Диплом: Социально-экономическое положение СССР 1945-1953 г
предприятия, энергетические мощности, добывались уголь и руда, лес, давали
продукцию огромные лагеря-совхозы.
Признавая несомненные экономические успехи, следует отметить, что в
тяжелейших условиях восстановления разрушенного войной хозяйства
односторонний сдвиг в пользу военных отраслей, по существу подчинявших себе
остальную часть промышленности, создавал дисбаланс в развитии экономики.
Военное производство ложилось тяжелым бременем на экономику страны, резко
ограничивало возможности повышения материального благосостояния народа.
Прежняя модель управления экономикой осуществлялась даже с большей
жесткостью, чем это имело место в годы предвоенных пятилеток. По сталинскому
плану окончательно оформлялось общество с ликвидацией рыночных отношений и
полным подчинением человека политико-административной власти. Эта целостная
модель охватывала все народное хозяйство.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский)
подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были
высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в
управлении экономикой, реорганизации
колхозов. "Демократическая альтернатива" проявилась и в ходе закрытого
обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в
частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности,
допускалась существование мелких
частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и
исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта
номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости
децентрализации экономической жизни, пр
едоставления больших прав регионам и наркоматам. "Снизу" все чаще раздавались
призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности. В оправдание этих
позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное
ослабление государственного
давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат;
во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после
гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного
сектора, децентрализации у
правления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.
Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале
1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства
социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели
сверхцентрализации в план
ировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и
диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
1.4 Денежная реформа и развитие внутренней торговли.
Послевоенное восстановление экономики требовало оздоровления финансовой
системы. Расстроенные финансы и прогрессирующая инфляция - проблемы, с
которыми пришлось столкнуться практически всем воевавшим странам, в том
числе и СССР.
Денежная реформа проводилась в сложных условиях послевоенной разрухи,
нехватки продовольствия и карточной системы. До конца 1947 года в СССР
сохранялась карточная система на продукты питания и промышленные товары для
населения. Ее отмена планировалась на конец 1946 года, но из-за засухи и
неурожая этого не произошло. Отмену удалось провести только в конце 1947
года. Кстати, Советский Союз был одной из первых европейских стран,
отменивших карточное распределение.
Но прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на
продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и
коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных
продуктов для городского населения выросла. Так, цена 1 кг чёрного хлеба по
карточкам была 1 руб., а стала 3 руб. 40 коп.; цена 1 кг мяса выросла с 14 до
30 руб.; сахара - с 5,5 до 15 руб.; сливочного масла - с 28 до 66 руб.;
молока - с 2,5 до 8 руб. При этом минимальная заработная плата составляла 300
руб., средняя заработная плата в 1946 году равнялась 475 руб., в 1947 - 550
руб. в месяц. Правда, для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и
служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые
“хлебные надбавки” в среднем около 110 руб. в месяц, но эти надбавки не
решали общую проблему доходов. [8, с.297]
Первоначально отмену карточек намечалось провести в 1946 г. Однако низкий
уровень жизни населения и продовольственный кризис 1946 г., причиной которого
стала засуха, вынудили советское руководство несколько скорректировать
прежние планы и перенести отмену карточек на конец 1947 г. Одновременно с
отменой карточек должна была проводиться денежная реформа. Обмен денег
начался 15 декабря 1947 г., старые деньги обменивались на новые в соотношении
10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей -
в соотношении один к одному). Пропаганда представляла реформу как главный
удар по “спекулятивным элементам”, на самом деле именно эта категория, т.е.
дельцы теневой экономики, успели обезопасить свою наличность, своевременно
разукрупнив свои вклады или переведя наличность в золото, драгоценности и
т.д. Пострадали в результате обмена денег, прежде всего люди, которые не
хранили сбережений в сберкассах, но имели наличные деньги: среди них
подавляющее большинство составляли не “спекулянты”, а рабочие высоких
разрядов, техническая интеллигенция, занятые во вредных производствах,
сельском хозяйстве и др. Вместе с тем, несмотря на издержки, реформа 1947 г.
способствовала стабилизации финансовой ситуации в стране. Менее
подготовленной оказалась отмена карточной системы. Руководство страны
приняло решение об отмене карточек, когда существующий объем
продовольственных и промышленных товаров не мог удовлетворить свободного
спроса населения. [3, с.481]
Необходимость денежной реформы определялась полной разбалансированностью
денежной системы в годы войны, поскольку резкий рост военных расходов
требовал постоянного выпуска в обращение огромного количества денег, не
обеспеченных потребительскими товарами. Вследствие значительного сокращения
розничного товарооборота на руках у населения оказалось денег больше, чем
требовалось для нормального функционирования народного хозяйства, а потому
покупательная способность денег упала. Кроме того, в стране было много
фальшивых денег, выпущенных фашистами во время войны. В результате реформы
произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела, в
основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадали, главным
образом, сельские жители, которые, как правило, хранили свои накопления
дома, да спекулянты, нажившиеся во время войны и не успевшие реализовать
большие наличные суммы денег. С 1 января 1950 года правительство признало
необходимым повысить официальный курс рубля по отношению к иностранным
валютам, и определило его в соответствии с золотым содержанием рубля
(0,222168 г чистого золота), хотя в те годы этот факт не имел никакого
экономического значения, т.к. установленный официальный курс рубля ни в каких
расчетах не использовался. [8, c.299]
По данным официальной статистики средняя номинальная заработная плата рабочих
выросла за 1928-1954 гг. более чем в 11 раз. Согласно другим источникам, в
этот же период стоимость жизни в Советском Союзе увеличилась в 9-10 раз,
поскольку розничные цены поднимались постоянно. Но если общий индекс розничных
цен в государственной и кооперативной торговле в 1928 году взять за 1, то в
1932 году он составил 2,6; в 1940 - 6,4; в 1947 - 20,1; в 1950 - 11,9.
Реальная же заработная плата за этот период, исключая налоги и подписку на
заем, но включая прибавку к заработной плате в виде бесплатного медицинского
обслуживания, образования и иных социальных услуг, изменилась следующим
образом: если принять уровень заработной платы 1928 года за 1, то в 1937 году
она равнялась 0,86; в 1940 - 0,78; в 1944 - 0,64; в 1948 - 0,59; в 1952 - 0,94;
в 1954 - 1,19.[2]
С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных цен (первое – вместе с
денежной реформой). Но секрет понижения цен следует искать в том огромном их
скачке, который произошел после начала коллективизации. Так, розничные цены на
печеный ржаной хлеб выросли за 1928-1952 годы почти в 19 раз; на говядину - в
17; на свинину - в 20,5; на сахар - в 15; на подсолнечное масло в 34; на яйца
- в 19,3; на картофель - в 11 раз[3].
