Лекция: Универсальный эволюционизм
направленность эволюции смещается в сторону психического отражения (Назаретян
1991: 81-84).
Собственная динамика информационной модели мцра становится относительно
независимой от внешнего действия, вычленяются и актуализируются автономные
предметные идеальные образы. Экспериментальным доказательством автономности
модели мира на уровне психики является актуализация образов при введении
наркотических препаратов, нейрохирургических операциях и сны у млекопитающих.
У млекопитающих появляются и небиологические потребности (любопытство,
потребность в информации у крыс, альтруизм и бескорыстный риск у китов,
дельфинов потребность в социальном поощрении у шимпанзе, появление
психической потребности в онтогенезе человека). Новое качество модели мира
повышает шансы в конкуренции, даёт преимущество в прогнозировании и
планировании поведения.Выделение предмета в калейдоскопе окружающей среды
делает возможной умственную игру, перекомпоновку образов и составляет
предпосылку для нового типа вещественно- энергетических отношений субъекта со
средой: использование одних элементов среды для управления другими.
Правоорудийные акты и "умственные" операции, инструментальная сложность
действий и решение задач необходимы для упорядочивания энергетических потоков
в едином полезном направлении (Назаретян 1987: 344-352, 1991: 84-87).
Интеллект как "демон Максвелла" (диалектика энергетических и информационных
процессов). Чем богаче и динамичнее информационная модель мира, тем выше
антиэнтропийный потенциал субъекта управления. Интеллект как свойство
информационной модели мира обеспечивать энергетическое превосходство
полезного результата над затраченным усилием (Назаретян 1991; 87-94).
Ограниченность психического отражения заключается в невозможности вынесения
предметных образов вовне, материализации модели мира в языке, животное не
выделяет себя из среды и не отражает самое себя, не знает о своём
существовании ( »арден 1987: 137).
Биологические предпосылки антропосоциогенеза связаны с древесным образом
жизни приматов: хорошо развитое цве~овсе и объёмное зрение, хватательные
передние конечности с противостоящим большим пальцем, вертикальное положение
тела, большой мозг. К социальным предпосылкам антропосоциогенеза относятся:
длительный период развития детёнышей и связь мать-детёныш, отсутствие сезона
размножения и связь между особями противоположного пола, эволюция сложности
общественных групп от материнской семьи к многосамцовому стаду, язык и мимика
приматов (Грант 1991: »арден 1987: 127-132).
6. На пути к ноосфере
6.1. Проблемы теории антропосоциогенеза История представлений о происхождении
человека (от Анаксимандра до И.Канта, от Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина до
Л.Г.Моргана и Ф.Энгельса). Наука "1"-ого века: плавные, бесконфликтные,
прямолинейные переходы от приматов к человеку. Археологические, генетические,
экологические данные и современная теория антропосоциогенеза. Ископаемые
переходные формы (Ламберт 1991:100-177). Австралопитеки (букв.- южные
обезьяны, передвигались на двух ногах и первые из животных систематически
использовали усилители передних конечностей для охоты, защиты и нападения,
жили более 4 млн. лет назад на территории современной Африки). В Кении, озеро
Туркан, обнаружен участок обугленного грунта возрастом 2,5 млн. лет назад:
овладение огнём.Нопю ЬаЬйз (человек умелый, первые существа, создававшие
искусственные каменные орудия - рубила, резцы, топоровидные орудия, строили
укрытия, жили 2 - 1, 5 млн. лет назад). Нопю етесй~з (человек прямоходящий,
систематически использовал огонь, создавал сложные орудия - рубила,
наковальни, свёрла, лезвия, в эту группу входят питекантроп и синантроп, жили
1, 5 млн. - 200 тыс. лет назад). Ношо зар1епя пеапйегйа1епаз - неандертальцы,
преимущественно европейский подвид Ното, обладавший сложной культурой
(орудия, охота, шалаши, одежда, погребения, ритуалы, искусство), жили 200
тыс. лет - 30 тыс. лет назад (Ламберт 1991: 142-155). Ното зацепя вар1епя -
кроманьонцы, непосредственные предки современного человека (40 тыс. лет
назад).
Проблемы теории антропосоциогенеза: философские (материальное и идеальное) и
естественнонаучные (причины отсутствия переходных форм между животным и
социальным мирами; причины прогресса в орудийной деятельности).Решающий
вопрос для понимания причин и движущих сил антропогенеза: почему всё
множество биосоциальных образований между "двумя сКачками" (орудийная
деятельность и членораздельная речь) - от австралопитеков до современных
людей - йано только в археологической летописи и не сохранилось до настоящего
времени (Поршнёв 1974: 369, Назаретян 1991: 94-97).
