: Культура России начала XIX века
: Культура России начала XIX века
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная
война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его
консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал
огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства,
театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой
сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения
получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и
чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме
действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский,
Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных
чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813
году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и
музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году
(ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её
богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом,
выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени
усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка
города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а
целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась
с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное
значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке
Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга,
приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет
строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое
большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу
правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия,
его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены
здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый
Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным,
Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового
зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара
1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и
Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский
дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в
память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в
культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери
Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В
России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы
и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие
талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был
крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием
в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль
городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена
опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим
проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки
“Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все
осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев,
Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В
первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную
ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в
культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской
культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была
поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит
пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.
После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но
упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского
литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не
только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым
патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до
Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и
разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В
произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине
и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года,
великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин - гениальный
поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это
классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам:
“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к
минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь.
Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге
двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма
“Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным
разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила
Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество
Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у
молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и
другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны
толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского
возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Список литературы:
И. А. Заичкин И. Н. Почков
“Русская история от Екатерины великой до Александра II”
“История России”
Ответственный редактор А. Н. Сахаров
|