Методические указания: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов всех форм обучения, специальности 060400 «Финансы и кредит»
Методические указания: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ - УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для студентов всех форм обучения, специальности 060400 «Финансы и кредит»
Историю возникновения и развития экономических идей и концепций, теоретических школ и направлений.
Уметь
Использовать полученные знания для принятия самостоятельных решений по практической реализации актуальных экономических задач.
Иметь представление
О связи экономической теории с хозяйственной практикой, вариантами экономической политики.
Уметь использовать информацию в ситуациях; и т.д.
Для просчета возможных последствий политико-экономических решений и избрания оптимальной экономической стратегии и тактики.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «История экономических учений »
Специальность «Финансы и кредит »
Количество часов по 5-летнему плану:
Дневное отделение –102
№
Раздел,
тема
Количество часов
Контрольные мероприятия
Всего
Самост работа
Аудиторные занятия
Всего
лекционные
Группо-вые
лабора-торные
контр раб
КУРсов раб
зачет
экзамен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
TЕМА 1. Экономические учения древности и средневековья
9
6
3
2
1
2
ТЕМА 2. Возникновение и развитие классической и политической экономии.
12
6
6
4
2
3
ТЕМА 3. Экономические теории Т.Р. Мальтуса, Ж.Б. Сэя и Д.С. Милля.
ТЕМА 6. Новая историческая школа и маржиналистская «революция».
12
6
6
4
2
7
ТЕМА 7. Истоки и этапы развития неклассической теории.
12
6
6
4
2
8
ТЕМА 8. Дж. Кейнс и кейнсианство.
12
6
6
4
2
9
ТЕМА 9. Социально-индустриальное направление экономической мысли XX века.
12
6
6
4
2
Итого часов по курсу:
102
51
51
34
17
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «История экономических учений»
Специальность «Финансы и кредит»
Количество часов по 5-летнему плану:
Заочное отделение - 102
№
Раздел,
тема
Количество часов
Контрольные мероприятия
Всего
Самост работа
Аудиторные занятия
Всего
лекционные
Группо-вые
лабора-торные
контр раб
КУРсов раб
зачет
экзамен
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
TЕМА 1. Экономические учения древности и средневековья
11
10
1
1
2
ТЕМА 2. Возникновение и развитие классической и политической экономии.
11
10
1
1
3
ТЕМА 3. Экономические теории Т.Р. Мальтуса, Ж.Б. Сэя и Д.С. Милля.
ТЕМА 6. Новая историческая школа и маржиналистская «революция».
11
10
1
1
7
ТЕМА 7. Истоки и этапы развития неклассической теории.
11
10
1
1
8
ТЕМА 8. Дж. Кейнс и кейнсианство.
12
10
2
2
9
ТЕМА 9. Социально-индустриальное направление экономической мысли XX века.
12
10
2
2
Итого часов по курсу:
102
90
12
12
6
ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «История экономичесКИх учений»
ТЕМА 1. Экономические учения древности и средневековья
Содержание темы: Формирование экономических воззрений рабовладельческого
общества в Древней Азии и античном мире. Экономические идеи феодализма в
различных странах. Возникновение экономической мысли в России. Меркантилизм как
первая политико-экономическая идеология капитализма. Особенности меркантилизма
в отдельных странах.
Литература 2,3
ТЕМА 2. Возникновение и развитие классической и политической экономии.
Содержание темы: Исторические условия возникновения и общая
характеристика классической политической экономии. Экономические взгляды У.
Пети, П. Буагильбера, Ф. Кенэ. Физиократизм как одно из направлений
экономической мысли XVII-XVIII вв. Политическая экономия А. Смита. Развитие
классической политэкономии Д. Рикардо.
Литература: 6,15
ТЕМА 3. Экономические теории Т.Р. Мальтуса, Ж.Б. Сэя и Д.С. Милля.
Содержание темы: Т.Р. Мальтус: закон народонаселения. Убывающая отдача
теории ренты. Закон Сэя и классическая денежная теория. Тождество и равенство
Сэя. Дж. С. Милль: «Основы политической экономии».
Литература: 12,11,30
ТЕМА 4. Экономические учения социалистов-утопистов.
