Доклад: История Невского проспекта
Доклад: История Невского проспекта
Главная магистраль нашего города протянулась более чем на четыре километра от
Адмиралтейского пр. и Дворцовой площади до площади Александра Невского.
Начинаясь почти от Невы и снова выходя к ней, Невский проспект как бы
стягивает крутую излучину реки.
Невский проспект – средоточие культурной и общественной жизни Санкт-
Петербурга. На магистрали и вблизи нее расположены музеи, театры и концертные
залы, кинотеатры и библиотеки, универмаги и специализированные магазины, кафе
и рестораны.
Невский проспект отличается богатством, разнообразием и вместе с тем
единством и законченностью архитектурного облика. Перспектива его основного
участка завершается с одной стороны башней и золотой "иглой" Адмиралтейства,
с другой – обелиском Городу-герою на площади Восстания. Строгие ряды домов
прерываются живописными панорамами рек, широкими пространствами площадей,
неразрывно связанных с проспектом.
Невский проспект – свидетель важнейших исторических событий. Он хранит память
о выдающихся писателях, художниках, музыкантах, ученых. И сам Невский воспет
в произведениях литературы и искусства.
Рождение улицы относится к начальной поре Петербурга. В 1710—х гг. по
заболоченной местности были проложены две дороги, соединившие Адмиралтейство
и Александро-Невский монастырь (с 1797 г. – Лавра) со старинным Новгородским
трактом, проходившим примерно по трассе современного Лиговского проспекта.
"Большая першпективная дорога", оконченная к 1979 г., служила главным въездом
в северную столицу. Через два десятилетия ей было дано наименование Невской
проспективы – по монастырю, к которому она вела (с конца XVIII в. –
проспект).
Два участка будущего проспекта не совпадали по осям и не стыковались друг с
другом. Для того, чтобы трасса стала единой, восточнее тракта в 1730-х гг.
начали прокладывать новую проспективу. Ее не удалось довести до монастыря, но
на этой линии возникли Гончарная и Тележная улицы, а отрезок проспекта между
современными площадями Восстания и Александра Невского получил название
Старо-Невский. Лишь в 1760-х гг. обе части улицы были непосредственно
соединены. В месте их сочленения, у нынешнего Суворовского пр., образовался
излом – единственный на всем протяжении магистрали.
В первой половине XVIII в. Невская проспектива застраивалась только до
Фонтанки – границы города. Дома стояли с промежутками, между ними находились
сады и пустые участки. В 1760-х гг. по проекту А.В.Квасова были
распланированы новые кварталы на территории Адмиралтейского луга,
определившие начало улицы. С этого времени здания строились "сплошною
фасадою".
Проспект стал главной улицей северной столицы. Застройка периода классицизма
оставила здесь самый значительный след. В первой трети прошлого столетия
сложился целостный и гармоничный, строгий и торжественный ансамбль проспекта
и прилегающих к нему площадей.
С развитием капитализма фешенебельная улица превратилась в деловой центр
страны. Здесь размещались многочисленные банки и конторы, торговые фирмы,
гостиницы. В 1863 г. по проспекту была проложена конно-железная дорога
(конка). Линия трамвая открылась в 1907 году.
Огромный урон был нанесен проспекту в годы Великой Отечественной войны.
Ленинградцы сделали все, чтобы в кратчайшее время вернуть ему прежний вид. В
1950-1952 гг. были реставрированы старинные здания, сняты трамвайные пути,
расширены тротуары. Ныне проспект обновляется реконструируются его отдельные
здания.
Связь Невского проспекта с Дворцовой площадью подчеркивает дом 2,
составляющий единое целое со зданием Главного штаба.
ДЖАКОМО
Кваренги
|