Поэтому ежегодное снижение цен (на несколько процентов) на основные
продовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом)
осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило за счет
фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось выше, темпы
роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию были гораздо ниже, чем
рост розничных цен. И, наконец, большинство сельского населения почти не
ощущало этого понижения цен, т.к. государственное снабжение в сельской
местности было очень плохим, в магазины годами не завозили основные продукты
питания.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
Одной из самых главных послевоенных задач было решение продовольственной
проблемы и вывод сельского хозяйства из глубокого и затяжного кризиса. Еще
более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция
которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Оно не могло в
полной мере обеспечить продуктами питания население и сырьем для легкой
промышленности Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг
России. Гибли люди. Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия.
Но трагедия послевоенного голода, как часто бывало, тщательно замалчивалась.
После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай
зерновых. Это в какой-то мере способствовало укреплению в целом
сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.
В сельском хозяйстве особенно болезненно сказалось утверждение прежних
порядков, нежелание идти на какие-либо реформы, которые бы ослабляли жесткий
контроль со стороны государства. В целом оно держалось не столько на личной
заинтересованности крестьянина в результатах своего труда, сколько на
внеэкономическом принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить
определенный объем работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило
судебное преследование, в результате которого колхозник мог лишиться свободы
или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок. Надо учесть,
что именно этот участок и был основным источником существования для
колхозника, с этого участка он получал продукты питания для себя и семьи,
реализация их излишков на рынке была единственным путем получения денежных
средств. Член колхоза не имел права свободного перемещения по стране, он не
мог покинуть место проживания без согласия руководителя колхоза.
Правительственными указами 1946 г. были установлены жесткие размеры
приусадебных участков, которые несколько расширились в годы войны за счет
освоения пустующих земель. В первые послевоенные годы была проведена строгая
кампания по изъятию всех «излишков» приусадебных участков. Эта мера сильно
ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их материального
благосостояния.
Объявленная борьба с «нарушениями устава сельскохозяйственной артели»
обернулась в конечном счете резким сокращением площадей под приусадебными
участками сельских жителей. Был взят курс на превращение колхозов (формально
— «сельскохозяйственных кооперативов) в государственные предприятия. В конце
40-х годов была развернута кампания по укрупнению колхозов, что вначале
казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на
пути превращения колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия.
Положение в сельском хозяйстве значительно затрудняло снабжение населения
продуктами питания, сырьем для легкой промышленности. При крайне ограниченном
рационе питания населения Советского Союза правительство экспортировало за
рубеж зерно и другую сельскохозяйственную продукцию, особенно в страны
центральной и юго-восточной Европы, начавшие «строить социализм».
Безусловно, существовали и зажиточные колхозы. Но обычно это было следствием
поддержки вышестоящих органов, для создания искусственных «маяков», либо же,
в редких случаях, ими руководили уникально предприимчивые и отчаянно смелые
люди.
При планировании сдачи сельскохозяйственной продукции исходили из
потребностей государства, а не из возможностей деревни. Техническая
оснащенность сельского хозяйства оставалась низкой.
Несмотря на все попытки исправить положение, техники не хватало. К началу 50-
х гг. во многих российских деревнях крестьяне пахали на коровах. Производство
мяса было ниже, чем в 1916 г. Больше всего упадок ощущался в деревнях
российского Нечерноземья.
Деревне требовались значительные капитальные вложения, но средств для этого
государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс, под
бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство. Налог
на все, что содержал колхозник на своем подворье, был настолько велик, что
держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось попросту невыгодным.
Крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от бремени налога. Всему этому
имелось теоретическое обоснование: крестьянин должен большую часть времени
отдавать общественному производству. Закупочные же цены на продукцию колхозов
и совхозов были столь низки, что подчас расплатиться с колхозниками за труд
не оказывалось возможным.
Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения
колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не
распространялись оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное
обеспечение. Оргнаборы деревенского населения на стройки и заводы усиливали
отток крестьян в город.
Но несмотря на выкачивание сил и средств из деревни, крестьяне продолжали
кормить страну как могли. У многих из них сохранялась любовь к земле, тяга к
труду, унаследованная от многих поколений предков.
Поразительная цепкость, жизнелюбие многонационального крестьянства давали
себя знать. Это был подвиг, на котором лежал отпечаток трагедии.
После страшной засухи 1946 г. следовали неплохие по погодным условиям 1947 и
1948 гг. В руководстве возникло убеждение, что стоит провести комплекс работ,
которые бы снизили воздействие природно-климатических условий на сборы
урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной. Так в 1948 г.
возник широко разрекламированный «сталинский план преобразования природы».
Предусматривалось провести лесозащитные мероприятия, развивать оросительные
системы, строить пруды и водоемы. В дальнейшем этот план дополнился решениями
правительства о строительстве крупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются
грандиозные проекты строительства гигантских гидроэлектростанций на Волге и
Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания
лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти проекты
отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную казну государства,
привнося новое напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых
людей. И в это же время не хватало средств на минимальные капиталовложения,
которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин
всеми правдами и неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города
на новостройки.
По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности
несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945
году производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с
1940 годом почти на 50%. Руководство страны старалось не замечать глубокого
кризиса в аграрном секторе экономики, и даже осторожные рекомендации по
смягчению командного давления на деревню неизменно отвергались. Вновь
усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС и их политотделов. МТС
опять получили право распределять плановые задания между колхозами.
Вышестоящие организации через систему МТС диктовали хозяйствам сроки посева,
уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые
нарушали эти сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить
строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки
сельскохозяйственной продукции, взимали с колхозов натуральную плату за
выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов
было проведено укрупнение колхозов под тем же предлогом усиления процесса
механизации сельскохозяйственного производства. В действительности,
укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через
МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году до 93
тыс. в 1953 году.
В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское
1946 года постановление “О мерах по ликвидации нарушений Устава
сельскохозяйственной артели в колхозах”, направленное на закрепление за
колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих
земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава
сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле
1948 года принимается другое постановление правительства “О мерах по
улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты
труда в колхозах”, упразднившее такую структурную производственную единицу
колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве
основной формы организации труда в колхозе. [2, c.409-410]
Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительно
благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а
урожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2
ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916
году, а население за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т.е.
продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных
городов снабжалось с перебоями. [8, с.296]
После смены политического руководства страны одной из самых главных задач
оставалось решение продовольственной проблемы и вывод сельского хозяйства из
глубокого и затяжного кризиса. А поскольку все резервы народного энтузиазма
были уже исчерпаны, надо было использовать материальные стимулы. Проходивший
вслед за сессией Верховного Совета Пленум ЦК КПСС в сентябре 1953 года принял
постановление о неотложных мерах по подъему сельского хозяйства. Еще нельзя
было открыто признаться в полной неэффективности полукрепостной колхозной
системы. Поэтому было решено ослабить государственное давление на работников
сельского хозяйства, найти пути повышения рентабельности колхозного
производства.
Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение
сельскохозяйственного налога (на 1954 год - в 2,5 раза по сравнению с 1952
годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров
личных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и
служащих в городах и поселках. Были снижены нормы обязательных поставок
государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию
колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. Так,
заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к
концу 1950-х годов выросли в три раза. С середины 1950-х годов сельское
хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. Заметно увеличились
государственные ассигнования на развитие аграрного сектора. Доля расходов
государственного бюджета на сельское хозяйство увеличилась с 7,6% в 1950 году
до 18% в 1955 году. А всего за 1953-1954 годы капиталовложения в сельское
хозяйство увеличились в четыре раза.
Увеличился поток тракторов, комбайнов, автомашин, отправляемых на село. Из
различных учреждений и научных институтов в колхозы и совхозы было направлено
120 тысяч специалистов-аграрников для оказания реальной помощи сельскому
хозяйству. Была отменена практика проведения сельскохозяйственных работ по
указанию “сверху”, из центра. Теперь решение о том, где, когда и что сеять
принимали в районах, но все же не сами хозяйства. Разрешенное государством
право увеличивать личные подсобные хозяйства, держать в них домашний скот и
птицу значительно улучшило материальное положение не только крестьян, но и
жителей городов. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства были совсем
небольшими, их продуктивность была довольно высокой. Количество коров в личном
владении составляло в 1959-1965 годах 42-55% общего поголовья в стране, свиней
- 31-37%, овец - 20-22%[4].
На Пленуме ЦК в феврале - марте 1954 года программа поднятия целинных и залежных
земель была принята, и в том же году началось массовое освоение целины.
Первыми туда были отправлены заключенные из многочисленных лагерей, а вслед за
ними прибыли по комсомольским путевкам отряды молодежи. На целинных землях
стали создавать совхозы. К середине 1956 года распахано и засеяно 33 млн. га
новых земель в Заволжье, Оренбургской области, в Северном Казахстане, Западной
Сибири, на Алтае и в других районах страны. А всего в сельскохозяйственный
оборот было вовлечено почти 42 млн. га пашни. Это позволило в значительной
степени решить продовольственную проблему. Так, если в 1954 году в Советском
Союзе всего было собрано 85,5 млн. т. зерна, из них 27,1 млн. т. - на целинных
землях, то в 1960 году - соответственно 125,5 и 58,7 млн. т.
[5]
Однако это новое грандиозное начинание в первые же годы столкнулось с обычной
бесхозяйственностью, беспечностью. Не были построены зернохранилища, не было
железных дорог, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы. Все
это требовало значительных расходов, и стоимость зерна на целине в 1954-1964
годы была на 20% выше, чем в основных зерносеющих районах. На освоение новых
земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались
у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого в тяжелом
положении.
В области колхозного права в марте 1955 г. новым постановлением правительства
“Об изменении практики планирования сельского хозяйства” отменялся старый
порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком,
колхоз). По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только
общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование
своего производства стали осуществлять сами колхозы.
В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление “Об
Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы
колхозников в организации колхозного производства и управления делами
артели”. Сами колхозы теперь могли определять размеры приусадебных участков,
количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум
трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы
Устава (не делимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С
1958 г. (после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки
сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки
сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы
оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и
форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. [2, c.409-410]
Желание Хрущева побыстрее догнать Америку вело к авантюризму в центре и на
местах. Повсюду создавалась видимость небывалых успехов, широко
практиковались приписки, рождались “рекорды” и “почины”. В каждой области,
крае, республике появились “маяки”: образцовые хозяйства (колхозы, бригады,
звенья) и отдельные работники (доярки, комбайнеры), на которых следовало
равняться остальным. При этом все понимали, что для таких “маяков” созданы
особые условия, что их достижения не что иное, как показуха.
Исходя из тезиса о временном, преходящем характере колхозно-кооперативной
собственности, во второй половине 1950-х годов руководство страны начало
проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы, превращения
колхозников-крестьян в сельскохозяйственных рабочих. Число совхозов
увеличилось с 4857 (1953) до 10078 (1964). [8, c.314-315]
Одновременно стал изживаться достаточно своеобразный сектор экономики,
оставшийся еще со времен нэпа - промысловая кооперация, на долю которой в
1955 году приходилось 8% всей промышленной продукции. Промартели выпускали
разнообразные изделия повседневного быта, выполняли различные услуги. В 1956
году в государственную собственность переведены наиболее крупные промартели.
В 1958 году было принято решение ликвидировать МТС, а технику продать
колхозам. Но так как в это же время резко поднялись оптовые цены на технику,
МТС стали распродавать ее по возросшим ценам. Однако у колхозов не было
средств для приобретения этой техники. Многие механизаторы, работавшие в МТС,
не хотели вступать в те колхозы, чьи поля они обрабатывали, и стремились
найти работу в других местах. Сельское хозяйство сразу потеряло половину
квалифицированных рабочих кадров. Эксплуатация техники в колхозах ухудшилась
из-за низкого уровня обслуживания.
Поскольку поспешные “шараханья” чаще всего не давали быстрых положительных
результатов, то государственные руководители частенько возвращались к
прежним, привычным для них методам управления. При этом никто не хотел
признаться, что все провалы советской экономики зависят не от конкретных
исполнителей, а заложены внутри самой командной системы.
Всего через несколько лет после начала реформы стали “буксовать”,
откатываться назад. Уже к 1959 году были изъяты многие объявленные ранее
льготы. Горожанам снова запрещалось иметь в своих хозяйствах скот, который
следовало продать в колхозы и совхозы. Были введены ограничения на продажу и
заготовку кормов для личных подсобных хозяйств, началась кампания против
“спекулянтов” на колхозных рынках.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления
народным хозяйством .
Этапы развития советской экономики - это этапы развития административно-
командной системы управления народным хозяйством (АКС). Элементы АКС
появились еще в Первую мировую войну. Можно выделить следующие этапы:
1913-1928 гг. - переход от рыночной экономики к планово-централизованной
модели (АКС);
1928-1940 гг. - период становления основ АКС;
1950-1970 гг. - расцвет АКС;
1970-1989 гг. - период упадка АКС;
1990-93 гг. - период ликвидации АКС.
Административно-командная система - это способ организации экономики и
общественной жизни, характерный для прошедших через пролетарские революции
стран с запоздалой индустриализацией. Основные черты:
жестко-централизованное управление на базе государственной собственности;
использование в управлении не столько экономических, сколько политических и
идеологических регуляторов.
По мнению многих экономистов альтернативы АКС не было в тот исторический
период развития нашей страны. Дело в том, что, одним из факторов является
преобладающий тип работника. Сама система приспосабливается к типу
работника, формирует его, но в то же время тип работника в значительной мере
определяет характер системы. Работник при АКС - это по преимуществу,
работник, для которого характерен дотоварный индивидуализм. Бывает
индивидуализм буржуазный, мелкобуржуазный, товарный, когда человек хочет
выделиться из коллектива, чтобы превзойти других в экономическом отношении.
