Рефераты

Билеты: Билеты по ИГП ЗС

местного галло-римского нас-я, и поэтому сохранили свое действие нормы

Римского права. Соответственно юг Франции называли страной «писанного права».

Во Франции после возникновения университетов начался принцип рецензии

римского права.

По мере усиления королевской власти стала повышаться роль такого источника

права, как акты короля. В период сословно-представительной монархии эти акты

издавались королем совместно с генеральными штатами, тогда как в теории

абсолютизма король издавал акты единолично (ордонансы, эдикты, капитулярии.).

На систему институтов французского феодального права непосредственное влияние

оказал сословный строй. Так, выделялось особое каноническое право, которое

определяло правовой статус духовенства и регулировало им брачные и некоторые

иные отношения. Источниками канонического права выступала библия, акты

римского папы и церковных соборов. Также выделялось особое городское право,

которое выделяло статус горожан, купеческих объединений, цехов и т.д.

Источниками городского права выступали обычаи городов, а также городского

самоуправления.

Феодальное право называют «кулачным», т.к. оно открыто провозглашало принцип:

«кто сильнее, тот прав». Это выражалось в том, что феодальное право допускало

такой способ завершения спора, как поединок и междоусобные войны.

Регулирование отдельных институтов права характеризовалось следующими

особенностями:

- основной вещью в имущественных спорах выступала земля.

В целом французское феодальное право восприняло римское понятие права

собственности, но не распространяло его на землю. В отношении земли

использовались понятия «держание» и «владение» при условии военной и иной

службы. Историки права отмечали, что в феодальном обществе существовало

разделение право собственности на землю, когда невозможно было указать

конкретного собственника земли: вассал владел и пользовался землей, если

выполнял обязанности и длительное время не мог передать это право владения

другому лицу без согласия сеньора. Но и сеньор не имел право отобрать землю у

своего вассала, если тот выполняет свои обязанности.

По мере развития товарно-денежных отношений стали распространяться сделки с

землей, на при обязанности соблюдения правила субинфеодации, т.е.

приобретатель земли одновременно брал на себя вассальные обязанности перед

вышестоящим сеньором.

Кроме того монопольное право на землю имело духовенство и дворянство, поэтому

приобретение земли горожанином одновременно предполагало и приобретение

дворянского титула.

Господство в феодальном обществе натурального хозяйства и слабое развитие

торговли предопределило неразвитость обязательств и договор права.

Принцип согласованности проявлялся в том, что монопольное право на занятие

торговли имели члены купеческих объединений (гильдии). Нормы регулирующие их

д-ть и привели к возникновению в рамках городского права особого торгового

права. Это право определило порядок организации купеческих гильдий, порядок и

условия банкротства. Большое внимание уделяло таким договорам, как перевозка,

товарищество и комиссия.

В ХVII в. впервые в истории европейского права был издан кодифицированный

отраслевой акт «Торговый кодекс» (1670)?

На регулирование имущественных отношений большие влияние оказывали Библия;

Новый завет строго запрещал взымать % по договору займа, поэтому в Западной

Европе ростовщической деятельностью занимались иностранцы (евреи).

Семейно-брачные отношения регулировались нормами кононического права. Так,

юридическое значение имел брак, заключенный только в форме церковного обряда

– венчания.

Право открыто закрепило верховенство мужа и отца в семье. Церковь допускала

рукоприкладство со стороны мужа, но запрещала убивать жену. На юге Франции

сказалось влияние римского брака sine manu, поэтому существовал режим

раздельного имущества и наследные права признавались и за женщинами, тогда

как на севере Франции действовал режим общности имущества мужа и жены, и

наследные права женщины были существенно ограничены.

Католическая церковь строго запрещала развод и допускала его только с личного

разрешения римского папы.

Существенные изменения по сравнению с Салической правдой произошли в сфере

уголовного права. Изменена сама трактовка преступления. Если раньше это был

ущерб, нанесенный конкретному лицу или корпорации, то в классическом

феодальном праве представление стало пониматься, как «нарушение королевского

мира», т.е. как правонарушение против государства, даже в том случае, если

непосредственно потерпевшим выступает частное лицо. Соответственно изменилась

система преступлений. Условно все преступления стали делиться на 3 группы по

их тяжести и объекту посягательства:

1. Преступление против христианской веры – ересь, атеизм,

богохульство, колдовство, вероотступничество и др. К этой эе группе

относились преступления против нравственности.

