Министерство общего и профессионального образования РФ
Красноярский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра истории государства и права
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
СИСТЕМА ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
ПО КОНСТИТУЦИИ 1918 ГОДА
Выполнил:
студент заочного отделения (общий поток), гр. ЮЗ – 13
А. Г. Тузов
Проверил:
доц. О.П. Подосенов
Красноярск 2000
ПЛАН
Введение
1.Высшие органы власти и управления....................................
.......
4
2. Местные органы власти и управления..................................
.......
8
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Авторы Конституции (Основного Закона) РСФСР 1918 года, на наш взгляд, не ставили
перед собой целью выстроить перспективу развития государства. Учитывая тот
факт, что Советская власть только начала успешное освоение на местах
(фактически в 1918 году стало ясно, что Советы имеют большую возможность
установится на территории страны), было важно утвердить уже установившийся
строй. Работа на перспективу могла начаться только после того, как будут
подведены промежуточные итоги. Ведь к 1918 году всевозможных нормативных актов,
устанавливающих государственный строй, было не менее пятисот. Подчас они
противоречили сами себе. На местах о существовании многих из них просто не
знали, и, следовательно, не могли проводить реконструкцию государственного
аппарата одновременно с Москвой и С. –Петербургом
[1]. Назрела необходимость внести ясность в схему государственного
устройства. Таким образом появление Конституции РСФСР 1918 года стало
естественным явлением, призванным установить порядок и единообразие
государственного аппарата.
В данной работе автор ставил перед собой целью обрисовать структуру
государственной власти как высшей, так и местной, исходя из норм,
закрепленных в Конституции РСФСР 1918 года. В работе также нашли свое
отражение мнения некоторых зарубежных и отечественных историков по данной
теме.
1. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были
представлены Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских,
красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийским Центральным
Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции
структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в
разделе третьем подразделе “А” главах шестой, седьмой и восьмой
соответственно.
Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центральный Исполнительный
Комитет Советов
Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав
съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат
от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат
от 125000 избирателей). При этом, если между губернским съездом и съездом
Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного.
Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом
Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность
чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов,
руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения
РСФСР.
Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган – ВЦИК Советов,
численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29
устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Таким образом ВЦИК
являлся органом, избираемым и подотчетным Всероссийскому съезду Советов,
который осуществлял высшее государственное правление в период между съездами
Советов. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и
контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех
органов государственной власти в РСФСР.
Законодательная функция ВЦИКа проявлялась в рассмотрении и утверждении
проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в
издании собственных нормативных актов.
Компетенция Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Советов
К компетенции Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального
Исполнительного комитета Советов относились такие вопросы, как: общее
руководство внешней и внутренней политикой, заключение мира и объявление
войны другим государствам, установление основ и общего плана народного
хозяйства, утверждение бюджета, установление налогов, установление основ
организации ВС РСФСР, формирование состава СНК, объявление амнистии и т.п.
(ст. 49). Таким образом к ведению съезда Советов и ВЦИК Советов относились
вопросы, носящие общегосударственный, стратегический характер. Съезд Советов
и ВЦИК Советов могли устанавливать дополнительный круг вопросов для
собственного ведения через принятие соответствующих нормативных актов (ст.
50). К исключительному ведению съезда Советов относились вопросы
установления, дополнения и изменения основных начал Конституции и ратификация
мирных договорах (ст. 51). Правда ст. 52 вводит некоторое ограничение на
исключительное ведение съезда Советов: в случае, если съезд Советов
невозможно созвать, то ВЦИК Советов имел право принимать решение по вопросам,
отнесенным к п.п. ”в” и “з” ст. 49, а равно и п. “б” ст. 51: установление и
изменение границ, отчуждение земель РСФСР, а также объявление войны и мира,
ратификация мирных договоров с иностранными государствами. Таким образом,
съезд Советов имел лишь исключительное право принимать решения по изменению
Конституции РСФСР. Остальные вопросы ведения дублировались ВЦИКом Советов.
Совет Народных Комиссаров: структура и компетенция
Совет Народных Комиссаров являлся высшим органом исполнительной власти в РСФСР.
СНК РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция
ставила следующую цель деятельности СНК: принимать все “необходимые меры для
правильного и быстрого течения государственной жизни”
[2].
СНК полностью отвечал за свою деятельность перед съездом Советов, а также ВЦИКом
Советов. О каждом своем решении СНК обязан был сообщать ВЦИК Советов. ВЦИК же
имел право приостановить (отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не
обязывала ВЦИК обосновывать свое решение о приостановлении (отмене)
нормативного акта СНК, что ставило СНК в полную зависимость перед ВЦИК Советов.
[3] Фактически СНК было запрещено единолично принимать решения
общеполитического масштаба, решения такого рода должны были утверждаться
ВЦИКом. Круг таких вопросов Конституция не конкретизировала.
[4]
За СНК закреплялась оперативная функция управления, о чем говорит прим. к ст.
41: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены
СНК непосредственно”.
Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было
образовано 18: по иностранным делам, по военным делам, по морским делам, по
внутренним делам, юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, почт
и телеграфов, по делам национальностей, по финансовым делам, путей сообщения,
земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного
контроля, ВСНХ, здравоохранения.
При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой
утверждаются решением СНК. Председатель – народный комиссар вправе принимать
единоличное решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата.
Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК
или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал
перед СНК и перед ВЦИКом.
2. Местные органы власти и управления
Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были
представлены Съездами Советов, Советами депутатов и Исполнительными
комитетами Советов. В Конституции структура, порядок формирования и
компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “Б” главах
десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.
Съезды Советов
Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов: областные, губернские
(окружные), уездные (районные), волостные. Областные съезды Советов
формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на
25000 избирателей, от городов – 1 депутат на 5000 избирателей, но не более
500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из
представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей,
от городов – на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ). Уездные
(районные) – из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей,
но не более 300 на уезд (район). Волостные – из представителей всех сельских
Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета). Предусматривались
отклонения от нормы представительства: в уездных Советах участвуют депутаты
от городов с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей,
насчитывающие менее 1000 жителей объединялись для избрания депутатов в
уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов на волостной
съезд Советов посылают одного представителя.
Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же
принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух
раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного
раза в месяц по волости.
В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти
на определенной территории.
Советы депутатов
Советы депутатов образуются в городах, население которых превышает 10000
человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в
селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек,
но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Конституцией (ст. 57, второй
абзац) ограничивался срок полномочий депутатов: он составлял 3 месяца.
Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим
собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно
организовать.
Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не
менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз
в неделю в селениях.
Совет депутатов (Общее собрание)[5]
являелся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общего
собрания) на соответствующей территории.
Исполнительный комитет
Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на
существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов
и о Совете депутатов, что позволяло по усматрению соответствующих Советов
изменять, в пределах не оговоренных в Конституции и иных нормативных актов
высших органов власти, структуру Исполкомов.
Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет
соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов
Исполкома не должно превышать 25, по уезду – 20, а по волости –10.
Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах
местности и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего
его, в период между съездами Совета.
Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим
его съездом Советом (Советом депутатов).
ЛИТЕРАТУРА
1.в), сформировавшего его, в период между работой соответствующего Совета.
Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим
его съездом Советом (Советом депутатов).
Для реализации стоящих задач перед Исполкомом в рамках его структуры
образуются отделы, назначаются их руководители.
Предметы ведения органов Советской власти на местах[6]
Конституция РСФСР к предметам ведения Советов всех уровняй, а равно и
Исполнительным комитетам относила следующие[7]
:
– проведение в жизнь всех постановлений органов высшей власти;
– принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном
отношениях;
– разрешения вопросов местного значения;
– координация деятельности в пределах данной территории.
Конституция также предусматривала возможность контроля за деятельностью ниже
стоящих органов местной власти. О всех серьезных нарушениях реализации
государственной политики на местах выше стоящие органы обязаны были сообщать
органам высшей власти. В том же порядке любые решения ниже стоящих органов
могли быть отменены (и в данном случае Конституция не оговорила обязанность
обоснования отмены решения, а также возможные причины применения этого
права).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на схеме органов государственной власти, представленной в
Конституции РСФСР 1918 года, мы можем сделать вывод, что теоретически
существовала возможность разделения ветвей власти на законодательную и
исполнительную. Учитывая, что данная Конституция являлась промежуточным
этапом в строительстве нового государства, развитие государственного аппарата
могло пойти по практически любому пути. В т.ч. по пути разделения властей, и
тем самым существовала возможность бытия демократической власти в РСФСР.
История же показывает нам, что развитие государства не пошло по этому пути.
Хорошо это или плохо сейчас говорить невозможно, ведь мы не можем даже
предположить о результатах функционирования государственного аппарат в
демократической модели.
Конституция имела зачатки диктатуры: были очень смешанные функции органов
государственной власти, фактически вся власть могла быть сосредоточена в
руках одного или нескольких людей, без обоснований ВЦИК мог вмешаться в
деятельность СНК и т.п. – в результате чего появление Сталинской диктатуры
нам представляется как естественный процесс эволюции государственного
(конституционного) права.
Мы должны извлечь из того периода времени уроки, бесценный опыт, который
поможет нам в строительстве нашего государства сейчас. Ведь понимание
зависимости структуры органов государственной власти и их функционирования
на благо общества, а не отдельных его представителей, на наш взгляд, уже
наступило. Осталось только начать качественную реформу, учитывая опыт
прошлого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ,
1999. 608 с.
2. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.:
“Проспект”, 1999. 544 с.
3. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. М.: Высшая
школа, 1986. 399 с.
4. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991
гг. М.: Зерцало, 1997. 592 с.
5. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М.: Изд – во Моск. ун – та.
1984. 206 с.
6. Bomen D. J. Russian Constitutions. NY, 1982. 264 p.
7. Miller F. J. Soviet Russia (1917 – 1934). NY: Pilligrim Pub, 1985. 272 p.
[1] Miller F. J. Soviet Russia (1917 – 1934). NY: Pilligrim Pub, 1985. P. 52.
[2] Конституция РСФСР 1918 года. Статья 38.
[3] Bomen D. J. Russian Constitutions. NY, 1982. P. 64.
[4] Конституция РСФСР 1918 года. Статья 41.
[5] В случае, предусмотренным примечанием к ст. 57
[6] Глава двенадцатая Конституции РСФСР 1918 года
[7] Bomen D. J. Russian Constitutions. NY, 1982. P. 79.