Рефераты

Доклад: История университетов Европы

Доклад: История университетов Европы

Содержание.
Введение.

Стр. 3

Кембриджский университет. Великобритания.

Стр. 4

Оксфордский университет. Великобритания.Стр. 6
Университет Сорбонна. Франция.Стр. 9
Университет имени Рупрехта и Карла. Германия.Стр. 11
Заключение.Стр. 14
Список источников.Стр. 15
Введение. В своей курсовой работе мне хотелось рассказать об известных во всем мире университетах стран Западной Европы: Великобритании, Франции и Германии. Так как в будущем я - специалист в области международного образования, мне показалось полезным рассмотреть тему, связанную с образованием, а поскольку в настоящее время я являюсь студенткой университета, мне было любопытно изучить историю зарубежных высших учебных заведений, познакомиться с их традициями, с образом жизни современных студентов. Я выбрала для изучения три западноевропейские страны, потому что, на мой взгляд, они являются ключевыми странами Европы. Мне хотелось обозначить связь между высококачественным образованием в стране (и подготовкой высококлассных кадров) и ее передовым научно-техническим развитием (и положением в мировом сообществе) на современном этапе. Кембриджский университет. Великобритания. Кембриджский университет насчитывает почти восемьсот летнюю историю. Папа Джон (Иоанн) XXII официально признал университет в 1318 году, но к тому моменту это было уже вполне утвердившееся учебное заведение. В 1209 году после волнений в Оксфорде, вызванных казнью двух студентов- монахов, обвиненных в убийстве, большинство студентов добровольно покинули Оксфорд и направились продолжать образование в Париже, Ридинге и Кембридже. Такая миграция из одного учебного заведения в другое была, впрочем, делом обычным. Пять лет спустя многие вернулись в Оксфорд, но некоторые остались в Кембридже, вдохновленные среди прочего возможностью попасть в окружение епископа кафедрального собора в Эли. К 1225 году появляется канцлер университета, назначаемый епископом. По ряду практических соображений, однако, университет чаще обращался за содействием и привилегиями не к церкви, а к королю. Королевская власть, в свою очередь, нуждалась в способных администраторах и дипломатах, поэтому уже в 1231 году Генрих III издал три указа, обеспечивающих привилегии университетов. Отношения школяров и горожан зачастую складывались не лучшим образом. Университету нужны были комнаты и дома для проживания и проведения занятий. Ожидалось при этом, что оплата за них будет максимально низкой. Те же условия выдвигались в отношении еды, напитков и свечей. Драки между студентами и горожанами были делом обычным. Доходило до настоящего вандализма, когда возмущенные горожане во главе с мэром, не одобрявшие, в частности, требование присягать канцлеру университета, сжигали университетские книги на костре. К середине пятнадцатого века определенный баланс в отношениях университета с церковью, королевской властью и городом, был достигнут. Он сохранялся почти в неизменном виде до девятнадцатого века. Движущей силой университета была гильдия преподавателей. Каждый выпускник, закончивший основной факультет со степенью "мастера" или доктора, должен был остаться на факультете и, по крайней мере, два года заниматься преподавательской работой. Теоретически никто (кроме "братьев" монахов) не мог продолжать дальнейшее образование в области теологии или права, не отдав часть времени преподаванию. Базовый курс в средневековом университете состоял из грамматики и "либеральных" искусств (риторики, логики, арифметики, музыки, геометрии и астрономии). Обучение состояло в основном из лекций и "диспутов", и студенты должны были посетить, по крайней мере, три "обязательных" лекции в неделю. Интересно, что музыка преподавалась как отрасль математики или физики, а не как исполнительское искусство. Кульминацией всего образования считалось изучение теологии и права. Присутствие религиозных орденов обеспечивало и численное превосходство теологов над студентами права, вплоть до начала пятнадцатого века теологи составляли около 40% всего академического сообщества. Образование продолжалось долгие годы. Чтобы получить степень доктора требовалось почти семнадцать лет. Провести такой долгий срок в снимаемом жилье было, конечно не совсем удобно, поэтому с самого начала студенты съезжались в "хостел", снимаемый старшим преподавателем дом. Преподаватель предоставлял им комнаты и гарантировал владельцу или канцлеру университета своевременную годовую оплату. Некоторые из хостелов были столь большими, что имели свои часовни и библиотеки. Важно отметить, что основатели колледжей были заинтересованы не только в том, чтобы выпускники