Рефераты

Диплом: история села Кольчугино

Каменноугольные копи в это время нельзя определить как чисто мануфактурное

предприятие, т.к. в них широко применялись машины, механизировалась часть

производственных процессов. Но основная операция – отбойка руд – совершалась

вручную, а также наблюдалась “сложность в складывании постоянного контингента

шахтеров[96]”.

В конце XIX - начале XX вв. накопившийся в ведущих капиталистических странах

“избыток капитала” требовал новых районов приложения.

“В этот период времени каменный уголь добывался преимущественно на Кольчугинской

копи Кузнецкого округа, насчитывавшей 310 рабочих”

[97].

В январе 1896 г. она была сдана в аренду “Обществу восточно-сибирских

чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов”, организованному

Мамонтовым. С 1896 г. “Общество Восточно-сибирских заводов” заключило с

Кабинетом два предварительных договора на аренду Кольчугинской Каменноугольной

копи и постройку металлургического завода в Кузнецком бассейне. Согласно

первому договору до 1 января 1903 г. Кабинет не мог предоставить другим лицам

право на устройство каменноугольных копей в кузнецком бассейне, но в течение

1897 и 1898 гг. обществом должно было быть добыто не менее 2 млн. пудов угля

ежегодно, в 1899 - 1901 гг.– не менее 3 млн., а с 1902 г. – не менее 5 млн.

пудов ежегодно, уплачивая по 1 копейке за каждый пуд добытого угля

[98]. Срок действия договора 60 лет. 30 января 1897 г. заключение

окончательного контракта по аренде Кольчугинских Каменноугольных копей. Но уже

в самом начале деятельности перспективы разработки кольчугинских копей

компанией Мамонтова оценивались неблагоприятно, т.к. до железной дороги от них

было 150 верст. Был составлен проект строительства нового Гурьевского завода и

новой железной дороги, которая должна была дать возможность не только расширить

развитие кузнецкой металлургии, но и увеличить сбыт каменного угля

[99]. “Общество Восточно-Сибирских заводов” за 3 года не приступило ни к

строительству металлургического завода, ни к прокладке железной дороги до

Транссибирской магистрали, не увеличило добычу угля на Кольчугинской копи

[100]. Летом 1899 г. Мамонтов обанкротился.

С 1889 по 1909 гг. при Кольчугинской копи действовало до 9 стойловых печей,

производилось в среднем по 58 тыс. пудов кокса

[101]. Но невозможность дешевой доставки кокса на предприятия не помогала

развитию коксохимической промышленности в Кузбассе.

В 1900 г. вся Сибирская магистраль была сдана в эксплуатацию. Командированный

в Сибирь французским министерством торговли экономист Клод Олиньон в своей

книге “Сибирь и её экономическая будущность” анализировал возможности

приложения в Сибири иностранных капиталов. Условия для создания промышленных

предприятий в Сибири были достаточно неблагоприятными (громадность

пространств, незначительность населения, суровый климат, отсутствие путей

сообщения), поэтому для создания необходимой инфраструктуры требовались

огромные средства, найти которые без привлечения иностранного капитала было

очень сложно.

В 1900 г. угледобывающая промышленность и металлургия центра и юга кузнецкого

бассейна, не попавшие непосредственно в зону влияния Транссиба, переживали

кризис. Добыча угля на Бачатской, Кольчугинских, Кемеровских копях, не имевших

прямого выхода на Транссиб, в период с 1900 по 1912 гг, колебалась от 2,5 до 9

тыс. тонн в год[102].

“Незначительный удельный вес Кузбасса в угледобыче страны отражал характерную

для эпохи капитализма неравномерность распределения промышленности на

территории России. Эта неравномерность, возникшая в результате постепенного

распространения капитализма из центра на окраины, усугублялась политикой

царизма. Могущественная монополия Продуголь при поддержке правительства сумела

обеспечить за собой угольный рынок Европейской России, закрыв кузнецкому углю

дорогу за Волгу”[103].

После того как недолгое время Кольчугинские копи были сданы в аренду “Обществу

Восточно-Сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов”,

которое в результате мирового экономического кризиса обанкротилось, угольные

копи были возвращены царскому Кабинету. Дальнейшие перспективы Кузнецкого

бассейна все в большей степени определялись успехами развития железнодорожного

транспорта. “Первоначальная модель индустриальной экономики России, связанная с

преимущественным развитием западных приграничных территорий, ориентированных на

европейские рынки, постепенно сменялась другой, более широкой и эшелонированной

программой, связывающей будущее России с восточными территориями”

[104].

Интерес к богатому угольному месторождению не угас. Уже с 1903 г. вновь

заговорили о строительстве рельсового пути, немного другой направленности

нежели, который планировал и С.И. Мамонтов. Известный инженер, строитель КВЖД

Югович выдвинул, например, проект железной дороги Семипалатинск - Барнаул -

Кольчугино - Поломошная. А.П. Субботин в 1903 г. заявил о потребности России

иностранных капиталах, без которых российская промышленность и сельское

хозяйство неминуемо оказались бы не только отрезаны от новых рынков сбыта, но и

развития внутрироссийского производства оказалось бы парализовано давлением

промышленности и сельского хозяйства других государств

[105]. О том же говорил и Соболев, который ввиду явной недостаточности

капиталов и малой подвижности имеющихся капиталов считал желательным приток

иностранных капиталов в Сибирь для создания примеров для местных промышленников

[106].

Наибольший интерес в эти годы проявил к Кольчугину управляющий делами

“Товарищества Черемховских каменноугольных копей” Маркевич. Вместе с

отставным подполковником Ивановым он направляет 21 мая 1903 г. прошение

министру финансов, в котором, в частности, говорится: “Мысль о сооружении

подъездного пути от станции Поломошная до г. Барнаула явилась у нас, имея в

виду возможность доставки удобным путем на сибирскую дорогу и далее каменного

угля из Кольчугинских копей, разработкой которых мы желаем заняться”. В июне

того же года Иванов просит разрешения на осмотр копей. Не скоро последовал им

ответ. Долгой оказалась по своему стажу волокита вокруг этого прошения.

Заинтригованный растущими притязаниями частных предпринимателей, интересуется

состоянием копей и царский кабинет, в ведении которого они находятся. В записке

исполняющего дела начальника Алтайского горного округа Кублицкого-Пиоттуха,

адресованной Кабинету от 3 марта 1904 г., в частности говорится: "...среди всех

отраслей... промышленности совершенно особое место занимает Кольчугинское

каменноугольное дело, которое при более широкой его постановке может дать

блестящие результаты в будущем, для чего, однако, непременным условием было бы

соединение этого месторождения рельсовым путем с сибирской магистралью".

Отмечая богатство запасов кольчугинского угля, его высокое качество, далеко

превосходящее все сибирские угли, его дешевизну, автор записки делает вывод:

“При падении Алтайского горного промысла трудно указать другое, более выгодное,

в смысле солидности и постоянства, предприятие, как Кольчугинское”

[107]. “Несмотря на то, что в Кольчугине были обнаружены большие запасы

прекрасных коксующихся углей, кабинет не сумел развернуть угледобычу.