эволюционные феномены: культуру, мораль, совесть. Цивилизация до сих пор
жива, потому что люди, становясь сильнее, умели становится и мудрее,
ответственнее, прозорливее (Назаретян 1996: 93).
Необратимая эволюция нравственности есть главный критерий прогресса в истории
(табу на убийство своего, понимание ценности чужой жизни после неолита).
Третьим гигантским скачком в эволюции нравственности было появление
ответственности за свой субъективный выбор, феномена совесть. За несколько
веков середины 1 тысячелетия до н. э. человечество переродилось, только тогда
люди узнали мораль и совесть, тогда появилось то, что мы называем личностью,
ответственностью, нравственным выбором. Передовые цивилизации испьггали
влияние новых идей, которые проповедовали мудрецы: первые представления о
добре и зле, первый шаг к личностно ориентированному мышлению (Заратустра "-
7П в. до н. э. в Иране), идеи абсолютного ненасилия и родственности всего
живого (Будда ЧЪ-Ч в. до н. э. в Индии), "чего не хочешь себе, того не делай
и другим" (Конфуций ~Л-Ч в. до н. э, в Китае). Новые идеи великих мыслителей
воплощались в новой практике человеческих отношений, в действиях императоров
(политическая демагогия, скорбь завоевателя по поводу убитых врагов, гуманное
правление, переосмысление целей и методов ведения войны (Назаретян 1996: 74-
78).
Но самые замечательные суждения о морали оставили философы Древней Греции и
особенно Сократ (470/469-399 до н. э.). Сократ совершает переворот в
традиционной системе ценностей, заявив о тождестве знания и добродетели.
Знание и мудрость есть справедливость, умеренность, совесть и добро.
Совершающий зло, делает это по незнанию. От Сократа ведет свои истоки феномен
совести как регулятор поведения. Ранее моральные резоны были мифологичны и
замкнуты на кару всемогущих богов. Мифологически или религиозно мыслящему
недоступна индивидуальная ответственность и личностное переживание, а свобода
от богов - это всегда самоконтроль, самоограничение, совесть небогобоязненной
личности. Со становлением личностного начала стали формироватся гражданское
право, логика и математика как науки доказательства, риторика и демагогия,
пришедшие на смену силовым методам в политических действиях (Реале,Антисери
1994: 66-67, Назаретян 1996: 80-81). Духовный процесс, который шел между 800
и 200 гг. до н. э. привёл к резкому повороту истории. Появился человек такого
типа, какой сохранился и по сей день. Начинается осевое время истории (Ясперс
1994: 32). По логике междисциплинарной теории прогресса у истоков грандиозных
преобразований передовых культур следует искать соразмерный по масштабу
кризис в развитии общества (Назаретян 1996: 84).
6.6. Причины социального прогресса Кризис является катализатором эволюции:
качественные изменения в системе происходят именно потому, что ее отношения
со средой заходят в тупик. Общеэволюционная схема кризисов следующая:
поддержание неравновесных процессов требует разрушения среды, экспансия на
среду приводит к исчерпанию ресурсов среды. Преодолевается кризис
формированием дополнительных антиэнтропийных механизмов, но новые параметры
нагрузки на среду вызывают новый кризис. Если на уровне биосферы обновление
антиэнтропийных механизмов обеспечивалось умножением экологических ниш и
возникновением трофических циклов с постоянным взаимовлиянием и ограничением,
то с началом "технологической" линии развития, гоминиды вырываются из цикла
природной регуляции и обретают экзотическую для живого мира способность к
самоистреблению. Орудийная, инструментальная, технологическая деятельность
вызывает кризис, сущность которого заключается в том, что растущий
энергетический потенциал технологий превосходит возможности регуляции и
ограничения. Для преодоления подобного кризиса необходимо совершенствовать
нравственный, гуманитарный потенциал, создавать новые механизмы сдерживания
собственного могущества (Назаретян1991: 130-131, 1996: 90).
В мировой истории от палеолита до наших дней отслеживается не менее шести
глобальных антропогенных кризисов. Верхнепалеолитический кризис разрешается
переходом к аграрной цивилизации. В "1Ч-"11 веках до н. э. цивилизованные
страны охватил тяжёлый аграрный и демографический кризис. Население росло, а
все земли, годные для возделывания бронзовой технологией, были уже освоены.
Обостряется конкуренция, распространяется производство железа и войны
становятся более кровопролитными. Ценностный переворот осевого времени создал
основу для более эффективных механизмов сдерживания агрессии.
Промышленная революция стала ответом на глубокий кризис сельскохозяйственного
производства. Новые сельскохозяйственные технологии (плуг с отвалом,
трёхпольный севооборот), новые растительные культуры (бобы, горох, чечевица),
прогресс в военном деле приводят в Европе "-"~Ч веков к росту населения и
энергетическому кризису (нехватка дров). Расширение обрабатьваемьгх земель
вызывает сокращение лесов, рост свалок, загрязнение рек. (Назаретян 1996: 84-
87). Цивилизация, преодолевая кризис созданием новых технологий, начинала
путь к следующему кризису: новые технологии и новая нагрузка на среду. Но это
не замкнутый круг: с информационным обогащением Интеллекта расширялась сфера
ненесилия, совершенствовались механизмы компромисса и мораль (Назаретян 1996:
Анализируя антропосоциогенез и социально-историческую стадию эволюции,
российские ученые выявили зависимость между инструментальными и гуманитарными
параметрами социального развития. Чем выше потенциал производственных и
боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии
необходимы для выживания общества. Эту социологическую зависимость между
силой, мудростью и выживанием, диспропорция которых выше определенного порога
грозит гибелью общества А. П. Назаретян назвал законом техно-гуманитарного
баланса. Стратегия человечества должна иметь две разные составляющие: научно-
технологическую и нравственную, гуманитарную (Назаретян 1991: 1996: 1999;
Моисеев 1998: 346-347).
Социальный прогресс не изначальный путь к совершенству ради которого
допустимы любые жертвы, а средство выживания. Люди становились лучше, чтобы
выжить. Люди учились на опыте истории, драматически медленно, как слепые
котята (М. Волошин), но двоечников суровая школа истории безжалостно
отсеивала. Прогрессивные изменения сопряжены с потерями и жертвами, но
альтернативой в точке бифуркации становится разрушение системы (Назаретян
1991: 131, 1996: 91, 1997: 122-124).
6.7. Теоретические перспективы Интеллекта На грани третьего тысячелетия
технологический интеллект достиг такого могущества в управлении энергией
окружающего мира, которое не обеспечено адекватными механизмами сдерживания
социальной и экологической агрессии (Седов 1991: 3, Налимов 1993: 10-13,
Назаретян 1996: 109-132, Моисеев 1998: 281-288). Кризис проявляется во всех
аспектах жизни общества: военно-политическом, эколого-энергетическом, медико-
генетическом, социальном. Разрешались кризисы созданием новых технологий и
совершенствованием нравственной составляющей Интеллекта. Гипотеза о
множественности очагов жизни во Вселенной и вселенском естественном отборе.
Цивилизация должна стать качественно иной (более мудрой и ответственной за
будущее), либо катастрофический финал неизбежен. Цивилизация несёт
человечеству не одни только
блага, но ещё и угрозу уничтожения (Седов 1991: 3). Скорость роста негативных
тенденций возрастает, и судьба человечества будет решаться в очень недалеких
десятилетиях. Будущее Интеллекта: самоистребление или трансформация в
постчеловеческую стадию (Общественные науки и современность 11журнвв
Российской Академии наук, рубрики"стратегия выживания", "глобалистика и
футурология").
6.8. Условия выживания земной цивилизации По закону кибернетики Эшби: чем
выше разнообразие управляющего органа - интеллекта, тем более сложные
процессы доступны эффективному управлению. »ансы на выживание цивилизации
пропорциональны обьёму "внутреннего" разнообразия. Для выживания земная
цивилизация должна пройти тест на зрелость как тест на разнообразие.
Процесс дальнейшего созидания человека зависит от многоуровневого, богато
оркестрованного сознания, динамического режима, в котором могут звучать в
унисон многие уровни. Преодоление нынешнего кризиса связано с качественным
обогащением человеческого интеллекта. Кризисы преодолевались ростом
разнообразия по одним параметрам и разумным ограничением по другим. Силовые
конфликты нацелены против разнообразия, но прежде они не были принципиально
противопоказаны обществу. Сегодня, учитывая ядерное оружие, история впервые
поставила перед людьми императив устранения насилия с политической арены.
