Доклад: Государственный совет 
	
	Доклад: Государственный совет 
Государственный совет 
Государственный совет относился к органам верховного управления в  Российской 
империи. 1 января 1810 года манифестом Александра I был учрежден высший 
законосовещательный орган, получивший название Государственного Совета. 
Государственный Совет был создан по инициативе М. М. Сперанского, его 
предшественником был Непременный совет, учрежденный в 1801 году.  Состав 
Государственного Совета назначался императором из числа наиболее влиятельных 
чиновников и приближенных лиц.. Их число в различные годы колебалось от 40 до 
80 человек.  В состав Совета входили также министры. Председателем 
Государственного Совета был царь, а в его отсутствие один из членов Совета по 
назначению императора. Это назначение осуществлялось только на один год. 
     Структура Совета: общее собрание, четыре департамента (департамент 
законов, департаменты дел военных, дел гражданских и духовных, государственной 
экономии), две комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание 
для охраны спокойствия)  и государственная канцелярия. 
Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам 
должен был разрабатывать важнейшие из них. Государственный Совет обсуждал 
проекты законов, утверждаемые затем императором, вопросы войны и мира, 
введение в отдельных местностях чрезвычайного положения, бюджет, отчеты всех 
министерств и ведомств и некоторые судебные и другие дела, которые выносились 
царем на его рассмотрение. Проекты законов обсуждались вначале в 
департаментах, затем в общем собрании, после чего поступали на утверждение 
императора. Но император мог издать закон и без предварительного рассмотрения 
его Государственным Советом, т.е. царь мог одобрить решение Государственного 
Совета или отвергнуть его, не считаясь с тем, что это решение принято 
большинством членов Совета.  Со второй четверти 19 в. законопроекты стали 
разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. 
Обсуждение их в Государственном Совете стало носить формальный характер. 
Государственный Совет ведал и кодификацией законов. С 1882 по 1894 г. этим 
занимался Кодификационный отдел, а с 1894 г. – Отделение свода законов 
Государственной канцелярии. Государственный Совет контролировал деятельность 
Сената через созданное в 1884 г. «Особое присутствие для предварительного 
рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». 
Предпринимавшиеся попытки расширить состав Государственного Совета за счет 
выборных членов от дворянства, земств и городов не увенчались успехом. 
На  Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому 
управлению. 
Государственный Совет просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. 
В 1906 году в связи с учреждением Государственной думы был реформирован и 
Государственный Совет. Царь наделил Совет полномочиями, которые Совет раньше 
не имел. Состав, структура и компетенция обновленного Совета были определены 
актами от 29 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного 
Совета» и 23 апреля 1906 года «Учреждение Государственного Совета». Суть 
преобразования – превращение Государственного Совета в верхнюю палату, что, 
естественно, существенным образом умаляло права Государственной думы. Выборы 
в Государственный Совет были организованы так, что демократические элементы и 
трудящиеся туда попасть не могли. Половина членов Совета назначалась царем из 
крупных чиновников, занимавших в прошлом министерские и прочие высшие посты в 
государстве, а другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских 
собраний, дворянских общин, буржуазных организаций, от духовенства 
православной церкви, от Академии наук и университетов. Следовательно, и 
назначаемая, и избираемая части Государственного Совета обеспечивали царизму 
возможность через Государственный Совет не допустить принятия Думой закона, 
неугодного режиму. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет. Каждые три 
года треть их обновлялась. Структура государственного совета была такова: 
общее собрание, два номерных департамента, два присутствия и государственная 
канцелярия. По мере надобности образовывались комиссии и особые совещания. Из 
членов Совета царь ежегодно назначал председателя и вице-председателя 
Государственного Совета.  Во главе канцелярии Государственного Совета стоял 
государственный секретарь. 
В целях изоляции Государственного Совета от народа, в Совет запрещалось 
подавать просьбы и заявления, а также принимать депутации от народа. Хотя 
закон предоставил Государственному Совету равные с Думой права, в 
действительности он был поставлен над Думой, стал верхней палатой российского 
«парламента». Государственный Совет, как и Государственная Дума, имел право 
законодательной инициативы. А главное – без его согласия законопроект, 
принятый Думой, не представлялся для утверждения.  Он отверг ряд важных 
думских законопроектов, например, о введении Архангельского земства. 
Государственный Совет мог отклонить любой законопроект, принятый Думой, но 
неугодный царскому правительству. В случае разногласия между этими палатами 
дело передавалось в  согласительную комиссию. Если не было достигнуто 
соглашение, законопроект считался отклоненным. Считался также отклоненным и 
законопроект, приятый Думой и Государственным Советом, но не утвержденный 
царем. 
Преобразуя Государственный совет в законодательную палату, царское 
правительство грубо нарушило свой Манифест, в котором говорилось только об 
одном законодательном учреждении – Государственной Думе. 
	
	
					
							 |