Кольчугинские копи снабжали углем и коксом Гурьевский завод. После того как

Гурьевский завод был законсервирован в 1908 г., сошла на нет работа

Кольчугинских копей. Оборудование рудников и проведение железнодорожных веток

для доставки угля на магистраль требовали значительных капиталовложений, на

которые кабинет не пошел. Кабинет предпочел сдать угольные месторождения в

концессии”[108].

В начале XX в. не конкурентоспособность уральской металлургии основанной на

древесном угле, который вследствие постепенной вырубки лесов вокруг заводов

приходилось доставлять из все более отдаленных районов. Кабинетская

промышленность имела опыт производства кокса из углей кузнецкого бассейна.

Однако его невозможность дешевой поставки до места потребления не позволяли

развивать коксохимическую промышленность в Кузбассе.

В 1912 г. была одобрена постройка на иностранные капиталы железной дороги

Кольчугино-Барнаул-Павлодар с целью снабжения каменным углем Алтайской

железной дороги, но реализован этот проект не был.

Но в районе Кольчугинского рудника были не только месторождение угля, но и

месторождения известкового камня. 21 августа 1910 г. был заключен договор с

Товариществом известкового завода “З.М. Джуричь и М.Г. Головин” на шестилетний

срок 9 месторождений известкового камня в пределах Кольчугинского участка,

Кузнецкого уезда для ломки и пожега на известь, для выработки цемента и прочее

[109].

Таким образом можно отметить, что первый интерес со стороны государственных

структур к кузнецкому каменному углю появился ещё в 30-е гг. XIX в. но

отсутствие наиболее быстрого и выгодного применения угля привело к тому, что,

в частности, Кольчугинский рудник начинает разрабатываться только в конце XIX

в. в дальнейшем интерес к данному месторождению подстегивало проведение

Сибирской магистрали, но отсутствие достаточных капиталов привело к тому, что

в начале XX в. Кольчугинский рудник вернулся к царскому Кабинету.

Глава 3.

Село Кольчугино и “Копикуз”.

Развитие добывающей промышленности в районах нового освоения, к которым

относилась Сибирь, требовало более значительных капиталовложений, чем на

экономически освоенном, густо населенном юге Европейской России. Отдельные

предприятия могли успешно действовать лишь в составе крупных территориально-

производственных комплексов, включающих рудники, заводы, различные подсобные

и смежные предприятия, железную дорогу для поставки руды и топлива к заводам,

а готовой продукции к Сибирской магистрали. Для этого требовались крупные

финансовые вложения, которых в России, а особенно в Сибири, не хватало.

“Для того чтобы на почве богатой природы и дешевого труда могла вырасти широкая

и могучая промышленность, необходимы деятельные капиталы, которые предприняли

бы трудную устроительную работу. К несчастью, именно капиталами, скопленными

сбережениями, и не богато наше отечество. При нашей бедности капиталов внутри

страны . необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может

совершаться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных

капиталов”[110].

В 1909 г. на имя Николая Семеновича поступил Билль, автор которого писал о том,

что “кольчугинское месторождение 55 верст от деревни Шевелевой на Томи в своих

четырех пологопадающих пластах 7-15° Майеровском (2,4 %), Болдыревском,

Брусницинском и Журинском, из которых последний доходит до двух саж. мощностью,

заключает в себя на столько значительный запас угля, что его хватило бы на

многие годы для потребностей края. Северо-восточная часть Алтайского Округа

действительно весьма богата углем и если он за последнее время добывался, можно

сказать, в ничтожном количестве, то это следует приписать удаленности

главнейших месторождений как от реки Оби, так и от железной дороги. Не могу не

отметить одного прискорбного факта: Кабинет его Величества на все наше горное

дело махнул рукой и уделяет весьма мало внимание развитию каменноугольной

промышленности, не желая расходовать значительных капиталов. Вся надежда на

частную предприимчивость”[111]. Данное

письмо лишь подтверждает то, что было сказано ранее, о положении дел в

сибирской промышленности. Вероятно такие соображения появлялись у многих

сибирских деятелей. “Из различных отраслей промышленности, которых в ближайшем

будущем должна здесь коснуться предпринимательская деятельность, первое место,

несомненно, принадлежит горному делу. Исключительные и по своему разнообразию,

и по богатству ископаемые Сибири давно уже составили ей славу

[112]”.

В 1912 - 1914 гг. усилился интерес предпринимателей к кузнецкому углю. “Угольный

голод, созданный в России усилиями Продугля, сулил большие прибыли вновь

возникающим угольным компаниям благодаря повышению цен на уголь”

[113]. А на территории Западной Сибири угольный кризис был создан владельцем

Судженских копей Л.А. Михельсоном[114]

. Михельсон поднял цены на уголь придержанный им на складах. Таким образом

сложились предпосылки для развития угледобывающей, коксохимической

промышленности в Кузнецком бассейне.

“Иностранные промышленные разведчики, появлявшиеся в Кузбассе в эти годы,

проявляли особое внимание к его угольным ресурсам. В Кузбассе по поручению

французской оружейной фирмы Шнейдер-Крезо побывали инженеры Громье и Барильон.

В 1912 г. они опубликовали в Париже отчет о своей поездке “в частные владения

его величества императора России”. Поездка Громье и Барильона была связана с

организацией Акционерного общества каменноугольных копей, в котором участвовал

французский капитал”[115]. В

организации Копикуза приняли участие и русские капиталисты в лице

Международного коммерческого и Русско-Азиатского банков

[116].

Инициативу освоения природных богатств нашего края взяли на себя тайный

советник В.Ф. Трепов и его компаньон С.С. Хрулёв - председатель

Ме­ждународного банка.

Кабинет Его Величества заключил с ними договор на организацию добычи угля при

условии, что они в течение 3 месяцев создадут об­щество Кузнецких копей и

получат разрешение на постройку железной дороги в Алтайском округе от

Кольчугинского месторождения дo станции Юрга Сибирской Железной дороги. Договор

был заключен 19 октября 1912 г. “Кабинетом его Величества с учредителями

“Общества Кузнецких каменноугольных копий””. КОПИКУЗу предоставлялось право

добычи каменного угля “местности в части Алтайского округа, ограниченной с

запада и севера- течением р. Оби, с востока границами округа и с юга – широтою

с. Ильинскаго на р. Томи, а также местности в части округа – южнее широты с.

Ильинскаго, но не южнее течения р. Бии, за исключением тех отводов в последней

части, которые будут признаны необходимыми для предполагаемого

железоделательного завода близь г. Кузнецка”. Причем сперва они должны были,

т.е. учредители “Общества”, получить “разрешение правительства на утверждение

общества под наименованием “Общество Кузнецких каменноугольных копий””, и

передать ему права, вытекающие из данного договора. Так же “Общество должно

было получить разрешение на строительство “ширококолейной железной дороги в

Алтайском Округе от Кольчугинского месторождения каменного угля до станции Юрга

Сибирской железной дороги”. “Обществу” давалось право “до 1 января 1917 г.