При дотоварном индивидуализме человек стремится не переработать больше
других. В 30-х г. преобладавшим типом работника были люди, которые в свое
время ушли из деревни, экономика НЭПа была им не по душе (разорившиеся
крестьяне, крестьяне - бедняки, безлошадные крестьяне). АКС как модель
хозяйствования приспосабливала к себе массового работника, а массовый
работник приспосабливался к ней. И товарный мелкобуржуазный индивидуализм
был, в конце концов, заменен примитивным коллективизмом, истоки которого - в
распавшемся общинном сознании.
Периоды развития АКС можно проследить по данным экономического развития
России. 1861-1913 гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнению американского
ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год.. В переходный период от рыночной к
планово-централизованной системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. В период
становления основ административно-командной системы (1928-1940) ВНП возрос
до 5,1% в год. Западная статистика отличается от советской тем, что ее данные
очищены от инфляционных компонентов. В период расцвета АКС ВНП составил
примерно 5% в год. В период упадка АКС ВНП - 2% в год. В период ликвидации
АКС ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста были отрицательными). Эти данные,
конечно, ниже данных советской статистики. Например, по данным советской
статистики в 1928-55 гг. ВНП рос на 10,4% в год, а по западным источникам
этот показатель составил 4,6% в год, хотя это все равно очень высокий темп
роста ВПН для того времени.
В сталинский период темпы экономического роста и по данным западной
статистики оказываются очень высокими. АКС могла обеспечить темпы прироста
ВНП 6% в год, т.е. в 1,8 раза выше, чем дореволюционная рыночная экономика.
Но на основании этих данных нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночной
системы, т.к. нужно брать темпы роста ВНП за весь период существования, а по
этим данным темпы роста АКС оказываются ниже. Обеспечение темпов роста ВНП в
условиях АКС было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российского крестьянства и
др.).
В условиях административно-командного управления экономика имела
распределительный характер, государство брало на себя все права и обязанности
по производству и распределению товаров и услуг. То есть управление народным
хозяйством характеризовалось строгой централизацией и распределением. Однако
такая система на деле показала свою неэффективность.
С экономической точки зрения идеальную модель социализма, с теми или иными
вариациями, можно свести к следующим положениям:
все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая
"общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется;
хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для
Кого производить;
рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых
сигналов уничтожается.
Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способна
устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным
распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными
отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому,
полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанным,
рациональным планированием. Осуществима ли реализация социалистических
теоретических моделей?
Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к практике административно-
командного управления в эпоху строительства социализма и коммунизма в СССР,
странах Восточной Европы, на Кубе и вообще бывшем социалистическом лагере.
Однако теоретическая несостоятельность такой системы была раскрыта еще в
конце XIX - начале XX века в работах многих экономистов. Огромный вклад в
развенчание идей о возможности построения социализма внесли ученые
австрийской школы Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек.
Административно-командная система предполагает единый Центр, который должен
сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобы спустить вниз
плановые задания. Однако сама концентрация информации в едином плановом
органе оказывается неразрешимой задачей. Действительно, в условиях
ограниченных ресурсов общества необходимо осуществлять многочисленные выборы
- Что, Как и Для Кого производить. В рыночной экономике проблема выбора
решается при помощи механизма цен. Изменение относительных цен и предельных
норм замещения является тем ориентиром, который подсказывает производителям,
что производить, а потребителям - что покупать. В условиях административно-
командного управления эти механизм не работает. [6, с.12]
Система управления советским народным хозяйством неоднократно
реформировалась. Например, управление промышленностью к концу 20-х - началу
30-х годов была 4-х звенной. По результатам реформы 1934 г. в нашей стране
возникла 3-х и 2-х звенная система управления. Изменения в схеме управления
сводились к изменениям подчинения. Предприятия подчинялись то через трест
производственно-территориальным управлениям, то непосредственно центру.
Вместо Главков, создавались Производственно-территориальные Управления. То
ликвидировалась функциональная система управления, то возрождалась. Так с
1936 г. усилился процесс дробления Наркоматов. В целом на этой базе
продолжалась эволюция системы управления советской промышленностью до конца
50-х годов, во всяком случае до реформы 1957 г., когда была предпринята
попытка перехода на отраслевую систему управления по региональному признаку.
Но не зависимо от реформ управленческих структур развитие промышленности шло
за счет экстенсивных факторов. Как и прежде, строились тысячи новых
предприятий, но административно-командные методы управления народным
хозяйством не способствовали повышению эффективности имеющихся мощностей.
Постепенно из-за несовершенства планирования усиливались структурные
диспропорции.
Попытки реформирования системы управления в 50-х г. более походили на
поспешные “шараханья” и чаще всего не давали быстрых положительных
результатов, поэтому государственные руководители возвращались к прежним,
привычным для них методам управления. Советская директивная экономика, в силу
ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в
различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому
внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-
промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной
экономикой. При этом никто не хотел признаться, что все провалы советской
экономики зависят не от конкретных исполнителей, а заложены внутри самой
командной системы. В результате чего в экономике и возникла
макроэкономическая несбалансированность:
неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.
Это проявлялось, прежде всего, в гипертрофированном развитии определенных
отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение), доля которого в совокупном
общественном продукте на конец 80х-составляла 68% - эти отрасли поглощали
львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированной рабочей силы,
тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. Создание невиданного по
своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического
потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20%
национального дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в
ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к
импорту;
неравномерность в технико-технологической основе различных секторов и
отраслей. Это выражалось в плохом материальном оснащении многих отраслей, в
крайне запущенном состоянии инфраструктуры (транспортное, складское
хозяйство, энергетическая отрасль, информационная, коммунальная, социальная
- отставали в плане технического оснащения и развития).
глубоко деформированной оказалась структура аграрно-промышленного комплекса,
отражавшая общую несбалансированность национальной экономики.
Все это привело к негативным тенденциям экономического развития России и
неуклонному снижению темпов экономического развития.
Господство административно-командных методов управления народным хозяйством в
нашей стране привело, в конце концов, к закономерному итогу – кризису всей
системы. В рамках прежней системы, назревшие макроэкономические проблемы уже
невозможно было решить, понадобились глубокие структурные реформы не только
в экономике, но и в социально-политической жизни страны. Реформы стали
жизненной необходимостью, т.к. необходимо было решить проблему структурно-
инвестиционной перестройки на современной технико-технологической основе.
Глава 2. Изменение в структурах власти
Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было
отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны.
В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет
Министров. Одновременно по нарастаю
щей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их
аппарата.
В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и
Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не
менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в
деятельности Советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения
числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые
проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся
полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководст
ва.
После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд
ВКП(б), принявший решение о перенаименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли
съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им
предшествовали отчетно-выборные пар
тийные, профсоюзные и комсомольские собрания, на которых обновилось
руководство этих организаций. Однако, несмотря на внешне позитивные,
демократические изменения, в эти самые годы в стране ужесточался политический
режим, нарастала новая волна репрессий.
Система ГУЛАГа достигла своего апогея именно в послевоенные годы, так как к
сидевшим там с середины 30-х гг. "врагам народа" добавились миллионы новых.
