Курсовая: Викинги и европейское население в 8-11 веках
Курсовая: Викинги и европейское население в 8-11 веках
Министерство высшего и профессионального образования
Российской Федерации
Псковский Государственный Педагогический Институт им. С.М. Кирова
Кафедра всеобщей истории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Викинги и Западная Европа в VIII-XI веках.
Выполнил: студент 3 курса
Григорьев М.М.
Научный руководитель:
Колпаков М.Ю.
г. Псков
2002г.
Содержание:
Введение.
Глава 1.Викинги в Скандинавии.
1.1.Географическое положение и природные условия.
1.2.Общественные отношения в скандинавском обществе.
1.3.Бытовой уровень жизни скандинавского общества.
1.4.Торговля и города.
1.5.Религия. Мифология.
1.6.Искусство викингов.
1.7.Заселение Исландии.
Глава 2.Причины походов викингов.
Глава 3.Экспансия викингов.
3.1.Скандинавы в Англии.
3.2.Скандинавы на Западноевропейском континенте.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Тема данной курсовой работы: «Викинги и Западная Европа в 8-11 веках». Это время
раннего средневековья, характеризуемое в Скандинавских странах (это Швеция,
Норвегия, Дания) как «эпоха викингов». Автора заинтересовал этот период в жизни
средневековой Европы в связи с тем, что общепринятое мнение о викингах, сугубо
негативное. Люди знают о них, как о свирепых беспощадных убийцах и разбойниках,
которые грабили европейское население в те далёкие времена. Все европейские
летописи и хроники того времени, с ужасом отзываются об угрозе с севера. Не
случайно, наиболее часто встречающиеся в источниках молитвы были следующего
типа: «Боже, избави от неистовства норманнов!», или «Избави нас, Боже, от
дьявола и от норманнов!», (вариант – «Избави нас, Боже, от чумы и от
норманнов!»). Норманны, буквально, «люди с севера». Там, где показывались
корабли с квадратными парусами с изображениями драконов, змей и других
причудливых животных, население пряталось за крепостными стенами городов или
уходило в леса. Но у норманнов существовала и своя собственная, самобытная
культура, мифология и языческая религия. Известны и многочисленные торговые
связи скандинавов со странами Европы и даже Востока, которые подтверждаются
археологическими данными. То есть нельзя судить о скандинавах раннего
средневековья, только как о пиратах и рассматривать их, как покорителей
европейского населения. Итак, цель данной курсовой работы: проследить
взаимоотношения викингов с другими европейскими народами. Задачи:
рассмотреть военные, торгово-экономические, политические, культурные контакты
скандинавов со странами Европы в конце 8-11 веках, изучить колонизацию
викингами Исландии, и рассмотреть общество народов севера Европы изнутри: их
быт, религию, мифологию и др. Также необходимо в рамках данной темы выяснить
причины походов норманнов. Что заставляло их сниматься с обжитых мест и
устремляться в неизвестность. Какие предпосылки создались в среде скандинавов
для этого. Одни историки склонны видеть в походах викингов едва ли не
государственные акции, подобные позднейшим крестовым походам; или, во всяком
случае, военную экспансию феодальной знати. Но тогда непонятно её быстрое
прекращение, и как раз накануне западноевропейских походов на Восток, следует
также заметить, что походы этих рыцарей и по форме и по масштабам мало общего
имеют с набегами викингов. Другие исследователи видят в этих набегах
продолжение варварской экспансии, разрушившей Римскую империю. Однако
становится непонятным трёхсотлетний перерыв между Великим переселением народов,
охватившим в 5-6 веках весь европейский континент, и эпохой викингов. В
отечественной историографии, история скандинавских народов распространённая
тема. Но в преобладающем большинстве случаев она рассматривается в рамках
отношений Руси с варягами, или в плане походов шведских рыцарей на северо-запад
Руси, с целью крещения славянских народов. «Эпоха викингов» в Западной Европе,
разорительные походы норманнов и захват ими непреступных городов-крепостей, не
слишком популярная тема у отечественных историков. Возможно, потому что с Русью
у норманнов были более дружественные отношения, чем у англичан, французов,
немцев. Итак, автор этой курсовой работы хочет остановиться на рассмотрении
западноевропейской истории норманнов, так как проблемы отношений их с восточной
Европой, хорошо освещены в отечественной историографии. Глава 1.Викинги
в Скандинавии.
