Рефераты

Российские торговые системы, организаторы биржевой и внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и государственное регулирование их деятельности

Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими

специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была

создана при финансовом содействии правительства США.

Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших

российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, Ростелеком, РАО «Норильский

никель», АО «Юганскнефтегаз», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС

более 75 крупных компаний.

По оценкам брокеров к концу 1995 г. через РТС совершалось не более

10—15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных

московских брокеров — основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50%

оборота).

Однако ряд объективных причин привел к тому, что сейчас РТС является

основной торговой площадкой для корпоративных ценных бумаг, через которую

проходит около 80-90 % всего общероссийского объема торгуемых акций.[16]

Подробно деятельность Российской Торговой Системы будет рассмотрена в

последней главе данной работы.

1.2. Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1997 гг. в

России и его современное состояние.

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла

значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании

основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное

финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы

рынка капиталов.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение

доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий,

а от предприятий - к населению. Такое перераспределение доходов явилось

неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило

оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и

системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов

(финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и

юридических лиц осталась высокой

Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы

финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в

наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических

лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в

государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном

не связаны с финансированием производства, что отражает прежде всего

объективные трудности перехода к новой экономической системе.[17]

С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики действие

рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным образом в

мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты,

представляющие другие сферы экономики (приватизированные предприятия),

находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к

масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка

ценных бумаг.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов

развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками

способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г.

Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в 1991-

1995 годах, относятся:

а) масштабная приватизация и связанные с ней:

. выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских

ценных бумаг;

. выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;

б) развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и

бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а

также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных

бумаг;

в) кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении

финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских

обязательств, налоговых освобождений и векселей;

г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими

структурами, включая нелицензированные финансовые компании;

д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации

ценным бумагам на международные рынки капиталов.[18]

К основным сегментам рынка ценных бумаг, сформировавшихся в течение

1991-1996 годов, следует отнести, прежде всего, рынок государственных и

муниципальных долговых обязательств и рынок ценных бумаг приватизированных

предприятий (корпоративных ценных бумаг).

В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государственных

долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс

развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств

вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты

ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела к

появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых

инструментов - акций приватизированных предприятий. Быстрое развитие рынка

акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его инфраструктуры в

сочетании с динамичным развитием рынка государственных и муниципальных

ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных

бумаг и суррогатов ценных бумаг.

Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг

как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий,

уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и

мелких предприятий.

Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими структурами

показал высокую степень готовности населения к вложению средств в

финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Вместе с тем значительное

количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные

бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих

акционеров и вкладчиков. Первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах

осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной

правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка.

Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением

нелицензированных финансовых компаний, активно привлекавших в 1992-1994

годах средства населения на приобретение не обеспеченных реальными активами

ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг. Процесс привлечения новых средств

вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995

года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере

защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим

структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям) до 1995

года.

Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало

широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск

которых отражает стремление эмитентов обойти правовые ограничения и

уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском

классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.[19]

Негативные события 1992-1995 годов, являющиеся в значительной мере

типичными для всех возникающих рынков ценных бумаг, имели и положительный

эффект: изменилось отношение населения к рискованным инвестициям. Сегодня

только 4 процента населения готовы вкладывать сбережения в такие финансовые

инструменты рынка.

За период с 1992 по 1996 год произошло и первичное становление

инфраструктуры фондового рынка. Высокими темпами развивались все типы

посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения

количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже

вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные

группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг

представляют собой:

. коммерческие банки;

. брокерские фирмы;

. инвестиционные фонды различных типов;

. инфраструктурные организации (фондовые биржи, торговые системы,

регистраторы, депозитарные и расчетно- клиринговые организации и

другие).[20]

Одними из важнейших инфраструктурных единиц рынка ценных бумаг

являются структуры, занимающиеся непосредственно организацией торговли

различными инструментами фондового рынка. Данные структуры призваны

обеспечивать межинституциальное взаимодействие различных участников

фондового рынка, минимизировать риски, высочайшие на данной стадии развития

российского фондового рынка, всех участвующих сторон, защищать интересы

как инвесторов, так и эмитентов ценных бумаг, и, по возможности,

обеспечивать максимальную прозрачность и открытость фондового рынка.