Один из первых ударов пришелся по военнопленным, большинство из которых
(около 2 млн.) после освобожд
ения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря.
Тула же были сосланы "чуждые элементы" из прибалтийских республик, Западной
Украины и Белоруссии. По разным данным, в эти годы "население" ГУЛАГа
составляло от 4,5 до 12 млн. челов
ек.
В 1948 г. были созданы лагеря "специального режима" для осужденных за
"антисоветскую деятельность" и "контрреволюционные акты", в которых
использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Не желая
мириться со своим положением, политическ
ие заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, проходившими порой под
политическими лозунгами. Самыми известными из них стали выступления в Печоре
(1948 г.), Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.), Экибастузе (1952 г.),
Воркуте (1953 г.) и Норильске (1953 г.).
Наряду с политзаключенными в лагерях после войны оказалось и немало тех
тружеников, которые не выполняли существовавшие нормы выработки. Так, Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было
предоставлено право выселять в о
тдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в
сельском хозяйстве.
Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал
арест маршала авиации А.А. Новикова, генералов П.Н. Понеделина, Н.К.
Кириллова, ряда сослуживцев маршала Г.К. Жукова. Самому полководцу были
предъявлены обвинения в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров,
неблагодарности и неуважения к Сталину. Репрессии затронули и часть партийных
функционеров, особенно тех, кто стремился к самостоятельности и большей
независимости от центральной власти. В начале 1948 г. были арестованы почти
все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных п
о "ленинградскому делу" составило около 2000 человек. Спустя некоторое время
были отданы под суд и расстреляны 200 из них, в том числе Председатель
Совмина России М. Родионов, член Политбюро и Председатель Госплана СССР Н.
Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(
б) А. Кузнецов. "Ленинградское дело" должно было стать суровым
предостережением тем, кто хоть в чем-то мыслил иначе, чем "вождь народов".
Последним из готовившихся процессов стало "дело врачей" (1953 г.), обвиненных
в неправильном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда видных
деятелей. Всего жертвами репрессий в 1948-1953 гг. стали почти 6,5 млн.
человек. Маховик репрессий был остановлен лишь после смерти Сталина.
Глава 3. Идеология и культура
Восстановление "железного занавеса". Война пробудила в интеллигенции надежды
на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали,
что наметившаяся в годы войны тенденции к относительному смягчению контроля
за интеллектуальной жизнью общества получит развитие. Союзни
ческие отношения с западными демократиями, как и заграничный поход Красной
Армии, не только прорвали "железный занавес", но и создали возможности для
развития и укрепления культурных контактов с ними.
Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 г. власти
развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие
отечественной культуры. По существу речь шла о наступлении на свободомыслие и
любое проявление творческой самостояте
льности интеллигенции, о возвращении безраздельного партийно-политического
контроля над ней.
В августе 1946 г. был создан новый журнал "Партийная жизнь", призванный взять
под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников,
"страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных
влияний, подрывающих дух коммуни
зма". Поход против "западничества" возглавил член Политбюро и секретарь ЦК
ВКП(б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов.
"Железный занавес" был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в
конце 1948 г. кампании по борьбе с "космополитизмом". Страна вновь оказалась
на только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.
Литература.Один из первых ударов был нанесен по отечественной литературе. В
постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и
"Ленинград" эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии",
предоставлении литературной трибуны для "без
ыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике подверглись М.М.
Зощенко, А.А. Ахматова, названные в постановлении "пошляками и подонками
литературы". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую
безыдейность, пошлость и аполи
тичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские
порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является
типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии",
пропитанной "духом пессим
изма и упадочниства... старой салонной поэзии". Журнал "Ленинград" был
закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство.
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне
отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А.А. Фадеев
был раскритикован за первоначальный вариант романа "Молодая гвардия", в
котором было недостаточно показ
ано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А.
Исаковский - за пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату". Критике
подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л.
Слонимский. Литературная критика перер
астала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с "космополитами" были расстреляны
П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по "делу" И.Г. Эренбурга, В.С.
Гроссмана, С.Я. Маршака.
В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: "О
журнале "Крокодил" (1948 г.), "О мерах по улучшению журнала "Огонек" (1948
г.), "О журнале "Знамя" (1949 г.), "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах
его улучшения" (1951 г.)
и др. Итогом "борьбы за чистоту литературы" стало закрытие ряда журналов,
запрещение литературных произведений, "проработка", а порой и репрессирование
их авторов, а главное - застой в отечественной литературе.
Театр и кино.Вслед за литературой было "усилено партийное руководство"
театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. "О репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению" осуждалось преобладание в
театрах страны классического репертуара в ущ
ерб пьесам, посвященным "пафосу борьбы за коммунизм". А немногие
встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как
слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают "примитивными и
малокультурными, с обывательскими вкусами
и нравами", а события изображены "надуманно и лживо". Критиковался Комитет по
делам искусств за наличие в репертуаре пьес, "идеализирующих жизнь царей,
ханов, вельмож", за "внедрение в репертуар театров пьес буржуазных западных
драматургов, открыто проп
оведующих буржуазные взгляды и мораль".
4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвященное
критике "безыдейности" ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы:
"Большая жизнь" (2-я серия) Л.Лукова, рассказывающей о трудностях
восстановления Донбасса после войны (б
ал раскритикован за "фальшивое изображение партийных работников" и отсутствие
показа "современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной
в годы сталинских пятилеток"); "Адмирал Нахимов" В.И. Пудовкина; "Иван
Грозный" (2-я серия) С.М. Э
йзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя -
нерешительного и бесхарактерного, "типа Гамлета", неправильно, в негативном
виде показана опричнина). Критике были подвергнуты также выдающиеся
кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трау
берг и др.
Развивая идеи этих постановлений, специально созданный властями еженедельник
"Культура и жизнь" в конце 1946 г. начал массовую компанию против
"декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара
театров всех пьес зарубежных авторов.
Музыка. В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских
музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по
заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С.
Прокофьева, "Поэмы" Ф.И. Хачатуряна и опе
ры "Великая дружба" В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал
постановление "О декадентских тенденциях в советской музыке", где критике
подвергся Мурадели за "пренебрежение лучшими традициями и опытом классической
оперы вообще, русской классическо
й оперы в особенности".
Критиковались также и другие композиторы, "придерживающиеся
формалистического, антинародного направления", - С.С. Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления
началась чистка и в Союзе композиторов. Произ
ведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры
отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные
восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под
руководством партии райскую жизнь на
земле.
Все это не только обедняло отечественную культуру, но и изолировало ее от
лучших достижений мировой культуры. И все же, несмотря на диктат и
идеологические шоры, культурная жизнь имела и положительные черты, в первую
очередь - в освоении огромного класси
ческого наследия.
