Рефераты

Доклад: Индия в период между двумя мировыми войнами

Доклад: Индия в период между двумя мировыми войнами

Индия в период между двумя мировыми войнами

(1919-1939)

Доклад по истории мировых цивилизаций

Индия после войны

Формирование антиколониального фронта

Колониальные власти в годы войны обе­щали предоставить Индии самоуправление.

Однако надежды на­родов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия

дер­жала мертвой хваткой свою главную колонию, и это было не удивительно,

если учесть общее ослабление сил в послевоенный период – Англии как никогда

нужны были ресурсы, которые она «выкачивала» из колоний. Так или иначе, это

вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции нацио­нальной буржуазии.

Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность

последнего была неве­лика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на

крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая

концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас и

др.) превращала немногочисленный пролета­риат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер

индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-

экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная

организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и

сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий ре­лигиозный

фактор. Таким образом, индийская деревня — это са­модовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-

освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню

в широкий поток антиколониаль­ной борьбы можно было лишь с учетом социально-

психологических особенностей индийского крестьянства и городского рабочего —

вчерашнего крестьянина. Выдающаяся роль в организации массо­вых

ненасильственных кампаний сопротивления в 20—40-е гг. принадлежала Махатме

Ганди (1869—1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского

национального конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная

буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии

сформировался общенациональный антиколониальный фронт.

Махатма Ганди и гандизм

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной

индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские

и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н,

Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия

утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства

Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в

священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала

протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и

необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла

евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому,

что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за

независимость против британского господства — это кровное дело, поскольку это

борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и

религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику.

Поэтому требования независимости страны и преобразования об­щества,

облаченные в традиционные образы, становились понят­ными многим десяткам

миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди

и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии

кресть­янства был отмечен тактический метод гандизма в национально-

освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные

марши, отказ от сотрудничества и т.д.). В этом методе весьма своеобразно

сочетались терпение и протест, кон­серватизм и стихийная революционность. Это

было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном

миро­воззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с

терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди

выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету.

Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию

фактор перед лицом общей задачи — освобождения от иностран­ного гнета. Таким

образом, гандизм был глубоко национальной н по своему характеру крестьянской

идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая

взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом

стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению

своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм

связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и

заста­вил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной воору­женной

борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромис­сам, но он как никто

другой знал, когда именно массовое нена­сильственное движение нужно

приостановить, чтобы оно не пре­вратилось в свою противоположность, то есть в

кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до

конца всех революционных возможностей массового ненасиль­ственного

сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи

спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда

Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда

конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну,

унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой

междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения

независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в

1919—1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в

Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде.

Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении

индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по

делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы

ослабить напря­женность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей

при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также

предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и

губернаторах провинций. Одно­временно был принят репрессивный закон,

определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так

англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну

освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля

1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой

активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре,

провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было

убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала

всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в

Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему

удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского

национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по

закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного

развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал

тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала

постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в

рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось

на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от

почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских

школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных

товаров; на втором этапе — уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский

национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией.

ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн.

членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал

идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения

в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение

нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о

прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на

убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового

экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества

(1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой

вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она

проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти

объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были

арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где

вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию.

Солдаты отказывались стрелять.

5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было

заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить

репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании

несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского

неповиновения. Ганди дал согласие на участие з конференции «круглого стола»,

созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба

была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и

обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических

свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-

территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора,

установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю,

снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу

реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан

Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить

мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В

1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания

по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил

боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там

местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в

стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны

Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.


© 2010 Собрание рефератов