1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на

нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций,

уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:

эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций

инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной

организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и

другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой

организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее

регулирование — это подчиненность деятельности данной организации

нормативным актам государства, других организаций, международным

соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и

все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные,

спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п..

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или

организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих

позиций различают:

. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными

органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций

регулирования;

. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг,

или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается

двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций

по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям

профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны,

последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация

получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной

организации;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;

в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-

то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой

начинаются те или иные регулятивные действия государства или

профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

. поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех

участников рынка;

. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных

лиц или организаций, от преступных организаций;

. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные

бумаги на основе спроса и предложения;

. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для

предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно

вознаграждается;

. в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых

обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений

и т.п.;

. воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей

(например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня

безработицы и т.д.).[21]

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

. создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка

законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и

других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на

общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

. отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг,

как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных

посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять

место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять

определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые

устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или

органами;

. контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил

функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими

контрольными органами;

систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на

рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения,

штрафы,

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом

зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но

одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую

практику мирового рынка ценных бумаг. Основными из указанных принципов

являются:[22]

. разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и

инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных

участников рынка — с другой. В первой связке регулируются отношения между

владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй —

отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и

профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или

между профессиональными участниками;

. выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е.

тех, которые выпускаются массово, сериями и могут быстро распространяться

и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги

нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими

инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам

рынка;

. максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех

участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных

участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками

рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях

на рынке;

. необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного

повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип

реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции

отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права

перед регулирующими органами — в нормах не упоминаются конкретные имена

или фирменные названия;

. при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить

из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться

одним лицом;

. обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей

решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и

его объективность;

. соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования

рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Нельзя не

учитывать и все растущую интеграцию национального фондового рынка с

международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования

рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового

рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные

регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, так как

повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг

между государственными и негосударственными органами управления

(коммерческими организациями, общественными организациями).

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

. эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

. инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных

предприятий.

. профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных

аукционов;

. регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

. верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему

судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование

со стороны общественных органов государственной власти. Система

государственного регулирования рынка включает:

. государственные и иные нормативные акты;

. государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на:

. прямое, или административное, управление;

. косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со

стороны государства осуществляется путем:

. установления обязательных требований ко всем участникам рынка

. ценных бумаг;

. регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

. лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

. обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

. поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг

осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении

экономические рычаги и капиталы:

. систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них);

. денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы

и др.);

. государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды

финансовых ресурсов и др.);

. государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия,

природные ресурсы и земли). [23]

Структура органов государственного регулирования российского рынка

ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. На начало 1996 г. ее

составляли: Высшие органы государственной власти: Государственная Дума

издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы,

поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие рынка ценных

бумаг в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами;

главная их цель — осуществление и ускорение процесса приватизации и

экономической реформы; Правительство — выпускает постановления, обычно в

развитие указов президента.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского

уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в

области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления

квалификационных требований и т.д. В течение последнего года функции ФКЦБ

значительно расширились: ей доверено исключительное право государственной

регистрации выпусков ценных бумаг, исключительное положение организации,

имеющей право лицензирования участников фондового рынка. В период

октябрьско - ноябрьского фондового кризиса, захлестнувшего и российский

рынок ценных бумаг ФКЦБ принимала участие совместно с Центральным банком в

программе по выводу из кризиса. В частности, Комиссия установила единый для

всех торговых площадок порядок расчета фондовых индексов и ввела жесткий

регламент торгов в зависимости от его изменения.

Министерство финансов РФ — министерство в составе Правительства — до

последнего времени регистрировало выпуски ценных бумаг корпораций (кроме

кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного

самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании,

инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с

ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и

регулирует их обращение.

Центральный банк РФ — федеральный орган, действующий на основании

закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций,

осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными

организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного

кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует

антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных

организаций, регулирует дятельность на рынке ценных бумаг клиринговых

организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с

ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт

капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает

антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных

бумаг страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок

ценных бумаг:

. Гражданский кодекс РФ, части 1 и II (1995—1996 гг.);

. Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);

. Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);

. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в

РСФСР» (1991 г.);

. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);

. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);

. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992

г.);

. Закон об акционерных обществах (1996 г.)

. Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);

. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г.

выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется

российский рынок ценных бумаг;

. Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются

регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их

разновидностях.

. Положения и постановления, принимаемые Федеральной Комиссией по ценным

бумагам и фондовому рынку.

Основным органом, контролирующем деятельность организаторов торговли

на рынке ценных бумаг согласно законодательству РФ является

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. ФКЦБ обладает

исключительным правом лицензирования деятельности организаторов

торговли, определяет статус и основные принципы деятельности биржевых

и внебиржевых систем, издаёт законы, регулирующие и контролирующие их

поведение на рынке. Основополагающими здесь являются Временное

положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на

рынке ценных бумаг и Временное положение о лицензировании видов

деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, принятые

19 декабря 1996г. Ключевыми принципами в данных положениях являются:

. Биржевая или внебиржевая система должна быть организована в форме

некоммерческого партнерства;

. Организация торговли – исключительный вид деятельности, т.е.

организатор торговли на рынке ценных бумаг не имеет права совмещать

данный вид деятельности ни с какой другой. До принятия Временного

положения фондовая биржа или организатор внебиржевой торговли имели

право заниматься, например, клиринговой деятельностью. Так на ММВБ

обслуживанием взаиморасчетов по государственным ценным бумагам

занимался Депозитарий ММВБ, однако сейчас, после вступления данного

положения в силу ММВБ вынуждена была сменить обслуживающий

депозитарий на Национальный Депозитарный Центр.

. Определены требования к минимальному собственному капиталу и

количеству членов для получения организатором внебиржевой торговли

или фондовой биржой лицензии;

. Введены основные положения листинга и делистинга ценных бумаг.

Глава II. Биржевой рынок ценных бумаг в России.

2.1. Торговля государственными ценными бумагами на

Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ).

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации

является крупнейшим заемщиком на российском рынке ценных бумаг. Вместе с

тем, несмотря на быстрый рост государственных заимствований в 1993-1996

годах, размер публичных заимствований на рынке ценных бумаг в процентном

отношении к валовому внутреннему продукту еще далек от размера

соответствующих заимствований на развитых рынках. Государство планирует

продолжать активное использование рынка ценных бумаг для финансирования

расходов федерального бюджета в части осуществления конкретных проектов и

целевых долгосрочных программ.

Основные задачи государства по определению объемов и сроков

заимствований на рынке ценных бумаг включают в себя:

. расширение практики заимствований на рынке ценных бумаг для покрытия

дефицита федерального бюджета в части финансирования целевых долгосрочных

программ и обслуживания накопленного государственного долга;

. стабилизация режима привлечения средств в государственные ценные бумаги

(обеспечение планового характера поступлений в общем контексте бюджетной

политики) и рынка ценных бумаг;

. целенаправленная последовательная работа по снижению стоимости

заимствований на рынке ценных бумаг;

. функциональное разделение государственных ценных бумаг на инструменты

денежного рынка (краткосрочные государственные бумаги) и инструменты

рынка капиталов (облигации со сроком погашения свыше одного гола,

выпускаемые для финансирования конкретных проектов и целевых долгосрочных

программ);

. выпуск широкого спектра финансовых инструментов для удовлетворения

потребностей различных групп инвесторов (население, институциональные

инвесторы, банки и другие группы), выпуск дисконтных ценных бумаг и

ценных бумаг с купоном, выпуск купонных бумаг как с фиксированным

процентом, так и с плавающей ставкой; последовательная либерализация

допуска нерезидентов на рынок государственного долга;

. обеспечение скоординированных действий федеральных органов

государственной власти и органов государственной власти субъектов

Российской Федерации по привлечению заемных средств через механизмы рынка

ценных бумаг.

В целях поддержания надежности и доступности государственных ценных

бумаг для инвесторов Российская Федерация как заемщик:

. осуществит на основе новейших компьютерных технологий создание

государственной долговой книги и обеспечит возможность прямого владения

ценными бумагами любым группам инвесторов;

. не будет принуждать инвесторов принимать на себя риски третьих лиц в

связи с хранением и обслуживанием государственных ценных бумаг;

. будет стимулировать развитие механизмов, обеспечивающих доступ

максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных ценных

бумаг, и прежде всего всех форм коллективных инвестиций.

. Государство также будет активно способствовать развитию и использованию

расчетных, депозитарных и клиринговых систем (включая использование

платежных систем Центрального банка Российской Федерации и

Сберегательного банка Российской Федерации). [24]

Государственный долг, выраженный в государственных облигациях,

требует как и любая другая ценная бумага некой инфраструктуры, которая

позволяла бы заинтересованным сторонам – в данном случае государству и

инвесторам – заключать сделки. В апреле- мае 1992 г. Центральный банк РФ

при содействии "Российско-американского банковского форума" приступил к

разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных

ценных бумаг в России. После разработки с июня по декабрь 1992г. ЦБ РФ

нормативный основы проекта организации обращения ГКО, к которому

подключается также Минфин РФ был проведен конкурсный отбор среди московских

бирж (ММВБ, ММФБ, МЦФБ, РМВФБ) на право создания торгово-депозитарной и

расчетной части проекта выпуска ГКО. Его выиграла ММВБ, которая приступила

к подготовке организационно-технической базы рынка. [25]

В мае 1993 г. утверждена законодательно-нормативная база рынка

ГКО, разработанная Центральным банком РФ и Минфином РФ. Правительство РФ

приняло постановление N. 107 "О выпуске государственных краткосрочных

бескупонных облигаций РФ", в котором одобряются основные условия выпуска

ГКО. Верховный совет РФ принял постановление N. 4526-1 от 19.02.93 "О

выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", в котором

разрешил правительству РФ в 1993 году осуществить размещение займа на

сумму 650 млрд. рублей посредством выпуска ГКО. ЦБ РФ по согласованию с

Минфином РФ утвердил "Положение об обслуживании и обращении выпусков

государственных краткосрочных бескупонных облигаций" (приказ ЦБ РФ N.02-78

от 6.05.93). ММВБ подписала Договор с ЦБ РФ на выполнение функций

депозитария, расчетной и торговой систем на рынке государственных

краткосрочных бескупонных облигаций (17.05.93).

Тогда же в мае 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион (18 мая) по

размещению государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) со

сроком обращения 3 месяца (объем выпуска -- 1,0 млрд. руб.). На базе

торгово-депозитарной системы биржи начались регулярные вторичные торги, в

которых приняли участие 24 банка и финансовые компании, получившие от ЦБ РФ

статус официального дилера на рынке ГКО.

Таким образом, Московская Межбанковская Валютная биржа, которой

посвящена данная глава дипломной работы, являясь уникальной торговой

системой для размещения и обслуживания облигаций внутреннего

государственного долга и обслуживая крупнейший сегмент российского рынка

ценных бумаг (объем составляет 384,88 трлн. руб.) представляет из себя

крупнейшую инфраструктурную организацию российского рынка ценных бумаг.

Всего в секторе государственных ценных бумаг работают более трёхсот

дилеров ЦБ РФ: 303 банка и финансовых компаний ведут торги с 1200 удаленных

рабочих мест

В торгово-депозитарном комплексе ММВБ на 1 января 1998 г. было открыто

около 43,5 тыс. счетов отечественных и иностранных инвесторов. Кроме торгов

по ГКО, в секторе государственных ценных бумаг торгуются Облигации

федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) и облигации РАО

«Всероссийские высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ»).[26]

В период становления рынка ГКО после того как Минфин РФ

продемонстрировал способность точно выполнять обязательства по погашению

облигаций, на рынке ГКО начался настоящий бум. В октябре Минфин РФ открыл

доступ к рынку для физических лиц. Рост доверия к облигациям позволил в

декабре провести размещение первого выпуска ГКО со сроком обращения 6

месяцев. В общей сложности в 1993 году состоялось девять аукционов по

первичному размещению ГКО, на которых было продано 2,3 млн. облигаций на

сумму 0,177 трлн. руб. Курс Минфина РФ и ЦБ РФ на поддержание высокой

привлекательности рынка за счет высокой надежности, доходности и

ликвидности облигаций, а также снижение инфляции и падение процентных

ставок привели к быстрому расширению рынка ГКО. В феврале ЦБ РФ официально

объявил о допуске нерезидентов на рынок ГКО и возможности для них

приобретать ГКО на сумму до 10% номинального объема выпуска. Внедрив новый

программно-технический комплекс, ММВБ успешно провела в марте торги по ГКО

на базе электронной торгово-депозитарной системы нового поколения. Это

ознаменовало начало качественно нового этапа развития инфраструктуры рынка

ГКО, в рамках которого началась реализация проектов по подключению к бирже

удаленных терминалов и региональных торговых площадок на биржах-членах

АРВБ, а также внедрению новых финансовых инструментов на основе ГКО

(фьючерсы и опционы на ГКО, "репо", ломбардные кредиты и др.). Количество

официальных дилеров на рынке ГКО возросло до 56. В июне ММВБ приступила к

проведению торговых сессий по ГКО в ежедневном режиме. Рынок сохранил

устойчивость даже при резкой дестабилизации ситуации на других секторах

финансового рынка ("черный вторник" в октябре 1994 г.). Развивая

организационно-техническую инфраструктуру рынка ГКО, ММВБ начала подключать

удаленные терминалы в офисах банков-дилеров, а также тестировать

подключение первой региональной торговой площадки по ГКО в Новосибирске

(СМВБ) к центральной торгово-депозитарной системе. По итогам 1994 года

общий объем рынка достиг 10,6 трлн. руб., чистый доход бюджета от ГКО

составил 5, 7 трлн. руб., т.е. около 10% бюджетного дефицита.

Развитие рынка государственных ценных бумаг стало одним из

приоритетных направлений жесткой финансовой политики правительства РФ,

которое добилось утверждения бюджета на 1995 год с условием

безинфляционного покрытия его дефицита в размере 71,6 трлн. руб. Задача

привлечения в бюджет значительных средств за счет реализации

государственных ценных бумаг предопределила быстрое расширение рынка ГКО,

что стало возможным в условиях стабилизации валютного рынка и расширения

круга инвесторов. ЦБ РФ получил возможность доразмещать на вторичных торгах

часть выпуска ГКО, неразмещенную на аукционе. По итогам первого

полугодия 1995 года объем рынка ГКО достиг 35,7 трлн. рублей по номиналу, а

чистая выручка составила 12,9 трлн. рублей, позволив покрыть более 60%

дефицита госбюджета по текущим операциям. В июне 1995 г. на ММВБ прошел

первый аукцион по размещению нового вида государственных ценных бумаг-

облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), которые имеют

период обращения более 1 года и ежеквартальные купонные выплаты,

определяемые на основе средневзвешенной доходности ГКО. При объеме

выпуска 1 трлн. рублей было реализовано 0,588 трлн. рублей. Одновременно в

рамках торгово-депозитарной системы ММВБ начались вторичные торги по ОФЗ-

ПК. Нормативной базой для их обращения стало постановление правительства РФ

N.458 от 15.05.95 г. "О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций

федерального займа (ОФЗ) ".

