Лекция: Крещение Руси
Лекция: Крещение Руси
Крещение Руси
Оглавление
Введение
..............................................................................................................
3
Крещение княгини Ольги
..................................................................................
4
Княжение Владимира......................................................5
Причины принятия христианства ..........................................8
Заключение ............................................................10
Используемая литература ......................11
Введение
В IX веке в Восточной Европе сложилось мощное государство, объединившее
восточных славян и их ближайших соседей - Киевская Русь. Международный
авторитет этой державы возрастал с каждым годом, налаживались контакты с
окружающими народами, достигла расцвета торговля. В то же время крупнейшие
государства того периода не хотели считаться с северным соседом из-за
приверженности населения Руси старым традиционным языческим культам.
Постепенно языческая религия - прогрессивная для эпохи военной демократии -
стала тормозящим фактором в развитии средневековой государственности
феодального типа, требовавшей жесткой централизации социальных институтов и
объединения под руководством единого правителя. Язычество не обеспечивало
формирование отношений феодального господства и беспрекословного подчинения,
напротив, оно зачастую толкало вольнолюбивый народ на постоянные выступления
против власти, покушавшейся на родовые устои и личную свободу. Кроме того,
язычество на определенном этапе перестало обеспечивать достаточно интенсивное
развитие торговли и культурного обмена с христианскими и исламскими странами.
Поэтому принятие одной из мировых религий стало тогда исторической
необходимостью, в определенной степени уровнявшей Русь с остальными
европейскими державами.
Крещение княгини Ольги.
Вдова князя Игоря (912 - 945, годы правления) Ольга (945 - 957, годы
правления), управлявшая государством после смерти мужа, приняла крещение.
Некоторые ученые считают обращение Ольги в христианскую веру тактическим
ходом в сложной и запутанной дипломатической игре с Византией, но это не
совсем справедливое суждение. Конечно, переход главы любого государства (и в
особенности монархического) в то или иное вероисповедание всегда имеет
определенное политическое значение, но мотивы обращения могут быть и далекими
от политики, связанными с духовной жизнью человека. Расчет был точным, но
главным фактором было, возможно, личное побуждение Ольги. Не следует видеть в
каждом поступке человека, в том числе и государственного деятеля, только
расчет; и Ольга, и ее внук Владимир, при котором христианству было суждено
стать официальной религией Руси, руководствовались не только политическими
соображениями. Другое дело, что последствия крещения русских князей выходили
далеко за пределы их индивидуальных религиозных переживаний.
Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение,
отправилась в Царьград, чтобы принять крещение у патриарха. Но император
Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов
из разных стран и князей допускали во дворец по очереди, и Ольга не была
исключением. Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила
удивительное смирение. Но когда Константин встретился с княжной, он был
восхищен ее красотой, умом и хотел взять ее в жены и сделать императрицей.
Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости:
язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не
крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда
опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня
женою, если сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги
и отпустил ее с большими дарами. Эта классическая версия одного из самых
эпохальных событий крещения Руси известна давно.
Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и
русская летопись связывает это событие с посещением Константинополя (955 или
957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином.
Княжение Владимира
В X веке происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти
не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие
постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не
государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде
(в то время они в известной степени совпадали) происходило быстрее.
Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и
для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было
сбыться во времена правления св. Князя Владимира - Красное Солнышко.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое
воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить
Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир
княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за
теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами,
затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
Однако язычество все более не удовлетворяло князя. Под 986 годом в "Повести
временных лет" появляется рассказ о так называемом "выборе веры". Владимир
вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских христиан и,
выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на византийском
православии - эта каноническая версия основывается на одном-единственном
источнике: так называемой «Повести временных лет».
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть
несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял
крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии
князь Владимир крестился в 987 год в Киеве, а по третьей - в 987 году в
Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной
видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и летописец Нестор согласно
указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения
жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год Крещения (т.е. в 989
году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец Нестор говорит, что
князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует
987 году от рождества Христова (6695-5508=987).
Не позднее конца лета 990г. Владимир приступил к крещению столичных жителей,
а затем и других своих подданных.
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в
христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как
государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен
проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь
же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси,
часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы
взбунтовались, против них потребовалась военная экспедиция киевлян,
возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город
сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию
предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и
Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является
приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах
сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые
ритуалы, обособленная группа жрецов, волхвы, кудесники). В южных, западных
городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как
суеверия, чем как оформившаяся религия.
Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное
отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия
рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных
земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было
безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде,
но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно
обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим
исконные вольности.
В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным.
Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще
всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства.
Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков,
лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей.
И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого
сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так
многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты
языческим духом.
