Контрольная: Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории
значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили
продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном
предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и
приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах,
количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу
страну Гардорикой - страной городов.
Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и
занимались земледелием и скотоводством.
Кроме гражданского права в Киевской Руси существовало и церковное право,
регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступлений, подлежащих
церковному суду. Это церковные уставы князей Владимира и Ярослава. Церковному
суду подлежали семейные преступления, колдовство, богохульство и суд над
людьми, принадлежащими к церкви. После принятия христианства на Руси
возникает церковная организация. Русская церковь считалось частью вселенской
Константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит - назначался
константинопольским патриархом. В 1051году от Рождества Христова киевский
митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских
епископов. Это был митрополит Илларион, выдающийся писатель и церковный
деятель. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались
Константинополем. В крупных городах были учреждены епископские кафедры,
бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий
находились епископы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись
все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри.
Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков -
десятину.
Особое место в церковной организации занимали монастыри. Монастыри
создавались как добровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от
обычной мирской жизни и посвятивших себя служению Богу. Самым известным
русским монастырем этого периода был основанный в середине XI века от
Рождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие церковные
иерархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами,
занимались торговлей. Скапливавшиеся в них богатства расходовались на
строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли
очень важную роль в жизни средневекового общества. Наличие в городе или
княжестве монастыря, по представлениям людей того времени, способствовало
стабильности и процветанию, так как считалось, что «молитвами иноков
(монахов) мир спасается». Церковь имела большое значение для Русского
государства. Она способствовала укреплению государственности, объединению
отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влияние
церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской
культурной традиции, продолжая и развивая ее.
Рассуждая о политическом строе Киевской земли в «удельно-вечевой период»,
М.С.Грушевский утверждал, что «земская автономная, суверенная община,
обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на дружину,
составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй. Первый из
этих элементов — общинный — вступает в рассматриваемый период в состоянии
ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем возвращается
к политической деятельности, но не создает для себя определенных, постоянных
функций, а остается в своей практике, так сказать, органом экстраординарным,
текущее же управление ведает элемент дружинный, причем эти два элемента
иногда конкурируют и сталкиваются. Представления М.С.Грушевского о
политическом строе Киевской земли отрывают общинно-вечевую власть от
княжеской власти, противопоставляя их друг другу, что неправомерно, поскольку
этим разрушается единство социальной структуры киевского общества, а
княжеско-дружинная знать оказывается в изолированном от земской среды
положении, превращаясь в некую замкнутую надклассовую социальную категорию.
Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой социально-
политической целостности, где вече — верховный орган власти, а князь -
олицетворение высшей исполнительной власти, подотчетной, подчиненной вечу.
Князь, будучи главой общинной администрации, в то же время сам представлял
собой общинную власть, выполняя разнообразные функции. Вот почему князь
являлся необходимым элементом социально-политической структуры. В XI - начале
XII веках от Рождества Христова шел процесс образования республики, а не
монархии. Республиканские порядки сложились в Киеве несколько раньше, чем
даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан
современной историографией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется,
древний князь таил в потенциал монархические качества и свойства. Но для
того, чтобы они получили выход и возобладали, необходимы были иные социальные
и политические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского
периода отечественной истории.
Сохраняется прежняя суверенность и самостоятельность городской общины,
проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изяслава Давыдовича:
«Послаша Кыяне Демьяна Каневского по Изяслава по Довыдовича». Понятно почему,
оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: «Посадили мя Кыяне». Интересно,
что в качестве посланца городской общины выступает епископ, видимо церковь
становиться подручной общины. Сохраняются традиции прежней жизни. Но
антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьба князей за
киевский престол сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольный город
становится добычей соседних городов государств. Свидетельством этого служит
ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинство враждебных
городов-государств опустошило город: «Церквам горящим, крестьяном убиваемом,
другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеми нужею от мужа свои,
младенци ры даху зряще матери своих и взяша именья множьство и церкви
обнажиша иконами и книгами и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя не, и
Суждльци и Черниговци». После упомянутого погрома политические силы киевской
общины были надломлены, и она не смогла уже полностью оправиться от
нанесенного ей удара. По разграблении Киева, его сын Мстислав Андреевич
сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевская община не сразу сдает
свои позиции. Но, с возрастанием могущества пригородов Киевской земли
Киевская община, хотя и ведет себя довольно-таки инертно, все же больше
становится уже лишь орудием в руках других сил.
