Шпора: История России
Шпора: История России
3
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ПЛАН
1. Предпосылки.
1. Социально-экономические предпосылки: Развитие земледелия. — Промыслы и
внешняя торговля. — Соседская община.
2. Социально-политические предпосылки: Усложнение внутриплеменных отношений.—
Межплеменные союзы.
3. Духовные предпосылки.
4. Внешнеполитические предпосылки: — Роль торговых путей. — Влияние
Византийской империи. — Хазарский каганат.
2. Основные этапы складывания Древнерусского государства.
1. Первый этап (VIII — середина IX в.)
2. Второй этап (2-я половина IX — середина X в.): Возникновение ядра
восточнославянского государства. — Объединение восточнославянских племен.
З.Третий этап: Правление Ольги и княжение Святослава.—Правление Владимира
Святого (980—1015). Принятие христианства. — Замена -Владимиром племенных
князей своими сыновьями.
3. Основные признаки Древнерусского государства к концу X в.
4. Особенности образования государства восточных славян.
5. Выводы.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ
Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого
комплекса как внутренних, так и внешних факторов. 1.
Социально-экономические предпосылки.
• Развитие земледелия. В первую очередь следует учесть те
изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VII — ГХ вв.
Так, развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе
Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что
создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки
(происходило отделение военно-управленческого труда от производительного).
• На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий
земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали
играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало
результатом развития обмена и внешней торговли.
• В районе распространения пашенного земледелия в условиях, когда
отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, началась
эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в
земледельческую, или соседскую (территориальную). Такая община, как и
раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины,
пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в
пользовании отдельных небольших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это
создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального
расслоения в самой общине не происходило — производительность земледельческого
труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских
поселений VII—IX вв. обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки
с одним и тем же набором предметов и орудий труда.
Кроме того, на обширной лесной территории восточнославянского мира
сохранялась подсека, а из-за своей трудоемкости она требовала усилий всего
родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных
племенных союзов.
2. Социально-политические предпосылки.
• Усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные
столкновения ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и
дружины, которые обороняли племя от внешних врагов и выступали в качестве
арбитра при различного рода спорах.
• Кроме того, борьба между племенами приводила к складыванию
межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем.
Эти союзы приобретали форму племенных княжений. В итоге, власть князя, которую
он стремился превратить в наследственную, все менее зависела от воли вечевых
собраний, укреплялась, а его интересы все более отчуждались от интересов
соплеменников.
3. Духовные предпосылки.
Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений
славян. Так, по мере роста военного могущества князя, приносившего добычу
племени, оборонявшего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему
урегулирования внутренних споров, росли его престиж и одновременно происходило
отчуждение от свободных общинников. Таким образом, военные успехи, выполнение
сложных управленческих функций отдаляли князя от привычного для общинников
круга дел и забот. Эти процессы выливались в создание укрепленного
межплеменного центра — резиденции князя и дружины. Он наделялся
сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог
благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным
тотемом. Все это приводило к сакрализации — обожествлению княжеской власти,
создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным
отношениям.
4. Внешнеполитические предпосылки. К внешним предпосылкам следует
отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи —
хазары и норманны.
• С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути,
связывавшие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных
группировок, втягивавшихся во внешнюю торговлю. Полученные со своих
соплеменников продукты сельского хозяйства и промыслов, в первую очередь,
пушнину, местная знать меняла на продукты престижного потребления и серебро у
иностранных купцов, которым продавала пленных. Все более обогащаясь, она
изолировалась от рядовых общинников и подчиняла себе племенные структуры. Со
временем местная знать, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет
осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к
консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих
путей.
• С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями
приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни.
Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время
считалась Византийская империя.
• Не случайно также, что долгое время великие князья на Руси назывались по
примеру мощного государственного образования Хазарского каганата —
хаканами (каганами). Следует учесть и то, что существование в низовьях
Волги Хазарского каганата защищало восточных славян от набегов кочевников,
которые в предшествующие эпохи (гунны в ГУ—-V вв., авары в VII в.) тормозили их
развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша»
государственности.
В советской исторической науке долгое время приоритет в формировании
государства отдавался внутренним социально-экономическим процессам;
некоторые современные историки считают, что решающую роль сыграли внешние
факторы; однако представляется, что только взаимодействие как внутренних, так
и внешних факторов при недостаточной социально-экономической зрелости
восточнославянского общества могло привести к тому историческому прорыву,
который произошел в славянском мире в IX—X вв.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
1. На первом этапе образования Древнерусского государства (VIII —
середина IXв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных
союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IX в. восходит
появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как
возмещение за военные и управленческие услуги.
2. На втором этапе (вторая половина IX— середина Хв.) процесс
складывания государства ускорился во многом благодаря активному вмешательству
внешних сил — хазар и норманнов (варягов). ПВЛ сообщает о набегах
воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен,
кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге хазары
собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
• Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные Повести
временных лет. Норманнская теория. Летописец отмечает (под 862 г.),
что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула
распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». (Скорее всего в
летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати,
между которой шла «борьба пре-стижей».) В этих условиях, не желая отдавать
первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша
велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет, да пойдете княжить и володеть
нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся русью, и их князю —
Рюрику с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в
Новгороде (по другим сведениям — в Старой Ладоге), Синеус — в Белоозере,
Трувор — в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править
единолично. В 882 г. его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив
правивиших там Аскольда и Дира — норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После
этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей
власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование Русского
государства,
Норманнская теория происхождения Древнерусского государства. Эти
летописные данные легли в основу так называемой «норманнской теории»,
разработанной в XVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники
приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя — «Русь».
Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не
способных к самостоятельному историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с
разных методологических позиций, оспаривали эту теорию.
