Рефераты

Курсовая: Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Курсовая: Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономической

истории

Курсовая по экономической истории

Беларуси

на тему: "Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы"

Студент ФУС, I-курс

Гр. УКС-1

М.Г.Гусев

Научный руководитель

Профессор

В.И.Голубович

Минск, 1998

План.

Введение.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в

60-е гг.

3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

Заключение.

Вступление.

В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в том,

чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причинённый республике

немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное хозяйство, улучшить

условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи, белорусскому народу

пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими усилиями рабочих к

концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой продукции не только

достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 %.

За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии,

расширилась энергетическая и топливная база - одно из важнейших условий

успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличилось производство

строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в восстановлении

предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался железнодорожный,

автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в Гомеле, Могилеве,

Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии, построены новые

мосты.

Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей Белоруссии.

За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более высокий, чем до

войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности новая техника и

производство внедрялись медленно, машины и механизмы использовались

неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в организации труда, не

полностью использовались резервы. Недостаточно быстро развивались отрасли,

вырабатывающие промышленные товары народного потребления, важнейшие продукты

питания. Последнее в значительной степени объяснялось отставанием сельского

хозяйства, слабостью сырьевой базы.

Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные площади были

значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров земель, пришедших

в негодность в годы немецко-фашистской оккупации. Количество лошадей

сократилось на 56 %, коров на - 51 %, свиней - на 29 %. Колхозы и совхозы

ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин, инвентаря,

механизаторских кадров, удобрения.

Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси постоянно

залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации.

Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря

заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно

осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть. Поэтому и

анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в

государственных, отраслевых и других планах, а также планах и обязательствах

предприятий и учреждений, которые в целом и составляли каркас командно-

административной системы в экономике. Эта система тормозила перевод

промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех отраслях

было

экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста, в промышленности

республики комплексная механизация не получила значительного распространения.

Широко использовался ручной труд, который составлял 25 % даже на крупных

предприятиях. Поэтому в числе первоочередных задач стояло ускорение научно-

технического прогресса. Его необходимость понимали в руководстве партией и

страной.

Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства

Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный

вопрос, сделать выводы.

2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС,

определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта

Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на

70 - 80%, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии.

Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа - в 1,5 раза.

Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного

потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и

передовой технологии, улучшению качественных показателей работы

промышленности - на 50%, в строительстве - на 55%, а себестоимость продукции

снизить на 20 - 25%.[2]

Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое

использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других

индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности.

Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось

соревнование за лучшее использование новой техники, повышение

производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в

промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5

тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих являлись

стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского литейно-

механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе которых

разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой производственной

операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали П.Д. Судникова,

разработавшего новаторский метод регулирования поездной работы и др.

Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта

Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94%

производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3

тыс. стахановцев и ударников.

План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 %, пассажиров - на

123,8%, получена значительная экономия горючего.

За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов машин,

станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении увеличился на

34%. При этом особенно возросло производство сельхозтехники. В 1954 г.

промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом выпуск

сельскохозяйственных машин на 83%, запасных частей для тракторов и

сельхозмашин - на 54%. " Гомсельмаш" освоил массовое производство

силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы

станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального завода

имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова, Оршанского

льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского коврово-плюшевого

комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением выполняли

свои пятилетние задания.

Ускорению роста производства способствовало движение за переход на скоростные

более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных заводах

республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На Минском

подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала было

переведено 82 станка, что позволило значительно поднять производительность

труда.[2]

Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую приводило

к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.

БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в строй

около 150 крупных промышленных предприятий государственной промышленности и

более 200 средних и мелких. В их числе Минские подшипниковый завод,

радиозавод, завод отопительного оборудования и канализационных труб, часовой

завод, камвольный комбинат, Оршанский завод швейных машин, Витебская шелково-

ткацкая фабрика, несколько крупных торфодобывающих предприятий, молочно-

консервные заводы, мясокомбинаты. Значительно расширились производственные

мощности действующих предприятий.

В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких промышленных

предприятий, которые производили 84,6% всей промышленной продукции. Кроме

того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и потребительской

кооперации, производящих, в основном, товары народного потребления. Произошли

существенные изменения в отраслевой структуре промышленности. В 1955 г. по

сравнению с 1940 г. удельный вес машиностроения и металлообработки во всей

промышленности БССР увеличился с 16,5 до 30,1 %. Доля топливной и

электроэнергетической промышленности возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время

снизился удельный вес легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Характерной особенностью развития было значительное повышение технического

уровня производства, хотя в большинстве случаев новая техника вводилась в

действие медленно, ее активность снижалась из-за отсутствия комплексной

механизации, должного профессионализма рабочих.[2]

За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем в два

раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой рост

всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и

металлообработки - 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент

выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы,

лесовозные автомашины, пропашные тракторы "Беларусь". Производство грузовых

автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков металлорежущих

- в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии - в 2,5 раза.

Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая промышленность,

производство стройматериалов.[3]

Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой промышленности.

Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку возрос в 2 раза,

шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза, обуви кожаной - в 1,7

раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое больше товаров народного

потребления, чем в 1950 г. Повысилась производительность труда.[3]

В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта. В 1955 г.

по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т. грузов и 33,6

млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов увеличились в 1,5

раза и пассажиров - в 1,6 раза. Грузооборот автотранспорта БССР составил 1188

млн. тонно-километров, увеличившись за пятилетку в 2,5 раза. Значительно

улучшились эксплуатационные показатели речного транспорта и воздушного флота.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-технического

прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого пятилетнего плана

предусматривалось увеличить объем валовой продукции промышленности БССР

примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по развитию электроэнергетики,

торфодобывающей промышленности, машиностроения и других отраслей.

Первоочередное внимание уделялось совершенствованию организации производства,

специализации, снижению себестоимости продукции.

В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился Минский

автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод

"Строймашина", витебская чулочно-трикотажная фабрика "КИМ" и сотни других

предприятий.

В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец самого

мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен выпуск

12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители наладили

производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели ряд

преимуществ перед газогенераторными.[3]

Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства БССР на

12%. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков, машин,

приборов и около 200 других видов изделий. По

итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям промышленности, строительства

и транспорта Белоруссии было присуждено 26 красных знамен Совета Министров

СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с вручением первых премий, 39

вторых и 65 третьих премий. В ходе соцсоревнования высокие образцы труда

показали сталевар Минского автозавода Д.И. Барашкин, электросварщик

тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь Минского станкостроительного завода

Н.А. Каменский и другие новаторы производства.[3]

Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции предприятия

СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн. рублей

сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300

тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей,

250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской магистрали

дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов. При этом

особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты В.П. Кузнецов

(г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М.Галашко (г. Брест) и др. С

энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г. свыше 100 тыс.

молодых посланцев республики работало на новостройках страны.[3]

Была успешно решена задача капитального строительства. За три года шестой

пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн. рублей, в

том числе 232 млн. рублей на строительно-

монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543

бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным уровнем

количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров - 22,6 раза и

кранов - 22 раза. Укрепление материально-технической базы позволило

механизировать монтажные работы на 95%, бетонные - на 62%, малярные - на

59%, штукатурные - на 58%. В 1958 г. на строительстве в республике работало

100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители широко пользовали

передовой опыт других республик.[3]

С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного общества

изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537 первичных

организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По сравнению с 1957 г.

численность рационализаторов и изобретателей в республике увеличилось почти

на 1/3. В 1958 г. изобретатели и рационализаторы подали 36,9 тыс.

предложений. От внедрённых за 1056-1958 гг. в производство предложений

народное хозяйство БССР получило 43,3 млн. рублей экономии.[3]

Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании

производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной

промышленности, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Особенно

плодотворно работали коллективы учёных Физико-технического института,

Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского

политехнического института. До

70 тыс. рублей сэкономили в 1956 г. Минский тракторный завод от применения

разработанного Институтом физики и математики АН БССР метода спектрального

анализа металла. С помощью и участием белорусских учёных на заводах и

фабриках были созданы сотни новых типов машин, оборудования и приборов,

внедрены более совершенные технологические процессы. Большую помощь

промышленности и транспорту республики оказали также научные учреждения

Москвы, Ленинграда и других городов страны.

К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений.

Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению с

1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные

производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила

новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов

Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено

353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение

промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной

технологической оснастки,480единиц других видов оборудования. По сравнению с

2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях

увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного - в 1,8 раза,

металлорежущих станков на 40% . Было установлено много поточных линий,

выросла энергвооружённость труда. Особенно высокими темпами развивались

машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951-1958

гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году

машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых

автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много

другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный

трактор.[3]

Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. было

произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. была

подготовлена к пуску Василевская ГРЭС - самая мощная в то время

электростанция БССР.

Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа, почти

целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г. добыча

торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу колхозами) или в

2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.[3]

За 1951 - 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в БССР

увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г.

предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного

стекла и др. материалов.[1]

Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой освоили

выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли возрос в 1958

году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В республике строились

Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский суперфосфатный заводы, Пинский

завод искусственных кож, Полоцкий завод искусственного волокна. Расширялся

ассортимент производимой продукции на действующих предприятиях.

Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее

производства за это время увеличился на 53%, в том числе бумажной

промышленности - в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной

переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные

мощности.[3]

В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой промышленности.

Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей видное место в

общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР выпустила 11,8%

общего количества тракторов, 11,7% - металлорежущих станков, 4,3% грузовых

автомобилей, 1,6% мотоциклов, 13% фанеры. Значительный удельный вес занимала

республика по производству ряда товаров народного потребления.[3]

Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта. Уровень 1950 г. по

отправлению грузов был превзойдён на 2,7 млн. т., а по прибытию - на 18,7

млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее

исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов,

организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и

перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился более

мощными судами, расширился выпуск металлических, более надёжных и долговечных

барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот которого

увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть воздушного

сообщения. Работали десятки авиалиний местного и межреспубликанского

значения.

Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения произошли в

структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза всё большее место

занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин, оборудования,

некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов, велосипедов и др.

изделий промышленности.

На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей народного

хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном хозяйстве

республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501 тыс. больше

чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс. человек, на

транспорте - 158 тыс. человек, в строительстве - 100 тыс. человек. На

предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших после войны

высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и других союзных

республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР работало 214 тыс.

специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4 тыс. среднее

специальное образование. Более 32 тыс. специалистов увеличилась в 2,5 раза.

Возрос культурно- технический уровень рабочих. За 1951 - 1958 гг.

профессионально- технические учебные заведения дали народному хозяйству 130,3

тыс. квалифицированных рабочих. За это же время на предприятиях и в

организациях было обучено новым специальностям 535 тыс. человек и повысило

квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату рабочих технической

учебой заметно улучшился их квалификационный состав, повысилось техническое

мастерство.[2]

Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом

промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по

техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых

промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного производства.

Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и развитие

материально-технической базы СССР.

3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном

положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной

торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте (в

1,5 раза) поднялся только чуть больше 90 % довоенного уровня. Даже в 1950 на

его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота.

Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 2/3 всего

населения БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень низкими

оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи: добиться

повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень

механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных доходов

на производственные потребности.[1]

Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади

республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня.

Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и заболоченных

земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше 200 тыс. га.

287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от кустарников и

камней.[1]

Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3 года пятой

пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней - на 141 тыс.

голов и овец - на 111 тыс. голов. При этом в отдельных колхозах прирост

поголовья крупного рогатого скота остался около 40 %. Однако, в целом, темпы

развития животноводства в республике были недостаточными. За 3 года пятой

пятилетки государство выделило колхозам на капитальное строительство 33 млн.

рублей долгосрочных кредитов. Однако, за 1951-1953 гг. количество хозяйств

сократилось более, чем на 4 тыс. и составило 5287. По количеству дворов,

пашни и трудоспособных колхозы стали втрое большими. В начале 50-х годов была

завершена коллективизация сельского хозяйства в западных областях

республики.[1]

К июлю 1953 г. 99,7% посевных площадей принадлежало колхозам. Однако,

несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности

оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы

объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и минеральных

удобрений не хватало.[1]

Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой. Сказывались также

грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством. Крестьянин не был

заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так как каждый новый

саженец, животное или какой-либо другой продукт труда облагались налогами.

Только в середине 50-х годов, когда было изменено налогообложение, он

почувствовал существенное улучшение своей жизни.

Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его строительстве

были свои трудности и недостатки: отсутствие стройматериалов и рабочей силы,

низкая механизация, а также неудовлетворительная организация труда. В

результате довоенный жилищный фонд деревни был отстроен чуть более 40 %.

Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья. К 1950 г.

была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но

обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже среднесоюзного

уровня.

Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в квалифицированных

руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388 директоров МТС

только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь незначительная

часть председателей колхозов имела высшее или среднее специальное

образование.[2]

С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г. началась

реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы. Это сыграло

положительную роль в развитии промышленности и сельского хозяйства. Начали

лучше использоваться местные ресурсы, усилилась специализация и

кооперирование производства.

Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов определялось

развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла испытание

временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г. сделала

значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было вложено 160 млн.

рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных средств. В это время на

полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или на 17,7 тыс. больше чем в

1953 г., значительно выросло количество зерновых комбайнов, газовых

автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в сельском хозяйстве

республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых 4,9 тыс. имели высшее

образование.[3]

С 1956 г. колхозы, совхозы и МТС стали подключаться к государственным

энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы

республики использовали около 80 млн. кВт*ч. электроэнергии, в том числе

около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее,

уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г.

было электрифицировано 36% колхозов. В сельском хозяйстве использовались лишь

5,2% электроэнергии, потребляемой в республике.[1]

В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь кадрами

специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в колхозы и МТС

были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные рабочие кадры.

Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам механизаторы. Расширили

подготовку кадров для села специальные учебные заведения.

В распространении передового опыта важную роль играли областные и районные

сельскохозяйственные выставки, периодическая печать, радио и телевидение. В

августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка,

которая широко пропагандировала лучшие достижения сельскохозяйственного

производства страны. В 1955 г. на ней было представлено от Белоруссии 9

районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92 животноводческие фермы, 105

опытных станций и других хозяйств, 10 970 передовиков производства. Важной

формой изучения передового опыта являлась проводившаяся на местах

агрозоотехническая учеба.[1]

За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на 20,8%, а по

сравнению с 1953 г. - на 36,5%. Около половины хозяйств БССР собрали урожай

зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году таких хозяйств было

всего 6%, валовой сбор картофеля увеличился по сравнению с 1953 г. на 39%.[1]

Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по заготовкам

и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока, шерсти, яиц и

других сельскохозяйственных продуктов. По производству льноволокна республика

вышла на второе место в СССР, молока и картофеля - на третье место, мяса и

животного масла - на четвертое место.

Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций. К концу

1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных станций 156 РТС

и 80 отделений РТС. К этому же времени 84% колхозов и совхозов республики

приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых комбайнов, 16,5 тыс.

тракторных плугов и большое количество другой сельскохозяйственной

техники.[4]

Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с 1953 г.

валовая продукция сельского хозяйства БССР возросла на 36%, среднегодовые

темпы ее роста составили 6,1%, или вдвое выше, чем за три предыдущих года.

Посевные площади значительно расширились и превзошли довоенный уровень. В

1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы стали больше производить

зерна, картофеля, технических культур. Валовой сбор озимой ржи, например,

увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т., льноволокна - с 20,4 тыс. до 88

тыс. т., силосных культур - с 222 тыс. до 4193 тыс. т. и т.д. Это

свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная система производства еще

имела резервы для своего дальнейшего развития и поэтому было необходимо

избавить ее от чрезмерной регламентации. Требовались новые реформы. Но вместо

них было сделано много беспочвенных и субъективистских ошибок в управлении

сельским хозяйством, что отрицательно сказалось на его развитии.[4]

В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и возрастает

их себестоимость. Это было связано, прежде всего, с изменением в структуре

севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к климатическим

условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки. В 1957 г.

начинается искусственная сверхпрограмма - догнать и перегнать США по

производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой базы

животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства. На положение

сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов в совхозы,

ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления, слабым

использованием достижений науки, это определило медленный рост сельского

хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался, темпы роста

были ниже запланированных.

Заключение.

Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты руководства и

объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду населения

Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно улучшалось.

Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в августе

1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о сельскохозяйственном

налоге, согласно которому были снижены размеры поставок с хозяйств

колхозников, подняты заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты. В

1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма сельхозналога в республике уменьшилась

почти втрое. С января 1958 г. хозяйства рабочих, колхозников и служащих были

освобождены от обязательных поставок государству сельскохозяйственных

продуктов. Изменения налоговой политики имели важное социально-экономическое

значение, ибо они способствовали укреплению общественного хозяйства, росту

доходов колхозников. В 1958 г. реальные доходы крестьян в расчете на одного

работающего превзошли уровень 1940 г. более, чем в 2 раза.

За 1956-1958 гг. в республике был выполнен большой объем жилищного

строительства, за счет государственных капиталовложений сдано в эксплуатацию

2,5 млн. кв. м площади. К концу 1958 г. города уже имели жилищного фонда

значительно больше, чем до войны. Всего за 1951-1958 гг. в республике было

возведено 14099 тыс. кв. м общей жилой площади.

Практически все отрасли восстановленного народного хозяйства получили

развитие, значительно вырос и укрепился экономический потенциал республики,

улучшилось территориальное размещение производительных сил. Благодаря

самоотверженному труду белорусского народа белорусская индустрия по объему

выпускаемой продукции, технической оснащенности предприятий и другим

показателям оставила далеко позади довоенный уровень развития, увеличился

удельный вес республики в общесоюзном промышленном производстве. Крестьянство

настойчиво боролось за подъем сельского хозяйства, за увеличение производства

продукции земледелия и животноводства. Успехи экономического развития

позволили заметно поднять уровень материального благосостояния населения.

Результатом развития народного хозяйства БССР в 50-е годы явилось создание

крупного территориально-отраслевого комплекса. Однако в это же время впервые

проявилось резкое обострение противоречий между директивным управлением,

которое сковывало творческую инициативу и активность населения, и

необходимость их развития. Производство средств производства намного

опережало производство предметов потребления и все больше превращалось в

производство ради производства. К тому же, этот крупный республиканский

комплекс создавался фактически без учета возможности использования местного

сырья и был поставлен в полную зависимость от его внешних поставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Белорусской ССР. - Минск, 1977.

2. Доунар-Запольскi М.. Гiсторыя Беларусi. - Минск, 1994.

3. Пекарский А.С., Тарасенко Н.И. История Белорусской ССР. - Минск: Наука и

техника, 1997.

4. Нарысы гiсторыi Беларусi. - Минск, 1995.


© 2010 Собрание рефератов