Рефераты

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Глава 5.

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

§ 1. Антропологические аспекты происхождения казахского народа

Поиск истоков этнообразования казахского народа чрезвычайно сложен, и

теснейшим образом связан с изучением седой древности Казахстана, а также

сопредельных территорий, насельники которых участвовали в обширных

этногенетических процессах Евразии.

Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два

стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать,

что оба процесса на рассматри­ваемой территории развивались параллельно,

главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить

пре­емственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдель­ные

исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной

линии. Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую

лингвистическую и антропологи­ческую основу, и у современных потомков

генетическая кластериза­ция в основном соответствует лингвистической. Древнюю

историю Казахстана можно разделить на два больших периода: индоевропей­ский и

тюркский. *

Первый период, несмотря на свою значительную временную отдаленность, пред

стает перед нами как реально сформировавшаяся фаза не только с выраженными

хозяйственно-культурными традициями, но и рядом известных этнических

объединений и расовых образований. В лингвистическом отношении на этом этапе

насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в

древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи'. Хронологически рассматриваемый

период в Казахстане охватывает III—I тысячелетия до н. э.

Имеющиеся археологические артефакты Казахстана, связанные с этим периодом,

свидетельствуют, что на его большей части была распространена так называемая

андроновская культура эпохи брон­зы. В его западной части наибольшее

распространение получила срубная культура. В целом эти культуры обладали

выраженными региональными чертами, которые, в свою очередь, послужили осно­вой

для нового уклада жизни потомков в виде номадизма в последу­ющую эпоху раннего

железного века. На этом этапе преемственность культурно-исторической общности

местных насельников раннего железного века с периодом эпохи бронзы Казахстана,

о чем свиде­тельствуют многочисленные археологические источники, не вызыва­ет

сомнения2.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром

распространения так называемой «кочевничес­кой триады», характерной для всех

евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических

предметов вооружения, кон­ского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении

изделий. Исто­ки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к

древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.

3 Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в

последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная

стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом

4. Однако этот обширный кочевой мир имел своебразные локальные хозяй-

Жтвенно культурные варианты. Одним из них являлись кочевые пле-Кена Казахстана

эпохи раннего железного века.В этот период в евразийских степях в виде

отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под

названием «скифы» («саки»). Эти термины в сущности отражают одну и ту же

Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были

савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в

древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно

туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит

противо­речиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в

литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые

исследователи последнихлет настойчиво подчеркива­ют, что эти и другие этнонимы

евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее

обобщенное наименова­ние нескольких определенных хозяйственно-культурных

общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных

источ­никах и современных археологических исследованиях относительно

локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего

железа и античности становится слишком гипотетич­ным и нуждается в серьезном

критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский

племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем

этнокуль­турном развитии до рубежа новой эры.

Такова в общих чертах этнокультурная ситуация, которая лежала в основе

этнообразовательного процесса местных насельников в эпоху бронзы и раннего

железа. На этом этапе вся совокупность важнейших компонентов хозяйственно-

культурных традиций, этни­ческого развития и лингвистической близости, в

конечном счете, образовала предковую основу последующего процесса

формирова­ния культурно-исторической общности союзов племен Казахстана,

включая и казахскую народность в целом. В пользу этого говорят основные

результаты исследований по этнической археологии, этно­логии, исторической

этнографии и топонимике Казахстана. Это концептуальное положение находит

наиболее важное обоснование в палеантропологических материалах Казахстана.

Как известно, объективным носителем, творцом и проводником ценностных

ориентации всего этнокультурного наследия в различ­ные исторические эпохи был

сам человек. Но существует и биологи­ческая сторона его природы, когда

одновременно он составляет часть естественноисторической общности людей,

генетически связанных между собой разной степенью родства. В геноме человека

заложены его внутренние и внешние особенности, а родственная группа людей

обладает своим определенным комплексом этих особенностей.

Замечено, что в силу географических и исторических причин в отдельных

этнических группахчастота проявления наследуемых при­знаков варьирует по-

разному. Именно характер распределения тех или иных генов среди

представителей определенной общности людей может многое рассказать об

этнической истории народа, его мигра­циях, контактах, смешениях или

обособлениях в разные периоды. В основе данного антропологического

исследования лежат принципы этноисторического развития и географического

распределения гене­тических особенностей насельников Казахстана на протяжении

ряда тысячелетий.

Обратимся к палеоантропологическим данным Казахстана эпохи бронзы, так как

находки останков человека более ранних периодов очень фрагментарны. Согласно

палеоантропологическим и археоло­гическим данным, древнее население

Казахстана в этот период сосрс-

|| доточивалось в центре большой этнокультурной области — Евразии ?; — и было

одним из представителей обширного антропологического i пласта; степного типа

протоевропейского расового ствола. Основная ;. часть этого большого региона,

включая Казахстан и Среднюю Азию, была самой ранней областью обитания и

расселения племен индо­иранской культурно-исторической и лингвистической

общности. На протяжении ряда тысячелетий носители этойдревнейшей цивилиза­ции

оставались важнейшим ядром в формировании более поздних региональных

антропологических образований.

Палеоантропологические исследования позволили охарактери­зовать внешний облик

древних популяций Казахстана эпохи бронзы. В этот период на всей его обширной

территории были распростране-, ны различные варианты древних европеоидов, но

преобладающим .; антропологическим типом был степной, называемый также андро-

новским по названию археологической культуры; Он имел мезокран-ный череп,

низкое, широкое и хорошо профилированное в горизон­тальной плоскости лицо,

сильно выступающие носовые кости и низкие глазницы. Вместе с тем в некоторых

частях Юго-Восточного (Семиречье) и Западного Казахстана обитали племена,

сходные по фенооблику с локальным вариантом восточносредиземноморской расы. В

целом эти и другие местные европеоидные расовые типы являлись тем мощным

антропологическим пластом, на базе которого происходила дальнейшая

трансформация генома древнего населе­ния Казахстана'. Таким образом, у

истоков древнего антропологичес­кого пласта Казахстана находились хорошо

отличимые, ярко выра­женные варианты европеоидной расы без следов притока

генов восточного (азиатского) расового ствола. Следовательно, европеоид­ный

облик древних популяций Казахстана был изначально явлением исключительно

автохтонным, и важнейшие фены-признаки облика передавались из поколения в

поколение.