Так, академик Б. А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной
Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее якобы в VI в.) уже
сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные
сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней вставкой, дописанной
под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления
Владимира Мономаха. «Русь» же, по его мнению, — производное от реки Рось
(правый приток Днепра южнее Киева).
Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма; и
антинорманизма, пришли к следующим выводам:
— Процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения
на княжение свидетельствует о том, что эта форма вл*-сти была уже известна
славянам.
- Рюрик — реальная историческая личность, будучи приглашеным в Новгород на
роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев),
захватывает власть, подавив восстание под руководством Вадима (скорее всего
местного племенного князя). Его появление в Новгороде (мирное или
насильственное) никак не связано с зарождением государства.
Существуют и другие точки зрения, отрицающие реальность Рюрика, но очевидно,
что вопрос о происхождении Рюрика не связан с проблемой образования
Древнерусского
государства.
- Норманнская дружина, не обремененная местными традициями., активнее
использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных
союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания
государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной
верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов.
- Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из
варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство.
- Этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит его
к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от
финского ruotsi — гребцы), под которым скрывалась не этническая, а
этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов,
занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя.
Тогда становится объяснимым быстрое распространение этого понятия, уже не
связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, чья
племенная верхушка сливалась с пришлым элементом, а также — быстрая
ассимиляция самих варягов, принимавших к тому же восточнославянские языческие
культы и не державшихся за своих богов.
• Объединение восточнославянских племен. В эпоху правления
Олега (879—912) в его руках сосредоточилась власть над
территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация
племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в
праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на
мощь славяно-норманнских дружин и «во-ев» (вооруженных свободных общинников),
совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан
выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли на
территории империи. Новые уступки Русь получила по соглашению от 911г.
Игорь (912—945) стремился сохранить единство
межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных
кочевников — печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию,
нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в
944 г. менее выгодный договор с империей. В 945 г. во время полюдья в
древлянской земле Игорь был убит за требование дани сверх обычной.
3. Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ
княгини Ольги (945—964).
• Отомстив древлянам за смерть своего мужа, Ольга устанавила
фиксированную норму дани, а для ее сбора устроила «погосты», где
«сидел» боярин с малой дружиной. Погосты стали опорой княжеской власти на
местах. Политика сына Ольги Святослава (964—972),
ставшего князем в трехлетнем возрасте в 945 г., но фактически начавшем править
в 964 г., добившегося победы над Хазарией и предпринявшего неудачные походы на
Дунай (970—971), требовала мобилизации значительных сил. Это несколько
задержало внутреннее устроение Русской земли.
• Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления
Владимира Святого (980—1015), сына Святослава и Малуши.
Малуша в большинстве учебников названа рабыней или наложницей. Фактически же
она являлась второй женой Святослава. У восточных славян дохристианского
периода было распространено многоженство.
Он хитростью победил своего братаЯрополка в борьбе за киевский стол.Его
первые шаги не обещали каких-либо качественных изменений. Так, в 981 г.,
продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он
присоединил к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую,
Туровскую) земли.
Пытался онукрепить кязыческую веру, а вместе с ней княжескую
власть. С этой целью был создан пантеон из пяти основных богов во главе с
Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но эта мера мало что
изменила, и тогда Владимир произвел своеобразную «духовную революцию» сверху —
ввел в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление
десятой части полюдья в пользу православной церкви. Единобожная
(монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно
связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и
заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и
Древнерусского государства.
• Следующим решительным шагом, завершающим создание государства, стала
замена Владимиром племенных князей своими сыновъ~ ями,
призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем
самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление
власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания
мощных оборонительнь: рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен,
крив чей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как свидетельствуют были
начал восприниматься народным сознанием уже не как воин — защитник, а как
глава государства, организующий охрану его рубежей.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К КОНЦУ X В.
1. Династическая (родовая) княжеская власть.
2. Простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя.
3. Система данничества.
4. Территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной.
5. Монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти.
5
§ ю. Культура Древней Руси
Особенности древнерусской культуры. Цементирующая основа всякой культуры —
мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское
мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была
выразить языком образов и символов средневековая культура. К моменту принятия
христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего
существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей
Древней Руси.
Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XI—XII
вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью
народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность
познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять
зрелую технику церковного зодчества, иконописа-ния. Однако само восприятие
восточного христианства и его образного художественного языка произошло
творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя
Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились
особенности национального самосознания.
Обращение к русскому искусству XII—ХШ вв. позволило исследователям культуры
говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные
художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного
переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый
аскетизм, для древнерусского искусства — гармония и человечность. Культура
Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с
особенностями культурного развития.
Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену
мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла
изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие
жизни.
Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая,
вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных
племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего
языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на
культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием
христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь
воспроизводились.
Древнерусское искусство является частью средневекового христианского
искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде
увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного,
божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь
отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться
праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе
не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным,
поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре
преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.
Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не
так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует
еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов
выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.
К примеру, иерархичность и единство мира небесного и мира земного побуждали
к иному выражению окружающего пространства. Икона и мозаика лишены знакомой
нам трехмерной глубины. Но это не оттого, что художники прошлого не способны
были познать законы пространственного восприятия. Исходным оказывался иной
принцип, диктовавший другие художественные принципы и приемы выражения: если
мир духовный, божественный и был миром подлинно реальным, то не возникало
потребности детального выражения мира земного. Это лишь мешало целостному
восприятию, подобно тому как плоть препятствовала воспарению и торжеству
духа.
Древнерусское искусство, как всякое средневековое искусство, глубоко
символично. Символизм был одним из главных средств решения главнейшей задачи
средневековой культуры — достижения духовного единства, соединения
божественного и человеческого, мирского и небесного. Каждая деталь иконы,
каждый элемент храма были полны для человека Древней Руси глубокого смысла.
Само искусство было знаком, символом, выражением высшего и священного.
Отсюда и безымянность большинства древнерусских памятников искусства, такая
непонятная нам и такая естественная для их авторов.
Письменность и просвещение. Принятие христианства способствовало
распространению письменности и письменной культуры. Существенным было то, что
православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало
благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной
литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский.
Об образованности городского населения свидетельствуют берестяные грамоты —
уникальные источники для изучения Древней Руси (число найденных грамот в
Новгороде перевалило за 750, всего же обнаружено более 800 грамот). Их
разнообразие — бесспорное доказательство того, что грамотность была широко
распространена среди различных слоев посадского населения, включая не только
мужчин, но и женщин. В руки археологов попали даже ученические «тетради»
новгородских школьников.
Почти каждый год новгородские археологические экспедиции заканчиваются
уникальными находками. В культурном слое, который датируется XI—XII вв.,
несколько лет назад было найдено... любовное послание, самое древнее в нашей
истории. «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не
приходил?.. — с тоской писала жительница Новгорода в послании своему
ветреному суженому. — Неужели я задела тебя тем, что посылала к тебе? А тебе,
я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских
глаз и пришел...»
О распространении грамотности можно судить и по такому своеобразному
источнику, как граффити — надписи, нацарапанные на стенах церквей.
Существовали различные учебные заведения. Естественно, образование находилось
в руках церкви и школы возникали преимущественно при монастырях и церквях.
«Книжность», как большую добродетель, поощряли и прославляли. «Велика ведь
бывает польза от учения книжного!» — восклицал летописец. Источники называют
имена та-
ких книжников, как Ярослав Мудрый и его сын Всеволод, Ярослав Осмомысл. Надо,
однако, заметить, что само отношение к книге в религиозной культуре было
отлично от привычного нам. Книга предназначалась для душеспасительного
чтения; ее не читали — «вкушали». Столь же трепетным было отношение к книге
древнего переписчика: работа над книгой начиналась и кончалась омовением рук
и чтением молитвы.
Древнерусская литература. Несмотря на безвозвратные утраты, литература
Древней Руси поражает своим богатством и разнообразием. Огромный ее пласт
представляет переводная, прежде всего византийская, литература, особенно
жития святых и исторические сочинения.
Больших высот достигла и оригинальная древнерусская литература. В начале XII
в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный
свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора, для
которого характерна и образованность, и широта кругозора. Позднее получило
свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское,
галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые
житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию
Печерскому.
Феодосии — один из самых известных подвижников Древней Руси, игумен Киево-
Печерской обители. Он открыто обличал всякое отступление от благочестивого
поведения, в том числе и поведение князей, преступавших в своих усобицах
нравственно-религиозные нормы. Такая позиция была близка и понятна
древнерусскому человеку, и не случайно «Житие Феодосия Печерского» стало его
любимым чтением.
Житийный жанр имеет свои каноны: авторы рассказывали о праведной жизни
будущих святых, о чудесах, происшедших после их смерти, и т. д. Тем не менее
жития дают возможность воссоздать отдельные картины древнерусской жизни,
повествуя о взаимоотношениях внутри общества.
Любимы были читателями разнообразные поучения и наставления, среди которых
особенно интересно «Поучение Владимира Мономаха», появившееся около 1117 г.
Вершина древнерусской литературы — знаменитое «Слово о полку Игореве»,
повествующее о неудачном походе нов-город-северского князя Игоря Святославича
на половцев в 1185 г. Частный случай — выступление искавшего славы князя
Игоря и его союзников — под пером гениального автора поэмы обрел эпическое
значение: спасение Руси — в единстве действий ее правителей, которые должны
«вступить в стремя за Русскую землю».
Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и
жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало
зодчество.
Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных
миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик.
Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами.
У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно:
именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и
строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки.
Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом
церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и
купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве,
увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и
торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые
черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился
Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух
центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского
государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и
гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и
лаконичность северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом.
Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в
чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это
способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность,
приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы
развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.
Успенский собор
во Владимире
Храм Покрова Богородицы наНерли, Реконструкция
Во второй половине XII в. при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо
во Владимире сооружается Успенский собор. Традиционная крестово-купольная
конструкция здесь получает новое развитие: нарядный фасад украшен рядом
небольших арок — аркатурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию
особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина
древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и
гармонией пропорций,— церковь Покрова на Нерли.
Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы,
потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира,
рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым,
призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода
Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой.
На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам
владимирский князь.
Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало
изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала
монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским
влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими
мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой
живописи.
Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две
композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего
Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы
Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название
«Нерушимая стена*.
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были
великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской
Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее
многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление
самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и
художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы
относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой
задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица.
Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы*.
Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы
декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием
материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения,
выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные
из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера
создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки
между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью —
непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удиви-
Серебряный браслет с магическими изображениями. XII — начало XIII в.
тельно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и
прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели
ценить красоту обиходной вещи, а главное — стремились к этой красоте.
Культура низов. Едва ли приходится говорить о единстве средневековой
культуры. Сословная неоднородность, свойственная феодальному обществу,
делала и культуру неоднородной. Выделялась культура элитарных, образованных
слоев, к которым можно причислить часть духовенства и светских феодалов,
горожан. Исследователи европейского средневековья такую культуру называют
«высокой». Несомненно, что Киевская и удельная Русь давали немало образцов
подобной «высокой» культуры.
«Высокая» культура пронизана христианскими ценностями. В этом смысле ей
противоположна культура «низов». Эта народная культура причудливо сохранила и
соединила элементы христианские и языческие; в ней ощущаются и настроения
оппозиции церкви и государству, и воспоминания о родовых порядках,
этнической самобытности. Культ духовности и аскетизма христианской культуры
соседствовал с бурными проявлениями культуры народной.
Особенно это проявлялось в представлениях скоморохов, истоки творчества
которых покоятся во временах былинных.
Древняя Русь — Русь простого земледельца и горожанина, труженика и защитника
— предстает перед нами в устном народном творчестве. Фольклор сохранил нам
пускай и сильно измененные последующими наслоениями памятники культуры
далекого прошлого. Особенно ощутимо оно в былинах — эпических сказаниях
Древней Руси.
К киевской эпохе исследователи относят такие былины, как «Добрыня и змей»,
«Алеша и Тугарин», и др. Героический былинный эпос был своеобразным средством
ритуально-символического осмысления народом своего прошлого и настоящего. В
былинах хорошо видно, о каких князьях и каких заступниках-богатырях мечтал
народ, какими идеалами и представлениями он жил.
Между «высокой» культурой и культурой народной не было неодолимой стены —
одно питало другое: героический былинный эпос послужил источником
вдохновения автора «Слова о полку Игореве». Народная психология, образность,
представления и стереотипы — все это ощутимо во многих древнерусских
литературных произведениях, в изобразительном искусстве — это питательная
среда для культурного развития.
Конечно, в этом взаимодействии далеко не все нам понятно. Хотя бы потому, что
народная культура в своем проявлении преимущественно бесписьменная, устная.
Трудно даже представить, сколько утрачено, а сколько искажено. И все же
специалисты справедливо видят в народной культуре элемент основополагающий.
Здесь в первую очередь стоит вспомнить, что народ — создатель и хранитель
языка, основы любой культуры.
Быт. Одна из самых трудных исторических проблем — это история
повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение
быта. Быт — это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная
жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные
отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту — за
исключением моментов переломных — почти отсутствует событийная сторона. Но
зато быт — это живая река истории, проявление ее неизменности.
Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые
одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с
этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси,
будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной
принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными
и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил
жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой
отпечаток и на быт.
Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах
крупных, таких, как Киев.
Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее
называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава»
достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными
проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных,
сильно укрепленных районах — забота о внешней и внутренней безопасности была
неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт
выстраивался в соответствии с представлением о том, что достой-
но князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась
многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх
владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных
построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали
2—3 этажей.
Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем
князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и
обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь
наказывали и судили.
Времяпрепровождение князя и бояр — войны, охота, управление, пиры. Пиры были
одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные
функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и
дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.
Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали
активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали
резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова
управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.
Большинство простых киевлян жило на Подоле — городском посаде близ речки
Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков
специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их
владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.
Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался
преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды — рубашка,
более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих,
нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины
украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили
«порты» — длинные штаны.
Верхняя одежда простого люда -- длинное, облегающее одеяние, свита. Знать
носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и
серебра. Украшений вообще было много — ожерелья, серьги, браслеты, кольца,
цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические
раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих
камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла.
Городская обувь, особенно там, где имелись деревянные мостовые, была из кожи.
Лапти — «лыченицы» являлись крестьянской обувью. И это, конечно, было не
единственным отличием в быту сельского населения. Ритмы жизни здесь более
подчинялись ритмам сельскохозяйственного цикла и в большей мере зависели от
природы. Отсюда и большая приверженность к языческим представлениям,
стремление «умолить» не только Бога, а и на всякий случай всякую «нечисть»,
пращуров и т. д. Однако часто случалось так, что ни тяжелый труд, ни истовое
моление, ни языческое «волхвование» не помогали. Неурожай и голод —
неразлучные спутники жизни. Ресурсы крестьянского двора были скудные, и в
голод люди ели липовый лист, березовую кору, мякину. Летописное известие
1127 г. повествует об ужасном неурожае, который заставлял родителей отдавать
детей проезжим купцам, — купцы спасали их от голодной смерти, продавая... в
чужие страны.
В сравнении с городом жизнь и быт деревни были беднее и скромнее.
Спутниками тогдашней жизни были эпидемии, не обходившие ни город, ни
деревню. В 1093 г. в Киеве от неизвестной болезни умерло 7 тысяч человек. В
1158 г. мор обрушился на Новгород так, что не успевали убирать с улиц и из
дворов умерших.
Настоящим бичом были пожары. Известия о больших и малых пожарах заполняют
летописи. В огне гибли люди и имущество. В итоге жизнь казалась
переменчивой, зыбкой даже в представлении людей богатых — сегодня живы,
завтра мертвы. Эта неустойчивость побуждала всех искать в повседневности
начал прочных: не только покровительство Бога, заслуженного радетельной и
благочестивой жизнью, а и князя, боярина, сильного человека. Отношения
выстраивались иерар-хично и побуждали вести себя в соответствии с иерархией.
С другой стороны, эта же жизнь приучала к бережливости, даже к скупости. Быт
был строго выстроен, выверен и функционален, причем функциональность эта
базировалась на опыте предков и со временем приобретала консервативные черты.
Вот почему перемены в быту не просто казались нежелательными, но и
осуждались.
90
Го! 1. В чем особенность и самобытность культуры Древней Руси?
2. Назовите наиболее выдающиеся памятники: а) литературы, б) живописи, в)
прикладного искусства, г) архитектуры. Докажите высокий уровень
развития культуры Древней Руси.
3. Что такое народная культура? Проследите взаимосвязь народной и «высокой»
культур. 4. Сравнивая начальный (IX— X вв.) и конечный (XII—XIII вв.) периоды
Древнерусского государства, ответьте на вопросы: а) выросло ли количество
городов и численность населения в них? б) насколько повысился за это время
уровень их благоустройства? в) как широко была распространена грамотность?
5. Какую роль в распространении и развитии культуры играла Русская
православная церковь?
2
ТЕМА1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННЯЯ ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОГО СЛАВЯНСТВА
ПЛАН
Т1- Происхождение славян.
1. Античные источники.
2. Византийские историки VI в.
3. Древнерусские источники.
2. Расселение славян.
3. Занятия восточных славян.
1. Земледелие.
2. Другие виды деятельности.
4. Общественное устройство.
1. «Военная демократия».
2. Переход от родовой общины к земледельческой.
3. Племенные княжения.
5. Религия восточных славян.
[.Верования.
2. Боги.
3. Жрецы.
4. Уровень развития.
6. Выводы.
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН
Происхождение восточных славян составляет сложную научную проблему, изучение
которой затруднено из-за отсутствия достоверных и полных письменных
свидетельств об ареале их расселения, хозяйственной жизни, быте и нравах.
Первые достаточно скудные сведения содержатся в трудах античных,
византийских и арабских авторов.
1. Античные источники. Римские историки Плиний Старший и Тацит (I в.
н.э.) сообщают о венедах, обитавших между германскими и сарматским
племенами. При этом Тацит отмечает воинственность и жестокость венедов,
которые, например, уничтожали пленных. Многие современные историки видят в
венедах древних славян, сохранявших еще свое этническое единство и занимавших
приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и
Полесья.
2. Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, так
как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи. Иордан возводит
современных ему славян — венедов, склавинов и актов — к одному
корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI—VIIIвв.
Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций,
вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и
взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры,
бал-ты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы,
византийцы). Важно учесть, что в формировании трех ветвей славянства —
восточной, западной и южной — участвовали представители всех групп,
зафиксированных Иорданом.
3. Древнерусские источники. Данные о восточнославянских племенах мы находим в
«Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он
пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно
библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским
столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их
«рассеиванию» по всему миру.) Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял
нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с
прародины.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы
в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.
2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН К VIII В.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
- поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и
прозвавшиеся;
— древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
- северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам
Десна, Сула и Северский Донец;
— дреговичи — между Припятью и Западной Двиной;
— полочане — в бассейне р. Полоты;
— кривичи —- в верховьях Волги и Днепра;
- радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов»
(поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами — Радимом,
который «пришел и сел» нар. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;
— ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р.Волхов;
— бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) — в верховьях Буга;
— белые хорваты — в Прикарпатье;
— уличи и тиверцы — между Днестром и Дунаем. Археологические
данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.
7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ (XII—XIII ВВ.)
ПЛАН
1. Предпосылки.
1. Формирование местных княжеских династий.
2. Укрепление местного боярства.
3. Развитие ремесла и торговли.
4. Изменение положения и роли Киева.
5. Духовные предпосылки.
2. Начало периода раздробленности и его общая характеристика.
1. Начало разделения.
2. Восстановление единства в начале XII в. и его причины: Половецкая
опасность. — Личные качества Владимира Мономаха и его поли! тика, — Мстислав
Великий.
3. Характер новых государственных образований. , 1
3. Владимиро-Суздальская земля.
1. Природные условия и колонизация.
2. Приобретение независимости.
3. Политическое развитие: Перенесение центра во Владимир. — Укрепла! ние
княжеской власти. — Основные особенности правления Андрея Ът
голюбского. — Переворот 1174 г. и новые усобицы.—ВсеволЛ Большое Гнездо
(1176—1212).
4. Новгородская земля.
1. Природные условия.
2. Социально-экономические особенности.
3. Политическая система: Высший орган власти и характер политичв! ского
строя. -— Структура управления. — Итоги развития НовгороЯ ской земли.
5. Галицко-Волынекая земля.
1. Природные условия.
2. Социально-экономические особенности.
3. Политическое развитие: Начало независимости.—Ярослав Владимирович
(1152—1187). —Объединение княжеств.
6. Выводы.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ
Раздробленность стала результатом взаимодействия целого комплекса факторов.
В отечественной историографии разделение относительно единой Древней Руси на п
Яд самостоятельных государств долгое время объясняли развитием феодальных
отношений, укреплением феодальных вотчин и утверждением натурального
хозяйства, которое, препятствуя установлению экономических связей, и приводило
к политической обособленности. Отмечалось и влияние классовой борьбы,
требовавшей совершенствования и укрепления аппарата власти на местах. Это
якобы также подталкивало к «боярскому сепаратизму» и отделению земель, так как
местное боярство, окрепнув, больше не нуждалось во власти и поддержке киевского
князя. Однако такая трактовка причин раздробленности, основанная на
формационном подходе, представляется односторонней и, главное, не находит
своего подтверждения в источниках.
1. Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового
владения Рюриковичей в семейные владения отдельных ветвей рода приводило к
оседанию князей на определенных территориях (будущих уделах). Князь теперь
думал не о получении более престижного и доходного стола, а
закреплении за собой собственного владения. (Данная тенденция юридически была
закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г.) Этому же
способствовало нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и расширить
свои владения, порой за счет соседей.
2. Укрепление местного боярства. Происходит складывание боярских
региональных группировок, вызванное, в свою очередь, как успехами земледелия
(распространение пашенного земледелия, появление трехполья увеличивало
производство избыточного продукта, боярские вотчины превращались в важный
источник дохода), так и ростом численности дружины и ее страсти к богатству. В
былые времена дружина мечтала о походах и добыче, ныне вместе с князем она
«оседала» на земле, становясь или его опорой, или, наоборот, стремясь
подчинить его своей воле. Но в любом случае боярство и местного князя
объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под опеки киевского
князя, прекратить выплату в его адрес полюдья со своих территорий.
3. Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов,
которые превращались в центры отдельных территорий. Кроме того, они играли
роль своеобразных «коллективных замков» для местного боярства. В них
сосредоточивалась и местная княжеская администрация. Городское население
начинало тяготиться необходм мостью вьгалаты дани и защиты интересов далекого
ему киевского кшш зя. В то же время защиту от набегов кочевников и соседей
необходимую свободным общинникам города и села, обеспечивал! уже местные
княжеские дружины.
4. Изменилось положение и роль самого Киева. С потерей значе^ ния
торгового пути «из варяг в греки» в XII в. ослабевала экономиче! екая основа
единства, сокращалось поступление торговых пошлин, чта подрывало экономическое
могущество киевского князя. Главным ис! точником богатств становилась земля, в
ее поисках дружины со своими князьями и устремлялись на окраины. Кроме того,
киевскую землю по! кидало и трудовое население, спасавшееся от постоянных
междоусо! биц, вызванных борьбой за киевский «стол», а также набегов половцем
Естественно, этот «исход» ослаблял позиции киевских князей, полу! чавших все
меньше и меньше налогов, недосчитывавшихся «воев». .1
5. Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитар-1 ного
идеала, укреплявшего власть местных князей. Население отдель! ных земель хотело
обрести собственного князя, оказаться «под рукой»! так как оно наделяло его
сверхъестественными силами, видело в нем гаранта безопасности и благоденствия
данной территории.
2. НАЧАЛО ПЕРИОДА РАЗДРОБЛЕННОСТИ И ЕГО ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Начало разделения. Центробежные тенденции в Древней РусЯ стали
проявляться еще в эпоху правления Ярославичей и, постепенна
. нарастая, вылились в конце XI в. в княжеские междоусобицы. Стремле! ние
князей, с одной стороны, их преодолеть, а с другой—закрепиться в) своих
землях привело после Любечского съезда к установлению новогв принципа
организации власти и превращению Русской земли из владея ния рода Рюриковичей
в совокупность самостоятельных «отчин», на! следственных владений отдельных
ветвей княжеского дома.
2. Однако в начале XII в. разделение страны было приостановлен! под
воздействием ряда причин:
• Внешняя половецкая опасность требовала объединения усвЯ лий различных земель;
• Личные качества Владимира Мономаха (1113—1125) и его
а Л тивная деятельность на киевском престоле. Он пользовался огромным
авторитетом, как благодаря своей родственной связи с византийским императором
Константином Мономахом, чьим внуком по материнской линии он являлся, так и
организации успешных походов против полоЛ цев. Став великим князем в 60 лет,
Владимир поражал современников
широкой образованностью, литературными талантами и особенно своим
«смердолюбием». Гибкий, волевой правитель, прибегая то к силе, то к мирным
переговорам, сумел восстановить единство Древней Руси.
• Его сыну Мстиславу Великому (1125—1132) удалось
продолжить политику отца и сохранить достигнутое. Но сразу же после смерти
великого князя киевского «раздрашася вся Русская земля», начинается цепная
реакция разделения, приведшая к появлению на месте единой Руси ряда практически
независимых государств-княжеств.
3. Характер новых государственных образований. Возникло около 15
независимых государств (Киевское, Черниговское, Переяславское, Рязанское,
Ростово-Суздалъское, Смоленское, Галицкое, Влади-миро-Волынское, Полоцкое,
Туровское и другие княжества, а также Новгородская земля),
продолжавших дробиться дальше, но целостность Русской земли в определенной
степени сохранилась. Связи между русскими землями поддерживались благодаря
общей вере, языку, действию общих законов, зафиксированных Пространной Правдой.
В народном сознании не исчезала идея единства, особенно ярко проявлявшаяся во
времена междоусобиц и других бедствий, выпадавших на долю Русской земли.
Сформировалось двойственное самосознание, при котором русские люди считали
своей Отчизной и Русскую землю, и одновременно Рязанское, Полоцкое или
Ростово-Суздальское княжество. Правда, региональная составляющая в таком
самосознании постепенно усиливалась, что способствовало углублению
раздробленности.
Некоторые историки считают, что произошел не полный распад Древнерусского
государства, а его трансформация в федерацию княжеств во главе с великим
князем киевским. Но его власть была скорее номинальной, чем реальной, а за
сам киевский стол начинается борьба наиболее могущественных князей отдельных
земель, приводящая к опустошению Киевской земли и потери ею былого значения.
Уже через некоторое время стол великого князя киевского потерял свою
привлекательность для местных князей, сосредоточившихся на расширении
собственных владений.
3. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси,
расположенной в бассейне Оки и верхнем течении Волги, вызывает особенный
интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского
государства. Значительную часть ее территории занимали леса, почвы были
подзолистые, малоплодородные, за исключением так называемых ополий, огромных
полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля-3 ал веского и Суздаля, с
относительно мощным черноземным слоем. Здесь развивалось пашенное земледелие,
появились монастырские и боярские вотчины.
На северо-востоке, который сравнительно поздно подвергся сла| вянской
колонизации (с X в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суз! даль)
появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль! Залесский, Галич. Под
1147 г. летопись впервые упомянула Москв)Д Переселенцы с юга и северо-запада
Руси — земледельцы и ремеслея ники — приносили с собой не только передовые
приемы хозяйствовя ния, но и географические названия. Торговые пути
простирались чере! Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на
восток я юго-восток.
2. Приобретение независимости, Ростово-Суздальская земля вь! шла из под
власти Киева в 30-х годах XII в. при младшем сыне ВладимЛ ра Мономаха Юрии,
получившем прозвище Долгорукий за стремления править в Киеве и вмешиваться в
дела соседних княжеств. Центр своеЯ земли он перенес из Ростова в Суздаль и,
опираясь на поддержку боям ства и союз с Галицким княжеством, после нескольких
неудач все же «сел на киевский стол» в 1155 г.
3. Политическое развитие. Однако его правление оказалось на долгим, в
1157г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами недовольными его
правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты.
• Перенесение центра во Владимир. Власть на северо-востоке па
решла к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому (1157—1174),
который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенные ему Вышгород
на юге Руси и вернулся в милую его сердцу СуздалЯ скую землю. (При этом князь
взял с собой считавшуюся чудотворно! икону Божией Матери, повелев
поставить ее во Владимире-на-Клязш ме. Со временем эта икона Владимирской
Божией Матери стала одно! из главных святынь Русской земли.) Он перенес
столицу во Владимия до того считавшийся «пригородом» старых городов.
• Укрепление княжеской власти. Перенос столицы был вызв
стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния ™ рого
ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел слоэ шейся боярской
группировки и собственного веча, ограничивавш власть князя.
Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинни; из советников и
соратников князя в его подданных, получавших за ев службу земельные
владения. Однако верховная собственность на зЯ лю сохранялась за
князем, который ею полностью распоряжался. Тя складывалась связь власти и
собственности, присущая восточной иш вилизации. В то же время реальная
власть-собственность князя сочети лась с традиционными представлениями
земледельцев о том, чя «земля Божия» принадлежит на деле тому, кто ее
обрабатывает. ЭШ представления только усиливали власть князя —
наместника Бога щ земле, а следовательно, и его права на землю. Кроме
того, он воспри
^ался как защитник земли от социальных и природных бедствий, иноземцев,
заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских
земель.
• Главная цель —развитие собственного княжества.
Отличительной чертой правления Андрея Боголюбского стало и то, что после
захвата и разорения Киева в 1169г. владимиро-суздальским войском и
союзными половцами он туда не переехал, а остался во Владимире, продолжая
политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели князь попытался,
правда неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской,
чтобы возвысить Владимир и превратить его в независимый от Киева не только
политический, но и религиозный центр. О стремлении князя превратить Владимир в
новый центр русских земель свидетельствует и возведение Успенского собора,
строительство «Золотых ворот» — величественных сооружений «столичного» уровня.
Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже
волжские булгары.
• Переворот 1174 г. и новые усобицы. Стремление к
самовластию, не отвечавшее представлениям людей того времени о правителе,
репрессии против некоторых бояр и ряд военных неудач привели к тому, что
приближенные Андрея организовали заговор и в 1174 г. убили князя в его замке
Боголюбове. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.
После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили
престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его
сводных младших братьев — Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы
победу одержали братья.
• Всеволод Большое Гнездо (1176—1212), сменивший рано
умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и
позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он
расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и
Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В итоге в
Северо-Восточной Руси укрепилась власть великого князя, утвердилось первенство
Владимиро-Суздальского княжества среди других русских земель.
Но центробежные процессы развивались и после смерти Всеволода вновь начались
междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к
власти пришел его сын Юрий (1218—1238), ставший последним
правителем независимого Влади-Миро-Суздальского княжества и погибший в
трагическую годину монгольского нашествия.
4. НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия. Владения Новгорода простирались от Финского залива
до Урала и от Северного Ледовитого океана до верхо-вьев Волги.
Географическое положение, суровые природные условия, ной структуры и
политической организации Северо-Западной земли. Так, бедные почвы и холодный
климат были причиной того, что новгородцы периодически испытывали недостаток
хлеба. Это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской
земле, откуда, в основном, и поставлялось зерно.
2. Социально-экономические особенности. В то же время удобное
географическое положение превращало Новгород в крупнейший торговый центр,
поставлявший европейским странам пушнину, мед, кожи, продукты морского промысла.
Торговлю организовывало купечество, но саму продукцию оно получало из боярских
промысловых сел.
Бояре контролировали и высоко развитое ремесленное производство. Новгородское
боярство происходило не из верхов княжеской дружины, как в других русских
землях, а из местной племенной знати и сформировалось как наследственная
аристократия в докняжеский период. Оказав помощь Ярославу Мудрому в его борьбе
за киевский престол, новгородское боярство получило ряд привилегий, что еще
более укрепило его позиции и позволило постепенно где захватить, а где скупить
общинные земли. Кроме того, в Новгороде так и не появилась своя собственная
княжеская династия. Новгород, чьи князья в IX в. подчинили Киев, оставался
доменом — наследственным владением киевских князей, которые
посылали туда своих наместников, чаще всего — старших сыновей.
3. Политическая система.
• Высший орган власти и характер политической строя. В городе
даже в эпоху господства Киева не затухала деятельность народного собрания —
веча. После изгнания в /755 г. князя Всеволода Мстиславича
новгородцы добились полной независимости, а вече фактически превратилось в
высший орган власти.
У историков нет единого мнения как о сущности политического строя Новгорода, так
и о составе веча. Долгое время считалось, что на вече были представлены все
свободные мужи, что давало основание характеризовать политический
строй Новгорода как демократическую республику. Одно время преобладала точка
зрения, что вече являлось собранием 300 представителей боярских родов,
избираемых местными собраниями (на ;<уличансквх» и «кончаиских» вечах), что
позволяло сделать вывод об «аристократическом характере этой республики». В
советской исторической науке получила распространение точка зрения,
воспринятая у историков XIX в., о «Новгородской боярской эеспублике»,
управлявшейся аристократией через «несознательное» демократическое, (ече.
Действительно, Совет господ, состоявший из верхушки боярства, тщательно
подготавливал вечевые собрания и, подкупая голоса «мо-юдших людей»,
предопределял итоги выборов и исход голосования по (ажнейшим вопросам. Вот
почему высшие должностные лица Новго-юда избирались из этого узкого круга
«лучших людей». Таким обра-
, А Г----------- ^~,циил1-1> демократическим
органом, по своей сути выражало интересы верхов города и являлось основой
аристократической системы правления.
Если же учесть, что в Новгороде немалая роль принадлежала и княжеской власти,
то можно сделать вывод о смешанном характере его политической системы,
состоявшей из демократических, аристократических и монархических
элементов. По сути же Новгородская земля оставалась монархией с
ограниченной княжеской властью. Несмотря на утвердившиеся вечевые и
олигархические институты власти, новгородцы, даже после изгнания Всеволода,
продолжали приглашать князей (чаще всего из Суздальской земли). Князь
являлся не только верховным военачальником и высшей судебной
инстанцией. Важно, что дань народов Новгородской земли «Господину Великому
Новгороду» не могла быть направлена вечу, ее адресатом (хотя и формальным)
оставался князь, который считался также символом единства
Новгородской земли и связующим звеном с Русью.
С ним заключался договор — «ряд», ограничивавший круг полномочий князя
служебными функциями — военными, полицейскими, судебными. Он не имел права
вмешиваться во внутренние дела городского управления, приобретать земельную
собственность в новгородских волостях, сменять должностных лиц, вершить
расправу без суда, а в случае нарушения соглашения — изгонялся из Новгорода.
Сохранение элементов княжеской власти вызывалось тем, что в Средние века было
невозможно «чистое» республиканское государственное устройство, поскольку
люди были убеждены в божественном происхождении высшей власти, исходившей от
монарха. На Руси, в том числе и в Новгороде (хотя и со своими особенностями),
утвердились представления о сверхъестественном характере княжеской власти и
личности князя, способного оберечь свою землю от разного рода бедствий.
Кроме того, имело значение желание новгородцев сохранить экономические и
политические связи с «низовыми» землями, использовать их военный потенциал в
борьбе с внешними врагами. Важно было наличие общей духовной основы —
православия и церковной организации, сохранявшей общерусское единство.
• Структура управления. Вече избирало посадника, который
происходил из наиболее знатных бояр, выполнял функции главы исполнительной
власти и возглавлял вместе с князем новгородское войско.
Выборной была должность тысяцкого. Он ведал сбором налогов, руководил
городским ополчением новгородцев, а также контролировал торговлю.
На вече избирался также и владыка — глава новгородской церкви. Им был
епископ (потом архиепископ), обладавший некоторыми светскими полномочиями:
судебными, финансовыми, внешнеполитическими. Председательствуя на заседаниях
Совета господ и благословляя открытие вечевых собраний, он тем самым как бы
выполнял функции главы государства.
• История Новгородской земли характеризуется острой социаль-ной и
политической борьбой, осложнявшейся вмешательством внещ-j них сил. В 1478 г.
она была окончательно присоединена к Московскому] государству.
5. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЗЕМЛЯ
1. Природные условия. Галицко-Волынское княжество, находясь на западных и
юго-западных границах Руси, в междуречье Южного Бу-га и Днестра, обладало
исключительно благоприятными условиями для развития земледелия, ремесел и
торговли. Его границы подходили к предгорьям Карпат и Дунаю, что открывало
широкие возможности для налаживания торговых отношений с Польшей, Венгрией,
Болгарией и Византией.
2. Социально-экономические особенности. Плодородные черно-земы Волыни издавна
привлекали сюдаземледельческое население Ру си. В итоге здесь достаточно рано
сформировалось крупное частное землевладение и мощная боярская прослойка,
стремившаяся к незави-симости как от Киева, так и от собственных князей.
Развитие ремесел и торговли повлекло за собой рост городов — Галича,
Владимира-Bo лынского, Перемышля, Дорогобужа, Теребовля, Луцка, Холма и др.
Го родские слои также принимали активное участие в политической жизни земли.
3. Политическое развитие.
• Начало независимости. После смерти Ярослава: Мудрого горо-да
Юго-Западной Руси обычно отдавались в управление младшим сьн новьям и
князьям-изгоям. Например, пятому сыну Ярос-лава — Игорю — достался в
княжение Владимир-Волынский, позже его правнукам Васильку и Володарю
Ростиславичам были выделены Теребовль и Перемышль. Сын Игоря Давид начал
претендовать на эти города. И даже решения Любечского съезда его не
остановили. При скрытой поддержке Святополка Киевского он захватил Василька
Tepe-бовльского и ослепил его. Однако после Витичевского съезда (1100)
Волынское княжество было отобрано у Давида Игоревича и передано в руки
Мономашичей, а Галиция осталась у Василька и Володаря. Их no-томки, став уже
полностью независимыми правителями, пытались общ единить юго-западные
земли в единое княжество, опираясь при этом н поддержку Юрия Долгорукого, тогда
как волынские князья ориентира вались на союз с Киевом.
46
* Ярослав Владимирович (1152—1187). Наивысшего могущества
Галичское княжество достигло при сыне Владимира Володареви-ча —
Ярославе Осмомысле (т. е. «восьмимысленный»), получившем это прозвище за
мудрость и образованность. Ему удалось в 1159 г. овладеть Киевом. Но даже он
при столкновении с местным всемогущим боярством вынужден был пойти на ряд
уступок, а после его смерти в Галиции началась долгая смута, осложненная
вмешательством Венгрии и Польши.
• Объединение княжеств. В 1199 г. волынский князь, правнук Мстислава
Великого Роман Мстиславич захватил Галич, объединил Владимиро-Волынское и
Галицкое княжества в мощное Галицко-Волынское княжество. Опираясь на горожан и
мелких землевладельцев, он жестоко расправился с недовольным его политикой
боярством, осуществлял походы на Литву, поляков и половцев, ненадолго подчинил
себе Киев. В его владениях нашел себе убежище византийский император Алексей
III Ангел, изгнанный крестоносцами из Константинополя.
Политику отца после его гибели в 1205 г. и новой боярской смуты продолжил Даниил
Романович. Княжество было раздроблено на уделы. Лишь в 1221 г.,
обвенчавшись с дочерью новгородского князя Мстислава Удалого, Даниил смог
вернуть свою отчину — Волынское княжество, а в 1234 г. овладеть и галицким
престолом. Князь во главе своей дружины принял участие в трагической для
русского войска битве с монголами на р. Калке (1223). В 1239г., взяв
Киев, он объединил Южную и Юго-Западную Русь, но их дальнейшее развитие было
прервано монгольским нашествием. После смерти Даниила Романовича в 1264 г.
княжество было поделено между братьями, а в XIV в. его земли вошли в состав
Польши, Литвы и Венгрии.
|