Лекция: Древний Египет
Лекция: Древний Египет
Древний Египет.
- Природно-климатические условия Нильской долины.
- Ранние
поселения на территории Египта. Гипотезы о возникновении государства. -
Периодизация истории Египта. - Политический строй государства фараонов.
5. Экономика страны.
6. Религия древних египтян. Реформа Эхнатона.
Литература
Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М., 1989.
Древний Египет. Сб. статей. — М., 1960.
Древний Египет: Сказания. Притчи. — М., 2000.
Древний Египет и древняя Африка. Сб. статей. — М., 1967.
Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и
Мезоамерика. Пер. с англ. — М.: Наука, 1992.
Монте П. Египет Рамсесов. — Смоленск, 2000.
Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. — М., 2000.
Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — С-Пб., 1993.
Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времен Древнего царства: (III-VIII
династии). — М., 1992.
Тураев Б.А. Древний Египет. — С-Пб., 2000
В отличие от укрытой песком цивилизации Двуречья, египетская практически
постоянно была на виду. Сами египтяне называли свою страну Кем (Кемет, Та
Кемет) или точнее К`М (поскольку фонемы «е» в древнеегипетском
языке нет), в переводе обозначающее «черная земля». Название «Египет» страна
получила от греков, которые произвели его от египетских наименований города
Мемфиса - Хет-ка-Птах («Владение души Птаха»). Греки образно называли Египет
«даром Нила». Упоминания о ней, описания путешествий по земле Египта, ссылки на
«всемирно» известную Александрийскую библиотеку, можно обнаружить у греческих
авторов. По мнению некоторых из них Пифагор, Платон, Гомер получили философские
знания в Египте. Римской империи, точнее пантеону богов не были чужды боги
египетского происхождения, в первую очередь Осирис и Исида, статуи которых,
наряду с богами других религий, были представлены в Пантеоне и служили
объектами почтения и весьма пышных культовых действий.
394 г. до н.э. датируется последняя иероглифическая надпись. В восприятии
последующих поколений иероглифика становится лишь языком мистических символов.
В V в. до н.э. исчезает демотическое письмо. В 535 г. н.э., при
Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филэ – последний
оплот древнеегипетского язычества. Египет древний превратился в миф.
В эпоху средневековья, к истории и культуре страны обращались арабские
авторы. Но их достижения малозначительны в сравнении с трофеями «расхитителей
гробниц» и «охотников за сокровищами фараонов». Стоит отметить, что такой вид
деятельности как разграбление гробниц возник практически одновременно со
строительством первых из них.
Интерес к Египту «оживил» Наполеон и его армия. Именно французским солдатам
принадлежит «пластическая операция» с носом Сфинкса, первые предметы
египетского искусства и истории были вывезены в Европу также французами. Первым
человеком, прочитавшим египетские иероглифы, был француз Ж.Ф. Шампольон,
1822 г.. После этого интересу к Египту остыть уже не суждено. Самые крупные
музеи мира имеют свои египетские коллекции, собрания которых пополнялись всеми
правдами и неправдами, а нередко прямым грабежом. Раскопки в Долине Царей
проводились также учеными разных стран (1923 г. Говард Картер раскопал
гробницу Тутанхамона). Египтология не только стала отраслью науки, но и
предметом увлечения огромного числа людей, которые в своей увлеченности нередко
доходят до крайности. Так, один из создателей романтической школы в этнологии
Перри считал Египет центром цивилизации. Но в своем почитании он зашел столь
далеко, что полагал, будто бы египтяне разнесли по всему свету земледелие,
металлообработку, гончарство, солнечный культ, мумификацию, тотемизм, культ
матери-земли и др. Дуальная организация также возникла в результате объединения
Верхнего и Нижнего Египта, только после этого «дети Солнца» разнесли ее по
всему миру вместе с другими элементами культуры.
И, наконец, одно из чудес света – грандиозные пирамиды. «Долгое время были
совершенно непонятны принципы, которыми руководствовались их строители.
Непонятен был и сам бум пирамидного строительства, внезапно возникнувший и
закончившийся во времена четвертой династии. Сами пирамиды не содержат ни
единой надписи, приоткрывающий их предназначение или имя того, кто их построил.
Современные названия пирамид носят чисто условный характер, и основаны на
косвенных умозаключениях. Существует мнение, что пирамиды представляют собой
гробницы фараонов. Аргументы противоречащие ему. Во-первых, в истинных местах
погребения, в мастабах, стены испещрены надписями имени погребаемого, а в
пирамидах надписей нет вообще (кроме граффити). Во-вторых, некоторые фараоны
воздвигали по две или три пирамиды. В-третьих в пирамидах не найдено ни
единственной мумии. В-четвертых, единство и завершенность всего плана
строительства. Недавние исследования комплекса пирамид показали единство
архитектурного замысла. При этом «Тексты пирамид» указали направление поиска.
