Рефераты

Доклад: Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Доклад: Средняя школа в последние десятилетия Российской империи

Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи

Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в

1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века –

более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние школы

открывались не только в губернских, но и уездных центрах. Школы располагались

в специально выстроенных зданиях, украшавших города своей архитектурой. Дети

занимались в просторных классных комнатах и кабинетах- лабораториях.

Однако в начале ХХ в. российское общество в целом отрицательно относилось к

казенной школе. Учащиеся и их семьи были недовольны засильем классицизма и

казарменной дисциплиной в гимназиях, тем, что для выпускников реальных и

специальных училищ были недоступны университеты, а у женщин отсутствовала

возможность получить университетское образование.

О неблагополучии в средней школе свидетельствовало ученическое движение,

возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались нелегальные организации

учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало почти 150 союзов учащихся в

98 городах. Часть из них занималась просветительством (например,

петербургский Северный союз учащихся средних школ). Учащиеся того времени

требовали ввести «свободную школу» (т.е. ликвидировать ограниченный доступ в

средние и высшие учебные заведения); изменить программы; отменить внешкольный

надзор, обыски, унизительные наказания; разрешить кружки, ученическое

самоуправление.

Правительство также беспокоили проблемы образования. Власти не могли

игнорировать требования общественности и вынужденно шли на отдельные и порой

временные уступки.

Последняя серьезная попытка реформировать среднее образование в императорской

России была предпринята по инициативе министра просвещения графа Павла

Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу авторов проекта средняя

школа должна была состоять из двух ступеней – с трехлетним и четырехлетним

сроками обучения. При этом для первой (базовой) ступени согласовывались курсы

первых трех классов гимназий, высших начальных училищ (в городах) и

четырехклассных народных школ (в сельской местности). Это означало, что

окончивший первую ступень любой школы или училища мог без экзаменов

продолжить заниматься в гимназии на второй ступени. В перечень дисциплин,

преподаваемых на базовой ступени, входили закон Божий, русский язык,

математика, история, география, естествоведение, гимнастика, танцы, ручной

труд, пение и рисование.

На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии) учитывались

индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения –

новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них

углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном –

русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние

языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.

Впервые целью среднего образования становилось гармоничное развитие всех

способностей человека, чтобы молодые люди приобрели необходимые «сведения и

навыки для дальнейшей практической и научной деятельности». Другой важной

целью школы провозглашалось воспитание «здорового патриотизма», сознательной

любви к родине и желания служить на ее благо. Для этого нужно было расширить

курсы русской словесности, отечественной истории и географии, краеведения.

Однако консервативно настроенный «педагогический персонал» вкупе с

консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа Игнатьева резко

критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить этот проект.

Тем не менее, уровень грамотности населения России оставался одним из самых

низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21,1 %. Грамотное

население сосредоточилось в крупных городах.


© 2010 Собрание рефератов