проводить изыскания угля в данном районе и принимать отводы каменноугольного

месторождения для эксплуатации”. Но и в дальнейшем государство, если это

входило в интересы “Общества” отдавало предпочтение ему в праве аренды данной

местности. “За каждый пуд добытого и извлеченного на поверхность угля

учредители обязаны уплачивать Кабинету по пол копейке. За каждую десятину земли

по 2 рубля ежегодно”[117].

В начале своей практической деятельности Копикуз вынужден был приступить к

строительству железной дороги, позволившей завозить на его предприятия

материалы и оборудование. Для этого было создано “Общество Кольчугинской

железной дороги”.

“С 1913 г. стал формироваться новый отряд горняков Кузбасса – на разведки

угольных и железорудных месторождений, на строительство шахт Копикуза в

Кольчугине требовалось все больше проходчиков, плотников, слесарей, машинистов.

В июле 1913 г. на проходке Капитальной и Николаевской шахт, строительстве

надшахтных зданий и рабочего поселка при Кольчугинском руднике было занято 294

рабочих, в том числе 205 плотников. “Главным строительным материалом был лес и

главным строительным рабочим – плотник. Плотники рубили деревянные венцы для

крепления ствола шахты, возводили деревянные копры, ставили бараки с общими

нарами для рабочих, четырех – восьмиквартирные дома для служащих. Углубка

Капитальной шахты началась 18 сентября 1913 г. Вначале породу поднимали конным

воротом, воду откачивали бадьями. С 25 сентября начали бетонирование ствола.

Бетонирование продвигалось медленно, так как не запасали цемент, щебень. Цемент

подвозили на лошадях с пристани Кобылино. Управляющий рудником в письме к

директору Копикуза Федоровичу от 5 октября 1913 г. жаловался на медленную

подвозку цемента”[118]. В 1914 г. на

Кольчугинском руднике числилось уже 1493 рабочих, происходивших из 24 разных

губерний”[119]. В 1914 г. всего было

на Кольчугинском руднике зафиксировано 34 несчастных случая

[120], из них на “Капитальную” шахту приходилось 10

[121], на “Николаевскую” - 10[122],

“Вентиляционную” - 1[123]. По мимо

несчастных случаев на шахтах увечья получали при постройке здания под контору,

здания для больницы, в слесарной мастерской,, при укладке рельсов, при

постройке дома №№ 30, 31, 32, 36, 39, при постройке казармы № 40. В 1913 г.

КОПИКУЗ, получивший в октябре 1912 г. монопольные права на разведку и

строительство шахт в Алтайском горном округе, начал строитель­ство железной

дороги Юрга-Тельбесс и уже к 15 сентября 1915 г. линия в 191 км была доведена

до Кольчугино, получив название кольчугинской. После выявле­ния группой

геологов под руководством Л.И. Лутугина в 1914 - 1915 гг. огромных запасов угля

и металла в южном Кузбассе и выбора профиля железной дороги Кольчугино -

Тельбесс предприниматели КОПИКУЗа Федорович и Фитингоф не медлили с их

освоением. Разработка мощных и легкодоступных пластов, недорогая рабочая сила

сулили большие дивиденды, подъем акций, т.к. в военное время резко возрос спрос

на уголь. “Для изучения большой территории было организовано четыре

поисково-геологические партии. Итогами исследования было установлено, что

Кузбасс располагает запасами 250 миллиардов тонн угля”

[124]. Позже Л.И. Лутугин предпо­ложил, что запасы могут превышать 400

миллиардов тонн угля. Группа Лутугина составила геоло­гическую карту бассейна и

ряд карт выходов по отдельным месторождени­ям. Во время обследования Кузбасса

17 августа 1915 г. Л.И. Лутугин скон­чался на Кольчугинском руднике. Геологи,

вышедшие из школы Л.И. Лутугина, и после 1917 г. успешно продолжали

исследования, начатые в 1914 - 1915 гг., способствова­ли становлению угольной

промышлен­ности в Кузбассе. Остальными партия­ми были произведены разведки на

Осиновском, Ерунаковском, Кемеровском, Кольчугинском и других месторожде­ниях.

Лучшими для коксования оказа­лись угли Осиновского месторождения, затем угли

Кемеровского рудника. С Кольчугинского рудника кокс получал­ся плохой, так как

уголь оказался очень жирный, но он был незаменим для смешивания с более тощими

углями.

Война 1914 – 1918 гг. повысила спрос на металл, химические продукты;

значительно повысился грузооборот железнодорожного транспорта и, таким

образом, резко возросла потребность в угле и, в частности, в кузнецком.

В связи с этим добыча угля в Кузбассе в военные годы увеличилась и составляла

в 1917 г. 1256,4 тыс. тонн против 773,1 тонн в 1913 г. Это наблюдалось и в

кольчугинском районе (см. таблица 2).

Таблица 2

Добыча угля по районам Кузбасса[125](тыс. т.).

1913 г.1914 г.1915 г.1916 г.1917 г.
Кольчугинский- 6.629,5126,1168,7
Кемеровский9,842,642,673,7114,7

По дороге доставляли стройматериалы, а вывозили уголь. Продукты и товары

транспортировались на лошадях.

Война 1914 г. оказала глубокое влияние на все отрасли промышленности Кузбасса.

Продуголь уже не справлялся с возросшими потребностями военного времени, и это

привело к повышению спроса на кузнецкий уголь. Копикузу пришлось развернуть

строительство нескольких шахт. Но рост добычи угля сдерживало начавшееся в

связи с войной сокращение поставок на шах­ты механизмов, закупленных

преиму­щественно у германских фирм. В этих условиях Копикузу пришлось

ориен­тироваться на подержанные механиз­мы, которыми после ремонта стали

оснащать Кольчугинские копи. Такое оборудование не обеспечивало необходимый

рост добы­чи угля. Наряду с промышленным строительством на Кольчугинском

руднике в 1914 – 1916 гг. были возведены и жилые дома для семейных рабочих,

служащих, учителей и фельдшеров, казармы для рабочих, барак для военнопленных,

мост через реку Иню, устроено водоснабжение рудника

[126]. В 1915 г. рабочие кольчугинского рудника размещались в 20 казармах, а

для квартир семейных рабочих было специально построено 12 домов. В 1 полугодии

1916 г. ещё 4 деревянных казармы и 1 барак для военнопленных и начата постройка

5 домов для служащих и большой каменной казармы на 100 человек рабочих

[127]. Уже в 1913 г. на Кольчугинской копи была начата, а в 1914 г.

