Рефераты

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Ставка делалась на синдикаты - рабочие объединения. "Общество будет

удерживаться инстинктом взаимности, свойственным каждому человеку, а также

согласием и преимуществами, которые принесет с собой коммунизм," [7] -

считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали т. н.

ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное.

Труд предполагался добровольным, с обеспечением неспособных работать их

сообществом. Гармонию и равновесие, довольствие трудящихся своим видом

деятельности должно было обеспечить отсутствие принуждения. Общество должно

было взять на себя функцию защиты продуктов труда от посягательств не

участвовавших в производстве. "Мы боремся не с бродягами, а с паразитами.

Бродяга может продолжать вести свой образ жизни, если удовлетворится его

результатами и не будет жить за счет труда других," [7] - заявляли

синдикалисты. Плоды труда предполагалось предоставлять к общему пользованию,

зарплата отрицалась как увеличивающее неравенство явление. "Каждый, невзирая

на вид выполняемого им труда, всегда имеет право пользоваться общей

собственностью - по мере своих потребностей," [7] - истинно коммунистический

лозунг.

Предполагалось в каждой местности организовать потребление и производство

соответствуясь с потребностями, а не наоборот, как это делает государство.

Залогом успеха анархии считалось обилие товаров первоочередной необходимости,

что предупредило бы кризисы. Деньги должны были быть заменены непосредственно

тем, что их обеспечивает - то есть различными материальными ценностями.

Отрицалась необходимость равноценности товаров при обмене. "Отдают то, что

есть в избытке, берут то, в чем нуждаются и что предлагают другие," [7] - так

предполагал синдикалистический обмен Исаак Пуантэ. Отступления от этого

принципа считались необходимыми при торговле с буржуазными странами.

Конфедеративное объединение должно было обеспечить лучшее взаимодействие

между объединениями трудящихся. В случае отказа какой-либо общины

предоставить своё средство производства в общее пользование считалось

предпочтительным отказаться от обмена с ней. Анархисты Испании считали, что

личность в профсоюзе должна согласовывать свои интересы с интересами целого

сообщества. Перед проведением каких-то изменений в хозяйственной деятельности

должны были собираться структурированные конгрессы для решения вопросов. При

анархо-синдикализме предполагалось повышение уровня технического оснащения

производств и развитие науки, с организацией отдельных профсоюзов учёных.

При анархии должна была иметь место полная автономия отдельных районов.

"Каждая община сможет принимать решения (на общих собраниях) о следующих

вопросах:

1) производственные обязательства,

2) гарантии условий поддержания производства на ответственном уровне,

3) еженедельное количество труда (в часах),

4) распределение труда в соответствии со способностями или по жребию,

5) формы осуществления распределения,

6) режим быта,

7) размеры предоставляемого в пользование отдельным индивидам (участки земли

и т.д.),

8) объекты личного и общественного пользования;" [7] - гласит программа

испанских синдикалистов. Обработка общинной земли предполагалась

добровольной, совместной. Эта идея созвучна с идеей организации колхозов в

РСФСР, только в Испании крестьяне не на словах, а на деле полностью

пользовались плодами своего труда. Индустриализация и механизация должны были

облегчить труд рабочих и дать им больше возможностей для саморазвития,

интеллектуального отдыха.

Отдельно следует рассмотреть отношение анархистов к преступникам. "Коллектив

откажется также от наказания преступников, поскольку наказание не исправляет

преступления и никому не служит примером" [7] . Оборона предполагалась

спонтанным сопротивлением групп или одиночек. Единственным наказанием для

преступников должно было бы быть всеобщее презрение и отторжение от

коллектива.

Война должна была бы стать невозможной, за исключением агрессии извне. На этот

случай все сооружения и инвентарь, связанный с военными действиями,

предоставлялся в ведение местных организаций, ответственных за чрезвычайную

ситуацию. Образование предполагалось предоставлять всем, а молодёжи с 15

-ти до 20-ти лет - ещё и трудовую практику. Анархо-синдикалисты

в своей программе упоминали упоминали не только хорошие, но и отрицательные

стороны безвластного строя - каждая группа и индивидуум действуют по своей воля

и полностью самостоятельно.

Программная декларация завершалась словами: "Для общества мы добиваемся:

общественной собственности и коллективного пользования богатствами, без

разделения на бедных и богатых, свободы, не подчиняющейся капризам власти,

ликвидации разделения на господ и подданных, работы для всех с целью

удовлетворения своих потребностей, ликвидации денег, делающих человека

бесправным, улучшения условий жизни и труда людей, братского сближения между

людьми, так чтобы личность жила в обществе, действующем как самое меньшее

зло." [7] .

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Таким образом, сравнивая анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим

синдикализмом тридцатых годов, мы видим изменения и в составе движения, и в

его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и взаимопомощь, плюс приятие

технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и остаётся од-ним из

наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями жиз- ни движением.

ВСТУПЛЕНИЕ

Прежде всего, начиная написание моего реферата, я должен ответить на вопрос:

почему я выбрал эту тему?

Во-первых, я хочу выделить несколько ключевых событий в истории

европейского анархизма, относящихся к первой половине двадцатого века, и

провести параллель с эволюцией теории безвластия. На основе анализа этих

ключевых событий можно выявить основные тенденции и закономерности,

определившие развитие анархизма во второй половине века.

Во-вторых, я хочу ответить лично для себя на вопрос - создали все эти

проявления движения анархистов реальные предпосылки для реализации некоторых

идей анархизма в наше время? Ведь начало века было так богато разнообразными

бунтами, террористическими актами и попытками создания обществ без власти под

чёрными флагами. Подробное рассмотрение истории европейского анархизма в

выбранный период на примере самых значительных событий даёт мне ключ к

объективной оценке современной обстановки в контексте рассмотрения перспектив

анархизма. Анализ теоретической базы сильно влияет на формирование моих

собственных взглядов и на выработку собственных концепций, своего плана

действий.