Викинги. Их называли «северными людьми», норманнами в Европе, датчанами в
Германии, варангами в Византии и варягами на Руси. 1.1.Географическое
положение и природные условия. Родиной викингов была Скандинавия, то есть
Дания, Норвегия и Швеция – государственно-политические образования на севере
Европы. Скандинавский полуостров, вытянувшийся на 2000 километров – самый
крупный в Европе. Большая часть полуострова гористая. С юго-запада на
северо-восток простирается массивы Скандинавских гор. Горы обрываются в
Норвежское море, врезающееся в берега многочисленными узкими и глубокими
фьордами – трещинами в горной породе полуострова, заполненными морем. Регион,
ныне занимаемый Норвегией, насчитывает 1800 километров по прямой линии с
юго-запада на северо-восток. Большую часть этой территории занимают плоские
горные плато высотой свыше тысячи метров. Высокогорные районы, покрыты вечными
снегами и льдами. Пахотные земли расположены преимущественно вдоль фьордов и в
долинах больших рек, впадающих во фьорды. Это совсем небольшие участки, но на
юге и юго-западе Норвегии, встречаются обширные площади плодородной земли.
Климат, благодаря ветрам с запада и тёплому течению Гольфстрим, мягок, и
норвежские гавани открыты для судоходства круглый год. В Норвегии по-прежнему
сохраняется богатая фауна диких животных. Море богато рыбой. В числе природных
ресурсов Норвегии эпохи викингов, следует в первую очередь назвать залежи
железа и запасы древесины. У Норвегии имеется общая граница со Швецией, а в
эпоху викингов(8-11 века) короткий отрезок её территории граничил с Данией.
Другое государство Скандинавии – Швеция, имеет длину по прямой линии с юго-
запада на северо-восток около 1600 километров, а ширина её – около 500
километров. Территория Швеции неоднородна. С севера, вдоль норвежской границы
до Средней Швеции, простирается сильно изрезанный горный массив. В
Среднешведской равнине вокруг больших озёр: Меларен, Венерн и Веттерн
простираются обширные плодородные поля, тогда как нагорье в Южной Швеции
совершенно неплодородно, а в древности было ещё и почти непроезжим из-за
многочисленных озёр и болот и необозримых лесных массивов. Большая часть
шведского побережья имеет многочисленные шхеры и острова, самыми крупными из
которых являются острова Эланд и Готланд в Балтийском море. Климат Швеции
разнообразен. Для Южной Швеции характерен умеренно морской климат, а в
Северной Швеции бывают очень холодные зимы, с большим количеством снега и
льда. Сегодня более половины территории Швеции покрыты лесами. Как и в
Норвегии, в Швеции имеются богатые залежи железа и большое количество
древесины. Кроме того, в Швеции, и в особенности северной её части, в эпоху
викингов имелись богатые возможности для охоты, а в море водилось много рыбы.
Основная часть Швеции была, как и теперь, обращена на восток и испытывала на
себе влияние этого региона. Но были у неё также связи с Западом, со стороны
Балтийского моря, и с Данией.
Дания, по сравнению с Норвегией и Швецией маленькая страна. Её длина, по
прямой линии, от Скагена на севере, до относящейся к времени викингов, южной
границы у Эйдера, составляет около 375 километров. Дания страна сугубо
равнинная. В эпоху викингов в датское королевство входили Ютландия и острова,
а также области Сконе и Халланд, ныне принадлежащие Швеции. Климат Дании
также разнообразен, как в Швеции. Несмотря на то, что Дания находится в зоне
лиственных лесов, в эпоху викингов, охота здесь имела второстепенное
значение, так как население здесь занималось главным образом земледелием. Как
и повсюду в Скандинавии, море у берегов Дании было богато рыбой. А вот запасы
древесины были менее многочисленны, чем в других частях Скандинавии. В эпоху
викингов интенсивное потребление древесины дуба привело к оскудению лесных
массивов. Во времена викингов Дания, как и теперь, являлась воротами
Скандинавии. Её политические и культурные связи с соседними государствами
были гораздо интенсивнее, чем связи Норвегии и Швеции.
Обширность территории и природное разнообразие Скандинавии, обуславливали
различия в средствах добычи пропитания, а также многих других условий.
Вследствие этого развитие каждого из регионов шло своим особым путём. И всё
же Скандинавия, несмотря на многие различия, в значительной степени являлась
обособленным культурным регионом, что можно объяснить, главным образом, её
географическим положением и природными богатствами. Она была и является самым
северным регионом Западной Европы. Отсюда было одинаково далеко до
политических и культурных центров, находившихся на юге. В целом же
Скандинавия обладает почти всеми наиболее важными природными ресурсами, что
способствовало сближению её с другими народами. Языки в Скандинавии обладали
большим сходством, и это давало возможность её народам понять религию,
обряды, архитектуру друг друга, хотя, конечно, у каждого региона были свои
особенности. Для народов Европейского континента различия между скандинавами
были неощутимы, и вплоть до второй половины 10 века, а то и позднее, они
воспринимались как единое целое. Естественная среда, в которой жили
скандинавы, определяла не только формы их хозяйственной деятельности, но и
характер поселений. В гористых, сильно пересечённых местностях Норвегии и
Швеции преобладали хуторские поселения, состоявшие из отдельной усадьбы или
нескольких усадеб. Зачастую хутора были разбросаны на большом расстоянии друг
от друга. Лишь постепенно, с ростом населения, из хуторов возникали небольшие
деревни. Обширные районы в гористой части Скандинавии оставались
незаселёнными и использовались только для охоты. В Норвегии, и в наше время,
самая низкая плотность населения в Европе, помимо ещё одной северной страны –
Исландии. В равнинных же территориях средней Швеции и Дании население гуще.
Здесь быстрее наступал материальный прогресс, развивалась культура,
закладывались предпосылки для возникновения государств.
Скандинавы, за множество поколений привыкли к скудости земли и щедрости
океана. Они с детства обучались управляться с вёслами и парусом, делать любую
работу на корабле. Достигло совершенства и строительство кораблей -
удивительно красивых, вместительных и быстроходных, не боявшихся никакого
шторма. Скандинавы не боялись моря и зачастую доверяли ему больше, чем
твёрдой земле. Уловы рыбы, китов, тюленей и вообще всего, что давало море,
называли “морским урожаем”. Случалось, в голодные годы коров и свиней
подкармливали тресковыми головами, и только так скот дотягивал до новой
травы. Сами же люди ели рыбу практически каждый день - варёную, копчёную,
жареную, солёную, вяленую, даже квашеную, - с ячменным хлебом, с овсяной
кашей, просто так. Между прочим, учёные считают, что именно из-за “рыбной
диеты”, продолжавшейся много столетий, среди скандинавов так много
светловолосых. Море и верный корабль были для скандинава родным домом. И вот,
если несколько лет подряд был неурожай на ячмень и овёс, если родное селение
губил лесной пожар, накрывал оползень, поглощал движущийся ледник или
захватывали враги, - люди нередко снаряжали корабль и уходили на нём искать
себе лучшей доли. Конечно, не все люди, а только самые деятельные, смелые и
такие, кому нечего было терять.
Иногда они присоединялись к могущественному вождю - конунгу или ярлу. Иногда
сами выбирали себе вождя - “хёвдинга”, (от слова “хуфуд” - “голова”) и
начинали жить жизнью морских кочевников, добывать себе еду и припасы, нападая
сначала на соседей, потом и на жителей других стран.
Напуганным до смерти жителям Западной Европы в первую очередь, конечно,
запомнились нападения и грабежи, но сказать, что бродячие мореходы только и
делали, что дрались, было бы величайшей несправедливостью. Большей частью они
мирно торговали (хотя всегда готовы были за себя постоять), а временами
отправлялись исследовать неведомые моря, открывать новые земли.
При всём том, что было сказано выше о природных условиях, казалось бы,
побуждавших население к морским путешествиям и поискам лучшей доли у чужих
берегов, далеко не каждый срывался с насиженного места и отваживался начать
жизнь морского разбойника.
1.2.Общественные отношения в скандинавском обществе. К началу эпохи
викингов в Скандинавии только начинали возникать города и крупные поселения.
Жители Северных Стран вообще редко селились деревнями, ведь на каждую “душу
населения”, чтобы прокормиться, требовались обширные лесные угодья для охоты.
Древнескандинавскому поселению точнее всего подходит название “хутор”. Как
правило, где-нибудь в укрытом от ветра солнечном месте на берегу морского
залива стоял всего один большой дом, окружённый хозяйственными постройками и
непременными сараями для лодок и корабля. А в доме жила всего одна семья. В
древности, все поколения семьи жили обыкновенно под одной крышей, и где-нибудь
неподалёку находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо
принимали участие и давно умершие предки. А детей рождалось гораздо больше, чем
теперь. В эпоху викингов, богатый и состоятельный мужчина мог приводить в свой
дом столько жён, сколько он мог прокормить. В таком доме, жили четверо-пятеро
братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями,
двоюродными, троюродными родственниками. Учёные-этнографы, изучающие жизнь
разных народов, называют подобный родственный коллектив: большая семья.
Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя в первую очередь не
индивидуальностью со своими собственными запросами и возможностями. Он
рассматривал себя главным образом как члена рода. Он мог назвать своих
предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. И
он знал, что о нём самом будут помнить через несколько веков, - с гордостью
или, может быть, со стыдом. Услышав, какого человек рода, люди сразу
решали, как к нему относиться. Каждый род имел вполне определенную репутацию.
В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались
мошенники и задиры. Человек знал, что при первом знакомстве его будут
оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам
чувствовал ответственность за всю большую семью. За одного провинившегося
расплачивался весь его род.
Часто, встретив незнакомого человека, называть свой “род-племя” даже и не
требовалось. В древности одежда каждого человека содержала огромное
количество деталей, очень много говоривших о её обладателе, из какого он
племени, какого рода, состоит ли в браке, старший или младший сын или дочь и
ещё много разных подробностей.
В большой семье никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных
стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня, даже самая дальняя, готова
была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и
богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного члена рода.
В древней Скандинавии случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу
того, кто приводил с собой больше родни. И в любой ситуации человек должен
был действовать так, как будет лучше для его рода. А свои личные интересы
соблюдать только потом. Такое общество, в котором безраздельно властвует род,
учёные называют традиционным. В таком обществе веками накапливались традиции
- взгляды, понятия, идеи, обычаи, которые на протяжении столетий помогали
обществу выжить, нацеленные на выживание всего рода. Никакого индивидуализма
традиционное общество не признаёт. Закономерно, что человеческое общество на
определённых этапах своего развития заботится не столько об индивидуальной
судьбе отдельного человека, сколько о выживании общества в целом. То есть -
рода.
Род полностью определял жизнь каждого из своих членов, диктуя им свою
непреклонную волю в различных вопросах.
Помимо семьи, имелись и другие сообщества, как в военной, так и в гражданской
среде и, следовательно, у человека могли быть обязанности не только перед
своими родичами. Такое сообщество называлось «фелаг», а входивший в него
человек – «фелаги», то есть «собрат» или «сотоварищ». Такое сообщество имело
разные формы. Это могли быть, общее владение кораблём, или торговое
сообщество, или воинское сообщество, подчинявшееся единому военачальнику или
предводителю, и каждый сотоварищ обязывался хранить ему верность. Рунический
камень, находящийся в Орхусе, рассказывает о некоем Ассере Саксе, который
входил одновременно в два сообщества – в военное, как член дружины, и
гражданское, как один из владельцев корабля. Надпись на камне гласит: «Тосте
и Хуве вместе с Фребьёрном возвели этот камень в память об Ассере Саксе, их
сотоварище и достойном войне. Он умер и был самым честным среди мужчин. Он
владел кораблём вместе с Арне». [№12,с.156]. Во главе родов стояли
старейшины, племена возглавлялись «королями» и военными вождями, которые
пользовались во время войны широкой властью. Знатность, понимаемая как
родовитость, была принадлежностью целого рода или семьи, и только из числа
лиц, входивших в состав этого рода или семьи, выбирались предводители племён
и племенных союзов. Таких «королей» (у скандинавов они назывались конунгами),
ярлов и херсиров (hersir – вождь, происходит от древнескандинавского herr –
войско, народ), упоминают песни скальдов, (наиболее ранние из которых
известны от 9 века). Свидетельствуют о них и рунические надписи, начиная с
эпохи «Великих переселений». Вождь (hersir), был окружён дружиной, в которую
входили молодые люди, искавшие добычи и славы. Отношения в дружине строились
отнюдь не на началах равенства. Дружинники приносили вождю присягу верности,
нарушение которой покрыло бы их несмываемым позором, получали от него меч и
иное оружие, коня и долю в добыче и считали его своим господином. Вернуться
из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости – одного из самых
постыдных пороков, с точки зрения варваров. Дружина должна была защищать
вождя, служить ему и пасть в бою вместе с ним. Дружинники служили
предводителю и в его усадьбе, где они жили. Некоторые дружинники назывались
свейнами, это были оруженосцы и слуги, обязанные стоять за столом, когда
пировали вождь и старшие дружинники, и подавать им еду и питьё. Власть вождя
над дружинником, пока тот оставался с ним, была чрезвычайно велика. Вожди
владели большими угодьями и принадлежали к верхушке скандинавского общества.
Самые амбициозные из этих владетельных вождей мечтали о королевской короне.
Они могли добиться успеха либо скопив тем или иным образом достаточное
количество серебра, либо завербовав большое войско для расширения сферы
своего влияния. В любом случае для достижения своей цели представителям этого
сословия приходилось идти на риск. Поэтому именно мужчины верхушки
скандинавского общества были настоящими викингами. Для них «быть викингом»
означало, в сопровождении своих сподвижников отправится в далёкие страны,
свершить там героические деяния и вернуться домой с триумфом и богатыми
трофеями. Трофеи же можно было обращать в дары, привлекая на свою сторону всё
новых сподвижников из числа молодёжи.
Ступенью ниже на общественной лестнице находились карлы, или свободные
крестьяне, которые нанимались на работу к крупным землевладельцам или другим
хозяевам, а иногда владели собственными клочками земли. К этому же классу
принадлежали ремесленники, рыбаки, корабелы, (о социальном статусе
ремесленников мало что известно, за исключением того, что кузнецы,
кораблестроители и резчики рун, а также скальды пользовались большим почётом
и, благодаря своему мастерству, жили в достатке), мелкие торговцы и
дружинники не сумевшие добиться славы и богатства в далёких заморских
экспедициях, и которым не суждено было унаследовать семейную собственность,
так как они являлись вторыми или третьими сыновьями в семье землевладельца.
Низший слой скандинавского общества составляли рабы, или сервы. В рабство
попадали пленники, разорившиеся скандинавы, сыновья и дочери рабов. Они
выполняли самую грязную ручную работу на фермах своих хозяев. Их продавали и
покупали, как любое движимое имущество. Но жизнь рабов не была беспросветной.
В некоторых случаях раб даже мог упорным трудом обрести свободу. Некоторые
рабы, получившие свободу, могли получить маленький участок земли в награду за
свой труд, но в большинстве случаев, освобождавшиеся из рабства, переходили в
группу безземельных свободных людей и вынуждены были наниматься в услужение.
Рунический камень из Хернинга в Ютландии, единственный, упоминающий о рабстве
в скандинавском обществе, повествует об освобождённом рабе, судьба которого,
видимо, сложилась удачно. «Токе, ремесленник, воздвиг этот камень в память о
Троеле, сыне Гудмунда, который наградил его золотом и отпустил на волю». [№
12, с.158].
Итак, знать, свободные землевладельцы и рабы – таков состав общества в
представлении древних скандинавов.
Землевладельцы всех категорий – от освобождённых рабов, владевших крохотными
клочками земли, до ярлов, и даже королей, имевших огромные угодья, -
собирались на местные сходки – тинги. Такие сходки устраивались для решения
споров и конфликтов, возникавших между соседями, для расследования и
наказания преступлений. На тингах избирали местных вождей, принимали законы и
установления, совершались имущественные сделки в присутствии свидетелей и
поручителей. В каждом районе (хераде), границы которого устанавливались самой
природой, существовал свой тинг. В день тинга, обычно в новолуние или в
полнолуние, все бонды (главы семей), жившие в одном районе, собирались на
отведённом для тинга месте, например на холме или лесной поляне, и
выслушивали стороны и свидетелей. Места сходок считались священными и
состояли под охраной богов: кровопролитие или другое преступление,
совершенное здесь, признавалось святотатством и каралось особенно строго.
Нередко в этих местах совершались жертвоприношения и гадания.
Хранителями обычая, по которому судили и к которому обращались для решения
споров, были наиболее почтенные и старые люди. Обычай так и переходил из
поколения в поколение, что утверждало его силу и авторитет. Все стороны жизни
определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения,
добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.
В моральном кодексе викингов центральное место занимал «drergeskapur». Это
понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для
общества в целом, так и – в особенности – для тех, кто мог прослыть героем в
глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация
ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании
беззаветной верности семье и товарищам. Вожди были обязаны демонстрировать
мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к
жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все
эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней
скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе означает «Слово
Высшего». В этой поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от
простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы. В
личности вождя, по представлениям того времени, воплощались благополучие и
счастье его народа. Не только жертвы, которые он приносил, и обряды, им
совершаемые, но сам он был источником удач и успехов соплеменников. В годы
правления конунга, «счастливого на урожай», «был мир добрый». При
«несчастливых» конунгах всё шло плохо. По преданию, после смерти одного из
конунгов Восточной Норвегии, считавшегося самым «счастливым на урожай из всех
конунгов», знать разделила его тело на части, которые жители четырёх разных
районов похоронили в своих землях, «и думалось им, что можно надеяться на
урожай». Подобные представления о вождях и знати, способствовали их
возвышению и усилению их общественного влияния. Но ведущее положение знати в
обществе определялось не только её ролью в защите территории и в контроле над
культом. Вожди, стоявшие во главе дружин, воевали между собой, с соседними
племенами, совершали походы в другие страны, занимались морским разбоем.
Захваченная добыча: драгоценные металлы, украшения, ткани, одежда и утварь из
других стран, пленные, которых они продавали или обращали в своих рабов, -
служила важнейшим источником их обогащения. Скот, рабы, корабли, оружие и
другое движимое и недвижимое имущество, а также земельные владения составляли
основу богатства и могущества конунгов, ярлов, херсиров. То, что родовая
знать жила больше военной добычей, чем за счёт эксплуатации местного
населения, и то, что она не была тесно привязана к земле, самый характер её
богатства и способ его приобретения делали скандинавскую знать необычайно
мобильной, готовой отправиться в далёкие походы для захвата добычи и даже
переселиться в другие страны. В одной из песен «Старшей Эдды», известной под
названием «Песнь о Риге» (эддическое стихотворение «Ригстула»),
рассказывается о сотворении людей богом Ригом-Хеймдалем. Сначала он посетил
убогое жилище Прабабки и Прадеда. Здесь был рождён от Рига Раб-Трэль, и от
него пошёл род рабов. Затем Риг приходит в дом Бабки и Деда, и зачатый Ригом
Карл явился предком рода земледельцев – бондов. Наконец, в хоромах Матери и
Отца от Рига родился Ярл – военный предводитель, знатный человек, потомком
которого был юный Кон (конунг). – [«Старшая Эдда», древнеисландские песни о
богах и героях. – Перевод А. Корсуна, под ред. Стеблин-Каменского. М.1963.]
Автор песни видит различия между тремя социальными слоями, прежде всего в
богатстве: Трэль живёт в хижине, ест грубую пищу и занят тяжёлой и грязной
работой; Карл владеет скромным домом и возделывает участок земли; а Ярл
посвящает свой досуг воинским подвигам, охоте, пирам и иным, подобающим его
знатности и благородству развлечениям. «Песнь о Риге» наглядно показывает
представления древних скандинавов об устройстве общества.
1.3.Бытовой уровень жизни скандинавского общества. Представления о
внешности и образе жизни людей в эпоху викингов может быть получено путём
изучения самых разных источников.
В среднем рост викингов был несколько меньше, чем рост человека в наши дни.
Рост мужчин составлял 172 см, а рост женщин 158-160 см. Показатели эти были
получены на основании исследований целого ряда скелетов из захоронений,
найденных в разных районах Скандинавии. Средний возраст жизни взрослых
достаточно высок. Так, среди 240 обследованных останков умерших взрослых
людей 140 человек достигли возраста около 35-55 лет, 98 человек возраста 20-
35 лет, и обнаружено лишь двое останков людей старше 55 лет. В местах
захоронений обычно находятся те, кто умер естественной смертью в мирное
время. Но в некоторых случаях встречаются скелеты со следами ударов топором
или мечом, а также с другими признаками насильственной смерти, наступившей в
ходе сражений или побоищ. Многочисленные «детские» скелеты являются признаком
существования высокой детской смертности в эпоху викингов. На основании
изучения большого количества скелетов мы можем сделать вывод, что внешность
людей эпохи викингов была весьма многообразной. Норвежский антрополог Берит
Селеволл так описывает «средних» мужчину и женщину того времени: «Сложены
были и мужчина и женщина, пропорционально. Средние соотношения ширины и
высоты черепа соответствовали аналогичным соотношениям размеров глазниц и
ноздрей». «Что касается внешнего вида, то люди эпохи викингов едва ли сильно
отличались от нынешнего населения Скандинавии, если не считать несколько
меньшего роста и несколько лучшего состояния зубов, а также, разумеется,
одежды, украшений и причёсок ».[ №14, с.31-32] Рисованных
изображений людей того времени сохранилось мало, и лишь в некоторых из них
отсутствует стилизация, и они приближены к реальности. На настенном тканном
ковре, обнаруженном в богатом Усебергском захоронении(Южная Норвегия), и на
некоторых рисованных памятных камнях из Готланда представители обоих полов
изображены в самых разных жизненных ситуациях.[ №14, с.31-32]. Кроме того, в
Швеции были найдены небольшие серебряные и бронзовые фигурки статных и
нарядных женщин в платьях со шлейфом и с волосами, убранными в красивый пучок
на затылке и покрытыми, вероятно, волосяной сеткой или платком. Некоторые из
них держат в протянутых руках рог или кубок для питья, очевидно, приветствуя
прибывшего гостя. Встречаются также изображения мужских голов, выполненные
весьма детально, с волосами и бородами. На декоративной деревянной резьбе, на
повозке из Усебергского захоронения изображены треугольные мужские головы: с
аккуратной причёской, заплетёнными усами и клинообразной бородой, закрывающей
нижнюю часть лица. Более того, некий испанский араб по имени Ат-Тартучи,
который посещал скандинавский город Хедебю в 900-х годах, свидетельствовал,
что там мужчины и женщины подкрашивали себе глаза. Неизвестный автор
английской хроники сообщает, что викинги мылись по субботам, содержали в
порядке волосы и были нарядно одеты. Вместе с тем, несомненно, также то, что
люди, принадлежавшие к низшим слоям – рабы и мелкие землевладельцы –
выглядели иначе. Они, согласно описанию в поэме «Ригстуле», были изнурены
тяжёлым трудом и, вероятно плохо питались. Они не имели возможности носить
модное платье, модные причёски и соблюдать особую чистоту. Во время походов и
дальних торговых поездок викинги не всегда выглядели чистоплотными и
опрятными. Арабский посланник Ибн Фалдан, который в 920-е годы повстречался с
группой викингов близ Волги, запомнил их невероятно грязными. Он писал: «Это
самые нечистоплотные люди из всех созданий Аллаха. Они не моются, справив
большую или малую нужду и после совокупления с женщиной, и не моют рук после
еды. Поистине, это заблудшие ослы.» Далее он говорит о том, что все они
моются по утрам, но мытьё это совершается в одной и той же
воде.[http://ancient.holm.ru/topics/articles/14_scandinav/atcl_scandinav].
Образцы одежды викингов в целом виде не сохранились. Основные сведения об их
одежде дают нам фрагменты, найденные в захоронениях.
Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с
таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем,
что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом
(украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако,
значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов
представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и
женщин, очевидно, различались. Женщин хоронили с большим количеством
металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань,
соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много
шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал
гораздо меньшего количества "украшений" для застёгивания, из чего следует
естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Многие ткани
эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто
нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального
ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще.
Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из
качественной, мягкой и яркой ткани. Некоторые области обладали доступом к
полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили.
Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует
значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен
приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми,
погребенными в Бирке (10в.) – [№14, с.33-34]. Хотя свидетельств использования
хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия
использовала особый вид хлопчатой одежды - "бамбакион" (bambakion).
Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.
Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашеными. Однако
шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного
полотна, окрашенного мареной (красный). Наиболее распространенными цветами
были красный, синий, желтый, лиловый и фиолетовый и зеленый Известны также
коричневые фрагменты ткани.
Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в
различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии,
синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это
указывает на определенные региональные предпочтения. Иконографические
источники, такие как, изображения на рунических камнях Готланда или гобелен
из Усеберга, предполагают, что существовало как минимум два варианта покрытия
ног: широкие штаны, мешковидные в верхней части, и более узкие,
приблизительно одинаковой ширины на всю длину. К сожалению немного находок
определяются как штаны, и остатки не дают возможности выявить покрой. По
покрою нижней рубахи во времена викингов существует некоторое количество
информации. Большая часть найденных фрагментов из шерсти, однако многие
женские нижние рубашки, найденные в Бирке, сшиты из полотна. Скорее всего,
рубашки из Области Датского Права и Ирландии также были полотняными. Много
фрагментов полотняных одежд 9-10 веков найдены в Йорке, большинство из них по
технологическим характеристикам могут относиться к нижней одежде. Например,
рубахи найденные в Хедебю, были двух вариантов. Для обоих характерны
полукруглый вырез ворота, скругленные отверстия для рукавов и раздельные
детали для передней и задней частей, сшитые в плечах. Различалось оформление
боков: для одних, более узких, характерен прямой шов, в другие же вшивались
клинья. Большинство рубах шерстяные, некоторые были окрашены. Рукава сужались
к запястью и могли быть выкроены из нескольких деталей. Меньшее количество
находок происходит из погребений Бирки. Некоторые из них имели прямой разрез
ворота, а не округлый, как в Хедебю. Рубаха шилась из цельного куска ткани, а
не сшивались в плечах. Рукава, скорее всего, пришивались отдельно. В целом,
данные о нижних рубахах могут быть экстраполированы и на верхние рубахи, для
понимания покроя этого предмета костюма. Как для нижних рубах, для верхних
есть свидетельства об использовании как льняной, так и шерстяной тканей.
Исходя из археологических материалов, существовали два варианта верхней
одежды. С целью упрощения различий их можно назвать "куртка" и "пальто". На
"куртке" не было застежек, в отличие от "пальто", которое застегивалось на
пуговицы. Возможно, оба варианта представляют собой различные способы
оформления одного и того же вида верхней одежды, поскольку никогда не
встречались в погребениях одновременно. (статья Carolyn Priest-Dorman –
«Мужской костюм эпохи викингов» - перевод Браги Хольмгардсгоди
–[http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=men.tx]. В большом количестве,
при археологических раскопках на местах бывших городов, была обнаружена
обувь. Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из
нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна
также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество
вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические
пуговицы или вообще не застегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались
различные виды кожи.
Непосредственным местом обитания людей было жилище – большое или маленькое,
богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального
статуса его обитателей. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дёрн
или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости
от местных ресурсов, однако каменные строения появились не ранее 1000-го
года, и это были чаще всего церковные здания. Дома определённой конструкции
строились из определённых материалов. Небольшие, углублённые в грунт землянки
напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дёрна. Жилища
высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки.
Дома часто украшались великолепной резьбой и покрывались яркой краской.
Наиболее полное представление об этом можно получить благодаря сохранившимся
остаткам древних церквей, в особенности церкви Урнес в Западной Норвегии,
церкви Хемсё на Готланде и Хёрнинг в Северо-восточной Ютландии. Не отставали
от них, по всей видимости, и мирские дома. Дом внутри обычно состоял из
нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были
малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Немного света давали
и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага
также освещал внутренность дома. Если света требовалось больше, например, при
выполнении какой-нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные
лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также
более дешёвые сальные свечи. Очаг обычно находился в центре общей жилой
комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырёхугольной
площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева
помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась
небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей. Иногда она
заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через
отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди
большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от
лёгкого отравления. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно,
покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные
деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в
больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях
обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь
для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Это
стало очевидно после экспериментальных попыток пожить в реконструированных
жилищах эпохи викингов. Стены некоторых домов были покрыты деревянными
плахами с резьбой. Они описаны в скальдическом стихе «Хюсдрапа», созданном в
Исландии в конце 900-х годов. Возможно, эти плахи выглядели как те, что были
найдены в Исландии, в Флататунга, и, скорее всего, находились в церкви.
Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры,
покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были
единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Спальные
места находились на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель. В
доме часто имелся ткацкий станок, а на полках расставлялась домашняя утварь.
Имелись ещё и низкие лавки, для сидения. Представления о том, какие вещи
можно было увидеть в усадьбе короля, нам дают археологические исследования
могилы знатной женщины в Усебергском кургане в Южной Норвегии, относящейся к
834 году. Большая часть вещей здесь – из дерева. Они украшены резьбой, а
некоторые из них снабжены рисунками или отделаны металлом. Здесь же найдены
ткани и металлические изделия. Это вещи внутреннего убранства дома, посуда
для приготовления пищи, приспособления для ручной работы, выполняемой знатной
женщиной, а также средства передвижения: корабль, повозки, сани. Имеются
здесь и орудия труда, необходимые в усадьбе. Найдено множество сундуков, не
менее пяти кроватей (складных), перины (набитые пухом и пером), стул, высокие
масляные лампы, ткани, котлы, сковороды, вёдра, бочки, корыта, ковши, ножи и
многое другое, не считая съестных припасов. [№14,с. 41-42].
Во время празднеств пирующие сидели за столом. Пир у скандинавов протекал
буйно и необузданно. Зала длиной 18-19 метров, у продольных стен на
возвышениях были расставлены скамьи, а в центре одной из стен имелось сидение
для короля или его представителя. Места распределялись согласно рангу и
знатности. На скамьях лежали подушки, а на стенах висели ковры с
изображениями сцен из жизни богов и героев. Перед скамьями стояли длинные,
богато уставленные яствами столы, а слуги вносили всё новые и новые блюда из
соседних помещений. Посреди зала пылал огонь в очаге, и к тому же зал
освещался со всех сторон масляными лампами, восковыми свечами или факелами.
Люди были одеты в праздничную одежду и увешаны драгоценностями. Подавались
Страницы: 1, 2, 3
|