Изучение палеоантропологии Казахстана эпохи раннего желез­ного века показало,

что население всего региона по-прежнему харак­теризовалось выраженными чертами

европеоидной расы, известны­ми и в эпоху бронзы. Другими словами,

прослеживается четкая генетическая преемственность между населением двух

рассматрива­емых периодов Казахстана. Однако при скрупулезном анализе

крани­ологических серий раннего железного века все же нельзя не отметить

тенденцию, которая, несомненно, развивалась под воздействием фенов-признаков,

привнесенных популяциями восточного проис­хождения (Центральная Азия). Но

удельный вес монголоидных эле­ментов был еще незначительным в фенооблике

древних популяций Казахстана. В целом у местных племен скифо-сакского времени

1/6 часть физических черт уже принадлежала «восточному» комплексу,

представители которого впервые с данного периода фиксируются на данной

территории. На этом основании можно говорить, что середи­на I тыс. до н. э.

стала началом инфильтрации восточных популяций и метисационного процесса у

древних насельников Казахстана, когда ^элементы «восточного» расового ствола на

рассматриваемой территории стали постепенно нарастать по мере приближения к

позднему "I; Этапу средневековья. "" В раннежелезном веке несколько иная

этнокультурная картина наблюдается в западной части Казахстана, где обитало

кочевое объ­единение скифо-савроматских племен. Культурные очаги этой об­щности

найдены в современных Актюбинской, Западно-Казахстан­ской, Атырауской и

Мангистауской областях. Однако большая часть памятников скифо-савроматского

времени обнаружена за предела­ми Западного Казахстана, а именно, в Среднем и

Нижнем Поволжье и Южном Урале. Историю развития этой культурной общности

некоторые исследователи связывают с указанными регионами. Вмес­те с тем

савроматы Западного Казахстана обнаруживают ощутимую антропологическую связь с

андроновцами степной зоны. Таким обра­зом, в эпоху раннего железа на территории

Казахстана мы сталкива­емся сдвумя культурными центрами: скифо-сакским и

скифо-сармат-ским. Творцами первого были потомки местных популяций

андро-новской культуры, второго — потомки древних популяций срубной культуры. В

общем по археологическим данным между казахстански­ми саками и савроматами

прослеживается историческая близость в материальной культуре и укладе жизни

6.

В антропологическом отношении черепа савромато-сарматского времени из Западного

Казахстана характеризуются выраженным фенообликом южной ветви европеоидной

расы. В масштабе этой расы по ряду морфологических признаков они сближаются с

локаль­ным вариантом восточносредиземноморского антропологического типа7

.

В целом скифо-сарматские племена рассматриваемого региона по основным

краниометрическим признакам все же оказываются близ­кими по фенооблику к

сако-усуньскому миру Юго-Восточного Казах­стана, представляя собой огромный

сармато-усуньский континуум. Палеоантропологические материалы собственно

усуньского време­ни представляются довольно информативными. Как известно, в

конце I тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Казахстана на смену

этническому объединению племен сакского времени приходит новый племенной союз с

этнонимом «усуни», который, как полагают исследователи, в сущности является

последней фазой развития сак-ской культуры. Поэтому подразделение племен на

саков и усуней является условным, отражающим лишь разные этапы эволюции единой

этнической общности8. В пользу этого говорят и данные

палеоантропологии.

Рассмотрение краниологических серий усуньского времени де­монстрирует

непрерывную генетическую преемственность с пред­шествующим периодом, т. е.

антропологическая основа местных популяций античйого времени по-прежнему

остается древнеевро-пеоидной. Что касается генетической примеси восточных

племен, то ее удельный вес несколько возрастает по сравнению с

предшествую­щей скифо-сакской эпохой. В целом доля этого компонента среди

местных популяций уже составляла 1/4 часть от общей массы.

Основная причина обнаруженной тенденции в расовой морфоло­гии местных

насельников несомненно связана с проникновением и оседанием хуннских племен

из Центральной Азии. Однако на данном этапе наших исследований конкретный

вклад в генофонд местных популяций пока остается не раскрытым из-за

фрагментарности па-леоантропологических материалов по сармато-гуннским

племенам,

|хотя их этнокультурное развитие оставило глубокий след в древней | истории

Казахстана. К тому же проблемы тохарской (юэчжийской) ? цивилизации, оказавшей

огромное влияние на этнокультурное раз­витие местных племен, еще слабо

разработаны. ,1 ^а остове приведенных и других данных можно

заключить, что на | протяжении более двух тысячелетий до н. э. насельники

Казахстана ? в антропологическом отношении обладали единой основой морфо-?

физиологических особенностей. Она оказалась довольно устойчивой и, несмотря на

многие эпохальные исторические события, происхо­дившие в евразийских степях в I

и II тысячелетиях н. э., в дальнейшем сохранилась в генетическом портрете

современных казахов в виде предковых компонентов, характерных для населения

бронзового и раннего железного веков Казахстана. Основанием для такого

сужде­ния служит весь обширный антропологический материал по совре­менным

казахам.

Начало I тысячелетия н. э. для большей части Евразии, включая Казахстан и

Среднюю Азию, ознаменовалось новым этапом взаи­модействия внутренних и

внешних факторов в этно-и расогенетичес-ком развитии, вследствие чего

наступила кардинальная трансформа­ция древнего культурно-исторического уклада

жизни местных пле­мен и совершился переход к прототюркской этно-культурной и

язы­ковой общности.

Как известно, во втором периоде происходили многочисленные локальные миграции

кочевых племен на Запад и образование разных кочевых объединений с

тюркоязычными наречиями на территории Казахстана. Огромная площадь последнего

с относительно стабиль­ными хозяйственно-культурными традициями в силу своего

истори­ческого развития и географического положения надолгие тысячеле­тия

стала естественным мостом между Востоком и Западом, а ее коренные насельники

были в самом центре миграционных путей Евразии. Что касается генофонда

местных популяций этих периодов, то посредством ряда миграций и последующего

смешения населения его состав, несомненно, подвергался неоднократным

генетическим

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

«добавкам» со стороны кочевых племен восточного происхождения. Палеоантропология

Казахстана этого времени свидетельствует об этом (рис. 1.). Масштаб притока

этих генов был разным и, естествен­но, оказал определенный эффект на фенооблик

местных популяций. Это особенно заметно при сопоставлении краниологических

серий усуньского и тюркского периодов. Тем не менее основная масса местных

этнических образований тюркского времени оставалась ев­ропеоидной, сохраняя

генетические особенности предшествующих им древних племен. Если обратиться к

общему соотношению двух ведущих расовых компонентов в физическом облике местных

насель­ников рассматриваемого времени, то условная доля монголоидных элементов

в целом составила 1/3 часть генофонда популяций. В ряде локальных групп уровень

примеси достигал 1/2 части от общего генофонда. В некоторых краниологических

сериях, в частности в притобольской серии VIII—Х вв. н. э. из Северного

Казахстана, условная доля монголоидности достигла 2/3 части от общей массы

9. Аналогичное явление наблюдается в пограничных зонах (Поволжье и

Приуралье), близких к западной части Казахстана, где у локальной популяции XI и

XII—XIV вв. монголоидная примесь составляла столько же, сколько у нынешних

представителей казахстанского варианта тураноидной (южносибирской) расы10

. Все это указывает на то, что степень смешения физических черт на древней

европеоидной основе с пришлыми монголоидами, характерная для современных

казахов, имела место в отдельных частях Казахстана уже в тюркское время.