Содержание темы: Условия возникновения утопического социализма в западной
Европе начала XIX века и его общая характеристика. Историческая концепция А.
Сен-Симона. Проект новой индустриальной системы. Ш. Фурье: Учение об
ассоциации. Особенности английского утопического социализма. Р. Оуэн о
преобразовании общества. Проект «трудовых денег» и «справедливого обмена».
Литература: 13,14
ТЕМА 5. Экономическая теория марксизма.
Содержание темы: Условия возникновения и источники марксизма. Первые
политэкономические работы К. Маркса и ф. Энгельса: «Наброски к критике
политической экономии», «Экономико-философские рукописи 1844 года», «Нищета
философии». Формирование методологических принципов марксистской политэкономии.
«Капитал» К. Маркса его основное содержание и противоречия. Теория прибавочной
стоимости. Развитие В.И. Лениным марксистской экономической теории.
Литература: 8,9,10,29
ТЕМА 6. Новая историческая школа и маржиналистская «революция».
Содержание темы: Новая историческая школа. Л. Брентано и Г. Шмолер.
Методология школы.
Австрийская школа. К. Менгер, Ф. Визер и Е. Беем-Баверк. Возникновение
«предельной полезности».
Кембриджская школа. Теория спроса и предложения А. Маршалла. Трактовка
ценности благ.
А. Пигу. Теория благосостояния.
Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка. Принцип предельной
производительности факторов.
Математическая школа и особенности ее методологии. Концепция общего
равновесия Л. Вальраса. Экономическая теория благосостояния В. Парето.
Литература: 1,9
ТЕМА 7. Истоки и этапы развития неклассической теории.
Содержание темы: А. Маршалл-основоположник неклассического направления
экономической мысли. «Принципы экономикс». Особенности теории и методологии
учения А. Маршалла.
Экономические идеи неолиберализма. Ф. Хайек: философия экономической свободы.
Л. Эрхард и его книга «Благосостояние для всех».
Развитие неоклассической теории М. Фридменом. Доктрина монетаризма. А.
Лаффер, Дж. Гилднер: идеи экономики предложения.
Литература: 11,31
ТЕМА 8. Дж. Кейнс и кейнсианство.
Содержание темы: Экономические взгляды Дж. М. Кейнса. Теория эффективного
спроса. Особенности методологии кейнсианства. Дж. М. Кейнс о роли государства в
регулировании экономики.
Неокейнсианство. Р. Харрод, А. Лернер, Э. Хансен, Д. Робинсон.
Неокейнсианские модели антициклического регулирования и экономического роста.
П. Самуэльсон «Экономика»: Неоклассический синтез как сочетание
неоклассических идей с идеями неокейнсианства.
Литература 19,18,26
ТЕМА 9. Социально-индустриальное направление экономической мысли XX века.
Содержание темы: Исторические условия становления американского
институционализма. Т. Веблен – основоположник институционального направления .
«Теория праздного класса», Социально-правовой институционализм Д. Коммонса.
Коньюктурно-статистический институционализм У. Митчелла . Развитие идей
институционализма Дж. Гелбрейтом.
Французская социологическая школа. Ф. Перру. Современная эволюция
институционализма. Д. Бьюкенен, Г. Беккер. Практическое значение
институционализма.
Литература: 3,4
ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Семинар I. ТЕМА 1. Экономические учения древности и средневековья.
Цель: Изучить истоки экономической науки.
Вопросы для обсуждения:
Формирование экономических воззрений в рабовладельческих обществах.
Экономические идеи эпохи феодализма.
Меркантилизм как первая школа
политической экономии.
Литература 2,3
Темы докладов/рефератов:
Особенности модели идеального государства в трудах Аристотеля.
Сравнительный анализ трактовок основных экономических категорий в периоды
раннего и позднего канонизма.
Формы текущего контроля знаний: опрос
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
Семинар 2. ТЕМА 2. Возникновение и развитие классической политической экономии.
Цель: Изучить этапы развития и особенности предмета классической
политической экономии.
Вопросы для обсуждения:
У. Пети и его учение.
Экономические взгляды П. Буагильберга и
Ф. Кенэ.
Физиократизм как одно из направлений политической мысли
XVII-XVIII вв.