Научные "дискуссии". В годы войны знания ученых были востребованы властью,
многих из них возвратили из заключения. Постепенно, хотя и в известных
рамках, шло возрождение свободомыслия в науке, без которого она обречена на
загнивание. Творческая атмосфера не была утрачена и п
осле победы, когда развернулись оживленные дискуссии среди историков,
философов, биологов, физиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии
были использованы партийным руководством для "усиления партийной
направленности науки", а отдельными ее пр
едставителями - для сведения счетов с научными оппонентами.
Наиболее типичной из таких "дискуссий" стала дискуссия по проблемам
биологии. Ее инициировал президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных
наук им. В.И. Ленина Т.Д. Лысенко. Сделав головокружительную карьеру в 30-е
гг. на критике "кулаков от науки"
. Добившись ареста в 1940 г. академика Н.И. Вавилова (умер в саратовской
тюрьме в 1943 г.), Лысенко в 1947-1948 гг. возобновил атаку на генетиков и
биологов-менделистов. Началась компания в печати, направленная на шельмование
"антидиалектической" генетик
и и ее представителей, ставивших опыты на мухах-дрозофилах. Критика
"мухолюбов-человеконенавистников" завершилась тем, что на августовской (1948
г.) сессии ВАСХНИЛ академики А. Жебрак, П. Жуковский, Л. Орбели, А.
Сперанский, И. Шмальгаузен и их ученики (
несколько сот человек) были изгнаны из академии, лишились возможности
заниматься исследовательской работой. Вместе с ними оказалась на долгие годы
в "изгнании" и сама генетика, в которой отечественные ученые в 30-е гг.
занимали ведущие позиции.
В 1950 г. Сталин принял личное участие в научной дискуссии по проблемам
языкознания. Лингвистика была лишь поводом для постановки вопроса о
взаимоотношениях базиса и надстройки. Сталин в ходе дискуссии "научно
доказал" абсолютную необходимость незыблемог
о и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Ф. Энгельса об
отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.
Дискуссии в исторической науке были сведены, по сути, к укреплению
безраздельного влияния концепции "Краткого курса" для оправдания
существующего положения вещей. В ходе этих дискуссий, например,
прогрессивными деятелями были объявлены Иван Грозный и его
опричники, боровшиеся с боярской оппозицией почти сталинскими методами.
Лидеры национальных движений (например, Шамиль) были объявлены платными
агентами зарубежных спецслужб. Полностью оправданным и неизбежным представал
якобинский террор. В гротескном виде были показаны многие исторические
деятели царской России. Множество имен и событий, не вписывавшихся в
сталинскую концепцию, были надолго забыты.
Борьбой с влиянием западных философских концепций была пронизана критика
книги Г.Ф. Александрова, руководителя отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б),
"История западно-европейской философии" (автора объявили в терпимости к
идеалистической, буржуазной и д
екадентской философии, отсутствии должной полемичности) и другие философские
дискуссии.
Экономические дискуссии, начало которым было положено еще в годы войны
работами академика Е.С. Варги (по проблемам развития мирового капитализма),
завершились с выходом в свет работы Сталина "Экономические проблемы
социализма в СССР" (1952 г.), отвергавш
ий любые проявления рыночной экономики и обосновывавшей еще большее
огосударствление экономической жизни в СССР.
Таким образом, если в послевоенные годы вся сущность культуры и все ее задачи
были сведены, по сути, к выполнению функции очередного "приводного ремня" в
обработке общественного сознания, то роль науки сводилась, кроме этого, еще и
к тому, чтобы обеспечи
ть решение оборонных задач и добиться "партийной направленности" не только
гуманитарных, но и естественных наук.
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1У истоков «холодной войны».
Победоносное окончание войны значительно изменило международное положение
Советского Союза, который стал играть роль одного из признанных лидеров
мирового сообщества. Официальным закреплением этого статуса стало участие
СССР в создании ООН, где ему было определено место одного из постоянных
членов Совета безопасности. Изменилось не только положение в мире, но и сам
климат международных отношений. Казалось, что межгосударственные отношения,
сложившиеся у великих держав, начинают носить иной, партнерский характер.
Конечно, взаимное недоверие временами давало о себе знать. Были на то и свои
причины: СССР был обеспокоен ядерной монополией США, американцы и англичане
опасались Советской Армии - крупнейшей и самой мощной в мире. Беспокоило их и
то, что в гла
зах мировой общественности СССР терял традиционный стереотипный облик врага,
его решающий вклад в победу вызвал рост симпатий к нашей стране на западе.
Это проявилось и в росте численности компартий (с 1939 по 1946 г. число
коммунистов в Западной Европе выросло почти втрое).
Однако новое положение СССР, расширение его границ, наличие мощной армии,
рост влияния в мире породили у Сталина стремление к дальнейшим
территориальным притязаниям, реанимации, казалось, забытой идеи мировой
революции. Уже на Потсдамской конференции (17
июля - 2 августа 1945 г.) Сталину удалось добиться установления польско-
германской границы по Одеру-Нейсе и больших репараций с Германии (включая и
ее западную зону).
Тогда же советские представители внесли предложения об изменении режима
черноморских проливов (включая создание там советских военно-морских баз),
возвращении СССР отошедших к Турции в 1921 г. Карского и Ардаганского
округов, необходимости совместного уп
равления (с участием СССР) Танжером (Северная Африка), заявили о своей
заинтересованности в изменении режима управления Сирией, Ливаном, бывшими
итальянскими колониями в Африке. А в сентябре 1945 г. Сталин потребовал
подкрепить статус великой державы про
текторатом СССР над Триполитанией (Ливия). В феврале 1946 г. Молотов заявил,
что теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия
СССР. Лишь под серьезным давлением Запада советские войска покинули в 1946 г.
Иран.
Обеспокоенные ростом аппетитов Сталина, США и Великобритания стали всерьез
задумываться о сдерживании "советской экспансии". В марте 1946 г. бывший
премьер-министр Англии Черчилль произнес в Фултоне (США) в присутствии
президента США Трумэна речь, в кото
рой прямо заявил, что Советский Союз стремится к "безграничному
распространению своей силы и своих доктрин" в мире. По его мнению, это
представляло большую опасность для "великих принципов свободы и прав
человека". Силе СССР он предложил противопоставить
силу англосаксонского мира. При этом допускался ядерный шантаж СССР. Один из
планов, одобренных военным и политическим руководством США, предусматривал
использование 196 атомных бомб для уничтожения 20 крупнейших советских
городов.
В феврале 1947 г. президент США Трумэн в своем послании конгрессу развернул
конкретную программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии
("доктрина Трумэна"). Предполагалось оказать широкомасштабную экономическую
помощь европейским странам, образ
овать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал блок
НАТО, созданный в 1949 г.); разместить вблизи советских границ сеть военных
баз США (в первую очередь в Греции и Турции); поддерживать внутреннюю
оппозицию в странах Восточной Евр
опы; при необходимости использовать вооруженные силы против СССР и его
союзников. Все это должно было способствовать решению двух главных задач: не
допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической
идеологии (доктрина сдерживания соц
иализма); по возможности, заставить СССР уйти в свои прежние границы
(доктрина отбрасывания социализма).
Эти меры и публично высказанные планы советское руководство объявило призывом
к войне против СССР, что сразу осложнило и без того непростую ситуацию в
мире.
Летом 1947 г. Европа оказалась окончательно разделенной на союзников США и
союзников СССР. Оформление соответствующих военных и экономических альянсов
становилось лишь делом времени.
Апогей "холодной войны". Кульминацией "холодной войны" стали 1949-1950 гг. В
апреле 1949 г. была создана Организация Североатлантического договора (НАТО).
В том же году СССР произвел первое испытание ядерного оружия.
Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский
конфликт. Он показал, что "холодная война" легко может перерасти в
вооруженное столкновение. В конфликте. с согласия ООН, приняли участие
американские войска. Американское военное коман
дование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР
примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. Кроме СССР, помощь
КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. С установлением линии
фронта на 38-й параллели кон
фликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США
массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не
принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских
настроений в Азии, что активн
о использовало в своей внешней политике сталинское руководство. Начались
мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано
соглашение о перемирии.
Центральное место во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские
проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские
войска полностью блокировали западные зоны в Берлине. США и их союзники были
вынуждены снабжать Запад
ный Берлин при помощи "воздушного моста" в течении года. В мае 1949 г. была
создана ФРГ, после чего советская сторона не возражала против образования ГДР
(7 октября 1949 г.), передав ей все гражданские правомочия. После срыва
парижских переговоров о закл
ючении мирного договора с Германией (март-июнь 1951 г.) лидеры НАТО приняли
план перевооружения Европы, в первую очередь ФРГ (1952 г.).
В этих условиях обе стороны проявили неуступчивость в поисках шагов, ведущих
к ослаблению противостояния в Европе.
К концу жизни Сталина наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке
международной обстановки. Если раньше он исходил из идеи непримиримости
противоречий между социализмом и капитализмом, то теперь (возможно, из
тактических соображений) заявил, что и
ногда межимпериалистические противоречия могут оказаться сильнее и привести к
острому конфликту между капиталистическими странами.
Что это означало, какой ход намечал Сталин, осталось неясным - он вскоре
умер. Правда, в одном из своих последних интервью - в декабре 1952 г. - он
заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов встретиться
с новым президентом США Д. Э
йзенхауэром для налаживания советско-американских отношений.
Главным уроком корейского противостояния, как и в целом отношений Восток-
Запад в 1945-1952 гг., стало осознание того факта, что от жесткой внешней
политики не выиграет никто, а в случае ее продолжения "холодная война" может
перерасти в "горячую". Пониман
ие этого закладывало предпосылки корректировки внешнеполитической доктрины
наследниками Сталина.
4.2Внешняяя разведка.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны для
Советского Союза сложилась новая политическая ситуация на
международной арене. СССР вышел из войны политически окрепшим
государством. В Европе и Азии сложилась система дружественных СССР
социалистических государств, которые являлись своего рода буфером
между нашей страной и странами Запада. Были ликвидированы очаги
военной угрозы в Европе и Азии. Однако США, обладавшие к окончанию войны
монополией на атомное оружие, и их союзники не могли мириться с возросшим
авторитетом и влиянием СССР на международной арене. Президент США Г. Трумен
заявил о необходимости проведения в отношении СССР политики с "позиции
силы". Курс Запада на "холодную войну" в отношении СССР и его
союзников был открыто провозглашен в речи У. Черчилля в Фултоне в
1946 г.
Следует отметить, что подобный поворот событий не был сюрпризом
для советской внешней разведки, которая еще в годы военного лихолетья
информировала политическое руководство страны о планах Запада в отношении
послевоенного устройства в Европе и Азии. В частности, Центру было известно,
что США, проводившие в довоенные годы политику самоизоляции, выйдя из войны
практически не пострадавшими, получившие в свое распоряжение атомное оружие,
стремятся навязать всему миру свою гегемонию и рассматривают СССР
как потенциального противника.
Великобритания, значительно ослабленная в результате войны,
стремилась восстановить утраченные позиции в Европе и любой ценой
сохранить свою колониальную империю. Поэтому все разговоры западных
политических деятелей о свободе и демократии были лишь данью
риторике.
Главные задачи и направления деятельности внешней разведки
Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на
международной арене, поставили перед внешней разведкой новые задачи.
среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секретных военно-
политических планов США и их союзников в отношении СССР, особенно в военной
области.
Разведку, в частности, интересовали:
- возможные действия США и Англии в случае военного столкновения
с СССР,
- планы перевооружения армий США и Великобритании, в том числе по
их оснащению ядерным оружием,
- планы создания НАТО и других антисоветских агрессивных
группировок,
- планы послевоенного устройства в Европе, в том числе германская
проблема,
- проблемы мирного договора с бывшими союзниками гитлеровской Германии,
- будущее государственное устройство в Польше, Чехословакии,
- устремления США в Китае и Корее, а также другие задачи.
Структура внешней разведки в послевоенный период. В 1947 году внешняя
разведка подверглась в очередной раз реорганизации, которая диктовалась не
соображениями целесообразности, а скорее желанием Сталина в очередной раз
перетасовать "колоду КГБ". Постановлением Совета министров СССР от 30 мая
1947 года был создан Комитет информации при СМ СССР, на который возлагалось
осуществление политической, военной и научно-технической разведки. Он
объединил 1 Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 года, или внешнюю
разведку органов безопасности, и Главное разведывательное
управление Генштаба Советской армии. Внешняя контрразведка
оставалась в руках МГБ и подчинялась Л.Берии. Фактически
внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а в 1949 году она была
подчинена ему напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему функционирования
внешней разведки был введен институт главных резидентов, которыми
назначались послы и посланники. Комитет информации при СМ СССР в
послевоенный период состоял из линейных подразделений (американский,
английский, французский, германский отделы, отдел Скандинавских стран,
китайский отдел и т.п.), отдела научно-технической разведки, управления
стратегической разведки, а также подразделений по обеспечению
разведывательной деятельности (отдел оперативной техники, связи, шифровальный
и т.п.)
Во главе Комитета информации стоял его Председатель (Молотов,
Зорин) , а фактически работой КИ руководил его заместитель.
Руководители разведки. В 1946 - 1949 г.г. во главе 1 Управления МГБ СССР, а
затем Комитета информации при СМ СССР стоял Федотов Петр Васильевич.
В 1949 - 1952 г.г. внешней разведкой руководил Савченко Сергей
Романович. В январе 1952 Комитет информации, показавший нецелесообразность
соединения под одной крышей политической и военно-стратегической разведок,
был расформирован. Военная разведка вновь возвратилась в Генштаб, который не
мог обходиться в своей деятельности без стратегической
информации. Во главе Первого Главного управления МГБ СССР встал Рясной
Василий Степанович. В 1953 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил
профессиональный разведчик Питовранов Евгений Петрович.
Организация разведывательной работы. В довоенный период в разведке не
существовало понятие "главный противник". Разведка работала против тех стран,
со стороны которых исходила угроза непосредственного военного нападения. Во
время войны главным противником считалась Германия и ее союзники.
