Контрольная: Эпоха Петра Великого
Контрольная: Эпоха Петра Великого
Санкт-Петербургский
гуманитарный университет профсоюзов
Заочное отделение
ЭПОХА ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Контрольная работа по курсу "Российская история"
студента экономического факультета
Капустина Ю.А.
Санкт-Петербург – Нижневартовск 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..........................3
1. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА ........................6
2. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ..........8
2.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА ....11
2.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ .......................11
2.3. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ...................13
2.4. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА ............13
3. СОЗДАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ И ФЛОТА .............14
3.1. МОСКОВСКОЕ ВОЙСКО ПЕРЕД РЕФОРМОЙ ............15
3.2. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ ..............15
3.3. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ .....................16
3.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ .................16
4. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ,
РОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРА ................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................23
ЛИТЕРАТУРА ..........................23
"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинута земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля"
А.С.Пушкин
ВВЕДЕНИЕ
Первая четверть XVIII века – исключительно важная эпоха в истории нашей
страны, ознаменованная значительными сдвигами в ее жизни, экономике, развитии
производительных сил, государственном строе и культуре. Но особенно
поразительным было изменение роли России в международных отношениях. Именно в
этот период Россия вошла в число сильнейших держав Европы.
К концу XVII в., территория обширного Русского государства простиралась от
Каспийского моря на Юге до Полярного океана на Севере, и от Польши на Западе
до Тихого океана, Камчатки и Китая на Востоке, но занимало оно в
международных отношениях место, не соответствовавшее его действительным силам
и возможностям.
Конечно, в XVII веке и даже еще раньше, начиная примерно со второй половины
XV века, Русское государство росло, расширялось, накапливало силы и
постепенно все более привлекало внимание сначала соседних, а затем и более
отдаленных государств. Но вплоть до начала XVIII века, до Петра I, сфера
участия России в европейских международных отношениях ограничивалась
соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы - Польшей, Швецией и
вассалом Оттоманской империи - Крымским ханством. Участия в
западноевропейских делах Россия не принимала, а ее политические контакты со
странами Западной Европы были эпизодическими. Правительства
западноевропейских стран, в свою очередь, принимали в расчет силы и
возможности России только в тех случаях, когда дело касалось пограничных с
Россией государств - Польши, Швеции и, в конце XVIII века, - Турции. Да и
взаимные познания России и стран Западной Европы друг о друге были весьма
ограниченными. Наша страна больше интересовала в то время некоторые из этих
государств, прежде всего Англию и Голландию, как торговый партнер, источник
дешевых товаров и хороший рынок сбыта.
Незавидным было в XVII веке и положение России относительно ее ближайших
соседей. Швеция и Польша, воспользовавшись крайним ослаблением России в
начале XVII века, рвали на части ее территорию. Польша по Деулинскому
перемирию 1618 г. завладела коренными русскими землями, в том числе
Смоленском. Под вопросом было само независимое существование России, ибо
поляки отказывались признать царем Михаила Федоровича, ссылаясь на "права" на
Российский престол королевича Владислава. Только в 1634 г. удалось добиться
отказа Владислава от притязаний на Московский престол.
В результате длительной борьбы между Россией и Польшей в 50-60-х годах XVII
века, по Андрусовскому перемирию 1667 г. удалось вернуть Смоленск и овладеть
левобережной Украиной; Киев так же перешел к России. Андрусовское перемирие
было дополнено в том же году, так называемым, Московским союзным
постановлением. Это был перелом в отношениях между двумя соседями, перелом от
многовековой вражды и войны к миру и союзу, обусловленный наличием общей для
них опасности со стороны татар и турок.
Но если в отношениях между Россией и Польшей во второй половине XVII века
установилось равновесие, основанное на равенстве сил и известном совпадении
интересов, то положение России относительно другого западного соседа - Швеции
было чревато длительными конфликтами.
По Столбовскому договору 1617 г., шведы полностью оттеснили Россию от
Балтийского моря, захватив исконные русские земли на побережье Финского
залива. Русское государство было лишено естественного пути сообщения со
странами Западной Европы, общение с которыми было важным условием преодоления
отсталости страны.
В середине XVII века правительство России сделало попытку вернуть себе выход
к Балтийскому морю. Но Швеция была в то время сильной военной державой, и для
успешной борьбы с нею силы России оказались пока еще недостаточными, тем
более что одновременно шла война с Польшей за Украину. Ликвидировать условия
Столбовского договора, пробиться к Балтийскому морю в XVII веке не удалось.
Это была самая жгучая проблема, важнейшая задача русской внешней политики, и
она никогда не снималась с повестки дня, но решать ее пришлось уже Петру I в
первые десятилетия XVIII века.
Третьим соседом России в Европе было в XVII веке Крымское ханство - вассал и
форпост Оттоманской империи. Россия в XVII веке ежегодно выплачивала крупные
суммы крымской феодальной верхушке. Однако это не обеспечивало безопасность
ее южных границ. Почти каждый год с наступлением весны татарские орды глубоко
проникали в пределы русской земли, жгли, грабили, убивали, угоняли население
и скот. Постоянные татарские набеги тормозили развитие производительных сил,
мешали вовлечению в хозяйственный оборот наиболее плодородных земель,
создавали непреодолимые препятствия развитию земледелия и скотоводства на
обширных просторах значительной части русского государства.
Правительству приходилось помимо ежегодной "дани" крымским татарам, тратить
большие средства на создание оборонительных сооружений от татарских набегов -
засечных черт. Самые насущные потребности хозяйственного развития требовали
от русского правительства все более решительной борьбы с набегами татар,
принятия эффективных мер по обеспечению безопасности южных границ. Это вело к
все более крупным столкновениям с татарами и стоявшей за их спиной Турцией.
Однако и здесь, на южных границах, в XVII веке добиться изменения положения
не удалось.
Военные столкновения с Турцией и Крымом в 70-80-х годах XVII в. не принесли
заметных успехов, которые были бы способны улучшить позиции России
относительно ее южных соседей. Стоявшие перед русской внешней политикой
неотложные задачи на юге также переходили к Петру I, к XVIII веку.
Таково было положение России в Европе XVII века. Говорить о ее выдающейся
роли в военно-политическом аспекте или хотя бы о значительном месте среди
европейских государств для этого времени было бы искажением истины, ненужным
преувеличением. Место России было достаточно скромным, даже в области ее
сношений с ближайшими соседями, не говоря уже о странах Западной Европы.
Полностью отрезанная от Балтийского моря, Россия задыхалась в тисках блокады,
фактически осуществлявшейся ее западными соседями. Она была лишена
естественных непосредственных связей с передовыми в те времена государствами
Западной Европы, что тормозило ее развитие и сохраняло отставание от стран
Запада в технике и культуре. Даже ее внешняя торговля в то время шла либо
через соседние страны, оказываясь под контролем Швеции и Польши, либо велась
по Белому морю и Ледовитому океану, вокруг Северной Европы, путем трудным,
далеким, опасным для тогдашних небольших парусных кораблей. Едва ли нужно
упоминать, что и те немногочисленные суда, которые приходили в северные порты
России, были судами иностранными, так как собственного торгового флота у
России не было.
Страна стояла накануне великих преобразований.
Существовали и внутренние предпосылки для преобразований.
Россия XVII века была крайне отсталой страной. Эта отсталость представляла
собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции
значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского
ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и
неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла
боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение
почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и
вовсе неграмотных людей. Следует все же отметить, что к концу XVII века в
истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные
промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно
возрастало общественное и географическое разделение труда - основа
сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от
деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась
внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного
строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика,
физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-
землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной
Европой, завязала с ней тесные торговые и дипломатические связи, использовала
ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Это было время
накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить
подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы
Петра.
Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во
многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их.
Подготавливалось преобразование, которое при мирном ходе дел могло
рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром,
была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако,
непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали
естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России
нельзя было предоставлять тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой
насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского
народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную,
органов власти и управления, сословного устройства русского общества,
податную, церковную, а также реформы в области культуры и быта.
Основной движущей силой реформ Петра стала война. Он почти не знал мира: весь
свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с
Персией. Петру достались от его предшественников две задачи, разрешение
которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность
государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского
народа, едва не половина которого находилась за пределами Русского
государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной
территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения.
Разрешение этих задач до Петра было только начато. Вторая задача,
территориальная, еще до него приводило Московское государство к столкновениям
с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег
Балтийского моря, и с крымскими татарами, т.е. с Турцией. Петр, начиная свою
деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него
создавшееся.
В начале царствования он, как и его предшественники, обратил все свои усилия
и народные силы на юг и поставил своей ближайшей задачей исправление и
ограждение южной границы государственной территории. Для этого надо было
укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей. На Азовском
море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но отношения
в Западной Европе переменились. В северной и средней Европе после
Тридцатилетней войны в международных отношениях главенствовала маленькая
Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложилось на государства, близкие к
Балтийскому морю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе
третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после
Кардисского мира 1661 г., не возвратившего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это
заставило Петра повернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к
Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, направленные на внешнюю
борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу,
а Санкт-Петербургу. Таким образом, задача исправления южной границы была
оставлена ради ограждения северо-западных пределов.
1. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА
"Борьба между Швецией и Россией из-за Прибалтийского края началась еще за
несколько столетий до Петра. Решаясь на разрыв с Карлом XII, он продолжал то,
что было начато его предшественниками. Россия, для более удобного сообщения с
Западной Европой, нуждалась в приобретении береговой линии заливов Финского и
Рижского. Царь Иван IV старался овладеть Эстляндией и Лифляндией. Борис
Годунов, во время царствования Федора Ивановича, стремился к занятию Нарвы.
Царь Алексей Михайлович осаждал Ригу.
Для России в это время представляла большую выгоду борьба Швеции с Польшей,
начавшаяся еще при Густаве Вазе. Антагонизм между этими обеими державами мог
считаться, некоторым образом, спасением для Московского государства. Трудно
сказать, куда повели бы дружеские и союзные отношения между Швецией и
Польшей, обращенные против России" – так писал в своей книге "История Петра
Великого" профессор А.Г.Брикнер (1882).
В 1699 г., в ожидании скорой смерти испанского короля и войны между Австрией
и Францией, Австрия, Польша и Венеция, - союзники России против Турции,
заключили мир с Турцией. У Петра был выбор: либо продолжать войну с Турцией
один на один, либо, использовать то, что в Европе Австрия и Франция, а также
Англия и Голландия окажутся связанными борьбой за "испанское наследство",
найти союзников и начать войну со Швецией за возвращение выхода к Балтийскому
морю. Последнее было гораздо важнее для России: побережье Черного моря было
намного дальше от центральных областей России, кроме того, путь на широкие
мировые просторы через Черное море был для русских кораблей затруднен:
Керченский пролив контролировался Турцией, так же как Босфор и Дарданеллы –
проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря.
Взвесив все это, Петр решился на войну с Швецией. Для этого он заключает
союзные договоры против Швеции с Саксонией и Данией (Северный союз, 1699 г.),
посылает посольство в Стамбул и 8 августа 1700 г. заключает с Турцией мир.
В 1700 г. между Швецией и странами Северного союза начались боевые действия,
вошедшие в историю под названием Северной войны, продолжавшейся 21 год. Для
союзников первые же месяцы этой войны оказались неудачными. Воспользовавшись
тем, что Фридрих IV направился со своими главными силами отвоевывать Шлезвиг,
Карл XII, при поддержке англо-голландского флота, высадил десант на датский
остров Зеландия и осадил Копенгаген. Угрожая сжечь столицу Дании, Карл XII
заставил Фридриха IV капитулировать и выйти из Северного союза. Это произошло
7 августа 1700 г. 19 августа Россия объявила войну Швеции. Но Карл XII,
осуществляя свой план разгрома противников поодиночке, направил войска в
Лифляндию, где в это время Август II осаждал Ригу. Польский король тоже
вынужден был отступить и увести свои войска. И лишь после этого Карл XII
обрушился всеми силами на Россию, которой пришлось в одиночку вести боевые
действия с наиболее могущественной из всех армий Европы.
После расформирования стрелецких полков Петр I фактически остается без
войска, два полка бывших потешных, несколько полков "иноземного строя", давно
распущенные по домам, дворянское ополчение - вот все, чем он располагал. К
весне 1700 г. было сформировано только 9 полков (около 32 тыс. человек).
В сентябре 1700 г. русские полки осадили город-крепость Нарву, считавшуюся
ключом к Ингерманландии, расположенной на восточном берегу Финского залива.
Падение Нарвы открыло бы России путь к морю. Казалось, что взять эту крепость
не составит большого труда, ведь гарнизон ее насчитывал всего 3 тыс. человек.
В русской же армии было 34 тыс. человек и 145 орудий. Однако за полтора
месяца русским так и не удалось сломить сопротивление шведского гарнизона. А
к середине ноября на помощь осажденным прибыли основные силы шведов во главе
с Карлом XII. Это была армия, в которой под ружьем находилось от 23-х до 35-
ти тыс. солдат; их поддерживало 37 орудий.
16 ноября Петр получил сообщение о подходе Карла XП, а в середине дня 19-го
шведы атаковали русские позиции. К вечеру дворянская конница бежала на другой
берег Нарвы, офицеры и часть русских сдались в плен, и только Преображенский
и Семеновский полки и дивизия Головина еще были в состоянии защищаться. Их
командиры вступили в переговоры с Карлом XП. В результате эти части, 80
офицеров, среди них 10 генералов, 135 пушек были потеряны. Вероятно,
поражение не явилось для Петра неожиданностью. Впоследствии он сказал, что
"все то дело яко младенческое играние было".
После разгрома русской армии под Нарвой у Карла ХП остался выбор: либо идти в
глубь России, имея за спиной саксонскую Армию, гораздо более боеспособную,
чем русская, и это был бы один поворот истории для России, либо сначала идти
против Августа П. Шведский король выбрал второе и надолго "увяз" в Польше.
Только в 1706 г. он смог принудить Августа П к миру и выходу из союза с
Россией.
Петр полностью использовал передышку, предоставленную ему шведами. Как пишет
Ключевский, "предоставляя действовать во фронте своим генералам и адмиралам,
Петр набирал рекрутов, составлял планы военных движений, строил корабли и
военные заводы, заготовлял амуницию, провиант и боевые снаряды, все запасал,
всех ободрял, понукал, бранился, дрался, вешал, скакал с одного конца
государства в другой, был чем-то вроде генерал-фельдцейхмейстера, генерал-
провиантмейстера и корабельного обер-мастера". При этом он еще находил время
проводить реформы. Результаты этой деятельности сказались очень быстро: с
конца 1701 г. русская армия стала по частям бить шведскую. В 1702 г. Петр
штурмом овладел Орешком (переименовав его в Шлиссельбург); в 1703 г. в устье
Невы заложил Санкт-Петербург; были также взяты Ям, Копорье и Мариенбург; в
1704 г. штурмом была взята Нарва; в 1705 г. жестоко подавлено восстание в
Астрахани, а в 1707-1708 г.г. - восстание К.И.Булавина; в 1708 г. Петр разбил
шведов у села Доброго, затем корпус Левенгаупта у деревни Лесной, а 27 июня
1709 г. - армию Карла ХП у Полтавы.
Полтавская победа стала поворотным пунктом в истории России. После Полтавской
победы международное значение России резко повысилось. Саксония и Дания
возобновили с ней союз. К нему примкнула и Пруссия, обязавшаяся не пропускать
через свою территорию шведские войска, а в 1714 году и сама вступила в войну
с Швецией (но военных действий она почти не вела). В 1710 г. с Россией
заключил союз Ганновер, курфюрст которого в скором времени стал английским
королем. В 1710 г. русские войска заняли Выборг, Кексгольм, Ригу и Ревель.
Петр сохранил прибалтийско-немецкому дворянству его привилегии, а оно
признало присоединение Эстляндии и Лифляндии к России.
Осенью 1710 года Турецкое правительство объявило войну России, опасаясь ее
дальнейшего усиления. Расчеты Петра на помощь княжеств Молдавии и Валахии не
оправдались, на берегу Прута русская армия была окружена. Атаки турок были
отбиты, но Петр решил не рисковать армией и вступил в переговоры. По мирному
договору России пришлось вернуть Турции Азов и срыть укрепления Таганрога, то
есть потерять выход в Азовское море.
Петр трезво оценил ситуацию: "Сие дело есть хотя и не без печали, что
лишиться тех мест, где столько труда и убытков положено, однакож чаю сим
лишением другой стороне великое укрепление, которая несравнительно прибылью
нам есть". Мир развязал руки для войны со Швецией. Карл ХП находился в
тяжелом положении, но на мирные переговоры не соглашался. В 1712-1714 гг.
