Развитие теории эволюции
	
	Развитие теории эволюции
Муниципальное общеобразовательное учреждение 
Средняя общеобразовательная школа №15 
М.О., г. Королев 
–––––––––––––––––––––––––––––– 
Реферат на тему: 
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ 
Работу выполнил: Бочаров Дмитрий Дм. 11"Б" 
2003 год. 
Содержание: 
I) Краткая история эволюционной теории до XVIII века.    3 
Эволюционные представления в древности.      3 
Упадок знаний в Средневековье.    3 
Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения.     4 
II) Карл Линней  6 
Система Карла Линнея:  7 
Понятие о виде.  7 
Номенклатура.    7 
Систематика животных.  8 
Систематика растений.  8 
Искусственность систематики Линнея.     9 
Нововвдедения Линнея.  9 
Взгляды Линнея на природу.   9 
Ш) Жан Батист Ламарк   11 
Ламарк об историческом развитии органической природы.    12 
Понятие градации 12 
Законы Ламарка.  14 
"Закон  упражнения и неупражнения органов".  14 
"Закон наследования приобретенных признаков" 15 
Происхождение человека.      16 
Выводы.     16 
IV) Жизнь и научная деятельность Чарльза Дарвина. (1809—1882).      18 
Изменчивость и наследственность.  20 
Искусственный отбор.   22 
Борьба за существование.     24 
Естественный отбор. Формы естественного отбора.    26 
V) Учение Мичурина — новый этап развития дарвинизма.     30 
Три этапа творческой деятельности И. В. Мичурина.  31 
VI) Список использованной литературы.   33 
Краткая история эволюционной теории до XVIII века. 
       Эволюционные представления в древности. 
       Идея развития живой природы — идея эволюции — прослеживается в трудах 
древних материалистов Индии,  Китая,  Месопотамии,  Египта,  Греции.  Еще  в 
начале 1 тысячелетия до  н.  э.  в  Индии  существовали  философские  школы, 
которые  отстаивали  идеи  развития  материального  мира  (в  том  числе   и 
органического)  из  «праматерии».  В  еще  более  древних  текстах   Аюр-вед 
утверждается, что человек произошел от обезьян, живших  около  18  млн.  лет 
назад  (при  переводе   на   современное   летоисчисчеление   на   материке, 
объединявшем Индостан и  юго-восточную  Азию.  Примерно  4  млн.  лет  назад 
предки современных людей, якобы, перешли  к  коллективному  добыванию  пищи, 
что  дало  им  возможность  делать  запасы.  Современный  человек,  по  этим 
представлениям, появился немного менее 1 млн. лет назад. Конечно,  это  были 
лишь гениальные догадки, основанные на прекрасном знании  анатомии  человека 
и животных. 
       В Китае за 2 тыс. лет до н. э. проводилась селекция крупного рогатого 
скота, лошадей и декоративных растений. В конце 1 тысячелетия до н.  э.  там 
существовала  классификация  растений  (косточковые,   стручковые,   сочные, 
стелющиеся, кустарники и т. п.). В это же время в Китае были  распространены 
учения о возможности превращения одних живых существ в процессе  эволюции  в 
другие. Тесные связи стран  Древнего  мира  сделали  эти  знания  достоянием 
философов стран Средиземноморья, где они  получили  дальнейшее  развитие.  У 
Аристотеля (IV в. до н. э.) уже  встречаемся  стройная  система  взглядов  о 
развитии живой природы, основанная на анализе общего плана  строения  высших 
животных,  гомологии  и  корреляции  органов.  Фундаментальные  произведения 
Аристотеля  «О  частях  животных»,  «История  животных»,  «О   возникновении 
животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии. 
       Однако, несмотря на внешнюю близость древних и  наших  представлений, 
взгляды  древних  мыслителей  носили  характер   отвлеченных   умозрительных 
доктрин. 
       Упадок знаний в Средневековье. 
       После почти двухтысячелетнего развития знаний в Древнем мире—  Китае, 
Индии,  Египте,  Греции  —  в  Европе  на  много  веков  наступает   мрачное 
средневековье, «темная ночь для естествознания». Людей  сжигали  на  кострах 
не только за высказывание  идеи  развития  природы,  но  и  за  чтение  книг 
древних естествоиспытателей и философов.  Насильственное  внедрение  веры  в 
науку превращает последнюю в придаток религии. 
       На все развитие мира церковным учением отводилось около 6  тыс.  лет, 
столетиями сохраняется  как  официальная  точка  зрения  о  сотворении  мира 
господом-богом за 4004 года  до  н.  э.  Изучение  природы  было  фактически 
запрещено; сотни талантливых ученых,  тысячи  и  тысячи  древних  книг  были 
уничтожены за это  время.  Только  в  Испании  на  кострах  инквизиции  было 
сожжено  около  35  тыс.  человек  и  более  300  тыс.  подвергнуты  пыткам. 
Последний официальный костер инквизиции горел в 1826 г.  Конечно,  и  в  эти 
годы   шло   накопление   естественнонаучных   знаний   (в   монастырях    и 
университетах). 
       Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения. 
       На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения (XV—-XVI вв.). С ее 
наступлением   вновь    получают    распространение    сочинения    античных 
натуралистов.  Книги  Аристотеля  и  других  античных  авторов  попадают   в 
европейские страны из Северной Африки и Испании в переводах с  арабского.  В 
результате  развития  торговли  и  мореплавания  быстро  растут   знания   о 
многообразии органического мира, происходит инвентаризация флоры и фауны.  В 
XVI в. появляются первые  многотомные  описания  животного  и  растительного 
мира, блестящих успехов достигает анатомия, В  XVII  в.  У.  Гарвей  создает 
учение о кровообращении, а Р. Гук, М.. Мальпиги и другие закладывают  основы 
микроскопии   и   изучения   клеточного   строения   организмов.    Растущие 
естественнонаучные знания нуждались в  систематизации  и  обобщении.  Первый 
этап процесса систематизации биологических знаний  завершается  в  XVIII  в. 
работами великого шведского естествоиспытателя К. Линнея (1707—1778). 
       Идеи  эволюции  начинают  все  отчетливее  прослеживаться  в   трудах 
натуралистов и философов. Еще Г. Лейбниц  (1646—1716)  провозгласил  принцип 
градации живых существ и  предсказал  существование  переходных  форм  между 
растениями  и  животными.  Принцип  градации  в  дальнейшем  был  развит   в 
представлении о «лестнице  существ»,  которая  для  одних  стала  выражением 
идеальной  непрерывности  в  строении,  а  для  других   —   доказательством 
превращения,  эволюции  живой  природы.  В   1749   г.   начинает   выходить 
многотомная «Естественная история» Ж. Бюффона,  в  которой  он  обосновывает 
гипотезу о прошлом развитии Земли. По его мнению, она охватывает 80—90  тыс. 
лет, но лишь в последние  периоды  на  Земле  появляются  из  неорганических 
веществ живые организмы: сначала растения,  потом  животные  и  человек.  Ж. 
Бюффон  видел  доказательство  единства  происхождения  в   плане   строения 
животных и  объяснял  сходство  близких  форм  их  происхождением  от  общих 
предков. 
       Идея  эволюции  заложена  и  в   трудах   энциклопедиста   Д.   Дидро 
(1713—1784):  мелкие  изменения  всех   существ   и   длительность   времени 
существования   Земли    могут    объяснить    возникновение    разнообразия 
органического мира. П. Мопертюи (1698—1759) высказывает  гениальные  догадки 
о корпускулярной природе  наследственности,  эволюционной  роли  уничтожения 
форм, не -приспособленных к  существованию,  значении  изоляции  в  развитии 
новых форм. Дед Ч. Дарвина  Э.  Дарвин  (1731  —1802)  в  поэтической  форме 
утверждает принцип единства происхождения  всех  живых  существ,  указывает, 
что органический мир развивался миллионы лет. К.  Линней  в  последние  годы 
жизни также приходит к признанию эволюции, считая, что близкие  виды  внутри 
рода развились естественным путем, без участия божественной силы. 
       Во второй половине XVIII в. эпоха Просвещения доходит и до России:  в 
той   или   иной   форме   эволюционные   взгляды   характерны   для   таких 
естествоиспытателей, как М. В. Ломоносов, К. Ф. Вольф, П. С. Паллас,  А.  Н. 
Радищев. М. В.  Ломоносов  в  трактате  «О  слоях  земных»  (1763)  писал  — 
«...напрасно  многие  думают,  что  все  как  мы  видим,   сначала   творцом 
создано...». 
       Характеризуя развитие эволюционной мысли в эту эпоху, можно  сказать, 
что  в  это  время  происходит  интенсивное  накопление  естественнонаучного 
материала. Наиболее прозорливые исследователи пытаются перейти  от  простого 
описания  имеющегося  в  природе  материала   к   объяснению   возникновения 
разнообразных форм. В XVIII в. наблюдается все обостряющаяся  борьба  старых 
идей креационизма (как концепции сотворения мира)  и  новых  —  эволюционных 
идей. 
Карл Линней 
       К XVIII в. учёные и любители природы проделали  огромную  работу,  по 
всему свету собирая и описывая растения и  животных.  Но  ориентироваться  в 
накопленном ими океане сведений становилось всё труднее. Обобщил и привёл  в 
систему эти знания  шведский  натуралист  Карл  Линней.  Он  заложил  основы 
современной систематики. 
       Родился Карл Линней 23 мая 1707  г.  в  семье  сельского  священника. 
Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому,  особенно  —  к 
цветам. 
       Но к школьным  занятиям  будущий  президент  Шведской  академии  наук 
оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему  латинский  язык.  Учителя 
говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу — лучше  обучить  его 
какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил  отдать  Карла  на  выучку  к 
сапожнику. 
       И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач 
не уговорил отца мальчика позволить ему изучать  медицину.  Кроме  того,  он 
помог Карлу закончить гимназию. 
       Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд 
и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно. 
       Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского  университета 
предложило ему отправиться в научное путешествие по северной  Скандинавии  — 
Лапландии, чтобы исследовать её природу. Весь свой багаж он нёс  на  плечах. 
Во время этого путешествия  он  питался  чем  придётся,  едва  выбирался  из 
болотных топей, сражался с комарами. А один  раз  столкнулся  с  противником 
посерьёзнее — разбойником,  который  чуть  не  убил  его.  Невзирая  на  все 
препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии. 
       На родине  Линнею  не  удавалось  найти  себе  постоянной  работы  по 
специальности, и на несколько лет он переехал  в  Голландию,  где  заведовал 
одним из лучших ботанических садов страны. 
       Здесь он получил учёную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет 
его самая известная работа «Система природы».  При  жизни  Линнея  вышло  12 
изданий этой книги. Всё это время Линней постоянно дополнял  её  и  увеличил 
её объём с 14 страниц до 3 томов. 
       Система Карла Линнея: 
       Понятие о виде. 
       Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и 
животных, необходима была  какая-то  единица  систематики.  Такой  единицей, 
общей для всего живого, Линней  считал  вид.   Видом  Линней  назвал  группу 
особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид  состоит 
из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство.  Например,  лесная 
малина - это один вид, костяника другой, морошка третий  вид  растений.  Все 
кошки домашние составляют один вид,  тигры  -  другой,  львы  -  третий  вид 
животных. Следовательно, Весь органический мир состоит  из  различных  видов 
растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из  отдельных  звеньев 
- видов. 
       Линней открыл и описал  около 1500 видов растений и свыше  400  видов 
животных, он распределил все виды растений и животных по крупным  группам  - 
классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый  род 
Линней составил из сходных видов. 
       Номенклатура. 
       Давать названия видам Линней стал на той самой  латыни,  которая  так 
	
	
					
							 |