Насильственное разрешение любых противоречий должно исчезнуть точно так же,
как сегодня исчез каннибализм. Тест на разнообразие в системе общественных
отношений это тест на терпимость к различиям и уход от любых форм
авторитаризма. Терпимость есть качество развитого ума. Психологами
установлены зависимости между информационным наполнением образа и
восприимчивостью к альтернативам, между интеллектуальным развитием и
зрелостью нравственных суждений. Но до- тех пор пока сохраняет силу
религиозное, культовое, дихотомическое мышление, невозможно ни вырваться из
порочного круга бого-дьявольской контраверзы, а значит вражды, ни
регулировать демографические проблемы. Нельзя не видеть, что религии и войны
дополняли друг друга. Да и религия сегодня, несмотря на кажущийся ренессанс и
срастание с властью, вьппла на обочины жизни, застыла во времени, не
замечает, что люди уже другие (Седов 1991, Назаретян 1991: 166, 1996: 119-
123, Налимов 1993: 10-13, 237-238, Янч 1999
о1: 157). Определяющее значение в истории общества будут играть и его
взаимоотношения с окружающей природой: выживание требует создания нового
нравственного, экологического императива, системы ограничений и действий,
выполнение которых необходимо для перехода человечества в режим коэволюции с
биосферой (Моисеев 1998: 319-322, 346).
Выполнение же условий выживания интеллекта связано, во-первых, с
распространением правдивой информации о негативных тенденциях в обществе.
Проблемы человеческой экологии должны быть сформулированы глубже и
представлены обществу в понятных публикациях (Налимов 1993: 236, Н.Н.Моисеев
Гуманизм - заслон против надвигающегося средневековья 11 Здравый смысл1997,
ю5). Во-вторых, с необходимостью признания системы образования самой
приоритетной сферой в обществе. Будущее страны, нации будет зависеть от
учителя в большей степени, чем от политика, коммерсанта, предпринимателя. Но
систему образования надо реформировать: образование должно стать
трансдисциплинарным, нацеленным на анализ и решение проблем современного
общества. В школах и вузах надо готовить не только специалистов, но, прежде
всего, культурных, ингеллигентных людей. Надо создать духовную атмосферу, в
которой мог бы начатся поиск новых путей развития культуры. Только по-
настоящему образованное и интеллигентное общество будет способно вступить в
эпоху ноосферы(Налимов 1993: 236-237, Моисеев 1996: 14-23). В третьих, ядром
новой культуры должен стать гуманизм, критический гуманизм. Человек есть
высшая реальность, разум Вселенной, безотносительно к национальной, расовой,
классовой, религиозной спецификации (Назаретян 1996: 125,
Но заплатить за выживание придегся трансформацией вида Нопю Яар1епа:
сбрасыванием Интеллектом принудительной биологической оболочки (Назаретян
1991: 153-154). Человек разумный как биологический вид обречён (Л.И.Иржак
Человек разумный как биологический вид I/ Человек: многомерность дискурсивных
практик, Сыктывкар, 1998, с.92-93). Искусственные органы и генная инженерия,
отношение между естественным и искусственным Интеллектом, проблема контроля
за компьютером и роботами - вот новые испытания для человека. »ансы на
преодоление кризиса сохраняются, но выживание сопряжено с серьёзными жертвами
и компромиссами (Назаретян 1996: 151-174).
7. Наука и человек 7.1.Человек как биосоциальный феномен
Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Психогенетика.
Этология и человек. Биоэтические проблемы в современном обществе.
7.2. Человек и космос
Человек как космический феномен. Биосфера, человек и космические циклы.
Космическое естествознание: К.Циолковский, В. Вернадский, А.Чижевский.
7. 3. Мозг и сознание человека
Высшая нервная деятельность. Модели сознания. Бессознательное: новые
перспективы в исследовании внутреннего мира. Трансперсональная психология.
7.4. Факторы здоровья человека
Анатомические и физиологические особенности человека. Здоровье и
продолжительность жизни. Проблема жизнь-смерть. Физиология труда: пределы
работоспособности, тренировка и адаптация. Науки о здоровье.
Эволюционно-синергетическая парадигма
как основа целостности культуры
Естественнонаучное моделирование социальных процессов. Наука, философия,
религия - новые возможности диалога. Неизбежность смены культуры как
изменение коллективного сознания. Конвергенция естественнонаучного и
гуманитарного стилей научного мышления - путь к новой культуре.
Абсолютное - ни от чего не зависящее.
Начало антропосоциогенеза: похолодание климата и сокращение площади
тропических лесов; конкуренция за экологическую нишу и вытеснение наших
предков в саванну; прямохождение и орудийная деятельность как следствия
приспособления к новым условиям жизни у австралопитеков (Моисеев 1998: 163-
167).
6.2. Причины прогресса гоминидов Антропосоциогенез как одна из стадий
эволюции Универсума (общесистемные закономерности, сравнение с предыдущими
стадиями, конкуренция за энергию и пространство, отбор). Орудийная
деятельность и первый кризис из-за собственного могущества (внутристадные
конфликты при удовлетворении биологических инстинктов). Данные археологии:
черепа с признаками искусственных повреждений. Исследования первобытных
племён: каннибализм. Снижение уровня внутригрупповой агрессии и становление
протоморали (небиологических механизмов регуляции поведения в стаде) в форме
табу ("не убий" своего). Перенос агрессии на представителей других
коллективов (идентификация "они - мы"). Прасоциальная среда (конкурирующие за
экологическую нишу стада предлюдей) как фактор разнообразия среды и главная
причина прогресса в орудийной деятельности. Смертельные' схватки между
стадами гоминидов как определяющий тип отношений, изменение характера отбора
из индивидуального в биосоциальный при стадном образе жизни предлюдей. По
закону кибернетики У.Р.Эшби, спасаться от разнообразия среды можно только
совершенствуя собственное "внешнее" разнообразие (прогресс в орудийной
деятельности) и "внутреннее" разнообразие или внутригрупповую организацию и
кооперацию (обработка и производство орудий, лечение соплеменников и передача
опыта, поддержка огня и охота).
6. 3. Самоотражение и язык Роль коммуникации в межгрупповой конкуренции.
Совместные действия требовали преодоления кризиса "атомарности": единое
развитие манипуляционной активности, мозговых структур и звуковых сигналов
как специфической семиотической системы; инстинктивные возгласы как предтечи
членораздельной речи; звуковые сигналы и позитивные поведенческие эффекты.
Роль процессов научения в закреплении социально обработанных сигналов.
Необходимость превращения каждого акта отражения во фрагмент социально-
коммуникативного процесса через семантику слова. Революция в осмыслении
образа и моделировании мира: идеальное опосредование ситуаций и
материализация психических образов в слове; отражение не только среды, но и
самого процесса отражения (модель собственного места в мире - феномен
человеческого "Я"); идеализация субъективных значений определённостей
материального мира. Возникновение элементов индивидуальной памяти.
Ограничение инстинктивной регуляции поведения индивидов. Гипотеза Ф.Кликса о
причине гибели неандертальцев (мозг неандертальцев ориентирован на
непосредственно-чувственную репрезентацию опьгга в ущерб более ёмкому
формально логическому упорядочению кроманьонцев, обладавших и более богатой
речью, Ф.Кликс "Пробуждающееся мышление М.,1983).
6.4. Результаты неолитической революции Дихотомическое сознание как
определяющая характеристика первобытной культуры (этические, эстетические и
религиозные формы общественных отношений). Рост эффективности охотничьих
технологий и верхнепалеолитический (палеолит - древний каменный век, 1,75
млн.-15 тыс. лет назад) экологический кризис: исчезновение многих видов
животных, ужесточение конкуренции между сообществами, сокращение количества
населения. Присваивающее хозяйство зашло в тупик. Неолитическая (неолит -
новый каменный век, сменивший палеолит) революция (длилась 5 тысяч лет) и
разрешение кризиса: новая технология (переход от охоты и собирательства к
земледелию и скотоводству); интеллектуальный рост (исследования этнографов
показывают, чго ум земледельца и скотовода отличается от ума охотника и
превосходит его по информационному объёму). Интеллектуальный уровень вызывает
и новое качество человеческих отношений (новы мораль): поголовное физическое
уничтожение чужаков перестаег быть правилом, через прагматику возникают
различные формы межплеменного компромисса. Классовое расслоение и
эксплуатация вытесняют "нормативный" геноцид, массовое истребление чужаков и
людоедство. Это бьш переворот эпохального значения: начинается человеческая
история или социально-историческая стадия эволюции Универсума (Назаретян
1996: 52-68).
6.5. История и прогресс Проблема прогресса в истории одна из самых сложных в
науке, поскольку необходимо отвечать на следующие вопросы: есть ли в истории
законы и логика? какую роль играли личности и можно ли осуждать исторические
события? что улучшалось в истории и чему нас научила история? становился ли
человек лучше, нравственнее, мудрее? что нас ждет в будущем?
В рамках единой модели эволюции Вселенной история человеческой цивилизации
представлена как одна из эволюционных фаз. Генеральное направление неизменно:
удаление от термодинамического равновесия обеспечивалось эффективностью
использования энергии за счёт роста организационного разнообразия и
обогащения информационных моделей. На уровне социально-исторической стадии
универсального эволюционизма общеэволюционные критерии прогресса сохраняются,
но усложн~потся. Типы цивилизаций в истории (аграрная, индустриальная и
постиндустриальная) отличались уровнем развития производительных сил
(К.Маркс) или более эффективным способом использования энергии, более
сложной, разнообразной социальной организацией (классовое расслоение,
политические режимы, степень социальной свободы и рост продолжительности
жизни, эволюция системы общественных отношений) и разными типами сознания.
Развитие технологий и разделение труда требовали интеллектуального обогащения
действующих субъектов. С расширением мировосприятия сопряжена неолитическая
революция (ум скотовода отличается от ума охотника). Но и рабовладельцу не
понять тактику феодальной эксплуатации, а ранние капиталисты не видели смысла
в социальных защитах. Возрастающее разнообразие деятельности людей
увеличивало ёмкость информационного моделирования мира (Назаретян, 1991: 119-
120).
Огромную роль в исторических событиях играла конкуренция между племенами,
этносами, государствами за пространство и энергию. В условиях конкуренции
решались задачи сохранения гомеостаза социальной системы. Конкуренция
обеспечивала отбор социальных организмов, с более эффективной экономикой
(закон возвышения потребностей человека и рост населения) и мощной военной
технологией. Один из парадоксов истории в том, что войны объективно выполняли
роль катализатора социального прогресса, при всех ужасах и страданиях
(Назаретян 1991: 121-123). Но наращивая деструкторные, боевые способности,
носитель Интеллекта должен был породить и совершенствовать новые .
Глоссарий:
Австралопитеки (букв. - южные обезьяны) - ископаемые высшие
человекообразные обезьяны, систематически использовавшие усилители передних
конечностей, передвигавшиеся на двух ногах, жившие более 4-х миллионов лет
назад.
Автотрофы (фототрофы) - организмы, использующие лучистую энергию,
преобразующие ее при помощи фотосинтеза.
Аддитивность - свойство, состоящее в том, что некоторая составная
величина сводится к сумме всех частей.
Адроны - (барионы), горячие частицы: протон, нейтрон, мезоны.
Актуализм - метод научного познания, использующий знания современности
для объяснения процессов, происходивших в прошлом.
Аллели - альтернативные формы одного гена.
Античастица - у каждой частицы материи есть соответствующая античастица.
При соударении частицы и античастицы происходит их аннигиляция, в результате
которой выделяется энергия и рождаются другие частицы. Антисциентизм -
психологическое отторжение науки, антинаучный синдром. Антропогенный -
вызванный человеческой деятельностью.
Антропоиды - человекообразные обезьяны, по другим источникам все двуногие.
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами
предметов неживой природы, растений, животных, мифических существ.
Антропосоциогенез - процесс формирования человека и общества.
Антропный принцип - мы видим Вселенную такой, как она есть потому что,
будь она другой, нас бы здесь не было и мы бы не могли ее наблюдать.
Антропоцентризм - мировоззрение, принимающее в качестве исходного факта
реальное существование человека.
Апостериори - на основании эмпирического опыта; вследствие предыдущих событий.
Априори - предшествующее опыту, изначально заложенное в сознании.
Априорная направленность - последовательность событий, гарантированная
изначальной программой (идеей).
Ассимиляция - поглощение, растворение, слияние.
Атрибут - всеобщее свойство (например активность, отражение).
Аттракторы (лат. притягивать) - цели эволюции; состояния, к которым
стремится система.
Биосфера - область активной жизни, охватьвающая нижнюю часть атмосферы,
гидросферу и верхнюю часть почвы.
Валентность - мера реакционной способности, способность присоединять или
отдавать электроны с внешней орбиты.
Верификация - проверка, опытное подтверждение.
Вероятностное видение - размьггое, полиморфное, неоднозначное, не имеющее
атомарного смысла; неопределенность, нелинейность.
Вероятность - мера случайности.
Возможность - то, что существует опосредованно, то у чего нет меры.
Время - форма существования материи, обозначает непрерывность.
Ген - единица наследственности.
Генофонд - совокупность генов популяции.
Гетеротрофы - организмы, использующие для жизнедеятельности в качестве
энергии готовые органические вещества, накопленные другими живыми организмами
(все животные, человек, некоторые растения).
Гиперциклы - средство объединения макромолекул в систему, способную к эволюции.
Гносеология (эпистемология) - теория познания.
Гомеостаз - внутреннее равновесие.
Гоминиды - семейство отряда приматов. Включает людей современного типа, а
также ископаемых предшественников.
Гомология - сходство структур или функций.
Гравитация - тяготение, притяжение в физическом смысле.
Дальнодействие - действующее на любом расстоянии.
Движение – способ существования материи.
Деградация - разрушение, потеря организационных качеств, рассеивание энергии.
Дедукция - метод, противоположный индукции, от общего к частному; метод,
объясняющий или предсказывающий факты на основе уже имеющейся теоретической
конструкции.
Действительность - существующее непосредственно.
Демография - наука о населении, динамике роста численности людей в
социальном и географическом пространстве. Деструктивньй - разрушительный.
Детерминизм - учение о причинной обусловленности всех явлений.
Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально общих групп
организмов.
Диверсификация - рост разнообразия.
Дилемма - выбор их двух альтернатив.
Дискретность - прерывность.
Диссимиляция - распад.
Диссипативные структуры - структуры, в которых потоки ведут не к потерям,
а к самоорганизации; структуры вдали от равновесия.
Дифракция - огибание физическими волнами различных препятствий.
Догматизм - суждения абсолютные, неизменные, непроверяемые.
Додисциплинарность - описание мира целостно; характеристика античной и
классической стадий науки; единая, нерасчлененная на дисциплины наука.
Дуализм - равноправие и независимость двух имманентных начал (например,
волновых и корпускулярных свойств в физике, материи и сознания в философии).
Жизнь - этап универсальной эволюции, сигнальная, активная форма
существования и самовоспроизводства гиперциклов, клеток, организма, популяций,
биосферы. Зигота - оплодотворенная яйцеклетка.
Имманентный - изначально присущий, внутренний, неотделимый.
Императив - беспрекословное, общезначимое требование, долженствование.
Имплицитный - невыраженный, возможный, подразумеваемый.
Инвариант - область, в которой схожи различные точки зрения; общезначимый.
Индукция - метод, связанный с движением мысли от данных опыта, фактов
(полученных в наблюдении или эксперименте) к их обобщению в выводах,
заключениях.
Информация - субъективная мера организованности объективно существующей
структуры системы.
Истина - теоретическая категория для обозначения меры соответствия знания
объективным тенденциям изменения наличной системы общественных отношений.
Катаклизмы - катастрофы.
Катализатор - ускоритель процесса. Каузальный - причинный.
Качество - обозначает определенность существования. Квант - дискретная порция.
Кварки - гипотетические фундаментальные частицы, из которых состоят
нуклоны. Кибернетика - наука об управлении и информации.
Когерентность - согласованность, непротиворечивость. Когнитивный -
познавательный. Конвенциализм - соглашение.
Континуальность - непрерывность, отсутствие квантов (порций). Корпускула
- частица.
Корреляция - соответствие.
Креационизм - учение о сотворении мира, жизни и сознания.
Латентный - скрытый, не имеющий пока явного выражения.
Лептоны - легкие частицы: электроны, позитроны, нейтрино.
Макромолекулы - "живые" молекулы: белки, углеводы и нуклеиновые кислоты.
Макроэволюция - эволюция больших групп (родов, семейств, отрядов или типов).
Материя - теоретическая категория для обозначения квантованного
самодвижения или энергии.
Метаболизм - обмен веществ между организмом и средой.
Механицизм - объяснение сложных явлений жизни, общества, мышления по
аналогии с механическими взаимодействиями.
Микроэволюция - эволюция в пределах локальных воспроизводящихся
популяций, самый низкий уровень эволюции.
Молекула - система атомов, качественно новое образование, образующее целое.
Монада - единая, психически активная субстанция. По Г.В.Лейбницу,
составная часть мироздания, отражающая в себе все сущее.
Мутация - внезапное изменение наследственности из-за искажения в
структуре генов, условие изменчивости.
Негэнтропия - отрицательная энтропия.
Нелинейность - многовариантность, альтернативность.
Неодномерные - не являющиеся друг другу формы бытия, не взаимодействующие.
Неолит - новый каменный век, сменивший палеолит, от 11 до 5 тыс. лет
назад. Развитие каменных орудий и изделий, появление земледелия и скотоводства.
Номогенез - концепция, согласно которой эволюция происходит в
соответствии с изначальной программой, а отбор играет второстепенную роль.
Синонимы - телеогенез, ортогенез.
Ноосфера - сфера разума.
Нуклеосинтез - формирование атомных ядер.
Нуклеотиды - составные части информационных макромолекул, мономеры
нуклеиновых кислот.