русские войска воевали в Финляндии и северной Германии. Вступил в действие и
построенный Петром Балтийский флот: в июле 1714 г. у мыса Гангут были
захвачены 10 шведских кораблей. К 1716 году соединенными усилиями русских,
саксонцев и датчан северная Германия была очищена от шведских войск, а
русская армия и флот изгнали их из Финляндии. В 1718 г. начались переговоры с
Швецией о мире.
В конце 1718 г. при осаде крепости в Норвегии был убит Карл ХП и переговоры
были прерваны. В 1719 г. русский флот одержал новые победы над шведами у
островов Эзель и Гренгам. Русские корабли действовали уже у берегов Швеции,
высаживая там десанты.
30 августа 1721 года с Швецией был заключен Ништадтский мирный договор, по
которому Россия получила побережье Балтийского моря от Выборга до Риги: часть
Карелии, Ингрию, Эстляндию и Лифляндию с островами Эзель, Даго и Мен, но в то
же время возвращала Швеции Финляндию, уплачивала около 1,5 млн.рублей и
разрешала шведам закупать и беспошлинно вывозить на 50 тыс.рублей хлеба из
Прибалтики. Петр считал Северную войну затянувшейся тяжелой школой. Он
говорил "Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа
троекратное время была (21 год), однакож, слава богу, так хорошо окончилась,
как лучше быть невозможно".
Победа в Северной войне, создание регулярной русской армии и флота, их боевой
опыт сделали Россию одной из сильнейших держав в Европе. Сенат поднес Петру
титулы Великого, Отца Отечества и императора всероссийского. Московия отныне
превратилась в Российскую империю, став в международных отношениях на уровень
Священной Римской империи, Англии, Франции, Голландии и Испании.
Северная война была успешно завершена в основном благодаря политике Петра 1,
его реформам до начала войны. Один из передовых ученых Европы, Г.В.Лейбниц,
полагал, что будущее России - это превращение ее в колонию Швеции. А чем она
стала благодаря деятельности Петра хорошо выразил французский представитель в
России Кампредон: "При малейшей демонстрации его флота, при первом движении
его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не
осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои
войска, как о том бывала речь при прежних обстоятельствах".
2. РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и
заменять их новыми. Многочисленные перестройки, привели к созданию
централизованной системы органов управления.
В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти -
Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он
принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы. Члены
Сената назначались императором. В него вошли девять ближайших Петру
сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за
финансами страны, контролировать деятельность администрации.
В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление
власти самого царя. "Император Всероссийский,- записано в воинском
регламенте,- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его
верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает". Вся
полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в
руках Петра.
В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого
возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений.
Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот
контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все
правительственные учреждения. В первой четверти XVIII века к системе
прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В
обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и
должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
в 20 – 70-е годы XVIII века
К о л л е г и и
В 1718 г. уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления
страной, сложившуюся при Боярской думе и не соответствовавшую новым условиям
и задачам. Возникшие в разное время около полусотни приказов (Посольский,
Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно
различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов
зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго
задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий,
каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой управления и
подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и
Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии входили
вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-
коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия
контролировала поступления доходов, сбор податей, налогов, пошлин,
правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия
ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько
позже, - дворянским землевладением. Фактически, на правах коллегии
существовал учрежденный в 1720 года Главный магистрат, ведавший русскими
городами, всем посадским населением; ему подчинялись магистраты и ратуши всех
городов.
Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их
ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,
департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян;
Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных
преступлениях – подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная
контора, Межевая канцелярия и др. – подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на
местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и
количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим
размером мало отличались от современных областей, Московская губерния
охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской,
Ивановской, Калужской, Калининской, Костромской, Московской, Рязанской,
Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего
населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская,
Азовская и Сибирская. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,
сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При
губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем,
что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,
распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50.
Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. В каждой провинции
размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска
на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на
дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией.
В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов
(советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной
подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части
наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и
антифеодальные выступления.
Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократичес-
кая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на
дворянство.
2.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА
Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для
этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру,
сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей,
которые ставил перед собой Петр. Между тем, дворянство в большинстве своем не
было подготовлено к их пониманию и осуществлению.
Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим
почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над
войсками. Для этого нужно было, прежде всего, распространить среди дворян
образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15
лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен
был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной
памяти" - разрешения жениться.
Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому
"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и
прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,
деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный
или гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди "подлого"
происхождения выдвигались Петром на видные государственные должности.
2.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ
| Гражданские чины | Соответствующие чины | Военные | Морские | Придворные | 1. | Канцлер | Генерал-фельдмаршал | Генерал-адмирал | - | 2. | Действительный Тайный Советник | Генерал от Кавалерии, Инфантерии и Артиллерии | Адмирал | Обер-Камергер, Обер-Гофмаршал, Обер-Шталмейстер, Обер-Егермейстер, Обер-Гофмейстер, Обер-Шенк, Обер-Церемониймейстер, Обер-Форшнегдер | 3. | Тайный Советник | Генерал-лейтенант | Вице-адмирал | - | 4. | Действительный Статский Советник, Обер-Прокурор, Герольдмейстер | Гнерал-майор | Контр-адмирал | - | 5. | Статский Советник | - | - | Церемониймейстер | 6. | Коллежский Советник, Военный Советник | Полковник | Капитан 1-го ранга | - | 7. | Надворный Советник | Подполковник | Капитан 2-го ранга | - | 8. | Коллежский Ассессор | Капитан и Ротмистер | - | - | 9. | Титулярный Советник | Штабс-капитан и Штабс-ротмистр | Лейтенант | - | 10. | Коллежский Секретарь | Поручик | Мичман | - | 11. | Корабельный Секретарь | - | - | - | 12. | Губернский Секретарь | Подпоручик и Корнет | - | - | 13. | Провинциальный Секретарь, Сенатский Регистратор, Синодский Регистратор, Кабинетский Регистратор | - | - | - | 14. | Коллежский Регистратор | - | - | - |
Роспись чинов 24 января 1722 г., "Табель о рангах", вводила новую
классификацию служащего люда. Все ново учрежденные должности - все с
иностранными названиями, латинскими и немецкими, кроме весьма немногих, -
выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный,
с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов - от
прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного
советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских от майора до бригадира в
армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;
3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от
действительного статского советника до действительного тайного советника в
гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во
флоте и придворной службе.
Этот учредительный акт реформирования русского чиновничества, ставил
бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической
иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к
табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы,
ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной
породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не
покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию)
не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в
первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись
к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они
низкой породы были".
2.3. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА
В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр запретил избирать ему преемника.
Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции
"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. было ликвидировано
патриаршество, для управления церковью был создан "Святейший
правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату.
Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью
и церковью и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви
государству. Должность патриарха - главы русской церкви была упразднена.
Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия.
Руководство деятельностью Синода поручалась специальному государственному
чиновнику - обер-проку-рору Синода, назначаемому императором из числа
высокопоставленных чиновников.
Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан Прокопович написал
"Духовный регламент", изданный как законодательный акт. В нем обосновывалась
церковная реформа, определялись функции Синода по управлению церковью.
Церковная реформа обозначала ликвидацию самостоятельной политической роли
церкви. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с
монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на
строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых
монастырей, ограничивалось число монахов в существующих. Эти действия Петра I
вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились
одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.
Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального
(синодального) управления русской церковью. Уничтожение патриаршества
отражало стремление Петра ликвидировать немыслимую при самодержавии
петровского времени "княжескую" систему церковной власти. Объявив себя
фактически главой церкви, Петр уничтожил ее автономию. Более того, он широко
использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Подданные,
под страхом крупных штрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на
исповеди священнику в своих грехах. Священник, также, согласно закону, был
обязан доносить властям обо всем противозаконном, ставшим известным на
исповеди.
Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов
самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа
духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала
послушным орудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа,
впоследствии так равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками
самодержавия, и на разрушение ее храмов.
2.4. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие
светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в
быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки
квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа
обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование
начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых
учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому
кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной,
политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии
в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалось началом
организованной книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С
1702 г. систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение
территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда крупных
экспедиций. В это время появились крупные технические новшества и
изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в
военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории, а
созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и
мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам
и т.д. Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать
копии летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного
дела в России.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения
было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII века осуществлялся переход к градостроительству и
регулярной планировке городов. Облик города стала определять уже не культовая
архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и
аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет. К первой
четверти XVIII века относятся и попытки создания русского театра, в это время
Страницы: 1, 2
|