Я считаю идеи безвластия, федерализма и децентрализации особенно актуальными в

современной России, где существует "по некоторым оценкам, около 30-40

миллионов человек, не включённых в социальные структуры и никому не

подчиняющихся, т.е. живущих в состоянии анархии" [1, с. 4]. Цифры

говорят сами за себя.

История анархизма, например, в России во время революции, поучительна как

ничто другое, для человека, желающего осознать сильные и слабые стороны

анархического движения. А испанский либертальный коммунизм! Какой пример

единения пролетариата для борьбы с реакцией! Каждый интересующийся историей

революционной борьбы, должен глубоко изучить историю испанской революцию.

Одним словом, я берусь за написание реферата по данной теме не только с

личной целью систематизации, но и с целью возможного использования его в

целях просвещения молодёжи, а так же в некоторой степени для своеобразной

агитации. Следует признать, что работа является не просто беспристрастным

изложением фактов, но, напротив, не лишена доли моей личной оценки

происходивших событий. Однако я постарался изложить всё максимально

объективно, используя разнообразную литературу с разными точками зрения,

причём не вся она упомянута в списке. Использовано также много материала из

Интернета, но я не упоминаю некоторые из них, так как не использовал их

непосредственно при написании реферата.

Глава I

Усиление тенденций к безвластию. Исторические предпосылки.

К началу XX-го века тенденции к безвластию в массах несколько

усилились, причём не только в Европе, но и во всём мире. Марксизм разделился на

течения радикальные и ревизионные, из которых часть утратила былой радикализм и

чёткость построения программы. Поэтому марксизм несколько утратил свой роль

унитарной идеологии пролетариата и не мог больше удовлетворять всех рабочих. В

то же время давление государства на личность и мера его вмешательства в

экономику заметно увеличились - отчасти это было связано с назревавшей

империалистической войной - милитаризм и колониализм, прежняя эксплоатация

рабочего класса под покровительством структур глобального управления, а также

давление на мелкого производителя, вызванное тенденцией к монополизации, не

могли не вызвать решительного противодействия в виде восприятия радикальной

идеологии свободы. Особенно это актуально по отношению к ремесленникам и

интеллигентному мещанству, которые являются основой для распространения

анархических идей.

В преддверии I Мировой Войны официальный Интернационал уже не мог единить

революционеров, что доказали результаты голосований в парламентских

организациях стран, вступающих в войну, когда большинство депутатов-

социалистов проголосовали за военные кредиты "своим" правительствам. Следует

особо отметить, что разлад внутри II-го Интернационала не произошёл

в одночасье в начале войны, но явился кульминацией длительного процесса,

начавшегося до начала XX-го века.

В то время, как Интернационал терял своё влияние, усиливалась борьба за

полное освобождение личности, которую олицетворяли собой анархисты. Ярким

деятелем этой борьбы стал в XIX-ом веке Михаил Александрович

Бакунин. Характерно то, как складывались его отношения с Интернационалом. Он

был исключён из его рядов за идейное отступничество, и его сторонники тоже были

отстранены от участия в едином движении. Однако Бакунину и компании удалось

развернуть активную пропагандистскую и революционную деятельность по всей

Европе, оказывавшую сильное влияние на рост популярности анархизма в Европе;

Социалистический Альянс Бакунина некоторое время успешно конкурировал с

Интернационалом, особенно в Испании. Бакунин - представитель так называемого

бунтарского направления в анархизме.

Потеряв веру в непогрешимость Интернационала и его радикализм, некоторая часть

рабочих перешла к анархо-синдикализму. Они действовали против капиталистов-

эксплоататоров методами так называемого "прямого действия" - стачек и саботажа.

Особенно сильны они были во Франции, набрали к концу XIX-го века

силу и в Англии. Как мы видим, больше становилось сторонников как

индивидуалистического анархизма, так и коллективного. Больше стало однако и

отрицательных безрезультатных проявлений - террористических актов и убийств.

Например, вспышка терроризма в 1890-1895 годах, особенно сильная во Франции и

близкой к ней Испании. Однако такие личности, как Равашоль, Эрьен, Казерио лишь

вызвали неприятие общественностью своих методов, повлекшее за собой обострение

критики анархистов. Этот период ярко показал неточность и неэффективность

террористических ударов по государственному аппарату.

В 1985-ом году профсоюзы и биржи труда во Франции объединились во

Всеобщую Конфедерацию Труда (ВКТ), которая быстро переросла масштабы

отдельной страны и объединила большое количество пролетарских профсоюзов в

борьбе за свои права.

XX-ый век анархизм встретил в фазе "количественного" подъёма. В

области обновления его теоретической базы, напротив, имел место некоторый

идейный застой. Однако, нельзя сказать, что соперничавшие с анархизмом течения

потеряли своё влияние в сильной мере. Марксизм по-прежнему правил умами

большинства рабочих. Очевидно стало то, что изменить положение в рядах

пролетариата - основного революционного класса - вряд ли удастся без долгой и

планомерной агитации. Поэтому в начале XX-го века анархизм стал

идеологией по преимуществу мелкой буржуазии - ремесленников, крестьян и

прочих мелких производителей. Также к анархистам примкнула часть радикально

настроенной интеллигенции. Дело в том, что в то время анархизм в наиболее

полной мере отражал интересы этих классов. Мелкий производитель и

крестьянин-собственник в наименьшей мере зависели от организации общества

"сверху". Налоговые сборы были им ни в коей мере не выгодны - они связывали их

возможности, отнимали прибыль, не предоставляя ничего взамен - ведь часто

крестьяне довольствовались обменными сделками, предпочитая получать нужный

товар без посредников, в том числе государства. Благоустройство инфраструктуры

они чаще проводили сами, чем получали со стороны государства. Как итог, главной

теоретической основой анархизма в начале XX-го века стало учение

Кропоткина, ориентированное на крестьянскую среду. Правда, это учение не

ставило себе цели обрисовать конкретные пути воплотить идеалы в революционную

действительность.

