Рефераты

Контрольная: Постсоветская Россия

Контрольная: Постсоветская Россия

Содержание

Введение. 3

1. Социально-экономические процессы в постсоветской

России: достижения и потери. 4

2. Политические изменения в России 1990-х годов.

Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований. 9

3. Россия и мир в конце XX века. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Введение

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой

из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности

стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от традиционно

умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В

новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако

при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось

общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало

коренную перестройку всей экономики, переориентацию ее на наукоемкие отрасли,

демилитаризацию страны.

Как известно, существует два направления западно-экономической мысли –

кейнсианство, признающее необходимость существенного вмешательства

государства в экономику, и либеральное направление, обычно называемое

монетаризмом и выступающее за свободу рынка. В истории 20 века были периоды

преобладания и того и другого направления: после кризиса 1929 года в мировой

экономике преобладали теории Кейнса и Фридмана с Хайеком, но другой мировой

кризис 1973-1975 годов толкнул мир в сторону либерализма, взятого на

вооружение Рейганом и Тетчер. Как видно из этого примера реакция на кризис

может быть диаметрально противоположной. Возможно это явилось одной из причин

вступления России после долгих лет плановой экономики и государственного

регулирования на путь либеральных реформ.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть поиски выхода из кризиса

постсоветской России.

Для этого нами будут рассмотрены следующие задачи:

- рассмотреть социально-экономические процессы в постсоветсткой России;

- рассмотреть политические изменения в России 90-х годов;

- рассмотреть внешнеэкономическую политику России в 90-х годах.

1. Социально-экономические процессы в постсоветской России:

достижения и потери

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая

внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих

геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных

баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от

России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в

Восточной и Центральной Европе (социалистический лагерь распался), но и

получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно

настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от

Европы, стала еще более северной и континентальной страной.

Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы

с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море,

предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики

национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях.

Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики.

Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое

влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и

Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и

НАТО.

Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних

государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный

Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило

принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным становились

отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу осознало это.

[1]

В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые с

внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что ядерные ракеты не

направлены на территорию США. В подписанной во время визита Президента

Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано

окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не

рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения

характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном

доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе".

Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой

вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США. Это вызывало

критику со стороны оппозиции.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни

границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления

экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних

позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и

самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось

избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став

членами ООН, несколько дистанцировались от России. Однако продолжалось это не

долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им

было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в

Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было

принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества.

Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6

странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан,

Туркмения).[2]

Но с началом экономических реформ в России (особенно с освобождением цен на

энергоносители и изменением структуры экспорта) Содружество пережило в 1992

году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то

время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из

рублевой зоны.

Итоги первого (92) года реформ:

1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий

достигли 3,5 трлн. рублей;

2. не удалось добить успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная

политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась

политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса

увеличивалась в 4 раза);

3. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;

4. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны;

5. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост

безработицы, забастовки.

К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в

результате реально появился частная собственность, возникают экономические

методы регулирования. Произошла частичная адаптация производителей и

потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности

переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость

рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в

мировое хозяйство.[3]

В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня

жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой

поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов

и инвестиций. В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая

политика с целью обуздать инфляцию. В 1996 году — прекращение падения

производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но

связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не

оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную

Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-

кредитная политика не способствовали стабилизации экономики и отпугивала

западных инвесторов. Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил

противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились

скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов. На фоне падения

производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все

заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля

отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля

импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов

питания. В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций

было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и

устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт

единственное что росло в годы реформ, теперь уже сокращаются в 1997 году

экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все

предыдущие годы производства достигли 50%, 45% предприятий убыточны,

взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при

отсутствии инвестиций в производство оборудование не заменяется и не

обновляется. Инфляция не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря

достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание

внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Высокая социальная

напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и

социальных пособий, за чертой бедности от 30 до 40 млн. человек (по разным

оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог.

Издержки реформ можно объяснить следующим:

1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с

распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм

управления и нужно было создавать новый. Нестабильная политическая

обстановка, обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги

СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная

напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей

промышленности и тяжелой индустрии.

2. Ошибки, половинчатость и непоследовательность реформ, обусловленные

политической нестабильностью, борьбой законодательной и исполнительной

властей, а затем между финансово-промышленными группировками.

3. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке

ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло как

всегда"). Например, расчеты на приток инвестиций и подъем производства после

стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не оправдались.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов.

Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного

психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и

появление рыночных механизмов. Однако негативные последствия реформ явно

перевесили положительные. Одним из главных следствий ценовой либерализации

стало быстрое сближение внутренних цен на сырье, материалы и энергоресурсы с

мировыми. Это нанесло тяжелейший удар по основной массе традиционно

низкоэффективных производств в обрабатывающей промышленности и сельском

хозяйстве, которые оказались нежизнеспособными.

[4]

2. Политические изменения в России 1990-х годов.

Первые итоги и причины трудностей демократических преобразований

Важной задачей того времени стало сохранение территориальной целостности

России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ,

объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты

федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились

предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан,

Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в

федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения

экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения

элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени

1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными

государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании

в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие

субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом

определялась противостоянием республиканских региональных властей с

федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992

года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха),

Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали

перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами

устанавливать цены на товары, производимые на их территории.

[5]

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в

конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого

правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова,

например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР –

неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в

одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической

и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего

законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В

течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших

курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет.

В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться

плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что,

например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии

– алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен

прокормить себя.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный

договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами

субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных

областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим

договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в

1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89

субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых

условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт между

осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика

разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между

ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у

федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному

конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими

жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию

хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с

1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них

– русские по национальности.

Другим важным вопросом суверенитета был вопрос российской государственности, о

выборе формы правления: президентская республика (сильный президент,

формирующий правительство и имеющий право на роспуск парламента при

определенных условиях) или парламентская республика (сильный парламент,

назначающий правительство) или смешанная форма — президентско-парламентская

республика. На протяжении 1992 года шла борьба между законодательной и

исполнительной ветвями власти. Разочарование ходом радикальных реформ

значительной части общества, экономические трудности лишили реформаторские силы

поддержки многими слоями населения и усилили блок старой номенклатуры. В

условиях, когда власть продолжала оставаться главным источником собственности,

стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраивать возможность влиять на

исполнительную власть за счет численного преобладания в парламенте. Целью

становилась власть и возможность контролировать правительство. Именно эту цель

отражал лозунг митингов "Трудовой России" и Фронта национального спасения –

"Вся власть Советам". В свою очередь, к весне 1992 года сторонники жесткой

линии в окружении Президента взяли курс на роспуск парламента.

[6]

В феврале 1992 года Президент предложил законодательной власти сделать выбор:

или заключить с исполнительной властью соглашение о продолжении радикальных

реформ, или предоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому

вручить власть: Президенту или парламенту.

На протяжении 1992 года борьба вокруг конституционного строя России шла с

переменным успехом. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым все более активно

вмешивался в дела исполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и

на местах была представлена органами Советской власти. В стране фактически

возникло двоевластие.

12 декабря 1993 года состоялся первые выборы законодательной власти и

референдум по одобрению проекта новой конституции, получил одобрение.

Конституция установила принцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви

власти (исполнительную, законодательную и судебную). Главой государства

является Президент, избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет

основные направления внутренней и внешней политики, формирует Правительство.

Законодательная власть — Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет

Федерации и Государственная Дума). Выборы в Федеральное Собрание и принятие

Конституции закрепило суверенитет России. Декабрьские выборы — первые выборы

на многопартийной основе показали, что общественное мнение колеблется,

основная часть населения испытывает психологическую усталость и дискомфорт в

условиях резко меняющейся жизни. Результатом явился выбор большой части

населения: 25% голосов получила партия ЛДПР (Жириновский), "Выбор России"

Гайдара получил 15%. Создание Федерального Собрания и принятие Конституции

способствовали стабилизации общества, в апреле 1994 года большинством

политических партий и общественных организаций был подписан Договор об

общественном согласии.

В 1995 году состоялись выборы в 6 Государственную Думу. Наиболее

представительными оказались 4 партии и движения: КПРФ, ЛДПР, "Наш дом —

Россия", ЯБЛоко. Лидировали КПРФ и ЛДПР. В 1996 году состоялись выборы

президента, победил Ельцин с преимуществом в 13% голосов у Зюганова (КПРФ). В

ходе выборов президент опирался на определенную часть промышленно-банковской

элиты, в какой-то мере эта часть элиты оказалась более влиятельной при

принятии решении государства, что явно прослеживалось в ходе 2 этапа денежной

приватизации. А это в свою очередь вызвало недовольство другой части, что

усиливало общественно-политическую нестабильность.

3. Россия и мир в конце XX века

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические

и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция

Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение

территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных

условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.

Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего

Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса

реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными

странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств

преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось

дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом

прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый

официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности

России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны

Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о

партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме "Партнерство

во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей

удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за

долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции

кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды.

Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее

интеграцию в мировую экономику.[7]

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и

распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен

режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными

экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и

Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по

территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.

Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и

химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской

торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством

Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической

деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще

одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между

ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего

СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные

валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских

грузов по их территории за рубеж.[8]

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими

республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия

продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть

и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного

потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых

отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая

задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х

годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между

бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан

Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.

Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был

заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав

СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной

организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались

непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и

владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств

Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного

населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические

и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились

причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее

конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и

Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене

свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с

государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были

направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от

прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической

системе, к демократическому правовому государству.

Заключение

В заключение данной работы моно сделать следующие выводы:

К началу процесса либерализации рыночных экономических институтов в России,

естественно, еще не было, но с нача­лом реформ их развитие приняло

лавинообразный харак­тер. Всем памятен бурный рост числа коммерческих банков,

товарных бирж, инвестиционных фондов, ассоциаций пред­принимателей, налоговых

и таможенных служб, других ор­ганизаций, участвующих в регулировании рыночных

отно­шений. Что касается социальных институтов, то первона­чально они как бы

оставались за кадром. Например, если говорить о государстве, то его старые,

советские функции себя исчерпали, а новые еще не определились. Аналогичный

вакуум ощущался и в культурной сфере экономики: советские идейные принципы —

такие, как социальная справедливость, социальные гарантии личности,

коммуни­стическое отношение к труду, — утратили смысл; новые же не успели

появиться.

Ситуация в постсоветской России оказалась уникальной: на смену

существовавшему 75 лет административно-ко­мандному управлению экономикой

пришло если не полное отсутствие какого бы то ни было государственного

управ­ления, то как минимум такое, которое было названо "от­сутствием

политической воли". Сложилась ситуация, когда государство оказалось не в

состоянии справиться с "джи­ном", которого оно же само выпустило из бутылки,

т. е. с тем рынком, который оно само запустило. Тем самым оно превратилось из

института, ответственного за порядок в экономике, в ее главного

дезорганизатора.

Список литературы

1. Афанасьев Ю. Вздыбленная Россия //«Общая Газета». - №37. - 1998.

2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории

Отечества – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

3. Бычков О.В. Постсоветское рыночное реформирование:

политические концепции // Полис, 1998. - №6. – С.23-29.

4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век – М.:

Просвещение, 1995.- 366с.

5. История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П.

Дмитриенко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996.- 608с.

6. Медведев В.А. На переломном рубеже: проблема экономического

самоопределения России // Свободная мысль, 2000. - №3. – С.18-34.

7. Международные экономические отношения. Под ред.

Б.П.Супруновича. –М.: “ГФА”, 1995.

8. Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996

гг. // Внешняя торговля. –1996. –№9 -№11.

9. Основы внешнеэкономических знаний. Отв.ред. И.П.Фаминский.

–М.: “Международные отношения”, 1994.

10. Рогов К.Е. Россия и современный мир // Вопросы истории, 1994. -

№3. – С.31-38.

11. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку.

Под.ред. И.П.Фаминского. –М.: “МО”, 1993.

12. Рябикин С.П. Новейшая история России (1991-1997). – СПб.: Питер,

1997.

13. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию? М.: Просвещение, 1990.

14. Уткин А. Кризис реформы. Разные взгляды на то, почему монетаризм

в российских условиях оказался абстракцией //«Независимая Газета» 18.09.98.

15. Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении – М.: ЦГО,

1996.- 171с.

16. Экспорт и импорт России по странам за 1995г. // Внешняя торговля.

–1996. –№7-8

[1] Хорос В.Г. Русская история в

сравнительном освещении – М.: ЦГО, 1996.- С.101.

[2] История России. ХХ век /А.Н. Боханов,

М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996.- С.412.

[3] Уткин А. Кризис реформы. Разные

взгляды на то, почему монетаризм в российских условиях оказался абстракцией

//«Независимая Газета» 18.09.98. –С.3.

[4] История России. ХХ век /А.Н. Боханов,

М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996.- С.413.

[5] Данилов А.А., Косулина Л.Г. История

России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.- С.258.

[6] Данилов А.А., Косулина Л.Г. История

России, ХХ век – М.: Просвещение, 1995.- С.260.

[7] Об итогах внешнеэкономической

деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1996. –№9. – С.23.

[8] Об итогах внешнеэкономической

деятельности России в 1993-1996 гг. // Внешняя торговля. –1996. –№10 . – 24.


© 2010 Собрание рефератов