закончена постройка больницы сначала на 10

[128], а к 1915 г. на 20 кроватей с заразным отделением на 12 кроватей и

аптекой. В 1915 г. построена школа на 200 учащихся с залом для собраний. В 1916

г. для перевозки угля и кокса с кузнецких копей построена ширококоленая

Кольчугинская железная дорога, соединяющая копи со станцией Юрга Томской

железной дороги[129].

В годы войны на Кольчугинском руднике возводились железный копер, железобетонное

надшахтное здание, железные эстакады, каменные здания электростанций, машинной

и котельной при шахте “Капитальной”. Были установлены деревянные копры и

временные деревянные здания при шахтах “Вентиляционной”, “Николаевской”,

“Журинской”. В 1914 г. на Кольчугинском руднике было при подготовительных

работах было добыто до 429000 пудов угля. В 1916 г. на Кольчугинском руднике

было занято уже 2432 рабочих, из них половина военнопленных; было добыто

76661000 пудов угля главным образом на подготовительных работах

[130]. В том же году отчуждалась земля для сооружения железнодорожных линий

от станции Кольчугино, Кольчугинской железной дороги, через город Кузнецк до

Тельбесса и от Кузнецка до станции Баюново, Бийской ветвиАлтайской железной

дороги[131]. В 1916 г. здесь добывали

пламенный, паровичный кузнечный хорошо спекающийся уголь

[132]. За годы войны в Кузбассе возникают новые рабочие поселки при угольных

копях и станциях Кольчугинской железной дороги. В частности по переписи 1917 г.

на Кольчугинском руднике (с поселком Пеньки, железнодорожной станцией и

Журинской шахтой) – 4907 человек[133].

Исходя из того, что в Кузбассе в 1916 – 1917 гг. по приблизительным подсчетам

было занято в угольной промышленности 15000 человек

[134]. Заработная плата отставала от роста цен на продукты, особенно мало

платили женщинам и подросткам. В 1916 г. на Кольчугинском руднике средняя

поденная плата рабочему мужчине была рубль 80 копеек, женщине –70 копеек,

подростку – 60 копеек. Зарплата подземных и поверхностных вспомогательных

рабочих была в несколько раз меньше заработка забойщиков

[135]. В годы первой мировой войны переселенческий поток в Кузбасс иссякает.

Это было связано с тем, что правительство запретило переселение в условиях

военного времени. В итоге переселенческое движение уже не играло существенной

роли в пополнении численности рабочих рук и сельского населения Кузбасса.

Правовое положение рабочих сибирской промышленности во второй половине XIX в.

базировалось на старых нормах и традициях. Права и обязанности рабочих

определяли не юридически обоснованные законы, а своеволие и почти

неограниченная власть предпринимателей

[136].

К 1917 г. на Кольчугинском руднике действовало 4 крупных шахты:

Вентиляционная, Николаевская, Капитальная, Журинская. Для людей связанных с

данными копями были созданы все условия для проживания. Если в 1913 г.

числилось 294 рабочих, то уже в 1916 г. их было 2432 человека.

Таким образом как в XIX в. так и в XX в. как государственные структуры, так и

частные замечали необходимость развития разработки ископаемых Кузнецкого

бассейна, в частности Кольчугинского рудника, при этом уделяя внимание

необходимости привлечения частных капиталов. В итоге можно говорить, что

своему дальнейшему развитию в XX в. Кольчугинские копи обязаны иностранному

капиталу. И если первое десятилетие XX в. месторождение практически не

использовалось вследствие того, что не было потребности в угле,

правительство, которому принадлежал Кольчугинский рудник не было

заинтересовано в разработке данных копей. Одним из наиболее ощутимых толчков

для проявления значительного интереса к данному руднику стал угольный голод

1912 г. В результате создаются предпосылки для наиболее удачного развития

угледобывающей промышленности в Кузнецком бассейне, и в частности на

Кольчугинских копях. Но как отмечалось ранее для этого требовались слишком

большие средства, которых у местных предпринимателей не было. В результате

идет привлечение иностранных капиталов. Первая мировая война подстегнула

дальнейшее развития рудника.

Заключение

В результате постепенного освоения Сибири как закономерность шло увеличение

населения и появление новых территориальных образований. Одним из таких

новообразований и становится село Кольчугино.

Политика, проводимая правительством относительно Сибири несколько отличалась

от той, которую оно проводило на европейской территории. В результате

огромного количества неосвоенных земель здесь основной формой

землепользования было заимоза-хваточное хозяйство. Отсутствие должного

количества рабочих рук, а именно их дефицит приводили к тому, что постепенно

правительство начинает контролировать население, так как на территории Сибири

крупных частных феодалов не было.

Приписка населения к заводам явилась некоторой мерой подчинения и контроля со

стороны правительства за населением.

Геологические изыскания, проводимые в Кузнецком бассейне начиная с XIX в.

подталкивали правительство к тому, чтобы в дальнейшем заняться более

пристальным изучением промышленных богатсв края. Как результат здесь

появляются угольные шахты, и новая статья расходов для государства. Богатство

данного региона ископаемыми побуждает частные капиталы к активным действиям,

что приводит к тому, что угольные копи начинают сдаваться в аренду и

Кольчугинская копь, как одна из самых богатейших, не оказалась исключением.

Но за счет того, что в промышленном отношении Сибирь еще только начинала

осваиваться здесь не было не должного рынка сбыта для угля, не нормально

функционирующей инфраструктуры. Как итог Кольчугинский рудник вернулся в руки

правительства и некоторое время просто держался на плаву.

В результате в 1900-е гг. угледобывающая промышленность юга Кузнецкого

бассейна, не попавшая в зону непосредственного влияния Транссибирской

магистрали переживала глубочайший кризис. Таким образом перспективы развития

угольной промышленности в это время здесь отсутствовали.

Развитие добывающей промышленности в районах Сибири требовало более

значительных капиталовложений, чем в экономически освоенной Европейской части

России. Отдельный предприятия могли здесь функционировать только в составе

крупных территориально-производственных комплексов.

С появлением признаков промышленного подъема в начале XX в. в России

активизируется иностранный капитал.

Копикуз сыграл значительную роль в развитии промышленности Кузбасса.

Деятельность Копикуза не прекращалась в годы первой мировой войны,

продолжались геологические исследования, строительство железных дорог,

оборудование рудника. Помимо чисто производственной деятельности Копикуз

участвовал в решении социальных проблем: строил жилье для своих рабочих и

служащих, это свидетельствовало о том, что Копикуз подчинялся определенным

правилам, которые ему предлагало Российское правительство, и как результат мы

можем говорить о взаимовыгодном сотрудничестве. В условиях угольного голода

привлечение иностранного капитала для организации в Кузнецком бассейне ещё

одного угледобывающего предприятия была объективно на руку как правительству

Российской империи, заинтересованному в бесперебойной работе отечественной

промышленности и транспорта, так и российским предпринимателям, нуждавшимся в

условиях предвоенного промышленного подъема в возможности постоянно покупать

уголь по умеренным ценам, что было возможно только в условиях рыночной

конкуренции, которую создавал Копикуз.