После войны стала прорисовываться картина возможного ядерного
нападения со стороны США, которые ежегодно обновляли планы нанесения
ядерных ударов по СССР, увеличивая количество бомб, необходимых для
уничтожения экономического и военного потенциала нашей страны. В феврале и
сентябре 1950 года Комитет информации принимает принципиально важное решение
"считать разведку против США одной из главных задач всех оперативных
управлений". В марте 1951 г., в новом решении, США рассматриваются как
главный противник СССР, а разведка против США - как важнейшая задача
внешнеполитической разведки. Разработка американских учреждений с целью
агентурного проникновения в них вменялась в обязанность всех резидентур, а
не только в США.
В связи с обострением агентурно-оперативной обстановки в странах Запада,
вызванной "холодной войной" США и их союзников против СССР и
социалистических стран, разведывательная деятельность "легальных" резидентур
в Европе и особенно на американском континенте была серьезно затруднена. К
тому же из-за предательства источника американской резидентуры Элизабет
Бентли агентурная сеть внешней разведки в этой стране в послевоенный период
была разгромлена ФБР США. С большинством источников информации связь была
прекращена. Многие из них были арестованы и заключены в тюрьму.
В апреле 1951 г. Коллегия Комитета информации приняла решение об
усилении нелегальной разведки против США с учетом ужесточения
контрразведывательного режима в этой стране. Поскольку наряду с резидентурами
КИ за рубежом одновременно действовали контрразведывательные резидентуры
министерства госбезопасности, что приводило к ненужному параллелизму в
работе, 1 ноября 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы единые
резидентуры. Комитет информации как разведывательное подразделение прекратил
существование.
Кадры внешней разведки. В послевоенный период и до 1947 г. аппарат внешней
разведки в численном отношении практически оставался прежним. В некоторых
странах, например, Англии и США, количество оперработников даже
снизилось в связи с необходимостью комплектования резидентур в ряде
других стран и нехваткой подготовленных кадров. После объединения с военной
разведкой Комитет информации превратился в мощную организацию с разветвленной
сетью резидентур и многочисленным центральным аппаратом. Он включал пять
управлений и шесть самостоятельных отделов. С созданием Комитета информации
в разведку,наряду с сотрудниками органов госбезопасности, стали приниматься
работники внешнеполитических органов МИД, МВТ), выпускники высших учебных
заведений, прошедших войну. К концу второй мировой войны
внешняя разведка сумела создать мощный агентурный аппарат, превративший ее в
самую эффективную разведывательную службу мира. Она была способна
выполнять задачи, которые ставило политическое руководство страны
по получению важной секретной информации. Агентурный аппарат в
основном состоял из лиц, завербованных на идейно-политической или
патриотической основе. По занимаемому положению агенты в подавляющем
большинстве принадлежали к средним слоям общества ( чиновники, партийные
функционеры, ученые круги). Лишь некоторые из них принадлежали к
высшим правящим кругам. Важную роль в послевоенный период
играли т.н. "агенты-документалисты", т.е. лица, способные добывать ценную
документальную информацию. Их вклад в деятельность разведки был определяющим.
Поток информации от этих агентов был настолько велик, что не вся она
оперативно обрабатывалась из-за недостатка опытных кадров.
4.3 Экспорт сталинской модели.
В 1945 г. коммунистические режимы были установлены в Югославии и Северном
Вьетнаме, а в 1946 г. - в Албании. С 1947 г. в новую фазу вступил и процесс
создания просоветского блока восточноевропейских стран. На смену возникшим в
1944-1948 гг. коалиционным
правительствам к власти приходили коммунисты. Еще в ноябре 1946 г. в Болгарии
Г. Димитровым было сформировано коммунистическое правительство, а летом 1947
г. принята почти скопированная с советской Конституция. В январе 1947 г.
президентом Польши стал ко
ммунист Б. Берут. В августе 1947 г. коммунисты победили на выборах в Венгрии.
В декабре того же года румынский король Михай под давлением со стороны
советского военного командования отрекся от престола и передал власть
коммунистам. В феврале 1948 г. комм
унистический режим был установлен в Чехословакии. В 1948 г. просоветский
режим был установлен в Северной Корее. В 1949 г. коммунисты пришли к власти в
Китае.
Эти страны были отгорожены от остального мира все тем же "железным
занавесом". Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран
линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней
политике. Однако их послушность объяснялась н
е только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства
социализма, но также огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945-
1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила
15 млрд. руб. (3 млрд. долла
ров). Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с
образованием Совета Экономической Взаимопомощи, а военно-политическое
единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием
Организации Варшавского Догово
ра.
В рамках этого содружества не допускалось никакой "самодеятельности". Так, по
причине "излишней самостоятельности" югославского руководства (маршал И. Броз
Тито), предлагавшего, в частности, идею создания балканской федерации и ее
собственного пути к соц
иализму, в 1948 г. последовал громкий советско-югославский разрыв. И. Броз
Тито был назван "гитлеровско-троцкистским агентом" и изображался в советской
печати неизменно в карикатурном виде, обагренный кровью коммунистов. В
октябре 1949 г. Сталин разорвал
дипломатические отношения с Югославией и способствовал ее изоляции среди
стран социализма.
С 1949 по 1952 г. в "социалистическом лагере", по инициативе и при прямом
участии сталинских "советников", прошли две волны чисток, в ходе которых к
власти пришло новое поколение лидеров, безоговорочно преданных Сталину.
Прежние руководители во всех стра
нах народной демократии были посажены в тюрьмы или расстреляны.
Воспроизведение в этих странах сталинской модели развития социализма во всем
многообразии ее проявлений (включая репрессии) еще более сплотило их
руководство вокруг кремля. О различных путях к социализму (о чем писал в свое
время Г. Димитров) больше никт
о не вспоминал. Оставался реальным только советский вариант.
Заключение
Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по
восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела
такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство.
По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и
превзошла довоенный уровень промышленного производства, что по нормальным
меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза
превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни
разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.
Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война усилила
контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось за счет
ухудшения жизни сельского населения. Неадекватная оплата за напряженный
производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния
народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух
десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя
бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные
в государственной идеологии (и укрепляющие государство) специфические
стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и
убеждение, что жизнь может только улучшаться. Народ же со своей стороны, в
очередной раз предоставил государству, власти огромный кредит доверия -
мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в
«светлое будущее».
Библиография
Кара-Мурза С. История советского государства и права.
Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994.
Хрущев Н. С. Воспоминания. Любое издание.
История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М., 1990.
История Отечества. Краткий очерк. - М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. – 1991.
Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М., 1994.
[1] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М., 1991, с.427
[2] Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе.
Экономическая перестройка в СССР. – М., 1989, с.81
[3] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти.
История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.35
[4] Геллер М, Некрич А. Утопия у власти.
История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.120
[5] Там же, с.114-115
Страницы: 1, 2
|