Доклад: Анализ преступлений о святотатстве
Доклад: Анализ преступлений о святотатстве
Санкт-Петербургский Гуманитарный
Университет Профсоюзов
Кафедра теории и истории государства и права
С. У. Р. С.
Анализ преступлений о ссвятотатстве
(По уложению 1845 года)
Работа студента
Юридического факультета
Первого курса
Первой группы
Босова А. С.
Научный руководитель
доцент Петров К. В.
Санкт-Петербург
1999
Общие положения
Святотатством по уложению 1845 года признается всякое похищение церковных
вещей и денег, как из самих церквей, так и из часовен, ризниц и других
постоянных и временных церковных хранилищ, даже если они и находятся вне
церковных строений. Значимость преступления и соответственно наказания за
совершение его увеличивается, когда оно соединено с оскорблением святыни,
сопровождается применением насилия или взломом.
Объект
В роли объекта преступного посягательства в данном случае выступает все
церковное имущество церквей православного, а также иных признанных и
покровительствуемых законом христианских вероисповеданий. Причем в самом
тексте закона объекты посягательства дифференцируются по принципу их
местонахождения, а так же в зависимости от степени их священности. По
принципу местонахождения имущество подрязделяется на находящееся в церквях, в
часовнях, в ризницах и в иных хранилищах церковной утвари. Классификация же
по признаку святости вещи определяется непосредственно важностью этой вещи
для церковного обряда. Таким образом согласно тексту закона получаем три
категории вещей. Первая категория – «священные вещи». Эти предметы играют
непосредственную и исключительно важную роль в обрядах и таинствах и потому
обладают наивысшей святостью. К ним относятся потиров, дискосов,
дарохранительниц, лжиц, крестов, евангелий, образов, мощей. Так же к ним
относятся покрывала с священных сосудов, оклады мощей и образов, сосуды и
одежды с престолов и жертвенников. Вторая категория – «не столь священные».
Это вещи которые так же играют роль в отправлении религиозного обряда, но эта
роль вторична. Исходя из этого данные предметы и отнесены ко категории
меньшей святости. Это купели и другие большие чаши для водоосвящения, ковши,
кропила, одеяния с налоев, ризы, кадила, ломпады и богослужебные книги кроме
евангелий. Наконец третью категорию составляют предметы несвященные. Это
просто предметы церковной утвари, такие как свечи, деньги и тому подобное.
Так же надо отметить особые полномочия духовного начальства каждого из
вероисповеданий, какие предметы к какой категории священности причислять. Как
представляется данное решение должно приниматься исходя из значимости каждой
конкретной вещи для обряда с учетом специфики его отправления в конкретном
виде православного вероисповедания.
Субъект
В качестве субъекта преступного посягательства согласно букве закона может
выступать любой человек. При этом практически в каждой статье приводится
различие между лицами которых можно подвергнуть телесному наказанию, и лиц от
этих наказаний освобожденными. Таким образом вопрос о назначении наказания
решался исходя из этих, сословных главным образом различий. В качестве
отдельных субъектов выступают сами служители церкви, которым было поручено
хранение похищенных впоследствии ценностей и имущества.
Вопрос ответственности в данном случае будет подробнее рассмотрен при
рассмотрении субъективной стороны.
Объективная сторона
Объективной стороной являются последствия преступления и вред нанесенный им.
Принесенный ущерб разделяется на две категории: ущерб принесенный самим
похищением ценностей и фактом их утраты и обстоятельствами при которых они
были похищены. Оценка ущерба от исчезновения вещи производится, как мне
кажется, исходя из ее стоимости и значимости как составляющей для выполнения
определенных обрядов. Ущерб же нанесенный самим ходом преступления
исчисляется по его масштабу и характеру повреждений.
Субъективная сторона
Многие русские дореволюционные юристы указывали на то, что святотатство – это
исскуственный состав преступления, поскольку его объектом являются
имущественные, а не религиозные отношения. Несмотря на это составители
уложенияпошли включили татьбу из церкви в группу религиозных преступлений,
хотя на самом деле, таковыми они не являлись. Субъективная сторона является
ключевым моментом в рассмотрении данного круга преступлений. Она содержит ряд
вопросов, такие как мотив, цель и динамика совершения преступления. Мотивы:
предумышленное (ст.247 ч. 2; 248 ч. 2) непредумышленное (ст. 247 ч. 3; 248
ч. 3). Целью данного вида преступления является намерение завладеть церковным
имуществом в той или иной форме. Динамика и способ совершения может быть
различным. Законом предусмотрены различные варианты.
1. Кража – тайное похищение имущества без дополнительных обстоятельств.
Ст. 244 ч.2
2. Кража со взломом – тайное похищение имущества из запертого хранилища,
сопровождающееся взломом места их хранения. Ст. 244 ч 1
3. Кража с оскорблением святыни – если присовершении кражи были
осквернены церковные святыни. Ст 243 ч. 2
4. Грабеж – насильственный захват имущества, сопровождающийся
применением насилия или угрозой его применения. Ст.242 ч. 1
5. Святотатство в форме мошенничества – хотя и не упоминается в данной
главе, но реально признавалось судебной практикой. Дело в том, что в
соответствии с буквальным смыслом статьи 241 святотатством признается всякое
похищение церковной собственности, а мошенничество наравне с грабежом или
кражей преследовало цель егонезаконного завладения.
Система наказаний
Система наказаний по уложению 1845 года классифицируется в зависимости от
динамики и способа совершения преступления, а также от сословного положения
обвиняемого.
1. Грабеж
А) церкви - лишение прав и ссылка на каторжные работы в рудниках на срок от
12 до 15 лет.
Б) часовни – лишение прав и ссылка на каторжные работы в крепостях на срок от
10 до 12 лет.
2. Кража со взломом
А) Из церкви
1) с осквернением святыни – Лишение всех прав и ссылка на каторгу на
заводах на срок от 6 до 8 лет. ( если речь идет о несвященных предметах то от
4 до 6 лет)
2) Без осквернения святыни - лишение прав и ссылка на каторжные работы в
крепостях на срок от 10 до 12 лет.
Б) Часовни или хранилища – лишение прав и ссылка в Сибирь на поселение.
3. Кража без взлома – регулируется теми же статьями уложения, но с условием
смягчения наказания одной степенью.
|