А. Смит как экономист мануфактурного периода.
Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»:
структура, содержание, методология.
Литература : 6,15
Темы докладов/рефератов:
Развитие классической политической экономии в трудах Д. Риккардо.
Историческое значение политико-экономического учения А. Смита и Д.
Риккардо.
Формы текущего контроля знаний: опрос,
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Семинар 3. ТЕМА 3. Экономические теории Т.Р. Мальтуса, Ж. Б. Сэя и Д.С. Милля.
Цель: Изучить развитие классической политической экономии в условиях
индустриализации Вопросы для обсуждения:
Т.Р. Мальтус и его теория народонаселения.
Убывающая
отдача и теория ренты.
Критика Т.Р. Мальтусом рикардианства.
Закон Сэя и классическая денежная теория.
Дж. Милль: «Основы
политической экономии».
Литература: 12,11,30
Темы докладов/рефератов:
Значение основных идей Т. Мальтуса для экономической науки.
Особенности теории стоимости Ж..Б. Сэя от трудовой теории стоимости.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, доклады
Семинар 4. ТЕМА 4. Экономические учения социалистов-утопистов.
Цель: Изучить возникновение антирыночных доктрин социалистов-утопистов.
Вопросы для обсуждения:
Историческая концепция А. Сен-Симона. Проект новой индустриальной
системы.
Ш. Фурье: Критика капитализма, учение об ассоциации.
Р. Оуэн о преобразовании общества. Проект «трудовых денег» и «справедливый
обмен».
Литература 13,14
Темы докладов/рефератов:
Модели социального устройства общества в учении авторов
классической политической экономии.
Модели идеального социального
устройства социалистов-утопистов.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Семинар 5. ТЕМА 5. Экономическая теория марксизма.
Цель: Изучить значение марксистской теории для развития экономической мысли.
Вопросы для обсуждения:
Условия возникновения и истоки марксизма.
Первые экономические
труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Критика Прудона и формирование
методологических принципов марксистской политэкономии.
«Капитал»
К. Маркса: структура и основные проблемы.
В.И. Ленин и развитие
марксизма в России.
Литература: 8,9,10,29
Темы докладов/рефератов:
Основные концепции в методологии исследований К. Маркса.
Трудовая теория стоимости в трудах К. Маркса.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Семинар 6 .ТЕМА 6. Новая историческая школа и маржиналистская «революция».
Цель: Усвоить основные положения маржинальной экономической теории.
Вопросы для контроля знаний:
Новая историческая школа. Л. Брентано и Г. Шмолер.
Австрийская школа. К. Менгер, Ф. Визери и Е. Беем-Баверк.
Кембриджская школа. Теория спроса и предложения А. Маршалла.
А.
Пигу. «Экономическая теория благосостояния».
Литература: 1,9
Темы докладов/рефератов:
Теория производства и распределения Дж. Б. Кларка.
Математическая школа и особенности ее методологии.
Концепция
общего равновесия Л. Вальраса.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: рефераты,тестирование
СЕМИНАР 7. ТЕМА 7. Истоки и этапы развития неоклассической теории.
Цель: Изучить основные положения неоклассической экономической теории.
Вопросы для контроля знаний:
А. Маршалл-основоположник неоклассической школы. «Принципы
экономикс».
Экономические идеи неолиберализма. Ф. Хайек:
Философия свободы.
Л. Эрхард и его книга «Благосостояние для
всех».
Литература: 11,31
Темы докладов/рефератов:
Развитие неоклассической теории М. Фридманом. Доктрина монетаризма.
А. Лаффер, Дж. Гилднер: идеи экономики предложения.
Неоклассики
о роли государства в экономике.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты
Семинар 8.ТЕМА 8. Дж. Кейнс и современное кейнсианство. Теории «регулируемого
капитализма»
Цель: Изучить теории государственного регулирования экономики.
Вопросы для обсуждения:
Кризис неоклассического направления экономической науки в период
Великой Депрессии 1929-1933 гг.
Пересмотр основных постулатов
неоклассиков в работе Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и
денег».
Основные методологические принципы кейнсианства.
Теория антициклического регулирования и экономического роста в работах
последователей Д.М. Хейнса, Р. Харрод, Дж. Робинсон и др.
