Диплом: Человек тыла
были девушки, окончившие всего лишь двухмесячные курсы трактористов.
Как-то в разгар уборки, когда солнце, рассыпая последнюю позолоту по спелому
хлебу, уже склонилось к лесу, подъезжаю к одному из полей колхоза «Большевик»
и слышу плач за леском. Я – туда. Оказалось, это Клава Бочкова.
Маленькая ростом, размазывая по лицу мазутную грязь, она казалась совсем
девчонкой, молящей о помощи взрослого. Да, по сути всё так и было. Поистине
смешная картинка. Надо было сдерживать себя, чтобы не рассмеяться. Хотелось
сказать ей:
- Сидеть бы тебе лучше, Клавочка, на печке, с куклами, а не с комбайном
возиться.
Да время не то, другие слова нужны. Пришлось, засучив рукава, браться за дело.
Поставить кое-какие детали, из тех, что прихватил с собой и комбайн «ожил».
[111]
Таких случаев было немало. Приходилось видеть слёзы и после того. Но то было
проявлением минутной слабости, можно сказать, своеобразный вызов женского
характера препятствию, неурядицам.
Одетые в мужские комбинезоны, они казались комичными на вид. Работали же, не
уступая мужчинам, несмотря ни на что. Знали: время военное. Родине нужен хлеб.
[112]
Об Исилькульских женских тракторных бригадах знали далеко за пределами района.
Помнится одна из них, которую возглавлял В. Е. Мещеряков, была удостоена
правительственной премии. По 1500 рублей за самоотверженный труд в 1943г.
получили по Указу Президиума Верховного Совета СССР, например, Варя Тележенко и
Нина Ципляева из бывшего колхоза «Большевистский путь». Получали премии и
другие».[113]
Очень трудно приходилось в сёлах и деревнях всю войну, а особенно – в 1941 и
1942 годах. Но несмотря на дефицит трудовых и материальных ресурсов, даже в это
время росли посевные площади. Если в 1941г. площадь колхозных полей составляла
89141га, то в 1942г. она достигла 92922га. При недостатке тракторов весной
1942г. колхозники на 856 лошадях и волах вспахали свыше 45000га. Земли, то есть
почти половину полей. Не всем хозяйствам удавалось избегать потерь урожая или
падежа скота. И были на это свои причины, в том числе – объективные. И всё же
военные годы показали, что очень много, порой всё, зависит от самих коллективов
и их руководителей. Так, в труднейшую уборку 1941г. в среднем по району
получили по 7,5 центнера с гектара. Некоторые хозяйства продолжали обмолот
урожая 1941г. до осени 1942г.[114]
Уже в первую в условиях войны уборку урожая в передовики выходили старики,
женщины и мальчишки, заменившие на хлебном поле крепких мужчин, ушедших на
фронт сражаться с фашистами. Районная газета «Социалистическое строительство»
сообщала: «Семидесятилетний товарищ Полукаров на ручном сенокошении выполняет
норму на 130%, а колхозница Авдеева – на 140%, пятнадцатилетний подросток Н.
Трофимов выполняет задание на 200%».[115]
Высоко был оценен труд земледельцев района уже весной 1942г. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 11 мая 1941г. большая группа работников сельского
хозяйства Омской области была награждена орденами и медалями. Причём из 11
орденов Ленина 3 получили исилькульцы – первый секретарь райкома ВКП(б) Дмитрий
Иванович Емельянов, директор совхоза «Лесной» Фёдор Яковлевич Ким и
председатель колхоза «Красный Октябрь» Пелагея Абрамовна Лёвкина. Орден «Знак
Почёта» – агроном совхоза «Боевой» П. С. Крутиков, медали «За трудовую
доблесть» – старший агроном Украинской МТС Коробов Г. П. и звеньевой совхоза
М. А. Лахтик. Медалями «За трудовое отличие» награждены тракторист совхоза
«Боевой» М. Я. Стрелецкий и тракторист Исилькульской МТС А. В. Тагашов.
[116]
27 мая 1942г. труженики совхоза выступили в областной газете с призывом: начать
социалистическое соревнование совхозов за перевыполнение производства
сельскохозяйственной продукции, чтобы дать стране и фронту больше хлеба, мяса и
сырья для промышленности. «Для полной победы над фашистскими войсками, -
говорилось в их обращении, - Красной Армии нужны не только самолёты, танки,
пушки и снаряды. Чтобы наши бойцы и дальше били смертельным боем немецких
извергов, а рабочие бесперебойно снабжали фронт вооружением и боеприпасами,
надо дать армии и трудящимся больше хлеба, мяса, молока, овощей и
сельскохозяйственного сырья для промышленности. Это должны сдать мы, работники
совхозов, вместе с колхозным крестьянством».
[117]
Корреспондент газеты «Знамя» Т.Викторова встретилась с одной из тружениц
тыла с. Украинка Лыско Акулиной Осиповной. И вот что она написала в своей
статье «Мать»:
«По весне человеческую душу наполняет ожидание радости. И кажется, что в
таком же ожидании находятся распаханные под зерно поля. Солнце начало
основную свою работу – согревать землю и людей. Частыми гостями стали в
деревнях тихие тёплые вечера, когда безмолвный закат бросает на небо
пригоршню ослепительных красок. Трудно усидеть дома в такой вечер.
Иногда на краю поля можно встретить очень старую женщину. Багровеют небесные
отсветы на комьях чёрной земли. Постояв, потихоньку возвращается Акулина
Осиповна Лыско в свой дом на конце Украинки, где живёт она с сыном и большой
его семьёй. Дом новый, ладный. Она тихо поднимается на крыльцо, в комнате
присаживается на лавку. И трудно увидеть, понять, что несёт она в такие
минуты огромную невыносимую для сердца человеческого, кровоточащую ношу –
память.
. На том поле 30 лет назад она работала рук не покладая. Здесь женщины пололи
вручную, хлеб убирали, на быках пахали. Кружилась от голода голова, слабели
руки, палило солнце. Кончался световой день и женщины брели по домам – к
детям. Шла в свою хатёнку и Акулина Лыско. Возвращалась с работы и старшая
дочь Люба, которой и двадцати не было. Трёхлетний голодный Володя, ещё утром
съевший оставленный обед, ждал маму с работы. Остальные мальчуганы ещё не
возвращались – пасли скот, вставая раньше всех и приходя позже всех.
Как, чем могла пожалеть Акулина семерых своих детей? Так уж получилось, что
не оказалось у них в припасах ни тёплой одежонки, ни прочной обувки.
Подростки заменили отца, вышли на работу, вместо сандалий у них – чёрные
потрескавшиеся подошвы собственных ног.
Менялись времена года, зимой у печки видела она всю свою семью. Осенью, в дожди,
ребята сушили здесь мокрую одежду, а утром одевали её, ещё не просохшую, и шли
на работу. Работали все. Работали в поле. А вечером писали отцу письма на фронт
корявыми крупными буквами, оттого что от напряжения дрожала рука, крепко
державшая карандаш.[118]
Но ни одного ответа не получили они тогда.
.Сейчас, тридцать лет спустя, вздрагивают и невольно поводят плечами пожилые
женщины Украинки, вспоминая, как убивалась потерявшая мужа Акулина. Некого
стало ждать ей, Коле, Васе, Пете, Грише, Володе, Маше, Любе. Осиротела семья.
Над ними не гудели самолёты с чёрными крестами на крыльях, но в доме этом шла
борьба. Противники были сильные – горе, голод, болезни. По нелепой
случайности семья не получала пособия и лишь к концу войны, в трудную минуту,
решив, что «терять больше нечего», Акулина Осиповна отправилась за помощью в
областной военкомат. И многое было восстановлено. А самая большая борьба шла
за души ребят, чтобы не сломило их, молодых и неопытных, долгое испытание.
И вот прошло 5 лет. И снова наступила весна. Весна, в которую мать увидела,
как устала и постарела она и как выросли и повзрослели её дети. Дети быстро
растут.
Семьдесят пятый год идет Акулине Осиповне. Глубокие морщины избороздили лицо, и
сама она маленькая, незаметная, не то что в толпе – на улице родной встретишь и
не заметишь. Но всмотритесь в её угасающее лицо. Вспомните, что пережила она.
Одна из многих матерей наших. Вспомните о том, что, когда развевалось над
рейхстагом знамя, в толпе солдат-победителей незримо присутствовала и она.
[119] Потерявшая мужа, но сохранившая и воспитавшая детей. Мать – скорбящая
и мать – победительница. Мать – героиня».
[120]
Ударно работали исилькульские женщины пункта «Заготзерно», бригада ежедневно
выполняла норму на 150 – 200%
2 марта 1943г. состоялась районная конференция женщин – колхозниц и
работниц МТС и совхозов. На конференции выступили доярки, председатели колхозов,
рядовые колхозницы, животноводы, счётоводы, председатели сельсоветов, работницы
МТС, бригадиры. В своих выступлениях все они заявили о том, что в период
подготовки и проведения весеннего сева женщины с честью справятся со своими
задачами. В единогласно принятом обращении к работникам сельского хозяйства
района женщины призывают без устали трудиться на полях для фронта, для победы.
