: Культура Руси XIV-XVII веков
: Культура Руси XIV-XVII веков
САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.
Реферат по культурологии на тему:
Русская культура XIV – XVII веков.
Выполнил: Плюснин И. Г.
Проверила: Алабердина О. Е.
САРАНСК 1997
Содержание:
1. Введение.
2. Архитектура.
3. Изобразительное искусство.
4. Декоративно прикладное искусство.
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав феодального
Древнерусского государства, где сложилась самобытная художественная культура
с рядом местных школ (юго-западные, западные, новгородско-псковская,
владимиро-суздальская), накопившая опыт строительства и благоустройства
городов, создавшая замечательные памятники древнего зодчества, фрески,
мозаики, иконописи. Её развитие было прервано монголо-татарским нашествием,
приведшим Древнюю Русь к экономическому и культурному упадку и к обособлению
юго-западных земель, вошедших в состав польско-литовского государства. После
полосы застоя в размещавшихся на территории России Древнерусских землях с
конца XIII в. начинает складываться собственно русская (Великорусская)
художественная культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней
Руси, проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной
силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение русских
земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская Москва
синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным политическим
и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой верой в красоту
нравственного подвига искусство Андрея Рублева и соразмерная человеку в
своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей объединения и укрепления
русского государства воплотили храмы-памятники XVI в. С развитием
экономических и общественных отношений в XVII в. окончательно ликвидируется
обособленность отдельных областей, и расширяются международные связи, в
искусстве нарастают светские черты. Не выходя в целом почти до конца XVII в.
за рамки религиозных форм, искусство отражало кризис официальной церковной
идеологии и постепенно утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные
жизненные наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в
противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви,
совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о
строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в
избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество,
прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и
Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с
дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный
коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются
могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру
укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная
кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение
живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка
стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й
половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы
строились на средства бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными
доминантами отдельных районов города, они обогащали его силуэт и создавали
постепенный переход представительного каменного кремля к нерегулярной
деревянной жилой застройке, следующей естественному рельефу. В ней
преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями
посередине.
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к
Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви
построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили
облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях фасадов
церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам – «щипцам» или
чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами
храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета
новгородской республики, - полнее отражавшее мировоззрение и вкусы горожан.
Стройные, удлиненных пропорций, с покрытием на восемь скатов по
трехлопастным кривым, которое позднее часто переделывалось на пощипцовое, они
совмещают живописность и пластическое богатство архитектурного декора
(уступчатые лопатки на фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная
кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения
перспективных порталов) с тектонической ясностью и компактностью
устремленной вверх композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала
просторнее интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и
уютнее, и них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV
вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.
Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия, построенные при
участии западных мастеров, имеет готические нервюрные своды. В других
палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками, что перешло в
монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор
имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, три
притвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле
(Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал над
городом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенами
части, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи
разрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с
позакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи,
приделы, крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим,
словно вылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля,
особую живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на
ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели
бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые
белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с
поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к четырехстолпным с
тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры. Во второй половине XIV
в. строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при
впадении Неглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с
параллельной Москве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними,
храмы конца XIV – начала XV вв. благодаря применению дополнительных
кокошников в основании барабана, приподнятого на подпружных арках, получили
ярусную композицию верхов. Это придавало зданиям живописный и праздничный
характер, усиливавшийся килевидными очертаниями закомар и верхов порталов,
резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского
Андроникова монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а
композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы
XIV- начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В
формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу
широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие
ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и каменщики из
других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры по фортификации.
Основным строительным материалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший
резиденции великого князя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри,
был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил
его с трех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля
возникла Красная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной
стеной, а затем каменная стена Белого города и деревоземляная стена
Земляного города окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально
- кольцевую планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к
городу и созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали
композиционными центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми
мостовыми вели к центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого
городов. Жилая застройка городских улиц состояла в основном из деревянных
домов, имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой
частью дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели
правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще. Навесные
бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные итальянскими
архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях Новгорода, Нижнего
Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироваться лопатками и
горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее от новых влияний
были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, с
мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почти лишенными
украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным
одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры (граненый руст,
парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из
отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка к композиции деревянных
хором. В архитектуре Успенского собора Московского Кремля, который было
предложено строить наподобие одноименного собора XII в. во Владимире,
традиции владимиро-суздальского зодчества подверглись существенному
переосмыслению. Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными
окнами, прорезанными в могучих барабанах и в глади стен, опоясанных
аркатурным фризом, мощнее по пропорциям и монументальнее своего прототипа.
Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадам собора служит интерьер с
шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему
вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не
только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным
образцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела к
несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-
XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-XV вв. ярусы
килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренные членения
фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовыми
деталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются в
Белозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, где
венчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с
терракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, как
правило, скромнее.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние –
«клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками. Церкви XVI
в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с двух или с четырех
сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их стройные пропорции, контрасты
фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых рубленых стен и резьбы галереи и
крылец, их неразрывная связь с окружающим пейзажем – свидетельства высокого
мастерства народных мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и национального самосознания после свержения
татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являя собой
высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки,
посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянных
шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с
монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях ведущими стали
формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг прорезанного окнами
шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом или же башни с куполами
окружали центральную, крытую шатром башню. Преобладание вертикалей наделяло
ликующей динамичностью устремленную в высь композицию храма, как бы
вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ», а нарядный декор
придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого свода,
опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и позволяло
разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то имитирующее
закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников. Наряду с этим
продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы, иногда с галереями и
приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые монастырские постройки
XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым карнизом или пояском узорной
кладки. В жилой архитектуре господствовало дерево, из которого строились и
дома в 1-2 этажа, и боярские и епископские дворцы, состоявшие из связанных
переходами многосрубных групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней
торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к
росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке
гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и
купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в
новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и
форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными
валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с
земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами.
Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые
оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей
стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда
кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и
нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений.
Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных
наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число
каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с
сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное
крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных
– с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов
были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства,
и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные
дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели
карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича
и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий,
внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности
и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с
Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а
иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид
кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу,
был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей
застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало
появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в
распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты,
работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в
Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились
превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в
белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и
асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного
«узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для
первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные»
церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над
приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные
жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным
декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
В первые десятилетия после монголо-татарского нашествия возрождается
живопись. В условиях сильно сократившихся международных и межобластных
связей во 2-ой половине XIII века и в начале XIV в. окончательно
кристаллизуются старые школы живописи и образуются новые.
В иконах и в миниатюрах рукописей Новгорода уже со 2-ой половины XIII в.
определяются чисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XII в.: ясный
образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупный рисунок,
декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым храмовой иконе
церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательный
наставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная орнаментация отразили
воздействие декоративных тенденций народного творчества.
В городах Северо-восточной Руси, уцелевших от нашествия живопись долгое время
развивалась на домонгольской основе. Художественные мастерские были
сосредоточены на архиерейских и княжеских дворах, и их произведения имеют
церковный, либо кастовый княжеский характер. Ростовские иконы XIII-XIV вв.
характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом.
Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выражено
литературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько
выдающихся икон и лицевых рукописей XIII-XIV вв. Торжественной красотой
выделяется икона «Борис и Глеб», но место ее написание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIII в. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-
Преображенского собора в Твери, исполненные местными мастерами, были первой
попыткой обращения к монументальной живописи после татарского нашествия. Для
не очень высоких по качеству тверских икон и рукописей характерны белесые
высветления и декоративные сочетания белого, красного, голубого. Несколько
позже тверской возникла московская школа, ранние памятники которой
свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом и Ярославлем.
В XIV в. с началом широкого строительства каменных храмов возрождается
фресковая живопись. Фрески собора Снетогорского монастыря близ Пскова по
стилю еще близки к росписям Новгорода типа нередицких. Новгородские росписи
2-й половины XIV в. более свободны по характеру. Одни из них исполнены
выходцами из Византии: фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на
Волотовом поле. Другие написаны южными славянами: фрески церквей Спаса на
Ковалеве и Рождества на кладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского
монастыря.
Наиболее впечатляющи фрески церкви Спаса на Ильине улице, исполненные
Феофаном Греком, а так же фрески Волотова, поразительные по одухотворенной
патетике образов и артистизму. Росписи Феофана по их суровой выразительности,
исключительной свободе композиции и письма не имеют себе равных не только на
Руси, но и в Византии. Хорошо сохранились фрески угловой камеры на хорах:
образы, воплощающие аскетические идеалы, отличаются психологической
напряженностью, техника письма – динамикой и оригинальностью приемов, колорит
предельной сдержанностью. Божество и святые предстают у Феофана в виде
грозной силы, предназначенной управлять человеком и напоминать ему о подвигах
во имя высшей идеи. Их темные лики с бегло положенными белыми бликами, по
контрасту с которыми приобретают особую звучность разбеленные желтые,
малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителя непосредственное и глубокое
воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистически близки к росписям
Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовали русские
мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более
свободным и живописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в. выделяются
смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании
оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная
выразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известную
близость к работам Феофана Грека.
На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный
представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах
преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере
архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко
похожими по стилю на памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописи произошел в XV в. На новгородских иконах –
специфический подбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница,
Анастасия, Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с силами
природы и были призваны охранять человека, его дом и хозяйство. Иконография
обнаруживает следы воздействия языческих пережитков, фольклора, местных
исторических событий, быта. Необычайная активность и известный демократизм
общественной жизни Новгорода способствовали сложению в местной живописи
особого идеала человека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским
иконам свойственны уверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции,
яркие холодные тона.
С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь
работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В
иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немного увеличил
размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкой выразительности
силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение для последующего
развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа
стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от
феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили
новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных
иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли
современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за
собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством
умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина
– чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа
полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром
воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В
его работах не смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов
Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной
правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи,
выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной
иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев
создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им
богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры
ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют
круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение
светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди
которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно
найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи
с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.
В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В
иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования
русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают
известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме,
черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит
икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной
торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским.
Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора
Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита,
красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными
фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали
повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в
Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих
художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с
творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно
нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.
В XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической
разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли
искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов. Искусство
под воздействием начетнической богословской литературы становится надуманно
сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и
символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию. Письмо
мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся роспись
Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания о князьях
Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности власти московских
самодержцев. Написанная по случаю взятия Казани икона-картина «Церковь
воинствующая», представляющая апофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и
историческими параллелями. В такого рода произведениях политические, светские
тенденции становились преобладающими. Еще сильнее эти тенденции выступали в
миниатюре ряда рукописных книг. Крупнейшие книгописные мастерские находились
в Новгороде, Москве и Троице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод»
содержит около 16 тысяч миниатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из
жизни бытовыми деталями выполнены в графической манере и подцвечены
акварелью. В них появляются многоплановые построения пространства, реальный
пейзаж. Книгопечатание, первые опыты которого в 50-х гг. XVI в., положило
начало русской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение,
независимое от иконной и миниатюрной живописи.
На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно
называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и
«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и
монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для
мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании
псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях.
Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо,
сочетая краски с золотом и серебром; иконы писались для домашних молелен
богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная
красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным
фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна
Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи
Савиных и др.
Польско-шведская интервенция начала XVII в. задержала развитие искусства, но
к 1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Расширился
социальный контингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и
боярами усиленное строительство и украшение каменных церквей и палат вели
купцы и разбогатевшие посадские люди. Растет число художников, порой
недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень
мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян
было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры
поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования
сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется,
становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению.
Известно много имен мастеров XVII в. – московских, ярославских, костромских,
нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечали
композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и
драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д.