Для большинства популяций казахстанско-среднеазиатского ре­гиона конец I и

начало II тысячелетия н. э. ознаменовались успешным социально-экономическим и

культурным развитием. В ряде оседлых и полуоседлых районов Казахстана

усилился процесс консолидации между близкими и далекими племенными

объединениями. Для насе­ления Казахстана этой эпохи в целом характерна

выраженная тен­денция к сложению определенной единой общеэтнической основы,

обусловленной как географическими, так и культурно-исторически­ми факторами.

Таковыми являются расселенность в основном на территории с однообразным

ландшафтом и схожим климатом, одно­типность хозяйственно-культурных традиций,

единство языка и об­щность происхождения. Однако нашествие монголов в начале

XIII в. и создание на территории Казахстана монгольских улусов приостано­вили

на долгие годы процесс завершения этнокультурного образова­ния единой

казахской народности.

При сопоставлении краниологических серий казахов с сериями черепов

«монгольского» и тюркского времени обнаруживается, с одной стороны,

непрерывная генетическая преемственность между населением указанных периодов,

с другой — дальнейшее усиление притоков генов «восточной» ориентации (см.

рис. 1). В целом, за время монгольского господства условная доля восточного

компонен­та у местных насельников увеличилась примерно на столько же,

насколько и в тюркское время (около 20%). На этом основании можно утверждать,

что монгольская экспансия не сопровождалась массовым переселением

центральноазиатских племен или полным вытеснением местных племен в другой

регион и в целом не могла

вызвать резкой смены генетической структуры местных популяций.

Антропологически ее основная роль свелась к очередному усилению

метисационного процесса среди древних потомков края. Вместе с тем следует

указать, что этот не столь уж большой приток генов в «мон­гольское» время в

масштабе всего Казахстана оказался достаточно эффективным, чтобы в фенооблике

популяций формально стал пре­валировать восточный компонент над западным, т.

е. за все время истории контактов доля привнесенного компонента достигла 2/3

части от общего генофонда. Такое соотношение главных составных компонентов в

антропологическом составе населения Казахстана остается относительно

устойчивым от позднего средневековья до сегодняшнего дня (рис. 2).

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана Рис. 2 Условная доля

монголоидных элементов у населения Казахстана в различные

культурно-исторические эпохи по данным краниологии.

Таким образом, палеоантропологические материалы Казахстана позволяют

заключить, что свойственный современным казахам фе­нооблик окончательно

сформировался не позднее XIV—XV вв. на основе сложного взаимодействия двух

больших рас — автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это

теперь состав­ляет единый монолитный сплав антропологического состава

казах­ского народа.

В рассматриваемом аспекте не менее важная информация содер­жится в обширных и

уникальных материалах по антропологии совре­менных казахов. Среди них особое

место занимают краниологичес­кие серии казахов, которые'по существу являются

самым надежным, и, зачастую, единственным источником для сравнительного

анализа расогенеза казахов, а также в определении преемственности

генети­ческих связей между современными и древними насельниками Казахстана.

Так, детальное изучение локального разнообразия казахских краниологических

серий в определенной мере высвечивает особенности внугрипопуляционного

полиморфизма, постепенно на­копленного на различных этапах становления

тотальной совокупнос­ти казахов, как единой этнической общности. Имеется ряд

краниоло­гических серий из различных районов республики, обладающих

ха­рактерными чертами тураноидной расы и относящихся к единому локальному ее

варианту. Однако среди них прослеживается опреде­ленная вариабельность в

соотношении европеоидности и монголоид-ности, несмотря на длительность и

многократность метисационных процессов у местных популяций Казахстана,

начиная с древности.

Определение условной доли монголоидных элементов по крани­ологическим сериям

показало, что у современных казахов она соста­вила около 70%. Следовательно,

в антропо-морфологической харак­теристике краниологических серий казахов в

ощутимой мере прояв­ляется древний местный субстрат, на который накладывался

в тече­ние ряда тысячелетий субстратный компонент монголоидного

про­исхождения, ставший постепенно преобладающим (см. рис. 2). В целом такое

проявление относительно равномерных коррелятивных связей между различными

биологическими показателями подтвер­ждает некоторую самостоятельность

расогенетического процесса, в котором ведущая роль древнего предкового

европеоидного компо­нента была исторически обусловлена. Этот компонент

реально пред­ставлен в физическом облике современных казахов.

Такая же антропологическая картина в целом прослеживается и по другим

системам фенов-маркеров, в частности по данным антро­пометрии, изосерологии,

дерматоглифики и одонтологии. Основные полученные результаты по расовой

соматологии свидетельствуют, . что на всей территории расселения казахи

характеризуются выра­женной гомогенностью и имеют единый антропологический

фенооб-лик. В соответствии с четкой региональной локализацией в пределах

современной территории Казахстана их антропологический тип мож­но назвать

казахстанским вариантом смешанной тураноидной расы''. В составе этой расы,

кроме указанного выше варианта, специалис­тами выделяются еще два локальных:

притяныианьский и алтае-

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Рис. 3. Взаиморасположение казахов среди некоторых народов Евразии по сумме

измерительных (а) и описательных (б) признаков головы и лицевого отдела.

126

хаянский, типичными представителями которых признаны киргизы [и хакасы.

Согласно морфологическим показателям межгрупповых сопоставлений оба эти

варианта тураноидной расы отличаются от казахстанского усилением элементов

восточного расового ствола (рис. 3).

В антропологии Казахстана также нашло отражение и изучение этнического

образования казахов в серологическом аспекте. Подан­ным системы АВО для

казахов, в целом можно считать установлен­ным преобладанием аллеля 0.

Процентное содержание аллелей А и В равномерно, а концентрация генных частот р

(А) и q (В) достаточно близки между собой (А >В). Этот факт говорит о том,

что в генети-i ческой структуре казахов почти равномерно сочетаются исходные

составные компоненты на основе серологических факторов — евро­пеоидных и

монголоидных. Основным вариантом в этой системе групп крови для казахской

популяции в целом является следующий:

О > А > В > АВ. Антропологическое значение такого распределения

раскрывается при сопоставлении с общим распространением генных частот по локусу

АВО у народов Евразии. Так, казахская популяция тяготеет к относительно средней

величине колебаний частот фено­типов системы АВО населения Центральной и

Средней Азии, а в ряде случаев совпадает с таковыми вариантами у народов

Восточной Европы и Передней Азии. По распределению фенотипа А казахи, находясь

в пределах интервала частот, присущих населению Цен­тральной Азии, приближаются

к его верхней границе, а по отноше­нию к народам Восточной Европы — к нижней

границе свойственных им частот. Фенотип В у казахов имеет частоты,

соответствующие средним цифрам частот у жителей Центральной Азии, несколько

превышающие показатели, характерные для популяций Восточной Европы и близко

подходящие к верхней границе интервала частот, свойственных населению Передней

и Средней Азии. Соответственно этому частоты генов р (А) и q (В) у казахов в

основном лежат в области пограничных значений, характерных для популяций

Центральной Азии и Восточной Европы.

Рассмотрение распределения системы групп крови MN среди казахских популяций

показало, что для них характерно преоблада­ние аллеля М над N. Процент лиц с

наличием обоих аллелей MN среди местных популяций значительно больше, чем с

одним. По степени концентрации генных частот по данному локусу казахи

обнаруживают относительно высокий процент m (M) и умеренно низкий п (Ы).

Установление по локусу MN частоты фенотипов и генотипов у казахов наиболее

близко подходят к этим показателям у народов Средней Азии. По отношению к

европеоидным группам выявленные частоты у казахов находятся на границе таковых

у наро­дов Восточной Европы. В целом казахи вполне определенно являют­ся

носителями смешанных особенностей по локусу MN12.

Поданным системы резус-фактора среди казахов исключительно преобладают лица с

резус-положительной реакцией над резус-отри­цательной. Для них характерно

относительно высокое содержание аллеля D. На всей изученной территории

показателя встречаемости резус отрицательности стабильны, так как

изменчивость генных час­тот по данному локусу у казахов невелика, и они

представляют собой однородную естественноисторическую общность. В масштабе

общей казахской популяции уровень концентрации гена d не достигает

распространенности этого аллеля у населения Восточной Европы, но она

несколько больше, чем у жителей Центральной Азии. В общем по данному

генетическому маркеру результаты определенно свидетель­ствуют о смешанном

происхождении казахов между европеоидами и монголоидами. Здесь в качестве

краткой иллюстрации можно при­вести процентное содержание резус-

отрицательного фактора у наро­дов Евразии. Правда, при этом проценты

предварительно переводят­ся в баллы. С учетом полярности генетической

структуры сравнитель­ных популяций казахи стоят на четыре балла дальше от

современных монголов, на пять баллов — от коренных народов Средней Азии и на

десять баллов от восточных славян. Обобщенные генетические величины по

изученным локусам позволяют заключить, что на попу-ляционном уровне у казахов

вполне реально существует свой гено­фонд. Его специфическая особенность

наиболее ярко проявляется при межэтнических сопоставлениях, где в

серологическом отноше­нии наиболее типичные представители как европеоидного,

так и монголоидного расовых типов существенно отличаются от обобщен­ного

генетического показателя у казахов (рис. 4). Таким обоазом-

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Рис. 4. Суммарные генетические расстояния казахов от некоторых народов Евразии.

проведенный серологический анализ отражает один из путей микро­эволюционного

развития современных казахов и одновременно де­монстрирует, в каком

соотношении у них сохранились исходные генетические особенности, а также

показывает их условное расстоя­ние в этноантропологическом развитии от

популяций сопредельных территорий.

Как известно, специфическое сочетание полиморфных призна­ков кожного рельефа

пальцев и ладони обладают высокой таксоно­мической ценностью. Эти

дерматоглифические данные по современ­ным этническим группам сейчас широко

используются в антрополо­гической науке. В полученных материалах весь

комплекс признаков дерматоглифики свидетельствует об однородности локальных

групп казахов и ее гомогенности как популяций в целом. По основным свойствам

кожных узоров казахи находятся на стыке монголоидно-европеоидных групп", т.

е. относятся к популяциям метисного проис­хождения (рис.5).

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

Рис. 5. Обобщенные дерматоглифические расстояния казахов (К) от некоторых

народов Евразии.

В современной антропологии наряду с данными по расовой сома­тологии, серологии,

дерматоглифике также изучаются особенности зубной морфологии человека в

этногенетических аспектах. Как из-вестно, морфологическое строение зубной

системы является одним из важнейших источников биологической и

исторической информа-v ции, так как ряд важных черт зубного рельефа

указывает на присут-, ствие древних особенностей. Одонтологический анализ

позволяет

• заключить, что по основным фенам-маркерам зубного рельефа казах-", екая

популяция обнаруживает реальное внутриэтническое единство и укладывается в

пределы вариации переходных расовых типов Евра­зии.14

В целом, одонтологические особенности у казахов выявляют в

• основном те же закономерности, что и по другим системам антропо-,'

логических признаков, т. е. по расовой соматологии, серологии, , особенно

дерматоглифике (рис. 6). Об этом свидетельствует, прежде ' всего то, что в

зубной морфологии казахов черты «восточной» ориентации превалируют над

особенностями «западной». Вместе с тем показатели некоторых фенов зубного

рельефа «западного» ствола в известной мере убывают по мере продвижения с

западной в восточ­ную часть республики. Выявленный «западный» стабильный

компонент у современных казахов генетически уходит своими корнями к древнему

местному субстрату.

Таким образом, масштабные комплексные антропологические исследования

современных казахов содержат достаточно познава­тельную информацию, которая в

полной мере соотносится сданными междисциплинарных изысканий при разработке

проблем этногене­за, и, все это, вместе взятое, неопровержимо демонстрирует

общность генетического процесса и пути формирования этнокультурной осно­вы у

древнего и современного населения Казахстана. Имея древние истоки

становления, казахский народ обретает свое реальное сущес­твование как

самостоятельное этническое образование с середины II тыс. н. э., что

признается большинством исследователей. Именно с этого времени, о чем

свидетельствует весь комплекс источников,

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

местные популяции образовали единый этнический массив со всеми специфическими

особенностями генетического фонда и фенотипи-ческого облика, с самобытными

культурными чертами и основами современного языка на всей территории

Казахстана.

В этом антропологическом, этническом и лингвистическом ка­честве казахский

народ предстает перед новым историческим разви­тием в кругу современного

разнообразия культурных контактов в единой системе человеческих цивилизаций.

§ 2. Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне

сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и

народов. Сведения о них разбросаны

130

Itв большом количестве источников на многих языках, восточных и ||.

европейских. Исследователями нескольких поколений востоковедов |? осуществлена

большая работа по их изучению.

г| В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа Ц —

племени, народности, нации), как исторически сложившейся, Г устойчивой

совокупности людей, обладающей не только общими у внешними физическими чертами,

но и относительно стабильными •;, особенностями культуры (включая язык) и

психики, а также сознани-1 ем своего единства и 'обособленности от других

этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме).

Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос-ти важнейшее

значение имеет единство территории его расселения. v Чтобы у людей

появились общие черты, выделяющие их из числа

•других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это

возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования,

консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории15.

В XV—XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования

казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах,

в которых размещались казахи и в последующие, века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр-

•кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв.,

составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков,

усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков

до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других,

обитавших в разное время на территории Казахстана'6. Некоторые из

них в разные . эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и

племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской

народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения

первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с

автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от

этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение

этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды

крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге —

казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью

хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также

городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во

многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями

древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-

атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются

несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития

устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип

населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)

изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая

ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место

тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским

племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и

земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные

скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях,

савро-матов — в северных и западных17.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе

степныхтерриторий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном

направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а

именно — тюркской, становилась этнодсмографи ческая обстановка в степной части

территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном,

юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье,

также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана

тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр,

тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей

саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннсфеодальных) отноше­ний и образование

древнетюркской государственности в VI в.—Тюр­кского каганата, затем Западно-

Тюркского каганата— содействова­ли интенсивномупритокутюркоязычныхплемен

назаладные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной

монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на

определенных территориях"'.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные

тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти

государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и

пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах,

стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIiI вв.) объединил племена

большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе.

Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того

носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—Х вв.), переместившихся на территорию

Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно

карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся

единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши,дулу, халаджи, чаруки, аргу,

барсха-ны и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В

нее вошли также группы огузов, уйгуров, ссмиреченских согдийцев. Основная часть

огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал

европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности19.

Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную

часть формировавшейся узбекской народности.

Лекция: Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.) объединило

кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группыдолины

Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые

племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические

группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов

преоб­ладали монголоидные черты20. Впоследствии большая часть огузов

передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического

объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали

кимакские и кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную

государственность. В состав кимакского политического объединения входили

кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и

др.21 Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно

из наиболее крупных племен кимакского объединения.

Становление и укрепление раннефеодальных общественных от­ношений, общие формы

хозяйственной жизни, материальной культу­ры, утверждение тюркского языка как

основного среди обитателей обширных пространств Казахстана, хозяйственные и

политические взаимосвязи населения упомянутых выше государственных

образо­ваний содействовали объединительным тенденциям в этнических процессах.

Однако удревнихи раннесредневековых племен Казахста­на в силу

естественногеографических, хозяйственных условий их обитания, исторически

складывавшихся обстоятельств их полити­ческой обособленности, а именно

вхождения их в разные племенные союзы и раннефеодальные государства, все

отчетливее выявлялись тенденции формирования их в несколько этнокультурных

групп с территориальными центрами: в Семиречье и Туркестане (район Ка-ратау и

долина Сырдарьи), в Центральном, Северном и Восточном Казахстане, а также в

Западном, конкретнее в Прикаспии и При-аралье, в междуречье Урала и Волги.

Дальнейшие исторические судьбы населения средневекового Казахстана постепенно

закрепля­ли такое разделение, хотя в целом общение отдельных его частей не

прекращалось. Все более сильное воздействие на этнические процес­сы оказывал

политический фактор.

Усилились хозяйственное и культурное взаимодействие и этнопо-литическая

консолидация племен и народов юга и юго-востока Ка­захстана между собой, а

также политическая ориентация тех и других на взаимосвязи с населением Средней

Азии, чему во многом способ­ствовало длительное вхождение их в состав

Караханидского феодаль­ного государства (X—XII вв.), занимавшего огромную

территорию Средней Азии, Восточного Туркестана, часть Южного и Юго-Восточ­ного

Казахстана22. В образовании государства Караханидов, объеди­нившего

оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, большую роль играли обитавшие в

Семиречье племена карлуков, чигилей и ягма. Консолидация этих племен вместе с

местным населением в Средней Азии явилась существенным этапом на пути

формирования узбек­ской народности, в Восточном Туркестане — уйгурской.

Формирова­нию их в условиях сравнительно развитых общественных отношений в этом

государстве в более прочный этносоциальный ооганилм —

К народность мешали политические судьбы Караханидов, постспсн-"I ный распад его

на Восточный и Западный каганаты. ; Государственное объединение кыпчакских

племен (XI—XII вв.) ) содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным

кон-. тактам массы тюркских племен обширных территорий"от Иртыша до Урала и

Волги и далее на запад. В составе племен кыпчакской конфедерации были кимаки

(йемаки), байандуры, баяуты, канглы, уран, югуры, токсоба, олбурлик (ильбари),

йета, буржоглы, анджоглы. дурут и многие другие. Восточно-кыпчакские племена

взаимодей­ствовали на территории Восточного Дешт- и Кыпчака («Кыпчакская

'степь»), т. е. степной территории Казахстана с другими тюркоязыч-ными

племенами соседних государственных образований, они вобра­ли в себя часть

огузских родов и племен. Многие племена и этничес-' кие группы региона (включая

и Южный Казахстан), объединенные : хозяйственно-территориальными и

политическими связями, прини­мали этноним «кыпчак» и именовали себя кыпчаками

23. В XII— начале XIII вв. кыпчаки, как и карлуки, также были на пути

сложения народности раннефеодального типа. Но события последующих столе­тий

раздробили и эту крупную этнополитическую общность, сделали восточных кыпчаков

участниками сложения казахской, а также кир­гизской, узбекской, каракалпакской,

ногайской и целого ряда других народностей.

В начале XIII в. в Восточный и Юго-Восточный Казахстан пере­местились из

Монголии и Алтая под давлением монголов Чингисха­на тюркоязычные (по другим

сведениям монголоязычные) найманы и киреиты, имевшие свои государственно-

политические объедине­ния и достигшие уровня раннеклассовых этнических

общностей. Вовлеченные в орбиту монгольских завоеваний, они расселились в

разных областях Монгольской империи и приняли участие в форми­ровании многих

тюркских народов.

К началу XIII в. в условиях тесного экономического взаимодейст­вия населения

обширных зон многоукладного хозяйства, кочевого и полукочевого скотоводства и

оседлого земледелия и городской куль­туры, в ходе упрочения самостоятельных

общественно-политических структур, упомянутых выше государственных

образований с большей или меньшей степенью стабильности, в процессе сложения

языковой и культурно-бытовой общности определились основные узлы этноге­неза,

этнической консолидации населения. Складывались условия для формирования по

меньшей мере двух народностей: на кыпчакс-ко-огузской этнической основе — на

обширной территории Восточ­ного Дешт- и Кыпчака и карлукской основе — в

Семиречье. Дальней­шее общение между ними, продвижение кыпчаков (и входивших

в их политический союз родов и племен) на юг и юго-восток, а семиречен-ских

племен (карлуков, киреитов и др.) на запад формировало исто­рические

предпосылки для сложения более крупной тюркоязычной народности. Однако

дальнейшее поступательное развитие этничес­кой консолидации населения было

задержано монгольским нашес­твием.

Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком

много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы

Чингизидов и перемещена за пределы Казах стана значительная часть населения.

Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между

новыми полити­ческими образованиями — улусами Джучи, Чагатая, Угэдэя, хотя

при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались

сложившиеся в прошлом этнические границы. Улус Джучи (затем Золотая Орда)

занимал кыпчакские земли от Иртыша и Алтая до Дуная. В Казахстане он

охватывал обширные территории центральных, северных и северо-восточных,

западных его земель. Улус Чагатая занимал Южный и Юго-Восточный Казахстан, т.

е. земли кыпчаков, караханидских тюрков, карлуков. В улус Угэдэя из

территорий Казахстана отошла северо-восточная часть Семиречья, куда перед тем

передвинулись с востока разбитые монголами найма-ны и киреиты (киреи).

Добавился новый этнический компонент— монгольские роды и племена,

передвинувшиеся на территорию Казахстана — жалаиры, конграты, мангыты,

барласы, байрины и др. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к

вытеснению, перемещению местного насе­ления. Феодальные войны и междоусобицы,

политическое дробление улусов усилили процесс измельчания, разъединения,

перемещения тюркских родов и племен. Монгольское завоевание территории

Ка­захстана привело к усилению монголоидных черт в антропологичес­ком типе

местного тюркского населения, но сами монгольские этни­ческие группы в виду

их относительной немногочисленности и распы­ленности на огромных территориях

были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

§ 3. Завершение формирования казахской народности

Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических

процессов на территории Казахстана. Оно явилось важ­нейшим политическим

фактором, качественно изменившим ход раз­вития этносов в регионе, открыло

пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь

сложения упомя­нутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории

Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны

жизнедеятельности местного населения, в частности, пре­терпели изменения

этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации,

социально-экономические условия его жиз­ни и т. д.

Выше были упомянуты новые этнические группы, тюркские и монгольские племена,

появившиеся на территории Казахстана в эпоху монгольских завоеваний.

Численность монголов была относи­тельно невелика по сравнению с покоренными

народами, но они составляли правящий слой и ядро военных сил в каждом из

образо­ванных ими улусов — государств. В Золотой Орде монголы составляли лишь

четверть войска, от 40 тыс. в первые годы до 100 тыс. к рубежу XIV в. Войско

Бату-хана названо в источниках кыпчакским, так как на 3/4 оно состояло из

кыпчаков и других тюркских племен. На территории степной зоны Казахстана, где

получил улус Орда-Ичен, было примерно столько же монгольского войска: «Из

войск Джучи-хана,— сообщил Рашид ад-Дин,— половиной ведал он, а другой поло-

136

виной — Бату»24. До 200 тыс. кочевников из монголов и тюркских племен

с Алтая и Южной Сибири (кунгратов, барласов, бааринов. джалаиров и др.)

переселилось в Семиречье и Притяньшанье до середины ХШ в.2'

Но постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения,

приняли их язык и обычаи. На огромной территории Золотой Орды кроме кылчаков,

составлявших подавля­ющую часть населения, проживали канглы, найманы, ксрситы,

уйсу-ны,кенсгесы,аргыныимногиедругие. Арабский географ и путешест­венник

Ал-Омари весьма образно отразил в XIV веке процесс асси­миляции в Золотой Орде:

«В древности это государство было страной кыпчаков, но, когда им завладели

татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с

ними и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они

стали точно кыпчаки, как будто они одного |с ними] рода, от того, что монголы

поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и остались жить на земле

их (кыпчаков)»211. Это наблюдение относится и к восточной части

Золотой Орды — территории Казахстана.

Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и

Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в

новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под

давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного

Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к

уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослабле­нию

хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское за­воевание нарушило

сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и

сельское население частью рассея­лось, ушло в другие места, частью изменило

тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном

Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения,

а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал

этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в

Южном Казахстане.

С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс

интеграции племен и народов, как ранее обитав­ших на этой территории, так и

мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания,

улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное

население по «тысячам» и «туменам», раздробив кочевые племена между уделами и

улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые

места обитания. Замена близкород­ственных связей территориальными содействовала

ускорению про­цесса консолидации кочевого населения в народность. В западной

части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на

территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономи­ческими условиями

— в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства

новых городов — и более интен­сивным социальным развитием золотоордынского

общества27.

С установлением монгольского господства на территории Казах­стана сложились

особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-

за исключительно неблагоприят­ных социально-экономических его последствий.

Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в

силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выжи­ванию,

усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства,

замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было

закрепление пережиточныхформ общест­венной организации,— все это сильно

повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву

хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться

города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры,

расширялся товарообмен, восстанавлива­лись хозяйственные контакты населения

различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных

объединений, дру­гих этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей

обра­зования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана,

Ногайской Орды и Могулистана. В рамках этих государств появились более

благоприятные, чем то было в монгольских улусах, условия для политического,

хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт- и Кыпчака и

Семиречья, взаимообщения и взаи­модействия его во всех формах общественной

жизни. Политически объединив этнические территории племен, небольшие улусы и

владе­ния, возникавшие в результате усобиц и войн в Золотой Орде и

Чагатаидском государстве, упомянутые государства явили собой бо­лее прочную,

этнически обособленную государственную организа­цию, обеспечившую входившим в

него племенам и племенным объ­единениям территориальное и политическое

единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов

населения раз­личных районов Казахстана.

Известно, что важным условием слияния племен в народность является само

развитие хозяйства, хозяйственных связей. Именно при кочевом и полукочевом

скотоводстве с особой необходимостью устанавливались хозяйственные связи со

смежными территориями оседло-земледельческой и городской культуры в силу

самой природы разноотраслевой экономики этих территорий. Создавался единый

экономический регион с устойчивыми связями населения как в хозяйственном

плане, так и в этнокультурном, этнополитическом, устанавливались бытовые

контакты не только между представителя­ми близкородственных этносов, но и

других этнических групп.

В XIV— первой половине XV вв., в период Ак-Орды, государства кочевых узбеков,

стабилизируется этнический состав племен на тер­ритории Казахстана,

сглаживаются различия множества местных и Переместившихся тюркских,

монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных

объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу

населения. Этнический состав населения Ак-Орды, Ханства Абулхайра

(Госу­дарства кочевых узбеков^, Ногайской Орды был в основном идентич­ным. Их

населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени

под собирательным этнополитическим термином (этнополитонимом) «узбек»:

кыпчаки, уйсуны, конграты,

киреиты, мангыты, аргыны, карлуки, канглы, найманы. Кроме них источники называют

племена и роды буркутов, кыятов, утарчи, джа-тов, чимбасв, кенегссов, дурманов,

карлаутов, таймасов,. шадбаклы, маджаров, уйратов и др." Многие из этих племен

известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже

XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек». В Ногайской Орде

племена кыпчаков, канглы, найманов, уйшун и кунгратов вошли в состав ногайской

народности, наряду с мангытами, алшинами, ктай, тама, ас и другими-1

'. Все это были тюркские и тюркизированные племена и роды, общие для целого ряда

тюркских народов Средней Азии и Казахстана, разбросанные и перемешанные на

огромной территории региона бурными событиями XIII—XIV столетий. Эти народы

формировались в эпоху развитого средневе­ковья практически одновременно.

Формирование это происходило не изолировано, а в тесных контактах этнических

групп, в политичес­ких связях государственных объединений, хозяйственном и

культур­ном взаимообщении населения. В рамках упомянутых государств процессы

этнополитического развития были в определенной степе­ни общими для узбеков,

ногайцев, каракалпаков, сибирских татар, казахов.

Семиречье, входившее в состав Могулистана, населяли племена, известные в

средневековых источниках под собирательным этнопо­литическим термином «могулы»:

дуглаты (дулаты), киреиты (киреи), канглы (бекчики), карлуки, курлауты,

барласы, чорасы, джалаиры, уйсуни, кушчи, кончи, калучи, булгачи и другие,

числом более 30 наименований. Основная часть этих родов и племен вошла в состав

другой ветви казахов — Старшего жуза. Другая часть могулов ушла в Восточный

Туркестан, где стала составной частью уйгуров, а третья часть — в Прйтяньшанье,

войдя в состав киргизов30.

Возникнув на территории древних историк о-этнографических об­ластей — в

районе расселения племен Кыпчакского и Усуньского союзов, и Ак-Орда, и

Могулистан в XIV—XV вв. сохраняли преем­ственность основного этнического ядра

местных племен древнего Казахстана. Этнической основой этих государств и

казахских Средне­го и Старшего жузов были соответственно одни и те же местные

тюркские племена — ядра, занимавшие определенную этническую территорию,

вокруг которых в течение многовекового хода этничес­кого становления

народности сгруппировались местные и пришлые, родственные и неродственные,

целые и осколочные, тюркские и тюркизированные (ассимилированные) племена,

роды и их подраз­деления. Это подчеркивает неслучайность возникновения Ак-

Орды и Могулистана имен но на отмеченн ых выше территори ях Казахстана,

подчеркивает, что этнической основой этих государств было местное население.

Пребывание названных племен в государствах Ак-Орда, Ногай­ский Улус (Орда),

Ханство Абулхайра, Могулистан, их общие истори­ческие судьбы, как, например,

общая борьба против власти золотоор-дынских ханов, необходимость сплочения

для отпора завоевательной политики правителей соседних феодальных государств

(в частности, Тимуридов Мавераннахра, ойратов), способствовали этнической

кон­солидации населения. Сплачивающим фактором является также общность

культуры в самом широком смысле, включая духовную и материальную культуру.

Входя в разные государственные образова­ния, население Казахстана в XIV- XV

вв. пользовалось одним язы­ком; в то же время исследователями отмечается

преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и

послемон-гольских государствах на этой территории. Характерные особеннос­ти

языка закрепились на протяжении этого времени и вполне соот­носятся

исследователями с языком памятников кыпчакскои литера­туры XIV—XV вв.

Историческая память народа концентрировалась в фольклоре — эпосе, песнях,

легендах. Продолжали развиваться осо­бенности хозяйственного и общественного

быта, материальной и духовной культуры складывавшейся народности.

Антропологи­ческий материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве

в основном антропологического типа населения, идентичного каза­хам

последующего времени"

Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в XIV—XV вв., как

и прежде в монгольские улусы, усилило воздейст­вие отмеченных выше факторов, в

силу которых на территории Казахстана возникло несколько узлов этнической

консолидации в форме трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были

связа­ны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую терри­торию,

совпадавшую с основной частью территорий упомянутых государств. Старший жуз

занимал территорию от Сырдарьи до Семи­речья включительно; в его состав входили

уйсуны, канглы, дулаты (дуглаты), албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты,

шапрашты, жалаиры и др. Средний жуз занимал районы Центрального и часть

Северо-Восточного Казахстана; в его составе — кыпчаки, аргыны, найманы,

конграты, киреиты, карлукские роды и др. Младший жуз занимал низовья Сырдарьи,

берега Аральского моря, северную часть Прикас­пийской низменности. В его

составе племенное объединение алшын и такие племена, как адай, алаш, байбакты,

жаппас, тазлар, кара-сакал, каракесек и др.''2 Время н механизм

образования жузов оста­ются неисследованными. Отведения источников относятся к

поздне­му времени, однако появление составных частей жузов, т. е. наиболее

крупных из упомянутых племен, на территории Казахстана было зафиксировано выше

при изложении многих исторических событий в древности и средневековье.

Основное содержание этнической истории Казахстана того вре­мени заключается в

завершении формирования народности, вычле­нении состава племен казахских

жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние автохтонные этнические

ядра, на их поздней-шиетерритории, зафиксированные источниками XVII—Х1Хвв.

Мож­но сказать, что к рубежу XV—XVI вв. жузы пришли уже сложившими­ся, но их

формирование и перераспределение, поляризация племен происходили в

предшествующие столетия вместе с длительным про­цессом сложения народности,

через этнополитические общности кыпчаков, узбеков, ногайцев, могулов и

одновременно с вхождением отдельных родов и племен в другие формировавшиеся

тюркские народности. Окончательное завершение процесса этнической

консо­лидации казахской народности замедлялось разобщенностью от­дельных,

исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав

нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV—XV вв.

продолжались многочисленные миграции. Так, во время войн Тимура переместились

могульские группы из Семиречья в Среднюю Азию' При Абулхайр-ханс откочевали к

нему из Могули-стана племена калучи ибулгачи, на каком-то этапе переместились

из Семиречья киреи в Средний жуз, мангыты-ногайцы переместились с запада на

Сырдарью; на исходе XV в. ушли в Среднюю Азию с Мухаммедом Шайбани-ханом

многие роды и племена из восточного Дешт-и Кыпчака. Все это дестабилизировало

политическое положе­ние и затрудняло этническую консолидацию .населения

обширной территории Казахстана.

Государственное объединение во второй половине XV—XVI вв. основных этнических

групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс

завершения формирования народнос­ти. В отличие от ханства Абулхайра и Ак-

Орды, а также Могулистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную

этническую основу — уже сложившуюся казахскую народность. Впервые после

монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские

роды и племена восточного Дешт-и Кыпчака, Турке­стана и Семиречья.

Следует особо остановиться на проблеме этнической общности населения юга

Казахстана и остальной территории расселения казах­ского этноса. Письменные и

археологические материалы подтвер­ждают связь населения этого района с

обитателями восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья не только традициями

хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетическим

род­ством, общими этнополитическими судьбами. На территории Южно­го Казахстана

и Юго-Западного Семиречья издавна был стык двух главных этнических узлов

формирования казахской народности, двух крупных этнополитичсских общностей

древнего Казахстана — Кип­чакского союза племен в Центральном, Северном и Южном

Казах-' стане и Усуньского союза племен в Юго-Восточном Казахстане, ставших

основой Среднего и Старшего жузов казахов. Их этнические территории

простирались к северу и северо-востоку от бассейна средней Сырдарьи и Каратау.

От низовий Сырдарьи на северо-запад и на север простирались земли казахского

Младшего жуза. Факти­чески все три жуза выходили на территорию средневекового

Туркес­тана, т. е. на значительную часть современной Шымкентской облас­ти

33. В Туркестане (области присырдарьинских городов и ареала Каратау) в

XIV—XV вв. жили кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, дуглаты, мангыты, джалаиры,

представители других казахских и уз­бекских родов и племен. Одни из них

(кыпчаки, канглы) жили на этой территории с древних времен; другие (конграты,

джалаиры) пересе­лились при монгольском завоевании, хотя и включили в себя

массу местных родов и осколков племен, передав им свое имя; третьи (дуглаты,

аргыны, мангыты и др.) попали сюда в период войн и миграций при Тимуре и

Бараке, Абулхайрс и Джаныбске, могульском хане Юнусе и Мухаммаде Шайбани.

Источники фиксируют и совмест­ное проживание казахов, узбеков, каракалпаков на

территории Тур­кестана в это время. В вакфной грамоте конца XVI в. в составе

жителей Сыгнака и его округи названы казахи, тюрки (узбеки), арабы (потомки

древних завоевателей), каракалпаки34. Длительное пребы­вание на

территории Туркестана различных родов и племен, входив­ших в состав казахов и

узбеков, мангытов и могулов, приводили к этнической пестроте местного

населения, появлению особого этни­ческого компонента в составе казахской

народности, характерного только для Южного Казахстана. Вместе с укреплением

Казахского ханства и ускорением процесса консолидации народности в ее состав

вошли казахские роды и племена, находившиеся в подчинении пра­вителей

Могулистана, Сибирского ханства, Ногайской Орды. Распад Ногайской Орды,

территориальная и этническая близость ногайцев к казахам послужили

предпосылками присоединения восточной груп-пы ногайских улусов к Казахскому

ханству и вхождения этой части ногайцев в казахский этнос в составе Младшего

жуза.

Сложившаяся народность со второй половины XV в. известна среди соседей и в

письменных источниках, отражавших современные события, под именем «казахи»

(казак). Происхождение этнонима казах долгое время являлось предметом дискуссий

исследователей, отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им

относи­тельно своего происхождения". В источниках этот термин употреб­лялся

сначала асоциальном смысле и означал «человека, отделивше­гося от своего

госудаства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В.

В. Бартольд). По «Та' рих- и Рашиди» и другим источникам термин «казахи»

применялся для обозначения политической группировки во главе с Джаныбеком и

Гиреем, отко­чевавшей в Семиречье, сначала в форме «узбек-казахи»

(узбек-ка­зак), затем «казахи» (казак). В XV в. термины «узбеки» и «казахи» не

имели четкого этнического значения. Так, Ибн Рузбихан в начале XVI в. писал:

«Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана.

Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и

есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и

неустрашимостью; и третье племя — мангыты, а [из] них цари астра­ханские»

16. С укреплением ханства Джаныбека и Гирея казахами стало называться все

подвластное им население. Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл

и стал употребляться как этно­ним для обозначения уже сложившейся тюркской

народности Вос­точного Дешт- и Кыпчака, Семиречья и Южного Казахстана. Одна из

последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников

о термине казах и его социальной и этнической интерпретации представлена в

книге С. Г. Кляштор-ного и Т. И. Султанова37.

Реальным историческим следствием жизнедеятельности Казах­ского ханства,

длительного развития казахской государственности в его политических рамках

явилась единая казахская народность. Со­знание своего этнического единства

народ отразил в эпических про­изведениях; в упорной борьбе с Шайбанидами и

Аштарханидами Мавераннахра, сибирскими и русскими властями в Прииртышье и на

Алтае, джунгарскими тайшами в Семиречье и на землях Восточного Казахстана

отстаивал казахский народ свои коренные этнические территории, еще в XVI

в. названные в письменных источниках терми­ном «Казахстан»38.


© 2010 Собрание рефератов