Неумение вести борьбу постепенно, идти путём частичных успехов было главной

проблемой и основной причиной неудач в анархистской практике. Так, ещё Бакунин

считал, что "всякое политическое движение, не имеющее своей целью

непосредственное, прямое, бесповоротное и полное экономическое освобождение

рабочих, <.>, принцип социальной ликвидации,- всякое подобное

политическое движение есть движение буржуазное, и, как таковое, должно быть

исключено из интернациональных движений"[2, с. 21]. Посудите сами, можно ли

было вести успешную борьбу со столь бескомпромиссных позиций?

Марксисты же, в противоположность, следовали Энгельсу и Марксу, которые ещё в

середине XIX-го заявили, что "коммунисты в капиталистическом

обществе поддерживают всякое революционное движение, направленное против

существующего общественного и политического строя"[3]. Таким образом, мы видим,

какими заметными были расхождения между марксистами и анархистами даже в

методах ведения борьбы.

Теоретическая база анархизма к началу XX-го века.

Теоретическую базу анархизма я буду рассматривать с того времени, когда

Европа, вступив в эпоху великих революций, способствовавших утверждению

человеческой индивидуальности, освобождению её из под психологического гнёта

государства, крушению основ традиционного монархизма, породила собственно

анархизм как философское учение. "Анархизм окончательно сформировался и

самоидентифицировался в 1830-1840 г.г. - в борьбе с либерализмом и

государственным социализмом" [4], - считается теперь. Анархизм противостоял

обоим этим движениям, и точным определением его смешанной сути можно считать

слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привелегия и

несправедливость. Социализм без свободы есть рабство и скотство".

Уже Уильям Годвин и Макс Штирнер в начале XIX-го века обозначили два

главных направления анархизма, которые потом стали анархо-индивидуализмом и

анрхо-коммунизмом. Штирнер первым признал необходимость революционного

преобразования общества и считал выгодным создание сбободных "союзов эгоистов"

для того, чтобы они вместе прорубили себе дорогу к индивидуальному счастью.

Одним словом, суть идеологии анархизма уже понятна - это синтез идеи свободы

и социальной справедливости, синтез идей либерализма и коммунизма, и в то же

время противоположность обоих. Анархизм, по моему личному убеждению, венчает

поиски "золотой середины" в области экономико-политических учений.

Огромный вклад внёс в выработку теории анархизма Пьер-Жозеф Прудон (1809 -

1865). Он был активным участником революции 1848-го года во Франции,

пропагандировал идеи анархизма в массах, проводил, в отличии от Годвина и

Штирнера, конструктивную критику государственного строя, он избегал абстрактных

схем и прожектёрства. Его философия, дополненная Бакуниным, была к концу XIX

-го века основной теоретической базой для революционеров-анархистов. Его

недаром называют "отцом европейского анархизма". Особенно высокую оценку давал

философии Прудона и его личным качествам А. И. Герцен.

Так в чём же, собственно, суть прудонистических концепций? Государственной

власти, иерархии, централизации, бюрократии и праву Прудон

противопоставляет принципы федерализма, децентрализации,

взаимопомощи(мютюэлизма), свободного договора и самоуправления.

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического

обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике

властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической

экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и

тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без

другой." [4] Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с

политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая

как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.

Лично для меня учение Прудона оказалось настоящей кладезью мудрости,

дополненной конкретными и чёткими экономическими обоснованиями и

инициативами, не потерявшими актуальности и по сей день. Особенно уважаю

учение Прудона за предложенную им идею так называемого "банка обмена",

который позволил бы людям, получающим трудовой доход, брать бесплатный

кредит.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой

фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го

. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как

цельного мировоззрения (а не только как программы действий или

социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного

революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе.

Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив

анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности

и общества" [4]. Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности,

что должно быть в каждом анархисте.

В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как

разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает

всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью

уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский

анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и

правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы

надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и

ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить,

"ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует

упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается

индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство,

представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого

часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но

остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода

неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы

отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой

власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее

держит в руках, и губит того, кто ей подчинен" [5, с. 24] . Бакунин безжалостно

критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на

смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так

как власть и эксплоатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно

уничтожить второе, не уничтожив первого. К сожалению, Михаил Александрович

оказался прав. В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он

радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го

века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX

-ом веке.

Глава II

Участие анархистов в I-ой Русской Революции.

Другие действия до 1917 года.

