Курсовая: Феодальное государство и права
Курсовая: Феодальное государство и права
Содержание.
Введение.............................3
1. Общая характеристика Раннефеодального строя.............5
1.1 Феодализм..........................5
1.2 Особенности феодальной государственности, ее формы.......7
1.3 Феодальное право.....................10
1.4 Семейное право.........................15
2 Государство и право франков.....................18
2.1 Возникновение общества и государства у франков........18
2.2 Реформы Карла Мартелла.................20
2.3 Салическая правда....................23
3 Особенности Германского права...................25
3.1 Аламанская и Баварская правда..............25
3.2 Договорные и семейные отношения.............27
3.3 Преступление и наказание.................30
Заключение............................34
Список использованной литературы....................35
Введение.
В первую очередь эта эпоха меня привлекает своим романтизмом. Конечно не все
конфликты решались дипломатией. Очень часто прибегали к методу «меча и
секиры», но все же в этот период появляются первые черты демократии. Так же
мне очень нравится период становления рыцарства, когда из простых воинов
появляется «феодальная элита» - воинство, которое станет опорой для многих
королей на будущее столетие. Специально созданный рыцарством «кодекс чести» и
последующее дополнение его «культом прекрасной дамы», оказывает на меня особо
глубокое впечатление. Эта эпоха привлекает меня во множестве аспектов. И если
бы у меня была еще одна жизнь, то я бы провел её в это время.
Раннефеодальные государства, или как их еще называли «варварские королевства»
зародились сразу с падением Западной Римской Империи. Причиной исчезновения
Римской Империи послужило так называемое «великое переселение народов». В
результате чего в Западной Европе образовались многие новые государства. С
началом развития раннефеодального строя, в истории человечества наступает
эпоха раннего средневековья.
В своей работе я попытаюсь проследить этапы развития раннефеодального права,
показать их значение в истории, и какое значение они оказали непосредственно
для своего времени на данном этапе развития раннефеодальных отношений. Я так
же подробнее расскажу о государстве древних франков, опишу становление их
государственности и возникновение права, а так же развитие Франкского
общества. А так же затрону развитие правовых отношений в Германских
родоплеменных союзах.
В последней части данной курсовой работы я дам характеристику особенностям
Германских правовых отношений, поподробнее проследим развитие Аламанской и
Баварской правды. Опишем особенности развития Германских правовых отношений в
области семейного, договорного и уголовного права.
В заключении мы увидим, удалось ли в этой курсовой работе раскрыть
особенности становления и развития раннефеодальных правовых отношений в
различных странах Западной Европы, и посмотреть какое влияние они оказали на
развитие современных правовых отношений.
1.Общая характеристика Феодального строя.
1.1 Феодализм.
Феодализм - общественный строй, который утвердился и существовал на
территории Западной Европы в 5 - 17 в. Феодализм считается универсальной
общественно- экономической формацией, через которую прошли все народы, однако
в наиболее очищенном классическом виде он проявился в Западной Европе.
Основные черты европейского феодализма:
1. Аграрный тип экономики.
2. Основу общественного строя составляет крупное феодальное землевладение,
которое носит привилегированный характер.
3. Основными классами являются феодалы- землевладельцы и
зависимые крестьяне - производители, которые имеют собственное хозяйство,
находятся в зависимости от землевладельцев, являются зависимыми держателями
господской земли, выплачивают земельную ренту.
4. Сословность общества, которая проявляется в делении на благородных и
неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан. Сословная
принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе:
в праве закреплялся принцип сословного первенства, многочисленные сословные
ограничения, привилегии, монополии.
5.Иерархия класса феодалов - вассально - сеньориальная лестница, в которую
входило благородное, (служивое) сословие, при этом ниже-стоящие вассалы
подчинялись вышестоящим. Главой вассально - сеньориальной лестницы является
глава государства (император, король, князь).
Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности,
обязанностью военной службы и правом держания земли. Феодальный строй
формировался, как правило, в течение длительного времени, в нем долго
сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя. Пути
формирования феодальных отношений:
1. Синтезный путь: феодальные отношения формируются на базе разложения
рабовладельческого уклада (Италия, Южная Франция, Испания). Характерен
ускоренный путь формирования феодального строя, сохранение рабовладельческого
уклада
2. Бессинтезный (чистый путь): феодальный строй сформировался на основе
разложения родовых (общинных) отношений (Северная и Восточная Европа).
Характеризуется длительным сохранение общины. Главные факторы, которые
способствовали развитию феодальных отношений:
1. Падение Западной Римской империи, образование на ее территории
многочисленных варварских королевств.
2. Христианизация европейских королевств (5 - 8вв.)
1.2 Особенности феодальной государственности, ее формы.
Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:
1. Преобладание монархической формы правления;
2. Политическая и правовая автономия городов;
3. Сочетание публично - правовых и частноправовых начал в управлении. На
определенном этапе развития государство делегирует ряд властных полномочий
крупным землевладением на местах, следствием чего стал сильнейший
территориальный сепаратизм.
4. Связь между религией и государством;
5. Слабость государственного начала компенсировалась развитым сельским
самоуправлением, основу которого составляла соседская община, которая
выполняла административные, судебные, хозяйственные функции.
6. Основным политическим конфликтом феодального общества является конфликт между
государством и римско-католической церковью.
[1] Последняя претендовала на суверенитет в государстве. Церковь в Западной
Европе была богатейшей корпорацией на содержание которой население платило калы
- десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовались правовой автономией и
многочисленными привилегиями. Формы феодального государства:
1. Раннефеодальное (Варварское) государство. Утвердилось в европейских
государствах в 5 - 9 вв. Признаки:
а) сильная королевская власть;
б) преобладание родовых, общинных форм организации;
в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;
г) основную роль в управлении играет сельская община, выполняющая судебные,
административные, хозяйственные функции;
д) примитивный государственный аппарат; Отсутствие постоянной, регулярной
связи между центром и регионами;
ж) Идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным
землевладельцам.
2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в 10 - 11
вв. Признаки:
1. территориальная раздробленность;
2. ослабление центральной гос. власти, сосредоточение власти на местах, в
руках крупных феодалов - землевладельцев;
3. отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие
господства натурального хозяйства);
4. феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.
3. Сословно - представительная монархия (13 - 15вв.) Признаки:
1. развитие товарно - денежных отношений, межрегиональных экономических
связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально - экономический
фон политических процессов;
2. развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;
3. постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей
центра с регионами, усиление центральной королевской власти;
4. ослабление политической власти крупных феодалов на местах;
5. возникновение и функционирование сословно - представительных учреждений
(германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты,
земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и
выполняли законосовещательные функции).
4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в 15 - 17вв.
в условиях разложения феодальных отношений и формирования буржуазного уклада.
Признаки:
1. концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда
и духовной власти в руках монарха - глава государства;
2. ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой
устанавливается государственный контроль, а также произвола;
3. формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной
армии, налоговой системы, государственных границ;
4. усиление роли общегосударственного (королевского) права.
5. отмирание сословно - представительных учреждений;
6. ограничение правовой автономии городов. В чистом, классическом виде
абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах
абсолютная монархия имела местные особенности так, например, в Англии
укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного
самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах
и княжествах, при том что власть императора Священной Римской Империи
германской нации оставалась. На определенном этапе своего развития выделяется
такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция,
Пруссия, Австрия, Россия)[2].
Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведения политики
протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и
промышленности) а также культуры, наук, и просвещения), проведение реформ в
целях общественного блага и прогресса.
1.3 Феодальное право.
Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему,
которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко
выраженными особенностями:
1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство
имело свое, право, которое в свою очередь, было неоднородным, и включало в
себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право,
местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве
права; зачастую нормы права противоречили друг другу.
2. Связь права и религии. Феодальное право, было связано с религиозными
нормами, имело религиозное обоснование. На ранних эта-пах феодальное право
испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской
религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую
форму вероисповедание, отличалось нетерпимостью. Самым тяжким уголовным
преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры,
богохульство).Феодальное право - это религиозная правовая система.
3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным,
неразработанным с точки зрения юридической техники). Примитивность
феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления
об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.
4. Основным принципом феодального права была сословность проявлявшаяся в
юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные,
неблагородные, свободные - зависимые). Источниками феодального права были
обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно - правовые акты,
издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. Краткая
характеристика каждого из них:
1. Основным и наиболее распространенным источником права в период 5 - 13вв.
были обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Обычаи
бывали писаные и не писаные, регулировавшие отношения между благородными
(ленное право), и неблагородными, (земское право). Одним из вариантов
обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных
обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного,
уголовного права. Примером ранних судебников являются многочисленные
варварские правды, которые содержали обычаи сложившиеся у европейских народов
в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда,
Лангобардская правда, Остготская правда, англо - Саксонские правды и др.) В
13в. в период укрепления королевской власти проявляется вторая волна
систематизации местных обычаев, которая производилась по инициативе королей.
Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Кутюны.
2. В Англии основным источником права, начиная с 12в. стал судебный прецедент. С
этого времени здесь стали записывать в особые книги - свитки тяжб - судебные
решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым
судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в
свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они
рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе
составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой
формальностью[3]. Было выработано 39 так
называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых
притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. Поэтому в начале 15 в. в
Англии возникают суды справедливости. Первым из них был суд Лорда - канцлера.
Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими
нормами права вообще. Решения Лорда - канцлера имели значение прецедента, но
для судов справедливости. Так возникли две системы прецедентного права.
3. Одним из юридических источников в Англии стала юридическая доктрина:
трактаты известных английских юристов, по вопросам права. Авторитетом
пользовались трактат Г. Брактона "О законах и обычаях Англии (13в.)";
Институции Э.Кока (17в.).
4. Начиная с 14в. в связи с оживлением правотворчества главы государства
развивается королевское право. Нормы и правила, содержавшиеся в антах
королевской власти (ордонансы, прокламации). В Англии юридическая доктрина
осуждала единоличное право-творчество короля. Издаваемые им прокламации имели
значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты - акты
парламента, получившие санкцию короля. С 17в. появляются систематические
собрания законов, действие которых распространяются на всю страну. Большой
ордонанс (1670г. Франция) "Каролина" (Священная римская империя германской
нации, 1532г.), Прусское земское уложение (1794г.).
5. Так как римско - католическая церковь и ее глава являлись субъектами
правотворчества, то лично выделить такой источник права как церковные кодексы,
в которых содержались нормы. Канонического (церковного права). Первый кодекс
канонического права был составлен в 12 в. монахом Грацианом. Он представлял
собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее
служителей, имущества, семейные, брачные отношения. Источниками канолического
права официально считалось, кроме кодекса Грациана, Библия и священное предание
(труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы
Римского)[4].
6. Самостоятельным источником права в середине века было римское право. С
12в. ранее преданное забвению римское право стало преподаваться в европейских
университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. Создаются
обширные руководства по изучению и применению римского права, из которые
особенную известность (приобрели сочинения профессора Аккурсия, автора Ylossa
ordinaria, содержащей 962000 глосс - примечаний к римскому праву.
Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой
является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной
практики. С15в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с
национальным правом в таких странах как Германия, Франция, Южная Италия.
7. Развитие и рост городов в 11 - 12в. добившихся политической и правовой
автономии повлек за собой развитие особой правовой системы: городского права,
которое регулировало различные отношения в черте города. Нормы городского
права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и
гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по
отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Обычным
было то что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом
отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека. Регулирование
имущественных отношений.
1. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе принципа
"нет земли без сеньора", т.е. право собственности на землю были привилегии у
дворянского сословия. Купля - продажа земли была крайне
затруднена.
2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:
а) расчлененный характер. Одну часть своей земли сеньор держал для себя,
другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в пользование, на
условиях феодальной службы;
б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право
неограниченного распоряжения;
в) категорически воспрещалось передача феода церкви;
г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип
первородства);
д) наследование земли осуществлялось только по закону; но не по завещанию;
е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право
собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его
детей, имущество. При этом следует отметить, что в Западной Европе, в отличие
от России, крепостное право не получило широкого распространения;
ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа
договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином. Ленный
(благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим
вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на
право владения землей. Договор между сеньором и вассалом предполагал право
сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в
обмен на право получения земли.[5]
Обязательства из подобных договоров передавались по наследству. С развитием
городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:
а) Образуются торговые компании в которых капитал составлялся из взносов
участников;
б) Широкий размер приобретают ростовщические операции, возникают банки,
появляется вексель;
в) Развиваются договоры (найма, подряда, поручения, мены, купли - продажи);
При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения
предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и
цеховыми уставами.
1.4 Семейное право.
Развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали
только на основании церковного венчания. Считавшегося таинством, подобным
крещению. Не допускался развод: брачные отношения прекращались на основании
смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный
характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое
приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались
взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние являлось преступлением.
Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих
родителей. Феодальное уголовное право.
1. По сравнению с современным феодальное уголовное право отличалось
множественностью, неопределенностью составов преступлений, предоставляло
судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями
закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.
2.Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинения
страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения
подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни
(четвертование, сожжение, утопление) телесные и позорящие наказания. Приговор
приводился в действие публично, при массовом стечении народа.
3. Не различались нормы уголовного и уголовно - процессуального права.
4. Основные виды преступлений:
а) против церкви и религии (ересь, святотатство, богохульство);
б) против государства (измена, неверность, по отношению к королю и сеньору);
в) против общественного порядка;
г) против личности (убийство, причинение телесных повреждений, похищение);
д) имущественные преступления (кража, грабеж, разбой).
В Англии преступления делились на три группы:
1. государственные;
2. тяжкие;
3. легкие;
Во Франции выделялись преступления характера:
а) против людей;
б) против вещей;
в) против церкви и государства.
5. Виды наказаний:
а) смертная казнь;
б) каторжные работы;
в) ссылка на галеры;
г) тюремное заключение;
д) мучительные и телесные наказания (порка, ослепление и т.д.);
е) штрафы.
6. Уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.
7. На размер наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались
мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей
церкви.[6] Наиболее ярко изложенные
особенности уголовного права проявляются в таких нормативных актах, как
"Каролина" (Германия, 1532г.), уголовный ордонанс (Франция, 1670 г.) Процесс:
До 13в. при рассмотрении, как уголовных, так и гражданских дел практиковался
состязательный процесс (обвинительный процесс). Основные черты состязательного
процесса:
1. не различались предварительное и судебное следствие;
2. следствие возбуждалось по инициативе частного заинтересованного в деле лица;
3. обвинение в суде носило частных характер;
4. государственные органы не принимали участия в досудебном разбирательстве;
5. бремя сбора доказательств лежало на лице, возбуждавшем процесс;
6. судебное решение выносилось чаще всего коллегиально, либо с участием
присяжных заседателей;
7. виды доказательств: свидетельские показания, ордалии, судебные поединки
(драка между истцом и ответчиком, назначаемая судьей), клятвы;
8. устное судопроизводство. С 13 в., после запрещения церковным собором
ордалии, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной
(инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных
преступлений. Признаки инквизиционного процесса:
1. различение предварительной и судебной стадий процесса;
2. возрастает роль государственных органов на стадии предварительного
расследования (возбуждение дела, сбор доказательств, обвинение осуществляется
уполномоченными должностными лицами);
3. виды доказательств: письменные и свидетельские показания, собственное
признание; Для получения признания применялись и были легализованы пытки.
Действовало предположение, что невиновный себя не оговорит даже под пыткой.
4. отсутствовал принцип презумпции невиновности, поэтому обвиняемые зачастую
были жертвами произвола судей и следственных органов;
5. тайное и письменное судопроизводство; В Англии инквизиционный процесс не
получил распространения. В период феодализма жестокость и произвол уголовной
репрессии не подвергались сомнению. Лишь во второй половине 18в. была
проведена европейская реформа уголовного права (запрет пыток, введение права
на защиту, ограничение произвола судей, ограничения применения смертной
казни).
2 Государство и право франков
2.1 Возникновение общества и государства у франков.
Союз германских племен, имеющих общее название - франки, сложился в 3 в. н.э.
на северо-восточных границах Галии, провинции Римской империи. Среди других
варварских королевств на территории Галии к концу 5в. возвышается королевство
салических франков во главе с Хлодвигом, которое подчиняет другие племена. На
процесс создания Франкского государства оказало влияние:
1. Завоевательные войны Франков.
2. Разложение свободной франкской общины. Форма государства - раннефеодальная
монархия. Возникает в переходном обществе от общинного к феодальному, минуя
рабовладельческий. Некоторые исследователи добавляют: южные районы Галии, где
жили завоеванные народы, развивались от рабовладельческого строя к
феодальному. Отсюда сочетание отношений:
- рабовладельческих;
- родоплеменных;
- общинных;
- Феодальных.
Этапы развития:
1. конец 5-7в.в. - зарождение феодализма и государства в рамках прежнего уклада.
2. 7в. середина 9в. - завершение создания крупной земельной собственности и
формирования двух классов. Социальные группы франкского общества:
1. Рабы - приравнялись к вещам, не получили большого распространения,
вследствие христианизации.
2. Полусвободные литы - неполноправные жители общины, находящийся в личной и
материальной зависимости от господина. (Имел право вступать в договорные
отношения, принимал участие в военных походах).
3. Свободные франки - крестьяне-общинники, составляли основную массу населения.
4. Знать - верхушка франкского общества, отличающиеся своей принадлежностью к
королевской службе. Правовой статус определялся размером штрафа за убийство
по Салической правде. Прежняя родоплеменная организация власти не
удовлетворяет условиям действительности. Задачи:
1. Удержать завоеванную страну.
2. Держать в повиновении эксплуатируемых (рабов, колонов).
Власть военного вождя перерождается во власть короля с преданной дружиной.
Существуют народные собрания, но роли фактически не играют. Захваченные земли
в качестве подарков раздаются дружинникам. Важный политический шаг Хлодвига -
принятие христианства по католическому образцу.
Итог:
а) поддержка галло-римской знати;
б)- поддержка католической церкви;
в) укрепление власти короля.
Постепенно размах наделения землей знати и церкви приводит к сдвигам в
социально-экономической сфере:
1. Рост крупного землевладения. Заключался в сосредоточении земли в руках
небольшой группы феодалов и сопровождался усилением политической власти над
населением.
2. Разложение общинной собственности на землю.
3. Оскудение земельных ресурсов короля.
4. Начало формирования классов феодального общества.
5. Зарождение аллода - отчуждаемого, переходящего по наследству землевладения
свободных франков. Последствия: - падение роли короля. - децентрализация
государственного управления.
2.2 Реформы Карла Мартелла.
Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких королях в 1-й половине 8в.
Майордом - должностное лицо, возглавлявшее управление королевским дворцом
первоначально и в последствии фактически глава государства с правом
наследования должности.[7] Причины реформ:
1. Дестабилизация обстановки в стране (борьба между феодалами, противоречия
их с населением вотчин).
2. Децентрализация государственного управления.
3. Внешнеполитическая угроза (угроза нашествия арабов).
Мероприятия:
1. Отмена дарения земель в полную собственность.
2. Конфискация земли у некоторых феодалов и монастырей и передача её в
условное пожизненное держание - бенефиций. При условии несения службы (в
основном военной).
3. Создание войска новой модели - от дружинной организации и народного
ополчения к конному рыцарскому войску. Результаты:
1. Временное усиление центральной власти.
2. Отражение внешних врагов.
3. Стабилизация обстановки внутри государства.
4. Завоевательные походы в соседние страны.
5. Складывание отношений сюзеренитета-вассанитета.
Реформы К.Мартелла способствовали расширению феодального землевладения.
Однако некоторые исследователи говорят о том, что реформы подхлестнули распад
государства. С середины 8в. – период завершения процесса расслоения общества
на классы. Происходит это посредством отношений, возникающих на основе
договоров:
1. Самозакабаления - имущественная и личная зависимость крестьян от
землевладельцев.
2. Коммендации - возникает в отношениях крестьян с католической церковью,
характеризуется постепенной потерей имущественной и личной независимости.
3. Прекария - связан с передачей земли. Выделяют три формы:
-precaria data ("прекарий данный") - крестьянин получал
землю во временное пользование.
-precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") - крестьянин отдавал свой
надел и получал его обратно во владение (возникал в следствии залога земли в
обеспечение долга).
-Precaria oblata ("прекарий подаренный") - прекарист, уже в экономической
зависимости, отдавал свой участок и получал его с прибавленным в качестве
держания. Увеличиваются имущественные права сеньоров, т.е. судебная, военная,
и финансовая власть над крестьянами.
Государственный строй. По мере оседания дружины на земле и превращения её в
крупных земельных собственников появляется необходимость в создании такого
механизма, который бы удовлетворял условиям формировавшихся феодальных
отношений. Возрастает роль министериалов - высших должностных лиц.
Первоначально управляют королевским хозяйством, затем возглавляют
государственное управление и суд. В дальнейшем тенденция: возрастание роли
органов вотчинного управления (иммунитетные грамоты). Ликвидация старых форм
самоуправления была осуществлена постепенно:
Король Королевский Совет министериалы Местное самоуправление Майордом первый
сановник Округ Референдарий управитель канцелярии Сотни Пфальцграф глава.
Двор. Суд. Общины Маршал нач. конницы Герцогство нескольких округов Сначала
королевский уполномоченный появляется на собрании сотни, чтобы потребовать
королевские судебные штрафы. Затем такие наезды сменяются постоянным
контролем, осуществляемым графом - чиновником, назначенным для управления
определенным кругом.
Судебная система тоже из первоначальной трансформируется в сторону
преобладания судебной власти в руках сеньоров - иммунитетов.
Своего наивысшего расцвета монархия достигает при Карле Великом - внуке Карла
Мартелла во второй половине 8 - начале 9в. Особенности этого этапа:
1. Значительный масштаб завоеваний.
2. Провозглашение монархии и короля - империей и императором, (но он не
является абсолютным монархом) в 800г. папой в Риме.
3. Восстановление могущества королей на первых порах.
4. Проявление глубинных процессов феодальной раздробленности.
5. Сужение полномочий короля посредством политической деятельности духовных
светских феодалов (Великое поле - съезд всей знати). Находясь в начале 9в. в
зенице своего могущества казалось незыблемой франкская империя, но уже в этот
период проявляется элементы будущего распада как неизбежное следствие
предшествующих веков. Предпосылки:
1. Государство - продукт завоевания, поддерживаемый только силой оружия
(многонациональное).
2. Господство феодального землевладения (бенефиций в феод.)
3. Господство натурального хозяйства (отсутствие внутреннего рынка).
4. Слабость центральной власти.
5. Отсутствие каких-либо иных связей между частями государства. Следствие:
юридическое закрепление распада государства в договоре, заключенном в 843г. в
Вердене внуками Карла Великого. Образование трех королевств:
- Западно-франкское (Франция);
- Восточнофранкское (Германия);
- Срединное (отчасти Италия).
2.3 Салическая правда.
Салическая правда - источник раннефеодального (варварского) права. Черты
варварского права:
1. Язык написания (латинский в изложении варваров). 2. Казуистичность и
неразработанность (отсутствие общих теоретических понятий ).
3. Относительная мягкость уголовно - правовых санкций
4. Связь с религией (ордалии)
5. Сохранение пережитков первобытно - общинного строя
6. Партикуляризм Салическая правда - сборник записей обычного права,
созданный в 507 - 511г. Особенности:
1. Казуистический характер, отсутствие общих, абстрактных понятий.
2. Нормы отличаются формализмом.
3. Основное содержание - нормы, посвященные судебному процессу и уголовным
наказаниям.
4. Отражает процесс развития права собственности на землю.
5. Заметная роль общины
6. Отражен процесс разложения родовых отношений
7. Кровная месть отменяется (вместо нее штраф)
8. Штрафы исчисляются в римских денежных единицах Основные источники: - обычаи;
- судебные решения; - королевские акты (капитулярии). Отношения собственности
характеризует переход к соседской общине (индивидуальная собственность семьи).
Право наследования недвижимости (земли) принадлежит сословьям, если их нет, тот
в общину. Движимое имущество могли наследовать женщины.
[8] Договорные отношения: Земля исключалась из объектов договоров.
Упоминается договор: - займа; - мены; - дарения; - найма; - ссуды; - купли -
продажи. Влияние оказало неразвитость тов. денежных отношений и отсутствие
частной собственности. Обязательства
Из причинения вреда Из сделок
Несвоевременное исполнение обязательств - дополнительный штраф, неисполнение
- имущественная ответственность. Основное внимание уделено преступлениям и
наказаниям. 4 вида преступлений:
1. Против личности (убийство, клевета).
2. Против имущества (кража, поджог).
3. Против правосудия (лжесвидетельство).
4. Нарушение предписаний короля (титул 45 "О переселенцах").
Упоминание об отягчающих обстоятельствах: - групповое убийство; - убийство в
походе. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю
за нарушение королевского мира. Система наказаний: - смертная казнь;
- телесные наказания;
- членовредительские наказания;
- штрафы
- высокий размер.
Отмена кровной мести и замена на:
- вергельд
- убийство;
- пеня
- за менее тяжкие преступления.
Судебный процесс:
- состязательный;
- обвинительный;
- устный;
- гласный;
- отличался строгим формализмом;
- нет отличий гражданского и уголовного судопроизводства. Дело возбуждалось
по инициативе истца, стороны имели равные права Система доказательств:
- соприсяжничество - "свидетели доброй славы";
- свидетели;
- ордалии - божий суд.
3 Особенности Германского права.
3.1 Аламанская и Баварская правда.
Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Аламаннской и Баварской
правдой, это текстуальное совпадение содержания начальных, следовательно
особо значимых титулов 1 и 2, посвященных церкви и церковному землевладению.
Эти титулы свидетельствуют о том, что церковь обладала большими участками
пахотной земли, лесами, рабами, всемерно поощряя дарение ей имущества "для
спасения души". В самой первой статье этих правд предписывается: "ни король,
ни герцог, ни кто-либо другой не имеет власти запретить ему (человеку)
приносить в дар ради спасения души дома, земли, рабов или деньги". Полученная
в дар земля навсегда закреплялась за церковью. Баварская правда настоятельно
подчеркивает отсутствие впредь у кого-либо права на возвращение своей
собственности, подаренной церкви.
И Аламаннская, и Баварская правда пресекают всякие попытки оспорить дарение
церкви наследниками дарителя. Более того, попытки вернуть имущество влекли за
собой "суд Бога и отлучение от святой церкви", с одной стороны, с другой —
штраф и возвращение имущества церкви. Подаренная же земля могла быть
возвращена только на условиях пожизненного владения с возмещением всего того,
что "торжественно обещано" дарителем.
Частным землевладением начинают охватываться не только поля, но и луга, леса.
В Баварской правде появилось, например, понятие поделенный лес, т.е.
выделенный конкретной семье. О переходе в феодальную частную собственность
лесов свидетельствует и запрещение порубки деревьев в чужом лесу, которая
каралась штрафом. В отличие от Салической правды луговой участок, как и поле,
отныне также свободно отчуждался, при этом лишь требовалось подтвердить
законность продажи при помощи "документа или свидетелей".
Присущий всем "варварским правдам" категорический запрет нарушения границ чужого
землевладения отражал настойчивое стремление германцев закрепиться силой на
завоеванных землях. Косвенным подтверждением этого является сохранявшаяся в
течение веков традиция разрешать спор о земле с помощью поединка, если не
хватало других доказательств. В Баварской правде целый титул посвящен
наказаниям за нарушение границ чужого землевладения. Простое нарушение границ,
без различия поля или луга, влекло за собой наказание свободного штрафом в 6
сол., раба 50 ударами плетью. Даже "случайное", без умысла установление новых
границ на участке "без согласия другой стороны и смотрителя" каралось штрафом,
если проступок совершал свободный, и 200 ударами плетью, если его совершал раб.
[9]
Германское право не содержало каких-либо норм о наследовании по завещанию.
Предполагалось, что собственность умершего принадлежит семье, роду,
пережившим родственникам. Вопреки общему правилу под влиянием римского права
институт наследования по завещанию был закреплен в эдикте Теодориха. Эдикт
предъявлял при этом, как и при дарении, строго формальные требования для
признания завещания законным: составления при свидетелях официального
документа, зарегистрированного чиновником, и пр. Завещание могло быть
составлено "где угодно", но при неукоснительном "уважении к воле умершего".
С введением христианства имущество умершего стало передаваться церкви на
богоугодные дела и во благо души умершего. Это дарение после смерти, широко
распространенное у франков и англосаксов, не было в строгом смысле слова
завещанием, так как не могло отзываться, касалось лишь определенной части
имущества, и не предусматривало представителя умершего. Со временем такой дар
церкви стал общепризнанным. Имущество умершего без завещания оказывалось в
руках епископа, который передавал его родственникам, чтобы они сделали все
"для спасения души умершего".
3.2 Договорные отношения.
Договорные отношения - характерная черта права германского общества, которому
свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, слабое развитие товарно-
денежных отношений. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу
"в полу стебля" или, как известно по Другим источникам, передачи двери при
продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать,
что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором.
Нарушение договора могло повлечь за собой не только имущественную, но и
личную ответственность должника. Должник в случае неисполнения обязательства,
как правило, становился рабом кредитора. По некоторым правдам, например по
Баварской правде, наряду с должником обращались в рабство его жена и дети.
О договорах в Баварской правде говорится в большей мере в дополнительных
главах (которые были "прибавлены декретом 722 г.", как сообщает сама правда).
Здесь можно найти некоторые подходы к формулировкам общих принципов
договорного права: об условиях законности договоров, их нерасторжимости, о
"пороке воли" и пр.
"Договор или соглашение, — как гласит Баварская правда, — мы не разрешаем никоим
образом изменять, если они заключены письменно или при посредстве трех и более
поименованных свидетелей, поскольку в них ясно обозначены день и год". И там
же: "Если продажа будет совершена при помощи насилия или из боязни смерти или
заключения (в тюрьму), то она недействительна".
[10]
Здесь же говорится о залоге по решению суда, о договоре хранения, ссуде. Если
вещь была сдана на хранение "без выгоды и погибла вследствие несчастного
случая", то хранитель не нес ответственности. Убытки же от кражи вещи,
сданной на хранение, делились поровну. Договор продажи не мог быть расторгнут
вследствие низкой цены, это было возможно только в случае обнаружения
скрытого порока вещи. Задаток давался для обеспечения договора купли-продажи
и терялся в случае его нарушения.
Разрозненные положения, "прибавленные" к Баварской правде, свидетельствуют об
определенном прогрессе в договорном праве, наряду с развитием торговли, не
меняя, однако, общей картины Галлии, где почти полностью отсутствовали в это
время города как многонаселенные торговые центры. Они ранее существовали, но
пришли в упадок в условиях повсеместной военной разрухи и массового
переселения народов.
Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую
отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные
братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг Друга.
Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с
вооруженной свитой.
В Аламаннской правде более ярко проявились элементы патриархальной семьи.
Брак под угрозой штрафа требовал согласия отца. Как дань глубокой старине
допускалась фактическая продажа жены. Согласно титулу 51,1 увод чужой жены,
"если этого захочет первый муж", стоил 400 сол. Обычное право германцев
запрещало браки между представителями отдельных социальных слоев, особенно
между рабами и свободными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы,
простое сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной —
45 сол. Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. если
женщина "не знала", что она вышла замуж за раба, она просто уходила от него.
Запрещались браки с рядом родственников и свойственников.
Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью.
Источники, например, не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны
старших родичей — мужчин. Особенностью старогерманского обычного права было
то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей
предоставлялось не отцом, а мужем в качестве "брачного дара". Баварская
правда не поощряла браки вдов. Если вдова выходила замуж, то лишалась права
пользоваться имуществом, полученным ею от первого мужа.
Обычное право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия
родственников, ни других формальных оснований. Более строг в этом отношении
эдикт Теодориха, запрещавший "беспричинный развод", строго осуждавший
конкубинат, но разрешавший проституцию.
Под влиянием христианской церкви в VII—IX вв. вносятся значительные изменения
в брачно-семейное право германцев. Капитулярий 744 года, подтвержденный в 789
году Карлом Великим, установил нерасторжимость брака, объявленного священным
согласно христианским канонам.
На рубеже VII—IX вв. были изданы первые законодательные акты, устанавливающие
обязательность церковного оформления браков, запрещающие повторные браки вдов
и пр.
3.3 Преступление и наказание.
Большая часть статей в "варварских правдах" посвящена, если использовать
современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом —
преступлением в "варварских правдах" понимались прежде всего обида, вред,
причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира".
Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту
обиду или вред.
"Варварские правды", таким образом, не восприняли норм позднеримского
уголовного права с их широким применением смертной казни, что было связано с
иными, чем у римлян, целями и задачами наказания.
Главная цель композиции, штрафа, у германцев — предотвращение прямых
боевых действий, кровной мести, дальнейшей междуусобицы, вражды между дворами,
кланами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".
Честь как средство завоевания славы, хвалы обеспечивала главную мотивацию
поведения варвара в мире, где правили богиня войны и враждебная непостоянная
судьба, темные силы, окружающие человека. Честь приобреталась тогда, когда
захватывалось то, что защищалось другим, и соответственно терялась при
противоположных обстоятельствах.
Композиция и была, с одной стороны, определенной формой восстановления,
искупления чести, и тем самым победы над злой судьбой, с другой — формой
примирения, установления мира. При этом искупление касалось чести не только
конкретного человека, но и дома, рода, к которому он принадлежал. Отсюда
прямая связь возмещения с понятием защиты дома, "мира дома", которое включало
и понятие "мира королевского дома", трансформировавшегося по мере укрепления
государства, королевской власти в более широкое понятие "королевского мира",
нарушение которого возмещалось более крупным штрафом или влекло за собой
более тяжкое наказание.
В Аламаннской правде прямо указывалось на дезертирство как на преступление. На
изменения в понимании преступления и наказания все большее влияние оказывает
христианская церковь, вводящая такую широко трактуемую правовую категорию, как
"оскорбление или неуважение церкви", требующая "воспитания страха божьего" как
цели наказания и пр.[11] Так, и в
Аламаннской, и в Баварской правдах выделяется целая группа преступлений, в том
числе и убийство, главным квалифицирующим признаком которых является место их
совершения в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной
категории "оскорбления церкви" и влекли за собой большой штраф не в пользу
потерпевшего и его родственников, которые отодвигались на второй план, а в
пользу самой церкви.
Баварская правда изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как
"продолжительная композиция", которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем
по 1 сол. "до седьмого рода преступника ежегодно" за нанесение удара
беременной женщине, приведшего к выкидышу плода Мотивировалась
"продолжительная композиция" тем, что душа неродившегося ребенка "терпит
длительное наказание, так как она была передана в ад при помощи выкидыша, без
таинства возрождения".
Самосуд пресекался непоследовательно и еще долго допускался в "варварских
правдах". Так, Баварская правда, списавшая, видимо, дословно эту норму с
Законов XII таблиц, разрешала убийство вора, "захваченного на месте во время
преступления в ночное время".
При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение
стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла,
в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3
сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При
нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен
был возместить расходы на лечение.[12]
Сохранившийся на протяжении долгого времени в качестве основного наказания
штраф как плата за обиду впоследствии трансформируется в простое возмещение
ущерба, а также все чаще заменяется или дополняется такими наказаниями, как
смертная казнь, битье палками, конфискация имущества, ссылка, применяемыми и
к свободным.
Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение
общепризнанных понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка,
надругательство над трупом. Тяжесть наказания во всех "варварских правдах"
зависела от социального статуса преступника и потерпевшего: свободного или
раба, знатного или незнатного, богатого или бедного. Богатство со временем
наряду со знатностью выходит на первый план.
В германском обществе, несмотря на наличие некоторых разрозненных норм и
статей в "варварских правдах", не сформировалось еще ясных представлений о
различных государственных преступлениях, которые в основном воспринимались
как действия, направленные против короля.
В Аламаннской и Баварской правдах в качестве субъекта преступного
посягательства начинает выступать не только король, герцог, их посланцы и
пр., но и народ, государство. Каралось, например, смертной казнью и
конфискацией имущества приглашение чужого народа для грабежа или содействие
"захвату государства врагом". Здесь же говорилось о таких преступлениях, как
заговор против герцога, мятеж в войске, призыв "врагов в провинцию" и др. По
Аламаннской правде каралось штрафом в 60 сол. в пользу государственной казны
даже простое участие в "крикливом сборище".
Определенная часть преступлений в "варварских правдах" относится к
посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за
которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его
возраста, пола. Непрекращающаяся борьба за удержание власти, за признание ее
легитимности на завоеванных территориях диктовала настойчивые усилия
германских королей предстать в качестве главных защитников церкви, папы
римского.
В Баварской правде, например, наказание за убийство епископа носило крайне
устрашающий, символический характер: взять с убийцы столько золота, "сколь
весила бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа". В случае
невозможности выполнения этого предписания наказание могло быть заменено
конфискацией в пользу церкви" земли, рабов, дома преступника, а также
обращением в рабство его самого, его жены и детей".
Заключение.
Итак, в своей курсовой работе я попытался объяснить и проследить основы
развития Западноевропейского общества в период раннего феодализма. В этот
период человечество сделало огромный шаг вперед по сравнению с древностью в
развитии правовых основ, культуры и государственности. В это время
образовалось такое крупное государство как франкская империя, Которая при
Карле Великом заняла большую часть Европейского континента. В раннефеодальный
период начинают зарождаться основы современного права. Возникают выборные –
представительные учреждения, такие как Государственное управление и суд во
Франции, где зажиточные группы населения могли отстаивать свои права и
интересы. Так же в раннефеодальную эпоху стали возникать первые суды
присяжных.
Нельзя не сказать и о том, что немаловажное значение для дальнейшего развития
нормативных актов в данный период принадлежит Римскому праву, причем
некоторые законы из него послужили опорой для создания различных правовых
актов в начале раннефеодальной эпохи.
Мне кажется, что в этой курсовой работе удалось проследить путь развития
Западноевропейских правовых отношений в период становления раннефеодального
строя.
Список используемой литературы.
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1997. – 643с.
2. Всеобщая история государства и права // Под ред. Батыра Н.И. М., 1995. –
584с.
3. Ковалев С.И. История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – 177с.
4. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Учебное пособие.
Спб., 2000. – 415с.
5. История государства и права зарубежных стран. Ч.1 // Под ред. Н.Р.
Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1996. – 496с.
6. История государства и права зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р.
Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 518с.
7. История государства и права зарубежных стран. Ч.2 // Под ред. Н.Р.
Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1998. – 533с.
8. Сборник документов по всеобщей истории государства и права // Под. Ред.
К.Е. Ливанцева М. 1977. – 377с.
9. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права зарубежных стран // По
ред. Батыра Н.И. Ч. 1-2. М., 1996. – 692с.
[1] . История государства и права
зарубежных стран. Ч.1 // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1996. – С.35
[2] Ковалев С.И. История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – с.23
[3] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М, 1997. – с.31
[4] История государства и права зарубежных
стран. Ч.1 // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М., 1996. – с.41
[5] Ливанцев К.Е. История буржуазного
государства и права. Учебное пособие. Спб., 2000. c.62
[6] Всеобщая история государства и права //
Под ред. Батыра Н.И. М., 1995. – с.173
[7] Хрестоматия по Всеобщей истории
государства и права зарубежных стран // По ред. Батыра Н.И. Ч. 1-2. М., 1996. –
с.94
[8] . История государства и права
зарубежных стран. Ч.1. // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1998. – с.149-150
[9] Ливанцев К.Е. История буржуазного
государства и права. Учебное пособие. Спб., 2000. – с.112
[10] Ковалев С.И. История Западной Европы. Курс лекций. Спб., 1986. – с.64
[11] История государства и права
зарубежных стран. Ч.2 // Под ред. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. М.,
1998. – с.188-189
[12] Ливанцев К.Е. История буржуазного
государства и права. Учебное пособие. Спб., 2000. – с.213
|