После Олега (879-912 года от Рождества Христова) княжил. Игорь, которого
называют Игорем Старым (912- 942 года от Рождества Христова) и считают сыном
Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них подробно,
очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись. Дружинники
Игоря пожаловались князю на то, что отроки Свенельда богаты, а они бедны.
Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по настоянию
дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но при возвращении
Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта часть невелика. Князь
отпустил большую часть дружины, а с оставшимися пошел по дань вторично.
Очевидно он нарушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей раз древляне не
выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников. После Игоря
страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась
вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных
реформ, из которых самая значительная — административно-налоговая: есть
основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно
распространенная прежде, была отменена и замене на систематической уплатой
дани, которая собиралось в административных центрах (погостах) специальными
чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила в Константинополь в 955
году и приняла там христианство, однако она имела отношения и с западной
церковью. Возможно, это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964 году
от Рождества Христова Святослав «возмужал» и отстранил мать от власти.
Святослав был прежде всего князем-воином, стремившимся приблизить Русь к
крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в
непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес
сокрушительное поражение печенегам под Киевом, совершил два похода на
Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Ярополк (972-980
года от Рождества Христова). Своей главной задачей Ярополк считал объединение
всей державы, и всячески стремился к осуществлению этой цели. Советником
князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осуществить
задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против
своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во
время встречи с победившим братом Ярополк бы убит двумя варягами. Владимир
остался единовластным правителем державы.
________________________________
3. Расцвет государства Киевская Русь.
В княжение Владимира Святославича к Древнеруссому государству были
присоединены червенские города - восточнославянские земли по обе стороны
Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила
более действенную защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир стремился
не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел
подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традиционные
языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть,
которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства.
«Повесть временных лет» отмечает: «и стал Владимир княжить в Киеве один и
поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной
головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши.
И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и
дочерей, а жертвы те шли бесами и оскверняли землю жертвоприношениями
своими». Послание другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы
уничтожались. Однако языческая реформа не удовлетворила князя Владимира.
Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть
успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже
Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь
воспринималась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и
Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято
христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь
началось за долго до признания его официальной государственной религией.
Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства
уровняло Киевскую Русь с соседними государствами. Христианство оказало
огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые
отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством
богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало
огромный толчок развитию русской культуры и искусства. Прослеживается влияние
христианства и на политическую структуру Древнерусского государства. Но
именно здесь отчетливо проявились противоречия между мероприятиями киевских
князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в
конечном счете, реальным ходом социально-экономического развития, которое
вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности уже на новой
основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства,
Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси.
После смерти Владимира между сыновьями началась ожесточенная борьба за
власть. Один из сыновей Владимира, Святополк, захватил власть в Киеве и
объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его
братьев - Борис ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский.
Занимавший престол в Новгороде Ярослов Владимирович понимал, что опасность
угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на
помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-
варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в
Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве
Великого князя Киевского (1019-1054годах) В 1024г. против Ярослава выступил
его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили
государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу,
а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в
1035г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - это
время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы.
Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.
Носители верховной власти в Киевской державе считался весь княжеский род, а
каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества,
которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя
на его место «садился» не его старший сын, а старший в роду между князьями.
Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди
остальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области в
другую, из менее в более богатую и престижную. По мере увеличения княжеского
рода расчет по-старшинству становился все труднее. В отношения князей
вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья
стремились подняться выше своих родичей. После смерти Ярослава Мудрого, Русь
вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это
говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются
отдельные княжества-земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются
свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого
была еще борьбой направленной на поддержание принципа родового владения
Русью.
Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями.
Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно
беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы
часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в
союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.
Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись
пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха
(на севере).
Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим
звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим
хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община вервь.
Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине
и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-VIII веках. Члены
верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были
поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На основе полянского
союза племенных княжеств к началу IX века сложилось политическое образование,
носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в
Восточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси
варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в
так называемом "Баварском хронографе", составленном между 811 и 821 гг.,-
Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко
времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается.
Вопрос остается дискуссионным, но наиболее вероятно, что это название имеет
местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское в основе) происхождение
и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в. В этом же столетии оно
выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего
территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX
веке от Рождества Христова включала помимо земли полян значительную часть
территории северского союза. Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на Руси
в IX-X веках от Рождества Христова скандинавских дружинников-варягов и
летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии
(Рюриковичей) породили длительную (с XVIII века от Рождества Христова)
дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку
зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали
это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не
вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так
и активное участие в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в
формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем
сохраняется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе
о призвании Рюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой
половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный
титул "каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший
верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-
первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства,
созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками -
хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были
вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула
кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства -
Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над
князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили
титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с
титулом кагана, и за киевским князем в IX - первой половине X веках от
Рождества Христова). IX-X века от Рождества Христова были временем
постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов
племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать
- дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по
византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII
веках от Рождества Христова. К IX веку от Рождества Христова он несомненно
выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных
княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе
союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан лишь выплачивать подать -
дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали
территории подчиненного союза; такой объезд со сбором дани именовался
полюдье. Взималась дань в X веке от Рождества Христова в фиксированных
размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложения:
дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном
случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного
крестьянского хозяйства). Есть данные, что социальные процессы, свойственные
среднеднепровской "Руси", происходили и в других союзах племенных княжеств
(складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе
военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении
даннической системы за рамки "своего" союза, переходе к эксплуатации "чужих"
общностей. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных
княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-
наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился
новый град, становившийся центром территории вместо старого "града"
"племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация
сепаратистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX
в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне
восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы
взимания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила
жестокий разгром Древлянской земле. Для земель дреговичей, радимичей и
кривичей первый этап подчинения относится к IX веку от Рождества Христова,
второй - к концу X века от Рождества Христова, вятичей - соответственно ко
второй половине X и второй половине XI веков от Рождества Христова (эта
восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность).
Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же
непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли
в X в. были заняты тюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай -
включение в состав Киевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX
веке от Рождества Христова сложилось полиэтничное политическое объединение,
включившее помимо словен, часть кривичей и финноязычного населения (чуди).
Входили в него также и переселенцы из Скандинавии.
Около 60-х годов IX века от Рождества Христова на княжение в это объединение
был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной.
Его преемник Олег (по одной версии - скандинав, по другой - представитель
местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII века от Рождества
Христова скандинавские элементы) в 882 году от Рождества Христова захватил
Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции государствообразования в этой
последней были гораздо сильнее, чем в северном политическом объединении, во
княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в
территорию, зависимую от Киева, и обложение ее данью. С ликвидацией
"автономии" восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма
эксплуатации их населения киевской военнодружинной знатью.
Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева; дань
собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших
союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две
трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-
наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства,
управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование
волость. Государство же в целом в X веке от Рождества Христова носило
название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю
территорию, подвластную киевским князьям) и "Русская земля". Такая структура
государства сложилась к концу X века от Рождества Христова, в эпоху киевского
княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти
крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) -
Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове
(дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-
Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове
(земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме
(финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском
полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично
финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в
IX-X веках от Рождества Христова сложилась широкая неславянская периферия из
финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в
состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили
этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ
Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в
Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др. Волости
сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их
границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности
князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так, в 1054 г. по
завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его
сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом территории "Руси" в узком
смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль на
побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость
Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую
землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича
(1078-1093) на юго-западе Руси сформирова лись волости с центрами в Перемышле
и Теребовле. Главной формой эксплуатации земле дельческого населения в конце
X - середине
XII в. оставалась государственная дань - налог. В то же время к данному
периоду от носится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной
земельной собствен ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала
складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские
села и охотничьи угодья. В XI в. появляется земельная собственность у
дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще
существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть
территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-
дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.
Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных
отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов
Киевской Руси именовался «Правда Русская». В XI в. происходит складывание так
называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных
частей - «Древнейшей Правды» (или "Правды Ярослава") и "Правды Ярославичей".
Древнейшая Правда представляет собой кодекс, созданный Ярославом после победы
над Святополком и предназначенный первоначально для новгородцев (оказавших
ему поддержку в междоусобной войне): при этом в ней использовались уже
существовавшие правовые нормы (отчасти известные из статей русско-
византийских договоров 911 и 944 гг.). Так называемая Правда Ярославичей
появилась, по мнению одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по
мнению других - в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юридическом
памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения
большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности,
должностных лиц и зависимых людей вотчины.
Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Киевской Руси в
этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского
князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя
иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены
именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представители
назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает
употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр,
рекрутировавшимся в основном из "молодшей дружины", а для менее зависимого от
князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские.
Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по
происхождению термин, распространение получил только на севере Руси).
Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в
древнерусском праве. В начале XII века от Рождества Христова все ее
представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был
установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого
свободного человека, в том числе младшего дружинника.
Со складыванием к концу X века от Рождества Христова структуры единого
государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления.
В качестве должностных лиц государственной администрации выступают
представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума),
представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из
числа дружинников посадников-наместников в городах; воевод - предводителей
различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких - высших
должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества,
восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей -
данников, судебных чиновников - мечников, вирпиков, емцев, подъездных;
сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей,
метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного
хозяйства - тиуны (с ХII века от Рождества Христова они включаются и в
систему государственного управления). Лично свободное сельское население,
обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди.
Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг
использовались термины «челядь» (единственное число: «челядин») и холопы. Их
не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство
холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в
качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды.
Вопрос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее
вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения,
зависимого от князя; но есть так же мнение, что этим термином обозначались
все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать - дань. Во второй
половине XI века от Рождества Христова появляется категория закупов - людей,
вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на
господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным
между свободными людьми и холопами. Княжение Владимира Святославича (980-
1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась
структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск
печенегов на южные границы.
После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть
между его наследниками. Туровский князь Святополк (сын убитого в борьбе с
Владимиром его старшего брата Ярополка, усыновленный великим князем) захватил
киевский стол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и
Святослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми
русскими святыми). В 1016 г. против Святополка выступил княживший в Новгороде
Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наемных варягов. В битве под
Любечем (на Днепре выше Киева) Ярослав одержал победу. Святополк бежал в
Польшу к своему тестю польскому королю Болеславу Храброму.
В 1018 г. Болеслав выступил в социальное поход на Русь, разбил Ярослава,
занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу,
оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и
Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав,
бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев,
давших средства на найм новой варяжской дружины, и опять двинулся на Киев. На
этот раз Святополк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая
боя, и в 1019 г. подошел к столице теперь уже с печенежским силами. Войско
Ярослава одержало победу, Святополк бежал на западные границы Руси и по
дороге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав
воевал со своим племянником Брячиславом Изяславичем, княжившим в Полоцке. Тот
претендовал на Новгород, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с
киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат тмутараканский
князь Мстислав Владимирович. Незадолго до этого Мстислав укрепил свое
княжество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке
касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди
влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился
в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, вызванное
голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с
Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ
Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дружину оставил в
резерве. Мстислав выставилпротив варягов северян - ополчение из жителей
Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою
русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили
договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в
Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем"
Русской земли. В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами:
они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли
опасности для Руси. В 1043 г. обострились русско-византийские отношения.
Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном
Владимиром (ум.1052 г.), князем новгородским. Поход оказался неудачным -
русское войско было разбито греческим флотом. После смерти Ярослава в 1054 г.
и упомянутого выше раздела княжений между его сыновьями некоторое время
сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав,
черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составляли правящий
триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к
временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых -
Черниговской и Переяславской (упразднены в конце 70-х годов после смерти
Святослава и Изяслава).
Князьям-триумвирам удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-
торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. Но во
второй половине 60-х годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067 гг.
развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным
племянником полоцким князем Всеславам Брячиславичем. В конце концов Всеслав
был вероломно захвачен во время переговоров и заключен в Киеве в темницу -
поруб. В 1068 г. в крупный поход на Русь двинулись половцы (кипчаки, куманы)
- тюркский кочевой этнос, сменивший печенегов и торкав в причерноморских
степях. Три Ярославича потерпели поражение в открытом бою и бежали в свои
города. Тогда в Киеве началось восстание горожан, требовавших у Изяслава
оружие и коней, чтобы биться с половцами. Кульминацией восстания стало
освобождение Всеслава Полоцкого из поруба и про возглашение его киевским
князем. Изяслав бежал в Польшу. Всеслав находился у власти 7 месяцев, причем
младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство. Святославу
удалось разбить значительную часть половецких сил и взять в плен хана
Шарукана.
Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол,
вынудив Всеслава бежать в Палоцк. Однако союзнические отношения между
братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Всеволод
изгоняют Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние
скитания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и
римского папы.
Киевским князем стал Святослав. После его смерти в 1076 г. престол занял
Всеволод, но в следующем году он уступил его Изяславу, двинувшемуся на Русь с
польским войском. В конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси обострилась
борьба зависимого населения против феодальной знати. Она была вызвана
усилением феодальной эксплуатации, в первую
очередь государственной, широким распространением помимо дани других податей,
таких,
как виры и продажи (судебные пошлины), корд (поставки для содержания
княжеских должностных лиц). Помимо упомянутого восстания в Киеве произошли
выступления в Новгороде и Ростовской земле. Движение принимало здесь форму
антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии. Во главе
его вставали языческие жрецы - волхвы. Решительные действия представителей
государственной власти позволили справиться с этими выступлениями. В 1078 г.
в политическую борьбу на Руси вступили в качестве самостоятельных князей
представители следующего поколения - внуки Ярослава. Лишенные столов князья
Олег Святославич (сын Святослава Ярославича) и Борис Вячеславич (сын младшего
сына Ярослава - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где кня-
жил брат Олега Роман), заключили союз с половцами и двинулись на Русь. Им
удалось разбить Всеволода, а затем овладеть Черниговом.
Тогда против Олега и Бориса выступило войско четырех князей: Изяслава с сыном
Ярополком и Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В битве на Нежатиной Ниве
близ Чернигова погибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич.
Половецко-русское войско молодых князей потерпело поражение; Олег бежал в
Тмутаракань. Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду. В 1079 г.
тмутараканский князь Роман Святославич вместе с половецким войском выступил
против Всеволода. Киевский князь сумел заключить мир с половцами, после чего
те убили Романа. Олег же был схвачен агентами Византии и отправлен в ссылку
на о. Родос в Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083г, и вокняжился в
Тмутаракани. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было време
нем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси.
Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (получивший свое прозвище
по матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха)
окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных
княжеств, сохранявший еще собственных князей. После смерти Всеволода в 1093
г. наступает период обострения усобиц и борьбы с половцами. Киевским князем
стал старший племянник Всеволода Святополк (сын Изяслава Ярославича). В том
же 1093 г. Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, князем
переяславским, выступили против половцев, начавших войну с Русью. Русские
войска потерпели жестокое поражение, князь Ростислав утонул в р. Стутне во
время отступления; после этого половцам удалось захватить несколько городов
(что было крайне редким явлением в русско-половецких отношениях). Южная Русь
подвергалась сильному разорению. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с
половцами пришел из Тмутаракани на Русь и вынудил Владимира Мономаха уйти из
Чернигова в Переяславль. В два последующих года Свято полк и Владимир вели
борьбу одновременно с половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с Олегом. В
1095 г. Владимир под Переяславлем уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В
1096 г. была разгромлена орда Тугоркана, а сам он (тесть Святополка) убит.
Олег в том же году был изгнан из Чернигова и перенес усобицу на северо-восток
Руси. Здесь, под Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мономаха Изяслав,
но старший брат последнего Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу
поражение в Ростовской волости, после кото рого тот вынужден был пойти на
переговоры со своими двоюродными братьями Святопалком и Владимиром. В 1097 г.
на съезде князей в Любече было заключено соглашение, по которому Святополк,
Владимир и Олег с братьями Давы дом и Ярославом Святославичами должны были
владеть отчинами - территориями, которые по завещанию Ярослава Мудрого
принадлежали их отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с центрами
соответственно в Киеве, Переяславле и Чернигове). Давыд Игоревич, внук
Ярослава, получил Владимир-Волынский, а внуки старшего сына Ярослава
Владимира - Володарь и Василько - соответственно Перемышль и Теребовль (Юго-
Западная Русь). Князья договорились о совместных действиях по защите Руси:
"...имемся в едино сердце и блюдем Русскую землю". Но сразу же после съезда
разгорелась новая кровопролитная усобица. Давыд Игоревич в сговоре со
Святополком Изяславичем захватил в Киеве Василька Ростиславича Теребовльского
и ослепил его. После этого он попытался захватить волость Василька, но
потерпел поражение от его брата Володаря и вынужден был освободить пленника.
Тем временем Владимир Мономах с Олегом и Давыдом Святославичами выступили
против Святополка. Тот вынужден был пойти в поход против Давида Игоревича и
изгнать его из Владимира-Волынского. После этого Святополк, однако, попытался
захватить также волости Володаря и Василька. В решающей битве он потерпел
поражение, и тогда его сын Ярослав привел в Перемышлю (столице княжества
Володаря) войско венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич, к этому времени
вступивший в союз с Володарем, в противовес венграм соединился с половецким
ханом Боняком. В битве под Перемышлем (1099) половцы, применили характерный
для кочевников прием "ложного отступления": их отряд подскакал к расположению
венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство; когда же венгры
погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окруженное войско
Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери.
Потерпела неудачу и попытка Святополка закрепить за собой Владимир-Волынский.
В 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог трехлетней
войне. Давид Игоревич как инициатор усобицы был лишен Владимира-Волынского и
посажен на княжение в Бужск (менее значительный город Западной Руси).
Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром
Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую
степь с участием многих русских князей - в 1103,1107, и 1111гг.; были разбиты
ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба,
Сугра. В 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло
восстание против администрации умершего князя и ростовщиков. В этих условиях
киевское боярство пригласило на княжение Владимира Мономаха. Владимир,
вокняжившись в Киеве, издал ряд законов, учитывавших требования восставших;
по его повелению был создан новый юридический свод - так называемая
Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные
перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII в.
Пространная Правда фиксирует существование боярской собственности;
специальные разделы посвящены закупам, новой категории зависимого населения,
а также холопам. Внесены были изменения и в ряд существовавших ранее норм.
Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского
государства, были борьба со степными кочевниками, защита торговых путей и
обеспечение наиболее благоприятных торговых связей с Византийской империей.
Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках
Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими
князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные
условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и
Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить
условия торговли проводили к военным столкновениям. При князе Олеге
объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии
Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийского
императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел
еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на
Константинополь князя Игоря в 944г. В соответствии с договорами русские купцы
ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть
месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье
города. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля
была по преимуществу меновой. Византийская империя стремилась втянуть
соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и подчинить
своему влиянию. Так, византийский император Никифор Фока пытался
воспользоваться русским войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой
Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968г. русские войска князя
Святослава Игоревича вторглись на территорию Болгарии и заняли ряд городов по
течению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый
и политический центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было
расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на
Балканах. Вероятно, под влия нием греческой дипломатии печенеги напали в
969г. на ослабленный в военном отношении Киев. Святослав был вынужден
вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в
Болгарию, действуя уже в союзе с болгарским царем Борисом против Византии.
Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий,
один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские
дружины разгроми ли византийцев и обратили их в бегство.
Преследуя отступающую армию, войска Святослава захватили ряд крупных городов
и дош ли до Адрианополя. Под Адрианополем был заключен мир между Святославом
и Цимисхием.
Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен
осенью, а весной Византия начала новое наступление.
Болгарский царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца
перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной
осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому
договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые
связи. Русь и Византия становились союзниками.
Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него
послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного
удовлетворения за обиду князь Ярослав Мудрый послал к византийским берегам
флот, во главе которого стоял его сын Владимир и воевода Вышата.
Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием
Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между
Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того времени был
закреплен династическим союзом - браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью
императора Константина Мономаха.
Соседом Древнерусского государстваявлялся Хазарский каганат, располагавшийся
на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского
происхождения. Их столица Итиль, находившаяся в дельте Волги, стала крупным
торговым центром. В период расцвета Хазарского государства некоторые
славянские племена платили хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих
руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона,
керченский пролив, переправу между Волгой и Доном. Установленные там
таможенные пункты собирали значительные торговые пошлины. Высокие таможенные
платежи отрицательно сказывались на развитии торговли Древней Руси.
Иногда хазарские каганы (правители государства) не довольствовались торговыми
сборами, задерживали и грабили русские купеческие караваны, возвращавшиеся с
Каспийского моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских
дружин с Хазарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил
Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и
центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское
название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское
княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал
форпостом Руси на Черном море. В конце Xв. русские дружины совершили ряд
походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.
Борьба против В X и начале XI веков от Рождества Христова на правом и левом
кочевников берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые
совершали быстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для
защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений
городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях
вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с
князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии.
Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое
положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось
продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня,
Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года
спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь
Святослав был убит.
Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе
Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне, и других были построены
крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели
постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей")
разных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы,
князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных
племен: словен, кривичей, вятичей.
После 1136г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского
государства.
По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый
возвел Софийский собор в Киеве. В середине XIв. печенеги были вытеснены из
южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами
кипчаков. На Руси их называли половцами, они заняли Северный Кавказ, часть
Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным
противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение
Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время
княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать
половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно
значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда половецкие ханы
даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки организовать
общерусские походы против половцев.
Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским
дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести
половцам удар на их территории. В 1111г. русскими войсками была взята столица
одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от
современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный
Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. И в течение всего
XII века от Рождества Христова происходили военные столкновения между
русскими князьями и половецкими ханами.
________________________________
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Это самый маленький раздел... Ибо можно долго перечислять исторические факты
или рассказывать о хронологии событий. Но просто невозможно преувеличить или
переоценить значение Киевской Руси в дальнейшем политическом, общественном и
культурном развитии украинского народа и украинской государственности (как,
впрочем, и в развитии русского и белорусского народов).
Итак, попытаемся сформулировать главную идею настоящей работы:
«Киевская Русь стала плодом закономерного политико-культурного развития
славянских племен — предков современного украинского народа, населявших, в то
время территорию нынешней Украины, и явилась колыбелью украинской
государственности. Также, Киевская Русь в период своего расцвета играла далеко
не последнюю роль в политике государств Европы и Азии, что само по себе говорит
о начале периода становления авторитета украинского народа в мировой
политической системе. Одновременно можно говорить о большом культурном наследии
украинского народа, истоки которого восходят к временам Киевской Руси».
Действительно, создание и расцвет государства Киевская Русь показало на деле,
какой огромный культурный, политический и духовный потенциал заложен во всех
славянских народах. А развитие правовых основ государственности в Киевской
Руси подчеркивает, что украинский народ мог и может опираться на исторически
сложившуюся закономерность развития независимого правового государства на
территории современной Украины.
________________________________
Список использованной литературы.
1. Істория України в особах. Давньоруськая держава. - К., 1997.
2. Коринний Н.Н Переславская земля. Первая половина XIII в. - К., 1992.
3. Літопис руський. - К., 1989.
4. Толочко П.П. Київськая Русь. - К., 1996
5. Україна і світ: Істория господарства від первісної доби і перших
цівілізацій до становлення індустріального суспільства. - К. 1994
6. Грушевский М.С. История Киевской земли.
7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIIвв. М., 1982
8. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979
9. Корнелий Тауит. Сочинения в 2-х томах. Т 1, 1969г.
10. Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси.
11. Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956
12. Павленко Ю.В. Основные закономерности и пути формирования раннеклассовых
городов-государств // Фридрих Энгельс и проблема истории древних обществ.
Киев /Отв. ред. В.Ф. Геннинг. 1984
13. Янин В.Л. Проблемы социальной организации Новгородской республики.
//История СССР, 1970
14. Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1989
15. Рыбаков Б.А. Древняя Русь, Сказания. Былины. Летописи. М., 1963
16. «Повесть временных лет»
17. Родзынская Е.А. Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюгасоне
//ТОДРЛ. 1935, N2
18. Тихомиров М.Н. Крестянские и городские восстания на Руси XI- XIIIвв. М.,
1955.
19. Черепин Л.В. Общеполитические отношения в Древней Руси и «Русская Правда».
20. Очерки истории СССР: Период феодализма IX-XVвв./Под ред. Б.Д.Грекова,
Л.В.Черепина, В.Т.Пашуто. Ч.1. М., 1953
21. Мавродин В.В. Народное воспитание в Древней Руси XI-XIIвв. М., 1961.
22. Дроянов И.Я. Кмевская Русь: Очерки социально-экономической истории.
Л.,1974.
23. История государства и права СССР 4.1/Под ред. Ю.П.Титова. М.,1988.
24. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства.
М., 1949.
25. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953
26. Зимин А.А. Холопы на Руси. М., 1973
27. Покровский .С.А. Общественный строй Древнерусского государства. В кн:
Труды ВЮЗИ М.,1970, Том XIV
Страницы: 1, 2
|