[121]
М.Агаренко, звеньевая колхоза «Красный путь»:
«Хорошо поработали наши колхозники и колхозницы в прошлом году. С государством
мы рассчитались полностью и более 900граммов хлеба выдали на трудодень. В чём
причина наших успехов? Работали мы звеньями, соблюдали все агротехнические
правила, председателя своего слушались, как бойцы командира, трудились все от
мала до велика, а особенно хорошо работали женщины. Наш труд оценён: мы
получили переходящее Красное знамя, и от имени всех колхозников я заверяю, что
это знамя мы не отдадим никому. Сейчас наш колхоз завершает подготовку к севу».
[122]
У. Слобожанина, слесарь Исилькульской МТМ:
«Что женщина, может на любом участке работать – это, я знаю по себе. Профессия
радиаторщика считается мужской, а я вот обучалась этой профессии и владею ей
наравне с мужчиной».[123]
Л. Алёшина, доярка совхоза “Лесной”:
«В 1942г. наша молочная ферма выполнила план надоя на 117%. Это наша помощь
фронту.
На последнем женском собрании мы решили в фонд Красной Армии организовать
сбор молока от коров личного пользования. Я сама, имея двух детей, внесла в
этот фонд 200 литров молока. Так же поступили другие женщины. Это тоже наша
помощь фронту.
Женщины совхоза поручили мне передать конференции, что они примут все меры к
тому, чтобы вырастить богатый урожай и получить высокий удой молока».
[124]
Пискунова, животновод колхоза имени Будённого Мясниковского сельсовета:
«Ещё совсем недавно работа на животноводческих фермах нашего колхоза не была
упорядочена. Никто не знал своего определённого места, работал, как придётся.
Вот почему и падёж начался. Теперь мы работаем по-другому. Падёжа нет, каждый
работник животноводства может сказать: «Этих телят я выпаиваю, это овцы моей
группы, а за этими свиньями я закреплена» Такой метод работы – самый лучший.
От имени своего колхоза даю слово, что мы всё сделаем, чтобы предстоящий сев
провести в срок, сохранить молодняк и поголовье скота».
[125]
Трудящиеся района перевыполняли планы сдачи государству сельскохозяйственной
продукции. В этот период наблюдается массовый переход на стахановские вахты,
принятие повышенных обязательств.
С каждым днём войны положение в районе, как и по всей стране, становилось всё
сложнее. Мужчины уходили на фронт; исправные тракторы, грузовые автомашины,
лошади передавались воинским частям и оборонным заводам, резко уменьшалось
поступление бензина.
На 1 января 1942г. число трудоспособных мужчин составило 37,5% к довоенному
уровню, в 1944г. – 2,4%, а на 1 января 1945г. – 23,7%.
В первый год войны осталось лишь 41% автомашин, а к началу 1944г. автопарк
сократился на 97%.
Решающую роль сыграло патриотическое движение женщин-домохозяек, молодёжи и
пенсионеров, решивших заменить ушедших на фронт.
3 июля 1941г. девушки-колхозницы Е. Братцева, Е. Петрякова, А. Петрякова и
Ракитина выступили в районной газете «Красная Искра». Они призвали всех девушек
быть готовыми заменить ушедших на фронт мужчин, изучать комбайны и тракторы.
Профессия тракториста и комбайнёра стала одной из самых почётных. Уже в июле
1941г. более 50 женщин съехались на курсы трактористов в Черемновскую МТС.
Большинство в месячный срок овладело специальностью. Благодаря этому движению
район сумел завершить несколько затянувшуюся уборку. Битва за первый военный
хлеб была выиграна.[126]
В 1942 году, ещё более тяжёлом, благодаря действенному соцсоревнованию, район
не сбавил темпов, дал фронту и стране мяса на 7998 пудов, шерсти на 15200кг.
больше, чем в предыдущем году.
Больших успехов достигли Называевский маслозавод, мясокомбинат и пункт
«Заготзерно». Мясокомбинат в 1942 году завоевал первенство во Всесоюзном
социалистическом соревновании. Постановление ВЦСПС и Наркомата комбинату
присуждена премия в размере 6000 рублей.
[127]
Самая острая ситуация сложилась в сельском хозяйстве в 1943г. Трудоспособное
население сократилось на 52,5%. Почти вся техника пришла в негодность, а
запасных частей не было. Истощённые лошади не могли заменить машины. Тем не
менее, колхозники провели сверхплановый сев своими семенами. Однако год
оказался засушливым. Лишь ценой неимоверных усилий был получен необходимый
минимум продукции.[128]
Несмотря на трудности, среди крестьян наблюдается огромный трудовой подъём.
Растёт количество трудодней, выработанных на каждого трудоспособного (1940 –
294, 1943 – 386). На 3% возросло число женщин, выработавших 400 трудодней. В
1943г. вообще не было колхозниц, выработавших менее 200 трудодней. Дефицит
трудоспособной рабочей силы компенсировал вдохновенный труд оставшихся в тылу
и, прежде всего, женщин, которые возложили на свои плечи тяжёлый, подчас не
женский труд, совершили великий трудовой подвиг.
[129]
Уже в 44г. удалось приостановить падение сельскохозяйственного производства.
Сбор зерна значительно превысил уровень его производства в 43г., хотя
посевные площади сократились с 68400 гектаров до 52 тыс. га.
Патриотическое движение трудящихся в годы Великой Отечественной войны имело
самые разнообразные формы.
В первые же дни войны началось создание фонда обороны. На эти цели труженики
села отчисляли средства, заработанные на субботниках и воскресниках. Неоценимое
значение для победы над врагом имел сбор тёплых вещей. В это движение первыми
включились труженики артели инвалидов, которые начали шить зимнюю одежду,
катать валенки для фронтовиков.[130]
Рабочие и служащие Называевска собирали тёплую одежду и отправляли её на фронт в
посылках. К 25-ой годовщине РККА колхозники сельхозартели «Парижская коммуна»
Дурбетского сельсовета выслали на фронт посылку весом 300кг с жареным мясом,
сливочным маслом, табаком. От жителей Называевска на фронт отправлено 30
посылок весом по 12-16кг каждая, а всего из района фронтовикам послано к Дню
Красной Армии (1943г.) 776 посылок весом 13224кг. Кроме продуктов в них были
шерстяные носки, рукавицы и другое.[131]
В 1942г. трудящиеся Называевской маслобазы совместно с Крутинским и
Исилькульским районами собрали в Фонд обороны более 2000 центнеров молока,
кроме того, за месяц, начиная с 24 января, эти районы через Называевскую
маслобазу отправили защитникам Ленинграда 60 вагонов сливочного масла.
[132]
По примеру колхозников Утинского сельского совета началось пожертвование
ценностей в Фонд обороны страны. За день 13 августа 1942г. колхозники Лорис-
Меликовского сельского совета сдали в Государственный банк займов СССР
облигаций на 10 тысяч рублей. В районную сберкассу в тот день сдано облигаций
на многие десятки тысяч рублей. Через неделю эта сумма равнялась 52825
рублей, а к сентябрю – 101 тысяча рублей.
Стихийно возникло движение домохозяек помочь фронту продуктами. Они сдают молоко
бесплатно без зачёта в план поставок. Член сельхозартели «Свобода» 85-летняя
Мария Пашкина 12 июля 41г. сдала бесплатно 10 литров молока. Примеру
последовали все женщины колхоза «Свобода», «7-й съезд Советов», «8-й съезд
Советов». 12 июля в Большепесчанское отделение сдано 450 литров молока.
[133]
«Хлеб фронту!» – боевой лозунг колхозников сельхозартели имени Будённого
(Мясниковский сельсовет).[134] 17
октября 1941г. они организовали «Красный обоз» из 14 подвод. Сдав в этот день
свыше 100 центнеров зерна, колхоз выполнил обязательства по продаже хлеба
государству. В этот же день «Красный обоз» из колхоза имени Андреева достал из
пункта Заготзерно 300 центнеров пшеницы. Это было хорошей добавкой к 1000
центнеров, сданных ранее.
6 февраля 1943г. на митинге, посвящённом разгрому немецко-фашистских войск
под Сталинградом, рабочие и служащие Заготзерно единодушно постановили
отчислить месячный заработок на постройку танковой колонны «Омский
колхозник». В сборе средств принимали участие даже дети. В детском саду в
Называевке на постройку танка «Малютка» собрано около 3000 рублей.
Хозяйства постоянно поддерживали связь с ушедшими на фронт, поддерживали их
боевой дух. Переписка фронтовиков с оставшимися в тылу была непрерывной.
Достижения земляков на фронте ставилось в пример. Руководители призывали быть
такими же, как их земляки, постоянно выполнять свои обязательства перед
Родиной.[135]
Колхозное поле чем-то напоминало фронт. Там тоже ковалась победа. Правда, там
не свистели пули и осколки, однако доставалось и им, сельским труженикам,
порой сполна, так же, как и бойцам переднего края.
Война показала, что всё колхозное крестьянство проявило высокое гражданское
сознание и ни с чем не считалось, лишь бы победить врага. Хлеб для армии, для
рабочих шёл бесперебойно, хоть оставались в деревне старики, женщины и дети.
В трудную пору собирали крестьяне миллиарды рублей на самолёты и танки. Ни в
одной книге прошлых веков не записано ещё такого подвига.
Откуда у советских крестьян взялась богатырская сила и великая преданность
социалистическому Отечеству – понять нетрудно. В Советской стране трудящиеся
крестьяне впервые за свою многовековую историю стали хозяевами земли, хозяевами
государства.[136]
Тяжёлый удар нанесла война нашей стране. Десятки тысяч деревень, сёл и
городов разрушали фашистские варвары. В руины были превращены заводы,
фабрики, электростанции. Гитлеровцы разорили значительную часть совхозов и
колхозов, МТС, миллионы голов скота угнали в Германию.
