Рефераты

Доклад: Государственный совет

Доклад: Государственный совет

Государственный совет

Государственный совет относился к органам верховного управления в Российской

империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден высший

законосовещательный орган, получивший название Государственного Совета.

Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского, его

предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году. Состав

Государственного Совета назначался императором из числа наиболее влиятельных

чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы колебалось от 40 до

80 человек. В состав Совета входили также министры. Председателем

Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из членов Совета по

назначению императора. Это назначение осуществлялось только на один год.

Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент

законов, департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной

экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание

для охраны спокойствия) и государственная канцелярия.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам

должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал

проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира,

введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех

министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились

царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в

департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на утверждение

императора. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения

его Государственным Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного

Совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято

большинством членов Совета. Со второй четверти 19 в. законопроекты стали

разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах.

Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер.

Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим

занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов

Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность

Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного

рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената».

Предпринимавшиеся попытки расширить состав Государственного Совета за счет

выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом.

На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому

управлению.

Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года.

В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и

Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше

не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были определены

актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного

Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть

преобразования – превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что,

естественно, существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы

в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и

трудящиеся туда попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из

крупных чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в

государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских

собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства

православной церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и

назначаемая, и избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму

возможность через Государственный Совет не допустить принятия Думой закона,

неугодного режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три

года треть их обновлялась. Структура государственного совета была такова:

общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная

канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из

членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя

Государственного Совета. Во главе канцелярии Государственного Совета стоял

государственный секретарь.

В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось

подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя

закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в

действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского

«парламента». Государственный Совет, как и Государственная Дума, имел право

законодательной инициативы. А главное – без его согласия законопроект,

принятый Думой, не представлялся для утверждения. Он отверг ряд важных

думских законопроектов, например, о введении Архангельского земства.

Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый Думой, но

неугодный царскому правительству. В случае разногласия между этими палатами

дело передавалось в согласительную комиссию. Если не было достигнуто

соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также отклоненным и

законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный

царем.

Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское

правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об

одном законодательном учреждении – Государственной Думе.


© 2010 Собрание рефератов