Рефераты

Доклад: К обновленному Казахстану через углубление реформ

Доклад: К обновленному Казахстану через углубление реформ

К обновленному Казахстану через углубление реформ. (Н. А. Назарбаев).

10 декабря 991 года на VII сессии Верховного Совета республики Президент

Н.А.Назарбаев внес предложение переименовать Казахскую ССР в Республику

Казахстан. В связи с этим предложением был принят Закон «Об изменении

наименования КазССР» и переименовании ее в РК. Президент развернул большую

работу по подготовки законодательной основы нового государства и решению

практических задач государственного устройства.

16 декабря 1991 произошло большое историческое событие — Президент Н. А.

Назарбаев подписал Конституционный закон « О Государственной независимости

РК». [1] Именно в этот знаменательный день на мировой арене появляется

молодое суверенное государство — Казахстан.

Спустя несколько дней Президент в специальном сообщении для печати заявил о

своем видении нового положения государства в связи с обретением подлинной

независимости. Президент заявил, что он всегда выступал и выступает за

содружество суверенных государств, но никогда впредь Казахстан не будет

ничьим «младшим братом», ничьим сырьевым придатком. Любой будущий обновленный

союз возможен лишь только на равных — с равными правами и равными

возможностями. [2].

Многие скептики лишь усмехались, услышав эту смелую речь. Они были уверены в

том, что ничего подобного никогда не будет, аргументировав свои прогнозы лишь

тем, что «ломать — не строить»; в том, что после распада СССР у Казахстана не

хватит сил для самостоятельного достижения стабильного экономического

положения. Казахстану пророчили страшное будущее: раздел власти, мятежи,

голод, разруха.

На начальный период становления Казахстана пришлось мое беззаботное детство,

я росла вместе со своей республикой. И вот теперь, спустя 13,5 лет,

достигнув совершеннолетия, я, представительница молодежи Казахстана, его

будущего, анализирую реформы, которые пришлось провести в Казахстане

Правительству во главе с Президентом, дабы страна избежала той страшной

участи, которую ей пророчили сторонники социалистического строя.

Одним из самых популярных суждений тех лет было такое: Казахстан «на плаву»

долго самостоятельно не продержится, обязательно начнет просить о помощи

либо Европу, либо развитые восточные страны.

Словно в ответ на эту нелепость, 28 января 1993 года на IX сессии

Верховного Совета Республики двенадцатого созыва была принята первая

Конституция РК, которая провозгласила, что Казахстан утверждает себя

демократическим, светским, правовым и социальным государством.[3] Это был

большой успех на этапе формирования Республики Казахстан как суверенного и

независимого государства. Однако, некоторые ее принципиальные формулировки,

касающиеся характера государственности, проблем языка, частной собственности

на землю и вопросов гражданства, стали предметом все более нарастающего

внимания и социальной напряженности. Досрочное сложение своих полномочий

Верховным Советом двенадцатого созыва в декабре 1993 года и объявление

Конституционным судом РК на основании гражданского иска нелегитимным

Верховного Совета РК, избранного 7 марта 1994 года,[4] привели к

конституционному кризису и необходимости разработки новой Конституции,

принятой 30 августа 1995 года.

Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан Конституция

определила общественное согласие и политическую стабильность, экономическое

развитие на благо всего народа: она закрепляла ранее провозглашенные правовые

принципы и положения о том, что суверенитет распространяется на всю

территорию республики, и что государство обеспечивает целостность,

неприкосновенность и не отчуждаемость территории.[5]

Основные положения Конституции говорят о том, что Казахстан будет стремиться

развиваться только собственными силами, ни на кого не надеясь, заботясь о

целостности территории. И теперь можно сказать, что Казахстан «с гордо

поднятой головой» преодолел все самые сложные препятствия на пути к

стабильному, благополучному настоящему и будущему.

Как говорил Президент, все приходилось начинать практически с нуля, но надо

было выбрать главное направление.[6]

Такое направление, намеченное Президентом, вскоре было выбрано. С самого

начала президентской деятельности Н.А.Назарбаеву был характерен

стратегический подход к развитию своей родины. С его подачи строительство

суверенного, независимого государства в Казахстане осуществляется по

Стратегии первого Президента.

Из-под пера Н.А.Назарбаева вышла масса научных трудов; такие работы, как

«Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного

государства»(1992), «Стратегия ресурсоснабжения и перехода к рынку»(1992),

«Евразийский союз: цели, практика, перспектива»(1997), «Казахстан 2030:

Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех

казахстанцев»(1997), легли в основу стратегии развития Республики Казахстан

на ближайшие 30 лет.

Стратегия Президента направлена на обеспечение вывода страны из

экономического и социального кризиса, на строительство и развитие

суверенного, независимого государства в Казахстане. В Стратегии учитывается,

что самым трудным для молодого государства, особенно, если оно образовалось

не на новой, только недавно открытой земле, а возрождающееся из пепла,

является достижение экономической независимости от внешнего мира. Казахстан

добился определенного успеха на этом поприще благодаря бесконечным реформам,

проводившихся все время с момента образования Республики Казахстан.

В целях стабилизации социально-экономического положения и создания условий

для формирования рыночных отношений в экономике Указом Президента республики

«О мерах по либерализации цен» с 6 января 1992 года был осуществлен переход

на применение свободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию

производственно-технического назначения, товары народного потребления. В

дальнейшем на свободные цены были переведены все виды товаров без

ограничения. Таким образом была исправлена ошибка командно-административной

системы.[7]

Однако, либерализация цен, начатая Россией, без соответствующей экономической

подготовки и предварительного согласования с партнерами по СНГ, привела к

крайне негативным последствиям по всей рублевой зоне. В итоге, Казахстан,

чтобы избежать дальнейшего ухудшения своего положения, 12 ноября 1993 года по

Указу Президента Республики «О введении национальной валюты» выходит из

рублевой зоны.

В то суровое время страна нуждалась в разработке и осуществлении эффективных

мероприятий в финансовой и производственной сферах. Цель этих программ

заключалась в выведении республики из состояния экономического кризиса и в

развитии рыночных отношений.

В период структурной перестройки и перехода к рынку, особенно в начальные

годы, действовали сдерживающие факторы развития производства: неравномерное

распределение ресурсов, слабая мотивация трудовых ресурсов и недостаточные

стимулы.[8] С ними было необходимо бороться, т.к. экономический спад

отрицательно влиял на государственные доходы.

Для исполнения установок, указов и постановлений Президента в декабре 1990

года в Республике была принята программа наподобие «союзных основных

направлений» перехода к рынку. Правительством и Национальным Советом(1993,

январь) разрабатывались программы с привлечением отечественных и зарубежных

специалистов.[9]

Главным же рычагом коренного преобразования казахстанского общества,

перевода его с директивно-плановых рельсов развития на путь рыночных

отношений и демократизации является политика разгосударствления и

приватизации. Разгосударствление и приватизация государственной собственности

начали проводиться в 1991 году на основании Закона РК « О разгосударствлении

и приватизации» от 22 июня 1991 года. В Закон вносились изменения и

дополнения в июне 1992 года, сентябре 1993, январе 1995, 23 декабря 1998

года. Президентом был подписан Указ « О приватизации», имеющий силу Закона.

Приватизация была и остается основным методом реформирования экономики,

главным фактором внедрения рыночной экономики. Она осуществлялась поэтапно, в

различных видах, формах и масштабах и на разных уровнях управления. Процесс

приватизации вел к возникновению частных собственников и поступлению денежных

средств государству. В 1991- 1995 годах в Республике были разработаны и

приняты ряд законов и государственных программ, регулирующих процессы

разгосударствления и приватизации. Основной массив Казахстанской экономики

«средние и крупные промышленные предприятия», находившиеся в собственности

государства был реформирован путем использования механизма массовой

приватизации.[10]

С 1993 по 2001 годы включительно в Карагандинской области произведена

приватизация 3298 объектов государственной собственности. В результате

разгосударствления и приватизации государственной собственности, изменились

экономическая и социальная структуры области, возникла частная

собственность, как необходимое условие для возникновения и развития рыночных

отношений, создания рыночной экономики.[11]

В настоящее время государственный орган — терком госимущества и

приватизации — осуществляет в области функции владения, пользования и

распоряжения объектами республиканской государственной собственности, ведет

учет и контроль за целевым и эффективным использованием объектов, как

республиканской, так и коммунальной собственности. Важнейшее место в работе

теркома госимущества и приватизации занимают вопросы, связанные с

постприватизационным контролем.[12]

Другим важным рычагом реформирования экономики является закон РК «О

банкротстве», который был принят 1 августа 1991 года, 21 января 1995 года и

15 июля 1998 года. Принятые до 1997 года эти и другие законы, и нормативные

акты явились правовой основой реформирования предприятий для восстановления

их платежеспособности и улучшения финансово-экономического состояния.

Законодательство о банкротстве ставит задачу восстановления

платежеспособности и улучшения финансово-хозяйственного состояния

предприятий. Для этого закон предусматривает проведение реабилитационных

процедур, реструктуризацию предприятий, создание относительно небольших

мобильных дочерних предприятий, кредитования и т.д. При невозможности

реабилитации, осуществлялись меры по ликвидации предприятий. Такая работа

проводилась и продолжает проводиться.[13] Несомненно, подобное

законодательство позволяет значительно облегчить путь к стабильному

экономическому положению. Ведь еще совсем недавно ситуация была безрадостная:

практически вся промышленность пришла в упадок, но, благодаря работе данных

законов, удалось стабилизировать ситуацию. Множество предприятий

восстановлено, что играет только на пользу экономике.

Немаловажную роль сыграл «Закон о развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» от 1 августа 1991 года и 19 января 2001 года.

На основе законов о разгосударствлении и приватизации, о банкротстве,

демонополизации, проводилось реформирование промышленности. Так был

приватизирован Жезгазганский и Балхашский горно-металлургические комбинаты,

Карагандинский металлургический комбинат и Карагандинский угольный бассейн.

Сегодня ОАО «Корпорация Казахмыс», владелица вышеперечисленных комбинатов, по

объему производства меди входит в первую десятку ведущих медных компаний

мира. Созданы все предпосылки для перехода на качественно новую ступень

развития, обеспечения стабильного экономического роста.

ОАО «Испат-Кармет», владеющее шахтами Караганды, выпускает продукцию по

международным стандартам ASTM, DIN, производит широкий перечень продукции,

включая кокс, черную и белую жесть, кровлю, экспортирует большую часть своей

продукции за пределы СНГ. ОАО имеет большие перспективы развития.[14]

В сельском хозяйстве также произошли значительные улучшения, в частности,

благодаря реформам: расформирования совхозов и наделения его членов

собственной землей. Были приватизированы мясомолочные хозяйства,

птицефабрики. На базе бывших совхозов, в результате приватизации, было

создано 4748 сельскохозяйственных предприятий.[15]

На основании вышеприведенных данных, их глубокого анализа, я делаю выводы об

экономической ситуации в Республике. В ходе проведенного анализа стало

очевидно, что Казахстан оправдал возложенные на него надежды, он смог

добиться более или менее стабильного уровня экономики. Наблюдаются тенденции

к росту общественного благосостояния, у народа появилась надежда на светлое

будущее, уверенность в завтрашнем дне и смысл жизни, а когда народу есть во

что верить и за что бороться, он непобедим.

Примечания.

[1]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[2]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[3]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г.

[4]- Республика Казахстан: Информационный паспорт, Алматы 1998

[5]- Конституция Республики Казахстан, 1995 г.

[6]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[7]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[8]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[9]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[10]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[11]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[12]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[13]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[14]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

[15]- С. К. Досмагамбетов: «Центральный Казахстан: природа и природные

ресурсы, события и люди, реформы и развитие".

АННОТАЦИЯ

научной работы студента______________________

Ф. И. О.

на тему______________________________________

_____________________________________________

под девизом__________________________________

Краткая характеристика научной работы:

Общий объем _____ страниц;

Количество приложений ______ страниц;

Количество иллюстраций _____ ;

Количество таблиц ______;

Количество источников литературы _____ .

Цель научной работы____________________________________

____________________________________________________________

Методы проведенных исследований________________________

____________________________________________________________

Основные результаты научного исследования________________

____________________________________________________________

Внедрение результатов научной работы_____________________

____________________________________________________________

Степень самостоятельности выполненной работы_____________

____________________________________________________________

Подпись автора _______________

Сведения

об авторе и научном руководителе работы,

представленной на республиканский конкурс

под девизом_______________________________

________________________________

Автор

1. Ф. И. О._______________________________

2. Курс, группа ___________________________

3. Домашний адрес_______________________________________

Научный руководитель

1. Ф. И. О.________________________________

2. Ученая степень__________________________

3. Ученое звание___________________________

4. Должность______________________________

5. Кафедра________________________________

6. ВУЗ____________________________________

Научный руководитель (подпись)

Автор работы (подпись)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский конкурс студенческих научных работ

Девиз_______________________

К обновленному Казахстану через углубление реформ

Раздел______________________

(согласно перечню разделов)

2004 год


© 2010 Собрание рефератов