Рефераты

Развитие теории эволюции

Развитие теории эволюции

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15

М.О., г. Королев

––––––––––––––––––––––––––––––

Реферат на тему:

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

Работу выполнил: Бочаров Дмитрий Дм. 11"Б"

2003 год.

Содержание:

I) Краткая история эволюционной теории до XVIII века. 3

Эволюционные представления в древности. 3

Упадок знаний в Средневековье. 3

Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения. 4

II) Карл Линней 6

Система Карла Линнея: 7

Понятие о виде. 7

Номенклатура. 7

Систематика животных. 8

Систематика растений. 8

Искусственность систематики Линнея. 9

Нововвдедения Линнея. 9

Взгляды Линнея на природу. 9

Ш) Жан Батист Ламарк 11

Ламарк об историческом развитии органической природы. 12

Понятие градации 12

Законы Ламарка. 14

"Закон упражнения и неупражнения органов". 14

"Закон наследования приобретенных признаков" 15

Происхождение человека. 16

Выводы. 16

IV) Жизнь и научная деятельность Чарльза Дарвина. (1809—1882). 18

Изменчивость и наследственность. 20

Искусственный отбор. 22

Борьба за существование. 24

Естественный отбор. Формы естественного отбора. 26

V) Учение Мичурина — новый этап развития дарвинизма. 30

Три этапа творческой деятельности И. В. Мичурина. 31

VI) Список использованной литературы. 33

Краткая история эволюционной теории до XVIII века.

Эволюционные представления в древности.

Идея развития живой природы — идея эволюции — прослеживается в трудах

древних материалистов Индии, Китая, Месопотамии, Египта, Греции. Еще в

начале 1 тысячелетия до н. э. в Индии существовали философские школы,

которые отстаивали идеи развития материального мира (в том числе и

органического) из «праматерии». В еще более древних текстах Аюр-вед

утверждается, что человек произошел от обезьян, живших около 18 млн. лет

назад (при переводе на современное летоисчисчеление на материке,

объединявшем Индостан и юго-восточную Азию. Примерно 4 млн. лет назад

предки современных людей, якобы, перешли к коллективному добыванию пищи,

что дало им возможность делать запасы. Современный человек, по этим

представлениям, появился немного менее 1 млн. лет назад. Конечно, это были

лишь гениальные догадки, основанные на прекрасном знании анатомии человека

и животных.

В Китае за 2 тыс. лет до н. э. проводилась селекция крупного рогатого

скота, лошадей и декоративных растений. В конце 1 тысячелетия до н. э. там

существовала классификация растений (косточковые, стручковые, сочные,

стелющиеся, кустарники и т. п.). В это же время в Китае были распространены

учения о возможности превращения одних живых существ в процессе эволюции в

другие. Тесные связи стран Древнего мира сделали эти знания достоянием

философов стран Средиземноморья, где они получили дальнейшее развитие. У

Аристотеля (IV в. до н. э.) уже встречаемся стройная система взглядов о

развитии живой природы, основанная на анализе общего плана строения высших

животных, гомологии и корреляции органов. Фундаментальные произведения

Аристотеля «О частях животных», «История животных», «О возникновении

животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.

Однако, несмотря на внешнюю близость древних и наших представлений,

взгляды древних мыслителей носили характер отвлеченных умозрительных

доктрин.

Упадок знаний в Средневековье.

После почти двухтысячелетнего развития знаний в Древнем мире— Китае,

Индии, Египте, Греции — в Европе на много веков наступает мрачное

средневековье, «темная ночь для естествознания». Людей сжигали на кострах

не только за высказывание идеи развития природы, но и за чтение книг

древних естествоиспытателей и философов. Насильственное внедрение веры в

науку превращает последнюю в придаток религии.

На все развитие мира церковным учением отводилось около 6 тыс. лет,

столетиями сохраняется как официальная точка зрения о сотворении мира

господом-богом за 4004 года до н. э. Изучение природы было фактически

запрещено; сотни талантливых ученых, тысячи и тысячи древних книг были

уничтожены за это время. Только в Испании на кострах инквизиции было

сожжено около 35 тыс. человек и более 300 тыс. подвергнуты пыткам.

Последний официальный костер инквизиции горел в 1826 г. Конечно, и в эти

годы шло накопление естественнонаучных знаний (в монастырях и

университетах).

Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения.

На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения (XV—-XVI вв.). С ее

наступлением вновь получают распространение сочинения античных

натуралистов. Книги Аристотеля и других античных авторов попадают в

европейские страны из Северной Африки и Испании в переводах с арабского. В

результате развития торговли и мореплавания быстро растут знания о

многообразии органического мира, происходит инвентаризация флоры и фауны. В

XVI в. появляются первые многотомные описания животного и растительного

мира, блестящих успехов достигает анатомия, В XVII в. У. Гарвей создает

учение о кровообращении, а Р. Гук, М.. Мальпиги и другие закладывают основы

микроскопии и изучения клеточного строения организмов. Растущие

естественнонаучные знания нуждались в систематизации и обобщении. Первый

этап процесса систематизации биологических знаний завершается в XVIII в.