Оказывается, что расположение пирамид совпадает с конфигурацией звезд в районе
созвездия Ориона. Существует ряд убедительных фактов, что созвездие Ориона
связывали с астральной формой Осириса, а Сириус с Изидой».
[i]
Загадок, связанных с пирамидами огромное множество (не понятны механизмы
строительства, вентиляционные шахты, которые не вентилируют, тайные комнаты,
отсутствие сведений о строителях, самые известные имена Имхотеп и
Хемиун, легенда – бог мудрости Тот и др.). Даже при современной технологии
воспроизвести нечто подобное невозможно.
Около 10 иностранных исследовательских институтов имеют разрешение на
проведение постоянных работ в Египте. На сегодняшний день около 150
экспедиций пытаются разгадать загадки цивилизации Нильской долины (буквально
около 2 месяцев назад с привлечением самых современных достижений техники и
технологии завершилось исследование коридора, ведущего к тайной комнате,
возможно, скрывающей главные секреты пирамид).
Природно-климатические условия Нильской долины.
Нильская долина представляет собой плодородную полосу, узкой лентой вытянутую
вдоль реки и ограниченную с запада Ливийской, а с востока
Аравийской (Восточной) пустынями. Горы, замыкавшие долину богаты различными
породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком. Эти
естественные границы в значительной степени определяли большую, чем, к примеру,
в Месопотамии, степень изолированности Египта. На севере границу
повторяет береговая линия Средиземного моря, а на юге – первый порог
Нила. Страну образно сравнивают со змеей, голова которой направлена к
Средиземному морю (или пьющей воду из Средиземного моря), или с цветком лотоса,
весьма почитаемого в Египте. В самом Египте металлов не было, но добыча велась
в прилегающих областях: на Синайском п-ве – медь, в пустыне между Нилом и
Красным морем – золото, на побережье Красного моря – цинк и свинец. Серебро и
железо доставляли из Малой Азии.
Проведенные исследования показывают, что несколько тысячелетий назад
климатические условия были более благоприятны для земледелия, пустынные
сейчас области имели более влажный климат, а пересохшие реки были
полноводными.
В отличие от Тигра и Евфрата воды Нила были более надежным источником
орошения, ввиду характерного до сего дня ежегодного цикла разлива реки.
Разлив приходится на период муссонов, в течение которого дуют ветры с
Эфиопии. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал
свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер
Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес
огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным
Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь и образуя
естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте
и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Начало разлива обычно
приходилось на 19 июля и считалось началом нового года. Разлив реки проходил
в период с июля по октябрь включительно.
«Начиная с додинастические времен и вплоть до современной эпохи, заселение
Египта ограничивалось прирусловыми валами или низменными пустынными районами,
где семена можно было сеять в жирном влажном иле, оставляемом ежегодными
разливами, и где скот мог питаться травянистой или кустарниковой
растительностью, в изобилии там произраставшей. Земледельческое хозяйство
жителей Нильской долины в гораздо большей степени зависело от ежегодных
разливов реки, чем хозяйство Месопотамии».
[ii] В этом состоит специфическая черта египетской цивилизации. Плодородные
поля создавались самой природой, а не искусственно, как в Месопотамии.
Позднее египтяне строили вдоль берега плотины большой протяженности и
оставляли в них стоки для спуска воды на поля. Для задержания воды на полях
сооружались новые продольные и поперечные плотины и насыпи. От основного
русла отводились многочисленные каналы. Создавались водоемы, в которых
излишки нильской воды сохранялись и использовались в засушливое время года.
Бассейновая или лиманная система орошения, при которой вся страна оказалась
как бы расчерченной дамбами, каналами, плотинами на прямоугольные орошаемые
участки, так называемые бассейны. Орошались не только затопляемые Нилом
земли, но и высокие поля, куда вода подавалась с помощью водочерпательных
сооружений – шадуфов.
Сходство Египта с Междуречьем состоит в высокой степени зависимости от привозных
товаров, и соответственно в огромном значении, придаваемом торговле.
Совершались экспедиции за золотом, бирюзой, медью, деревом. «Присутствие этих
находок в раскопочных материалах, датируемых концом IV тыс. до н.э.,
указывает на то, что оседлые общины Нильской долины уже были связаны торговыми
отношениями с другими общинами, жившими за пределами долины».
[iii]
Ранние поселения на территории Египта. Гипотезы о возникновении государства.
Археологических экспедиций, сферу научных интересов которых представляли бы
додинастические времена, было сравнительно мало, поэтому картина возникновения
государства во многом схематична и изобилует белыми пятнами. Результаты
исследований показали почти непрерывную последовательность заселения Южного
Египта от палеолита до мезолита (ХХХ-Х тыс. до н.э.). Заселение страны
связывают с «ближневосточной волной».
В Верхнем Египта и Нубии уже в 12500 г. до н.э. были
известны жатва и обмолот дикорастущих злаков. С большой долей вероятности
предполагается, что доместикация животных была известна до V тыс. до н.э
. «В период между V и III тыс. до н.э. в Египте существовал целый ряд
додинастических культур, отличавшихся заметным культурным своеобразием.
Кочевники-пастухи пасли коз, овец и крупный рогатый скот. Даже в оседлых
общинах, обитавших по берегам Нила, рыболовство, ловля птиц и охота на крупную
дичь часто занимали гораздо более важное место по сравнению с выращиванием
злаковых культур».[iv] С 5000
г. до н.э. шла постепенная адаптация к земледельческому образу жизни, как в
Нижнем (север), так и в Верхнем (юг) Египте.
Древнейшие культуры Фаюм, Меримде, Нагада, Бадари, последняя
существовала одновременно с Убайдом, но более отсталая и примитивная: зерновое
земледелие – ячмень, пшеница-полба, кремневые орудия, грубоватая керамика,
первые изделия из привозной синайской меди.
Практически одновременный подъем городов-государств Шумера и возникновение
египетского государства процесс взаимосвязанный и представляющий собой
результат культурной эволюции Ближнего Востока и Северо-восточной Африки.
Гипотезы о возникновении государства.
1. Мощным стимулом в преобразовании древней африканской культуры было
некое «вторжение азиатов», которое и заложило основы для образования
государства.
Но археологические данные не подтверждают эту точку зрения. Глубокие и тесные
контакты с Западной Азией, в особенности с Сиро-Палестинским регионом,
несомненно были (письменность, цилиндрические печати), но никак не иммиграция
или вторжение (безосновательно).
2. «Ирригационная гипотеза» (Карл Виттфогель). «Развитие
технологии ирригации в Месопотамии и Египте привело к прогрессу во многих
других областях: возникло соперничество за контроль над водными ресурсами;
выросла производительность труда; были разработаны более совершенные
ирригационные системы; появилась бюрократия, управляющая рабочей силой;
наконец, сформировалась государственная надстройка».
[v] Гипотеза не согласуется с современным пониманием роли ирригации в
истории Египта, дааные говорят за то, что контроль над ирригационными
сооружениями и разливами реки осуществлялся местной администрацией, которая
вряд ли была заинтересована в развитии и укреплении системы общегосударственной
власти.
3. Главную роль в возникновении государства играла торговля. Гипотеза
отчасти применима к Месопотамии и цивилизации майя, но не к Египту. В
сравнении с другими государствами связи с соседними странами, дальняя
торговля была весьма ограниченной и сосредотачивалась только в нескольких
пунктах. Вольфганг Хельк полагает, что ограниченность дальней торговли в
сочетании с иммиграцией кочевых народов, в результате которых возникали
небольшие временные поселения на всем протяжении Нильской долины, не только
не стимулировала рост больших городских поселений, но и сдерживала их
развитие.
Для Египта была характерна «приматная модель расселения», т.е. существовало
только несколько крупных городов с ограниченными административными или
жреческими функциями. Эти города были окружены многочисленными чисто
земледельческими поселками. Такая модель расселения сохранялась до
3200-3100 гг. до н.э., когда началось запустение многих мелких поселений и
переселение населявших их жителей в более крупные поселения. Первые
протогосударства возникали вокруг храмов – ном, божество выступало в качестве
«связующего единства». Во главе протогосударств стояли священники-жрецы,
приобретавшие со временем функции администраторов, правителей номов. Этот
процесс, вероятно, шел параллельно с ростом населения и, как следствие,
изменением характера поселений (Гиеракониполь и Нагада обнесены стенами, в
каждом «царские кладбища» с великолепным погребальным инвентарем).
Жрец Манефон на рубеже IV-III вв. до н.э. написал до не
сохранившуюся историю Египта, в которой указывал на существование около 20
номов Верхнего Египта по течению до Дельты и столько же номов Нижнего Египта.
На рубеже IV-III тыс. до н.э. номы были объединены в руках двух
правителей. Около 3400-3200 гг. до н.э. обострившаяся борьба между
Верхним и Нижним Египтом закончилась победой правителя Верхнего Египта. В
конце IV тыс. до н.э. около 3100 г. до н.э. произошло объединение
обоих частей в единое государство под властью фараона Менеса (Мина
или Нармера, Царя Скорпиона). Несомненно, наличие у Менеса честолюбивых
устремлений и амбиций (только такому человеку под силу совершить столь
крупномасштабное действие).
Объединению предшествовало политическое брожение (повторяющееся в течении
всей истории государства): космополитические центры северной дельты
сопротивляются, не желая входить в состав единого государства. Обнаруженные
предметы того времени изобилуют сценами, в которых один человек покоряет
другого.
«Образование единого государства под властью единого царя, личность которого
приобретает характер божества, управлявшего объединенным государством и своими
магическими силами контролировавшего ежегодные разливы Нила».
[vi] Раннее объединение страны ускорило процесс институционализации власти,
становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и
разветвленный иерархически-бюрократический аппарат (объединение произошло за
500 лет до Саргона). Кроме того, развитие государства стимулировалось развитием
письменности и «оформлением» системы погребальных обрядов, которое дало толчок
строительству пирамид, возведению храмов и образованию местных административных
и перераспределительных центров, а это в свою очередь к формированию
многоярусной экономики.
Государство составляло единый и жесткий хозяйственный механизм: садоводческий
и скотоводческий север, земледельческий юг.
Периодизация истории Древнего Египта.
IV тыс. до н.э. –Додинастический период.
3000-2778 гг. до н.э. – Раннее царство. I-II династии. Менес.
Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы страны: на юг –
в Нубию, на запад – в Ливию, на восток – на Синай. Фараон II династии
Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство,
подавив волнения на севере.
2778-2263 гг. до н.э. – Древнее (Старое) царство. III-VI династии
. Джосер (3-я), Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура (4-я). Египет –
крупное централизованное государство. Цари вели постоянные войны. Во время
похода в Нубию фараона Снофру было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс.
голов скота, во время похода на ливийцев – 1100 человек. В конце V династии
власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой
знати. К концу правления VI династии страна стала распадаться на полузависимые
номы.
2263-2040 гг. до н.э – I Переходный период. VII-Х династии. 70
мемфисских царей VII династии, по преданию, сохранившемуся у Манефона, правили
всего 70 дней. С середины ХХIII в. до н.э. начался период упадка, внутренней
раздробленности Египта. К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение
страны требовало объединения (оросительная сеть пришла в запустение, население
часто переживало голодные годы). На престол претендовали два объединительных
центра – Гераклеополь и Фивы. Номарх Гераклеополя Хети I
(Ахтой) установил свою власть над правителями близлежащих областей, кроме
того ведя борьбу с азиатскими кочевниками. Но победителями вышли фиванские
правители, и при Ментухотепе I страна была объединена.
2160-1785 гг. до н.э. – Среднее царство. ХI-ХII династии.
Аменемхеты и Сенусерты (12-я династия). Египтяне вели войны с соседними
ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. Возводятся
крепости на западной границе, в Верхней и Нижней Нубии. По-прежнему были сильны
позиции номовой знати, но постепенно все большее значение приобретают люди
незнатного происхождения. Опору царской власти составляло приближенное
воинство.
На рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. Египет вновь вступил в состояние
раздробленности и поэтому оказался легкой добычей для гиксосов,
вторгшихся из Азии в восточную Дельту.
1785-1580 гг. до н.э. - II Переходный период. ХIII-ХVII династии.
Период гиксосского владычества, длившегося 100-150 лет. Предание сохранило
впечатление как о страшном времени. Гиксосы не были сплочены и не смогли
образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми,
возглавили борьбу против завоевателей.
1580-1085 гг. до н.э. – Новое царство. ХVIII-ХХ династии.
Яхмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменемхеп IV, Тутанхамон, Эйе,
Хоремхеб (18-я), Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Мернептах, Сети II
(19-я). Яхмос I овладел крепостью гиксосов Аварисом на
северо-востоке Дельты и довел борьбу до победы. При Тутмосе I южная граница
Египта продвинулась за третий порог Нила, организованы походы к Евфрату и
разгромлено в Северной Месопотамии государство Миттани. При Тутмосе III походы
в Сирию и Палестину, империя продвинулась до четвертого порога и северной
окраины Сирии. Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье.
При Рамсесе I начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В
царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами у стен
сирийского Кадеша, с каждой стороны в которой участвовало до 20 тыс. человек
(рамсес пишет о победе, но египтяне не смогли взять города, а хетты
преследовали их при отступлении. Война завершилась только на 21-м году
царствования Рамсеса мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Но
границы империи фараонов ХVIII династии. Вскоре на Египет обрушились волны
завоевателей «народов моря» и ливийских племен. Серьезные внутренние
потрясения проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в
усилении позиций номовой знати (особеннов Фиваиде на юге страны). В сфере
внешней политики упал военный престиж Египта, были утрачены иноземные
владения.
1085-950 гг. до н.э. – III Переходный период. ХХI династия
(Танис). К началу ХI в. до н.э.образовались два царства: Нижнеегипетское с
центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхнеегипетское со столицей в
Фивах. Сирия, Финикия и Палестика вышли из-под египетского влияния, на севере
страны ливийские военные поселенцы во главе с вождями, заключившим союз с
местной властью.
950-525 гг. до н.э. (525-332 гг. до н.э.) – Позднее царство.
ХХII-ХХVI династии (Ливийская, Леонтополь, Саисская, Эфиопская, Саисская).
Ливийский военначальник Шешонк I (950-920 гг. до н.э.)
основатель ХХII династии не смог укрепить свою власть, Нижний Египет распался
на ряд отдельных областей. В конце VIII в. до н.э. нубийский царь
Пианхи захватил значительную часть Египта, в том числе и Фивы, поддержку
завоевателям оказало местное жречество. Правитель Саиса в Нижнем Египте
Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Но в
трех битвах нубийцы разгромили войско Тефнахта и, дошли до Мемфиса, взяв город
приступом. Власть над Египтом захватил нубийский царь Шабака, он
захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В
671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил фараона
эфиопской династии и захватил Мемфис.
Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель ХХVI династии
Псамметих I. Установлена власть над Сирией и Палестиной, но не надолго в 605
г. до н.э. египтяне оттеснены вавилонским войском.
525-332 гг. до н.э. – ХХVII (персидская), эфемерные ХХVIII-ХХХ
династии. В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во
главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Камбиз был
провозглашен царем Египта. Чтобы придать захвату законный характер создавались
легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о
рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью
фараона Априя.
Египет несколько раз добивался независимости от персидских царей, пока не был
завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским.
Политический строй государства фараонов.
Именно в Египте степень централизации власти, вершину которой представлял
фараон («большой дом»), достигла своего максимума. С древнейших времен
правители номов свое могущество предопределяли связью с некими мистическими
силами. В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которой
являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов
питания.
1. Божественность власти фараона, который считался одной
из ипостасей бога Гора, сыном, сотворенным богами, и богом на земле.
Фараон - символ страны, успех его деятельности знак божественного
покровительства, беды и разорения в случае узурпации власти.
2. Главная функция фараона – это выражение признательности богам
(участие в религиозных обрядах, щедрые дары храмам, разветвленное
строительство, в первую очередь храмовое, контроль за состоянием храмовой
экономики и храмового хозяйства и др.). В этом состоит основная причина
тесной связи между фараоном и жречеством (периоды в истории страны, когда
фараон был номинальной фигурой, а вся полнота власти находилась в руках
жрецов, дворцовые перевороты – свержение жрецами неугодных правителей).
· фараон совершал обряд освещения храма: разбрасывались
крупинки смолы, затем фараон 12 раз булавой ударял в двери храма, освещал наос
огнем и обегал храм, держа в каждой руке по сосуду или весло и угольник, иногда
вместе с фараоном храм обегал и священный бык Апис.
· Рамсес I и его сын до восшествия на престол были
верховными жрецами Сета и священнослужителями с разными титулами культа
барана (г. Мендес) и культа богини-змеи Уаджет. Рамсес II
в начале царствования принял титул великого жреца Амона, но, в связи с
многочисленными обязанностями, передал его другому лицу.
3. Фараон – верховный собственник земли, которому принадлежат права на нее
и даваемую ей продукцию.
4. Решение вопросов войны и мира, а также технических проблем (добыча
вода в отдельных районах, строительство ирригационных сооружений, добыча
полезных ископаемых).
5. Фараон – высшая судебная инстанция, в условиях отсутствия правового
кодекса слово фараона имело силу закона.
6. Функция распределения средств и регуляции торговли.
7. Назначение высших чиновников и управителей.
8. Вознаграждение заслуженных, воздаяние почестей.
День фараона состоял из следующих действий-элементов: умывание, облачение,
жертвоприношения, молитвы, наставления великого жреца, приемы и доклады,
судебные заседания, религиозные церемонии, прогулки и развлечения.
Будучи еще наследниками престола, царевичи проходили серьезную подготовку, в
первую очередь физическую (бег, гребля, стрельба из лука, верховая езда).
Исследования врачами мумии Аменхотепа II подтвердили необычайную силу и
мощь этого фараона, никому не под силу было натянуть его лук, будучи рулевым на
галере он мог без отдыха преодолеть значительные расстояния, в то время как его
гребцы были совершенно без сил. Обязанностью царских детей была забота о
лошадях и участие в конных состязаниях, которые проводились недалеко от Мемфиса
в долине великих пирамид.
Наиболее распространенным увлечением фараонов была охота, даже в долине
Евфрата и за 4 порогом Нила на животных, которые не водились в долине и
пустынных районах (слоны (Междуречье), львы, носороги, дикий буйвол,
антилопы).
Администрация имела три уровня:
Центральный | Разветвленная и специализированная система управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при 5-6-й династиях какой-либо из высокопоставленный чиновников-вельмож из знатных фамилий. Чати исполнял не менее 30 важных государственных функций и держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы и документация), государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, организацию крупных строительных проектов, за деятельность региональной и местной администрации. Чати подчинялись главы специализированных управлений: военного (глава «дома оружия»), судебного (начальник «шести великих домов») ведомств. «Заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил» был управителем царско-храмового хозяйства, «Хранитель печати» отвечал за организацию заморских экспедиций, «начальник работ» за крупное строительство. Наследственная преемственность и практика назначения знати на высшие должности была обычной нормой. | Региональный | Храмовые жрецы, правители номов, вельможи, чиновники среднего ранга. Главная функция контроль за производительностью труда и сбор ренты-налога. Отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. Организовывали общественные работы на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. В период расцвета власти центра должностные лица на уровне подразделений, в частности номархи, перемещались с места на место сравнительно легко и часто. | Местный | Писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых и вельможно-сановничьих хозяйств, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога. |
Экономика страны
Земледелие. Экономическое развитие Египта додинастического и периода
Древнего царства определяли два взаимосвязанных условия. Во-первых периодичные
и регулярные разливы Нила, во-вторых, слой наносного плодородного ила.
Плодородные почвы были сравнительно легки в обработке, что стимулировало
огромный рост производительности земледелия. В этой связи первые орудия
земледельцев были примитивны – мотыги и корзины для переноски земли. С течением
времени, в особенности с освоением и началом обработки металлов происходит
усложнение и совершенствование орудий. Плуги, мотыги, деревянные серпы с
вкладышами, зернотерки и др.
Еще до объединения существовали различия в освоении Верхнего (юг) и Нижнего
(север) Египта. Более раннее земледельческое хозяйство возникло на юге. Уже в
период Древнего царства наметились объясняемые различием природных условий
хозяйственные особенности Верхнего и Нижнего Египта (специализация сельского
хозяйства). Верхний Египет преимущественно хлебный район. В районе Дельты
болота, луга, пастбища, развитие скотоводства (быки, овцы, козы, ослы, гуси,
утки, голуби), виноградники (многочисленные находки сосудов с вином), сады
(финиковая пальма, смаковница) и огороды. Выращивали ячмень и пшеницу-эммер,
много позднее появилась настоящая пшеница. Вероятно, земледелие в Египте
возникло самостоятельно и развивалось по своему, поскольку в древности связи
с Палестиной и Двуречьем не было. Льноводство – льняное масло, ткачество
(технологически совершенный ткацкий станок, веревки и канаты). Египту
принадлежит честь открытия пчеловодства.
Прогресс в экономическом развитии становится очевидным после объединения
страны, что дало возможность приступить к постройке гигантских пирамид. Кроме
того, развитие получили астрономия и математика. Сформировался календарь,
отличающийся от современного на 14 часов. Сельскохозяйственный календарь
делился на три сезона: половодье, выхождение и сухость.
В Египте сложилась бассейновая система орошения. Если после спада паводка
вода продолжала оставаться на поле и земля долгое время была в состоянии
жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов,
которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и
уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец
и двух баранов. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада, по существу,
выполняли работу бороны. За стадом бежали погонщики - от трех до шести
человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с
колючками и толстых бичей. В период Среднего царства было создано большое
водохранилище, соединенное каналом с Нилом, и разветвленная сеть оросительной
системы в Фаюмском оазисе.
При наличии царского, храмовые и частного хозяйства ведущую роль в экономике,
особенно при V-VI династиях, играло вельможное хозяйство. Земля находилась в
государственной собственности. Большинство населения составляли земледельцы-
феллахи, объединявшиеся в общины.
Вершину социальной пирамиды являл собой фараон, ниже по статусу избранный
круг придворных, жрецы и писцы, нижняя ступенька – труженники-крестьяне.
Особенности структуры раннеегипетского общества.
1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и
вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.
2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по
наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей –
номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во
временном владении должностного лица).
Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в
периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона,
получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто
становились наследственными владениями.
В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды
работников, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя»
получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми
они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства,
казенный рабочий скот, посевное зерно.
«Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных
специальностей, но все подчинены начальникам.
3. Поглощенность населения государством.
4. Господство государственного хозяйства.
Ремесло. Одним из наиболее ранних видов ремесленного производства была
обработка камня. Совершенствуясь с течением времени, этот вид ремесла достиг
значительных высот. Добыча камня осуществлялась в каменоломнях, преимущественно
расположенных в пустыне. Добывали известняк, кварцит, песчаник, гранит, диорит,
алебастр. На рудниках в районе Коптоса, в стране Икаита (южнее
2-го порога), в Нубии велась добыча золота. Способ добычи: для
хрупкости скалу нагревали и вбивали металлические клинья в направлении
рудоносной жилы, обломки размалывали и промывали, пока не оставалось только
золото. На Синае добывали бирюзу и малахит, «мефкат» и «шесмет».
Наиболее распространенные ремесленные специальности: резчики по дереву и
камню, точильщики каменных ваз, ювелиры и гранильщики, оружейники,
изготовители металлических сосудов, столяры, мастера по изготовлению
колесниц. Хотя изображения показывают одновременное осуществление
ремесленниками нескольких операций (обтесывание, полировка, роспись статуи и
нанесение иероглифов), вероятно, что была установлена их четкая
последовательность. Это сказывалось на эффективности работы, выполняемой в
рекордные сроки, особенно в мастерских скульпторов. Кожевники изготавливали
сандалии, сумки, пергамент, шлемы, снаряжение, сбрую, колчаны, обтянутые
кожей щиты. Была известна технология тиснения кожи (орнаменты).
Исполнение преимущественно заказов фараона и храмов требовало от художников
знаний в области литургии, мифологии, атрибутов царской власти и всех богов
(ловкие копии египетских образцов были сделаны финикийцами с такими ошибками,
что привели бы египтян в ужас).
В период Среднего царства возникло производство стекла.
Самым тяжелым видом работ была формовка кирпичей (на берегу реки, постоянно в
соприкосновении с водой, илом и соломой, сушка кирпичей под палящим солнцем,
переворачивались каждые 8 дней). На этих работах использовались иностранцы,
как свободные, так и пленные (известен пример, когда к формовке кирпичей были
привлечены жившие в Египте евреи).
Торговля. Большие владения могли непосредственно обмениваться продукцией.
Но имела место и продажа продукции торговцам, которые непосредственно
занимались ее реализацией. Существуют неоднократные упоминания о , видимо,
денежной единице «шетит». Но она была чисто теоретической и не имела
монетного эквивалента, но, несмотря на это, все знали количество золота,
серебра, меди по весу 1 шетит. Продукты и товары оценивались в шетит, но оплата
производилась по курсу в золоте, серебре или в количестве товаров. В эпоху
Рамсесов шетит вышел из употребления.
Ввозили кедровый лес из Библа (был одним из центров египетской торговли в
Сирии, такого рода центры были и в Палестине), строевой и мачтовый лес,
киликийскую сосну, смолы для бальзамирования, золото, слоновую кость, черное
дерево, меха из Нубии. Известны изображения снаряжения морских экспедиций в
Азию. Некоторые виды товаров привозились из соседних областей – Ливия.
Бурный экономический рост пришелся на период Нового царства, что
стимулировалось притоком огромного количества сырья, скота, золота, дани и
рабочей силы в виде пленных. Широко начинают применяться орудия из бронзы.
Железо известно, но в силу дороговизны считалось почти драгоценностью. Стали
широко употребляться усовершенствованная соха, ножные меха в металлургии,
вертикальный ткацкий станок. Развивается неизвестное ранее коневодство.
Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии –
гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, вишня, миндаль и др.
Религия древних египтян.
Структура души (оболочки).
1. Кат - означает физическое тело.
- Анкх - прана, или биоэнергетическая оболочка человека.
-
Ка - эмоции человека, его астральный план. - Аб -
мысли - Ба - вечная жизнь, план Высшего разума, истина
в неискаженном виде. Если проснется Ба, то можно путешествовать где
угодно. - Акху - истина любви, Ка-сентименты должны быть
преобразованы в божественную душу-крылья.
7. Атму (Саху) - воля.
Вероятно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был
собственный особо почитаемый бог и пантеон богов (Фаюм, Сумену – Собек
(крокодил), Мемфис, Она – Амон, бык Апис, Ишгун – Тот (ибис, пещера, в
которой хоронили птиц со всей страны), Даманхур – «Город хора», Санхур –
«Защита Хора» - Гор (сокол), Бубаст – Бастет (кошка), Имет – Уаджет (змея).
Поклонялись не только богам и животным, но и растениям (сикомора, священные
деревья).
Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада -
изначальная девятка богов. Атум символизирует первоначальное и вечное
единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум,
создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с
первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта
богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Появление детей у
Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили
Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил.
Это особенность египетской мифологии, в других мифологических системах Земля
имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у
них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет.
Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой -
символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева
направо.
В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший
богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим
языком. Птах творил мыслью и словом. В Анну имелся храм, посвященный
Атуму. Также существовал холм, с которого, как гласило предание, впервые
поднялось Солнце. Солнце почитали в форме бога Ра. В дальнейшем, с
возвышением пятой династии, происходившей из Анну, образ Атума и Ра
начал совмещаться - Ра-Атум (Амон-Ра). Тесно связан с Солнцем и
Хепри, которого изображали в образе навозного жука скарабея. В этом
проявлялись аспекты воплощения Солнца Хепри - утреннее солнце, Ра
- дневное и Атум как вечернее. Согласно одному из сказаний, днем Ра
плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживаясь в барку
Месектет. Далее происходит ежесуточная битва между силами света и тьмы: между
Ра и его злейшим врагом - огромным змеем Апопом, после чего Ра
возвращается в проявленное состояние вновь.
Огромное значение в Египте имел загробный культ, теснейшим образом связанный с
мифом об Осирисе. Умирала телесная оболочка человека, душа отправлялась
на суд Осириса. Душа должна пройти через 3 этапа - через 3 небесных
мира, которым соответствовали три пункта церемонии погребения фараона
.
Первый этап - нисхождение в подземный мир, где живут демоны-разрушители.
Следовало пройти через 9 дверей, каждую из которых охраняют гении, нужен ключ.
Самое большое испытание - прохождение через девятую дверь, где происходила
встреча со змеей, кольца которой означают привязанность к миру. Для того чтобы
не утонуть в этих кольцах, волнах иллюзии, необходимо было открыть внутренние
силы и внутреннее зрение. Церемония отверзания глаз фараону,
соответствующая этому этапу проводилась в Анну.
Второй этап - пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался
с собственной тенью. Демоны тьмы - отражение его недостатков терзали душу и
задача состояла в том, чтобы сила света оказалась сильнее своей тени. Если эта
борьба проходила успешно, то умерший вновь пробуждал 3 основных качества своей
души. Он открывал свой рот, через который проявляется магическая сила -
Хека, сила души, побеждающая любую тень. Для фараона церемония
отверзания рта проходила в Кхеме. Далее он узнавал свои
сокровенные имена, что давало возможность понять кто он такой: откуда пришел
и куда идет. Третье качество - собственное сердце, глубокое осознание
всего что есть, было и будет.
Третий этап - этап преображения. По образу и подобию солнца необходимо
было пройти через 12 часов дня. Третьему этапу соответствовала церемония
отверзания сердца, проводившаяся в пирамиде Хуфу.
Далее душа должна победить границы пространства и времени. После этого она,
пройдя формы, обретает тело Славы и достигает Дуата (высшее, самое
требовательное достижение пути движения души). После прохождения всех
испытаний, душа оказывалась в чертоге Маат (месте пребывания 42 богов)
представала перед лицом Осириса и 42-x богов, окружавших его. Маат –
богиня истины, жена Тота и дочь Ра. Иероглиф Маат – страусовое
перо, означающее легкость правды.
Умерший произносил «Исповедь отрицания», включавшую 42 пункта. А затем проходила
процедуру взвешивания сердца: на одной чаше весов помещалось сердце, на другой
перо богини Маат. Если равновесие весов не нарушалось, душа оправдывалась
(оживление для счастливой жизни на полях иару), если тяжелее, то сердце
пожирало чудовище Ам-Мит (обратная сторона Сфинкса). Только в самой
чистой душе, не может быть найдено никакого зла, и она провозглашается
Хакхеру - тот, кто говорит правду, его сердце легче пера Маат. В противном
случае душа вынуждена воплощаться раз за разом, двигаясь к обретению мудрости.
Светлая душа, Хакеру, имеющая право путешествовать на ладье миллионов лет
вместе с Осирисом может тоже воплотиться, но только из сострадания. Если
сердце такое же как перо Маат, то душа получает титул слуги Осириса и
рождается на Земле ради поиска мудрости.
Реформа Эхнатона.
Аменемхеп IV (1372-1355 гг. до н.э.) в противовес культу Амона-Ра
и стоявшей за ним сильнейшей группировке фиванских жрецов ввел новый культ
солнечного диска Атона, за которым не стояли влиятельные силы.
Признавался единственный бог – Атон, олицетворяющий животворящую
сущность солнца. Символов Атона не было («подлинного бога нельзя видеть, он не
имеет формы, изображения солнца с лучами-руками). Не признавалась и загробная
жизнь (противопоставление всей египетской религии в значительной степени
ориентированной на загробный мир). Фараон принял новое имя Эхнатон
(«угодный Атону») и перенес столицу в Ахетатон. Реформа имела
монотеистическую тенденцию (Эхнатону принадлежат несколько гимнов,
прославляющих единого бога), но главная цель состояла в укрепление
централизованной администрации за счет ликвидации сепаратистских тенденций
храмовой знати.
Реформа имела довольно серьезные последствия: во-первых, тенденция к
монотеизму (одновременно в Палестине возникла монотеистическая религия); во-
вторых, дан стимул к развитию алфавитного письма (от тайнописи,
изобразительного письма следовало отказаться, упрощение иероглифики, но сами
египтяне до конца начинание не довели, воспользовались финикийцы); в-
третьих, новшества в художественной традиции изображения в объятиях жены, на
руках с ребенком, за обеденным столом, целующимся, играющим и т.п. Но фараону
не хватило времени, его преемники не сильны и юны, противники же укрепили
свои позиции и все вернулось на круги своя.
[i] Долгих С. Религия Древнего Египта. Пирамиды. // www. kemet. ru
[ii] Ламберг-Карловски К., Саблов
Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. Пер. с англ. — М.:
Наука, 1992. — С.121.
[iii] Там же. — С.122.
[iv] Там же. — С.125.
[v] Там же. — С.129.
[vi] Там же. — С.133.
|