые   зачатки   искусства   (наскальные   рисунки),   одежда   украшения, 
совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные  – 
все  свидетельствует  о  том,  что  это  настоящий   человек,   окончательно 
обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы,  кроманьонцы  и 
современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек  разумный;  этот 
вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад. 
                В эволюции кроманьонцев большое  значение  имели  социальные 
факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта. 
                 Движущие  силы  антропогенеза.  В   эволюции   человека   – 
антропогенезе – важнейшая роль принадлежит не только биологическим  факторам 
(изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь,  накопленный 
опыт  трудовой  деятельности   и   общественного   поведения).   Особенности 
человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически  и 
передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения.  На  первых 
этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость  к 
быстро   меняющимся   обстоятельствам.   Однако   впоследствии   способность 
передавать  из  поколения  в  поколение  генетические  приобретения  в  виде 
разнообразной научно-технической и культурной информации  стала  играть  все 
более важную роль, освобождая человека от  жесткого  контроля  естественного 
отбора. Социальные  закономерности  приобрели  важное  значение  в  эволюции 
человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не  обязательно 
самые сильные, а  те,  кто  сохранял  слабых:  детей  -  будущее  популяции, 
стариков  –  хранителей  информации  о  способах   выжить   (приемы   охоты, 
изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций  в  борьбе  за  существование 
обеспечивалась не только силой  и  разумом,  но  и  способностью  жертвовать 
собой   во  имя   семьи,   племени.   Человек   –   общественное   существо, 
отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на  основе 
коллективного труда. 
          В эволюции человека  разумного  социальные  отношения  играют  все 
возрастающую  роль. Для людей современных ведущими и   определяющими   стали 
общественно-трудовые отношения. В  этом  качественное  своеобразие  эволюции 
человека. 
                                3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
          Человек – существо биологическое и социальное, что  и   определяет 
его особое положение  в  природе  и  качественно  отличает  от  всех  других 
организмов, Благодаря тому, что человек  является  биологическим  существом, 
его  эволюционное  развитие  подчиняется   всем   основным   закономерностям 
наследственности и  изменчивости.  Реализация  наследственной  информации  в 
условиях  определенной  внешней  среды   формирует   биологическую   природу 
человека  - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки  для 
развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа  – 
социальную. В процессе очеловечивания  происходит  уменьшение  плодовитости, 
удлинение  периода  детства,  замедление  полового  созревания,  возрастание 
длительности жизни одного поколения. 
          Социальная информация передается с помощью слова  при  обучении  и 
определяет духовный облик индивидуума. Она создается при  доминирующей  роли 
социально-экономических   факторов   –   общественной    формации,    уровня 
производственных сил, производственных отношений, национальных  особенностей 
и рп. Человек  как  социальное  существо  эволюционирует  быстрее,  чем  как 
существо   биологическое,   поэтому,   несмотря   на   огромные   достижения 
цивилизации,  между  человеком,  жившим  тысячелетия  назад,  и   человеком, 
живущим  сейчас,  нет  существенных  биологических  различий.   Способности, 
талант,   эмоциональность,   добродетели,   пороки   человека   зависят   от 
наследственного  предрасположения  и  действий  социальной  среды.   Генотип 
человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а  полная 
реализация  его  биологической  организации   возможна   лишь   в   условиях 
социальной среды. 
          Хотя  мутационный  процесс  продолжается,  биологическая  эволюция 
человека  будет  и  далее  замедляться  благодаря  ослаблению  естественного 
отбора, прекращению его  видообразующей  функции.  Однако  в  пределах  вида 
возможны колебания:  в   длине  тела  (доспехи  средневековых  рыцарей  малы 
большинству   современных   европейцев),   изменении    темпов    онтогенеза 
(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность  человеческого  общества  в 
целом  возрастает,  так  как  по  мере  развития   цивилизации,   устранения 
национальных и расовых барьеров  обеспечивается  обмен  генами  между  ранее 
изолированными популяциями,  увеличивается  гетерозиготность  и  уменьшается 
возможность  проявления  рецессивных  генов.   Средствами,   контролирующими 
эволюцию  человека,  являются  предохранение   от   воздействия   мутагенных 
факторов, разработка  методов  лечения  наследственных  болезней,  раскрытие 
способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание  оптимальных 
условий для обучения и воспитания, для повышения  культурного  уровня  всего 
общества. 
                                ЛИТЕРАТУРА : 
1. Биология: Пособие для подготовительных отделений и поступающих в вузы  / 
   Н.П. Соколова, И.И. Андреева, Л.Н. Катонова, Л.С. Родман; Под редакцией 
   Н.П. Соколовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.,Высш.шк.,1994.- 399 с. 
1. Вернадский В.И. Избранные сочинения в 6-ти томах. М.,1954-1960. 
1. Дарвин Ч. Соч. М.,1953, Т. 5, С.274. 
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 20, С. 486, С. 490. 
	
	
					
							 |