Список источников и литературы:

а) источники:

ГАКО, ф. д-13 «Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей», оп. 1,

д. 8.

ГАКО, ф. д-60 «Коллекция метрических книг», оп. 1, д. 80, 184; оп. 4, д. 34,

35, 497; оп. 6, д. 323.

ГАТО, ф. 433 «Сведения о залежах угля в Кузнецком бассейне, геологических

разведках полезных ископаемых», оп. 1, д. 533, 178.

“Вестник общества Сибирских инженеров”, ноябрь-декабрь 1916. Т. 1. № 11-12.

“Вестник золотопромышленности и горного дела вообще”. 1896. №21.

«Горный журнал». 1916. Т. 3. № 7-8.

“Горные и золотопромышленные известия”. 1915. №10.

Докладная записка Витте Николаю II // Историк-марксист. 1935. № 2-3. С. 130-140.

Кауфман А. Земельный вопрос и переселение // Сибирь, её современное состояние

и её нужды. СПб.: Издание А.Ф. Девриена, 1908. С. 79-141.

Мелких А.М. Из экономической жизни Западной Сибири. Москва. 1912.

Соболев М. Добывающая и обрабатывающая промышленность Сибири // Сибирь, её

современное состояние и её нужды. СПб.: Издание А.Ф. Девриена, 1908. С. 141-

169.

Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири.

(1032-1882). Сургут, Акционерный информационно-издательский концерн “Северный

дом”, 1993. 463 с.

б) литература:

1. Алексеев В.К. Роль кооперации в развитии

промышленности Сибири в годы первой мировой войны // Бахрушинские чтения.

Новосибирск, 1978. С. 104-111.

2. Андрющенко Б.К. Правовое положение сибирских рабочих

во второй половине XIX в. // Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории.

Томск: ТГУ, 1994. Вып. 2. С. 29-40.

3. Баев О.В. Иностранный капитал в промышленности

кузнецкого бассейна ( конец XIX – начало XX вв.): Дис.к.и.н.: 07.00.02 /

Кемерово: Кемеровский Государственный Университет, 2001. 274 с.

4. Баев О.В. Взаимодействие центральных и местных

органов власти в России конца XIX в. по вопросу привлечения иностранных

капиталов в отечественную промышленность // Проблемы истории управления

Сибирью конца XVI – начала XIX вв. Кемерово, 2004. С. 8-13.

5. Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт её первых

насельников”. 1889.

6. Батеньков Г.С. Общий взгляд на Сибирь // Сын

Отечества . 1882. № 41, 44.

7. Волчек В.А. Об экономическом положении приписной

деревни Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа в конце XVIII –

первой половине XIX вв. Кемерово: КГУ, 1992. 160 с.

8. Головачев П. Сибирь. Природа, люди, жизнь. 2-е изд.,

Типография Товарищества И.Д. Сытина. М., 1905. 300 с.

9. Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск:

“Наука”, 1965. 267 с.

10. Города Кузбасса. Серия – города Сибири. Новосибирск:

“Масс – Медиа – Центр”, 2002. Т. 1. 223 с.

11. Емельянов Н.Ф. Население среднего Притомья в XVII –

первой половине XIX вв. // Вопросы формирования русского населения Сибири в

XVII - начале XIX вв. Томск: Изд. Томского Университета, 1978. С. 17-39.

12. Заболотская К.А. Угольная промышленность Сибири (конец

1890 – начало 1990 гг.) Кемерово: Кузбассвуиздат, 1995. 342 с.

13. Зинякова В.М. Социальная характеристика Томской

губернии конца XIX столетия // Проблемы истории управления Сибирью конца XVI

– начала XX в. Кемерово, 2004. С. 60-64.

14. Зубков К.И. Геополитические предпосылки научного и

промышленного подъема на востоке России // Роль науки в освоении восточных

районов страны: Тезисы докладов на всероссийской научной конференции.

Новосибирск, 1992.

15. Историческая энциклопедия Кузбасса. Познань: Штама,

1996. Т. 1. 380 с.

16. История Кузбасса. С древнейших времен до 1917г.

Кемерово: Кемеровский государственный педагогический институт, 1962. Т.1. 563

с.

17. История открытия и освоения Северного морского пути.

Л., 1962. Т. 2.

18. История Сибири с древнейших времен до наших дней. СПб.,

1968. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. 538 с.

19. Кабузан В.М. Об изменении численности населения Сибири

во второй половине XVIII в. (1762-1795) // Вопросы аграрной истории Урала и

Западной Сибири. Свердловск, 1966.

20. Кабузан В.М., Троицкий С.М. Численность и состав

населения Сибири в первой половине XIX в // Русское население Поморья и

Сибири. М.: Наука, 1973. С. 261-277.

21. Карпенко З.Г. Горная и металлургическая промышленность

Западной Сибири в 1700-1860 годах. Новосибирск, 1963. 214 с.

22. Карпенко З.Г. Горняки и металлурги Сибири при феодализме

// Промышленность и рабочие кадры досоветской Сибири. Новосибирск: АН СССР

СО, 1978. С. 3-19.

23. Карпенко З.Г. Значение Сибирской железной дороги в

развитии экономики Кузбасса // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово:

Кузбассвузиздат, 1993. С. 46-53.

24. Карпенко З.Г. Кузнецкий угольный. (1721-1971). Кемерово:

Кемеровское книжное издательство, 1971. 111 с.

25. Карпенко З.Г. Некоторые особенности развития алтайской и

нерчинской горнодобывающей и металлургической промышленности XVIII –начала XX

вв. // Промышленность Сибири и её кадры (конец XVI – начало XX вв).

Новосибирск, 1977. С. 106-119.

26. Кауфман А. Земельный вопрос и переселение // Сибирь, её

современное состояние и её нужды. СПб.: Издание А.Ф. Девриена, 1908. С. 79-

141.

27. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в ВУЗе.

Кемерово, 1994. 336 с.

28. Кимеев В.М. Православные храмы Кузбасса. Кемерово:

Кузбассвузиздат, 1996. 308 с.

29. Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в

XVIII - начале XIX в. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. 440 с.

30. Колесников А.Д. Состав переселенцев в Сибирь // Вопросы

формирования русского населения Сибири в XVII - начале XIX вв. Томск, 1978.

С. 3-16.

31. Колобков М.Н. Кузбасс. Новосибирск: обл. изд., 1939. 72 с.

32. Колобков М.Н. Кузнецкий бассейн. (Очерки природы и

хозяйства). Кемерово: кн. изд., 1956. 192 с.

33. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. Кемерово, 1978.

360 с.

34. Кузнецкий угольный бассейн. М.: Углетехиздат, 1957. 200 с.

35. Лакисов А.И. Ленинск-Кузнецкий. Кемерово: кн. изд.,

1977. 124 с.

36. Лукин А.А. Дореволюционный Кузбасс в планах иностранных

монополий // Труды кафедры марксизма-ленинизма Сталинского Государственного

Педагогического института. Сталинск, 1959.

