Доклад: Индия в период между двумя мировыми войнами
Доклад: Индия в период между двумя мировыми войнами
Индия в период между двумя мировыми войнами
(1919-1939) Доклад по истории мировых цивилизаций
Индия после войны Формирование антиколониального фронта
Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление.
Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия
держала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно,
если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда
нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это
вызвало новый этап антиколониальной борьбы.
Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии.
Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность
последнего была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на
крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая
концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и
др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.
Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер
индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-
экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная
организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и
сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный
фактор. Таким образом, индийская деревня — это самодовлеющая организация.
Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-
освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню
в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-
психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего —
вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массовых
ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме
Ганди (1869—1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского
национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная
буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии
сформировался общенациональный антиколониальный фронт.
Махатма Ганди и гандизм
Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной
индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические
и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н,
Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия
утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства
Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в
священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала
протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и
необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла
европейская цивилизация.
Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому,
что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за
независимость против британского господства — это кровное дело, поскольку это
борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и
религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику.
Поэтому требования независимости страны и преобразования общества,
облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам
миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди
и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии
крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-
освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные
марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно
сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это
было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном
мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с
терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди
выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету.
Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию
фактор перед лицом общей задачи — освобождения от иностранного гнета. Таким
образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской
идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая
взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом
стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению
своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм
связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и
заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной
борьбы.
Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто
другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно
приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, то есть в
кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до
конца всех революционных возможностей массового ненасильственного
сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?
Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под контроля, будучи
спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда
Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда
конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну,
унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой
междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения
независимости Индии в январе 1948 г.
Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в
1919—1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в
Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде.
Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении
индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по
делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы
ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей
при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также
предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и
губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон,
определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так
англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну
освободительного движения.
Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля
1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой
активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре,
провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было
убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала
всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в
Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему
удалось.
Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского
национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по
закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.
Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного
развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал
тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала
постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в
рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось
на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от
почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских
школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных
товаров; на втором этапе — уклонение от уплаты государственных налогов.
Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский
национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией.
ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн.
членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал
идеологией ИНК.
4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения
в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение
нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о
прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на
убыль.
Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового
экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества
(1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой
вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.
Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она
проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти
объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были
арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где
выступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию.
Солдаты отказывались стрелять.
5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было
заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить
репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании
несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского
неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола»,
созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба
была перенесена за стол переговоров.
К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и
обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции.
В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических
свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-
территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора,
установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю,
снижение налогов. Конференция окончилась провалом.
В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу
реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан
Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить
местным законодательным органам большие права.
Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В
1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания
по новой избирательной системе. Индийский национальный конгресс получил
большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там
местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овладению властью в
стране, накоплению «парламентского опыта».
С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны
Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.
|