2. Государственные преступления – измена, бунт, посягательство на

жизнь короля, членов королевской семьи, но королевских чиновников,

преступления против суда и порядка управления.

3. Преступления против частных лиц и их имущества – убийство,

нанесение телесных повреждений, разбой, грабеж и т.д.

Соответственно изменить цели и виды наказания: если раньше цель наказания –

возмещение вреда, то в классическом праве – наказание и устранение.

Поэтому на первый план выдвинулись такие наказания, как смертная казнь,

телесные и членовредительские наказания. Тюремное заключение и каторжные

работы, как правило на неопределенный срок, конфискация имущества,

штрафы.Если раньше основная часть штрафа шла в пользу потерпевшего, то в

классическом феодальном праве в государственную казну.

4. Новому понятию преступления стал соответствовать и иной судебный

процесс – розыскной (инквизиционный). В отличии от обвинительного, в

розыскном действует принцип публичного обвинения, т.е. инициатором

возбуждения преступления выступает не сам потерпевший, а государство в лице

судебного органа, и потерпевший, и обвинение не стороны, и не участники

процесса, а лишь объект расследования. Именно поэтому широкое распространение

получает такой способ получения доказательств, как пытка. По требованию

церкви в судебном процессе было ограничено применение ордалий.

Клятва на библии. В средневековом христианстве окончательно этот вид

судебного процесса был закреплен в ХVII в. специальном ордонансе. В этом акте

выделяется 3 этапа судебного процесса:

1. дознание – обнаружение самого факта совершения преступления и

определение круга подозреваемых и свидетелей.

2. Расследование – поиск доказательств, опрос свидетелей, обоснование

выявления фактов. Допускалась пытка.

3. Судебное заседание и вынесение приговора – этот этап был очень

кратким и формальным, т.к. судопроизводство не было отделено от

административной власти и расследования и все 3 этапа проводил

непосредственно судья.

Таковы основные черты феодального права во Франции.

Вопрос №30 Особенности феодального права в Англии:

Так же, как и в других варварских государствах, в англосаксонских пор-ах были

составлены правды как памятники обычного права.

Норманнское завоевание в 1066 г. оказало существенное влияние не только на

английское государство, но и на права. Вильгельм-завоеватель объявил о

сокращении старинных англосаксонских обычаев, но установление сильной

королевской власти привело к раннему преодолению прав. партикуляризма и

установлению единого для всего королевства права. Этому способствовала

судебная реформа Генриха II. В ходе этой реформы была существенно ограничена

юрисдикция баронов и расширение полномочий королевского суда введением

института разъездных судей. Первоначально в своей деятельности судьи

использовали местные обычаи, но постепенно сложилась практика записи наиболее

важных судебных решений в свитках тяжб, а затем в ежегодниках.

Разрешая аналогичные споры, судьи стали ссылаться на прежние решения. Т.о.

основным источником феодального права Англии стали судебные прецеденты. Из

института разъездных судей сформировались 3 судебных органа:

- суд королевской скамьи;

- суд общих тяжб;

- суд казначейства.

А процедуры этих судов стали называться общим правом.

Для получения защиты в судах общего права истец должен был обратиться в

канцелярию этих судов с требованием предоставить ему за плату судебный

приказ, который, во-первых, подтверждал правильность характера спора и его

разрешимость на основании нормального общественного права; во-вторых,

судебный приказ обязывал ответчика под угрозой штрафа явиться в суд. Уже к

ХIV в. сложилась система судебных приказов, которая перестала дополняться

новыми. Произошла формализация общего права, но развитие товарно-денежных

отношений привело к появлению новых договоров и, соответственно,

имущественных споров, которые не были предусмотрены прецедентами общего

права. Истцы не получали защиту в судах общего права, непосредственно

обращались к королю, а тот поручал разрешить спор лорду-канцлеру. Лорд-

канцлер первоначально разрешал споры, исходя из своих представлений о

справедливости, свободно выбирая нормы или римского или общего права. Со

временем прецеденты суда лорда-канцлера составили II системы английского

феодального права – право справедливости.

