Работу выполнил
Ученик 8«А» класса
Лукин Олег.
Герцен Александр Иванович – знаменитый русский публицист (псевдоним
Искандер); родился в1812г., умер в 1870г.; окончил физико-математический
Факультет. В 1834г. под влиянием произведений Сен—Симона, сделался
революционером и, вместе с Огарёвым, стал во главе кружка, посвящавшего
внимание общественным вопросам. В 1852г. он переезжает в Лондон, где издавал
знаменитый журнал «Колокол». Основную всех теоретических работ служила
философия Фейербаха.
Огарёв Николай Платонович – русский поэт и революционный деятель;
родился в 1813г., умер в1877г. В 1832г. поступил в Московский Университет,
откуда вскоре был выгнан за участие в революционном кружке. В 1858г. Огарёв
эмигрировал за границу, где близко сошёлся с эмигрантами—революционерами,
сделался ближайшим сотрудником Герцена в издании журнала «Колокол», «Полярная
Звезда».
После разгрома восстания декабристов общественная жизнь в России проходила в
трудной обстановке политической реакции. Как писал А.И. Герцен, после поражения
декабристов «умственная температура в России понизилась.развитие было прервано,
всё передовое, энергичное вычеркнуто из жизни».
Поражение декабристов вызвало у некоторой части общества пессимизм и
отчаяние. Отражением этих настроений явились знаменитые «Философские письма»
П.Я. Чаадаева (1794—1856 ), но по оценке Герцена данной им в «Былом и думах»,
«Философическое письмо» -- «выстрел, раздавшийся в тёмную ночь »,
всколыхнувший многих и заставивший задуматься о судьбах России.
Первые годы после восстания декабристов были временем действия небольших
кружков, в основном студенческой молодёжи, малочисленных по составу, быстро
раскрываемых полицией. Это так называемый кружковой период 20-х – начала 30-х
годов XIXв. В освободительном движении был связан с усилением реакции, но с
изменением состава участников. На смену декабристам пришла в основном
студентческая молодёжь, полная революционного раздора, но ещё с совсем ещё
ясными взглядами и без опыта конспиративной работы. Эти люди рассматривали себя
продолжателями и наследниками декабристов, предпринимали робкие попытки
возродить их дело. Наиболее известны студенческие кружки Московского
университета, который после восстания декабристов стал основным центром
общественно-политической жизни страны. С ним были связаны первые выступления
Герцена, Огарёва, Белинского.
В 1834г. раскрыт полицией кружок Герцена и Огарёва. Официально их обвиняли в
«пении пасквильных песен», подслушанных доносчиком. Огарёв и Герцен были
отправлены в ссылку. Кружок Герцена и Огарёва был собранием студентов и
недавних выпускников
Московского университета. Он был более политизирован, чем кружок Станкевича,
его участники обсуждали не только философские системы, но и политические
теории, в частности работы французских социалистов-утопистов.
В конце 40-х – начале 50-х ХIХв. складывается революционно—демократическое
направление русской общественной мысли, представителями
которого были В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, «левое» крыло
петрашевцев. К 40—50-м относится и начало разработки годам относится и начало
разработки революционно—демократической теории, в основу которого легли
новейшие философские и политические (главным образом социалистические)
учения, распространявшиеся в Западной Европе.
В Росси на рубеже 40—50-х годов XIXв. Складывается оригинальная теория
«русского социализма». Основоположником её был А.И. Герцен, который изложил её
основные идеи в своих работах, написанных в 1849—1853гг.: «Русский народ и
социализм», «Старый мир и Россия», «О развитии революционных идей в России» и
др.
Поражение революций 1848—1849гг. в Западной Европе произвело глубокое
впечатление на Герцена, породило у него неверии в европейский социализм,
разочарование в нём. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика.
Сопоставляя судьбы Росси и Запада, он пришёл к выводу, что в будущем в начале
социализм должен утвердиться в России и основной «ячейкой» его станет
крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение,
крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явится, по Герцену,
главными условиями построения социалистического общества в России. Так возник
русский (общинный) социализм Герцена.
Он исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя
капитализм, через крестьянскую общину придёт к социализму. По существу, это
были утопические мечтания о социализме, ибо осуществление на практике целей
«русского социализма» привело бы не к социализму, а к наиболее
последовательному решению задач буржуазно—демократического преобразования
страны. Реальное значение «русского социализма»—решение жизненных для страны
задач в переходный период от феодализма к капитализму. «Русский социализм»
ориентирован на крестьянство, как свою социальную базу, его главные цели в
освобождении крестьян без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и
помещичьего землевладения, введение крестьянского общинного самоуправления,
независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем «русский
социализм» боролся, как бы «на два фронта»: не только против старого,
феодально-крепостнического строя, но и против капитализма, противопоставляя
капитализму специфически русский, «социалистический» путь развития.