Курсовая: Образование казахской народности 
	
	Курсовая: Образование казахской народности 
                 Министерство науки и высшего образования                  
                           Республики Казахстан                            
                 Евразийский государственный университет                  
                            им. Л.Н. Гумилева                              
                             Курсовая работа                              
                 Тема: Образование казахской народности                   
                                    и                                     
                        первого казахского ханства                         
                                             выполнил: __________________ 
                                              ___________________________ 
                                             проверил: __________________ 
                                               __________________________ 
                              г.Астана, 2000                               
                                   Оглавление                                    
Введение....................................3 
Глава 1. Образование казахской народности...........6 
Глава 2. Образование первого казахского ханства....16 
Заключение.........................................21 
Библиография.......................................24 
                                 Введение                                  
Процесс образования государственности у казахов, становления суверенитета 
Республики Казахстан протекал в многообразных формах и внутренних периодах, 
весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть единый исторический 
процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда доминировали законы 
животного мира,  предки казахов, также как и все человечество, 
самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы племен. 
Особенности их социального и политического развития определялись потребностями 
естественного для данной географической и климатической среды обитания, 
кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в пастбищах и 
целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в обмене 
продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов и для 
расширения собственного жизненного пространства. 
                                     [1]                                      
Примерно в этот период появляются общественная власть родового старшинства, и 
затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе потестарной власти можно 
назвать догосударственным периодом этнополитогенеза казахов. 
Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало образование 
саками и массагетами племенных союзов. 
Эпоха потестарной власти с его догосударственными и раннегосударственными 
периодами подготавливала эпоху династической казахской государственности. 
Однако естественный процесс складывания казахской народности и становления 
собственной суверенности в истории Казахстана испытал сильное деструктивное 
воздействие. Таковыми в этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, 
неопределенность границ, смещение и исчезновение этнических групп и др. 
[2] Начавшийся здесь процесс складывания надплеменной этнической общности 
сдерживался нашествием в нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд  Чингизхана. 
Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и хана 
Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана (XIV-XV вв.) вновь 
стали возникать этнополитические государственные образования. 
С конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности 
казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства 
[3] - итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения 
политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней 
Центральной Азии. 
Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об этнополитогенезе 
казахов, образовании казахской народности и первого казахского государства. 
Именно этот вопрос остается на сегодняшний день, несмотря на многочисленные 
научные исследования достаточно проблемным и интересным для изучения. 
Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы являются 
вопросы образования казахской народности и образования первого казахского 
государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды таких ученых 
историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды- 
улы и др. 
                Глава 1. Образование казахской народности                 
Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и 
время образования жузов. 
В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на 
территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - 
Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность 
процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные 
культурно-бытовые особенности ее развития. 
Жузы являлись специфической формой социально-политической организации 
казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные 
союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и 
населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В 
дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние 
времена вошедший в русский язык термин орда. 
Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои 
особенности, которые делали их отличными друг от друга. 
Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы 
попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. 
Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, 
или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз). 
Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улу жуз 
занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а 
Орта жуз - серединную территорию. 
Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним кочевников (Киши 
жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших в их состав родов. 
При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый 
последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым старшим родом" Орта 
жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно 
этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался: 
                   1) при определении места в боевом порядке;                    
2) при разделении военной добычи; 
3) при вступлении в дом и рассаживании по местам; 
4) при открытии торжества; 
5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. 
В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - 
родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после 
кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть 
которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из 
числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.). 
Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии источника 
"Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе, датируемом 1616 
годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей 
Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю". 
[4] 
В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются несмотря на то, 
что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII - 
начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей 
военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и 
тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и 
о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких 
этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких 
кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных 
структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел владение, а 
также государство), и только.[5] 
Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана, но 
удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году 
академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и 
России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение 
этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или 
Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..." 
[6] 
Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к 
настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных 
на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы 
общих путей дальнейшего исследования. 
Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует 
искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком 
прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.  
[7] 
Было известно, что организация войска и связанного с ним административного 
управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - 
т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр 
войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а 
левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, 
наместниками-родичами. 
Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных 
отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности 
устанавливали брачные связи. 
Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с тремя 
казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для военной 
организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов (туркмен) 
на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые зафиксировано в Х 
в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что правы те ученые, которые 
считают, что это сугубо локальное разделение неразрывно связано с речными 
долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не распространялось за пределы этих 
долин, а главное по характеру отлично от деления казахов на три жуза. 
Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. 
предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового 
принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак? 
С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-71 гг. и 
вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и 
управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, 
сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более 
древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, 
возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, 
Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большей улус- 
государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов 
(например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, 
обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до того не имевшем 
этнографического значения - термином казак. 
Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим 
союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы 
родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. 
Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под 
управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем 
процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не 
политические, а этнотерриториальные структуры - жузы. 
Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых 
структур? 
Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях 
достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом 
кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой 
состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой 
культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного 
притяжения для населения окружающих их степей. 
Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было 
формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот 
процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, 
что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания, 
“... когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически 
непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых 
верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”. 
[8] 
Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших 
семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и 
соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно 
короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет 
разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся 
последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской 
степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются 
только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших 
по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток. 
[9] 
Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным 
изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор 
предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов 
внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах 
относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не 
совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дробление 
общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли 
регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые 
территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие 
люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной 
группы кара-суйек (черная кость - ред.) почитаемые за знания и умение 
интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и 
позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. 
Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные 
связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и 
культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно 
возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических 
взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными 
общинами. 
Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить 
уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского 
ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ 
они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки 
родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с 
высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз 
(буквально "сто", "сотня"). 
Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского 
историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". 
[10] Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных 
подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием 
Йуз-Орда. 
Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время 
- придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной 
жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно 
ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких 
военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных) 
сообществ? 
Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда авторов скорее 
всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на 
центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. 
[11] Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально 
влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши 
(Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по численности племен 
и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. 
Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело 
к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - 
улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место 
в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало 
вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не 
полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом 
сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не 
относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских 
жузов, не разделяются на колена. 
Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное 
воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не 
только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на 
повседневную жизнь казахов. 
Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за 
общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно 
станут достоянием исторического прошлого. 
                                  
             Глава 2. Образование первого казахского ханства              
  Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном завершился.   
В середине XV в. - образовалось Казахское ханство -  итог противоречивого 
многовекового взаимодействия и взаимопроникновения политических и 
этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной 
Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не отметить особую важность 
события тех времен, которым стала откочевка в 1459 году потомков основателя 
династии казахских ханов Урус-хана[12] - 
Джанибека и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, 
как отмечают казахские историки[13], что 
оно ускорило процесс сложения казахской народности в результате выделения и 
обособления из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей 
Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было здесь население к началу XY столетия, 
известное под общим собирательным названием узбеки. 
Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто 
разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение 
родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-и 
Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман, 
алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности. 
Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный, 
скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из 
какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический смысл. 
Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана, обрели 
самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без субъективных 
видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое этнополитическое 
качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья, положило начало 
развитию собственно казахской государственности, а термина “казак” и “узбек” 
стали обозначать еще и разделение людей по месту жительства, очерченного уже 
своего рода политическими границами. 
Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-хана 
(Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в самостоятельные 
ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок времени можно выделить 
как почти 300-летний период централизованного этнополитического объединения 
казахов, которое являлось ничем иным, как государством. В этот период, 
например, в ханство сына Джанибека хана Касыма (1511-1523 гг.) под одной его 
властью был объединен в эль, один народ более миллиона казахов. 
[14] К этому времени относятся общие для них узаконения : “Касыма праведный 
путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь узаконений” хана Тауке 
(вторая половина XYII в., закреплявшее государственный строй и феодальное право 
казахов. 
К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое становление 
правосубъектности казахского государства, в частности, можно привести пример 
самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.) 
дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой. “Официальные 
русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-видимому, не 
позднее 90-х годов XYI века ”[15] В 
первой четверти этого столетия казахи, как самостоятельная народность стали 
известны и в западной Европе. 
Наследственная ханская власть периода централизованного этнополитического 
объединения казахов заключалась в верховном праве распоряжения всей территорией 
казахских улусов, распределении им пастбищ и маршрутов кочевок, водных 
источников[16], в организации их 
вооруженной защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также 
казнить и миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну 
и мир, заключал союзы. 
Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-политической 
структурой, вобравшей в себя традиции кочевой государственности, сочетавшей 
элементы монархии и феодальной республики. Ежегодно созывались курултаи 
(народные собрания) из числа аристократов - старейшин и правителей родов, 
султанов -  для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные 
родоначальники составляли при хане совет биев - законосовещательный орган. Бии 
в родах олицетворяли судебную и административную власть. И, в отличие от 
султанов - потомков чингизидов (сословие “ак-суй-ек”),  составляли элиту 
“кара-суйек” - родовую знать.[17] 
Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов, 
султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя 
(тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним небесно- 
голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения регламентировались 
ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов) и решениями советом 
биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства на протяжении 
полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века) были города 
Ташкент и Туркестан. 
Активная внешняя политика государства, расширение владений, укрепление 
государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в начале XYI в., 
затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми откочевками людей. 
Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем Казахского 
ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и земледельческого 
хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с Россией и другими 
сопредельными странами. 
Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени 
всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако 
элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за 
власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками 
и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого 
элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как 
организация населения по территориальному принципу. Основой государственности 
оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого 
хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности 
ханской власти, а казахскому обществу - всобщей целостности. 
С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому хан 
Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство, 
раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной войне 
с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость. 
В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о вхождении в 
состав России, которое продолжалось около 150 лет. 
Однако, это уже другой период в эпохе  династической государственности 
казахов, который требует отдельного разговора. 
                                Заключение                                 
Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и 
государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет 
понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости 
республики сегодня. 
16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости 
(имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, 
Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное 
государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 
г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая 
Конституция Республики Казахстан. 
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных 
предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, 
разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных 
ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий 
в аграрной сфере и т.д. 
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность 
в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для 
вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза. 
Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества, получив 
признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня 
Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены 
дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется 
сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их 
числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки 
реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, 
ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40 
международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 
двусторонних договоров и соглашений. 
В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, 
связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана. 
Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации 
стратегического развития Казахстана до 2030 года". 
Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его 
политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан 
издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был 
политическим шагом в борьбе за независимость. 
                                  Библиография                                   
1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. 
2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк /  Под ред. 
М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. 
3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 
4. Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. 
5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968 
6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских 
династий. Алма-Ата, 1990. 
7. Карамзин Н.М.  Предания веков М. 1988. С 195. 
8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, 
текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. 
9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 
1985. С. 89. 
10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И.  Казахстан: летопись трех тысячелетий. 
Алма-Ата. 1992. С. 276. 
11. Басин В.Я.  Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 
1971. С. 78. 
12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных 
правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52. 
     [1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43. 
     [2] Там же, С. 15. 
     [3] История Казахстана с древнейших времен 
и до наших дней. Очерк /  Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113. 
     [4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 
     [5] Асфендилов С. Д.  История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993. 
     [6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968. 
     [7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная 
тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990. 
     [8] Карамзин Н.М.  Предания веков М. 1988. С 195. 
     [9] Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И. 
Казахстан:  летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. С. 276. 
     [10]  Толыбеков С.Е. Кочевое общество 
казахов в ХVII - начале ХХ века. Алма-Ата, 1971. С. 506. 
     [11] История Казахстана с древнейших 
времен и до наших дней. Очерк /  Под ред  М.К. Казыбаева. Алматы. 1993. 
     [12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. 
Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. 
В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61. 
     [13] Абусеитова М.Х. Казахское ханство во 
второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89. 
     [14] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. 
Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276. 
     [15] Басин В.Я.  Россия и казахские 
ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78. 
     [16] Еенов А.Е. Возникновение и развитие 
социалистических земельных  правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 
52. 
     [17] Зиманов С.З. Общественный строй 
казахов первой половины 14 века. Алма-Ата. 1958. С. 184. 
	
	
					
							 |