Рефераты

Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Задание 2.

Какие органы государственной власти и управления возникли в России в первой

половине XIX века? Какие из них действовали до начала XX века? Какова

компетенция этих органов?

Государственный Совет

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его созда­ния принадлежит

М.М.Сперанскому, по проектам которого Со­вет должен был стать одним из

главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была

осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой.

Государственный Совет был образован в составе 5 депар­таментов: законов, дел

военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук,

промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были

постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а

с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значе­ние

департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным,

в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из

40 человек.

При Госсовете действовала Государствен­ная канцелярия, которая готовила дела,

составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала

очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос.

канцелярии действовала Государственная типография.

Сенат

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объ­являлся верховным

местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не

было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке

направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда

среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого

затруднено неясностью текста, несо­ответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал

общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в го­сударстве;

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) предсе­дателем Сената

являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью

выноси­мых решений при каждом департаменте и каждом отделении стоя­ли обер-

прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при

Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы

многочисленные канцелярии с огром­ным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы,

взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган,

осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал

возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-

крепостнического государства.

Комитет министров

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император

председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых,

требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых,

пре­вышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в раз­решении или

исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Рос­сийской империи

подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и

дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все

дела, относящиеся к ведению Комитета министров, посту­пали на рассмотрение по

представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких

отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора

в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим

правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего

управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал

его из-под своего контроля. Комитет минис­тров не обладал правом

законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после

утверждения их импера­тором. Комитет министров не имел силы исполнительной

власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими

министерствами и ведомствами.

Министерства

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в

1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

2) Морских сил;

3) Иностранных дел;

4) Юстиции;

5) Внутренних дел;

6) Финансов;

7) Коммерции;

8) Народного просвещения

Позднее были организованы: Министерство полиции, Главное управление путей

сообщения и публичных зданий, Главное управление почт и т.д.

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочи­ми органами в

системе царского самодержавия были именно ми­нистерства. Они оказались более,

чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к

нуждам раз­вивающихся буржуазных отношений в стране.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в

чрезвычайных обстоятельствах военного вре­мени. В первые годы своего

существования канцелярия занима­лась, в основном, военными вопросами. Позднее

крут ее деятель­ности расширяется и включает многие вопросы гражданского

управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Ве­личества

канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых

учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о

наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Временные комитеты

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреж­дений, т.е. официальных

правил, определяющих цели и круг за­дач соответствующих государственных

органов. В состав времен­ных комитетов входили высшие сановники государства,

назна­чаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных сек­ретных комитетов,

можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их

состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого

комитета. Вре­менно действующие, он функционировали параллельно с обыч­ными

органами государственного управления и во многом подме­няли их деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия

сосредоточить в своих руках все нити государ­ственного управления, найти

необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были

осуществлены, а реализованные - не приносили желае­мых результатов, скорее

всего потому, что для устройства госу­дарственных дел нужны были не полумеры,

а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

Общей тенденцией перестройки государственного управления во второй четверти

XIX века была военизация государственного аппарата. Некоторые ведомства,

например: горное, лесное, путей сообщения, - были военизированы. Обычное

гражданское управ­ление также постепенно превращалось в управление - военное.

К середине XIX в. во главе 41 губернии из 53 существовавших стоя­ли военные

губернаторы. Система управления страной достигла предельной централизации.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увели­чилось с 16 тысяч в

1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически

бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за

ежедневной работой госу­дарственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал

контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского

общества, а в результате страной правил не только Зимний дво­рец, но и

бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодер­жавием в лице своих

министров, становилось практически неуяз­вимым как самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в

государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учиты­вали следующие критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

2) возраст;

3) познания.

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских

управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армян­ского вероисповеданий,

кроме рожденных до получения их отца­ми сего сана; также детям евангелических

и реформатских пас­торов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на при­влечение к

государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX

в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г.,

предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в

отечественных учебных заведе­ниях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е.

домашнее об­разование), но обязательно в России, в противном случае человек

лишался права на вступление в гражданскую службу. Исклю­чение из этого правила

допускалось лишь с разрешения импера­тора по каким-либо важным причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответству­ющего

свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую

службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об

окончании учебного заведения, то он был обязан на предварительном

испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики.

Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться

поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским

служителем сообразно его происхож­дению. Все канцелярские служители

гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу,

делились на 3 разряда. К первому разряду относились родовые дворяне;

ко второму разряду: дети личных дворян и обер-офицеров, купцов первой

гильдии, священников и дьяконов; к третьему разряду: дети приказных

служителей, исключая рожденных до получения их отцами этого звания, ученых и

художников, не имеющих чинов. Специальным указом императора был определен еще

один - четвертый разряд, в который зачислили тех, кто ранее этого указа

уже был принят в государственную службу: купцы и купеческие дети второй и

третьей гильдии, иностранцы, нижние воинские чины и их дети, мещане и, вообще,

люди вышедшие из податных состояний.

Иностранных дворян, имеющих документы о своем происхож­дении и присягнувших

на подданство России, разрешалось спе­циальным решением Правительствующего

Сената определять в гражданскую службу с помещением в третий разряд

канцелярских служителей.

Запрещение принимать в государственную службу иностранцев и людей,

принадлежащих к податным состоящим, не распространялось на ученую часть. Все

иностранцы, выдержавшие экзамен в науках и удостоенные медицинских и

аптекарских званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной

части в действительную службу и принять присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе

аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

1) Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и

получившие установленные аттестаты.

2) Лица, совершившие курс наук и получившие аттестаты средних учебных

заведений и воспитанники и ученики, высших учебных заведений, не окончившие в

них полного курса наук, но оставившие занятия по уважительным причинам н

одобренные правительством в отношении нравственном.

3) Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы

образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного

аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата

на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам,

составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по

дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие

аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в

канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в

канцелярские служащие были следующие:

1) гимназии;

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского

Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и

удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских

служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с

успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в

Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт

Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский

институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к

III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духов­ные училища, лицеи,

военно-учебные заведения и институт кор­пуса путей сообщения, определялись во

все ведомства граждан­ской службы с классными чинами.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в

гражданскую службу, были следующими:

1) студент;

2) кандидат;

3) магистр;

4) доктор.

Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты

зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора -

чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица, имеющие

ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и

похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 - через 3

года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9 класс - через 4 года; из 9 в

8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б) не имеющие родового дворянства

- через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3 года; из 7 в 6 класс - через 3 года;

из 6 в 5 класс - через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по

служебной лестнице предусматривал сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х

лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхож­дению своему,

вступающие в канцелярское звание, производи­лись в чин 14 класса:

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священ­нослужителей - через 2

года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, -

через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окон­чившие в них полного

курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с лицами,

получившими среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в

низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились

в 14 класс следующим порядком:

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4 года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не име­ющих чинов - через

6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных

заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях,

предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно

не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие

соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого

классного чина 6 лет.

Для производства в чины выше Статского Советника ника­кого срока не

полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое

решение единственно от Высо­чайшего усмотрения.

Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на

тех, кто служил по гражданскому ведом­ству, и на тех, кто перешел в оные из

военной службы.

Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?

При вступлении в службу каждый человек приводился к при­сяге по строго

определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по

месту будущей службы сначала сло­весно, а потом подписанием печатного

присяжного листа. Прися­жные листы после подписания доставлялись из всех

ведомств в Правительствующий Сенат.

Каковы права и обязанности государственных служащих?

Основные права:

1. Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его

чину, причем эти права сохранялись и при вы­ходе в отставку или увольнении от

службы.

2. Никто из государственных служащих не мог быть лишен чи­нов,

приобретенных службой, без утверждения судебного приго­вора императором.

3. Никто не мог именовать себя Российским чином по званию, в иностранных

службах полученному.

4. Гражданским чиновникам запрещалось именоваться воен­ными чинами при

переходе из военной службы в гражданскую. В равных чинах гражданские

чиновники уступали место военным.

5. Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили

мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в Империи

от 30 марта 1834 г.

6. Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.

7. Жены чиновников пользовались личными правами и преиму­ществами их мужей.

8. Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось

жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские служащие

получали сверх этого одежду и паек.

Обязанности государственных служащих:

1) Здравый рассудок.

2) Добрая воля к отправлениям порученного.

3) Человеколюбие.

4) Верность к службе Императорского Величества.

5) Усердие к общему добру.

6) Радение о должности.

7) Местность бескорыстное воздержа­ние от взяток.

8) Правый и равный суд всякому состоянию.

9) По­кровительство невинному и скорбящему.

10)Всякий служащий дол­жен поставить себе в непременную обязанность ведать

все уставы и законы государственные.

11) Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы

Им­ператорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обя­зано хранить

свято и ненарушаемо.

12)Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы,

предназначенные оной законом.

13)Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли

словесно, взыскивается строго по законам.

Каковы преимущества службы в Сибири?

Всем классным чиновникам, направлявшимся на государственную службу в

Си­бирь, выдавалось безвозмездно денежное пособие на подъ­ем и обзаведение.

Размер подъем определялся следующим образом:

а) для чиновников, оправляющихся на службу по предварительному назначению в

должность - годо­вой оклад штатного сей должности звания;

б) для посылаемых в распоряжение местного начальства без предварительного

назна­чения должности, годовой оклад жалованья, присвоенного месту прежней

службы.

За каждые 5 лет усердной службы в Сибири чиновникам полагалась прибавка к

жалованью по четверти оклада до тех пор, пока сумма такой прибавки не

сравняется с полным окладом.

Чиновникам, прослужившим в Сибири усердно и беспорочно не менее 3 лет,

даруется сокращение 35-лет­него срока для получения Ордена Св. Владимира.

Упомянутое со­кращение заключается в том, что 3 года службы в Сибири и

Кав­казской области считаются за 4 года, с распространением сего преимущества

за все время служения и на тех чиновников, кои впоследствии перейдут на

службу в другие губернии.

Задание 3.

Прямоугольная выноска: Центральный исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик. 

1922-1936

Контрольная: История государственного управления в России

Прямоугольная выноска: Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик.

НК

НК

ОГПУ

Прямоугольная выноска: 10 народных комиссариатовКонтрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный суд СССР

Совет народных комиссаров

(исполнительный орган ЦИК)

Президиум ЦИК

(21 чел. в т.ч. Президиум СС+ПрезидиумСН)

Совет Национальностей

Союзный Совет

414 человек

Центральный исполнительный комитет

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Прямоугольная выноска: Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статьи 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Народных Комиссариатов СССР.

1936-1977

Прямоугольная выноска: Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета СССР, одиннадцати его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума. Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

Совет народных комиссаров

(исполнительный орган ВС)

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный Совет СССР

высший орган гос.власти

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный суд СССР

Президиум Верховного Совета

Совет Национальностей

Совет Союза

Контрольная: История государственного управления в России

1977-1993

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный Совет СССР

высший орган гос.власти

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный суд СССР и

Прокуратура

Совет министров СССР

(исполнительный орган ВС)

Президиум Верховного Совета

Совет Национальностей

Совет Союза

Контрольная: История государственного управления в России

1993-????

Местное самоуправление

Государственная власть субъектов Российской Федерации

Контрольная: История государственного управления в России

Суды РФ

Высший Арбитражный

Контрольная: История государственного управления в России

Верховный Суд РФ

Контрольная: История государственного управления в России

Конституционный

Контрольная: История государственного управления в России

Заместители

Федеральные министры

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Председатель Правительства

Контрольная: История государственного управления в России

Правительство РФ

Контрольная: История государственного управления в России

Президент РФ - глава государства

Совет Федерации

Государственная Дума

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России

Федеральное собрание

Скругленная прямоугольная выноска: Ст.10 Конституции РФ

Исполнительная

Судебная

Законодательная

Контрольная: История государственного управления в России

Госдарственная власть в РФ

Контрольная: История государственного управления в России Контрольная: История государственного управления в России


© 2010 Собрание рефератов