поступали затем на службу государства или церкви, но и молились за процветание их и их семей. До конца пятнадцатого века, когда появились относительно дешевые печатные книги, рукописные тексты передавались от одного поколения к другому, часто в виде отрывков или извлечений. Средневековый студент, как правило, не имел даже постоянного доступа к первоисточникам, не говоря о том, чтобы владеть книгами. Только в конце шестнадцатого века большинство базовых учебников уже печаталось в Англии, а к восемнадцатому веку любой студент мог их приобрести. Годы Реформации были не самыми спокойными, разногласия между католиками и протестантами, а часто между различными группами внутри конфессий, накладывали отпечаток на жизнь университета. К середине семнадцатого века произошли значительные изменения в расписании. Больше внимания уделялось риторике, введены древняя история и география как необходимые для понимания классической литературы и событий в мире. Преподавалась анатомия. В 1649 году была основана кафедра математики, которую затем с таким успехом возглавлял с 1669 года Исаак Ньютон. Викторианский дух реформ способствовал тому, что в 1869 году был основан Girton, первый колледж для женщин. Приблизительно в это же время была отменена и религиозная "повинность" для студентов, они уже не были обязаны ежедневно посещать службу в соборе (за исключением студентов Selwyn College, которым это вменялось в обязанность вплоть до 1957 года). Согласно принятым в 1570 году "Уложениям", все студенты должны быть членами одного из колледжей. Этого правила придерживаются и по сей день. Университет организует публичные лекции, а индивидуальные занятия являются ответственностью колледжей. Они же предоставляют проживание и питание. Хотя колледжи и университет формально независимы друг от друга, они при этом связаны друг с другом на многих уровнях, и четкого разделения между работающими там нет. За долгие годы своей истории, благодаря щедрым пожертвованиям царственных особ и собственных выпускников (первоначально это были монахи, не имевшие потомков, кому можно было завещать нажитое), многие колледжи обзавелись огромными состояниями, некоторые из них являются крупнейшими владельцами недвижимости в Англии. Они зачастую оказывают финансовую помощь менее обеспеченным колледжам. Как пишет историк Гордон Джонсон в своей книге "Политика университета", "всегда было трудно описать Университет в Кембридже, и как он работает, ибо это одна из тех особенных форм социальной организации, которая развивалась со специальной целью создания, открытия, сохранения и передачи знаний... Университет по существу - мир в себе". Хотя университет иногда критикуют за неспешность в принятии решений и неготовность к переменам, 63 нобелевских лауреата, которые вышли из его стен, являются лучшим аргументом в пользу сохранения многовековых традиций. Оксфордский университет. Великобритания. Один из старейших университетов мира, Оксфорд по праву относится к числу самых престижных. Когда поезд подъезжает к Оксфорду, « питомнику » британской политической и интеллектуальной элиты, взору открывается великолепный вид - многочисленные башни, башенки и шпили, утопающие в зелени холмов. Сам город невелик. Всего за двадцать пять минут можно пешком дойти от вокзала до центра и, миновав главную улицу, оказаться на мосту через Темзу, которая отделяет старый город от современных окраин. По дороге вы встретите немало причудливых каменных зданий в разных стилях - классическом, средневековом и даже эпохи Возрождения. Простые невысокие домики с магазинчиками на первом этаже теснятся возле величественных строений с арками, ведущими в старинные дворы. Тот, кто никогда не бывал в Оксфорде, наверняка станет спрашивать дорогу "к университету". На этот простой, казалось бы, вопрос не так-то легко ответить: ведь разбросанные по всему городу библиотеки, лекционные помещения, ботанические сады - все это и есть знаменитый Оксфордский университет, и невозможно определить, где располагается его "центр". Другое дело, если вы точно знаете, какой именно колледж вам нужен. Тогда вас тут же направят по конкретному адресу, и выяснится, что те самые арки в просторные внутренние дворы и есть "ворота" на территорию колледжей. Оксфордский университет, как и Кембриджский, уникален. Он до сих пор сохранил средневековое устройство, хотя почти все остальные британские университеты по своей структуре похожи на российские: это обычная иерархия, на вершине которой - вице-канцлер (ректор), имеющий при себе некий коллегиальный орган управления. Во главе факультетов стоят деканы, а кафедрами управляют профессора. Только в Оксфорде и Кембридже все по-иному. Оксфорд - это своего рода федерация автономных республик-колледжей с общей внешней политикой, определяющей отношения с правительством и другими университетами, общим бюджетом, складывающимся из государственных субсидий и прочих источников, общей системой ценностей и правилами, касающимися научно- исследовательской работы, обучения студентов и аспирантов. И в то же время каждая республика яростно отстаивает свою независимость, имеет собственные фонды, собственных студентов, собственные планы и интересы. Но самое главное, пожалуй, то, что в университете и его колледжах царит подлинная демократия. Каждые четыре года 3200 преподавателей выбирают вице- канцлера, который не может переизбираться на новый срок. Кроме того, ежегодно происходят выборы администрации, факультетских и библиотечных комитетов. В "своих" колледжах они сообща решают вопросы о приеме новых преподавателей и научных сотрудников, проводят вступительные экзамены для абитуриентов, занимаются финансовыми вопросами и выполняют множество других обязанностей. Таким образом, получается, что какого-либо одного "начальника в колледже нет, зато почти каждый помогает управлять и всем университетом, и своим колледжем. Никто не знает точно, когда и с чего "начался" Оксфордский университет. Известно только, что лекции здесь читали уже в начале XII века. Студенты - в основном молодые люди не старше 20 лет - жили там, где могли устроиться, и нередко учиняли потасовки с горожанами. Наставлявшие студентов ученые мужи держались сообща и, когда им удавалось собрать деньги, строили себе жилища по образу и подобию монастырей. С XV века и по сей день многие студенты живут в колледжах бок о бок с учителями. Самому старому зданию университета почти семьсот лет, но при этом Оксфорд отнюдь не музей - во всех его древних постройках живут и работают люди. Как живется оксфордскому студенту? Как и все британские университеты, Оксфорд - государственное учебное заведение. Его студенты отбираются по результатам либо общенациональных. экзаменов, либо специальных вступительных экзаменов, которые сдаются непосредственно в оксфордских колледжах. Прошедшие по конкурсу попадают в тот колледж, куда подавали заявления. Он становится их домом на три года- (обычный срок для степени бакалавра) или дольше, если они намерены получить следующую ученую степень. Обучение ведется в непринужденной обстановке и индивидуально: обычно студент один час в неделю общается со своим преподавателем, которого, впрочем, уместнее назвать "наставником". Одна из традиционных форм обучения выглядит так. Студент приносит своему наставнику письменную работу (предполагается, что она есть "плод серьезной подготовки и напряженных размышлений"), что и составляет основу для дальнейшего диалога, обоснования своей точки зрения, раскрытия идей и методов. В конце часовой беседы студент получает новую тему и список литературы, которая может пригодиться при подготовке. Конечно, у студентов, изучающих естественные науки, иная ситуация - они целые дни проводят в лабораториях. Другие формы обучения - университетские лекции и семинары - обычно факультативны. Лекторы, пользующиеся популярностью, собирают порой полную аудиторию студентов самых разных специальностей; к иным же ходят всего два-три преданных студента. Так что теоретически, если студент быстро читает, пишет и схватывает все на лету, он может пять дней в неделю ничего не делать: спать, заниматься спортом, просиживать в студенческом клубе, пробовать себя на сцене студенческого театра или в оркестре, спорить, принимать гостей. По крайней мере выговоров ему никто делать не станет... Но это лишь теоретически, на деле же большинство студентов Оксфорда с удовольствием и помногу учатся, а самые добросовестные могут просиживать ночи напролет над очередным письменным заданием, обмотав голову мокрым полотенцем. Ведь когда истекут три года, им предстоит серьезное испытание - выпускные экзамены. На этот случай "жертвы" храма науки обязаны одеться в черное и белое - старомодный обычай, который, может быть, отчасти помогает успокоить нервы. Студенты набиваются в огромный холодный экзаменационный корпус и три часа испещряют бумагу красивыми словами о полузабытых или внезапно вылетевших из головы предметах. После обеда они собираются опять, чтобы провести еще три часа за тем же занятием. После четырех-пяти дней такой пытки, пошатываясь от изнеможения, они выходят на волю и, щурясь от солнечного света, отправляются веселиться. Для всех это поистине грандиозный праздник. Что же касается аспирантов, то они, конечно, заняты в основном своими диссертациями и целыми днями просиживают в библиотеках - либо своего колледжа, либо в общеуниверситетской (Бодлеанской) библиотеке, обладающей богатейшим книжным фондом, собранным за 400 лет. Это одна из крупнейших библиотек в Британии, но до самого последнего времени ее каталог был составлен весьма примитивно: в виде карточек с библиографическими данными, наклеенных на страницы гигантских обтянутых кожей старинных учетных книг отнюдь не в строгом алфавитном порядке. К счастью, в Англии всегда варили надежный клей, так что все эти рукописные листочки, которым нередко по три- четыре сотни лет, и по сей день на своем месте. Недавно началась компьютеризация всех библиотечных каталогов в Оксфорде. Кое-кто из университетских старейшин был немало обеспокоен этим - а вдруг это предательский шаг в сторону централизации «автономных республик» - колледжей?! Однако аспирантам ясно, что скоро уже невозможно будет отыскать нужную книгу среди миллионов томов, рассеянных по сотне с лишним библиотек и библиотечек университета. Конечно, понимают это и старожилы, -но так уж повелось, что по всякому спорному вопросу в Оксфорде можно придерживаться сразу двух противоположных взглядов... Первого мая в Оксфорде - особый праздник. Каждый год здесь чествуют весну, и в шесть часов утра с башни колледжа Магдалины слышится пение латинского гимна в исполнении хора мальчиков. Внизу собираются тысячи людей, кто-то занимает места уже с вечера. И в туманной прохладе раннего майского утра на башне вместе с хором всегда стоят несколько сотрудников колледжа. Оксфорд объединяет 47 колледжей, 14 500 студентов и аспирантов 3200 преподавателей, научных и административных сотрудников 18 общеуниверситетских библиотек (в крупнейшей, Бодлеанской, хранится около 5,6 млн томов), 4 музея. Стоимость обучения (для иностранцев кроме граждан ЕС) - от 6820 до 16830 фунтов в год в зависимости от избранной области знаний. Университет Сорбонна. Франция. К числу старейших университетов Европы относится французский университет Сорбонна. Сорбонна находится в двух шагах, от острова Ситэ, сердца Парижа, где расположены церкви Нотр-Дам и Сент-Шапель. Достаточно лишь перейти Сену по мосту Сен-Мишель и войти в Латинский квартал. Именно здесь много лет билось сердце французской культуры и до сих пор витает дух Франсуа Вийона, знаменитого французского поэта - несмотря на то, что в наши дни многочисленные магазины и рестораны несколько испортили романтический облик этой любимой туристами части Парижа. Названный в честь своего основателя Робера де Сорбонна, духовника короля Людовика IX, университет отсчитывает свою историю с 1258 года. Но далеко не сразу он приобрел титул лучшего учебного заведения Франции. В эпоху Ворождения Сорбонна не пользовалась популярностью. Вплоть до 1791 года, когда университет был закрыт революционерами, на Сорбонне продолжала лежать печать косности и консерватизма. Лишь после возобновления своей деятельности в начале XIX века Сорбонна постепенно обрела подлинную славу, достигшую своего зенита к началу девятнадцатого века. Здание университета было перестроено в 1884-1901 годах по проекту архитектора Эно, а помещения украшены фресками Пюви де Шаванна, несущими отпечатки академизма в живописи. Со стороны бульвара Сен-Жермен роскошная лестница ведет в монументальный зал ректората Парижской академии, которая также располагается в этом здании. В прямоугольном дворе, рядом со статуями Виктора Гюго и Виктора Кузена, расположена церковь, где похоронен кардинал Ришелье, покровитель и фактически "второй основатель" университета. Этот храм, где часто проходят концерты классической музыки, немало повидал за свою многовековую историю, и, хотя многие элементы его интерьера были утрачены во времена Великой французской революции, он остается подлинным шедевром классической архитектуры XVII века. Выражение "учиться в Сорбонне" означает сегодня не совсем то, что в недавних, казалось бы, шестидесятых годах. Эдгар Фор, министр национального образования при генерале де Голле, предпринял в 1968-69 годах реформу высшего образования, и старинную систему факультетов заменили отдельными университетами с преподаванием разных дисциплин (в одном только Париже и прилегающем округе Иль-де-Франс их четырнадцать, не считая прочих институтов и религиозных учебных заведений, католических и протестантских). Сегодня Сорбонна - это четыре университета: Париж I - Пантеон-Сорбонна, Париж III - Новая Сорбонна, Париж IV - Париж-Сорбонна и Париж V -Университет имени Рене Декарта. Все они образованы в 1970-71 годах, и каждый имеет юридическую самостоятельность. Лишь частично эти университеты "обитают" в историческом здании университета. К примеру, Новая Сорбонна имеет там всего несколько офисов, а ее учебные корпуса рассеяны по Латинскому кварталу. Студенты же именуют университет просто "Сансье" - по названию ближайшей станции метро. Эти четыре парижских университета в основном специализируются на преподавании литературы и юриспруденции, но студенты, конечно, изучают также философию, историю, географию и иностранные языки. Париж-Сорбонна предлагает своим студентам образование и в таких областях, как искусство, экономика и теория управления, и вместе с Пантеоном-Сорбонной считается самым престижным университетом во Франции. Не случайно рядом с Сорбонной на площади с тем же названием находятся книжные магазины издательств "Врен" и "Пресс юниверситэр де Франс" (ПЮФ). Студенты- гуманитарии предпочитают "Врен", а ПЮФ привлекает самых разных покупателей. По соседству множество кинотеатров предлагают зрителям киноклассику самых разных мастеров: Эйзенштейна и Дзиги Вертова, Орсона Уэллса и Сэмюэля Фуллера. Университет имени Рупрехта и Карла. Германия. Основанный более 600 лет назад, старейший в Германии Университет имени Рупрехта и Карла в Гейдельберге сегодня по праву считается самым знаменитым учебным заведением страны. В списках его выпускников золотыми буквами значатся имена великих философов Гегеля и Ясперса, естествоиспытателя Роберта Бунзена, бывшего федерального канцлера Германии Гельмута Коля. В середине XIV века пфальцграф Рупрехт Рейнский решил основать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых и мыслителей. Так родился Гейдельбергский университет. Первые профессора приехали из Праги и Парижа, а директором-основателем стал голландец Марсилиум фон Инген. Во многом благодаря самому Рупрехту и его наследникам стилем университета стал постоянный поиск новых духовных течений, принципов, подходов. Основанный с благословения священной римской церкви и бывший изначально римско- католическим, университет в середине XVI века испытал на себе благотворное влияние идей Реформации. За 35 лет до этого Мартин Лютер, основоположник Реформационного движения, пытался проповедовать свое учение в Гейдельберге, но потерпел фиаско. Однако в 1556 году, после того как к власти пришел курфюрст Отгенрих, приверженец евангелическо-лютеранской церкви, университет превратился из католической в евангелическую высшую школу. Так начался стремительный взлет Гейдельбергского университета. Преподавать в нем считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало в университет студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война. Не раз студентам и профессорам приходилось прерывать учебу и работу, а особенно тяжелый удар был нанесен, когда весь университетский фонд всемирно известной библиотеки "Biblioteca Palatina" был захвачен и вывезен в Рим. Возобновить работу университета после этой утраты стоило неимоверных усилий. А вскоре - новое несчастье: в 1693 году французские войска разрушили весь комплекс зданий университета, и его пришлось закрыть. Постепенно преподавание было восстановлено, но о прежнем величии университета ничто, казалось, уже не напоминало. В Гейдельберге, как, впрочем, и во многих других германских университетах, царила интеллектуальная посредственность. Контрреформация уничтожила евангелический дух Гейдельберга, а финансовая безалаберность и революционные войны конца XVIII века фактически лишили университет собственности и источников доходов. Но в 1803 году пришли долгожданные перемены. Город Гейдельберг был подчинен земле Баден, а университет преобразован в "финансируемое государством учебное заведение" и переименован в Университет имени Рупрехта и Карла (в честь великого герцога Баденского Карла Фридриха). В аудиториях повеяло свежим ветром. Неогуманизм и романтизм наложили яркий отпечаток на духовный мир профессоров и студентов. В Гейдельберге преподавал Гегель, последний и величайший представитель школы немецкого идеализма. Возникшая здесь "гейдельбергская школа политической истории" пользовалась авторитетом во всей Европе. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Вместе с гуманитарными науками свой звездный час переживали и науки естественные - вспомнить хотя бы знаменитого медика Хелиуса, последнюю надежду сотен пациентов. Ученые говорили об особом "гейдельбергском духе"- новаторском, междисциплинарном подходе в науке. Тогда же, в XIX веке, произошло радостное событие: Гейдельбергская библиотека вернулась на родину. Сейчас, кстати, ее фонд, состоящий из 2,6 млн. томов, включает более 6 тысяч ценнейших рукописей. Однако и этому периоду расцвета суждено было закончиться. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с рождением "третьего рейха" над университетом нависла в буквальном смысле слова угроза вымирания. Множество студентов и профессоров по политическим и расовым причинам были изгнаны из Гейдельберга, снискавшего дурную славу "коричневого университета". И хотя в годы второй мировой войны его здание не было разрушено, по ее окончании это учебное заведение нуждалось в полном духовном обновлении. Философ Карл Ясперс разработал новый устав, в котором было записано: высшая школа должна "служить вечно живому духу истины, справедливости и гуманности". Претворить в жизнь эти принципы выпало на долю первого в послевоенные годы ректора университета - хирурга Карла Генриха Бауэра. Упадок вновь сменился подъемом. Для естественных факультетов и части медицинского был отстроен специальный университетский городок (гуманитарные факультеты остались на прежнем месте - в старом городе). А в 1969 году пришло время реформ. Изначально в университете было четыре факультета - теологический, правовой, медицинский и философский, в 1890 году к ним прибавился естественнонаучный. В конце же 60-х годов XX века структура университета изменилась. Было создано 16 факультетов, выросло количество студентов, в том числе иностранных. В аудиториях вновь утвердился старый либеральный дух. Гуманитарные и естественные науки в Гейдельберге сочетают традиционные дисциплины с новейшими - социологией, психологией, геронтологией. Особое внимание всегда уделялось медицине. Из среды гейдельбергских медиков вышли два нобелевских лауреата: Альбрехт Коссель и Фриц Майерхоф. Университету принадлежит крупнейший в ФРГ лечебный центр на 3400 мест. В городе расположен и основанный в 1906 году Центр по изучению опухолей. В Гейдельберге - "типичном немецком городе" - хотели бы учиться многие молодые люди из разных стран. Но сейчас Германия переживает жилищный кризис, отзвуком которого стала нехватка квартир и в университетских городах. В Гейдельберге же ситуация просто драматическая. Каждый десятый житель исторического центра города -студент. Хотя у университета есть свои общежития, мест в них все равно недостаточно. Поэтому часть учащихся живет за городом. Плата за жилье там ниже, однако, добираться оттуда до аудиторий довольно долго. И все же эти проблемы не пугают тех, кто решил получить образование в Гейдельберге. Трудности с лихвой компенсируются качеством обучения и, конечно, неповторимым духом старого города, не имеющим ничего общего с изнуряющей атмосферой таких мегаполисов, как Берлин или Мюнхен. По одну сторону - река Неккар с бесконечными идиллическими тропинками, вьющимися по ее берегам, по другую - живописная гора Кенигсштуль, на склонах которой немало местечек для уютного отдыха. Тот, кто хоть немного в душе романтик, наверняка отправится в выходные дни по "дороге замков", которая проходит через весь Баден-Вюртемберг мимо старинных крепостей. Можно проехать и по "швабской дороге поэтов" - познакомиться с родными местами немецких классиков... Впрочем, тот, кто решил учиться здесь, должен отложить мечты о прогулках на будущее и отправиться по кабинетам немецких ведомств - и тут навыки бега с препятствиями будут далеко не лишними. Самое главное препятствие - деньги. Если студент из Нью-Йорка, Токио или Москвы не представит доказательств того, что финансирование его учебы гарантировано, то он не получит ни въездную визу, ни вид на жительство. Но если финансовые проблемы преодолены, то решение остальных куда легче. Имея свидетельство об окончании школы, дающее право на обучение в университете, соискатель может начать учебу в Германии. Однако после двух успешно пройденных семестров ему все равно предстоит сдать специальный "экзамен на признание" - лишь после этого он получит окончательное разрешение на обучение. Но есть и другой, менее рискованный, путь. Выпускник школы учится два года (четыре семестра) в университете у себя на родине, а затем без сдачи каких бы то ни было, дополнительных экзаменов переводится в одно из высших учебных заведений Германии. Заключение. Итак, первые университеты возникли в Европе в конце XII века. Постепенно меняясь и развиваясь, переживая периоды упадка и процветания, многие из них превратились в престижнейшие высшие учебные заведения с богатыми традициями и высоким качеством образования. По сей день они привлекают большое количество иностранных абитуриентов, которые считают за особую честь обучаться в старейших университетах стран Западной Европы. Список источников. 1. Страны и народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. Зарубежная Европа. Западная Европа/Под ред. Ю. В. Бромлея – М.: Мысль, 1981. 2. Советский энциклопедический словарь/Под ред. А.М. Прохорова – М.: Советская энциклопедия, 1987. 3. http://www.infosmolensk.ru 4. htttp://www.clickuk.ru


© 2010 Собрание рефератов