Рефераты

Курсовая: Образование казахской народности

Курсовая: Образование казахской народности

Министерство науки и высшего образования

Республики Казахстан

Евразийский государственный университет

им. Л.Н. Гумилева

Курсовая работа

Тема: Образование казахской народности

и

первого казахского ханства

выполнил: __________________

___________________________

проверил: __________________

__________________________

г.Астана, 2000

Оглавление

Введение....................................3

Глава 1. Образование казахской народности...........6

Глава 2. Образование первого казахского ханства....16

Заключение.........................................21

Библиография.......................................24

Введение

Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета

Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах,

весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический

процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы

животного мира, предки казахов, также как и все человечество,

самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен.

Особенности их социального и политического развития определялись потребностями

естественного для данной географической и климатической среды обитания,

кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и

целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене

продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для

расширения собственного жизненного пространства.

[1]

Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, и

затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе потестарной власти можно

назвать догосударственным периодом этнополитогенеза казахов.

Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование

саками и массагетами племенных союзов.

Эпоха потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными

периодами подготавливала эпоху династической казахской государственности.

Однако естественный процесс складывания казахской народности и становления

собственной суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное

воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки,

неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др.

[2] Начавшийся здесь процесс складывания надплеменной этнической общности

сдерживался нашествием в нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.

Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана

Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана (XIV-XV вв.) вновь

стали возникать этнополитические государственные образования.

С конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности

казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства

[3] - итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения

политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней

Центральной Азии.

Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об этнополитогенезе

казахов, образовании казахской народности и первого казахского государства.

Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные

научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения.

Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы являются

вопросы образования казахской народности и образования первого казахского

государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых

историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-

улы и др.

Глава 1. Образование казахской народности

Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и

время образования жузов.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на

территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения -

Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность

процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные

культурно-бытовые особенности ее развития.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации

казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные

союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и

населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В

дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние

времена вошедший в русский язык термин орда.

Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои

особенности, которые делали их отличными друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы

попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.

Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний,

или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз

занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а

Орта жуз - серединную территорию.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши

жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов.

При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый

последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта

жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно

этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:

1) при определении места в боевом порядке;

2) при разделении военной добычи;

3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества;

5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями -

родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после

кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть

которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из

числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника

"Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616

годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей

Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".

[4]

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то,

что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII -

начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей

военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и

тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и

о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких

этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких

кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных

структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а

также государство), и только.[5]

Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но

удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году

академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и

России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение

этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или

Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."

[6]

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к

настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных

на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы

общих путей дальнейшего исследования.

Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует

искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком

прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.

[7]

Было известно, что организация войска и связанного с ним административного

управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная -

т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр

войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а

левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи,

наместниками-родичами.

Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных

отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности

устанавливали брачные связи.

Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя

казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной

организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен)

на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х

в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что правы те ученые, которые

считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными

долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих

долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза.

Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в.

предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового

принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?

С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и

вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и

управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена,

сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более

древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов,

возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана,

Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус-

государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов

(например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае,

обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем

этнографического значения - термином казак.

Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим

союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы

родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов.

Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под

управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем

процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не

политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.

Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых

структур?

Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях

достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом

кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой

состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой

культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного

притяжения для населения окружающих их степей.

Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было

формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот

процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить,

что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания,

“... когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически

непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых

верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.

[8]

Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших

семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и

соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно

короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет

разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся

последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской

степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются

только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших

по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток.

[9]

Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным

изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор

предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов

внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах

относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не

совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дробление

общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли

регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые

территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие

люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной

группы кара-суйек (черная кость - ред.) почитаемые за знания и умение

интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и

позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство.

Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные

связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и

культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно

возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических

взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными

общинами.

Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить

уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского

ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ

они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки

родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с

высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз

(буквально "сто", "сотня").

Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского

историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар".

[10] Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных

подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием

Йуз-Орда.

Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время

- придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной

жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно

ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких

военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных)

сообществ?

Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее

всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на

центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства.

[11] Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально

влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши

(Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по численности племен

и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях.

Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело

к упадку прежней социально-политической организации казахского общества -

улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место

в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало

вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не

полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом

сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не

относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских

жузов, не разделяются на колена.

Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное

воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не

только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на

повседневную жизнь казахов.

Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за

общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно

станут достоянием исторического прошлого.

Курсовая: Образование казахской народности

Глава 2. Образование первого казахского ханства

Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.

В середине XV в. - образовалось Казахское ханство - итог противоречивого

многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и

этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной

Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность

события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя

династии казахских ханов Урус-хана[12] -

Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том,

как отмечают казахские историки[13], что

оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и

обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей

Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия,

известное под общим собирательным названием узбеки.

Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто

разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение

родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-и

Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман,

алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности.

Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный,

скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из

какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл.

Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели

самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных

видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое

качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало

развитию собственно казахской государственности, а термина “казак” и “узбек”

стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже

своего рода политическими границами.

Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана

(Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные

ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить

как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения

казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период,

например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его

властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов.

[14] К этому времени относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный

путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке

(вторая половина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право

казахов.

К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление

правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример

самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.)

дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные

русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не

позднее 90-х годов XYI века ”[15] В

первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали

известны и в западной Европе.

Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического

объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией

казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных

источников[16], в организации их

вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также

казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну

и мир, заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической

структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей

элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи

(народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов,

султанов - для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные

родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии

в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от

султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту

“кара-суйек” - родовую знать.[17]

Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов,

султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя

(тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно-

голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались

ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом

биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении

полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города

Ташкент и Туркестан.

Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление

государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в.,

затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем Казахского

ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого

хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими

сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени

всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако

элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за

власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками

и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого

элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как

организация населения по территориальному принципу. Основой государственности

оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого

хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности

ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности.

С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан

Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство,

раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне

с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.

В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в

состав России, которое продолжалось около 150 лет.

Однако, это уже другой период в эпохе династической государственности

казахов, который требует отдельного разговора.

Заключение

Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и

государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет

понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости

республики сегодня.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости

(имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости,

Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное

государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995

г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая

Конституция Республики Казахстан.

В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных

предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира,

разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных

ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий

в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность

в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для

вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.

Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив

признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня

Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены

дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется

сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их

числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки

реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест,

ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40

международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700

двусторонних договоров и соглашений.

В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола,

связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.

Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации

стратегического развития Казахстана до 2030 года".

Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его

политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан

издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был

политическим шагом в борьбе за независимость.

Библиография

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.

2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред.

М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.

5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968

6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских

династий. Алма-Ата, 1990.

7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.

8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,

текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,

1985. С. 89.

10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата. 1992. С. 276.

11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.

1971. С. 78.

12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных

правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.

[2] Там же, С. 15.

[3] История Казахстана с древнейших времен

и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

[4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

[5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.

[6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.

[7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная

тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.

[8] Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.

[9] Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И.

Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276.

[10] Толыбеков С.Е. Кочевое общество

казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506.

[11] История Казахстана с древнейших

времен и до наших дней. Очерк / Под ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.

[12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме.

Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование.

В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.

[13] Абусеитова М.Х. Казахское ханство во

второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.

[14] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.

Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.

[15] Басин В.Я. Россия и казахские

ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.

[16] Еенов А.Е. Возникновение и развитие

социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С.

52.

[17] Зиманов С.З. Общественный строй

казахов первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184.


© 2010 Собрание рефератов