37. Махмутова З.М. Копикуз: К предыстории индустриального

развития Кузбасса // Железные дороги и освоение природных богатств Кузбасса.

Прокопьевск, 2002. С. 39-42.

38. Мелких А.М. Из экономической жизни Западной Сибири.

Москва: Типография П.П. Рябушинского, 1912.

39. Михайлова В.Н. Кузбасс в дореформенный период (первая

половина XIX в.) // Из истории освоения юга Западной Сибири русским

населением в XVII - начале XX вв. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 74-83.

40. Михайлова В.Н. Салаирский край в дореформенную эпоху

(первая половина XIX в.) // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово:

Кузбассвузиздат, 1993. С. 83-91.

41. Мухин А.А. Начало перехода от мануфактуры к фабрике в

промышленности Сибири пореформенного периода (1861-1895гг.) // Промышленность

и рабочие кадры досоветской Сибири. Новосибирск: АН СССР СО, 1978. С. 89-102.

42. Победа Великого Октября в Сибири. Томск: Изд-во Томского

ун-та, 1987. Ч.1., 254 с.

43. Покшишевский В.В. Заселение Сибири. (Историко-

географические очерки). Иркутск: обл. гос. изд., 1951. 280 с.

44. Промышленность и рабочие Сибири в период капитализма.

Новосибирск: “Наука”, 1980. 344 с.

45. Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический

капитал в экономике Сибири конца XIX – XX вв. Томск: ТГУ, 1975. 328 с.

46. Седых Г. Земля Кузнецкая – история Сибири. Кемерово: Б.

и., 1997. 185 с.

47. Скрябина Л.А. Русские Притомья. Историко-этнографические

очерки (XVII - начала XX вв.). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 129 с.

48. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск:

Вен-Мер, 1995. 676 с.

49. Соболев М. Добывающая и обрабатывающая промышленность

Сибири // Сибирь, её современное состояние и её нужды. СПб.: Издание А.Ф.

Девриена, 1908. С. 141-169.

50. Тихвинский С.Л. Состояние и задачи дальнейшего развития

исторического краеведения в СССР // Вопросы истории. 1988. № 1. С. 24-31.

51. Тихонов Б.В. Каменноугольная промышленность и черная

металлургия России во второй половине XIX в. (Историко-географические

очерки). АН СССР, Ин-т ист. СССР. М.: “Наука”, 1988. 275 с.

52. Тужиков В.И. Источники формирования рабочих кадров

промышленности Сибири во второй половине XIX в. // Промышленность и рабочие

кадры досоветской Сибири. Новосибирск: АН СССР, 1978. С. 103-116.

53. Тужиков В.И. Развитие промышленности в Западной Сибири

во второй XIX в. и её рабочие кадры // Промышленность Сибири и её кадры

(конец XVI – начале XX в.). Новосибирск: АН СССР СО, 1976. С. 131-145.

54. Усков И.Ю. Формирование крестьянского населения Среднего

Притомья в XVII – первой половине XIX в. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 130

с.

55. Халиулина А.А. “Земля Кузнецкая” в летописях и трудах

ученых (XVII – начало XX в.). Историография Кузбасса: учебное пособие.

Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. 51 с.

56. Чихачев П.А. Путешествие в Восточный Алтай. М., Гл.

редакция вост. л-ры изд-ва “Наука”, 1974. 360 с.

57. Шабанов М.П. Роль ссыльных в земледельческом освоении

Западной Сибири в XVII – XIX вв. // Из истории освоения юга Западной Сибири

русским населением в XVII – XX вв. Кемерово, 1997. С. 118-127.

58. Шемелев В.И. История Кузбасса с древнейших времен до

отмены крепостного права. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. 368 с.

59. Щапов А.П. Сочинения. СПб., Издание М.В. Пирожкова,

1906. Т. 2. 620 с.

60. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из

истории Сибири. (1032-1882). Сургут, Акционерный информационно-издательский

концерн “Северный дом”, 1993. 463 с.

61. Яворский В.И., Бутов П.И. Кузнецкий каменноугольный

бассейн. Л., 1927. Вып. 177. 244 с.

62. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Современное положение

Сибири. Её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. Типография М.М.

Стасюлевича, 1882. 471 с.

[1] Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в ВУЗе. Кемерово, 1994. С. 3.

[2] Тихвинский С.Л. Состояние и задачи

дальнейшего развития исторического краеведения в СССР // Вопросы истории, 1988.

№ 1. С. 25.

[3] Лихачев Д.С. Любить родной край // Отечество. Краеведческий альманах. 1991.

[4] Щеглов И.В. Хронологический перечень

важнейших данных из истории Сибири. (1032-1882). Сургут, 1993. С. 193, 195,

221; Усков И.Ю. Формирование крестьянского населения Среднего Притомья в XVII –

первой половине XIX в. Кемерово, 2005. С. 35.

[5] Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Новосибирск, 1995.

[6] Батеньков Г.С. Общий взгляд на Сибирь // “Сын Отечества”. 1882. № 41, 44.

[7] Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт её первых насельников”. 1889.

[8] Головачев П. Сибирь. Природа, люди, жизнь. 2-е изд., М., 1905.

[9] Там же. С. 207.

[10] Щапов А.П. Сочинения. СПб., 1906. Т. 2.

[11] Указ. соч. С. 232-233.

[12] Кауфман А. Земельный вопрос и

переселение // Сибирь, её современное состояние и её нужды. СПб., 1908.

[13] Шемелев В.И. История Кузбасса с

древнейших времен до отмены крепостного права. Кемерово, 1998. С. 115-116.

[14] Колобков М.Н. Кузнецкий бассейн.

(Очерки природы и хозяйства). Кемерово, 1956.

[15] Колобков М.Н. Там же. С. 42.

[16] Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск,1965.

[17] Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск,1965. С. 122.

[18] Колесников А.Д. Русское население

Западной Сибири в XVIII - начале XIX в. Омск, 1973.

[19] Колесников А.Д. Там же. С. 63.

[20] Колесников А.Д. Состав переселенцев

в Сибирь // Вопросы формирования русского населения Сибири в XVII - начале XIX

вв. Томск, 1978. С. 3.

[21] Кабузан В.М., Троицкий С.М.

Численность и состав населения Сибири в первой половине XIX в. // Русское

население Поморья и Сибири. М, 1973.

[22] Покшишевский В.В. Заселение Сибири. Иркутск, 1951.

[23] Кабузан В.М. Об изменении

численности населения Сибири во второй половине XVIII в. (1762-1795 гг.) //

Вопросы аграрной истории Урала и Западной Сибири. Свердловск, 1966.

[24] Емельянов Н.Ф. Население среднего

Притомья в XVII – первой половине XIX вв. // Вопросы формирования русского

населения Сибири в XVII - начале XIX вв. Томск, 1978.

[25] Волчек В.А. Об экономическом

положении приписной деревни Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа

в конце XVIII – первой половине XIX вв. Кемерово. 1992.