работами великого шведского естествоиспытателя К. Линнея (1707—1778).

Идеи эволюции начинают все отчетливее прослеживаться в трудах

натуралистов и философов. Еще Г. Лейбниц (1646—1716) провозгласил принцип

градации живых существ и предсказал существование переходных форм между

растениями и животными. Принцип градации в дальнейшем был развит в

представлении о «лестнице существ», которая для одних стала выражением

идеальной непрерывности в строении, а для других — доказательством

превращения, эволюции живой природы. В 1749 г. начинает выходить

многотомная «Естественная история» Ж. Бюффона, в которой он обосновывает

гипотезу о прошлом развитии Земли. По его мнению, она охватывает 80—90 тыс.

лет, но лишь в последние периоды на Земле появляются из неорганических

веществ живые организмы: сначала растения, потом животные и человек. Ж.

Бюффон видел доказательство единства происхождения в плане строения

животных и объяснял сходство близких форм их происхождением от общих

предков.

Идея эволюции заложена и в трудах энциклопедиста Д. Дидро

(1713—1784): мелкие изменения всех существ и длительность времени

существования Земли могут объяснить возникновение разнообразия

органического мира. П. Мопертюи (1698—1759) высказывает гениальные догадки

о корпускулярной природе наследственности, эволюционной роли уничтожения

форм, не -приспособленных к существованию, значении изоляции в развитии

новых форм. Дед Ч. Дарвина Э. Дарвин (1731 —1802) в поэтической форме

утверждает принцип единства происхождения всех живых существ, указывает,

что органический мир развивался миллионы лет. К. Линней в последние годы

жизни также приходит к признанию эволюции, считая, что близкие виды внутри

рода развились естественным путем, без участия божественной силы.

Во второй половине XVIII в. эпоха Просвещения доходит и до России: в

той или иной форме эволюционные взгляды характерны для таких

естествоиспытателей, как М. В. Ломоносов, К. Ф. Вольф, П. С. Паллас, А. Н.

Радищев. М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1763) писал —

«...напрасно многие думают, что все как мы видим, сначала творцом

создано...».

Характеризуя развитие эволюционной мысли в эту эпоху, можно сказать,

что в это время происходит интенсивное накопление естественнонаучного

материала. Наиболее прозорливые исследователи пытаются перейти от простого

описания имеющегося в природе материала к объяснению возникновения

разнообразных форм. В XVIII в. наблюдается все обостряющаяся борьба старых

идей креационизма (как концепции сотворения мира) и новых — эволюционных

идей.

Карл Линней

К XVIII в. учёные и любители природы проделали огромную работу, по

всему свету собирая и описывая растения и животных. Но ориентироваться в

накопленном ими океане сведений становилось всё труднее. Обобщил и привёл в

систему эти знания шведский натуралист Карл Линней. Он заложил основы

современной систематики.

Родился Карл Линней 23 мая 1707 г. в семье сельского священника.

Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому, особенно — к

цветам.

Но к школьным занятиям будущий президент Шведской академии наук

оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему латинский язык. Учителя

говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу — лучше обучить его

какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил отдать Карла на выучку к

сапожнику.

И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач

не уговорил отца мальчика позволить ему изучать медицину. Кроме того, он

помог Карлу закончить гимназию.

Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд

и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно.

Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского университета

предложило ему отправиться в научное путешествие по северной Скандинавии —

Лапландии, чтобы исследовать её природу. Весь свой багаж он нёс на плечах.

Во время этого путешествия он питался чем придётся, едва выбирался из

болотных топей, сражался с комарами. А один раз столкнулся с противником

посерьёзнее — разбойником, который чуть не убил его. Невзирая на все

препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии.

На родине Линнею не удавалось найти себе постоянной работы по

специальности, и на несколько лет он переехал в Голландию, где заведовал

одним из лучших ботанических садов страны.

Здесь он получил учёную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет

его самая известная работа «Система природы». При жизни Линнея вышло 12

изданий этой книги. Всё это время Линней постоянно дополнял её и увеличил

её объём с 14 страниц до 3 томов.

Система Карла Линнея:

Понятие о виде.

Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и

животных, необходима была какая-то единица систематики. Такой единицей,

общей для всего живого, Линней считал вид. Видом Линней назвал группу

особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид состоит

из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство. Например, лесная

малина - это один вид, костяника другой, морошка третий вид растений. Все

кошки домашние составляют один вид, тигры - другой, львы - третий вид

животных. Следовательно, Весь органический мир состоит из различных видов

растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из отдельных звеньев

- видов.

Линней открыл и описал около 1500 видов растений и свыше 400 видов

животных, он распределил все виды растений и животных по крупным группам -

классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый род

Линней составил из сходных видов.

Номенклатура.

Давать названия видам Линней стал на той самой латыни, которая так


© 2010 Собрание рефератов