Одной из проблем после формального (насильственного) крещения было
просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники -
иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в.
приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от
константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это
обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя
византийскому императору, Владимир решил подчинить русскую Церковь
болгарским, а не греческим иерархам. Такой порядок сохранялся до 1037 года и
был удобен тем, что Болгария пользовалась служебниками на славянском языке,
близкому разговорному русскому.
После своего крещения великий князь Владимир продолжал укреплять государство.
Он воевал с кочевниками-печенегами, строил города вокруг Киева. Князь не
просто "просчитывал выгоды" своего владычества. Приняв христианство, Владимир
во всем переменился. Из грубого и жестокого язычника, он стал благочестивым и
милосердным христианином. Он повелел всем бедным людям приходить к нему на
княжеский двор и получать там все нужное: пищу, одежду и даже деньги. Кроме
того, нагружались подводы хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом, квасом и
посылались по городам и селам, для всех больных и нищих, которые сами не
могли ходить. Владимир, боясь греха, даже опасался казнить разбойников, что в
условиях тогдашних, еще языческих по преимуществу, нравов могло быть
неправильно понятым. В этой связи епископы напомнили великому князю, что он
поставлен от Бога наказывать злых и миловать добрых. Народ полюбил своего
Великого Князя и прозвал его "Красным Солнышком" и, как к солнцу, тянулся к
нему и вместе с ним шел к Богу.
Но Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.
Историческое значение этого времени заключалось в следующем:
1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-
европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3)Русь была признана как христианское государство, что определило более
высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
Причины принятия христианства
Что же подвигло Русь к принятию христианства? Основной причиной, мне кажется,
можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование
государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и
обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать
языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени
соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования
новой религии происходит очень долго, следовательно, нужно было взять готовую
религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-
политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий
(ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы
обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. “Этот выбор
может показаться произвольным лишь на первый взгляд. В действительности он
был жестоко обусловлен принадлежностью к определенному региону. Кроме того,
оказывают влияние налаженные политические, торговые, культурные связи. У
волжскокамских булгар был распространен ислам, у хазар иудаизм, в Византии и
Западной Европе христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти
религии уже начали распространяться на Руси, но ни одна из них не могла
занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было
делом прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно
претендентом на государственную религию, так как иудаизм был религией
побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава
Игоревича).
Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной религией Русского
государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир
отказался от ислама.
Первой причиной послужившей отказом от ислама, как считают, это то, что Коран
запрещает вино. Хотя история Востока дает массу примеров нарушения этой
заповеди (султан Селим
получил прозвище “маст”, что означает пьяница).
Владимир же, как известно, любил устраивать пышные пиры и празднества по
любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах. Более
достоверной и достаточной мне видится другая причина.
Это слабость исламского мира в 80е г. 10 века. “Правители Сирии в 70е годы 10
века получили ряд серьезных поражений от Византии... Некогда могущественную
державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха
(976-997 г. ) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние
мусульманских государств в 80е годы 10 века, дали основания Владимиру
усомниться в способности ислама укрепить центральную власть.
Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее
удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях
жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на
Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже
исходя из этого, принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому
же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и
получил в жены сестру императоров Константина и Василия Анну. “Среди
сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта
христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых
мест, стоит культурноисторическая значимость государственного соседства с
Византией. Принятие же Западного варианта христианства означала для Владимира
подчинение Папской власти, следовательно, об укреплении власти на месте не
могло быть и речи.
“Из всей массы всемирноисторического материала, доступного для наших предков,
история Византии представлялась наиболее пригодной для практического
приложения, для заимствования и справок, и примеров в нужных случаях. Дух
нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от
чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории языческого мира,
ни в истории латинского запада”.
Заключение
Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским
обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их
решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие
самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование
становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижений Византии
постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись,
фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг.
Вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в
Византии. Новое летоисчисление начали вести от сотворения мира, и новый год
его начинался первого марта. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации
восточнославянских и соседствовавших с ними племен, создало новые формы
внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые
формы их взаимодействия с окружающим миром.
Важным оказалось и то, что православие не проповедовало идеи предопределения.
И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на
грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских
норм морали не было психологическим насилием для новообращенных, которые
привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла.
Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и
Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю.
Используемая литература:
1. Исмаилова С. Т. «История России и её ближайших соседей», М.:Аванта+ ,
1995г.
2. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. «История России с древнейших времен до
наших дней», М.:АСТ, 1999г.
3. Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви», М.: «Наука», 1991г.
4. Чернокозов А.И. «История мировой культуры», М., 1997 г.
5. «Большая Советская энциклопедия», М, 1978г.
|