[26] Шабанов М.П. Роль ссыльных в

земледельческом освоении Западной Сибири в XVII – XIX вв. // Из истории

освоения юга Западной Сибири русским населением в XVII – XX вв. Кемерово, 1997.

С. 121.

[27] Скрябина Л.А. Русские Притомья.

Историко-этнографические очерки (XVII - начала XX вв.). Кемерово, 1997.

[28] Яворский В.И. Земля Кузнецкая от

древнейших эпох до наших дней. М., 1973. С. 51; Ядринцев Н.М. Сибирь как

колония, 1882. С. 232.

[29] Соболев М. Добывающая и

обрабатывающая промышленность Сибири // Сибирь, её современное состояние и её

нужды. СПб., 1908. С. 148.

[30] Мелких А.М. Из экономической жизни Западной Сибири. Москва, 1912.

[31] Мелких А.М. Из экономической жизни

Западной Сибири. Москва, 1912. С. 29, 82.

[32] Яворский В.И., Бутов П.И. Кузнецкий

каменноугольный бассейн. Л., 1927. Вып. 177. С. 5.

[33] Шемелев В.И. История Кузбасса с

древнейших времен до отмены крепостного права. Кемерово, 1998. С. 205.

[34] История Сибири с древнейших времен

до наших дней. СПб., 1968. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России.

[35] Колобков М. Кузнецкий бассейн. Кемерово, 1956.

[36] Колобков М.Н. Там же. С. 61.

[37] История Кузбасса. Кемерово, 1967. Ч.

1,2.; История Кузбасса. Кемерово, 1970. Ч. 3.; Кузбасс. Прошлое. Настоящее.

Будущее. Кемерово, 1978.

[38] История Кузбасса. С древнейших

времен до 1917г. Кемерово:, 1962. Т.1. 563 с.

[39] Карпенко З.Г. Горная и

металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700-1860 годах. Новосибирск,

1963; Карпенко З.Г. Некоторые особенности развития алтайской и нерчинской

горнодобывающей и металлургической промышленности XVIII –начала XX вв. //

Промышленность Сибири и её кадры (конец XVI – начало XX вв). Новосибирск, 1977;

Карпенко З.Г. Горняки и металлурги Сибири при феодализме // Промышленность и

рабочие кадры досоветской Сибири. Новосибирск, 1978.

[40] Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал. Томск, 1975.

[41] Алексеев В.К. Роль кооперации в

развитии промышленности Сибири в годы первой мировой войны // Бахрушинские

чтения. Новосибирск, 1978.

[42] Историческая энциклопедия Кузбасса. Познань: Штама, 1996. Т. 1.

[43] Михайлова В.Н. Кузбасс в

дореформенный период (первая половина XIX в.) // Из истории освоения юга

Западной Сибири русским населением в XVII - начале XX вв. Кемерово, 1997. С.

74-83; Михайлова В.Н. Салаирский край в дореформенную эпоху (первая половина

XIX в.) // Из истории юга Западной Сибири. Кемерово, 1993. С. 83-91.

[44] Заболотская К.А. Угольная

промышленность Сибири (конец 1890 – начало 1990 гг.) Кемерово, 1995. С. 50.

[45] Баев О.В. Взаимодействие центральных

и местных органов власти в России конца XIX в. по вопросу привлечения

иностранных капиталов в отечественную промышленность // Проблемы истории

управления Сибирью конца XVI – начала XIX вв. Кемерово, 2004; Баев О.В.

Иностранный капитал в промышленности кузнецкого бассейна ( конец XIX – начало

XX вв.): Дисс.к.и.н.: 07.00.02 / Кемерово, 2001.

[46] Лакисов А.И. Ленинск-Кузнецкий. Кемерово,1977.

[47] Кимеев В.М. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996.

[48] Города Кузбасса. Серия – города Сибири. Новосибирск, 2002. Т. 1.

[49] Щеглов И.В. Хронологический перечень

важнейших данных из истории Сибири. (1032-1882). Сургут, 1993.

[50] Докладная записка Витте Николаю II

// Историк-марксист, 1935. № 2-3. С. 136-137.

[51] ГАКО, ф. д-60, оп. 1, д. 80, 184;

оп. 4, д. 34, 35, 497; оп. 6, д. 323; ГАТО, ф. д-170, оп. 9, д. 720, 842.

[52] “Вестник золотопромышленности и

горного дела вообще”, 1896, № 21; “Горные и золотопромышленные известия”, 1915,

№ 10; “Горный журнал”, 1916. Т. 3. № 7-8; “Вестник общества Сибирских

инженеров”, ноябрь-декабрь 1916. Т. 1. № 11-12.

[53] История Сибири с древнейших времен

до наших дней. СПб., 1968. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. С. 39.

[54] Шунков В.И. очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.). М., 1956. С.62.

[55] Седых Г. Земля Кузнецкая – история Сибири. 1997. С. 10.

[56] Шемелев В.И. История Кузбасса с

древнейших времен до отмены крепостного права. Кемерово. 1998. С. 115.

[57] Лакисов А. Там же. С. 12.

[58] Города Кузбасса. Серия – города Сибири. Т. 1. Новосибирск. 2002. С. 110.

[59] Кимеев В.М. Православные храмы Кузбасса. Кемерово, 1996. С 225.

[60] Лакисов А. Ленинск-Кузнецкий. Кемерово. 1977. С. 12.

[61] Кимеев В.М. Указ. соч. С. 225.

[62] Усков И.Ю. Формирование

крестьянского населения Среднего Притомья в XVII – первой половине XIX в.

Кемерово, 2005. С. 103.

[63] Там же. С. 111 – 128.

[64] ГАКО, ф. д-60, оп. 1, д. 80, 184;

оп. 4 , д. 34, 35; оп. 6, д. 323; ГАТО, ф. д-170, оп. 9, д. 720.

[65] ГАКО, ф. д-60, оп. 1, д. 184; оп. 4, д. 34,35, 497.

[66] ГАКО, ф. д-60, оп.1, д. 80; оп. 4, д. 34, 35.

[67] Волчек В.А Об экономическом

положении приписной деревни Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа

в конце XVIII – первой половине XIX вв. Кемерово. 1992. С. 45, 48.

[68] Колобков М.Н. Кузнецкий бассейн.(Очерки природы и хозяйства). 1956. С. 45.

[69] Щеглов И.В. Там же. С. 209.

[70] Халиулина А.А. “Земля Кузнецкая” в

летописях и трудах ученых (XVII – начало XX в.). Историография Кузбасса.

Кемерово. 1995. С. 44.

[71] Карпенко З.Г. Горняки и металлурги

Сибири при феодализме // Промышленность и рабочие кадры досоветской Сибири.

Новосибирск. 1978. С. 8.

[72] Волчек В.А. Указ. соч. С. 5.

[73] Щеглов И.В. Там же. С. 358.