По мере усиления государственной власти и после возникновения парламента

другим источником английского права становились нормативные акты короля и

парламента.

Так наряду с общим правом и правом справедливости, в Англии стало выделяться

статутное право.

В отличии от континентальной Европы, на формирование английского права не

оказало существенного влияния Римское права. Почему?

Это объясняется множеством причин, основной из них – политическая. В период

утверждения абсолютизма сторонником короля выступал суд лорда-канцлера,

который оправдывал расширение полномочий монарха с ссылками на нормы Римского

права. Поэтому у Англичан возникло недоверие к Римскому праву, как и правовой

системе, которая оправдывает деспотизм. Т.к. суды общего права находились в

оппозиции королю и ссылались на старинные англосаксонские обычаи и свои

прецеденты, поэтому англичане оценивают свое исконное право, как право,

защищающее свободу и предотвращающее произвол.

Регулирование отдельных институтов феодального права в Англии характеризуется

следующими особенностями:

1. регулирование поземельных отношений в Англии характеризуется

использование института траста, т.е. доверительного управления. Это право

возникло из-за ограничений в передаче земли по завещанию церквям и

монастырям. Этот запрет и стал преодолеваться с помощью передачи недвижимости

физическому лицу, с предоставлением всех правомочий собственника. Со временем

траст стал основным институтом регулирования земельных отношений.

2. В английском феодальном праве сложилась своеобразная классификация

преступлений, не по объекту посягательства, а по их тяжести:

- тризн (измена). Вначале это преступление против короля, а затем и

тяжкое преступление против частных лиц (убийство случайного господина, жена –

мужа). За такое преступление смертная казнь.

- Фелония – преступления средней тяжести, за которое лицо подвергалось

тюремному заключению, крупным штрафам и телесным наказаниям.

- Мисдиминор – мелкие правонарушения, за которые устанавливались

небольшие штрафы, тюремное заключение на несколько дней.

Английское уголовное право было самым жестоким в Европе.

3. Своеобразие судебного процесса в Англии в сохранении черт

состязательности процесса и возникновению суда присяжных. Исторически суд

присяжных сформировался из практики опроса королевскими судьями местного

населения и института соприсяжничества.

В Англии выделяли 2 коллегии присяжных:

- большое жюри: 21 присяжных, предназначались для утверждения

обвинительного заключения. Решение принималось большинством голосов.

- Малое жюри, которое участвовало в рассмотрении дела по существу и

выносило вердикт о виновности или невиновности. Вердикт выносился только

единогласно.

Вопрос №31 Каролина 1532 г.

Среди немецких кодификаций права XVI-XVIII веков заслуживает быть отмеченной

знаменитая "Каролина", изданная вскоре после поражения Крестьянской войны

1525 года (в 1532 г.), в качестве единого свода законов для всей громадной,

пестрой по своему составу Германской империи "Каролина" (названная так по

имени императора Карла) могла бы иметь - уже по одному этому - известное

положительное значение. Но ее "всеобщность" значительно умалялась оговоркой,

принятой по настоянию князей: "Мы не желаем, однако, лишать курфюрстов,

князей и сословия их исконных, унаследованных и правомерных обычаев".

"Каролина" объявляет уничтоженными такие старые обычаи, "неразумность"

которых была очевидна: захват корабля со всем его имуществом в случаях, когда

он терпит крушение; самовольное присвоение опрокинувшегося воза; арест с

целью получения выкупа - эти и некоторые другие обычаи старого германского

феодального права, узаконенные в интересах дворянства.

Вызванные интересами развивающихся товарных отношений, эти постановления

могли бы принести пользу. Но они тонули в массе мер террористического

характера, направленных против крестьян.

В то самое время, когда, повинуясь законам первоначального капиталистического

накопления, тысячи крестьян должны были расстаться с привычными условиями

существования, "Каролина" постановляла, что так называемых злостных бродяг

"должно предавать смертной казни мечом... как только они попадут в тюрьму,

невзирая на то, что они не совершили какого-либо иного действия".