Нуклоны - общее название протонов и нейтронов.
Обратимость законов - неизменность, вне времени.
Объект - все, что способно выполнить функцию данного, то, что
противостоит субъекту.
Одномерные формы - те, которые согласовывают определенности своего
существования, являются друг другу.
Онтология - учение о бытии.
Организация - 1) внутренняя упорядоченность, согласованность
взаимодействий более или менее дифференцированных и автономных элементов
целого, обусловленная его строением; 2) процесс, ведущий к образованию и
совершенствованию взаимосвязей между элементами целого.
Отражение - всеобщий атрибут (свойство) материи.
Первый аспект отражения - все отражено во всем, ничто никуда не девается
и не исчезает, второй аспект - это формы отражения в живом и неживом мирах.
Палеолит - древний каменный век, ок. 1,75 млн лет назад - 10,5 тыс. лет.
назад: эра хабилисов, архантропов и неоантропов (род гоминидов, к которому
относятся и современные люди).
Парадигма - господствующая научная концепция, стиль мышления.
Популяция - совокупность особей одного вида. Постулат - недоказанное
утверждение, аксиома.
Поток генов - иммиграция носителей разных аллелей из других популяций.
Прагматизм - концепция, считающая, что истинно то, что полезно.
Предмет - более узкое понятие, чем объект, то, что исследуется конкретной
наукой.
Прокариоты - до-ядерные клетки: самые примитивные организмы, бактерии,
сине-зеленые водоросли.
Пространство - форма существования материи, обозначает качественную
дифференцированность квантованного движения.
Протон - ядро атома водорода.
Развитие - движение движения, изменение законов движения, изменение
способа существования; синонимы - эволюция, прогресс.
Редукционизм - научная парадигма, суть которой в том, что более сложные
явления объясняются путем сведения (редукции) к более простым.
Редукция - сведение сложного к простому.
Релятивистский - относящийся к теории относительности А.Эйнштейна.
Рефлекс - автоматизированная реакция на стимул.
Рефлексия - самосознание, отражение, самоанализ.
Самоорганизация - процессы спонтанного упорядочивания (перехода от хаоса
к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.
Семантика - наука о значении знаков.
Сингулярность - гипотетическое состояние Вселенной до Большого взрыва,
точка с бесконечной плотностью.
Снятие - преодоление и сохранение.
Спекуляции - непроверяемые теоретические конструкции.
Спорадический - непостоянный, несистематический.
Стохастичность - случайность.
Субстанциальность, синергизм - то, что не нуждается для своего
существования ни в чем другом, кроме себя. Причина самое себя.
Субстрат - вещественная основа.
Табу - запрет, одна из первых форм нравственности (небиологические
механизмы регуляции).
Трофический - принадлежащий к системе питания.
Фальсификация - опровержение.
Фатализм - предопределенность событий, предписанность судьбы, финализм.
Феномен - явление.
Физикализм - научная парадигма, требующая объяснения всех процессов по
аналогии с физическими; антисубъективное описание неживого мира без категорий,
связанных с субъективным.
Филогенез - история развития биологического вида.
Флуктуация - случайное колебание, отклонение от средних значений.
Фотосинтез - превращение растениями и некоторыми микроорганизмами энергии
Солнца в энергию химических связей макро молекул.
Футурология - наука о будущем. "абилис - человек умелый, хабилисы -
первые существа, начавшие изготовлять орудия.
Цефализация - развитие головного мозга.
Экстраполяция - распространение выводов, полученных при изучении одного
предмета, на другой предмет.
Элевационизм - общенаучная парадигма, требующая объяснения более простых
явлений по аналогии с более сложными, сквозь призму их потенциального развития.
Вселенная как до-человек. Антиредукционизм.
Элевация - возвышение, возведение простого к сложному, подход к
выявлению тех свойств простейшего взаимодействия, которые делают его
потенциальным источником более сложных явлений.
Элементаризм - учение, согласно которому мир состоит из неделимых частиц.
Элиминация - устранение, уничтожение.
Эмансипация - освобождение, независимость.
Эмпирический - основанный на опыте.
Энергия - мера различных форм материи.
Энтропия - функция состояния системы, противоположная ее упорядоченности.
Хаос, однообразие. Мера дезорганизации систем. Равновесие.
Эссенндализм - понимание вещей (живых организмов и неживых тел) как
обладающих единой и неизменной сущностью.
Эукариоты - клетки, имеющие ядро и более сложную, чем у прокариот мембрану.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|