Рефераты

Доклад: Расселение славян

Доклад: Расселение славян

В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В

результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские

общности, которые носили уже не кровнородственный, а

территориально-политический характер. Славянские общности имели двухступенчатую

структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно

определить как племенные княжения, составляли, как правило, более

крупные — союзы племенных княжений. Создание

территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования

государственности. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известны

такие союзы славянских племен как: поляне, древляне, волыняне (другое

название — бужане), хорваты (часть крупного праславянского племени,

распавшегося в VI—VII вв. на несколько частей), тиверцы, уличи, а также

радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи. Самая северная славянская общность,

располагавшаяся в районе оз. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива,

носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием.

Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в "Повести временных лет"

(конец XI - начало XII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз

развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в.

мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название

одного из племен "рос" или "рус". После объединения нескольких десятков

отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве,

Нестор рассказывает о том, что враждовавшие между собой племена ильменских

славян, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя

(конунга). Князь Рюрик (862-879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором.

Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске.

В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре

опекун князь Олег (879 - 912) осуществляет поход на Киев, объединяет

Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу Древнерусского государства в

Киев. Возникло единое государство - Киевская Русь.

Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя

опасность, экономической основой - торговый путь "из варяг в греки". Этот

путь способствовал не только торговым контактам славян с окружающим миром, но

и связывал воедино сами восточнославянские земли. На этом пути возникали

крупные словянские городсие центры – Киев, Смоленск, Любеч, Новгород.

Зачинателями объединения русских земель оказались два важнейших восточно-

славянских центра - Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию

объединения князь Олег (882-912).

В середине XVIII века в Россию были приглашены два немецких историка – Г. З.

Байер и Г. Ф. Миллер с целью – написание истории государства Российского.

Известия летописца стали основанием для возникновения "норманнской теории",

авторами являлись Г. Ф. Миллер и Г. З. Байер, согласно которой государство у

славян создали норманны - скандинавские викинги, которых на Руси называли

варягами. Норманнская теория имела особое политическое значение для того

времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном

аппарате России. Патриотически настроенные отечественные ученые (прежде всего

М.В.Ломоносов) в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как

само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской

государственности.

Славяне и скандинавы находились примерно на одном уровне социального развития. В

этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни

государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного

развития общества. Приглашение варягов на княжение свидетельствует о

том, что форма власти была уже известна. Варяги, судя по летописи "Повесть

временных лет", осели в уже существовавших городах, которые можно рассматривать

как показатель высокого развития восточнославянского общества. Вместе с тем

преуменьшение роли варягов в политических процессах, как это делают крайние

антинорманнисты, доказывая абсолютную самобытность славянской

государственности, противоречит известным фактам. Смешение родов и племен,

преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с близкими и

дальними соседями, наконец, этническое объединение севере- и южнорусских племен

- все это характерные особенности продвижения славянского общества к

образованию государства.


© 2010 Собрание рефератов