Устрашения ради "Каролина" сохраняла такие виды смертной казни, как сожжение,

четвертование, колесование, повешение, утопление, погребение заживо,

волочение к месту казни, терзание калеными щипцами (перед смертной казнью).

Процессуальные постановления, составляющие главное содержание кодекса,

увенчиваются признанием допроса под пыткой, характер которой -

продолжительность, суровость - предоставляется "усмотрению благонамеренного и

разумного судьи".

Предписывается, чтобы арестованному не рассказывалось об обстоятельствах

преступления, которое ему инкриминируется, чтобы не дать ему возможности

обдумать защиту, тем легче запутать и добиться признания или оснований для

допроса под пыткой. Требовалось, впрочем, немногое: "Если заметят, что

подозреваемый держится потаенно, необычным и опасным образом около тех лиц, в

измене коим он подозревается, и если он ведет себя так, как будто он им

верен... то сие является доказательством, достаточным для применения допроса

под пыткой".

"Каролина" не может считаться чисто германским правовым памятником. Не говоря

уже о многочисленных ее отсылках к римскому праву, реципированному в

Германии, она так много заимствует из других источников, что называется порой

не без оснований "немецким учебником итальянского уголовного права".

Вопрос №32 Римско-католическая церковь в политической истории Средневековой

Европы:

Значительная роль в истории феодального государства в Европе, особенно в

периоды раздраженности, играла РКЦ, но вмешательство в дела свет. Монархов в

целом не соответствовала истинному христианству. Еще Иисус Христос в ответ на

вопрос о том, должны ли его сторонники платить налоги, ответил: «Кесарю –

кесарево, Богу – богово». Так же Иисус Христос утверждал: «Мое царство не от

мира сего!». Т.о. христианство основано на принципе разделения светской и

духовной властей. Но в средние века этот принцип нарушался: 1 этап в истории

христианской церкви характеризовался ее превращением из одной религиозной

общины в иерархическую государственную церковь с ар. не только

идеологическим, но и политическим и экономическим влиянием.

Первоначально христианские общины не знали церковной организации и

священнослужители. Но постепенно определенные роли в христианских общинах

стали играть епископы. Постепенно утверждались принципы «нет церкви без

епископа» и с конца III в. особенную роль стал играть епископ римской

христианской общины, и он получил звание «пажа».

По легенде римский епископ был освящен апостолом Петром. Именно в это время

римский паж и стал претендовать на звание главы вселенской, т.е. католической

церкви. Но это право у римского папы оспаривали епископы Александрии и

Константинополя. После падения Западной –Римской Империи в 476 г. РКУ не

только устояла, но и укрепила свои позиции. Римская аристократия в массовом

порядке переселялась в Константинополь, поэтому оставила все земли римскому

папе. В процессе феодализации римский папа одновременно и стал крупнейшим

светским монархом. В середине VIII в. в Италии возникло особое папское

государство. В последние века, в условиях феодальной раздробленности Римский

папа стал претендовать на установление приоритета своей церковной власти над

властью светлейших монархов. Т.о., с конца ХI в. начинается II этап в истории

католической церкви – этап освобождения церкви от опеки свет.власти и

установление контроля над ней.

Усиление этого влияния объяснялось тем, что в условиях раздробленности

церковь оставалась относительно стабильной и сплоченной. Позиция церкви

особенно укрепилась при Римском папе Григории VII (II половина ХI века),

который стал проводить политику, например на установление во всей Европе

папской теократии. (в 1054 г. произошел раскол в христианстве на католицизм и

православие).

Григорий VII ввел строгую дисциплину в церкви и установил принцип «самый

малый священник выше любого монарха». Римский папа стал требовать принесение

вассальной присяги от свет.феодалов. В 1077 г. Григорий VII отлучил от церкви

германского императора, и тот просил у него прощения на коленях. Широко

Римский папа стал применять интердикт, т.е. временное запрещение осуществлять

христианские обряды в той или иной стране, что могло парализовать всю жизнь в

стране. Зенита своего могущества римская церковь достигла в ХIII в., когда

возникла технократическая монархия с общеевропейской финансовой системой,

судом (инквизицией), бюрократией и т.д. Вся Европа была разделена на

несколько сотен диоцезов, т.е. территориальных единиц без учета границ между

монархиями. В диоцезах ограниченным влиянием пользовался епископ, который

подчинялся только римскому папе. Могущество церкви проявлялось в организации

крестовых походов, а также установлении в ХIII в. инквизиции. Инквизиция

предполагала создание «священных трибуналов», состоящих из монахов

доминиканского ордена.

