Доклад: Возникновение казахских ханов 
	
	Доклад: Возникновение казахских ханов 
С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА Поиск.- 
1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира по своей 
террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3 тысячи квад- 
ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими ресур- сами. 
Численность населения составляет по данным 1994 года 16 млн.942,4 тысячи 
человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991 года была принята 
Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан. Это стало 
поворотной вехой в истории нашего государства: вступил в широкие 
экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи со многими 
странами мира; стал родиной многих народов, независимо от этнической и 
языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства явилось 
закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических процессов на 
обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и Туркестана 
(Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена, которые 
зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны известны 
с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки - с VII-VI вв. до н.э., уйсуны - с 
III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки - со II -го века до 
н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с VII-XIII веков 
н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников, на территории 
Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое участие в 
процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских родов 
изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что казахи 
состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду составляют: 1) 
уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому приста- ли 
чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому 
присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3) 
кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын, 
состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и том, 
что процесс образования народности опережал ее поли- тическое объединение. 
Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит - 2 - сведения восточных 
историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и независимый 
народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые даже относят 
их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И. Левшин, - 
весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей многочисленного 
турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни другим соплеменным 
с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по смерти сего завоевателя 
достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал к Золотой Орде, но имел 
собственных ханов, отчего иногда оставался в покорности сво- им главным 
повелителям, иногда же "присоединился то к Орде Чагатайс- кой, то к 
Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали Могул - улус" . Он считал, 
что казах как имя собственное народа не подлежит ни перевод, ни этническим 
спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани Исфахани писал, что слава о 
казаках, описываемых в истории ара- бов и персов, под именем татарского 
войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов полагал, что Алаш (Алач), 
легендарный родоначальник трех казахских жузов и первый хан казахский мог 
жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это предположение, он считал, 
не лишено осно- вания. У народов азиатских свобода и независимость могли 
обусловли- ваться только в лице отдельного хана и своего родоначальника, 
Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших племен от орд Кипчаковской и 
Туркестанской, конечно, делалось и образовалось постепенно, испод- воль, 
Анализировав предание казахов и ссылаясь на труд казахского историка 
Кадыргали Жалаири "Джамиат - таварих" Ч. Валиханов был склонен к мнению, что 
казахи в конце ХЖ в. имели свое политическое объединение. В работе 
"Киргизское родословие" он приводит следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) 
в первый свой поход на Токтамыша, проходя через кочевье казахов Каракума, 
заметил их, разгромил их улусы и повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по 
Жалаири, первые казахские ханы, казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В 
случа- ях общего сметения, утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех 
родов и званий без различия, все кричат "алача!". Имя казах, которое, как 
можно полагать из Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно 
почтенное и означало возвышенность духа здравость - со- ответствовало 
европейскому рыцарству. Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в 
работе Уте- миша-хаджи "Чингиз-наме", написанной в середине ХIV в. по 
поручению Шайбанида Иш-султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) 
Золотая Орда потеряла былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- - 3 - май, 
не Чингизид, забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио 
увел на берег реки Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. 
После смерти Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на 
Золотоордынском троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась 
еще со времен Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон 
представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот 
трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты 
золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и 
был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории 
современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую 
юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97), 
ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана 
(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения, 
"подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб", опираясь на силы жемен ширин, барин, 
(барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков, элями 
Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ вв.) 
племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие, преимущественно в 
узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к созданию самостоятельной 
государственности. Государственное объединение Синяя Орда сыграло важную роль 
в политической консолидации этнических групп и народов на территории 
Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже ХIV- ХУ вв. Название Синяя 
Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при жизни Чингис-хана, Чингис-хан, 
после смерти Джучи, прнял его сыновей и поставил им три юрты: белую юрту с 
золотым порогом поставил для Бату - Саин-хана, синюю орду с серебряным 
порогом поставил для Иджа- на, серую орду со стальным порогом.- для Шейбани. 
