Рефераты

: Культура России начала XIX века

: Культура России начала XIX века

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная

война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его

консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал

огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства,

театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой

сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения

получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и

чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме

действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский,

Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных

чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813

году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и

музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году

(ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её

богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его

совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом,

выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени

усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка

города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а

целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась

с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное

значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке

Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга,

приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет

строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое

большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу

правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия,

его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены

здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый

Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным,

Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового

зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара

1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и

Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский

дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в

память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в

культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери

Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В

России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы

и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие

талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был

крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием

в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль

городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена

опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим

проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки

“Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все

осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,

Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В

первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную

ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в

культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской

культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была

поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит

пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.

После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но

упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского

литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не

только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым

патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до

Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и

разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В

произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине

и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года,

великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный

поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это

классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам:

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к

минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.

Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге

двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма

“Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным

разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила

Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество

Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у

молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие

деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и

другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны

толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского

возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте

определялось экономическими и социально-политическими процессами,

происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более

осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

Список литературы:

И. А. Заичкин И. Н. Почков

“Русская история от Екатерины великой до Александра II

“История России”

Ответственный редактор А. Н. Сахаров


© 2010 Собрание рефератов