Инквизиторы подчинялись только римскому папе непосредственно, их боялись даже

епископы. Именно инквизиторы и изобрели инквизиционный розыскной процесс,

который затем был воспринят светской властью. Для инквизиции характерен

тайный письменный процесс использование доносов, лжесвидетелей, пыток и т.д.

Инквизиционный процесс завершался особой процедурой аутодафе – акт веры –

обряд передачи подсудимого в руки светской власти для осуществления казни.

Но с ХIV в. начинался III этап развития римской католической церкви. В

Средние века упадок папской власти объяснялся развитием товарно-денежных

отношений, ростом городов и, как следствие, усиление королевской власти.

Свет.монархи начинают освобождаться от папской опеки и ограничивать власть

церкви внутри своих государств. Большие удары по авторитету католической

церкви нанесла «Скизма», т.е. раскол внутри католицизма, когда одновременно

существовало 3 римских папы. Наконец в ХV- ХVI вв. в Западной Европе

произошло движение «реформация». За очищение церкви от злоупотреблений

католической властью. В результате этого движения произошел раскол: с

католицизма выделилось протестантство. Движение протестантов во Франции –

гугенотов было разгромлено.

Вопрос №33 Шариат в Арабском халифате:

Основным источником мусульманского права являлся шариат ("праведный путь") -

совокупность обычаев и законов, где правовые нормы и религиозные догмы

сливались воедино.

Главным источником в шариате признавался Коран - священная книга мусульман,

которая по преданию была написана Мухаммедом - основателем религии и

Арабского халифата. Дополнением к Корану служили сборники судебных решений

Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских юристов (фатва). К

этой группе источников мусульманского права относились предания (хадисы),

заключения и решения собраний законоведов. В том случае, если для решения

данного дела отсутствовали ясные указания в вышеуказанных источниках, то

применяли нормы обычаев (адат). Каждый акт верховной власти (канун) не должен

был противоречить шариату и являлся обязательным для мусульман. Его

неисполнение квалифицировалось как одновременно государственное и религиозное

преступление.

Правоспособность мусульман была шире правоспособности иноверцев. Последние

ограничивались: в избрании места жительства, профессии, в передвижении.

Нормы гражданского права шариата охраняли имущественные интересы собственника

и законного владельца вещи. По мусульманскому праву собственность имеет три

признака: 1) исключительность во владении вещью, поскольку единственным ее

владельцем является собственник; 2) абсолютность в распоряжении

собственностью, состоящей в неограниченном праве пользования вещью; 3)

постоянство права собственности. Поэтому в мусульманском праве не

существовало права давности на собственность.

Различались следующие способы приобретения собственности: 1) в качестве

военной добычи; 2) посредством гражданской сделки; 3) получение по

наследству; 4) пожалование верховной власти.

По учению ислама мир делится на страну мусульман и страну "неверных".

Согласно этому учению вся земля в мире принадлежит аллаху, как создателю

мира, и его посланнику на земле пророку Мухаммеду. В свою очередь она

делилась на несколько категорий: государственную, священную (места, где жил

пророк), вакф (выделялась школам, богадельням, мусульманским религиозным

учреждениям), икта (давалась за службу), частновладельческую и общинную

земли. Каждая из них имела свой правовой статус. Завоеванные в "священной

войне" против "неверных" мусульманами земли являлись собственностью

государства и сдавались крестьянам в аренду. За пользование государственной

землей у крестьянина зачастую отбирали половину урожая, а чтобы он не мог

уклониться от уплаты, ему на шею вешали свинцовые бирки с указанием его

местожительства.

В Мекке и ее окрестностях, где находились святыни мусульманской религии

(земля Хадидж), под страхом смертной казни не разрешалось появляться

иноверцам, запрещалось уничтожать животных и растения.

По шариату существовали религиозные обязательства, а также обязательства из

договоров и причинения вреда. Религиозные обязательства (обеты) носили

односторонний характер и содержали заявления о совершении или не совершении

каких-либо действий. К ним относились: обещание пожертвовать свое имущество

на какие-либо благотворительные цели, отпуск на волю раба и т.п. Не

исполнившие это обязательство должны принести искупительную жертву (на

кормление десяти бедных, трехдневный пост и т.п.). Кроме того, судья может

принудить этих лиц к выполнению обета.

Согласно шариату за всяким договором, целью которого является передача права

собственности, обязательно должна следовать фактическая передача вещи.

Договоры считались недействительными в тех случаях, когда отсутствовало

добровольное согласие сторон, в частности, когда договоры были заключены

вследствие обмана, по ошибке и по принуждению. По учению ислама являлось

греховным и воспрещалось взимание процентов, ростовщичество, спекуляция. При

размене денег не допускалось получение прибыли. Практиковалась выдача

денежных знаков под будущий урожай или под обязательство выполнить какую-

нибудь работу. По шариату предусматривался договор о переводе долга в тех

случаях, когда должник уплачивал свой долг посредством претензии, которую он

имеет к третьему лицу (вроде переводного векселя).

Широкое распространение в Арабском халифате получили договоры о союзах,

основанных на объединении капитала и труда, на взаимном доверии. Например,

договор о товариществе между купцами и обслуживающим их персоналом в

караванной торговле. Договор о религиозном союзе заключали между собой

мужчины и, называя себя братьями по вере, обязывались помогать друг другу в

борьбе за ислам.

В области семейных отношений шариат утверждал господство мужчин (мужа, отца).

Мусульманин мог иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.

При заключении брака женщина считалась объектом сделки, ее покупали за калым.

Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с

посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах, носить

паранджу и т.д. Ей не разрешалось учиться и заниматься профессиональной или

общественно-политической деятельностью. Муж мог прибегать к телесным

наказаниям жены. Он должен был содержать жену и других членов семьи.

Развод по шариату зависел только от мужа, который не обязан был объяснять

поводы, побудившие его требовать разрыва супружеских отношений. Однако после

развода муж должен был выдать жене алименты на четыре месяца. Если в этот

срок муж пожелал возобновить супружеские отношения, развод аннулировался.

В арабском халифате руководствовались изречением: "Тот, кто не способен

ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство". По

мусульманскому праву наследование определялось как перемещение имущества

собственника к другим лицам после его смерти. Это перемещение рассматривалось

как один из способов приобретения прав умершего, но не его обязательств.

Наследники получали одну треть имущества, которое остается за вычетом всех

уплат, следуемых по долгам умершего. Завещатель назначал душеприказчика,

который в присутствии двух благочестивых свидетелей производил

пропорциональное распределение имущества между всеми законными наследниками

(ими считались сыновья, внуки, племянники и т.д.).

По характеру ответственности преступления по шариату делились на два вида: 1)

преступления, за которые виновный отвечал своей жизнью или своим телом: 2)

преступления, которые влекли за собой уплату штрафа. К первому виду

преступлений относились восстание, мятеж, богохульство, оскорбление

религиозных святынь, убийство в разбое, которые карались смертной казнью. По

учению ислама на том свете преступника, как опасного зверя, ждали мучения в

аду. Он лишался гражданских прав, а его имущество конфисковывалось. Таким же

наказаниям подвергались родственники виновных мужского пола. Жен и детей

виновного продавали в рабство.

Ко второму виду преступлений относились умышленные и неосторожные убийства,

причинение увечий и ран, нанесение материального ущерба. Признавая кровную

месть, шариат разрешал родственникам убитого отомстить за преступление по

принципу талиона. Преступник мог быть отдан семье потерпевшего, которая по

своему усмотрению решала, какое наказание применить к нему. Однако она могла

и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить

соответствующий денежный выкуп. Если убийство произошло не на священной земле

и не во время священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и

12 тысяч дирхемов деньгами. За убийство женщины выкуп уплачивался в

половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети.

За нанесение телесных повреждений сумма выкупа уменьшалась. В том случае,

если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для

виновника и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший

наследник прибегал к кровной мести. При этом они обязаны были применять

оружие, каким действовал виновный, а также нанести последнему ранение, какое

получил потерпевший.

Сорок ударов плетьми полагалось мусульманину за употребление вина, поркой

наказывалась игра в азартные игры. За кражу виновному отрубали руки.

Сосредоточив внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания

соучастников преступления.

В случае, когда наказание за преступные действия не было предусмотрено

шариатом, судья назначал его сообразно социальному положению обвиняемого.

Специфика судебного процесса по шариату заключалась в том, что он не

признавал деления на гражданские и уголовные дела, носил обвинительный

характер, не делал разницы между истцом и обвинителем (ответчиком и

обвиняемым). При рассмотрении дел не было прокурора и адвоката. Процесс

начинался только по жалобе потерпевшего или его родственников.

В шариате отсутствовали процессуальные нормы, обязательные для судьи. Он не

был связан в оценке доказательств и мог прекратить дело на любой стадии его

рассмотрения. Свобода усмотрения, в том числе и в выборе наказаний, делала

суд удобным орудием в руках богатых против бедняков.

Вопрос №34 Особенности мусульманского права:

Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению,

например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем

последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по

содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый

комплекс.

Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет

главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве

владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом

сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину,

обязанному уплатой феодальной ренты.

Со второй половины УШ века в халифате появляется условное землевладение,

родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных

отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в

руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью.

Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом,

отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или

отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой

группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа,

найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры

товарищества, поклажи, поручения.

Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно

которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно

облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если

покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и

пр.).

В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного

преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех

законных жен и неограниченное число наложниц.

Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора

она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была

избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных

местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.

Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право.

Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной

третью имущества.

Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому поручается осуществление

фактического раздела наследства (дело нередко весьма сложное, поскольку закон

требовал пропорционального распределения имущества между всеми законными

наследниками).

Специфической чертой мусульманского наследственного права является то, что к

наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только

то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам

умершего.

Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-

правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости

сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о

греховности чувства зависти к богатым и т. д.

В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок,

объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление

против веры рассматривается как преступление против государства.

По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те,

за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те,

которые он может искупить уплатой штрафа.

К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой

отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной

казнью) и др.

Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство - умышленное

и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за

преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если

последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный

выкуп.

Если убийство произошло не на священной земле и не во время священных

месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч дирхемов

деньгами.

За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство

неверного - в размере одной трети.

За нанесение ран сумма выкупа соответственно уменьшалась. Если соглашения о

выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника и его

родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник прибегали

к кровной мести. Требовалось, чтобы они действовали тем же оружием, каким

действовал виновный, и причинили ему такое же ранение, какое получил

потерпевший.

Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от

наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей

или попустителей.

Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались

халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым

условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций, им

поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства,

выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был

связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства.

Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного

делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за

исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить

его в один день.

Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские

показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Иноверцы

не могли свидетельствовать против мусульманина.

Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой

стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.

С УШ века Арабский халифат как единое государство начинает распадаться.

Возникает независимый Египетский халифат, в Испании - до ХШ века - Кордовский

халифат (впоследствии ликвидированный).

Вопрос №35 Исторические условия и предпосылки формирования буржуазного типа

государства и права:

Несмотря на то, что в российской науке большинство ученых отказались от

марксистской теории истории развития (смены ОЭФ), но неизменным осталось

представление о том, что истории законно и неизбежно сменяют друг друга

определенные типы общества и государства (эволюционизм). Но, если раньше

вершиной экономического развития считался коммунизм, то теперь капитализм.

