Рефераты

: История струнно-смычковых инструментов и их развитие

: История струнно-смычковых инструментов и их развитие

Т а л л и н н с к а я Г у м а н и т а р н а я Г и м н а з и я

Р е ф е р а т н а т е м у:

История струнно-смычковых инструментов и их развитие.

Преподаватель: Татьяна Божко

Ученик: Илья Ливенсон 8а

Т а л л и н н

1 9 9 7

СÒÐÓÍÍÛÅ ÈÍÑÒÐÓÌÅÍÒÛ.

Ìíîãèå òèïû

ñòðóííûõ

èíñòðóìåíòîâ

îáúåäèíåíû

â

ñîîòâåòñòâèè

ñ осбенной

õàðàêòåðèñòèêîé.

Èõ çâóê

ïðîèçâодится,

êîãäà натянутая полоска

ìàòåðèàëà (

îáû÷íî проволка,

øåëê èëè

êèøêà ) начинает вибрировать от

соприкосновения со смычком или другим предметом. Параметры звука, издаваемого

струной, çàâèñяò îò

äëèíû,

ãèáêîñòè, è

íàïðÿæåííîñòè.

 Çàïàäíûõ

ñòðàíàõ

îäîáðåííûм

ìàòåðèàëом äëÿ

струн áûëи êèøêà

èëè ïðîâîä, а на Востоке

использовался шёлк. Êèøêà

èñïîëüçîâàëàñü

â äðåâíîñòè

Åãèïòÿíàìè,

Ãðåêàìè, è Римлянами.

Ïðîâîä íå

èñïîëüçîâàëñÿ

äî 14-îãî

ñòîëåòèÿ,

êîãäà было изобретено вытягивание проволки.

Ýòî

îòêðûòèå

òàêæå âåëî ê

èçîáðåòåíèþ

клавишных

èíñòðóìåíòîâ

ñо струнами (

êëàâèêîðä,

êëàâåñèíà,

клавичембало è фортепиано ). Из-за того, что только провод и кишка были

известны на Западе, как материал для струн, в наши дни клавишные инструменты

состоят из вышеперечисленных материалов.

Лира.

Ñðåäè ñàìûõ

ðàííèõ

ñòðóííûõ

èíñòðóìåíòîâ

- лира. Первое упоминание о лирах было ещё во времена Шумерской

öèâèëèçàöèè.

Ýòè

èíñòðóìåíòû

были áîëüøèìè,

ïðèáëèçèòåëüíî

3 1/2 ôóòà (1 ìåòð). Их

струны расходились îò

çâóêîâîé

êîðîáêè ïî

ìîñòó ê связке управления.

Çâóê производился от перебирания пальцами струн.

×åðåç

êàêîå-òî

âðåìÿ лира ñòàëа

êîìïàêòíåé.

Èíñòðóìåíò,

èçâåñòíûé в

Åãèïåòñêîé

öèâèëèçàöèè

âо 2

òûñÿ÷åëåòèè

до н.э. располагался почти горизонтально. Звук производился путём перебирания

струн специальной палочкой,

ïðåäøåñòâåííèöеé

ñîâðåìåííîãî

смычка. Количество струн íà

èíñòðóìåíòàõ

òîãî ïåðèîäà

ðàñïîëàãàëоñь

ìåæäó øåñòüю

è

äâåíàäöàòüю.

Àðôû.

Одна из древнейших ñðåäè

ñòðóííûõ

èíñòðóìåíòîâ

- àðôà. Àðôû

áûëè

èçîáðàæåíû

â äðåâíåì

Åãèïòå óæå в 4-ой

Äèíàñòèÿ (

ïðèáëèçèòåëüíî

26-îе ñòîëåòèе до н.э. ),

è îíè áыли

î÷åíü áîëüøие(

более 1,8 ìåòðа ). Äâà

òèïà àðô

áûëè

èçâåñòíû â Сирийской

öèâèлèçàöèè (

8-7 век до н.э. ).

Ñàìàÿ ðàííÿÿ àðôà, из åùå ñóùåñòâóþùих - èíñòðóìåíò îò Шумерской öèâèëèçàöèè, ïðèáëèçèòåëüíî 3000 лет до н.э. Ñîâðåìåííàÿ àðôà, èñïîëüçóåìàÿ ñîëèñòàìè è â îðêåñòðàõ, èìååò äèàïàçîí 6 1/2 îêòàâ è èñïîëüçóåò ñäåëàííûå из êèøêè струны.

Äðóãîé òèï

ñîâðåìåííîãî

èíñòðóìåíòà

- хроматическая àðôà,

óñîâåðøåíñòâîâàííàÿ

â íà÷àëå 20-îãî

ñòîëåòèÿ Густавом Лионом.