[74] Головачев П. Сибирь. Природа, люди, жизнь. 2-е изд. М., 1905. С. 201.

[75] Седых Г. Земля Кузнецкая – история Сибири. Кемерово, 1997. С. 29.

[76] Скрябина Л.А. Русские Притомья.

Историко-этнографические очерки (XVII - начала XX вв.). Кемерово, 1997. С. 21.

[77] Кауфман А. Земельный вопрос и

переселение // Сибирь, её современное состояние и её нужды. СПб., 1908. С. 88.

[78] Седых Г. Указ. соч. С. 29.

[79] Чихачев П.А. Путешествие в Восточный Алтай. М., 1974. С. 16.

[80] Карпенко З.Г. Горняки и металлурги

Сибири при феодализме // Промышленность и рабочие кадры досоветской Сибири.

Новосибирск, 1978. С. 17.

[81] Михайлова В.Н. Кузбасс в

дореформенный период (первая половина XIX в.) // Из истории освоения юга

Западной Сибири русским населением в XVII - начале XX вв. Кемерово, 1997. С.

76.

[82] Михайлова В.Н. Салаирский край в

дореформенную эпоху (первая половина XIX в.) // Из истории юга Западной Сибири.

Кемерово, 1993. С. 88.

[83] Тужиков В.И. Источники формирования

рабочих кадров промышленности Сибири во второй половине XIX в. //

Промышленность и рабочие кадры досоветской Сибири. Новосибирск, 1978. С. 111.

[84]Тужиков В.И. Развитие промышленности

в Западной Сибири во второй XIX в. и её рабочие кадры // Промышленность Сибири

и её кадры (конец XVI – начале XX в.). Новосибирск, 1976. С. 142.

[85] Шемелев В.И. Там же. С. 205-221.

[86] Мухин А.А. Начало перехода от

мануфактуры к фабрике в промышленности Сибири пореформенного периода

(1861-1895гг.) // Промышленность и рабочие кадры досоветской Сибири.

Новосибирск, 1978. С. 92.

[87] История открытия и освоения

Северного морского пути. Л., 1962. Т. 2. С. 115.

[88] Тихонов Б.В. Каменноугольная

промышленность и черная металлургия России во второй половине XIX в. М., 1988.

С. 256.

[89] Соболев М. Добывающая и

обрабатывающая промышленность Сибири // Сибирь, её современное состояние и её

нужды. СПб., 1908. С. 149.

[90] Победа Великого Октября в Сибири. Томск, 1987. Ч. 1. С. 29.

[91] Там же. С. 29

[92] Карпенко З.Г. Значение Сибирской

железной дороги в развитии экономики Кузбасса // Из истории юга Западной

Сибири. Кемерово, 1993. С. 46.

[93] Баев О.В. Иностранный капитал в

промышленности кузнецкого бассейна (конец XIX – начало XX вв.): Дисс.к.и.н.:

07.00.02 / Кемерово, 2001. С.13.

[94] Карпенко З.Г. Значение Сибирской

железной дороги в развитии экономики Кузбасса // Из истории юга Западной

Сибири. Кемерово, 1993. С. 48.

[95] Промышленность и рабочие Сибири в

период капитализма. Новосибирск, 1980. С. 11.

[96] Тихонов Б.В. Каменноугольная

промышленность и черная металлургия России во второй половине XIX в. М., 1988.

С. 256.

[97] Зинякова В.М. Социальная

характеристика Томской губернии конца XIX столетия // Проблемы истории

управления Сибирью конца XVI – начала XX в. Кемерово, 2004. С. 60.

[98] “Вестник золотопромышленности и горного дела вообще”, 1896. №21. С. 376.

[99] Карпенко З.Г. Некоторые особенности

развития алтайской и нерчинской горнодобывающей и металлургической

промышленности XVIII –начала XX вв. // Промышленность Сибири и её кадры (конец

XVI – начало XX вв.). Новосибирск, 1977. С. 114.

[100] Лукин А.А. Дореволюционный

Кузбасс в планах иностранных монополий // Труды кафедры марксизма-ленинизма

Сталинского Государственного Педагогического института. Сталинск, 1959.

[101] “Горные и золотопромышленные известия”, 1915. №10. С.15.

[102] Колобков М.Н. Кузбасс. Новосибирск, 1913. С. 17.

[103] История Кузбасса. Кемерово, 1962, Т.1. С. 423.

[104] Зубков К.И. Геополитические

предпосылки научного и промышленного подъема на востоке России // Роль науки в

освоении восточных районов страны: Тезисы докладов на всероссийской научной

конференции. Новосибирск, 1992. С. 85-86.

[105] Баев О.В. Иностранный капитал в

промышленности кузнецкого бассейна (конец XIX – начало XX вв.): Дисс.к.и.н.:

07.00.02 / Кемерово, 2001. С. 14.

[106] Указ. соч. С. 15.

[107] Лакисов А.И. Ленинск-Кузнецкий. Кемерово, 1977. С. 25.

[108] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С.426.

[109] ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 178, лл. 128-129.

[110] Докладная записка Витте Николаю

II // Историк-марксист. 1935. № 2-3. С. 134-136.

[111] ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 178, лл. 61-63.

[112] Мелких А.М. Из экономической жизни Западной Сибири. Москва, 1912. С. 29.

[113] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С.426.

[114] Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия

и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX – XX вв. Томск, 1975.

С. 170, 188.

[115] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 426.

[116] Заболотская К.А. Угольная

промышленность Сибири (конец 1890 – начало 1990 гг.) Кемерово, 1995. С. 48.

[117] ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 178, лл. 160-164.

[118] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 435.

[119] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 434.

[120] ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл. 222-255.

[121] ГАТО, ф. 433, оп. 1, д. 533, лл.

225, 238, 239, 241, 245 - 247, 250, 253, 255.

[122] Там же. лл. 222, 224, 226, 229 - 231, 242, 251, 252, 254.

[123] Там же. л. 233.

[124] Махмутова З.М. Копикуз: К

предыстории индустриального развития Кузбасса // Железные дороги и освоение

природных богатств Кузбасса. Прокопьевск, 2002. С. 40.

[125] Кузнецкий угольный бассейн. М., 1957. С. 46.

[126] ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, лл. 51-56.

[127] ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, л. 18.

[128] ГАКО, ф. д-13, оп. 1, д. 8, л. 52.

[129] Вестник общества Сибирских

инженеров. Т. 1. ноябрь-декабрь 1916. № 11-12. С. 15.

[130] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 494.

[131] Горный журнал. 1916. Т. 3. № 7-8, С. 30.

[132] Вестник общества Сибирских

инженеров. Т. 1. ноябрь-декабрь 1916. № 11-12. С. 3.

[133] История Кузбасса. Кемерово, 1962. Т.1. С. 499.

[134] Там же. С. 501.

[135] Там же. С. 502.

[136] Андрющенко Б.К. Правовое

положение сибирских рабочих во второй половине XIX в.

// Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории. Томск, 1994. С. 39.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов