Доклад: Историки
Доклад: Историки
Носителем информации о прошлом является исторический источник — бесстрастный
свидетель эпохи, имеющий личное, коллективное, государственное или другое
происхождение, родившийся в определенное время и отражающий его реалии. В
качестве источника могут выступать документы разного происхождения и
характера. Это могут быть археологические находки (предметы быта, украшения,
орудия труда древних эпох); сохранившиеся предметы материальной культуры
(здания, старинные станки, приборы, утварь и т.п.);
письменные источники (государственные акты, летописи, книги, дневники,
письма, пресса и т.п.), а также художественные работы, документы видео и
аудио ряда. Основной группой являются письменные источники, которые содержат
колоссальный массив открытой и скрытой (опосредованной, интерпретируемой)
социальной информации о прошлом. Общество тщательно собирает и сохраняет
документальные свидетельства прошлого. Музеи, архивные хранилища, библиотеки
— это важнейшая часть культуры любой страны, по состоянию которой можно
судить об уровне ее развития. Чем выше уровень, тем больше внимания уделяется
сохранности и приумножению бесценных фондов.
История — это коллективная память народа. Потеря исторической памяти
разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Не
случайно, гитлеровские фашисты в захваченных ими городах прежде всего
стремились разрушить и осквернить исторические памятники. Убить Память
народа —значит убить сам народ, превратить его в раба. Поиск смысла истории
упирается в современность, а историческая наука предстает как способ
выявления единственно возможного процесса, который привел к этой
современности. В.Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". Прошлое
достойно уважения и внимательного изучения, хотя не все в этом прошлом
вызывает восторг и гордость.
Для русских историков характерно стремление подвести под факты прошлого
определенную теоретическую основу, критически осмыслить их. Среди
дореволюционных историков много ярких имен: Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.
О. Ключевский, Н.И. Костомаров и др. Ведущим в российской историографии было
либеральное направление, которое сейчас привлекает большое внимание.
Основной проблематикой этого направления было следующее: становление и
утверждение российской государственности, а также утверждение европейской
традиции в общественной организации и культуре. С.М. Соловьев, воспитанник
Московского университета, работавший в его стенах, подготовил капитальный
труд "История России с древнейших времен", который, по выражению В. О.
Ключевского, стал своеобразной энциклопедией по русской истории. Приверженец
либеральных идей, либерального мировоззрения, С. Соловьев стремился соединить
разрозненные факты в одно целое, "познать, как новое проистекало из старого".
Для него характерно признание закономерности исторического процесса, который
отражает прогресс общественного организма. Он писал: "В истории нет эпох
пустых; нет эпох, вырабатывающих какие-то вредные для человечества начала".
В. О. Ключевский, имя которого также связано с Московским университетом,
пожалуй, наиболее знаменит. В отличие от предшественников, он смотрел на
исторический процесс более широко, включал в рассмотрение экономические,
социальные проблемы, историю православной церкви. Вершиной его творчества
стал "Курс русской истории", подготовленный на основе лекций, читавшихся в
Московском университете и в Московской духовной семинарии. Сторонник
либерализма, В. О. Ключевский так определил "три основные исторические силы"
— человеческая личность, людское общество и природа страны. Написанный ярко,
образно, этот курс вполне современно звучит и сегодня.
Обращаются российские историки и к опыту социальной истории (это направление
наиболее развито в США), к компаративизму и другим направлениям. Все больше
привлекает внимание цивилизационный подход к истории. Слышны призывы о
необходимости рассмотрения истории России с этих позиций. В чем преимущества
цивилизационного. подхода к истории? Прежде всего в его универсальности. Его
принципы применимы к истории любой страны, народа, групп стран и т.д. Эта
теория в значительной мере учитывает опыт других школ и направлений, носит
сравнительный (компаративный) характер. История народа рассматривается не
сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Это дает
возможность глубже понять исторические процессы, их особенности. Такой
подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой
истории и культуре. Важно, что при цивилизационном подходе не отрицается
методика других школ. Она может быть использована в рамках этого подхода.
|