ТЕМА:«Разгром Врангеля и махновцев».УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:знать основные события, связанные с боями в Крыму и
разгромом Врангеля;
уметь сопоставлять и критически анализировать информацию из разных источников
знаний, оценивать события и деятельность людей с позиций общечеловеческих
ценностей.ТИП УРОКА:инновационныйХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Постановка учебных задач.
III. Контроль знаний учащихсяВ тексте допущены 14 ошибок, учащимся необходимо их найти.
Брестский договор определил судьбу советской власти в Украине. 18 июня
1918 г. началось общее наступление немецко-австрийских войск на Восточном
фронте от Балтийского до Чёрного моря. Ликвидация большевистской власти в
Украине определила судьбу Генерального секретариата. Большевики решили
распустить этот малоизвестный в Украине орган. Постепенно сложились
предпосылки устранения Центральной Рады с политической арены. Уничтожение
республиканского строя произошло 5 октября 1918 г. Гетманом Украины был
избран Иван Скоропадский. Первые вооруженные нападения махновцев на
представителей гетманской власти, на военные отряды и местных помещиков
произошли в конце декабря 1918 г.
29 ноября 1918 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Украины
опубликовано в Таганроге манифест, в котором провозгласило восстановление
власти Советов и призвало к борьбе «против контрреволюции».
В конце ноября 1918 года началось наступление в Украине большевистских войск
под командованием Муравьёва.
Политика советской власти в Украине в 1919 г. оказывала гнетущее впечатление
на население республики. Людей не устраивали большевистские эксперименты в
экономической, политической и культурной жизни, новая экономическая политика
(НЭП).
В борьбе за овладение Украиной сошлись белогвардейские войска и Красная
армия. 30 августа 1919 г. части Красной армии после тяжёлого,
продолжительного боя оставили Киев.
Почти одновременно в город вошли белогвардейцы, которыми командовал генерал
Бредов и украинские войска с генералом Кравсом. Между ними было подписано
соглашение об отступлении из Киева до линии Василькова белогвардейских войск.
Контрнаступление большевистских войск началось 11 октября 1919 г. силами
ударной группы в составе Латышской стрелковой дивизии, бригады красного
казачества Примакова и отдельной стрелецкой бригады Павлова. Конный корпус
Ворошилова перешёл в наступление 15 октября 1919г. 16 декабря деникинцы
оставили Киев. В начале января 1921 г. Красная армия заняла Донбасс. В
январе-феврале развернулись бои за Правобережную Украину. В первые дни
февраля красные вошли в Николаев, Херсон, а потом в Одессу. Украина была
очищена от деникинцев.
В конце сентября 1920 г. сложил оружие последний их оплот – Новороссийск.
Только Кубань, штурм которой вели ослабленные большевистские войска, всё ещё
оставалась под контролем белогвардейцев.
IV. Изучение нового материала.
«КАК ЭТО БЫЛО»
(ролевая игра)
Участники – генерал Врангель, Н.И.Махно, М.И.Фрунзе, поэт Максимилиан Волошин.
(класс делится накануне на четыре команды, каждая готовит материал для одного
из персонажей ролевой игры и выставляет от себя участника для ответов на
вопросы ведущего программы).
1. Вопросы к генералу Врангелю.
На основе какой программы вы собирались вести борьбу с большевиками?
Мы собирались предоставить внутреннюю автономию Дону, Кубани, Тереку, дать
возможность Украине самостоятельно решать свою судьбу. Крестьяне получили бы
землю в собственность, Русь была бы спасена от ига коммунистов, бродяг и
каторжников.
Что из себя представляла ваша армия?
Четыре корпуса численностью 30 тыс. чел., поддержанные кораблями Антанты.
Какие военные действия вы предприняли летом 1920 года?
Высадка на берегу Азовского моря, наступление в Северной Таврии. Мы
рассчитывали, что Красная Армия, занятая на польском фронте, не окажет
серьёзного сопротивления. В дальнейшем предполагалось развернуть наступление
на Донбасс, Дон и Кубань.
Что вы предполагали предпринять после вашего поражения в Северной Таврии?
Мы укрылись за укреплениями Перекопа и Чонгара, рассчитывали перезимовать и
весной 1921 года продолжить борьбу с большевиками.
2. Вопросы к М.И.Фрунзе.
Благодаря чему удалось разбить врангелевцев в Северной Таврии?
Сюда была переброшена 2-я конная армия, из Сибири передислоцирована 51-я
стрелковая дивизия, другие части. Под моим командованием был создан Южный
фронт. Наша наступательная операция началась ударом с Каховского плацдарма.
Расскажите о дальнейших планах командования Красной Армии?
Политбюро ЦК РКП(б) передало мне директиву, где указывалось на необходимость
взять Крым до зимы любой ценой.
Как была выполнена эта директива?
Штурм перекопских и чонгарских укреплений начался в ночь с 7 на 8 ноября 1920
года. Часть войск наступала в обход укреплений – через Сиваш, а часть
атаковала перекопские позиции, что называется, в лоб. Некоторые части
потеряли до 85 процентов личного состава, но указание партии было выполнено.
3. Вопросы к Н. И. Махно.
Почему вы пошли на соглашение с советской властью?
Белогвардейцы были нашим общим врагом. Условием соглашения в сентябре 1920 г.
был ряд политических требований – автономия Гуляй польского района, свобода
пропаганды анархизма и ряд других.
Какую роль сыграли ваши отряды в операции по взятию Крыма?
В самый критический момент наша Крымская группа под командованием Каретникова
и Гавриленко переправилась через Сиваш и нанесла с тыла удар по вражеским
укреплениям.
Выполнили ли большевики условия соглашения?
Они поступили с нами предательски. После победы над Врангелем в штабе Фрунзе
были убиты Каретников и Гавриленко, а потом окружена Крымская группа. Только
небольшая её часть вырвалась с боем из окружения.
4. Вопрос к М. И. Фрунзе.
Почему вы так поступили со своими союзниками?
Мы считали махновцев союзниками временными, ненадёжными. Махно уже не раз
открывал фронт перед белыми. Теперь мы решили нанести удар неожиданно, по
соображениям революционной целесообразности, и навсегда избавиться от
махновцев, от анархии. К сожалению, борьба оказалась ещё долгой, и отняла
много сил.
Реплика генерала Врангеля.
Я предлагал Махно совместные действия против Красной Армии, но он, к
сожалению, отказался, что привело к печальным последствиям, как для нас, так
и для него. По крайней мере, я не поступил бы с его частями так, как сделали
большевики, которых Нестор Иванович посчитал, вероятно, более перспективными
союзниками.
Ответ Н. И. Махно.
Никогда в течение всей гражданской войны не был я белогвардейским союзником.
И фронт перед Деникиным я открыл в свое время по вине большевиков, которые
задумали ликвидацию моей самостоятельной армии. Так и с Врангелем – я
приказал расстрелять его посланца – капитана Михайлова.
5. Вопросы к Максимилиану Волошину.
Вы проживали в это время в Крыму. Расскажите, что произошло здесь после
прихода большевиков?
Жители Крыма подверглись жестоким расправам. Среди жертв массовых расстрелов
были офицеры, военные специалисты, врачи, учителя, священники, журналисты.
Их, вероятно, продолжали считать врагами Советской власти.
Какие цифры жертв вы можете назвать?
По разным сведениям, расстреляно было от 40 до 150 тысяч.
Как вы откликнулись на эти события?
Я написал цикл стихотворений (стихи «Террор» и «Бойня»).
Только ли большевики проявляли жестокость по отношению к своим противникам?
Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте обратимся к свидетельствам очевидцев.
Русский писатель и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко в
годы гражданской войны жил в Полтаве, которая много раз переходила из рук в
руки. Прочитаем отрывки из его писем и дневников.
«Большевик – это наглый начальник, повелевающий, обыскивающий, реквизирующий,
часто грабящий и расстреливающий без суда и формальностей» (6/19 марта 1918
г.). «.Немцы и гайдамаки вступили в город. хватают подозреваемых в большевизме.
заводят во дворцы и расстреливают» (16-17/29-30 марта 1918 г.). Петлюровцы
«очень часто казнят» (2-3/15-16 января 1919 г.). «Много дел (в «чрезвычайке»).
И плодят ещё больше» (16 марта 1919 г., после прихода большевиков). «Эти дни
прошли в сплошном грабеже. начались подлые бессудные расстрелы.» (18/31 июля
1919 г., после прихода деникинцев).
Какой же мы можем сделать вывод?
Мнение учащихся.
Учитель: Я бы эпиграфом к теме «Гражданская война» сделала такие строки М.
Цветаевой:
Все рядком лежат, -
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красный был – белым стал:
Смерть победила.
Какая мысль содержится в этом отрывке?
Согласны ли вы с автором?
Готово ли наше нынешнее общество к такому пониманию гражданской войны?
Мнение учащихся.
Согласны ли вы с теми, кто считает, что мы должны воздвигнуть памятник всем
жертвам гражданской войны, как это сделали, например, в Испании?
Считаете ли вы возможным (или необходимым) воздвигнуть памятник всем
участникам гражданской войны (например, Колчаку и Тухачевскому, Врангелю и
Блюхеру – всем вместе)?
Мнение учащихся.
V. Закрепление материала.
Задание на классной доске: расставьте перечисленные ниже события в
хронологической последовательности:
1. Штурм Крыма.
2. Соглашение махновцев с советской властью.
3. Разгром махновцев.
4. Поражение врангелевцев в Северной Таврии.
Работа с карточками-заданиями.
I. Вариант
I. Командующим Южным фронтом был:
а) М. Фрунзе
б) М. Тухачевский
в) В. БлюхерII. Считаете ли вы истинными приведенные ниже высказывания:
1. Движение Н. И. Махно – это кулацко-бандитское движение.
2. Взятие Перекопских и Чонгарских укреплений открыло большевикам дорогу
в Крым.III. В чём суть соглашения между махновцами и советской властью?
II. Вариант
I. Войска генерала
Врангеля сосредоточились;
а) на Левобережье Украины,
б) на Правобережье,
в) в Крыму.II. Считаете ли вы истинными приведенные ниже высказывания:1. Красный террор в Крыму – справедливое возмездие за совершенные
преступления.
2. Мужество и героизм были присущи в гражданской войне и той и другой
стороне.III. Каким образом войска Красной армии планировали атаковать
Крымские укрепления?
Несколько учащихся проверяют письменные работы и на уроке объявляют итоги.
VI. Домашнее задание: § 22 учебника Турченко.
Подготовить материал для характеристики Н. И. Махно.