Значительно укре- пилась Синяя Орда при хане Урусе (1369-1379) - Акниязе, 
ставшем пра- вителем Золотой орды и Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и 
Ток- тамыша Синяя орда стала называться Белой Ордой, так как они стали ханами 
и Золотой орды, т.е. Белой орды. Происхождение основателя ди- настии 
казахских ханов Уруса считается спорным. Одни исследователи утверждают, что 
он потомок Орды - Иджена (Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, 
Утемишхаджи), что он ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына 
Джучи. В частности, Абулгазы Бага- дур султан, автор труда "Шаджараи - тюрк", 
утверждает о том, что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: ...У Чингизхана 
сын Джучи-хан, его сын Тукай - Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, 
его сын - 4 - Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого 
было девять сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- 
вали Итик, Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур 
царствовали в Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская 
летопись сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 
года, пошел назад через литовские волости и возв- ращался в степь с 
награбленною добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или 
Тюменской орды, Ивак , "и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. 
И взем с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним 
силы петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а 
уже осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и 
поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на 
зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою 
свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него на 
утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую вежу 
цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися. А 
итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на Донцу 
на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и поиде прочь, 
а ордобазар с собою поведе и Тюмень" (11). Таким образом, последний грозный 
для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о Чингис-хано- вых. 
(12). В результате захватнических войн Тимура и внутренних уео- биц в конце 
ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла. На неко- торое время в 
1423/24 - 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде восстановил внук Урус- 
хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на территории большей части Ак- 
Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство Абулхайра, известное в литературе 
также под названием Госу- дарство кочевых узбеков, Узбекское ханство, со 
времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ в., название узбеки 
употреблялись как собира- тельное, политическое имя для обозначения тюркских 
и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт -и Кыпчака, а не как 
этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.) Государство кочевых узбеков - 
казаахов значительно расширилось. Границы государства Абулхайра простиралась 
от реки Сары-су на востоке до южных отрогов Уральского хребта на западе и от 
гор Улу-Тау на севере до низовьев Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус- 
хана и Баракхана во второй четверти ХУ в. сохранили свою власть в южных 
районах Казахстана. Образование госу- дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, 
Моголистана, Ногайской Орды и - 5 - Сибирского ханства было заметным этапом в 
становлении государствен- ности местного населения и формировании этнических 
общностей-народ- ностей казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по 
языку, ма- териальной и духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за 
власть различные династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против 
Абулхаира, который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. 
Махмуд бен Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться 
Абулхайр-хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в 
степи чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на 
власть в Восточном Дешт - и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности, 
политической разобщенности частей казахского народа в рамках государственных 
объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея. Джаныбек и Гирей были 
близкими родственниками. Их династические интересы, борьба с другими чингизи- 
дами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп 
консолидировавшегося народа к созданию самостоятельного госу- дарства. В 
результате борьбы, в отличие от монгольских улусов, как метко заметили 
исследователи, в частности К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных 
множество разнородных этнополитических организмов, племен и народностей, 
образовалась государственность, основанная на более определенной этнической 
основе, на базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между 
династическими группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся 
масс. Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. 
Набеги, организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски 
настроенных ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В 
кочевом обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им 
существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с 
насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена. Значи- 
тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-50-х 
годах в южных районах Казахстана - в предгорьях Каратау, в низовьях Сырдарьи, 
северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные Абулхайром 
вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и Гирея 
находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на Сырдарье- 
Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное Джаныбеку 
и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах, так как 
степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые в свою 
очередь, были ли- - 6 - шены возможности прикочевывать на привычные места 
зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века 
наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и 
Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в по- 
исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два султана 
из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им казахами в 
пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер (1500-1551гт.) 