Коллективное творчество вырабатывало четко выраженное единообразие. В
иконописи 1-й половины XVII в. прослеживаются традиции строгановской школы.
Автор иконы «Алексий, митрополит московский» любовно расцвечивает и пышную
ризу святого, и затейливые облака фона, и расстилающийся внизу пейзаж. В
иконах, рассчитанных на восприятие издали, формы крупнее, линия энергичнее,
силуэт выразительнее, колорит проще и глуше. Монументальная живопись
развивается под заметным влиянием иконописи и западноевропейской гравюры.
Умножаются сюжеты, сведенные к занимательному рассказу с бытовыми деталями,
масштабы фигур уменьшаются, рисунок теряет былую лаконичную выразительность,
индивидуальные образы вытесняются без конца повторяющимися типами.
В середине XVII в. центром художественной живописи становится Оружейная
палата Московского Кремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ее
живописцы были мастерами широчайшего диапазона: они выполняли стенные
росписи, иконы и миниатюры, раскрашивали мебель и домашнюю утварь, писали
царские портреты, оформляли церковные и светские праздники и т. д. И хотя
частая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонные приемы, Оружейная
палата поддерживала искусство на очень высоком профессиональном уровне. Здесь
возникли первые в истории русского искусства специальные трактаты о живописи,
написанные Иосифом Владимировым и Симоном Ушаковым, ставившие проблему
жизненного правдоподобия иконных изображений. В живописи Ушаков главное
внимание уделял светотеневой лепке формы, достигая мягкости переходов,
объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления их реальности.
В XVII в. в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До
середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам, и их
работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших в России
иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи, точно
фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовка одежд
остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.
Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве,
Ростове, Романове и Борисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой лавре и
других городах, отмечена неисчерпаемой фантазией, интересом окружающей
действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность
многофигурным, полным динамики многоцветным росписям, покрывающим стены и
своды храмов живописным ковром. Ряд сцен слагается в повествовательные циклы
со множеством тонко подмеченных бытовых деталей и с мотивами реальных
пейзажей. Эти росписи, так же как иконы в ярославской церкви Ильи Пророка и
несколько превосходных икон Семена Колмогородца, пронизаны оптимистическим
мироощущением людей, еще робко, но радостно открывающих красоту земной жизни.
Искусство XVII в., преимущественно повествовательное и декоративное,
стремилось к литературности и внешней выразительности, достигавшейся часто за
счет весьма свободного истолкования иконографических сцен и насыщения их
бытовыми деталями. Это, а также постоянный интерес художников к портрету и к
изображению реальных построек и пейзажа подготовили русское искусство к
переходу на путь светского развития. Этот переход был невозможен, однако, без
решительного освобождения искусства от влияния церкви, без внедрения в
культуру светского начала, которое несли с собой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое место в художественной жизни русского
средневековья. Официальная церковь относилась к ней отрицательно как к
пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с ее популярностью в
народной среде. В те моменты истории, когда объединение всех сил народа было
особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действенным
проводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в
народном сознании связывались с героическим или высоким нравственно-
эстетическим началом.
Обычно изваяния выполнялись в дереве, хотя известны отдельные произведения в
металле: автопортрет мастера Аврама на трофейных бронзовых вратах Софии
Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигура
царевича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается и
скульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с
рельефами. Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная
роспись темперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась
тем, что рельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой
кромки доски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное
восприятие, помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость
объема, подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного
звучания скульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и
мощь округлого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки,
обозначающие одежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и
непроницаемую твердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные
черты лица приобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь,
сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, в
скульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом
замкнутых композиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью,
лишенной индивидуальных черт.
В течении XIV - XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию,
что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к
большей повествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные
непосредственно с византийской традицией, скульптура была свободнее в
воплощении местного понимания идеалов нравственной красоты и силы. В
отдельных местных школах ощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти
традиции, хотя и вызывали решительные меры со стороны церкви по их
искоренению, нашли свое прямое развитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.
