Рефераты

: История природы и история человечества

: История природы и история человечества

Тема № 30:

“История природы и история человечества”

ПЛАН.

1. Природа - универсум, охватывающая все сущее.

2. Историческое развитие представлений о природе.

3. Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.

4. Географическая среда - зона обитания человека.

5. Сфера всего живого - биосфера.

6. Ноосфера - ступень развития биосферы.

7. Создание “второй природы”.

8. Экологические проблемы.

9. Осознание человечества, как единого целого с природой.

Список использованной литературы:

1. Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р Фролова С.М.- М.: 1989г.

2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.

3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы./ Воронович Б.А. -

М.: 1982г.

4. Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой картину его

изменяющегося взаимодействия с природой.

Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том

числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом

смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это

материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка

этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся

целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько

воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем,

понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию

природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто

не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное.

Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой христианской

культуре. Здесь, окружающая человека природа рассматривалась как нечто

сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он в

процессе творения был наделен Божьим началом - душой. Более того, природа

нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить,

а жизнь человека при этом выступала как творение Божественного начала - души

с греховным природным началом - телом. И это служило оправданием для

негативного отношения к природе и даже обоснованием применяемого к ней

насилия. Подобная система взглядов не могла стимулировать интерес к научному

познанию природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя

красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник

радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа

начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной

человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека

от природного естественного начала к социальному является источником всех

наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала

на всех этапах человеческой истории. Она, однако не оставалась постоянной, а

изменялась диалектически противоречивым образом. Во взаимодействии с природой

человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное

существо. Этот процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из

животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались

перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей

жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям

сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало

зачатки нравственных норм. Социально значимое закреплялось и естественным

отбором и передачей опыта. Образно говоря, человек в своем развитии

постепенно становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи

биологических закономерностей. В преобразовании в человеческое общество

большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия

биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому

постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и

образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс

труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление

может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл

и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших

предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной

деятельности и формированием зачатков производственных отношений.

Труд есть “. процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в

котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует

обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., том 23,

стр.188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса, обусловивший

могучий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью более

обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой.

Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды.

Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего

возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя

достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в

наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в

средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие

климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их.

Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального

производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером

общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия

общества на природу происходит расширение рамок географической среды и

ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить

современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих

поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то

оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс

этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на

развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия

среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив,

препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой

определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы

средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная

пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не

делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как

условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на

хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой.

Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого-

биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды,

рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной

эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная

равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи

самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего

живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие

преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы

приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых.

Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и

животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы.

Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая

все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее

развитием науки и техники.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому качественному

состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум, разум) представляющий

собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не отвлеченное царство разума, а

исторически закономерная ступень развития биосферы. Ноосфера - новая особая

реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами

преобразующего воздействия общества на природу. Она предполагает не только

использование достижений наук, но и разумное сотрудничество государств,

человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе - родному

дому человечества.

Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и есть

наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет.

Экология - комплексное научное направление, изучающее закономерности

взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания

динамичного равновесия системы “общество-природа”..

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер,

человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные

производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой

обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек

повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов, человек

резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с

тем, с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от

имеющихся на земле запасов железных руд, от их хозяйственного использования.

В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим

образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к

исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа зависит от

него.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате

бурного роста промышленного производства во всем мире достигло предельных

критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе самому существованию

человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды его

обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части

природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”. “Человек, -

писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с

которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не

умереть. Общество есть законченное сущностное единство человека с природой,

подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и

осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.42, стр.

92).

“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим параметрами, а

включает так же и то, что ранее воспринималось, как “внешняя природа”.

Человек в своем природно-биологическом качестве - это не просто “часть”

природы, а ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими

элементами и частями, составляющими некоторое динамически противоречивое

единство. В настоящее время взаимодействие общества и природы, человека и

среды его обитания, составляет существо экологической проблемы. Это и

загрязнение атмосферы, морей, рек, океанов, и Чернобыльская проблема,

возникновение эпидемий, неизвестных ранее болезней, нарушений температурного

баланса.

Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к

необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника -

человек - биосфера”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека

иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического

сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя

как единое целое в своем отношении к природе.


© 2010 Собрание рефератов