Доклад: Манифест 1810 года
Доклад: Манифест 1810 года
Учреждение государственного совета 1 января 1810 года (функции, состав).
Создание министерств и реформа Сената 8 сентября 1802 года не принесли
желаемого результата. Слабость государственного аппарата перед лицом внешнего
и внутреннего врага заставляла верхушку дворянства, в том числе самого
императора, искать новые средства его усовершенствования.
В этих условиях Александр I приближает к себе молодого, но уже опытного
реформатора М. М. Сперанского, чтобы с его помощью осуществить прогрессивные
преобразования, которые, по мнению царя, должны были успокоить и народ, и
дворянство. В 1809 году Сперанским была подготовлена программа либеральных
преобразований всей системы государственных органов. Она изложена в его
работе «Введение к уложению государственных законов».
Наиболее прогрессивным и поэтому неосуществленным элементом планировавшейся
Сперанским системы государственных органов должны были стать представительные
органы - местные думы и Государственная дума. Последнюю предлагалось создать
для обсуждения законопроектов и контроля за деятельностью министров. Ей
предоставлялось право абсолютного вето на все вносимые проекты законов. Это
был заметный шаг в сторону конституционной монархии, если учесть, что право
избирать и быть избранным получали все собственники недвижимого имущества.
Как утверждал Сперанский, в его проекте вершину всей государственной
организации составляла не Государственная дума, а Государственный совет,
который должен был представлять собой «сословие, в коем все части
законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях
соединяются и через него восходят к державной власти». Госсовет предстает во
«Введении» в качестве универсального, многофункционального, но совещательного
органа. Члены госсовета должны были назначаться императором, который являлся
его председателем. Напоминая предшествующие ему совещательные органы при царе
в главных чертах, госсовет вследствие изменения роли в системе самодержавия
имел много нового. Иной стала его структура - теперь наряду с общим собранием
создавались департаменты Совета. Новое устройство получила и его канцелярия.
Вопреки логике записки «О необходимости учреждения Госсовета» и самому смыслу
этой реформы проект «Образования госсовета» не обсуждался ни в Сенате, ни
Непременном совете, ни в каком-либо другом органе.
Торжественной церемонией открытия 1 января 1810 года начало свою работу общее
собрание Госсовета. На первом заседании выступил с речью, написанной
Сперанским, Александр I. Он заявил, что всегда желал, чтобы благосостояние
империи утвердилось в законе, а закон был недвижен на постановлениях, а
потому с начала года кладет твердое основание одному из важнейших органов -
госсовету.
«Коренные законы» госсовета, изложенные Сперанским еще во «Введении к
уложению госзаконов», вошли в «Образование» с незначительными изменениями.
«Образование» пополнилось только одной новой статьей, запрещавшей министрам
быть председателями департаментов госсовета.
В «Образовании госсовета» было немало недостатков и противоречий, которые
лишь частично могли быть устранены при реализации всего плана преобразований
Сперанского, однако не только Госдума не была создана, на даже одобренная
императором реформа Сената не проводилась, и поэтому организация Совета,
которая должна была по мысли создателя, упорядочить работу госаппарата и
установить режим законности, на практике привела не к разделению, а напротив,
к смешению функций высших государственных органов. Вместе с тем, как
правильно заметил А. В. Предтеченский, при абсолютной неприкосновенности прав
самодержавной власти сводилось на нет значение госсовета как органа,
устанавливающего порядок в деле законодательства. Госсовет, как и
предшествующие ему советы при императоре, продолжал оставаться универсальным
совещательным органом, в котором также постепенно возобладали не
законодательные, а судебные и исполнительные дела.
«Образование Государственного Совета» по структуре представляет собой
двуединый акт, состоящий из Манифеста и собственно «Образования». В первом
раскрываются причины, вызвавшие создание Госсовета, закрепляются основные
законы, определяющие компетенцию и состав госсовета, провозглашаются его
первоочередные задачи. «Образование» состоит из двух отделений, которые по
содержанию и по форме существенно отличаются одно от другого. Текст первого
отделения, названного «Коренные законы госсовета», разделяется цифрами на 16
частей. Второе отделение состоит из 144 параграфов, объединенных в 8
разделов.
Некоторые разделы, помимо параграфов, имеют и другие структурные подразделения.
По этому документу госсовет разделялся на 4 департамента: законов, дел
военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. В департамент
законов входит все то, что по существу составляет предмет закона.
Законодательная комиссия должна будет вносить на рассмотрение этого
департамента все законопроекты.
В департамент военных дел входили предметы ведения военного и морского
министерств.
В департамент гражданских и духовных дел «Образование» включало дела юстиции,
духовного управления и полиции.
А к департаменту гос экономии относились предметы общей промышленности, наук,
торговли, финансов, казначейства и счетов.
Возглавлял госсовет его председатель. Он подписывал все документы, открывал и
закрывал собрания, назначал на рассмотрение госсовета дела. При работе
госсовета должен был охранять порядок и единство предмета рассмотрения.
В департаментах так же были председатели. Они возглавляли департаменты,
открывали и закрывали заседания департаментов, назначали на рассмотрение дела
и т.п. (то же самое, что и у председателей госсовета).
Государственный секретарь управлял канцелярией. Под его ответственностью
находилась точность сведений, предлагаемых совету и надлежащая ясность их
изложения, а также изготовление всех исполнительных бумаг по журналам Совета,
как в общем его собрании, так и по департаментам.
При каждом департаменте совета находился один статс-секретарь и несколько
помощников. Их обязанность состояла в собрании дополнительных сведений,
нужных для слушания дел.
К компетенции госсовета относились:
· изменение или отмена действующих законов
· дача разъяснений по текущему законодательству
· внутренняя политика
· гос бюджет
· налоги??
· отчеты министерств в управлении принадлежащих к ним частей
Все дела, подлежащие рассмотрению госсоветом, сначала поступали в
департаменты. Их могли направлять туда от министров. В них, путем
голосования, отбирались дела, которые было необходимо рассмотреть госсовету.
Затем дела передавались непосредственно на рассмотрение госсовета.
|