Самюэльсон «Экономика».
Литература: 19,18,26
Темы докладов/рефератов:
Неоклассический синтез как сочетание неоклассических идей с идеями
неокейнсианства.
Современная революция кейнсианства.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование
СЕМИНАР 9.ТЕМА 9. Социально-индустриальное направление экономической мысли XX
века.
Цель: Изучить основные положения институционализма, как наиболее
популярного в мировой экономической науке.
Вопросы для обсуждения:
Исторические условия становления американского институционализма.
Т. Веблен: «Теория праздного класса».
Социально-правовой
институционализм Д. Коммонса.
У. Митчелл. Коньюктурно-статистический
институционализм.
Французская социологическая школа. Ф. Перу.
Дж. Гелбрейт. «Новое индустриальное общество».
Современная эволюция
институционализма. Д. Бьюкенен, Г. Беккер.
Литература: 3,4
Темы докладов/рефератов:
.Этапы в развитии институционализма.
Концепции смешанной
экономики американских экономистов-институционалистов.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: тестирование, рефераты.
вопросы
для подготовки к экзамену и зачету.
Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель.
Сущность и
этапы «маржинальной революции».
Экономическая мысль позднего
средневековья. Ф. Аквинский.
К. Менгер о «хозяйстве Робинзона»,
«комплементарности благ» и их стоимости («теория вменения»).
Ранний меркантилизм и его особенности.
«Теория ожидания» О.
Беем-Баверка.
Общая характеристика классической политической
экономии.
Мажинальные концепции У. Джевонса.
Теоретические положения У. Пети о богатстве, деньгах и торговом капитале.
Маржинальные концепции Л. Вальраса.
Экономические воззрения П.
Буагильберга.
теоретические положения А. Маршала о предмете и
методе «экономикс», стоимости (рыночной цене) и эластичности спроса.
экономические учения физиократов. Ф. Кенэ о «чистом продукте».
Концепция Дж. Кларка о статике и динамике.
экономические воззрения А.
Тюрго.
Концепция реформ Т. Веблена.
Предмет и метод
изучения А. Смита.
Общая характеристика институционализма.
Теоретические положения А.Смита о разделении труда, классах, стоимости и
доходах.
Концепция общего экономического равновесия в. Парето.
Теоретические положения Д. Риккардо о стоимости, заработной плате и
прибыли.
Концепция реформ Дж. Коммонса.
Теоретические
положения Ж.Б. Сэя о трех факторах производства, стоимости и доходах.
Концепция «измерения без теории» У. Митчелла.
теоретические положения
Т. Мальтуса о стоимости, «третьих лицах» и воспроизводстве.
«Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции в теории
монополистической конкуренции Э. Чемберлина.
Дж. С. Милль о законах
производства и распределении, «нейтральности» денег, стоимости, «рабочем
фонде».
Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.
Робинсон.
Методологические особенности исторической школы
германии.
Предшественники исторической школы Германии.
Экономические воззрения П. Прудона.
Неокейнсианские доктрины
государственного регулирования экономики.
экономические
воззрения социалистов-утопистов начала XIX века.
Неоклассический
синтез П. Самуэльсона.
Предмет и метод изучения К. Маркса.
Чикагская школа неолиберализма. Монетаризм М. Фридмена.
Экономические воззрения С.Сисмонди.
Концепция социального рыночного
хозяйства. Ордолиберализм.
Концепция реформ П. Прудона.
предыистория и история экономической науки в «Экономикс» П. Самуэльсона.
экономическая мысль Древнего Востока (Вавилоня).
Теоретические
положения У. Пети о стоимости и доходах рабочих и собственников денежного
капитала и земли.
Теория народонаселения Т. Мальтуса.
Феномен избытка мощности в теории монополистической конкуренции э.
Чемберлина.
Поздний меркантилизм и его особенности.
Теоретические положения А. Маршалла о предельных издержках производства,
влиянии уровня процентной ставки на склонность к накоплению (сбережению).
теоретические положения А. Смита о производительном труде, капитале и
воспроизводстве.
Концепция стоимости в трудах Т. Веблена («эффект
Веблена») и Дж. Коммонса.