Ко времени начала революции в России анархисты имели влияние преимущественно на

юге страны(главные центры - Одесса, Екатеринослав, Елисаветград), а также на

Кавказе и в Польше(Лодзь, Белосток, Варшава) [5, с. 29] . В Москве и Петербурге

анархизм был представлен синдикалистами, ведущими пропаганду среди рабочих при

активнейшом противодействии со стороны марксистов, а также значительной частью

матросов Балтийского Флота. Чем же объясняется территориальное тяготение

анархизма к югу? В основном это следует из классового состава анархического

движения. Ведь основную поддержку анархисты получали в тогдашней России от

мелкого собственника в лице крестьянина. В это время теоретические труды

Кропоткина, в которых упор делался на крестьянство, уже успели стать главными в

теории российского анархизма. Крестьянские отношения основывались обычно на

обмене, на личном контакте с производителем в городе, поэтому крестьянам не

доставляло почти никакой пользы государственное управление - ведь государство

сосало крестьянскую кровь - зерно - чтобы продать его за границу, в то время

как деревня иногда голодала. И царь поддерживал помещиков, которые и у

общинников и у индивидуалистов норовили урвать кусок земли. Поэтому крестьяне,

особенно зарождавшиеся фермеры(то есть их российский аналог), поддерживали идею

анархического бунта, верили в идеал "вольного хлебороба", который

обожествлял Кропоткин.

А большевики на юге сосредоточились на пропаганде в армии и поэтому не

составляли анархистам жёсткой конкуренции в крестьянской среде. Но ведь и

солдат по сути своей - тоже рабочий или крестьянин, только в шинели. Поэтому

идея анархии проникала в армию. Например, восстание на броненосце "Потёмкин",

говорят, поднял матрос-анархист Матюшенко.

В то же время в городах на юге анархисты вели пропаганду среди рабочих мелких

и средних предприятий, которые мечтали взять власть на предприятиях в свои

руки. Тем более, что и сами рабочие были выходцами из деревни, и посему их

душевный склад был похож на крестьянский - они надеялись самостоятельно

взаимодействовать с деревней на принципах обмена. Эти рабочие не

дистанцировали себя от крестьянства, как потомственный пролетариат крупных

городов.

И агитация приносила свои плоды, что бы не говорили книжки Политиздата через

десять-двадцать лет. Именно эта пропаганда сделала возможным существование

потом "республики Махно", где городские рабочие-синдикалисты в союзе с

крестьянством сумели долгое время удерживать Гуляй-Поле от посягательств как

красных, так и белых, и националистических банд Петлюры. Подводя итоги, можно

сказать, что агитация создала благоприятную почву на юге, на Украине и в

Польше, где анархисты сливались с борцами за национальную свободу. В

центральных районах конкурировать с эсерами и марксистами анархисты не могли.

Одним из проявлений анархизма можно назвать так называемую махаевщину. Её

лидером был А. Махайский(Вольский). Сначала он был социал-демократом

реформистского толка, а затем, будучи в ссылке в Сибири, создал собственную

теорию развития революционного движения в России, изложив её в книге

"Умственный рабочий". В ней излагалось мнение, что стоящая за спиной буржуазии

интеллигенция выдумала идею социализма якобы для превращения рабочих в

орудие для достижения своих целей. Махаевцы преставляли борьбу революционных

партий в России как направленную на захват власти, так же как и борьбу евреев

за свои права. К Махаеву примкнула часть ссыльных анархистов. Им удалось

создать в Одессе группу "Непримиримые", а в Белостоке - группу "Борьба".

А вот как характеризовал махаевскую программу один из лидеров русских анархистов

Новомирский: "Она сводилась к трём пунктам: 1) рабочему классу не нужно

идеалов, 2) нужна экономическая, революционно-террористическая борьба с

капиталом и 3) интеллигенция - класс эксплоататорский, враждебный

пролетариату". Он же сказал, что "махаевцы своим отрицанием политической

борьбы поставили себя вне истории" [5, с. 31] . В итоге махаевщина не

получила широкого распространения среди рабочего класса.

Во время революции в России 1905-ого года анархисты действовали

достаточно активно. Но почему же их действия не принесли успеха? Во-первых,

анархисты не ставили конкретной задачи поддержать буржуазно -демократическую

революцию. Они отрицали в большинстве своём необходимость этого этапа для

перехода к анархо-коммунизму. Позорно, но факт - "в Москве в декабре 1905

-ого года не было ни одной анархистской боевой дружины в то время, когда

большевики и беспартийные рабочие сражались с оружием в руках на баррикадах"

[5, с. 30] .

Во-вторых(это вытекает из первого), избранными некоторыми анархистами методами

были индивидуальный террор и экспроприация. А эти методы

отталкивали революционно активные элементы, особенно рабочих, от анархистов и

показывали их слабость. Лишь кое-где на юге анархо-синдикалисты участвовали в

стачках и их организации. А вот, например, что пропагандировало течение

"безначальцев" в 1905 - 1907 годах в своём печатном органе "Безначалие":

"Беспощадная народная расправа. Признание краж и всяких открытых нападений на

лавки и дома, совершаемых угнетаемыми классами". Им вторила и газета "Бунтарь"

так называемых "чернознаменцев" [5, с. 32-33] . Часто агитация анархизма

взывала к откровенно уголовным элементам - деклассированным выходцам из

разорившейся мелкой буржуазии и люмпен-пролетариату. В одной из советских

книжек я нашёл даже такую выдержку из речи одного из лидеров одесской группы

анархо-коммунистов Гершковича: "Режь, грабь, бей, не надо никаких

союзов, никаких организаций: грабь, режь, бей."

И в-третьих, анархистам не удалось, в целом, организовать в ответственный

момент в зоне своего влияния поддержку крестьянством городских синдикалистов.

Сказалась неподготовленность к бунту. Одним словом, непоследовательность

действий анархистов во время Первой Русской Революции лишила их шанса на

глобальную конкуренцию с большевиками в будущем. На мой взгляд, нужно было не

заниматься терроризмом и экспроприацией, рассеивая силы, а создать боевые

организации в Москве и Питере, поддержать марксистов, эсеров и

буржуазно-демократическую революцию, затем сосредоточиться на пропаганде, вести

её на юге России, попытаться вытеснить большевиков и эсеров, и работать

в каждой отдельной губернии одновременно и по крестьянам и по рабочим в городе.

И тогда, быть может, махновская республика, уже в годы II-ой Русской

Революции, не была бы окружена кольцом враждебных армий. Нужно было также

решительно отмежеваться от уголовных элементов и попробовать найти союзников

среди оппозиционных марксистам партий, например, среди левых эсеров. Ведь

Виктор Чернов, как известно, по многим позициям разделял рзделял идеи

анархистов.

"Вольная республика" Михненко.

Роль анархистов в Великой Октябрьской Социалистической Революции и

гражданской войне.

Как известно, социалистическая революция стала возможной во многом по причине

империалистической войны. Партия большевиков, несмотря на то, что все

политические партии России заняли оборонческую или умеренно пацифистическую

позицию и поддерживали правительство, не предала интересы рабочего класса. Даже

когда все европейские социалисты проголосовали за военные кредиты своим

правительствам, партия Ленина показала последовательно революционное

отношение к хищнической империалистической войне. Большевики выдвинули лозунг

"поражнение своего правительства" и благодаря этому в конце концов оказались на

гребне революционной волны. Но что же анархисты, призывавшие к немедленному

введению коммунизма и классовой войне?

По-моему, это наибольший позор анархического движения в XX-ом веке -

анархисты решили поддержать, в большинстве своём, своё государство, которое до

войны почему-то хотели разрушить. Эти настроения и выразил Кропоткин, бывший

идеологическим вождём анархизма. А ведь, займи анархисты пораженческую позицию,

это дало бы им возможность во время революции встать вместе с большевиками! Вот

что писал Ленин с возмущением: "Виднейшие анархисты всего мира не менее, чем

оппортунисты, опозорили себя социал-шовинизмом(в духе Плеханова и Каутского) в

этой войне" [6, с. 204-205] .

Итак, анархисты решили поддержать "свою" буржуазию в войне. Но когда началась

революция, анархисты не поддержали восстание, поскольку под влиянием лидеров

движения приняли решение не участвовать в борьбе за власть, пусть даже и

рабоче-крестьянскую. Шла потихоньку агитационная работа, в августе и ноябре

1918-го года прошли конференции анархо-синдикалистов, но сильное

влияние анархистов в Москве было только среди Московского Союза

Пищевиков.Теперь костяки групп анархистов в крупных городах составляла

интеллигенция. В 1920-ом году был создан "Союз

анархо-синдикалистов-коммунистов города Москвы", однако через некоторое время

он распался. Эта организация занималась пропагандой и попыталась объединить

московских анархистов. Однако часть анархо-синдикалистов решила от бакунинского

отношения к государству и принять участие в строительстве нового

социалистического строя. Но им не удалось затормозить сосредоточение власти в

руках большевиков.

Некоторые "условно-анархисты" бандитского толка перешли к своей излюбленной

тактике - экспроприациям и террору. Они захватили оружие и оперировали в

Москве и Петрограде, грабили и арестовывали буржуев. Однако некоторое время

эти дружины были полезны большевикам, как своеобразная "милиция". Когда

надобность в них отпала, большевики разоружили эти группы, подстроив какую-то

провокацию и использовав её для подавления анархического движения в

Петрограде, Москве и их окрестностях.

Другое проявление влияния анархо-синдикализма на ход революции - образование

внутри ВКП (б) так называемой "рабочей группы".

В неё входили Александра Коллонтай, Александр Шляпников, Мясников, Медведев и

др.. Они сожалели о появлении новых партийных "верхов" и предлагали больше

власти дать профсоюзам, рабочим комитетам на местах производства. Появление

"рабочей группы" совпало с X-ым съездом ВКП (б) и

кронштадтским мятежом в начале осени 1921-го года. Рабочая оппозиция

требовала как свободы дискуссии, критики внутри партии, так и свободы слова и

печати вообще, особенно Мясников. По характеру оппозиция была профсоюзной,

синдикалистической, но не отрицала некоторой централизации власти. Если бы

кронштадтский мятеж и "рабочая оппозиция" не были бы жестоко подавлены, то

неизвестно, как могли бы они повлиять на ход революционных преобразований в

России.

А вот другое проявление анархо-синдикализма: мятеж в Кронштадте в 1921-ом

году. Его поддерживали и одобряли петроградские и московские

анархо-синдикалисты. Мятежники выдвигали лозунг: "Власть советам, а не

партиям". Большевикам с огромным трудом и жертвами удалось подавить восстание.

Характерно, что именно эти кронштадтские матросы боролись в 1917-ом

бок о бок с большевиками. И в 1921-ом году они выдвигали истинно

демократический лозунг в духе раннего социализма, и в этом была их сила;

недаром Ленин говорил, что "кронштадтское восстание было опаснее Деникина,

Юденича и Колчака, вместе взятых". К сожалению, анархо-синдикалистам не удалось

вовремя дать решительный отпор белогвардейским элементам, проникшим в их ряды,

и это стало ещё одним поводом для последующих репрессий против анархистов в

России. Убеждения кронштадтских мятежников разделяла и "рабочая оппозиция". А

что же происходило в те годы на юге и Украине?

А на Украине пропаганда принесла наконец свои плоды: в районе Гуляй-Поля,

города, где городские рабочие были тесно связаны с крестьянством, образовался

союз для борьбы с интервентами. Его лидером стал видный анархист Нестор

Михненко(Махно). В Гуляй-Поле стали стекаться анархисты, особенно из группы

"Набат": Барон, Волин, Аршинов, Глагзон и другие. Это произошло в 1918-ом

году, когда на Украину пришли австро-германские войска. Хотя ещё в сентябре 1917

-ого года Махно, вернувшись с каторги по амнистии, фактически установил в

районе Гуляй-Поля советскую власть, в настоящем смысле этого слова, с

многопартийным представительством. Набатовцы подвели под махновское движение

теоретическую и идеологическую базу, видоизменив учение Кропоткина и поставив

во главу угла тесное взаимодействие между рабочими и крестьяами. В Гуляй-Поле

почти все рабочие стояли к тому времени на анархо-синдикалистических позициях.

В конце концов образовалась своеобразная "республика", где рабочие и

крестьяне взаимно удовлетворяли нужды друг друга в сельскохозяйственных

продуктах и промышленных продуктах. В начале Махно сотрудничал с Красной

армией. Вместе они помогли восставшему пролетариату Екатеринослава выбить

белогвардейцев из города. Армия Махно была очень интересно устроена: она

мобилизовалась по мере надобности из крестьян, а костяк её составляли выходцы

из городских рабочих. Армия эта действовала очень эффективно на благоприятной,

родной местности и могла достигать огромного(в сравнении с населением)

размера по мере мобилизации. Этим она чем-то напоминала революционную армию

Кубы Фиделя Кастро. На неблагоприятной местности она теряла и тактическое и

моральное преимущество. Махно и его командиры в корне пресекали акты

мародёрства - это известно точно. В Екатеринославе махновцы вошли в контакт с

эсерами, но вскоре петлюровцы заставили Красную армию и махновцев покинуть

город. Махно засел в обороне Гуляй-Поля, но вскоре опять взял Екатеринослав. На

конференции анархистов в Курске весной 1919-го года было вынесено

решение, что "украинская революция будет иметь значительные шансы быстро стать

идейно социально-анархической". И в то же время конфедерация заявила, что

"анархист должен постоянно и упорно агитировать за создание вместо нынешних

советов - истинных Советов рабочих и крестьянских организаций, беспартийных и

безвластных". Это было время подъёма анархизма на юге России, проникнутом

светлыми идеями безвластия. Но уже обострились противоречия с большевиками.

"Рабоче-крестьяне" на верху новоявленной советской государственной системы

почувствовали запашок неповиновения. В 1920-ом году товарищ Фрунзе,

командующий Южным фронтом, выманил-таки махновцев на юг, в Крым, для борьбы с

бароном Врангелем, в который раз угрожая крупномасштабным наступлением на

Гуляй-Поле. Армия Махно поучаствовала в атаке на Перекоп и освобождении Крыма,

но затем Фрунзе отдал приказ о расформировании отрядов анархистов. Они были

окружены и частью разоружены, частью уничтожены. "Батько Махно" с группой

единомышленников укрывался в Гуляй-Поле, но когда оборонить его от красных не

удалось, он бежал в Румынию, а оттуда - во Францию.

Мне кажется, что главной причиной конечной неудачи республики Махно было то, что

военные соединения анархистов оттянулись от своей земли, оторвались от

крестьянской почвы, дали Красной армии увлечь себя в Крым. Там они уже не могли

противостоять её предательскому удару, поскольку, во-первых, там не было

привычных махновцам природных условий, во-вторых, в Крыму не было крестьянской

среды и сочувствущего анархистам города как опорного пункта. Ведь только в

"своей" местности крестьянское ополчение могло обеспечить себя необходимыми

продуктами и другими припасами, а также пополнить свои ряды. И в-третьих,

крестьяне, воевавшие в армии Махно, не имели психологической поддержки:

их ноги топтали не знакомую плодородную почву Украины, а крымские солончаки.

Ведь и вообще, в начальный период борьбы и становления анархические сообщества,

состаящие из синдикатов и земельных групп, характеризуются сильной

привязанностью к земле или месту производства. Это проявлялось неоднократно

практически, особенно в ходе южноамериканской революции, и обосновано

теоретически.

Но не следует думать, что анархизм свил себе гнездо только в России. ВКТ

работала по всей Европе, собрала конференцию в 1906-ом году, где

были приняты ряд важных идеологических установок. Просто в России анархические

тенденции проявились в то время наиболее революционно и заметно; но нельзя

недооценивать значение борьбы синдикалистов за свои права методами стачек и

забастовок по всей Европе.

Участие анархистов в Испанской революции с 1931-го года.

В 1931 году рабочий класс Испании сверг монархию и установил республику. В 1936

-ом фашисты развязали гражданскую войну. К этому времени население Испании

находилось под сильным влиянием двух фракций: реформистской социалистической

партии и анархистов. Поэтому для меня анархическое движение в Испании занимает

совершенно отдельное место. "Особенностью испанского пролетариата является

также и то, что анархисты имеют в среде испанских рабочих довольно сильные

организации, тогда как в России анархистское движение, как мы это видели,

никогда не было массовым движением, а было в большинстве случаев движением

небольших групп, оторванных от масс" [5, c. 101] , - признаёт товарищ Ем.

Ярославский, видный большевик.

Также нужно отметить то, что в Испании на стороне республики, в отличии от

России, стояли не только мещанство, пролетариат и крестьянство, но и часть

либеральной буржуазии. Анархисты в Испании объединились в Национальную

Конфедерацию Труда. Их печатным органом была газета "Солидаридад Обрера".

Социальные преобразования проходили очень успешно(может быть, в этом и была

причина такой оголтелой фашистской реакции?). Первые успехи в войне вдохновили

анархистов. В статье от 28-ого октября 1936-ого года

"Солидаридад Обрера" писала об испанской революции: "Сейчас мы находимся в

кульминационном пункте Иберийской пролетарской революции". Вот ещё одна

радужная оценка(30/08/1936): "Впервые в истории народ своими собственными

силами одержал победу над армией, вооружённой по последнему слову техники.

Впервые в продолжение 15 дней народ безвозвратно уничтожил: господство церкви,

отменив практику культа, господство предпринимателей над трудящимися, и,

наконец, господство городской бюрократической цивилизации над деревней, . ,

осуществив в рамках профсоюзных организаций тесную связь рабочих и крестьян".

Пусть даже и не такие разительные, но успехи были, несмотря на элемент

буржуазии в революционном движении. Откуда же такая мощь испанского движения?

Всё дело в том, что в Испании 1) анархисты встали рядом с марксистами и

реформистами в борьбе против фашизма, 2) рабочие и крестьяне были равноправны

как революционеры и 3) в основу для будущего социализма был положен принцип

не уничтожения классов буржуазии и кулачества, но чисто анархистский принцип

социальной ликвидации, выдвинутый ещё Прудоном - принцип возвращения

капитала труду, уравнения классов, а не диктатуры одного над другим.

Однако были и вредные стороны деятельности анархистов. Они слишком уж хотели

перешагнуть через целый этап социального развития - к коммунизму. Они слишком

жёстко, зачастую, обращались с сочувствующей республике буржуазией, уравнивая с

другими классами, но они не уничтожали её, как это делали большевики в России

после укрепления советской власти. Революционеры в Испании(и не только

анархисты) слишком резко пытались отменить культы, связанные с религией

и уменьшить значение денег. Это "подталкивание революции" и принесло ей вред,

кого-то оттолкнув, кого-то, правда, и привлекая. Но можно оправдать "отмену"

религии тем, что лучше бороться с религией, запрещая посещать церкви, чем

убивать попов и изолировать верующих крестьян от других, как это, опять же,

зачастую делалось в Советской России.

Долго и трудно шло объединение анархистов, коммунистов и либералов в борьбе

против фашизма. В мае 1936-го года НКТ запретила своим организациям

сотрудничать с другими партиями(кроме фракций ВКТ) и буржуазией. Однако

товарищи из испанской коммунистической партии дали на это абсолютно

правильный ответ: они отвергли ответ НКТ, как препятствующий единству

пролетариата, призвали к совместному отпору фашистам. И испанские анархисты

проявили конструктивность, которой так часто не хватало русским, решили

объединить силы рабочих для отпора реакции.

В начале осени 1936-го года в "Солидаридад Обрера" была опубликована

статья "Бесполезность правительства", где, в частности, говорилось, что

"создание коалиционного правительства и внутренняя борьба в нём делает

невозможной нашу работу в целях освобождения Испании". И всё-таки, опять

объединившись с коммунистами перед лицом фашистской угрозы, анархисты вступили

в правительство, и не в социалистическое, а в коалиционное, в котором

участвовала и буржуазная республиканская партия. Это НКТ объяснила так: "Мы

сделали это не из политических соображений, а ввиду необходимости единства.

Сейчас нужно концентрировать внимание на двух основных вопросах: выиграть

войну, укрепить хозяйство и добиться того, чтобы испанский народ не испытывал

нужды в предметах потребления". Вот так вот появился Единый антифашистский

фронт.

Поражает, насколько разнородным был Единый фронт: Коммунистическая партия

Испании, Всеобщий рабочий союз, НКТ, синдикалистская организация Пестаньи,

мелкобуржуазная республиканская партия Асаньи, каталонская партия Эскерра,

буржуазная партия "Республиканский союз", партия баскских националистов,

каталонская крестьянская организация "Риббагайрес". И залогом единства было

сближение анархистов и коммунистов.

"Если все было так хорошо, - спросите вы, - то почему же тогда силы реакции в

конце концов победили революцию?.." Мне кажется, что мировой империализм просто

испугала тенденция к быстрому распространению социалистических идей. Анархисты

в Испании были очень близки к реализации своей программы либертального

коммунизма. Но у Испании не было такого ресурсного и людского потенциала

, как у России. Все реакционные силы мира, а особенно фашисты Германии,

Португалии и Италии, оказали всемерную помощь своим единомышленникам в Испании

- и фашизм задавил молодую республику.

Эволюция теории анархизма в 1/2 XX-го века.

К XX-ому веку теория анархизма была ориентирована скорее на крестьянство и

мелкую буржуазию. А новые условия производства, выдвинувшие пролетариат в

первые ряды революционной борьбы, требовали больше внимания уделить идеям,

ориентированным на промышленных рабочих. Поэтому в начале века началась

выработка новых идей, отражающих характер изменений в анархическом движении.

Похожую ломку переживало анархическое движение и недавно в связи с потерей

промышленными рабочими доминации в революционном прогрессе.

Сложно показать это на примере теории, т. к. в начале века в основном шли

практические изменения - уже другой была основная цель агитации, другим был и

состав анархического движения. Очень ярко это отразилось в ходе испанской

революции. Эта страна была несколько отсталой, и там в анархическом движении

смешивались крестьяне и рабочие. Но это был уже не рабочий класс мелких

предприятий, как в России на юге во время революции. Это были обособленные от

сельского населения рабочие, колеблющиеся между коммунистами и анархистами.

Итак, какой же была эта самая концепция либертарного коммунизма, идеология

испанских анархистов?

Во-первых, конечной целью революции испанские анархисты считали, в числе

прочего, отмену частной собственности, точнее, её обобществление. Если в

начале века при анархии предполагалось обычно сохранение личной

собственности в полном масштабе, то с появлением трудоёмких производств,

требующих коллективного участия, социальная собственность при анархии стала

необходимостью, во всяком случае в промышленности. Испанские анархисты часто

упрекали марксистов в России в сохранении частной собственности. "К

общественному обладанию мы перейдем сразу и все вместе," [7] - писал Исаак

Пуантэ в "Програмном очерке либертарного коммунизма". Совершенно утопичной

эту идею можно назвать только не зная многовековой истории борьбы за братство

и свободу в Испании.

Отношение ко всем формам власти либертарных коммунистов было однозначно

отрицательным. Между тем ради объединения усилий против фашизма они вошли в

коалиционное правительство, носившее отчасти совещательный характер. Сразу

после исчезновения угрозы внутреннего покорения анархисты намеревались

упразднить все органы власти. Признавались только добровольные объединения.

Ставка делалась на синдикаты - рабочие объединения. "Общество будет

удерживаться инстинктом взаимности, свойственным каждому человеку, а также

согласием и преимуществами, которые принесет с собой коммунизм," [7] -

считали анархисты. Основным способом решения вопросов они предполагали т. н.

ассамблею - совещательное собрание - синдикальное или местное.

Труд предполагался добровольным, с обеспечением неспособных работать их

сообществом. Гармонию и равновесие, довольствие трудящихся своим видом

деятельности должно было обеспечить отсутствие принуждения. Общество должно

было взять на себя функцию защиты продуктов труда от посягательств не

участвовавших в производстве. "Мы боремся не с бродягами, а с паразитами.

Бродяга может продолжать вести свой образ жизни, если удовлетворится его

результатами и не будет жить за счет труда других," [7] - заявляли

синдикалисты. Плоды труда предполагалось предоставлять к общему пользованию,

зарплата отрицалась как увеличивающее неравенство явление. "Каждый, невзирая

на вид выполняемого им труда, всегда имеет право пользоваться общей

собственностью - по мере своих потребностей," [7] - истинно коммунистический

лозунг.

Предполагалось в каждой местности организовать потребление и производство

соответствуясь с потребностями, а не наоборот, как это делает государство.

Залогом успеха анархии считалось обилие товаров первоочередной необходимости,

что предупредило бы кризисы. Деньги должны были быть заменены непосредственно

тем, что их обеспечивает - то есть различными материальными ценностями.

Отрицалась необходимость равноценности товаров при обмене. "Отдают то, что

есть в избытке, берут то, в чем нуждаются и что предлагают другие," [7] - так

предполагал синдикалистический обмен Исаак Пуантэ. Отступления от этого

принципа считались необходимыми при торговле с буржуазными странами.

Конфедеративное объединение должно было обеспечить лучшее взаимодействие

между объединениями трудящихся. В случае отказа какой-либо общины

предоставить своё средство производства в общее пользование считалось

предпочтительным отказаться от обмена с ней. Анархисты Испании считали, что

личность в профсоюзе должна согласовывать свои интересы с интересами целого

сообщества. Перед проведением каких-то изменений в хозяйственной деятельности

должны были собираться структурированные конгрессы для решения вопросов. При

анархо-синдикализме предполагалось повышение уровня технического оснащения

производств и развитие науки, с организацией отдельных профсоюзов учёных.

При анархии должна была иметь место полная автономия отдельных районов.

"Каждая община сможет принимать решения (на общих собраниях) о следующих

вопросах:

1) производственные обязательства,

2) гарантии условий поддержания производства на ответственном уровне,

3) еженедельное количество труда (в часах),

4) распределение труда в соответствии со способностями или по жребию,

5) формы осуществления распределения,

6) режим быта,

7) размеры предоставляемого в пользование отдельным индивидам (участки земли

и т.д.),

8) объекты личного и общественного пользования;" [7] - гласит программа

испанских синдикалистов. Обработка общинной земли предполагалась

добровольной, совместной. Эта идея созвучна с идеей организации колхозов в

РСФСР, только в Испании крестьяне не на словах, а на деле полностью

пользовались плодами своего труда. Индустриализация и механизация должны были

облегчить труд рабочих и дать им больше возможностей для саморазвития,

интеллектуального отдыха.

Отдельно следует рассмотреть отношение анархистов к преступникам. "Коллектив

откажется также от наказания преступников, поскольку наказание не исправляет

преступления и никому не служит примером" [7] . Оборона предполагалась

спонтанным сопротивлением групп или одиночек. Единственным наказанием для

преступников должно было бы быть всеобщее презрение и отторжение от

коллектива.

Война должна была бы стать невозможной, за исключением агрессии извне. На этот

случай все сооружения и инвентарь, связанный с военными действиями,

предоставлялся в ведение местных организаций, ответственных за чрезвычайную

ситуацию. Образование предполагалось предоставлять всем, а молодёжи с 15

-ти до 20-ти лет - ещё и трудовую практику. Анархо-синдикалисты

в своей программе упоминали упоминали не только хорошие, но и отрицательные

стороны безвластного строя - каждая группа и индивидуум действуют по своей воля

и полностью самостоятельно.

Программная декларация завершалась словами: "Для общества мы добиваемся:

общественной собственности и коллективного пользования богатствами, без

разделения на бедных и богатых, свободы, не подчиняющейся капризам власти,

ликвидации разделения на господ и подданных, работы для всех с целью

удовлетворения своих потребностей, ликвидации денег, делающих человека

бесправным, улучшения условий жизни и труда людей, братского сближения между

людьми, так чтобы личность жила в обществе, действующем как самое меньшее

зло." [7] .

Курсовая: Анархизм в Европе в 1/2 XX века

Таким образом, сравнивая анархо-индивидуализм начала века с развитым рабочим

синдикализмом тридцатых годов, мы видим изменения и в составе движения, и в

его идеалах, уклон в сти- хийный комму- низм и взаимопомощь, плюс приятие

технического про- гресса в полн- ой мере. Анархизм был и остаётся од-ним из

наиболее динамично ме- няющихся вместе с условиями жиз- ни движением.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов