Рефераты

: Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

: Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского

Начало реформ

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику

абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с

исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не

только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он

выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику “по

законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его

либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Александр восстановил отменённые Павлом “Жалованные грамоты” дворянству и

городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям

при Павле. Был вновь разрешён свободный въезд и выезд за границу, ввоз

иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие

людей регламентациями в быту, одеежде, общественном поведении и т. д. Эти

меры создали Александру славу либерала.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по

самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был создан

Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право

опротестовывать действия и указы царя. Однако основным центром, в котором

разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В

него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов, польский князь А.

Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые

они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось

некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад

Российской империи.

Реформы государственного управления.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись

главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта

мера завершила процесс разграничения функций органов государственного

управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене

коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед

императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России

начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости

царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств:

военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции,

внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810-1811 гг.

при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё

более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых

вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в

Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим

органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной

деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления”

императору по поводу устаревших законов.

Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью,

которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал

Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода

стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных

или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. При

Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н.

Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения.

Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления

навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с

злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились старые

пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной

власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить

их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно,

что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу

создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала

бы развитию производительных сил страны, а н пожирала её ресурсы. Требовался

принципиально новый подход к решению задачи.

Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично

ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе

сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810

военным министром, и М. М. Сперанского (1772 – 1839), которому

Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.

Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и

трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр

приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с

Наполеоном. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря,

внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам,

государь, - в шутку спросил он Александра, - обменять мне этого человека на

какое-нибудь королевство?”

Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. Он не

терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его изложении

приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Александра он

составил проект коренных преобразований.

Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу

конституционного процесса в России. В основу государственного устройства

Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной,

исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев,

должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались

представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой

– всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения

по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и заслушивать отчёты

министров.

Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в

Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение

Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в

Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал

мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить без

осуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках

царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть свободными,

они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается его принципиально

новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под

контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к

безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане

России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян.

Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не

участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них

Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без судебного

приговора”. Это должно было ограничить власть поещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный

совет. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные

Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация

первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было

завершено преобразование министерств.

Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения,

включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ.

Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими

правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского объединились

все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А. Аракчеев, бывший

фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору. Определенное влияние

на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н. М.

Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности

избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного

положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и

необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать

реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную. Сперанский

был окружён платными и добровольными шпионами, которые передавали царю каждое

его неосторожное слово. В марте 1812 г. он был отстранён от дел и сослан в

ссылку.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы

России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.

Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во

введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и

конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809 г., а

также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной грамоты

Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось разделение

ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан

перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все

эти предложения остались на бумаге.

Использованная в докладе литература:

1. История России. Учебник. А. С. Орлов, В. А. Георгиев – М.: ПРОСПЕКТ,

1997

2. История Россия с начала XVII до конца XIX века. Л. В. Милов, П. Н.

Зырянов, А. Н. Боханов – М.: АСТ, 1996


© 2010 Собрание рефератов