И всё же, главный ущерб: на фронтах Великой Отечественной войны погибли
миллионы советских людей, сгинули в фашистских концлагерях и никогда не
вернулись в родные города и деревни, не сели за баранки автомобилей, рычаги
тракторов и штурвалы комбайнов, не пришли к своим станкам и не смогли помочь
соотечественникам возрождать нашу Родину.
Далеко от фронта находился сибирский Исилькульский район. Но и его не обошли
стороной беды, свалившиеся на советских людей в те тяжёлые годы.
Совсем уже мало осталось тех, кто с оружием в руках победил фашизм, и тех,
кто обеспечил эту Великую Победу своим трудом в тылу.
«Продовольствие нужно было армии и стране так же, как танки, топливо,
боеприпасы. Простые машины, конные жатки, сноповязалки, серпы, косы – всё было
пущено в ход. На полях и фермах, заменяя мужей и братьев, работали миллионы
женщин. Война явилась суровой проверкой жизнеспособности, силы и могущества
колхозного строя. Эта проверка была выдержана с честью»,- писал Н.А.
Вознесенский. [137]
Глава 3. Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой
Отечественной войны в Западной Сибири (на материалах Омска и Омской области).
Великая Отечественная война – не просто история. Это конкретное, бесценное
духовное достояние, которое не стареет, не становится будничным и обыденным.
С годами не ослабевает, а растёт интерес не только к крупномасштабной эпопее
войны, но и её отдельным страницам.
Несмотря на обилие литературы о войне, в ней отсутствует анализ роли социальной
психологии масс. Есть много трудов об идеологической работе в годы войны, но
они, как правило, сводятся к перечислению действий политорганов. Их авторы
практически не пытаются показать, на какие народные традиции, черты менталитета
опиралась, чем определялась эта деятельность. Тоталитарному режиму удалось
нивелировать личность, подавить самостоятельность, посеять страх перед жёсткой
авторитарной властью, религиозность, православную духовность заменить атеизмом,
придать патриотизму новую идею – идею социального освобождения.
[138]
Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и
культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности,
поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в
осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед
властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию
строя, обновление и улучшение жизни.
Экстремальные обстоятельства войны перестраивали общественное сознание,
создавали личности, независимые от авторитетов, способные принимать
самостоятельные решения. Как ни парадоксально, но для миллионов советских
людей война стала «глотком свободы». Как писал Б.Л.Пастернак в «Докторе
Живаго»,
«.когда возгорелась война, её реальные ужасы, реальная опасность и угроза
реальной смерти были благо по сравнению с бесчеловечным владычеством выдумки, и
несли облегчение, потому что ограничивали колдовскую силу мёртвой буквы. все
решительно, в тылу и на фронте, вздохнули свободнее, всей грудью, и упоённо, с
чувством истинного счастья бросились в горнило грозной борьбы, смертельной и
спасительной».[139]
Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость
сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы
по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на
врагов и предателей, не было уже такого полного, безусловного доверия к ранее
непререкаемому авторитету. И если теперь сталинский репрессивный аппарат
выхватывал брата-фронтовика, прежняя смелая довоенная вера в то, что «невинных
не сажают», сменилась недоумением, негодованием. Штампы рушились, придя в
столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз
заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой «могучий,
сокрушительный удар», «малой кровью», «на чужой территории». Война на многое
заставила взглянуть по-другому. За короткий срок постигались истины, к которым
человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского
человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность,
исчезновение в значительной мере страха перед властью – имели колоссальное
последствие для нашего исторического развития.
[140]
Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и
первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой
Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между
Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с
момента образования социалистического государства со стороны власти была
предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской
православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.
[141]
Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной
Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс
сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы
войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить
кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом.
Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения
страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных
праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный
звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом
скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала
силы для жизни труда в условиях постоянных лишений.
[142]
Война дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным
традициям православия. Это имело негативное последствие. Изменение ситуации в
религиозной сфере в годы войны объективно «сработало» на укрепление
существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. В условиях
активно утверждавшейся идеи государственности и патриотизма восстановление и
укрепление православной церкви как традиционной носительницы этих идей служили
дополнительным источником легитимности власти Сталина. Духовный поворот
проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с
великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству «малой родины»,
которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с
большим домом советских народов.[143]
Не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от
эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить
сплотила народы Советского Союза. В ходе войны возрождались многие русские
национальные традиции и ценности, предававшиеся анафеме с позиции
коммунистической идеологии в течение двух с лишним десятилетий. Политически
тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера
войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и
революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме.
Патриотизм – это не наша монополия. Люди многих стран любят свою Родину и готовы
на подвиг для неё. Однако жертвенность советских народов во время Великой
Отечественной войны всё же беспримерна. Жизненный уровень населения СССР был
неизмеримо ниже, чем в любой из воевавших стран, и нигде отношение к цене
человеческой жизни не было таким небрежным со стороны государства. Люди
мирились с этим и с готовностью шли на жертвы.
[144]
Нелишне напомнить и то, что сами высшие руководители рейха признавали наличие
высокого патриотического духа нашего народа. Даже такой мастер фальсификации,
как Геббельс, признавал: «Если русские борются упорно и ожесточённо, то это не
следует приписывать тому, что их заставляют бороться агенты ГПУ, якобы
расстреливающие их в случае отступления, а наоборот, они убеждены, что защищают
свою Родину».[145]
Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание,
менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся
морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения
не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют
глубокие корни в военном лихолетье.[146]
В начале Великой Отечественной войны намеченная XVIII съездом партии программа
введения семилетнего всеобуча и развития общего среднего образования в стране
была прервана. Система народного образования выдержала в годы войны суровые
испытания. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, на одну треть
сократилась численность учительских кадров, многие дети лишились возможности
учиться. Осложнялось снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями.
Всё это привело к тому, что за время войны общее число школ уменьшилось более
чем вдвое, наблюдался большой отсев детей из общеобразовательных школ.
[147]
В особо трудных условиях задача всеобщего обучения в период Великой
Отечественной войны решалась в Сибири. Это объяснялось тем, что в самом начале
войны на сибирскую территорию перебазировалось большое количество фабрик,
заводов, военных госпиталей и различных учреждений. Вместе с заводами
переезжали в Сибирь рабочие со своими семьями, среди которых было много детей
школьного возраста. Вывозились детские дома и масса подростков, потерявших
родителей. В Омскую область за время войны было эвакуировано 142 детских
учреждения и 15,6 тыс. детей. [148]
Это привело к тому, что учебные учреждения были сильно переполнены школьниками.
Положение осложнялось тем, что с первых месяцев войны значительная часть
учебных заведений была передана в военные и другие ведомства страны. В них
размещались общежития эвакуированных рабочих и военные госпитали. Всего за
первые три месяца войны на территории Сибири закрылось 738 школ, из них
259-семилетних и средних.[149] Из-за
недостатка учебных учреждений занятия проводились в две-три смены.
В этих условиях местные органы власти активизировали работу педагогических
коллективов, общественности на преодоление сложившихся трудностей. В городах и
районах создавались штабы всеобуча, проводились воскресники и месячники помощи
школе. В сельской местности работали комиссии содействия нуждающимся
школьникам. Они выясняли причины неявки учеников на занятия и принимали меры к
возвращению их в школу. Помощь в первую очередь получали дети фронтовиков.
Необходимые вещи приобретались на средства фонда всеобуча.
[150]
Наперекор смерти звучала в окопах и блиндажах, на коротких привалах и на
фронтовых дорогах песня, помогая выстоять наперекор голоду и тяжести потерь,
помогая создать всё необходимое для фронта.
Омск жил на пределе человеческих возможностей. Насчитывая к началу войны
около 280 тысяч жителей, он в первые несколько месяцев принял почти столько
же эвакуированных вместе с предприятиями рабочих и членов их семей,
ленинградцев, детей из детских домов центральной части России, раненых в
открывшихся госпиталях. Несмотря на неимоверные трудности, почти на пустырях
строились заводы, бараки для рабочих.
Город отправлял своих сыновей на фронт, в военкоматах выстраивались очереди
добровольцев.
В эту тяжелейшую годину омичей объединяла одна беда, одна забота, одна надежда.
Живая душа каждого искала отклика в другой, в общении, в искусстве.
[151]
В первые же дни войны в городе, в районах были созданы военно-шефские
комиссии, партийно-комсомольские инициативные группы на местах – в клубах,
театрах, в библиотеках. Накануне войны в Омске насчитывалось около 40 рабочих
клубов и 50-ти библиотек. Самыми крупными центрами культурно-массовой работы
были клубы им. Лобкова, «Металлист», Дом Красной Армии (ныне Дом офицеров).
Все участники самодеятельности, а к ней тогда тянулись многие, переключились на
работу в госпитали, на призывные пункты военкоматов.
[152] Многие политпросветработники уходили в армию. Некоторые из них позднее
оказывались во фронтовых ансамблях песни и пляски. Знаменательно, что из таких
ансамблей вышли профессиональные артисты, такие, как заслуженный деятель
искусств России, почётный гражданин города Омска В.Я.Тулупова, заслуженные
артисты Н.А.Блохина, А.Ф.Липатов, артистка балета Е.Г.Мартен и другие.
Концерты для раненых или уходивших на фронт были особенно ответственными. Обычно
они начинались с чтения сводок. Информбюро и краткого выступления
политработника, а затем звучала «Священная война» Александрова А., пели
«Катюшу», «Огонёк», «Синий платочек», любимые песни Соловьёва – Седого
«Соловьи», «На солнечной поляночке», песню Листова К., «В землянке» и другие.
Зал не только внимательно слушал, но часто пел вместе с самодеятельными
артистами.[153]
Разучивались песни по текстам, которые печатались в газетах, мелодию ловили
по радио, воспроизводили на слух, а иногда и слова записывали по трансляции.
В многочисленных концертах исполнялись полюбившиеся стихотворения Симонова
К., А.Твардовского, читались отрывки из статей И.Эренбурга, фронтовые
зарисовки военных корреспондентов.
Омские политпросветчики выходили с концертами на заводские стройки, в цеха
военных заводов. Песни звучали на стройплощадках, в красных уголках, в цехах
в обеденные перерывы.
А так как молодые парни и девчата уходили на фронт или становились к станкам,
самодеятельность заметно «молодела», основными её активистами стали
комсомольцы школьного возраста.
Особой заботой омские политпросветчики стремились окружить раненых.
Формировались библиотечки – передвижки, за право выступить в госпитальных
палатах соревновались классы, отдельные школы. Там ставились такие же
концерты «малых форм». Стремясь поднять настроение, самодеятельные артисты
прибегали к песням, посвящённым фронтовому быту, в которых преломлялись
традиции частушечного, шуточного жанра. Любовно исполнялись «Давай закурим»,
«Самовары – самопалы», «Вася – Василёк» и другие. Слушателей на таких
концертах было немало, исполнителей не меньше. Пели вместе. А затем
расходились в палаты к тяжелораненым, и для каждого, если разрешали врачи,
вполголоса исполнялись песни по его заявкам. Особо увлекающихся
самодеятельных артистов иногда приходилось вежливо выпроваживать из
госпиталей, о чём интересно рассказала заведующая музеем госпиталя инвалидов
Великой Отечественной войны Т.И.Щепкина.
Приведу один эпизод, о котором трогательно вспоминает академик Валентина
Павловна Бисярина:[154]
«Однажды во время посещения омского эвакогоспиталя я была свидетельницей
следующего. К начальнику госпиталя обратилась группа мальчиков и девочек за
разрешением выступать перед ранеными с маленьким концертом. Это были
школьники – дети артистов театра им. Е.Вахтангова. Им разрешили, сообразуясь
с характером ранений. Трудно описать то впечатление, которое произвело
появление детей. Сияющие глаза, улыбки на всех лицах. Дети вдохновенно читали
стихи, отрывки, эпизоды. Особенно среди них выделялись Женя Симонов и Миша
Державин. Вероятно, сказалось влияние отца Жени, талантливого и прекрасного
артиста Р.Н.Симонова.
Среди шумных аплодисментов запомнился мне стук костылей – это был особый звук.
Навсегда в моей памяти сохранились минуты, когда раненые получали подарки от
детей. Они принесли их с собой. Это были рисунки, самоделки, носовые вышитые
платочки и даже куски пирогов, ватрушки и другое. При этом нередко можно было
видеть скупые мужские слёзы. Потом один из раненых подозвал детей к своей
кровати, вынул из завязанного платочка осколок и обратился к ним со словами:
«Пусть это будет наш подарок вам. Этот осколок вынули у меня из груди. Хотел до
своих ребят довезти, да их теперь нет у меня, не пришлось.».
[155] Позже я узнала, что этот осколок они сохранили для школьного музея
театра.
Надо отметить, дети в те годы были оптимистами. Достаточно было посмотреть на
их рисунки. В самое тяжкое время, когда становилось невмоготу дышать,
мальчишки и девчонки неизменно рисовали нашу победу.
Потом раненые попросили ребят написать письма родным. Быстро нашлись бумага,
карандаши. Эти письма нельзя было читать без слёз. Если вдуматься в эти
письма, то становится ясно, что дети тоже участвовали в войне.
Надолго мне запомнилось, как измученные и страдающие лица находили для детей
улыбку и ласковое слово. Доброжелательность, сердечная теплота и любовь царили
в такие торжественные минуты в палатах госпиталей. А ведь это было для них
несравнимое, лучшее духовное лекарство!»
[156]
Кроме самодеятельных, в городе активно выступали с концертами профессиональные
артисты. Омская филармония создавала временные коллективы из артистов театров,
преподавателей музыкальной школы и училища, отдельных исполнителей. Они
выступали в рабочих клубах, в кинотеатрах перед началом очередного киносеанса.
[157]
Песня помогала жить и труженикам села. Сельский клуб собирал на посиделки
солдаток, долгими зимними вечерами готовящих для фронтовиков тёплые рукавицы
и кисеты, и молодёжь, поющую под гармонь как привычные, так и новые военные
песни. В Крутинском районе, например, откуда известная исполнительница
народных песен А. Оленичева ушла во фронтовой ансамбль песни и пляски, во
время войны часто выступал хор А.И.Мартыновой. Её сын Афанасий Мартынов,
тогда ещё совсем ребёнок, уже пробовал выступать в качестве аккомпаниатора.
Хор участвовал в объявленном ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1943 – 1944гг. смотре
художественной самодеятельности, был отменён Почётной грамотой.
Много интересных событий песенной жизни тех лет хранит память непосредственных
участников военных концертов, любовь к песне помогает им жить и сейчас.
Послушайте, как звучит хор ветеранов под руководством заслуженной артистки
России И.М.Ивановой. В нём более 300 исполнителей, средний возраст которых –
свыше 70 лет, на репетиции они ходят, как на праздник. А ведь большинство из
них – участники самодеятельности военных лет.
[158]
Напряжённой творческой деятельностью отмечалась в годы войны жизнь омских
театров. Омский драматический, которым с 1941г. руководила Л.С.Самборская,
был общепризнанным, одним из лучших областных драматических театров. Народный
артист России П.С.Некрасов, М.Н.Потоцкий, М.М.Иловайский, А.Ф.Теплов были
особо любимы омичами. Набирал силу талант В.Дворжецкого. В театре шёл
поставленный им спектакль Э.Ростана «Романтики». В репертуаре сохранились
«Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «В степях Украины» А.Корнейчука. Развивая
тему исторического величия русской армии, к 7 ноября 1941г. Театр сдал
спектакль «Фельдмаршал Кутузов» В.Соловьёва. Позднее с большим успехом шли
«Парень из нашего города» К.Симонова и «Разлом» Б.Лавренёва в постановке
Л.С.Самборской. Спектакли Омского драматического шли при переполненных залах.
Часто они ставились специально для призывников, для выздоравливающих раненых
из госпиталей.
В ноябре 1941г. в наш город прибыл театр им. Е.Вахтангова, эвакуированный из
Москвы после того, как его здание было разрушено бомбёжкой. Вахтанговцы нашли в
Омске немало творческих друзей и вплоть до августа 1943 года работали вместе с
нашим драматическим театром поочерёдно – 3 дня в неделю шли спектакли
вахтанговцев. В Омске этот театр выпустил немало масштабных спектаклей высокого
патриотического звучания – «Фронт» А.Корнейчука, «Русские люди» К.Симонова,
«Олеко Дундич» М.Канца и А.Ржешевского.
[159]
Творческое содружество с вахтанговцами создало новые возможности. В 1942г.
Народный артист СССР, профессор Б.Е.Захава поставил в Омском театре
«Нашествие» Л.Леонова, а Н.Охлопков стал режиссёром – постановщиком спектакля
«Осада мельницы» по рассказу Э.Золя «Семья Варле». Н.Охлопкову принадлежит
авторство спектакля для детей «Тимур и его команда» по А.Гайдару.
Часто артисты обоих театров вместе выезжали на концерты, а когда в 1942г. из
фронтовой бригады вахтанговцев был создан филиал театра, в его спектаклях
нередко принимали участие омские артисты, совместно проводились творческие
встречи на предприятиях, в открытых на железной дороге эвакопунктах.
В городе продолжали работать открытые накануне войны театр юных зрителей и
театр кукол. Вписались в театральную семью города и эвакуированный к нам
Львовский театр им. Зеньковецкой, и часть труппы Сталинградской оперетты. У
каждого находился свой зритель, хотя работать приходилось в трудных условиях –
ТЮЗ сначала размещался в клубе им. Лобкова, затем на некоторое время переехал в
Тару, а когда вновь вернулся в Омск и работал в кинотеатрах между сеансами, то
оставил часть своей труппы в приютившем его районном центре. Вокруг этой части
труппы сформировался самостоятельный Тарский городской театр, просуществовавший
вплоть до пятидесятых годов. Театр кукол размещался в Доме пионеров. И на его
спектаклях залы были всегда переполнены. Театральная муза не молчала, её детища
находили живой отклик у горожан.[160]
О связях омских артистов с фронтовиками, их поездках на передовую линию
борьбы с врагом очень хорошо повествует в своей книге «Омский драматический»
С.Яневская.
«В феврале 1944г. вышел приказ по Омскому драматическому театру: «Актёров
тт.Спроге и Теплова полагать с 25.11.1944г. в командировке с бригадой отдела
искусств по художественному обслуживанию фронта». В бригаду вошло семь человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|