из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор до г. Чимкента, 
входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской народности, в работе 
"Тарих-и-Рашиди" рассказывает об этом событий: "В это время (около 860) 
(1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-Кипчаке; султаном 
джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них, Жаныбек-хан и 
Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462) принял беглецов 
хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который составляет западную окраину 
Моголиста- на. Там они зажили спокойно"(151). Разбросанные в западных районах 
Моголистана местные тюркские племена, а также общины, которые бежали из 
государства Абулхайра, объединились под властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед 
Хайдер (Хайдар) относит время образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры 
(1465-1466). Он утверждал, что "эпохой, с которой началось собственно власть 
султанов казахских, надобно считать год 870; в прочем лучше знает"(16). Новое 
государство, возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало 
основой Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада 
владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах 
ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства был 
Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была еще не 
велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к востоку 
от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно граничило с 
государством Абулхайра, на юге - с среднеази- атскими владениями Тимуридов, 
на востоке - с Моголистаном. В проти- вовес Абулхайру, Абусаид, сын Барак- 
хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет дружественные связи с правителями 
ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч. Валиханов заметил, что время 
управления Жаныбека, когда две родные орды ногаев и казахов жили. вместе, 
воспевается в казахских поэмах, как золотой век. К этому времени принадлежит 
боль- шая часть преданий, нравственные изречения Жиренши - Шешена, мудрого 
Аз-Жаныбека и философа Асана Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются 
степняками до сих пор (17). Основная идея творчества Асан-Кайгы - - 7 - это 
идея единства племен казахского ханства Жаныбек также устанавли- вает основы 
мирных отношений с правителями Моголистана, всемерно поддерживая тесную 
дружбу с ними. Союз с Моголистаном позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и 
обеспечить свою независимость. По ут- верждению Мухаммед Хайдера, "начиная с 
Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-хана монголы и казаки жили постоянно в мире 
между собою. Под словом "монголы" автор подразумевал скорее политическое 
объединение, чем этнический состав населения Моголистана. Историческая 
заслуга мудрого государя - Жаныбека перед казахским народом заключается в 
том, что он сумел сохранить молодое казахское государство и укрепить его 
тогда, когда оно было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ 
назвал его "Аз-Жаныбек" т.к. "Жаныбек Благословенный". Политическая 
обстановка благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов 
Жаныбека и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно 
переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ 
в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное 
Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с правителями 
ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ начале ХУ1 в. 
(1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков, конг- ратов и 
других, известные под названием кочевых узбеков, этническая история которых 
идентична с племенами казахов, под предводительством Мухаммада Шайбани, ушли 
в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз- бекской и каракалпакской 
народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра на территории Дашт - и 
Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-и Кыпчака отошли под 
власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения сложения казахского 
народа. Понятие "казах" стало этнонимом для обозначения народности, рассе- 
ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие "узбек'" ста- ло 
этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под предводи- тельством 
Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После распа- да Моголистана и 
Ногайской Орды этноним "казах" также включил в себя население юго-восточной и 
западной части Казахстана, Значительная часть тюркоязычной общности могулов 
вошли в казахскую народность. Источник упоминает мангытов в составе войска 
Касым-хана . Этноним "казах" закрепился как наименование народности, понятие 
"Казахстан" - как название территории ее обитания. Сознание своего 
этнического единства народ отразил в эпических произведениях. Казахские ханы, 
вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть в южном и центральном - 8 - 
Казахетане обладали несомненной реальной силой. Это подтверждает да- же 
шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г. Гирей-хан (Ки- рей-хан) 
двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад Шайбани был разбит и ушел в 
Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада Шайбани, авгор исторического 
сочинения "Мехмана-наме- и Бухара", участник одного из походов Мухаммада 
Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914 гиджры, т.е. 1509 г. 
хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет, что казахские хани 
тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны. "В настоящее время 
главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из узбеков. Говорят, если 
Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то быстро может мобилизовать 
до 40000 вооруженной конницы. У них много вооружений и продовольст- вия, 
лошадей много; их они пасут на яйлаках и при кишлаках. Шайбани хан в 
Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне однажды сказал, что Дашт- 
и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей" . Далее, и разделе "О том, 
как кочуют казахи" он продолжает, что ка- захи очень богаты, даже бедная 
семья имеет по нескольку тысяч голов овец, лошадей и волов. Поскольку они 
богаты, постольку и храбры, в бою один сражается против десяти и или 
побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты внутри Дашт-и Кыпчака по 
течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух месяцев; зимние стойбища 
казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки располагаются вдоль реки и тянутся на 
протяже- ние около трехсот ташей, Свои нападения на государство Шайбани хана, 
объясняет Рузбахани, казахи оправдывают тем, что они нуждаются в 
хлопчатобумажных товарах. При нападении неприятеля казахи свои семьи и скот 
собирают в одно место, а сами сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились 
биться, то одолеть их бывает трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное 
обстоятельство. Рузбахани сообщает, что Са- ганак в Дашт - и Кыпчаке 
обстроенный, земледельческий и населенный пункт. Этот город в древности был 
очень цветущим, был окружен боль- шими постройками и обработанными полями, 
богат разнообразными про- дуктами и является торговым пунктом для казахского 
народа. Говоря о южном пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в 
сторону к Сыр-Дарье на северо-запад, находятся песчаные барханы. "Как переда- 
ют, у этих барханов кончается Туркестан и начинается Узбекистан". Казахские 
ханы собирали воедино земли, уже подготовленные к созданию общей 
государственности и объединению в процессе длительного эконо- мического и 
хозяйственно-культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное 
место в регионе Центральной Азии, в системе госу- - 9 - дарств евразийских 
народов, В первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте 
выходили на побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана, 
на юге-востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части 
Семиречья, на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз. 
Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли 
бассейна р. Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан. 
Увеличилось числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма 
Мухаммед Хайдер определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское 
ханство втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых 
государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было 
Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533 гг.). 
При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность стали 
известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский 
дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы "Тарих - и Рашиди" утверждал, 
что "в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело 
владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и 
Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с 
Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона 
человек осталось у Тагира четыре лека - 400000 человек. Однако ему удалось 
потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением 
Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и 
всех своих монголов из Моголистана в Кашгар" . Укрепление ханства и 
расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили 
сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским и 
киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только 
казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е. 
калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были разбиты 
им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов на жузы , 
Орда имела военно-территориальное образование согласно десятичному делению 
войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой -- тумен (дословно - десять 
тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз, юз, ез) ты- сяч. Считалось, 
что улусы, если нужно, должны выставлять сто тысяч воинов. Позтому наряду с 
понятием "улус" существовало представление "жуз". После распада державы 
Чагатая часть ее с кочевым населением (Моголистан) фактически стала первой 
пост -монгольской независимой кипчакской территорией. Эти земли вместе с 
примыкавшей к Монголиста- - 10 - ну и имевшей с самого начала большую 
автономию Кок Ордой положила начало Большому жузу или Старшему жузу (Улы 
жуз). Вторым, по времени приобретения самостоятельности, стал Средний жуз. 
Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи, по старшинству племенных союзов 
составляют старшие орды - Большую, Среднюю и Малую . Младший жуз появился 
после гибели Ногайского ханства. В конце ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор 
кодекса обычного права казахов -Жеты жаргы обеспечивал своим талантом 
независимость и политическое единство страны. В годы Великого бедствия, 
проявляя героизм, защищали казахскую степь, наравне с батырами хани Абулхайр, 
Абдулмамбет и султан Абул- мансур, т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов 
занимает особое место хан Аблай (1731-1781 гг.), который используя свое 
военное и дипломатическое искусство боролся за целостность казахских земель и 
укрепление Казахской Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА 
1. Межгосударственный статистический комитет содружества независимых 
государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского народа 
(учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание киргиз- 
казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы "Санат", 1-996, с.153 4. 
Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в источниках и 
материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов. Собрание 
сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372. 6. Там же, 
с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139. 8. Там же, 
с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Алма-Ата, 1935, 
М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Книга Ш, 
тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22. 12. С.М.Соловьвв. 
Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших времен до наших дней 
(очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. - 11 - 15. См. Прошлое 
Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см. указ. соч. с.165. 18. 
Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19. В.З. Бартольд. Отчет о 
командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской ССР, т.2, с.270. 20. Таш- 
монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109. 22. Мухаммед Хайдер Тарих- 
и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23. Р.Ахметов. Конец Золотой орды. 
Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см. указ. соч. т.2, с. 152. 
	
	
					
							 |