Возрождение декоративно-прикладного искусства в послемонгольское время было
осложнено тем, что многие мастера были угнаны в плен и ряд навыков ремесла
утрачен. С середины XIV в. оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия
боярина Федора Кошки» с чеканными рельефными фигурами в многолопастных
обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовый потир работы Ивана Фомина с
чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы», воспроизводящие формы шатровых и
купольных храмов, братины, ковши, чаши, литой с чеканкой панагиар
новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясность формы и
орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVI в. чеканка и скань
дополняются финифтью. В XVII в. развивается растительная орнаментация, сплошь
оплетающая изделия. Московская и сольвычегодская финифть, теряя в тонкости
исполнения и цельности колористической гаммы, выигрывает в яркости и
богатстве оттенков, соперничая с блеском драгоценных камней. По заказу
Строгановых в Сольвычегодске изготовляются предметы «усольского дела»,
расписанные яркими сказочными цветами по белой грунтовой эмали. Появляются
сюжетные изображения, носящие отпечаток западноевропейского воздействия. С
XVI в. применяется чернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме
изделий. Со 2-й половины XVII в. и в черни нарастает узорчатость,
распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается более
строгий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделия
из дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется
орнамент в виде цветов в кругах, заимствованный из византийских и балканских
рукописей. В XVII в. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто
русский характер. Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит к утрате
художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценными
камнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся из
золота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушки
Андрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском
соборе и до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Даже в изделиях из
железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решетки московской
церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа в рязанском
Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в
ажурном орнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличского историко-художественного
музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигур Дионисия. В XVII в.
искусство резчиков из Холмогор ценится высоко в Москве, где они работают,
украшая свои изделия птицами и зверями «в травах». Особенно хороши
многочисленные ларцы с крупным сквозным растительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупные образцы резьбы по дереву XIV-XVI вв. Таков
острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенный сложным
орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянных
изделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работы
мастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбу проникают элементы восточного
искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефная ажурная резьба царских врат из
церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова, выполненных иноком Исаией. Трон
Ивана Грозного с шатром и резными историческими сценами и святительские места
XVI-XVII вв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной
четкостью сложно скомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная
резьба напоминает четкостью форм металл. С середины XVII в. в Москву
приезжает ряд белорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые
вводили западноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила
распространение в иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей.
Ее формы были также использованы в наружном белокаменном декоре. Если
разнообразные деревянные ковши и блюда XVI-XVII вв. отличались мягкой
пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическим орнаментом, то в
мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы. Геометрическая
трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики, столики. Нередко в
мебели применялись формы, заимствованные из архитектурного декора. Резные
изделия часто пестро раскрашивались.
Роспись была преимущественно орнаментальной. По технике и характеру она
долгое время сохраняла связь с иконописью. По-видимому, в XVI в. появляется
«золотая» роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская.
Роспись распространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере.
Нередко орнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти
мотивы просуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. В
XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное письмо» - бытовые сцены,
сказочные существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна по форме. Лишь с XVI в.
применяются «морение» и лощение. На флягах XVII в. появляется геометрическая
орнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделия
воспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревянной
резьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красные терракотовые плитки,
украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охряной глазурью, включаются
в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданий зеленые изразцы
с рельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские
мастера выполняли многоцветные изразцы для собора Ново-Иерусалимского
монастыря в Истре.
Шитье имело много общего с живописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в.
сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерской Старицких вышли две
большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологической характеристики
персонажей и безупречной артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,
восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные и
западные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVII в. появляется
трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало
высокоразвитое узорное ткачество, о чем свидетельствует паволока иконы
«Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение
золотное кружево с геометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными
элементами. Иногда в узоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной
просверленный камень. Некоторые узоры XVII в. дожили в нитяном льняном
кружеве до XX в.
В XIV-XVII вв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В
архитектурных памятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы.
Также было сильно влияние византийских мотивов на развитие Руси в это период.
Лишь часть ремесел не подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно.
Выход русского искусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI –
начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.
Список использованной литературы:
1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.
2. Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры».
3. Энциклопедический словарь юного художника.
4. Ильина Т. В. «История искусств».
|