Курсовая: Египет
внутренней раздробленности. Оросительная система пришла в запустение, начался
голод.
Государство Древнего царства пало под ударами внутренних противоречий,
развивавшихся в обществе. Между концом Древнего царства и началом Среднего
царства лежит длительный переходный период. Внутренним упадком страны
воспользовались отдельные соседние племена. Набеги ливийцев на западе и
кочевников на востоке опустошали Египет. В результате длительной борьбы за
власть, сопровождаемой громадными жертвами и разрушениями, победителями вышли
фиванские правители. При Ментухотепе I страна была объединена.
В эпоху Среднего царства по прежнему сильны были позиции номовой знати. Но
все большее значение приобретают люди незнатного происхождения.
III. Египет Среднего царства.
1. Структура египетского общества.
Ослабление роли центра вызвало оживление хозяйственных взаимообменов на местах.
Развитию торговли способствовало временное разукрупнение сельскохозяйственного
производства. В стране появляется большое количество более мелких
хозяйств.
Упоминается термин «малые люди» («неджес») - нередко богатеи, крупные
сановники с высоким подворьем или государственным званием. В домашнем
хозяйстве состоятельные египтян увеличивается доля грязных. черновых работ,
что свидетельствует о возрастании гигиенических требований к состоянию
подворий египтян.
Они претендуют на особое положение людей, достигших успеха и процветания
своим трудом и (нередко) воинской доблестью.
Прослойка деятельных владельцев - «мелких людей» оказывает влияние на события в
стране. Основное направление их усилий – объединение Египта. Строительства
сильного централизованного государства требовали и нужды активизировавшейся в
переходный период торговли. Они осуществляли обменные операции
между районами и доставляли материалы, сырье в самом Египте.
Владельцы поместий все чаще передоверяли поиск вариантов обмена посредникам –
торговцам. Основным мерилом равноценного обмена было зерно, хлеб,
принимается к оплате также одежда, скот, битая птица. Примерно с XXII в. до
н.э. в качестве оплаты за продукты используется медь, обработанная
или весовая.
2. Внешняя торговля.
Фараоны стремятся монополизировать торговлю с соседними областями. В результате
с появлением множества мелких и средних хозяйств создались условия для широкого
обмена. Доверенные фараонов по доставке ценностей совершают поездки на
множество промыслов для централизованной доставки в царскую казну меди,
бирюзы, лазурита, благовонных смол и т.д.
3. Усиление роли военных в обществе.
В период Среднего царства в египетском обществе появляется новая прослойка
населения страны - воинское сословие ( в период Раннего и Древнего
царств роль военных в обществе была незначительной. Захоронение воина с оружием
среди второстепенного окружения – свидетельство этому). Значение
профессиональных военных в Египте росло (сильная и обученная армия была у
гераклеопольских нормахов в период IX – X династий).
В Египте времен распада быстро формировалась каста профессиональнх военных
, достаточно многочисленная и влиятельная ( писцы, описывающие трудности и
тяготы воинского труда, сами уходили в армию – свидетельство роста популярности
воинской службы). Военные, уставшие от междоусобных походов, склоняются к мысли
о необходимости объединения страны. Постоянные войны пополняли ряды рабов за
счет военнопленных.
Усложняется и совершенствуется вооружение ( меняется округлая форма щита, лук с
двойным изгибом, новые элементы доспехов, защищающие запястья, колени,
локти, щиты становятся легкими, их площадь уменьшается, появляется
широкий ремень, облегчающий транспортировку, щиты несут, перекинув за спину,
а горные, каменистые дороги заставили задуматься о надежной обуви для
пехотинцев).
4. Развитие среднего и мелкого рабовладения.
В начале периода Среднего царства расширяется рабовладение в египетском
обществе. Рабами владеют частные лица ( 20 «голов» людей, 31 «голова», более
сотни «голов» покупали сановники).
В период Среднего царства впервые рабов стали именовать «головами». В
начале Среднего царства рабовладельцами могли являться представители
практически всех слоев египетского общества (слуга владел 6 «головами», старший
скотовод мог передать сыновьям в наследство немало «голов»).
Рабы использовались в ремесленном труде и в строительстве, для поддержания
порядка в домашнем хозяйств, а также для выполнения тяжелых земледельческих
работ (растирание зерна, чистка каналов, давление плодов). Рабы могли быть
куплены и проданы.
Со времен XI-XII все чаще в роли рабов оказываются иноземцы (африканцы,
европейцы). Широкое использование подневольного труда способствовало
преодолению египетским обществом достойных явлений, вызванных переменой климата
и развалом старой государственной машины (свободного человека тяжело было
заставить выполнять грязные и утомительные работы, рабы обрабатывали каменные
плиты кремневым инвентарем, а квалифицированный мастер работал
медным инструментом).
В переходный период ценность рабов возросла ( в перечислении инвентаря
количество рабов ставят на I место, перед приведением сведений о поголовье
скота, урожае и количестве рабочего инструмента).
Основным источником пополнения рабов в период Среднего царства являлись пленные
и захваченные в ходе завоевательных походов мирные жители («живая
добыча»).
В Египте Среднего царства сложилась двойная система рабовладения
(государственное и частное рабовладение).
Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое увеличение
роли среднего и мелкого рабовладения, что требует централизованных усилий для
поддержания покорности рабов и обеспечения закономерности перехода их от
одного хозяина к другому. Все более широкие слои населения оказывали
поддержку централизованным инициативам фараонов.
5. Прорыв в металлообработке. Новые технологии.
При Аменемхете I стали появляться изделия, где сплав меди с оловом очень
близок в процентном отношении к бронзе. Медь более прочная, твердая,
износостойкая. Из нового сплава выполнены некоторые орудия производства:
скребки, сверла, резцы, статуэтки; усложнилось устройство металлических
инструментов (съемно-накладные приставки к изделию для сверления, зачистки.
Комплектность использования одной и той же основы для проведения различных
работ в быту и на производстве: скрести, сверлить, зачищать).
Топор, за счет появления особого шипа на основании металлической
части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным.
Каменная посуда служит признаком достатка и используется обычно в
праздничные дни.
В период Среднего царства в долине Нила было освоено стеклоделие
(появление новых ювелирных украшений, посуды, развилось врачевание).
Совершенствовалась древообработка (изделия из ливийского кедра и
киликийской сосны). Для обработки дерева применялись топоры, пилы, тесла,
резцы, сверла, колотушки.
Широкого распространение достигло ткацкое дело ( из льна изготовляли
несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань
различной толщины вплоть до тончайшей). Научились делать ткани
плиссированные.
Работы велись на низких горизонтальных ткацких стенках. В Египте
Среднего царства развивается также плетение корзин, циновок
из тростника, камыша и папируса, обработка кожи .
Из внутренней корки папируса делали паруса, матрацы, одежду, веревки, а
египетские жрецы – обувь.
Мягкие части тростника давали сок, молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть
жарили.
Однако основным занятием египтян по прежнему остается земледелие.
6. Ирригация и сельское хозяйство.
В результате объединения страны появилась возможность восстановить
осушительно-оросительную сеть. Создание водохранилища, соединенного
каналом с Нилом и разветвленной сети оросительной системы в фаюмском оазисе.
Начинается освоение новых территорий.
Известия о голоде перестают встречаться в древних рукописях. Однако технология
землепользования находилось в стадии формирования. Во времена Среднего царства
в районе Меридова озера были произведены масштабные осушительные и
ирригационные работы (на освободившихся площадях выращивали злаки, упоминаются
новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский» ячмень).
Использовали плуг с отвесными рукоятками, а также простую мотыгу
. Колосья срезали простым серпом. Молотьба производилась при помощи быков. В
скотоводстве начинается улучшение качеств используемых египтянами пород
(появление рядом с бараном с развесистыми рогами животных с подогнутыми
рогами).
Однако поголовье скота пополняется за счет пригоняемой с успешных войн добычей.
Торговля.
Осваиваются новые месторождения меди и бирюзы на Синайском полуострове,
восстанавливаются ранее заброшенные рудники и шахты, начинаются планомерные
изыскательные работы по открытию новых месторождений (особенно меди), которые
вскоре приносят результаты.
В начале XII династии впервые начинают добывать медные руды в Сев.
Эфиопии, между Нилом и Красным морем. Параллельно идет вытеснение меди из
области торговли. Эквивалентом становятся золото и серебро (драгоценные
металлы).
Предметом активной торговли, а также реальной потребительской ценности для
широких слоев населения был лес (для строительства царских палат,
кораблестроения).
Поставщики древесины ставились в особое положение, т.к. значение дерева для
страны фараонов было очень велико.
В Египет доставлялись также заморские, редкие товары (благовонные смолы,
экзотические фрукты и плоды, критская посуда).
7. Процесс расслоения в обществе.
Прежде равноправные члены сельской общины в Египте Среднего царства таковыми
уже не являются, появляются отдельные зажиточные дома «царских людей» в
сельской местности. В городах проявление неравенства тоже становится
очевидным. В ремесленной среде процесс расслоения протекал интенсивнее (все
чаще различают богатых и бедных мастеров).
«Царские люди» («хемуу-нисут») в период Среднего царства – это
практически все трудящееся население страны. Основная их обязанность – работа в
рамках определенной прогрессии и жесткая привязанность к хозяину.
Главные созидатели материального богатства страны были лишены прав
собственности на орудия труда и средства производства; привлекались к работе
в царском, храмовом, частном хозяйстве.
8. Экономическая структура египетского государства и период расцвета
Среднего царства.
1. Царские владения по-прежнему составляли верхушку пирамиды
древнеегипетской системы хозяйствования
2. В эпоху Среднего царства существовали общественные центры управления жизни
городов - советы должностных лиц, которые влияли на хозяйственную и
имущественную жизнь горожан.
3. Существенно укрепились позиции служивого чиновничества и
прослойки военных (приближенное войско).
Ко II половине Среднего царства широко развились товарно-денежные отношения.
К концу Среднего царства начало применяться в качестве мерила золото (новая
условная единица «дебен»= 91 гр. золота).
Аменемхет I – основатель XII династии египетских фараонов.
Именно с правления этой династии принято связывать расцвет Среднего царства,
продолжавшийся до начала XVIII в. до н.э.
Взяв под свой контроль важнейшие торговые пути внутри страны, фараоны
династии еще более укрепили свои позиции.
Египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами,
покорили Северную Нубию, страна переполнялась трофеями и невольниками
. Доля номархов была опасно большой и укрепляла мысль о возможности
независимого правления, а также позволяла местным правителям вести царский
образ жизни.
Пятидесятилетие пребывания на престоле фараона Аменемхета III являлся
вершиной расцвета государства Среднего царства.
Номарх вновь становится богатым должностным лицом высокого ранга.
Прослойка профессиональных военных в период Среднего царства стала едва ли не
определяющей силой в стране.
На вооружение воинов средств не жалели. Новшеством в военном деле стало внимание
к мерам защиты (использование громадных укрытий, применявшихся при
штурме крепости: из-за частокола, защищавшего воинов от стрел, копьеносцы
длинными копьями пытались поразить врага на крепостных стенах). Индивидуальное
защитное вооружение пополняется поножами, военные используют лошадей.
Воины были хорошо обучены и дисциплинированных.
9. Культура периода Среднего царства.
Культура Среднего Царства считается классическим периодом египетской культуры.
Письменность.
Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. Упростились
письменные знаки (иератика-книжное письмо).
Рисунки – иероглифы переродились в условные знаки. Позже иератика породила
демотику (скоропись).
Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и подобие
картона, из которого делали футляры для мумий.
Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и
литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло.
Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые
после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире
«алфавитное письмо».
В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне весьма
не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и документов,
скоропись) и иероглифическое – письменность торжественных подписей и
сообщений.
Научные знания.
Именно Среднему царству принадлежат первые математические и медицинские
тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого
слова).
Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по
вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной.
Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с
тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.
Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба
(списки созвездий на саркофагах).
В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник),
напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц,
растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей,
сортов масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).
Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник ветеринара.
Религия.
В эпоху Среднего царства возвышается новый государственный военный бог – Амон.
Изменились и представления о загробном мире. С распадом Древнего царства все
чаще представления о загробном мире рисуются в образе страны вечного сна,
мрака, где нет воздуха, воды, радости, бытия, любви.
Данные настроения свидетельствуют о поисках египтянами нового решения
проблемы жизни и смерти.
Атмосфера подобных исканий облегчила принятие нового культа, содействовала
утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного военного бога
Египта.
Сразу после этого изживаются из общества представления о загробном мире как о
царстве мрака и сна. Этим устранялась очевидная несправедливость прежних
верований, когда бедняку не давалась надежда на лучший удел в загробном мире.
После падения Древнего царства культ Осириса – бога мертвых – приобрел
популярность у широких слоев населения.
Возникшие в эпоху Среднего царства заклинания принято называть «надписями
саркофагов» и именно на их основе позднее развиваются позднеегипетские
заупокойные сборники, известные как «Книга мертвых».
«Книга мертвых» – условное название свитка папируса, который насчитывает 200
глав, состоящих из молитв, магических заклинаний. Чтобы достичь загробного
блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. Их
специально составляли для фараонов («Тексты пирамид»), для знатных и богатых
людей («Тексты саркофагов»).
Во II тысячелетии до н.э. на их основе был составлен сборник магических
заклинаний, т.е. «Книга мертвых», которая стоила дорого, бедные не могли ее
приобрести, поэтому, чтобы обрести загробное блаженство, они должны были жить
праведной жизнью, которая выражалась в покорности господствующему классу.
При погребении царей, сановников, «Книга мертвых» клалась в гробницу.
В связи с верой в «загробную жизнь» у древних египтян развилось представление
о воздаянии. Жречество использовало веру в загробное воздаяние для проповеди
покорности, смирения бедных с существующими порядками в государстве.
Зодчество и изобразительное искусство.
Архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска новых форм и
типов монументальных сооружений (архитектурные ансамбли и композиции, мало
чем похожие на сооружения Древнего царства). В Переходный период кирпич-сырец
теряет былую привлекательность при возведении жилых и хозяйственных построек,
а тем более оборонительных сооружений.
В строительстве используется известняк, алебастр, песчаник, однако наблюдается
широкое применение камня (красный гранит).
С приходом к власти XII династии возвращается следование канонам Древнего
царства в архитектуре (рост царских пирамид в пустыне близ фагомского
оазиса).
Пирамиды были ниже и выполнялись в кирпично-плитовой манере (каменные клети,
поставленные друг на друга, а снаружи сооружение залицовывалось плитами
известняка).
«Лабиринты Аменемхета III (72 тыс. кв.м.) – свидетельство успешного развития
творческих достижений зодчества, символ расцвета и единства страны периода
Среднего царства.
«Лабиринт превосходит сами пирамиды», - писал Геродот.
Характерная черта верхнеегипетских гробниц Среднего царства –
навес-портик, украшенный столбами-обелисками.
В этот период начинается строительство крепостей (зап. граница Египта
и ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии).
Городские храмы были невелики по размеру, но просты и изящны ( башни у входа
в храм, пилоны).
Городская архитектура тесно переплетается с крепостной (первые города,
обнесенные двойной стеной с воротами).
Кварталы богачей и бедняков в городах разделялись высокой стеной, и беднякам
запрещалось проникать за пределы определенной территории.
Обилие многокрасочных росписей на стенах – еще одна особенность гробниц
периода Среднего царства.
Метко и точно передают художники периода XI – XII династий движения, черты
лица, особенности фигуры человека.
«Знал я походку мужского изображения и поступь женского, положение птицы и
скота, осанку победившего единоборца, как глядит око на око, как наполняются
страхом лица пленных врагов, поднятие руки у того, кто поражает бегемота,
поступь бегущего», - говорил «начальник-мастер» живописцев периода правления
XII династии.
Образцы египетской скульптуры эпох и Среднего царства встречаются часто в
храмах и гробницах. В работах передается движение, «оживление» скульптурной
позиции.
Мастера правдиво и точно передают изображения (лица фараонов суровы и
надменны, костлявы).
Одежда египтян от Древнего до Среднего царства.
В эпоху Древнего царства основной одеждой египтян был передник из полосы
неширокой ткани (схенти), который обертывали вокруг бедер и укрепляли
на талии. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и
отличалась лишь качеством материала. Схенти фараона был сделан из
тонкого, хорошо отбеленного полотна, у ремесленника – грубый, толстый холст
натурального цвета.
С появлением красителей цветную одежду долгое время носили только
привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы, придворные).
Обувь носили только фараоны. Все египтяне брили волосы, но голову покрывали
париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами или шапочкой
из грубого холста, плотно облегавшей голову.
Чем длиннее локоны, тем знатнее их владелец (самые пышные парики были у
фараонов и членов их семей).
Первое отступление от общепринятого схенти появилось в костюме фараона.
Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые
поверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона были
золотая подвязанная борода, корона и посох.
К древним символам царской власти относится и головной убор «клафт-ушебти»,
состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «уреем»
(змеем).
Характерной особенностью костюма жителей Древнего Египта является стремление к
прямым, четким линиям.
У жрецов одеяние было иным. При совершении жертвоприношения спину жреца
покрывала шкура пантеры. Часто шкуры с головой располагали спереди и
прикрепляли к поясу. Голову и лапы украшали золотыми с эмалью пластинками.
Костюм женщины Древнего царства состоял из длинной прямой рубашки
(«калазирис») на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой.
У знатных египтянок на калазирисе появляется отделка – вышивка или плиссировка.
Калазирис – основная женская одежда на протяжении всей истории Древнего
Египта. (Иногда вместо бретелей – цельноскроенная рубашка с круглым вырезом
горловины).
Женщины носили парики из растительных волокон, завитых крупными
спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.
В эпоху Среднего царства древнеегипетская одежда заметно усложнилась.
Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами
были настолько велики, что это не могло не сказаться на костюме.
Появление новых тканей, привоз материи и различных предметов роскоши из
Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.
Количество ткани, затраченное на одежду, свидетельствует о сословном
и имущественном положении ее владельца.
Все чаще появляются плиссированные и гладки длинные схенти.
Женский костюм претерпел не такие сильные изменения.
В период Среднего царства основная масса женщин продолжает носить калазирис
прежней формы, лишь на некоторых памятниках позднего периода встречаются
изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах.
Короткий женский парик – нововведение эпохи Среднего царства, в это время
имела право носить лишь высшая знать. Костюм служанки – традиционный калазирис
и длинный парик.
Художественная и политическая литература.
Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод о довольно высоком
уровне развития художественной литературы. Среди религиозных, научных и
традиционно дидактических текстов были найдены и художественные произведения.
Во время Среднего царства широко бытуют литературные обработки сказок о
Хеопсе и чародеях. Сказки вообще достаточно популярны в Египте Среднего
царства.
Видимо, простые египтяне благосклонно встречали подобные произведения со
счастливым концом.
Однако ближе к закату Среднего царства звучание многих литературных произведений
существенно меняется. Авторы все чаще начинают высказывать сомнение в
гармоничности окружающего мира. Творческий потенциал египетских авторов был
достаточно высок, а набор технических приемов для воплощения своих замыслов
широк и многообразен (строгое членение произведений по жанрам). В
«Поучении» делается особый акцент на нравственные основы власти (приближение
человека за его заслуги, не наказывать несправедливо, заботиться обо
всех подданных).
10. Конец эпохи среднего царства.
В экономике нарастают признаки застоя, связанные с прекращением наступления
регулярных трофейных «подпиток», сложившейся системы хозяйствования. Занятные
внутренними распрями фараоны редко выбираются в завоевательные походы.
На рубеже XVIII-XVII вв до н.э. Египет вновь впал в состояние раздробленности
и оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через Дельту. Их
владычество длилось 100-150 лет. Яхмос I (XVIII династия) довел борьбу до
победного конца.
IV. Египет эпохи Нового царства (1580-1085 г.г. до н.э.)
Период Нового царства длился около 500 лет.
Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического
развития (приток в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег
и рабочей силы в виде пленных).
В VII-VI вв до н.э. орудия из железа в Египте начали изготовляться
повсеместно.
Внутренняя торговля получает все большее значение.
Во II половине Нового царства приобретает определенное значение внешняя
торговля.
В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов ( особенно в
царском и храмовом хозяйствах).
1. Египетское производство в период Нового царства. Товар и деньги.
В этот период в Египте появляется вертикальный ткацкий станок, сплав
меди с оловом – бронза (отлитые храмовые двери). Кованые изделия также
изготовляют из бронзы. В чистом виде медь продолжает применяться и в
Новом царстве.
Часто упоминается железо.
Железо считалось драгоценным металлом и изделия из него имели золотую оправу.
Пока железо не имело широкого применения.
Население пользовалось каменными орудиями труда (наряду с
металлическими), так как бронза, медь, железо были дорогими. Тем не менее Новое
царство относится к бронзовому веку.
Появляется целый ряд существенных изобретений и усовершенствований в области
техники: ножные меха в металлургии, использование 5 сверл
вместо одного, 2 подвесные прялки, усовершенствованная соха (
плуг с отвесными рукоятками и с перемычками поперек, снабженный
вверху рукояток отверстиями для рук), молот на длинной палке,
гребнеобразная доска для отдирания семян льна, шадуф – водоподъемный
журавль имел большое значение для развития садоводства и огородничества на
высоких полях.
Выращиваются новые сорта деревьев (гранатовые, оливковые, персиковые, яблони,
миндаль, вишня, миртовые деревья).
Интенсивно развивается производство стекла. Изготовлялись сосуды и мелкие
поделки из цветного стекла, применяя разные средства для окраски. При помощи
окиси железа приготовлялось золото со светло-алой поверхностью и т.д.
Небольшие сосуды вытягивались иногда из горного хрусталя.
Открывались стеклодельные мастерские. Изготовление стекла в Новом царстве
развилось в большую ремесленную промышленность.
Искусство мумификации достигло расцвета. Из меди отливались полые
изображения (маска Тутанхамона).
В сооружениях Нового царства появился обожженный кирпич. Широкое
распространение получают колесные повозки – колесницы, запряженные
конями.
Развивается коневодство, широко применяются ослы, появляются мулы
. Древняя овечья порода с развесистыми рогами, не дававшая шерсть, была
окончательно заменена породами, близкими к современным (мотки шерсти от конца
XVIII династии), появляются чаще изображения верблюда с поклажей. Очень многие
съедобные и лекарственные растения впервые упоминаются в источниках Нового
царства (чечевица).
Оживление внутреннего товарно-денежного обмена – одна из важных черт Египта
Нового царства. Впервые появляется слово «торговец». «Серебро» и
«деньги» во II половине Нового царства были синонимами. Чеканной монеты не
существовало, ее заменяли следующие весовые единицы золота, серебра и меди:
«дебен»= 91 г.; 1/12 ч. – «шат»»7,5 г.; 1/10 ч. – «кедет» »9,1 г.
За работу платили деньгами, но не видели особой разницы в том, получить 1
мешок зерна или один дебен серебра.
2. Завоевания. Внешняя торговля и работорговля.
Для развития ремесленного производства, получения продовольствия, государство
грабило соседние страны (золото, черное дерево, полудрагоценные камни – дань
Эфиопии, бирюзу доставали на Синае, строевой лес (кедр) везли из Ливии).
В Новом царстве рабами владели даже люди со сравнительно скромным
общественным положением (пастухи, ремесленники, мелкие жрецы и т.д.). Один
раб стоил 210 гр. серебра. Рабы использовались повсеместно. «Царскими людьми»
называли земледельцев. Однако наиболее значительная часть все-таки не могла
считаться состоятельными людьми. Иногда за скот номарха сходили и сами
работающие.
Ремесленники были более зажиточными, чем земледельцы. Названия широкого
спектра различных специальностей свидетельствует о высоком мастерстве простых
людей эпохи Нового царства.
Терминологический справочник:
Горнорабочий, каменотес, живописец, резчик, штукатур («гипсовщик»), носильщик
камня, строитель стен, «смыкатель» (кладки), изготовитель бронзы, луков,
мастер по стрелам, колесничий мастер, а также 5 разновидностей пекарей.
3. Знать, жречество, воины.
Могущество знати в Новом царстве основывалось в основном на положении в
государственном аппарате. Номархи, придворные, столичная знать, жречество,
колесничие бойцы (как более состоятельные, могли приобрести колесницу сами и
считались привилегированной частью войска) являлись костяком знати.
Писцы и воины считались как рабочей силой.
Египетское войско служило надежной опорой для того, чтобы государство перешло
к новым заведениям, для захвата рабов и иной добычи.
Оружие стало более совершенным. Составной слоеный лук, более мощный,
появляются стрелы с медными наконечниками, секиры и короткие
мечи. Конь и боевая колесница, появляется броня,
прямой и серповидный меч стал рубящим оружием.
4. Египет в период наивысшего могущества.
Изменилась система управления внутри Египта. Было 2 сановника (в Верхнем и
Нижнем), продолжились военные походы в Сирию и Палестину в поисках добычи, а
также появились мятежи. Северные и южные владения были покорены и замирены.
Азиатские цари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью
египетского оружия. Египетская держава стояла на вершине своего могущества.
5. Культура Египта в период Нового царства.
Изобразительное искусство.
Плавность и гибкость очертаний – частое явление периода Нового
царства. Изобразительное искусств эпохи Нового царства разносторонне по
своему содержанию. Сюжеты росписей в частных гробницах можно разделить на
три большие серии:
I. исторические
II. Рассказы о жизни усопшего изображались в сценах деяние. Впервые
появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой обстановке.
III. Сцены почитания богов (культ царской семьи).
(сцены пиршеств, торжественных церемоний принятия дани от чужеземных послов,
путешествия, сцены приношения жертв, даров, скота, пленных египетским богам,
делившим славу с фараонами-завоевателями).
Продолжается дальнейшее совершенствование искусства рельефа, появляется
рельефная резьба. Создаются исполинские царские статуи. Во всех
предметах египтяне стремятся к изысканным пропорциям, плавным
линиям (мебель, предметы косметики).
Портретные изваяния (скульптурный портрет царицы Нефертити, архитектора Майа)
принадлежит к наиболее замечательным произведениям египетского искусства.
Общий уровень мастерства в то время был выше, чем в период Среднего царства.
Эпоха Нового царства характеризуется дальнейшим совершенствованием искусства
рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.
Костюм
В эпоху Нового царства появляются первые попытки использовать пластические
свойства тканей. Появление тонких прозрачных тканей дает возможность носить
одновременно несколько одежд. Одежда украшала человека, позволяла скрывать и
скрашивать недостатки, в то время как «схенти» Древнего царства оставлял тело
обнаженным и служил лишь некоторой защитой. Появляются элементы кроя
.
Большое распространение получает новая одежда «сусх», состоящая из рубашки
– калазириса и большого куска прямоугольной ткани («синдон»), чаще всего
плиссированной, обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали,
а концы прикрепляли с внутренней стороны.
Появились и новые мужские одежды из пестрых цветных тканей.
Сближение форм женского и мужского костюмов – характерная особенность
одежды эпохи Нового царства.
Высокая талия, легкие, прозрачные одежды из плиссированных тканей –
приметы женского костюма данного периода. К традиционному цветному калазирису,
шафрановому, голубому или красному, делают бретели контрастных цветов.
Знатные египтянки покрывали плечи небольшой пелериной из
плотной или тонкой ткани, которую драпировали на груди.
Существовали большие покрывала, которые окутывали всю фигуру, или изящно
драпировались на бедрах.
Женский костюм простолюдинки остается без изменений: рубашку-калазирис на
бретелях или с небольшими рукавами делают из цветных, белых и натурального
цвета льняных или хлопчатобумажных тканей.
Культура хлопка широко распространяется в это время.
Женские парики эпохи Нового царства были особенно разнообразны.
Золотые украшение эпохи Нового царства отличаются высокой техникой, но и
изысканным художественным решением, тонким рисунком изящной простотой,
красотой умело стилизованных форм.
Литература.
Новоегипетский язык становится языком письменным, получает свое
развитие многожанровая литература (религиозная поэзия, автобиографические
надписи, наставления писцам, любовная лирика («песни для услаждения сердца»),
гимны богам, надписи фараонов-завоевателей).
Зодчество.
Новое царство характеризуется дальнейшим совершенствованием искусства
рельефа, росписи, пластики.
В эпоху Нового царства продолжается строительство новых храмов в Египте.
«Домами богов» называли египтяне храмы (Фиванский храм, Карнакский храм с
колонным залом площадью 5 тыс. кв. м.).
Постройки украшались сфинксами, колоннами, пилонами (башнями, перед которыми
ставились громадные царские изваяния и граненые столбы – обелиски).
До нас дошли знаменитые «колоссы Мемнона» - исполинские островерхие столбы-
обелиски из цельного камня высотой 21 м. и два сфинкса, стоящие ныне на
набережной Невы в Петербурге.
Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома.
Продолговатая поперечная зала и вторая прямоугольная - необходимая
принадлежность богатого дома, как в Среднем царстве. Теперь обе залы были
украшены колоннами. Позади глубокой залы, находившейся над другими
частями дома, располагались личные покои хозяина.
Жилища простых горожан были небольшими, они состояли из нескольких помещений,
расположенных вокруг относительно небольшой прямоугольной комнаты.
Наука Египта Нового царства.
Естественные знания приумножились.
Астрономия. Появилось изложение догадки о том, что соответствующие
созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе
находится Солнце.
Физика. Изобретение водяных часов (карманные, нашейные египетские часики,
инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).
Медицина. Лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома
черепа и повреждения внутренних полостей носа.
География. До нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни.
Религия.
Аменхотеп IV (Эхнатон) ввел новый государственный культ – древнее
фараоновское солнце как «живой» солнечный диск Атон. Слово «бог» заменяется
словом «властитель», а знак бога – знаком, обозначавшим фараона (Солнце –
Атон) (религиозная реформа).
Амон представляется в виде солнечного диска с лучами-руками.
При Тутанхамоне новый культ Атона перестал быть государственным.
Новые влияния вторгаются в рукописные тексты: гимны богам.
Новое царство явилось дальнейшим этапом не только внутреннего развития
египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее
за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов.
В Нубии были восприняты многие элементы египетской культуры,
государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.
Через Нубию и Ливию египетская культура распространилась вглубь африканского
континента (цари Библа составили надписи на египетском языке).
V. Египет в период Позднего царства (XI-VIII вв до н. э.).
1. Поздний Египет. Уровень развития производительных сил. Развитие обмена.
В начале I тысячелетия до н.э. уровень развития производительных сил несколько
увеличивается. Среди достижений, которые в это время имели место в Египте –
плуг с ярмом вытеснил старый плуг. Египет пользовался славой
поставщика копей в соседние государства.
Наблюдается дальнейший рост денежного обращения. В основном имеет место оплата
серебром (бартер не был отменен, но обмен все больше принимал
товарно-денежную форму).
Денежная ссуда еще не была основным видом займа, так как процент был слишком
высок.
Зерновая ссуда была обычным явлением этого времени.
Огромные пожертвования храмам, строительство дворцов и крепостей ложились
тяжелым бременем на государственную казну. Это вело к экономическому,
политическому и военному ослаблению Египта.
Жречество и ливийское воинство жестоко эксплуатируют общинников. Многие
земельные наделы переходят в частную собственность. Разоренные общинники за
неуплату долгов обращаются в рабство. В VIII и VII вв до н.э. несколько раз
вторгались в Египет цари Куша (Эфиопии), которые претендовали на господство в
долине Нила.
2. Начало железного века в Египте.
В VII – VI вв до н.э. – начало железного века в Египте. Железная руда
доставляется из азиатских стран, но плавится и обрабатывается в самом Египте.
Из железа изготавливаются орудия труда (открываются железоделательные
мастерские).
Это сказывается на вооружении египетских воинов (появляется тонкий железный
нож с медной рукояткою).
Литые бронзовые статуэтки божеств начинают наблюдаться с Позднего
царства, начинается широкое производство изделий из египетского фаянса
(фарфорообразная масса, покрытая стеклянной глазурью).
Основной материал, из которого изготавливали керамику – натрон – химическое
соединение, которое встречается на дне озер. Его использовали также для
сохранения мумий.
Египетский фаянс – стекловидный, глазурованный. В нем нет глины. Для получения
фаянса разного цвета египтяне подмешивали в состав окиси различных
металлов: для синего цвета – меди; желтого – железа; красного – марганца;
зеленого – смеси меди и железа.
3. Развитие рабства и социальный состав общества.
Процесс обнищания широких слоев населения усиливался по мере роста денежного
хозяйства. Появилось ростовщичество. Положение большинства
земледельцев («царских людей») в этот период ухудшается. Многие лишаются
средств производства. Ухудшается положение ремесленников. Храмовые мастерские,
как и прежде, главным образом обслуживались рабами.
Номархи составляли основу местной знати. Греческие воины (а также египетские
военачальники) и флот представляли опору позднеегипетской державы. На
Средиземном и Красном морях для военных нужд были построены большие
гребные суда.
В этот период значительно резче, чем раньше, деление общества на свободных и
рабов сказывается на внутренней жизни государства.
4. Египетская культура и идеология в I половине I тысячелетия.
Письменность, литература, наука.
В связи с развитием денежного хозяйства в Северном Египте было выработано
новое письмо - демотическое, то есть «народное» (заключались письменные
сделки).
В конце XXVI династии новая скоропись получила свое распространение в Фивах.
В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, появление «Наставлений»,
поучений свидетельствуют, что в стране процветали ограбление и притеснения
простых людей. В этот период было широко распространено переписывание
произведений Древнего царства (гимны богам).
Наука.
Появляется учение о воде – основе всех вещей.
Началось восстановление «дома жизни» (врачебная наука), были сделаны
достижения в области хирургии, появились рецепты.
Архитектура и изобразительное искусство.
В период Позднего царства уже не велось грандиозного храмового строительства.
До нас дошла гробница Априя как каменный чертог с колоннами в виде финиковых
пальм. Статуи фиванских владетелей поражают безукоризненной работой
мастеров данного периода. Пропилен храма на острове Филэ, карнакский пилон
Нектанеба (XXX династия). Скульптурные портреты из темно-зеленого камня
саисского периода, а также плосткостные изображения, заимоствованные из
Древнего царства, отличались более точной передачей черт подлинника
(у фараона грубое некрасивое лицо).
Религия.
Смена династий, нестабильность и смута между номархами вызвали волну
увлечений чудесами, оракулами богов. В Фивах росло почитание Амона, позже
возвеличилась древняя саисская богиня Нейт (военная покровительница). В
Позднем царстве почитались местные животные (священный бык Апис).
В каждой местности почиталось какое-либо животное, птицы или насекомые: бык,
крокодил, кошка, коршун, навозный жук и др. Многие области назывались по
имени почитаемых животных: область крокодила, область барана, область сокола.
В Древнем Египте переход к антропоморфизму (т.е. уподоблению богов людям)
происходил медленнее. Богов изображали в виде животных или с головами
животных. В связи с заупокойным культом в Древнем Египте были распространены
учения о «загробном мире», мумификация, строительство гробниц.
В период Позднего царства возрастает культ бога Осириса.
В храмах Позднего царства изображения относятся только к культу (сцены из
жизни фараонов чередуются в гробницах с религиозными сценами).
VI. Роль культуры Древнего Египта в развитии культуры древних народов мира.
Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, в
«Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче
на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н.э.
Анания Ширакского.
Египетские нормы права и государственного управления в той или иной мере
усвоены римлянами и Византией, народами христиан Востока и Русью.
Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались
притягательным источником для видных греческих ученых, философов,
государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим
знаниям и сделать их достоянием своей культуры. Еще задолго до того, как
взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены величайшие
практические знания в области математики и астрономии (определение площади
круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный
календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака).
Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему
еще одним благодеянием – алфавитным письмом (фр. ученый Ж.Ф. Шампольон).
Храмы Египта – это гигантские каменные книги, где художники использовали все
доступные поверхности. Архитравы, колонны, их основания, пилоны, стены
изнутри и снаружи, все покрыто изображениями и иероглифами. Древние памятники
сохранили нам рельефы и настенные росписи, статуи и стелы, саркофаги и
культовые предметы. Потребности усопшего были скопированы с потребностей
живого фараона.
Культура фараоновского Египта, связь с которой поначалу отвергались и
христианами и мусульманами, ныне рассматривается всеми как неотъемлемая часть
их исторической и духовной цивилизации.
VII. Современный Египет.
В 1971 г. Египет называется Арабская Республика Египет (АРЕ). Территория:
1001, 5 тыс. кв. км. Население: 63 млн. чел. (1997 г.).
Этнические группы: хамиты (египтяне) 90%, бедуины, нубийцы.
Официальный язык (государственный): арабский, старинный египетский язык
сохранен только в литургической службе.
Религия: ислам, так как подавляющее население – мусульмане-суиниты.
Столица – город Каир (около 13 млн чел.).
Крупные города: Александрия (3 380 тыс. чел.), Гиза (2,2 млн. чел.), Порт-
Саид (500 тыс. чел.), Мансура.
Административное деление: 27 губернаторств (мухафаз), которые делятся на
округа (марказы), а округа на районы (нахии).
Денежная единица: египетский фунт = 100 пиастрам.
Имеет дипломатические отношения с Россией.
Национальный праздник – 23 июля, День Революции (1952 г.).
Египет – республика (государственный строй).
Глава государства – президент (Х. Мубарак).
Высший законодательный орган – однопалатное Народное собрание (парламент),
избираемый сроком на 5 лет.
К высшим государственным органам власти относится также Консультативный
совет, состоящий из 210 депутатов. Исполнительная власть принадлежит
президенту.
Премьер-министр Камаль Ахмед аль Ганзури (с I 1996г.).
Правящая национально-демократическая партия (НДП) была основана в 1978 г.
В стране легально действуют еще 12 политических партий.
Профсоюзы объединены в Египетскую федерацию труда.
Экспорт: сырая нефть и светлый нефтепродукт, хлопок, фрукты.
Импорт: машины и оборудование, транспортные средства.
Торговые партнеры: США, Франция, Германия, Япония.
Границы: на западе – с Ливией, на северо-востоке – с Израилем, на востоке – с
Иорданией, Саудовской Аравией, на юге – с Суданом, на севере омывается
Средиземным морем, на востоке – Красным морем.
Ведущими отраслями промышленности являются: нефтедобывающая и
нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, металлургическая.
Основная отрасль сельского хозяйства – земледелие, базирующееся на
искусственном орошении. По сбору высококачественного длинноволокнистого
хлопчатника Египет занимает первое место в мире. В 1997 г. начата реализация
проекта «Новая долина», предусматривающая орошение 1,4 млн га земли в
Западной пустыне.
Добываются полезные ископаемые: нефть, природный газ, железная руда,
фосфаты, минеральные соли, марганец.
Параллельно с государственными предприятиями развиваются частные. Много
мастерских, лавок, где изготовляют и продают ювелирные изделия, предметы
декоративно-прикладного искусства.
Важная статья экономики - туризм. К достопримечательностям в долине и
дельте Нила относятся: город Мертвых, Музей в Египте (сокровища гробницы
Тутанхамона), мечети, мавзолеи, минареты, Великие пирамиды и Сфинкс.
Много лет в Египте существует представление «Звук и свет» у пирамид Гизы, в
Карнакском храме Луксора и острове Филе возле Асуана. Словом, цветом и
музыкой они повествуют об истории древнеегипетской цивилизации.
Десять лет подряд до 1996 года на территории Египта проходили престижные
международные «Ралли фараонов».
2 октября 1999 г. стартовал пролог международного авторалли, в котором
участвовали от 600 до 800 человек на легковых автомобилях, грузовиках,
мотоциклах.
В Египте выходит более 300 различных периодических изданий. Египетское
телевидение и радиовещание – одно из наиболее развитых в ближневосточном
регионе.
Официальное информационное агентство АРЕ – ближневосточное информационное
агентство МЕНА.
В стране имеется 14 университетов, самый крупный – Каирский.
Новый египетский президент взял курс на проведение сбалансированной и гибкой
линии на международной арене и внутри страны. Ему удалось преодолеть изоляцию
в арабском мире.
В 1984 г. было восстановлено членство в ОИК (Организация Исламская
Конференция) и в 1989 г. – в ЛАГ (Лига Арабских Государств). Штаб-квартира
этой организации была возвращена из Туниса в Каир.
Египет проводит активный курс на международной арене. Президент Хосни Мубарак
выступил с предложением о превращении Ближнего Востока в зону, свободную от
всех видов оружия массового уничтожения.
Египетская дипломатия ведет интенсивную работу, направленную на продвижение
мирного процесса в регионе, разблокирование арабо-израильского конфликта.
Египет – член ООН (с 1945 г.), ОАЕ (с 1963г.). Египетское руководство
осуществляет комплекс реформ, призванных ускорить развитие страны по пути
формирования современных рыночных отношений (ноябрь 2000 г. –
заключение договора на поставку легковых автомобилей между Удмуртской
республикой и Египтом).
ЛИТЕРАТУРА
1. Базак А.Н., Войнич Н.Е., «История древнего мира. Древний восток»,
Минск, Харвест, 1998г.
2. Бонгард-Левина Г.М., «Древние цивилизации»,
Мысль, 1989г.
3. Газета «Труд», №154, 1999г.
4. Газета «Труд», №5/X, 1999г.
5. Журнал «Эхо планеты», № 12, 1999г.
6. Малая энциклопедия,
Харьков, «Торсинг», 2000г.
7. Монтэ П., «Египет Рамзесов»,
Москва, 1989г.
8. «Сираны мира» - справочник, 1999г.
9. Хрестоматия по истории Древнего мира (пособие для учителя),
Москва, 1975г.
10. Яковец Ю.В., «История Цивилизаций», Москва, 1997г.
Страницы: 1, 2
|