В конце лета 1995 г. практическая реализация проекта регионального

расширения рынка ГКО-ОФЗ вступила в заключительную фазу. ЦБ РФ по

согласованию с Минфином РФ утвердил новую редакцию "Положения об

обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных

облигаций " (15.06.95 г.) и "Положение о порядке учета денежных средств по

операциям с ценными бумагами на организованном рынке государственных ценных

бумаг (ОРЦБ)" (приказ Банка России N.02-174 от 26.07.95), которые

регламентировали порядок проведения торгов расчетов по ГКО с учетом

организации региональных торговых центров (РТП). ММВБ ввела в эксплуатацию

новую программную версию автоматизированной торгово-депозитарной системы,

которая обеспечивает поддержку РТП. 10 октября прошли первые

межрегиональные биржевые торги по ГКО-ОФЗ, которые стали возможны после

открытия на СМВБ (Новосибирск) регионального центра по торговле

государственными ценными бумагами. подключенного к центральному комплексу

ММВБ в режиме реального времени. Одновременно осуществлен переход на новую

систему расчетов (Т+1), соответствующую концепции организованного рынка

ценных бумаг (ОРЦБ). После введения "валютного коридора" и кризиса на

московском рынке межбанковских кредитов ("черный четверг" - 24 августа 1995

г.) рынок государственных именных бумаг стал крупнейшим сектором

финансового рынка. Продолжилось быстрое расширение рынка ГКО-ОФЗ, объем

которого к концу 1995 г. достиг 76.5 трлн. руб. по номиналу. В октябре был

отменен налог на операции с ценными бумагами, включая ГКО- ОФЗ. ММВБ

продолжила развитие сети удаленных рабочих мест, а также снизила биржевой

комиссионный сбор. Это повысило привлекательность рынка государственных

ценных бумаг, делая реальными планы правительства по безинфляционному

финансированию дефицита государственного бюджета. По итогам 1995 года

чистыми доход бюджета от ГКО- ОФЗ составил 26,9 трлн. руб., т.е. около

половины бюджетного дефицита. В течение 1996 г. пользуясь благоприятной

конъюнктурой на рынке, Минфину РФ и ЦБ РФ удалось снизить доходность ГКО-

ОФЗ до уровня инфляции. Этому способствовала также либерализация допуска на

рынок государственных ценных бумаг нерезидентов, которые получили

возможность с 7 февраля 1996 г. участвовать через уполномоченные банки-

нерезиденты в аукционах ОФЗ и репатриировать получаемую прибыль (около 19%

годовых в валюте) под гарантии ЦБ РФ. ММВБ учредила Расчетную палату ММВБ,

которая создана в виде небанковской кредитной организации для осуществления

расчетов по биржевым сделкам на ОРЦБ.

В июле ЦБ РФ и ММВБ завершили создание межрегиональной системы торгов

по государственным ценным бумагам (ГКО-ОФЗ), которая объединила в единый

торгово-депозитарный комплекс биржевые площадки в восьми городах -- Москве,

Новосибирске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге,

Владивостоке, Нижнем Новгороде и Самаре. Общее число дилеров на ОРЦБ

достигло 263 организаций. В августе ЦБ РФ ввел новую схему допуска

нерезидентов на рынок ГКО- ОФЗ, которая предусматривает их участие через

российские банки-дилеры на вторичных торгах и репатриацию прибыли через

счета типа "С". В сентябре ЦБ РФ закончил внедрение двухуровневой системы

дилеров ГКО, в рамках которой "первичные дилеры" получили возможность

торговать без предоплаты с покрытием в виде операции "репо" с ЦБ РФ. ЦБ

России и Министерство финансов ввели институт первичного дилерства с целью

привлечения крупнейших участников рынка к его регулированию для повышения

устойчивости всей системы в целом. Первичным дилерам предоставили: право

выставлять котировки, право подавать неограниченный объем неконкурентных

заявок, право пользоваться однодневными бланковыми кредитами Банка России

для поддержания ликвидности баланса и право совершения сделок "репо".[27]

К концу года финансовым властям удалось снизить стоимость

государственного долга для заемщика благодаря ограничению заимствований на

рынке и допуску нерезидентов на него, а также создать устойчивую систему

поддержания стабильности этого сегмента финансового рынка.

Функционирование рынка государственных ценных бумаг регламентируется

нормативными актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка

России, а также договорами между инфраструктурными организациями

Организованного рынка ценных бумаг и его участниками с вышеперечисленными

(1.1) - договор о размещении и обслуживании выпусков ГЦБ

(1.2) - договор о выполнении функции Дилера на рынке ГЦБ

(1.3) - договор на обслуживание Инвестора

(1.4) - договор о выполнении функций Депозитария и Торговой системы на

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов