Школа № среднего ( полного ) образования
Р Е Ф Е Р А Т
по истории
“Эпоха Петра 1: рождение русского флота”
работу выполнил :______________________
__________________
рецензент: _______________
оценка :
ВОРОНЕЖ
1997 г.
ПЛАН
1. Географическое положение России в конце 17 века .
2. Вступление на престол Петра 1.
3. Первый Азовский поход.
4. “Консилия господ адмиралов . ”
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: “Морским судам быть...”
7. Великое посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже.
9. Начало Северной войны.
10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны.
11. Российский флот к 1725 году.
12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение.
1. Географическое положение России в конце 17 века.
Ã
раницы русского государства 18-го века сущесвенно отличались от современных.
Они совпадали лишь на севере, где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали
воды морей Ледовитого океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру ,
включала земли , расположенные чуть западнее Смоленска , и далее тянулась вдоль
Днепра.
На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная линия
тянулась к столице Донского войска— Черкасску , расположенному севернее устья
Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины Днепра в районе
современного Днепропетровска.
Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства. Но ее
территория была отрезана от морских берегов , от возможности широкого
использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние века и даже в новое
время экономически процветали страны ,располагавшие возможностью связываться с
остальным миром морем – Англия , Голландия , Испания и др. У России такие
возможности были крайне ограничены . На востоке ее границы омывал Тихий океан
, но выгод из этого извлечь было нельзя , т.к. Дальний Восток только начинал
осваиваться и экономического значения этот край не имел. На юге европейской
России Астрахань открывала путь в Каспийское море . Город издавна являлся
транзитным пунктом в торговле с восточными странами не только для России , но
и для Западной Европы . Однако Каспийское море не имело выхода к океанским
просторам , оно обеспечивало морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и
отчасти Средней Азией.
Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял Архангельск .
Но расположение этого города представляло ряд серьезных неудобств . Во-первых,
Архангельск был удален от Москвы на расстояние , которое в два раза
превосходило расстояние от Москвы до побережья Балтийского моря. К тому же
Москва не имела прямого речного пути в Архангельск : товары, предназначавшиеся
на экспорт , к зиме сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем
доставлялись в Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых ,
путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза длиннее , чем
путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих , морской путь через северные
моря таил неизмеримо больше опасностей ,чем путь через Балтийское море , где
кораблям не грозили айсберги , обледенения и суровые условия плавания .
Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей. Но выход к
этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие в устье Дона и Днепра :
Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица Софья решается снарядить армию для
похода в Крым , и в этом же году стотысячная армия под командованием главы
правительства князя В.В. Голицына двинулась на юг , но не дойдя до Крыма
вернулась обратно , понеся большие потери от болезней . Два года спустя в 1689
году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не предприняв активных
действий возвратился в Москву . Эти походы подорвали авторитет Софьи и
ослабили ее шансы в борьбе за власть .2. Вступление на престол Петра 1 .В 1689 году Петр смещает Софью с престола и становится во главе государства .
Более всего юного царя влекло морское дело . Современников и потомков всегда
удивляло , как Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не только моря ,
но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что оно оттенило на
второй план все прочие увлечения . Есть версия , что истоки этой страсти у царя
, с детства боявшегося воды , связаны со знакомством с астролябией , а также со
старым ботиком , найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова
в селе Измайловском . Достоинство ботика , который Петр в последствии назовет
“дедушкой русского флота”, состояло в том , что паруса на нем были устроены так
, что позволяли плавать против ветра .
Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой речушке , в берега которой
судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где в полной мере можно было
овладеть искусством управления ботиком , привели шестнадцатилетнего Петра на
просяной пруд , а затем и на Переяславское озеро . Практически Петр все время
проводил в марсовых и нептуновых потехах – так тогда называли военные игры и
маневры на суше и на Переяславском озере . В промежутках между сухопутными
маневрами Петр устраивал “баталии” на Переяславском озере . Впрочем , размеры
озера не удовлетворяли царя , его тянуло к настоящему морю , и в 1693 году он
отправляется в Архангельск -- единственный торговый порт на Белом море ,
связывающий Россию со странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел
крупные торговые корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски . В
их трюмы грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы укладывали мачтовый
лес . На небольшой яхте Петр впервые совершил непродолжительное морское
путешествие .
В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских и
голландских купеческих судов , и они готовились отправиться в обратный путь .
Их провожал настоящий голландский военный корабль . Царь попросил капитана
корабля Иолле Иоллеса взять его с собой в плавание , четвертого августа снялись
с якоря , но при слабом ветре еле добрались до устья Двины , где при
совершенном безветрии простояли целый день . Царь в это время оснастку корабля
и пересмотрел все закоулки судна . Шестого августа подул южный ветер , и
корабли вышли в море . Время для царя летело так быстро , что он не заметил ,
что отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех Островов царь
простился с капитаном на своей яхте “Петр”.
Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении покинуть
Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе сорокапушечный корабль,
а другой такой поручает купить в Голландии амстердамскому бургомистру Николаю
Витсену.
По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил
такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого поста в
Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов пороха .
В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год) Петр снова спешит в
Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду “Святой Павел” – пожалуй первый
русский корабль ,получивший
“проездную грамоту “ на право заграничной торговли .
Пребывание русского царя на Белом море – уникальная страница истории. Скажем
о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового корабля “Святое
пророчество” , Петр поднял на нем трехцветный “штандарт царя московского” и в
сопровождении
“Святого Петра” , “Святого Павла” и эскорта из восьми английских и
голландских торговых и военных судов отправился на выход из Белого моря .
Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам счастливого плавания , Петр со своей
эскадрой вернулся к устью Двины. Правда , до этого Петр совершил рискованное
плавание на Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря. Плавание с
голландцами было для царя “морским ликбезом” . государь интересовался всем : от
подачи пива капитану до уборки парусов . Обучение дало отличные результаты ,
тем более , что голландским языком Петр владел в совершенстве. Несомненно ,
1694 год был переломным в истории русского флота . Царь понял : потешные игрища
– лишь начало... В Архангельске он встречал торговое посольство из Голландии во
главе с Николаем Витсеном – владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему
построить “образцовую” 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии ее в
разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву . По пути на пир ,
устроенный им для английских и голландских капитанов , Петр неожиданно прыгнул
в реку . Нарядно одетые гости , наслышанные о крутом нраве царя , не замедлили
последовать за ним . По преданию, Петр, страдавший водобоязнью , так снял с
себя порчу и усугубил веселье за столом .
В это время назревает план похода на турецкую крепость Азов. Русское
командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства от
ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный турками в 1471
году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское побережье .
План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия “образцовой” галеры ,
чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт писал в июле 1694 года
брату в Женеву: ”Меня непременно хотят сделать адмиралом, я отказываюсь , но их
Величество того желают . Это доставит мне большое содержание и беспримерную
честь быть генералом и адмиралом . Мне поручено командовать всеми судами.”
Но пока доставят “образцовую” галеру , пройдет не меньше года , поэтому
пылкий нрав царя взял верх над осторожностью , и Петр , не дождавшись начала
строительства , объявляет о выступлении армии в поход .3. Первый Азовский поход.В марте 1695 года 150-тысячное войско , из которого тридцать тысяч должны
были штурмовать Азов , двинулось на юг.
Походы на Крым предпринимались не раз , но все они заканчивались неудачно :
русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной степи , и она ,
подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы , достигала Крыма столь
обессиленной , что не рисковала вступить на полуостров и ни с чем возвращалась
домой .
На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам ,находившимся в
вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову .Новое стратегическое
направление имело ряд преимуществ по сравнению со старым , нацеленным
непосредственно на Крым. Главное из них состояло в том , что войска получали
возможность двигаться не по “ голодной” степи, а по реке Дон , вдоль которой
стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном обозе,
доставлявшем не только продовольствие , но и воду.
Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего города
Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому что люди были изнурены
продолжительной греблей , а тут , за недостатком лошадей , им пришлось тащить
на себе пушки , амуницию и провиант . В Паншине Петра ожидала новая невзгода :
подрядчики не приготовили нужного количества провианта и лодок . Однако , после
трехдневных хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к
Азову .
Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля началась
осада .Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно начинял бомбы,
заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей книжке :” Начал
служить бомбардиром с первого Азовского похода”. Из-за отсутствия у русских
флота турки постоянно получали подкрепление с моря , а наши войска нуждались
даже в съестных припасах . Поводе продовольствие подвезти было нельзя , т.к.
турки с обеих сторон Дона построили две крепкие каланчи , между которыми была
протянута цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы восстановить
сообщение со складами . В армии объявили , что солдаты , добровольно идущие на
штурм этих башен , получат по десять рублей каждый . Охотники нашлись и одну
каланчу взяли . Теперь плавание по Дону стало свободным . Вскоре осажденные
отомстили за эту потерю : на сторону турок перешел голландский матрос Яков
Янсен . Он рассказал о слабых местах русской армии , и сообщил , что осаждающие
спят днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались к русскому
лагерю . На вопрос часового :” Кто идет?” отвечал один из астраханских
раскольников , находившихся в Азове , что идут казаки . Турки стремительно
ворвались в лагерь и учинили жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска
отбили атаку , но неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить
остальные осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения ,
оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался и решил , что
раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам Азов долго не продержится . Но
надежды царя не сбылись : турки отстреливались с еще большей яростью , осада и
подкопы результатов не давали , войска таяли .
“Здесь мы работаем без отдыха – пишет царь –но, слава Богу , все здоровы и
марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во рву все испахано и засеяно
железом . Теперь ожидаем хорошего урожая , помощи Божией во славу Его святого
имени . “
Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход 1695 года окончился ничем .
Два штурма не удались и в конце сентября было решено отступить от Азова ,
оставив сильные гарнизоны в каланчах.4.“ Консилия господ адмиралов .”Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет , на котором
присутствовали Шереметьев ,Гордон, Зотов, Репнин, Лефорт , Головин и
конечно же “шутейный” государь и шеф грозного Преображенского приказа
“костолом” Федор Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и ,
наконец, Александр Меньшиков .
Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по образцу голландскому , 4
брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на ближних
к Воронежу плотбищах – Козлове , Добром , Сокольске сделать 1300 сплавных
стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов ; в Воронеже учинить Адмиралтейство
и цейхгауз заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно .
Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера Петра 1 – он
умел извлекать уроки и не расхолаживался , а напротив , доискивался до причин
неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял допущенные промахи , поэтому царь
не упал духом и стал готовиться ко второму походу .
Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам :
- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от
обилия вековых лесов , годных для постройки
кораблей ;
- вблизи находилась липецкая железная руда ;
- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной
судоходностью , а местное население , благодаря отправке “донских отпусков” ,
уже имело опыт в строительстве речных судов .
Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : “ По возвращении от не взятия Азова
с консилии господ адмиралов указано мне к будущей войне делать галер , для чего
удобно мню , быть шхип-тиммерманам всех от Вас сюды...” Между тем
Архангельск дождался груза из Голландии . В январе 1696 года подводы с галерой
прибыли в Преображенское . Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал : “
Положения консилии начали исполняться . Преображенское обратилось в верфь , на
ней к концу февраля были срублены члены 22 галер по образцу , доставленному из
Архангельска , 4 брандеров . Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя
мачтами и числом весел от 28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты
Семеновского и Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом
голландцы . Главным сервайером был знаток “каторжного” дела Ф. Тиммерман. Тихон
Стернев отвечал за поставки леса и “имание” людей . А. Кревет – толмач
Посольского приказа – улаживал с иноземцами поставки по парусной и такелажной
части –дела тонкого и мало кому понятного из-за обилия иностранных терминов .
Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов из Москвы в
Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до
начала мая . Он лично работал над постройкой кораблей , занимался их оснащением
и комплектованием экипажей . Жил царь в доме подьячего Игната Моторина . Работы
велись на правом берегу реки , около Успенского монастыря Воронежская верфь как
бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин ,
назначенный главнокомандующим . Фактически же всем руководил сам Петр . В
течение апреля в Воронеж стягивались русские войска , прибывали иностранцы :
инженеры-кораблестроители и офицеры . Основную часть работных людей на верфи в
Воронеже составляли драгуны , стрельцы , казаки и солдаты из городов
Белгородского разряда – всего около 27000 человек . Второе апреля 1696 года
считают днем рождения русского флота : на воду были спущены галеры “Принципиум”
, “Святой Марк” и “Святой Матвей”. 26 апреля спущен на воду многопушечный
галеас “Апостол Петр” .5. Второй Азовский поход .И вот наконец флот готов . Весь флот состоял из трех караванов, возглавляемых
тремя флагманами под общим руководством генерал-адмирала Лефорта на голландской
галере . Для вице-адмирала Лима и шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли
“Святой Петр” и “Святой Павел” . Петровскую галеру называли просто “Его
Величество” или “Кумандера” . Третьего мая Петр , покидая Воронеж , пишет дьяку
Андрею Винниусу в Москву : “Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли , где я
от господина адмирала учинен есмь командором “ . Остальные караваны уходили по
мере готовности , ведя достройку на ходу . В пути Петр лихорадочно сочинял
“Указ по галерам о порядке морской службы” – первый российский военно-морской
устав . Вот одна из его статей : “Под великим запрещением должны друг друга не
оставлять и всячески о том радеть . Понеже пока в корабле доски плотно стоят
меж себя , тогда всю вселенную могут объехать и никакого шторма не бояться .”
Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск – казачья столица . Казаки ,
встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка лодок уже сделали
попытку взять на абордаж турецкие суда , да борта у тех оказались слишком
высокими ...
Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком Петру –
гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого одобрения . Вся
морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому флоту , выглядела
следующим образом...
Хотя два других каравана были еще в пути , Петр решил один из полков Гордона
посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед за 40 казачьими лодками во
главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым : на каждой лодке было по 20 бойцов
. Когда из-за мелей галеры встали на якорь в самых протоках , Петр на казачьей
лодке отправился в разведку на азовское взморье и увидел 13 судов неприятеля ,
стоявшие на якорях . Дальнейшие действия Петра остаются непонятными : все
галеры спешно поднимаются вверх по протокам и Дону к Новосергиевску –
укрепленной базе русского флота выше Азова . Видимо , Петр решил дождаться
подхода двух других караванов , поскольку 9 русских галер против 13 кораблей
турок оказались бы в слишком невыгодном положении.
Между тем казаки , оставшиеся в засаде в камышовых зарослях, продолжали
наблюдение за действиями неприятеля . Девятнадцатого мая атаман Миняев ,
обнаружив турецкий десант , направлявшийся с кораблей к Азову , решил напасть
на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием и на прикрывавшие их
11 вооруженных ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен , что
почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою . Перегрузив припасы и
пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки в панике бежали . три
тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы к кораблям . Турки начали поспешно
сниматься с якорей . Два корабля не успели поднять паруса и казаки напали на
них . Один из кораблей турки затопили сами , другой был захвачен и сожжен
казаками .
Это была единственная морская баталия в Азовской кампании , и она была
проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой на море русский флот
обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр в донесении “кесарю” не смог не
слукавить :”И того же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в малых судах , а казаки
в лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда разбили , из которых 9
сожгли , одно взяли ... с моря , май 31 дня . Петр .“ В тот же день, к вечеру
, казачьи лодки с захваченным снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и
были встречены салютом . Через неделю салют повторился по случаю прибытия к
войскам генералиссимуса А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта . Первый
российский адмирал задержался не по своей воле : рана , полученная в прошлой
кампании привела к тяжелой болезни . Корабли , не мешкая , по протокам Каланча
и Кутерьма , наконец, вышли в море . Это случилось 27 мая 1696 года .
На беду разыгрался шторм . Уровень воды стремительно поднимался , и палатки с
солдатами штурмового полка , высаженного на острова , стало затапливать .
Солдаты пересели на лодки , но шквальный ветер разметал их , выкидывая целые
суда на илистый , поросший камышом берег . Однако , корабли отстояли на якорях
без происшествий . На следующий день “великая непогода” продолжалась .
Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд вице-адмирала Георга Лима
с семью галерами . Десять дней спустя показалась галера шаутбенахта Карла
Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот , расположенный поперек залива ,
преграждал путь с моря к осажденному Азову , над которым уже давно клубился дым
боя .
Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского флота .
Молчаливое противостояние продолжалось две недели , но двадцать восьмого июня
турки рискнули высадить десант в помощь окруженному Азову . Наши галеры тут же
стали сниматься с якорей , чтобы сорвать высадку и ударить по кораблям . Турки
, видя это , поспешно поставили паруса и ушли в море . В следующие дни , как
отмечал историк Елагин , “флот наш оставался в наблюдательном положении до
взятия Азова войсками.”
Тем временем русские войска храбро сражались под стенами Азова . Генерал
Гордон начал осуществлять рискованный план :он составил проект вала ,
превышающего крепостные стены , наметил выходы для вылазок , раскаты для
батарей так , чтобы появилась возможность стрелять по каменному замку .
Двадцать третьего июня приступили к гигантской работе . Пятнадцать тысяч
человек работали ночью , и каждое утро вал видимо разрастался .Но солдатам не
нравились изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и донских
казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм . Им удалось ворваться
в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не выдержали , отступили и
засели в бастионе .
Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и всеми силами ударили по
казакам , укрывшимся на валу в бастионе . Гордон со своими гренадерами поспешил
на помощь , и после шестичасового боя атаку турок удалось отбить .Царь
поблагодарил казаков за храбрость и приказал готовиться к штурму . Но
девятнадцатого июля из Азова вышел старый турок , махая шапкой , чтобы русские
прекратили пальбу . Условия сдачи, по которым турки уступали Азов со всеми
орудиями и снарядами , если им будет предоставлена свобода и гарантия , что они
смогут выйти из города в полном вооружении с женами и детьми , были приняты и
девятнадцатого июля флот вошел в устье дона и с пушечным салютом встал на якорь
у стен поверженной крепости . Неделю спустя Петр проводил вновь заболевшего
Лефорта водным путем в Москву и вышел с флотом в северную часть залива для
осмотра мыса Таганрог . Выбрав место для будущей крепости , Петр приказал флоту
стать на якорь у вновь приобретенного берега . Утром флот возвратился в Азов .
Историк Елагин писал : “Кампания кончилась . Без громкой славы , скромно , но
вполне , флот выполнил свое назначение – дать возможность не только покорить
крепость , но приобрести край и кончить войну , искупив таким образом
значительные издержки и почти нечеловеческие усилия , употребленные на его
постройку .”
Три года спустя Петр 1 проводил до Керченского пролива российского посла
Украинцева для заключения мира с турками . Впервые в истории флота военный
корабль России “Крепость” с послом на борту вышел в Черное море и направился в
Стамбул .
Последствия Азовской победы отозвались по всей России . Осенью 1696 года в
Москве состоялась пышная “триумфания”
в честь взятия турецкой крепости . У триумфальной арки наряженный гением
стихотворец приветствовал первого российского адмирала и идущего следом Петра 1
:
-- Генерал-адмирал , морских всех сил глава , пришел , узрел , победил
прегордого врага ...6. Решение Боярской Думы : “Морским судам быть...”На двадцатое октября ( по старому стилю ) было назначено заседание Боярской
Думы , к которому Петр подготовил записку с названием :”статьи удобные ,
которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова.” Собранная в
Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1 : “... воевать
морем , понеже зело близко и удобно многократ паче , нежели сухим путем . К
сему же потребен есть флот или караван морской , в сорок или вяще судов
состоящий , о чем надобно положить не испустя времени : сколько каких судов и
со много ли дворов и торгов и где делать ?” Дума приняла “Статьи удобные...” .
Приведу более пространный отрывок из этого документа , чем широко известное
троесловие : “октябрь , в двадцатый день приговорено :
Морским судам быть , а скольким , о том справитца о числе крестьянских дворов
, что за духовными изо всяких чинов людьми , о том выписать и доложить не
замолчав . “
Азовская победа привела ко многим переменам в России . Возросло и
национальное самосознание русского народа , надо было позаботиться о символах
державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра на учреждение высшего ордена
страны – Андрея Первозванного . Первыми кавалерами ордена стали : преемник
Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман Иван Мазепа за храбрые
действия казаков . Учреждение ордена привело к появлению главной гордости
русского флота – Андреевского флага . Кроме того , Петр посылает за границу 35
молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул , для обучения морскому
делу . Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу
посольство , поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для
продолжения борьбы с Османской империей . Посольство , кроме того , должно было
нанять за рубежом специалистов на русскую службу , закупить оружие , а также
пристроить для обучения новую партию дворян .7. Великое посольство 1697 - 1698 годов .И вот , наконец , назначен день отъезда . Поручив управление страной князю
Ромодановскому и боярину Тихону Стершневу, посольство выехало второго марта
1697 года из Москвы . Посольство назвали “великим” из-за его многочисленности .
Его возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын . В числе волонтеров
находился Петр Михайлов – под такой фамилией значился царь . Посольство
сопровождал многочисленный обслуживающий персонал : священники , лекари ,
переводчики , хлебники . В месте с солдатами охраны общая численность
составляла 250 человек , а обоз насчитывал 1000 саней .
Посольство направилось в Голландию . Путь туда пролегал через Курляндию ,
Бранденбург , Германию . Повсюду в их честь устраивали торжественные приемы ,
а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито .
В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения
Голландии – город Саардам . У царя была неделя времени , за которую он успел
купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское платье , осмотреть
бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать топором .
Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам , где
было достигнуто соглашение о том , что волонтеры будут работать на верфи
Ост-Индской компании . Конец августа и начало сентября прошли в освоении
премудростей кораблестроения . Девятого сентября был заложен фрегат “Петр и
Павел” , который в середине ноября был спущен на воду . В выданном царю
аттестате корабельным мастером Полем было засвидетельствовано : “Петр Михайлов
, находившийся в свите великого московского посольства ... был прилежным и
разумным плотником ... ; кроме того под моим надзором корабельную архитектуру и
черчение планов его благородие изучил так основательно , что может , сколько мы
сами разумеем в том и другом упражняться .”
Но царю было мало одной практики , ему хотелось освоить теорию . Для этого он
решает отправиться в Англию , куда прибыл в январе 1698 года . Там Петр работал
на верфях , осматривал Лондонские предприятия , побывал в Оксфордском
университете , несколько раз съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный
двор .
Так одна из задач посольства была выполнена : волонтеры постигли азы
кораблестроения . Большие трудности пришлось преодолеть при закупке оружия и
найме специалистов . Тем не менее удалось приобрести 10000 ружей , 5000
мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы и прочее. На русскую службу были
наняты 350 матросов , а также боцманы , шлюзные мастера и т.д.
Но главная задача посольства не была выполнена : Голландия отказалась
вступить в войну с Турцией на стороне России .
После пребывания в Англии посольство снова отправляется в Голландию , которую
покидает в мае 1698 года , чтобы отправиться в Вену для предотвращения
возможности сепаратного мира австрийцев с османами и достижения согласия
продолжать войну с ними . Однако и это не удалось . Австрия уже вела переговоры
о мире с Османской империей .
Впрочем , у Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Венецию ,
но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы . Царю пришлось
возвратиться в Россию .8. Экзамен в Воронеже .К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры . Они прибыли в
Воронеж , где их назначили на корабли , готовящиеся к Керченскому походу . В
конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу произвести на корабле “экзерциции ,
сколько на якоре стоя , то исполнить можно”. Стольники в присутствии царя
демонстрируют неплохие навыки и сноровку . Что касается умения управлять
кораблем и командовать экипажем , то здесь ученики показывают свою полную
несостоятельность .
В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему
императору из Москвы : “из числа 72 дворян , посланных для обучения в Италию и
Германию только четверо выдержали экзамен , сделанный самим государем в
Воронеже . Остальным 68 представлено или вторично отправиться в чужие края и
оставаться там до приобретения нужных сведений , на свой счет, или возвратить
выданные на поездку деньги.”
Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов , князь А. Голицын , Ф. Плещеев .
Другим же наука не далась .
Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь Иван Львов
жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими . В своем письме от 1711
[i] года он просил не посылать больше навигаторов в Англию , т.к. пользы
от них было мало :”...для того , чтобы и старые научились там больше пить и
деньги тратить . Не могу их оплатить , а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за
долги “. Надо было готовить кадры в своем Отечестве ...9. Начало Северной войны .Международная ситуация все больше осложнялась . И вот наступило то , чего все
ждали : Россия вступила в войну со Швецией . Нужно сказать , что начало этой
войны было неудачным для русских . Катастрофа под Нарвой в 1700 году заставила
шведов думать , что Россия слаба и не может оказать достойного сопротивления .
Но они заблуждались : поражение не сломило Петра , наоборот , он начал
готовиться к войне с еще большим рвением .
Шведский флот начал вторжение . Первые битвы русских кораблей с неприятелем
произошли на озерах . В августе 1702 года 30 русских кораблей под командованием
Александра Меньшикова нанесли на Ладожском озере поражение шведской эскадре ,
состоящей из 9 крупных судов . Два шведских корабля были сожжены , один
потоплен , два захвачены в жестокой абордажной схватке . За эту победу офицеры
получили золотые медали с цепями , а солдаты золотые награды поменьше и без
цепей .
Это поражение не остановило шведов . На Чудском озере появилась крупная
шведская эскадра . В 1704 году произошло сражение , в ходе которого русскими
кораблями было захвачено 13 неприятельских судов , а избегшую этой участи яхту
“Каролус” взорвали сами шведы .
В 1702 году Петр 1 взял Нотебург ( Шлиссельбург ) , а в 1703 году
Ниеншанц—крепость в устье Невы , что позволило русским выйти сначала в реку
Неву , а затем в Финский залив .
Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в устье Невы .
На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно атаковал подошедшие
на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия и десантом шведские суда
“Гедан” и “Астрильд” . Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном
участии царя и А. Меньшикова.
Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание
Санкт-Петербурга . С моря новая крепость была защищена трехъярусными батареями
, возведенными у острова Котлин .
Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи (
Лодейное поле ) , на которой Петром в 1703 году было заложено 7 фрегатов , 6
шняв , 7 галер , 13 полугалер , 1 галиот и 13 бригантин .
Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем . В
1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг , Рига , о. Эзель ,
Ревель .В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из
Финского залива .
К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал 15 линкоров , вооруженных
42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32 пушками и 99 галер . Указом Петра 1 от
16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты
.10. Гангут и Гренгам , окончание Северной войны .В июне 1714 года русский флот под командованием Ф.М. Апраксина , двигавшийся
с продовольствием к м. Або , был блокирован у м. Гангут шведской эскадрой
адмирала Вантранга . Соотношение сил практически не оставляло сомнений в
исходе поединка – у русских почти не было шансов . Однако было решено вступить
в сражение . Русские применили тактическую хитрость: они сделали вид , что
собираются перетащить свой флот по бревнам на другую сторону мыса . Шведы это
увидели и Вантранг приказал части своих кораблей отойти на другую сторону мыса
Гангут . Благодаря решительным действиям русских моряков отряд адмирала
Эреншельда : фрегат “Элефант” , 6 галер и 3 шхербота , после ожесточенного боя
был пленен . Адмирал Вантранг возвратился к своему королю ни с чем .
Это сражение справедливо считают первой крупной победой молодого русского
флота .
Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе русским
флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина была одержана
первая победа без абордажа , с использованием одних орудий .
В июне 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына заманил
шведские корабли в шхеры у м. Гренгам . В ходе решительной абордажной атаки
русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400 моряками . Эта победа ускорила
подписание Ништадского мира 1721 года , положившего конец Северной войне.11. Российский флот к 1725 году .К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских
держав. Тринадцатого января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав
:” Море . Но тогда , чего ради тому не исполниться , и нас сие бремя , воля
вышнего Правителя возложить изволила : оное оставляем непостижимым судьбам его
. И понеже сие дело необходимо нужное есть государству , того ради сей Воинский
Морской устав учинили , дабы всякой знал свою должность и неведеньем никто не
отговаривался .”
Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный итог
морской истории страны : в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный
военно-морской флот . Петр использовал все лучшее , что было в западном
кораблестроении . Но он прежде всего учитывал особенности русского театра войны
и мореплавания у берегов Отечества . От европейских флотов флот Петра отличался
прежде всего тем , что вначале он состоял в основном из гребных судов ,
различных по размерам и вооружению . Петр исходил из того , что такие суда
просты в постройке , относительно легко управляемы , хорошо используются для
поддержки сухопутной армии . Только после победы под Полтавой в России началось
интенсивное строительство линкоров . Только они могли обеспечить России
господство в Балтийском море .
К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов . Он имел
48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов . Общая численность команд
достигла 28000 человек . С 1716 года на флоте появились гардемарины –
выпускники открытой в 1700 году “Школы математических и навигационных наук” .
Впервые за всю историю страны многие “незаметные государству мужи” получили
возможность выдвинуться на видные посты . Это такие люди как А.Д. Меньшиков ,
Ф.Я. Лефорт –адмирал , близкий друг царя , А.С. Шеин –первый генералиссимус ,
Ф.М. Головин – адмирал , М.М. Голицын – адмирал . Все они добились почета не
только из-за происхождения – этих людей возвысил их ум .
В 1719 году простой крестьянин Ефим Никонов изобрел первую деревянную
подводную лодку – “потаенное судно”. Правительство заинтересовалось этой идеей
, и после успешных испытаний лодки в 1722 году изобретателю было пожаловано
поместье с несколькими десятками крестьян .12. Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение .Заслуга Петра в том , что он не ограничился созерцанием того , как
зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться . Он властно
вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант ускорению
развития всех начал , возникших до него . Петр как бы подстегивал события .
Трудно и , пожалуй , невозможно обнаружить такие области истории России первой
четверти 18 века , в которые не вторгался Петр и не оказывал на них своего
влияния : военное дело , дипломатия , экономическое и социальное развитие ,
наука , просвещение , флот , быт , государственное устройство – вот далеко не
полный перечень дел , которыми он навсегда прославил свое имя ...[i]