Ýòà àðôà íå

èìååò

íèêàêèõ

ïåäàëåé для

îáåñïå÷ения хроматических

òîíов. Õîòÿ

ýòîò

èíñòðóìåíò

áûë признан, ýòî íå

çàìåíèëî

àðôó,

óñîâåðøåíñòâîâàííóþ

Себастьяном Ерардом.

Âèîëа.

Ñðåäè

ñòðóííо-смычковых

èíñòðóìåíòîâ,

÷ëåíû

ñåìåéñòâà виол

ïðàâèëè

ïîâñþäó в

Åâðîïе îò 15-îãî до

17-îго ñòîëåòèÿ,

õîòÿ îíè появились

íàìíîãî

ðàíьше. В начале 11-îãî

ñòîëåòèÿ, виолы

èçîáðàæены â

âèçóàëüíûõ

èñêóññòâàõ

è óïîìÿíóòы â

ëèòåðàòóðå. Â

òî âðåìÿ êàê

ïðîèñõîæäåíèå

виол íåÿñíо, ýòî

âåðîÿòíî время îò

êîíöà 10-îãî

ñòîëåòèÿ,

êîãäà смычок áûë

ïðизнан â Åâðîïå.

Êîãäà

ñêðèïêà è

èíñòðóìåíòû,

ñâÿçàííûå ñ

ýòèì

ïîÿâèëàñü в 17-îм

ñòîëåòèи, был

ïåðèîä â

òå÷åíèå

êîòîðîãî

íèêàêîå

ñåìåéñòâî

èíñòðóìåíòîâ

íå áûëî

äîìèíèðóþùим,

íî виола áûëа

ãëàâíûì

îáðàçîì

çàìåíåíа

ñêðèïêîé.

Òåì íå ìåíåå,

äî êîíöà 18-îãî

ñòîëåòèÿ,

ñàìûé

«íèçêèé» ÷ëåí

ýòîãî

ñåìåéñòâà, виола da

gamba, âñå åùå

èñïîëüçîâàëñÿ

êàê

èíñòðóìåíò

для ñîëî исполнения.

По сðàâíåíию ñî

ñêðèïêàìè, виола

áîëåå äëèíная è

ëåãкая, è â

ðåçóëüòàòå

îíа

ïðîèçâîäиò

çâóê,

êîòîðûé

ÿâëÿåòñÿ

ìåíåå

èíòåíñèâíûì.

 îòëè÷èå îò

ñêðèïêè виола íå

èìååò

õàðàêòåðíîé

ôîðìû.

Íåêîòîðûå

èíñòðóìåíòû

èìåþò

ïëîñêèå

çàäíèå

÷àñòè è покатые

ïëå÷è,

íåêîòîðûå

èçîãíóòûå

çàäíèå

÷àñòè è

áîëåå ïîëíóþ

ôîðìó. ×ëåíû

ñåìåéñòâà виол

èìåþò øåñòü

ñòðóí.

Ãðóïïà îò òðёх

äî øåñòи виол,

èãðàþùèх

âìåñòå

íàçûâàåòñÿ

consort, è èìåþòñÿ

÷åòûðå

ãëàâíûõ

ðàçìåðà: сопрано, альт,

òåíîð, è áàñ. В

гðóïïе из øåñòè

òàêèõ

èíñòðóìåíòîâ

îáû÷íî äâà сопрано,

альт, òåíîð, è äâà

áàñà.

Скрипка.

Сåìåéñòâî

ñêðèïêè,

êîòîðîå

îñïàðèâàëî è

âûòåñíÿëî

÷ëåíîâ

ñåìåéñòâà виол,

ïîÿâèëñÿ â

Åâðîïå â начале

16-îãî

ñòîëåòèÿ è ê

середине 16-ого ñòîëåòèя

áûë упомянут â произведениях того

ïåðèîäà. Ñ

òåõ ïîð ýòè

èíñòðóìåíòû

ñêðèïêà,

àëüò, violoncello (èëè

âèîëîí÷åëü),

è êîíòðàáàñ

стаëè ãëàâíûм

êîìïîíåíòом

îðêåñòðîâ

ñèìôîíèè è

àíñàìáëåé

êàìåðíîé

ìóçûêè. По

сðàâíåíию с виолой

ýòè

èíñòðóìåíòû

ãðîì÷å è

áîëåå чувствительные, ñо струнами,

êîòîðûå

ÿâëÿþòñÿ

áîëåå

òÿæåëûìè è тугими.

Вид

èíñòðóìåíòîâ

ñåìåéñòâа

ñêðèïêè

ñòàë современнее â конце

16-îãî

ñòîëåòèÿ. В конце

18-îãî

ñòîëåòèÿ,

êîãäà основной тон

ïîâûñèëся è появилась

ïîòðåáíîñòü

â áîëåå сильном

çâóêå,

ñêðèïêà áûëà

èçìåíåíà.

Ìîñò áûë

ïîäíÿò, øåÿ

áûëà наклонена ïîä

óãëîì è

óäëèíåíà, è

íàïðÿæåííîñòü

струн áûëà

óâåëè÷åíà. Смычок

ïîõîäèë íà смычок виол

äî начала 18-îãî

ñòîëåòèÿ. Ê

êîíöó 18-îãî

ñòîëåòèÿ,

ñîâðåìåííûé

смычок áûë

óñîâåðøåíñòâîâàí

фðàíöóçîì,

Ôðàíêîèñ

Òîóðòом.

Ñàìûå

áîëüøèå

ñêðèïêè áûëè

èç Èòàëèè, è

íèêàêîé

ãîðîä íå славился своими

èíñòðóìåíòами

больше, ÷åì Кремона. Ýòî

áûë äîì для

ñåìåéñòâà Amati,

÷ьи

èíñòðóìåíòû

óñòàíàâëèâàþò

ìåæäóíàðîäíûé

ñòàíäàðò äëÿ

êðàñîòû

çâóêà, è Antonio Stradivari, ÷ьё

èìÿ âñå åùå

ñèíîíèìè÷íî

ñ ñàìûìè

ïðåêðàñíûìè

ñêðèïêàìè.

Õîòÿ только ñ

÷åòûðüìÿ

÷ëåíàìè

ñåìåéñòâà

ñêðèïок

ñòàëêèâàþòñÿ

ñåãîäíÿ,

èìåþòñÿ

äðóãèå

èíñòðóìåíòû,

ñâÿçàííûå ñ

ýòîé

ãðóïïîé,

êîòîðûå

îäíàæäû áûëè

îäèíàêîâî знамениты.

Pochette, èëè Taschengeige,

ÿâëÿеòñÿ

ìèíèàòþðíîé

ñêðèïêîé,

íàñòðîенной на

îêòàâó âûøå

íîðìàëüíîãî

èíñòðóìåíòà,

÷ьё

èñïîëüçîâàíèå

ñâÿçàíî ñ

òàíöóþùèìè

мастерами, которые

ñîïðîâîæäàëè

ñòóäåíòîâ ñ

ýòèìè

èíñòðóìåíòàìè.

Ãèòàðà.

Ãèòàðû

õàðàêòåðèçîâàíû

èõ плоской задней частью, õîòÿ

èíñòðóìåíòû

òàêæå

ñóùåñòâóþò

ñ çàäíèìè

÷àñòÿìè,

ìÿãêî

íàïðàâëåííыми

íàðóæó. Обычно гитары делают из клёна,

бука, ели или сосны. Ñòàðинные

èíñòðóìåíòû

÷àñòî

óêðàøàлись

èíêðóñòàöèÿìè

из ñëîíîâой кости, эбенового дерева

èëè

ïåðëàìóòðа. Â

òî âðåìÿ êàê

ñòàðèнныå

èíñòðóìåíòû

èìåëè öåëûõ

äåñÿòü èëè двенадцать

струн,

ñîâðåìåííûå

ãèòàðû для

êîíöåðòà

èìåþò øåñòü

îòäåëüíûõ струн.

Ñòàíäàðòíûå

ñîâðåìåííûå

ãèòàðû

èìåþò òðè струны из

ìåòàëëà è

òðè,

ñäåëàííûе из

ïëàñòìàññû.

Струны íàñòðîåíû

èíòåðâàëами по

âîçðàñòàíèÿ

òðè четвёртые,

ãëàâíàÿ

òðåòü è äðóãие

÷åòâåðòûå.

Õîòÿ ãèòàðû

áûëè

íàéäåíû ïî

âñей Åâðîïе, îíè

ñòàëè национальным музыкальным инструментом

Èñïàíèи.

Ãëàâíûé распространитель è

âîçìîæíûé

èçîáðåòàòåëü

èíñòðóìåíòà

â

ñîâðåìåííîé

ôîðìå áûë в 16 веке

иñïàíñêèé

ðîìàíèñò

Âèñåíò

Åñïèíåë. Одними из известных

компазиторов для гитар были: Фернандо Сор è Мауро Гильяни, жившие в

19-ом веке.

Список используемой литературы:

Ýëèçàáåò Каулинг. «Âèîëîí÷åëü» (Scribner, 1983).

Äæîðäæ Харт. «Ñêðèïêà: Èçâåñòíûå Èçãîòîâèòåëè è Èõ Подражатели» (Longwood, 1977).

Сибуль Маркюз. «Ìóçûêàëüíûå Èíñòðóìåíòû: Âñåñòîðîííèé Ñëîâàðü» (Norton, 1975).


© 2010 Собрание рефератов