Буржуазный тип общества и государства сформировались в ХVI-XVIII вв. в

Западной Европе. Почему именно в это время и в этом месте? Обычно

возникновение капитализма объяснялось закономерным развитием прост.товарного

производства и его преобразование сначала в мануфактурное, а затем в

фабричное. Но простое товарное производство существовало и в иных регионах и

цивилизациях в течении столетий и тысячелетий. В ответ на это ученые

утверждают, что для возникновения капитализма необходимо сверх благоприятная

конъюнктура внешней торговли. Не случайно возникновение капитализма

сопровождалось великими георг. открытиями и возникновением колоний, как

источников дешевого сырья и рынка сбыта своих товаров. Первыми буржуазными

странами были Голландия и Англия, но первыми колонизаторами в Европе были

испанцы и португальцы. В античном мире существовали государства с

высокоразвитым товарным производством и с экономикой, полной ориентировки на

внешний рынок. Тогда ученые добавляли третий ф-р возникновения капитализма –

определенный уровень развития ест-е и техники, что и позволяет перейти от

ремесла производства к мануфактурному и фабричному. В период возрождения эти

знания были накоплены. Но историки науки доказали, что в античном мире

уровень технических знаний был не ниже, чем в ХVI-XVII вв. в Европе. Немецкий

социолог начала ХХ века М.Вебер в своей работе «Прописная этика и дух

капитализма» обратил внимание на то, что первые буржуазные страны и наиболее

развитые в его время (ХIХ-н ХХ) – страны протестантские. Исключение лишь

составляла Франция. М.Вебер доказал, что капиталистический способ

производства изобрели именно купцы-протестанты. У протестантов существует

принцип «богоизбранности», т.е. Бог уже заранее определял, кто из людей будет

спасен, но люди этого не знают, и знаком «Богоизбранности» может быть успех в

коммерческих делах. Первые буржуа были людьми строго верующими и аскетичными,

и занимались предпринимательством ради него самого.

Т.о. бурж. общество и государства возникли благодаря благоприятному стечению

не менее 4 факторов:

- рынок,

- наука,

- экономика, ориентированная на внешний рынок,

- особенный менталитет.

Вопрос №36 Из истории буржуазного государства в Англии . Английская

буржуазная революция:

I буржуазная революция произошла в ХVI веке в Голландии, но общественное

значение имела английская буржуазная революция ХVII в. Основной предпосылкой

было бурное развитие капитализма в ХVI- ХVII вв. Этот процесс в Англии принял

своеобразную форму огораживания. Движущей силой революции была не только

буржуазия, но и джентри (новое дворянство). Другая особенность – политические

требования облекались в религиозную форму. Это объяснялось тем, что

реформация церкви в Англии была незавершенной. Сохранилась иерархическая

структура церкви во главе с королем, сложились обряды и привилегии для

священников. Поэтому в Англии возникло мощное движение за «очищение церкви от

остатков капитализма». Учитывая, что главой английской церкви был король,

движение пуритан было направлено и против него. Своего абсолютизма в Англии

достиг в годы правления Елизаветы I. После ее смерти в 1603 г. на престол

вступила новая династия Стюартов. Короли продолжали править как абсолютные

монархи, что сдерживало разв-е капитализма в Англии. Король самовольно

установил налоги и раздавал своим приближенным монополии исключительные права

торговать определенными товарами с той или иной страной, или колонией. Это

нарушало коммерческие начала буржуазной экономики. Против недовольных король

развернул жестокие репрессии. Активно действовали звездная палата и высокая

комиссия. Своеобразие абсолютизма в Англии в том, что продолжался созываться

сословный орган, поэтому революция началась с открытого конфликта короля и

палаты общин. Первое столкновение в 1628 г., когда парламент предъявил королю

Петицию о праве, в которой выдвигалось требование устранить злоупотребление

королевской властью. В ответ на это Карл I распустил парламент и решил

править единолично. В 1640 г. король начал неудачную войну с Шотландией и был

вынужден созвать парламент, и пошел ему на уступки. Так началась английская

буржуазная революция.

Вопрос №37 Этапы и основные акты Английской буржуазной революции.

Первый этап революции – мирный (1640-1642гг.). Во-первых, король согласился

на упразднение Звездной палаты и Высокой комиссии; во-вторых, король допустил

суд над своим чиновником Страффордом, который был в порядке импичмента

осужден на смертную казнь; в-третьих, король утвердил 3 годичный акт, по

которому срок беспарламентского правления не мог быть больше 3 лет.

В 1642 г. парламент предложил королю подписать акт «Великая ремонстрация», в

которой существенно ограничивалась власть монарха.

Возмущенный Карл I отказался подписать этот акт и попытался арестовать

лидеров палаты общин. Покинул Лондон и стал собирать своих сторонников. Так

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов