Шпора: Ответы на экзаменационные билеты 11-го класса
личностью или счастливым случаем. Она была достигнута кровью и безвозмездными
жертвами советских людей. Источниками Победы были: сплоченность советского
общества, дружба народов СССР, вставших на защиту своего многонационального
государства; героизм, мужество и стойкость бойцов и командиров Красной Армии,
проявленные в боях на советско-германском фронте; самоотверженный труд
рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов — всех тружеников тыла,
ковавших “оружие Победы”; военное искусство выдающихся советских полководцев
— Г. К. Жукова, А. М. Василевского, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева и др.;
материально-техническая и военная помощь по ленд-лизу союзников по
антигитлеровской коалиции. В достижении победы над врагом важную роль сыграла
КПСС, мобилизовавшая советский народ на отпор агрессору. Главные итоги и
всемирно-историческое значение Победы: был разгромлен фашизм; народы Европы,
да и всего мира (учитывая претензии нацистов на глобальное господство)
избавились от угрозы порабощения. Победа открыла перед человечеством
возможность жить в мирных условиях, вселила в сердца людей надежду на
окончательное избавление от войн. После войны СССР стал одной из ведущих
держав мира. Если в 1941 г. дипломатические отношения с Советским Союзом
поддерживали 26 государств, то в 1945 г. уже 52. СССР расширил свою
территорию на западе и на Дальнем Востоке. Под его влиянием изменился
общественный строй в ряде стран Восточной Европы, активизировалась
национально-освободительная борьба народов колониальных и полуколониальных
стран. Победа досталась СССР дорогой ценой. Война унесла до 28 млн
человеческих жизней, в том числе на фронтах наши потери составили, по
последним данным, 8 млн 668 тыс. 400 человек (по другим оценкам — до 10 млн).
Бцла уничтожена треть национального богатства страны (для сравнения: Англия
потеряла 0,8%, Франция — 1,5%, а США — 0%, получив за время войны 117 млрд
долларов чистой прибыли). Мы понесли большие потери, чем^Германия, людские
потери которой составили 5,5 млн человек. Это, в частности, объясняется тем,
что война более трех лет велась на нашей территории. К тому же СССР вел
оборонительную войну, а фашистская Германия — захватническую, в программу
которой входило истребление максимального количества советских людей.
33. Внутренняя политика СССР в середине 1940-х — середине 1950-х гг.
Победа в войне вывела СССР в разряд ведущих держав. Однако во внутренней
политике страны не произошло заметных изменений. Не сбылись надежды на
демократические преобразования советской системы. Режим личной власти Сталина
достиг своего апогея. Стране предстояло ликвидировать тяжелые последствия
войны, перевести экономику на мирные рельсы, восстановить разрушенное
народное хозяйство. На четвертую пятилетку (1946—1950) ставилась основная
задача: “восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства
и затем превзойти этот уровень в значительных размерах”. Героические усилия
советских людей, перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности
и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности, полученные с Германии
репарации, бесплатный, но весьма эффективный труд заключенных позволили в
кратчайшие сроки (к 1948 г.) достичь довоенного уровня промышленного
производства. Были восстановлены важнейшие отрасли земледелия, а его
валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня. И это в
условиях, когда в 1946 г. почти все зерновые области страны охватила страшная
засуха. Трагедия послевоенного голода, особенно тяжело сказавшегося в
деревне, тщательно замалчивалась. В городах несколько вырос уровень жизни
советских людей. В 1947 г. была отменена карточная система на
продовольственные и промышленные товары, проведена денежная реформа,
происходило снижение розничных цен. Некоторые внешне позитивные,
демократические изменения произошли в общественно-политической жизни страны:
отмена чрезвычайного положения; упразднение ГКО; проведение выборов в Советы
всех уровней; XIX съезд партии и др. В то же время происходило ужесточение
политического режима, усиление идеологического контроля в области литературы,
кино, театрального дела, музыки; нарастание новой волны репрессий
(“Ленинградское дело”, “дело врачей”, процессы по делам молодежных групп и
др.). В проходивших в то время дискуссиях по проблемам развития различных
отраслей науки, призванных развивать свободомыслие, творческую активность
ученых, “сила аргументов подменялась аргументами силы”. Из естественных наук
наибольший ущерб был нанесен биологии. Были разгромлены генетика,
кибернетика. Тяжелое положение сложилось и в гуманитарных науках. В
исторической науке безраздельно господствовали оценки и формулировки, данные
в “Кратком курсе истории ВКП(б)”. Лишь в области фундаментальных наук
(теоретическая физика, химия, математика) имелись значительные достижения,
позволившие ликвидировать атомную монополию США, осуществить рывок в освоении
космоса, в развитии отечественного авиастроения. Эти достижения связаны с
именами выдающихся ученых: И. В. Курчатова, С. П. Королева, А. Д. Сахарова,
Ю. Б. Харитона, Я. Б. Зельдовича, И. Е. Тамма, А. Н. Туполева, С. В.
Ильюшина, А. С. Яковлева, О. К. Антонова и др.
34. Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-
милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный
отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров
мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и
Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с
претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие
страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным
в процессе создания новой системы международных отношений: от политики
сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи
У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной
войны” — идеологического, политического и военно-стратегического
противостояния капиталистической и социалистической систем. Это
противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на
территории Германии двух государств — ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше — в
связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина
“сдерживания и отбрасывания коммунизма”) и “планом Маршалла” (оказание
экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние
СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло
допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к “плану
Маршалла” будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание
“холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации
Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., — Организации
Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной
осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между
двумя сверхдержавами — СССР и США. Противостояние между ними определяло
приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные
цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль
в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз
неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает
за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г.
Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась
тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал
восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований.
Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским
руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв
отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти
Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских
отношений.
35. Попытки социально-экономических реформ в СССР в середине 1950-х —
середине 1960-х гг.
В борьбе соратников Сталина после его смерти в марте 1953 г. за политическое
лидерство победу одержал Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым
секретарем ЦК КПСС. С его именем связаны новые подходы к народнохозяйственным
проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления,
децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное
положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры
по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию,
снижен налог с личного приусадебного хозяйства, колхозам передана техника
МТС. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим
методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение
колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда.
Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм
хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных
земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь
кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение
традиционных земледельческих районов России. В 1957 г. предпринимались
попытки реформировать управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных
отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные
управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но
кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Многие
экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и
методами посредством административных реформ и кампаний (“кукурузная
кампания”, “мясная кампания в Рязани”, “молочные рекорды” и т. д.). Все же
период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного подъема в
экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800
предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол
“Ленин”. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы
освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники,
жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В
начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за
непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР
начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность
многих прогрессивных социально-экономических начинаний середины 1950-х —
середины 1960-х гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и
государственный деятель в условиях жесткой централизации и административно-
командного стиля руководства.
36. XX съезд КПСС и начало процесса десталинизации
Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом
в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно
порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины
глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад
на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное
влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок
процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма,
положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических
стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как
политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью,
недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты
необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными
деятелями, преследования членов их семей. Осуждая .преступления Сталина,
докладчик, однако, не вскрыл природу авторитарной власти. Разоблачение культа
личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками
многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев,
решившийся на такой смелый шаг. Поэтому разоблачение культа личности во
второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации —да и то неполной —
наиболее негативных сторон тоталитарного режима. Весной и летом 1956 г. в
стране происходило очень важное событие — массовое освобождение почти всех
политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно
началась реабилитация большинства погибших в 1937—1955 гг. узников лагерей и
тюрем. Была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского,
ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны.
Часть законодательных функций властных структур была передана из центра на
места. В целом же процесс начальной десталинизации отличался
противоречивостьй. Очень часто попытки выйти за пределы прежних взглядов
решительно пресекались. В частности, когда в Москве, Ленинграде, Киеве
возникли кружки студенческой молодежя, ставившие своей целью глубокое
осмысление политического механизма советского общества, их участники были
арестованы и осуждены.
37. Духовная и культурная жизнь СССР, наука и образование в 1950—1960-е гг.
Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила
противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в
политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического
контроля, подъема науки и образования. С другой — общий подход к культурной
сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной
идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное
возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал
журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал
работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие
писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет
мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и
военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической
науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”,
пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали
издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая
гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”,
альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было
принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая
дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала
реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались
запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы
М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов,
В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б.
А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной
политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства
принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки
(романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”,
фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали
талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный.
Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в
космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в
ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский
центр — Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание
уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в
вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего
вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число
вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной
школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное
обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В
1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей
в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг.
произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства,
проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало
диссидентского движения.
38. Основные события внешней политики СССР в 1950—1960-е гг.
Во внешней политике страны с середины 1950-х гг. наметились позитивные
сдвиги. Улучшились отношения СССР с Турцией, Ираном, Японией (с ней в 1956 г.
была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении
дипломатических отношений). В 1958 г. было заключено соглашение с США о
сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых,
деятелей культуры. В 1959 г. состоялся первый в истории визит главы СССР Н.
С. Хрущева в США для переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром. Произошла
нормализация отношений с Югославией. Снизился уровень конфронтации с Западом.
Мирное сосуществование виделось в качестве единственно возможной альтернативы
ядерной войны. Советский. Союз выступил инициатором в области разоружения,
приостановки испытаний ядерного оружия, ликвидаций военных баз на чужих
территориях. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы
политика СССР не претерпела существенных изменений, хотя они в период
“оттепели” и получили несколько большую политическую самостоятельность. Когда
осенью 1956 г. правительство Венгрии, опираясь на поддержку широких слоев
народа и армии, попыталось выйти из жестокой зависимости от СССР, это было
расценено как контрреволюционный мятеж. Восстание было подавлено советскими
войсками. В 1961 г. серьезный кризис вызвали события, связанные со статусом
Западного Берлина. На встрече Хрущева с президентом США Дж. Кеннеди не
удалось достигнуть понимания по этому вопросу. “Витрина” же Запада в центре
ГДР создавала множество проблем для ее руководства. Тогда с согласия СССР за
одну ночь вокруг Западного Берлина была воздвигнута стена из колючей
проволоки и бетонных плит. Строительство Берлинской стены, как и события в
Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе
и мире. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. ухудшились отношения
СССР с Китаем и Албанией. Эти страны проявили недовольство осуждением в
Советском Союзе культа личности. Высшей точкой обострения отношений между
СССР и США стал Карибский кризис 1962 г. Поводом к нему послужил ввоз
Советским Союзом на Кубу ядерных ракет средней дальности. Могла разразиться
ядерная война. И лишь благодаря тому, что обе стороны не поддались эмоциям,
этого не произошло. СССР вывез ракеты с Кубы, а США взамен обязались не
вторгаться на Кубу и вывести из Турции ракеты, нацеленные на СССР. Карибский
кризис заставил СССР и США пойти на диалог. В 1963 г. в Москве был подписан
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом
пространстве и под водой. К середине 1960-х произошла определенная
стабилизация международной обстановки.
39 . Экономические реформы 1960-х гг.: сущность, цель, итоги, причина неуспеха
В 1960-е гг. партийно-государственным руководством во главе с Л. И. Брежневым
были предприняты попытки проведения экономических реформ. Сама жизнь
диктовала необходимость новых форм и методов хозяйствования, коренного
изменения принципов материального стимулирования товаропроизводителей. Пленум
ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования
с.ельскохозяйственного производства: планы закупок сельхозпродукции стали
устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую
продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие
личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста
легкой ттромышленностц, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой
промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.)
было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности.
Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях И в отраслях; сокращение числа
плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях
фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий
без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности
предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В
подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний
Председатель Совета Министров СССР. Первые ее итоги были обнадеживающими.
Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу.
Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с
проведением реформы, по ряду плановых показателей оказалась почти
выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее стали вносить
корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу
1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что
реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в
сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система
экономических и общественных отношений. Административный аппарат (прежде
всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и
с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина
провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед
экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации
в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть
партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-
командных методов управления.
40. Нарастание диспропорций, кризисных явлений в экономике и социальной сфере
в СССР в 1970-е — начале 1980-х гг.
Реформы 1965 г. в экономике, несмотря на всю свою половинчатость, несколько
снизили темпы падения производства. Но с начала 1970-х гг. они заметно
возросли. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе,
ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и
материальных ресурсов. Упали темпы роста производительности труда. Планы по
большинству показателей не выполнялись. В целом экономика стала невосприимчивой
к нововведениям, качество значительной части продукции перестало
соответствовать современным требованиям. Правда, на ряде направлений мы не
уступали, а даже превосходили США: в исследованиях космоса, по некоторым
фундаментальным открытиям. Но по ряду показателей, в том числе по использованию
микроэлектронной техники, наше отставание было значительным. Только небольшая
часть советской экономики, а именно предприятия, работавшие на военные заказы,
отличались высокой технологией. Экономика страны была предельно милитаризована.
Из года в год военно-промышленный комплекс наращивал свою мощь. Военные расходы
росли в полтора-два раза быстрее, нежели национальный доход. Чрезмерная
нагрузка на народное хозяйство привела к серьезным диспропорциям. Гражданская
промышленность несла потери. Научно-технические разработки оборонных
исследований были засекречены. Трудовые коллективы не проявляли
заинтересованности в освоении новой техники. По этой причине в промышленности к
началу 1980-х гг. было автоматизировано или комплексно механизировано лишь
10—1&% предприятий. В годы девятой пятилетки (1971—1975) экономический рост
фактически прекратился. .Видимость благополучия обеспечивалась за счет
распродажи богатств страны (нефть, газ). Наиболее слабой отраслью в 1970-х —
начале 1980-х гг. оставалось сельское хозяйство. Старая система управления не
позволяла руководителям колхозов и совхозов вести дело самостоятельно. К тому
же закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику
высокими. Введенная гарантированная денежная оплата труда в колхозах обернулась
ростом социального иждивенчества. За бесхозяйственность, трудности в аграрном
производстве пришлось расплачиваться золотом, импортируя зерно в значительных
объемах (в 1979—-1984 гг. в среднем около 40 млн т в год). Не увенчалась
успехом и специально разработанная пленумом ЦК КПСС (май 1982 г.)
Продовольственная программа. Несмотря на негативные явления в экономике,
уровень жизни советского народа до середины 1970-х гг. медленно повышался, а
затем более чем пятилетие не снижался. Росли денежные доходы населения,
увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные, правда
недостаточные финансовые вложения в медицину, образование, спорт. Однако рост
денежных доходов не был обеспечен увеличением производства товаров и услуг. Это
вело к возникновению дефицита, к скрытому росту цен, что стало экономической
предпосылкой расцвета спекуляции, образования теневой экономики, доходы которой
составляли многие миллиарды. К началу 1980-х гг. выявилась неэффективность
попыток ограниченного реформирования советской системы, отчетливо проявились
кризисные явления в экономике и социальной сфере.
41. Внешнеполитическая деятельность СССР в 1980-е гг.
В начале 1980-х гг. в международных отношениях требовались новые подходы,
учитывающие реальности ядерного века. Однако развитие отношений между СССР и
США — двумя сверхдержавами пошло по пути подрыва достижений предшествующего
десятилетия разрядки международной напряженности. В результате обе страны
оказались вовлеченными в опасную и дорогостоящую гонку вооружений.
Руководство СССР допустило ряд крупнейших внешнеполитических просчетов,
отвечая на вызов противоположной стороны увеличением численности армии,
расширением производства танков, ракет, самолетов, авианосцев. Установление и
поддержание военно-стратегического паритета с США дорого обошлось советским
людям, существенно отразилось на социально-экономическом развитии Советского
Союза. Правда, многие граждане искренне заявляли, что они ничего не пожалеют
для обеспечения безопасности страны. Серьезный удар разрядке был нанесен
вводом советских войск в Афганистан и их участием в военных действиях. Это
непродуманное решение было принято втайне от народа, узким кругом
политического руководства СССР во главе с Л. И. Брежневым. Во всем мире это
событие расценили как агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН
почти в полном составе осудила действия СССР. Резко осудил советское
вторжение в Афганистан и академик А. Д. Сахаров. Афганские события положили
начало обострению отношений между СССР и США. Это выражалось в постоянных
взаимных обвинениях, в демонстративных азддях (отказ американской, а затем и
советской стороны от участия в Олимпийских играх соответственно в Москве и
Лос-Анджелесе). В течение трех лет (1981—1983) действия советской дипломатии
были направлены на то, чтобы помешать размещению в Европе американских ракет.
Эту акцию советские руководители воспринимали как попытку США нарушить
установленные ОСВ-2 уровни вооружений и„ следовательно, стратегическое
равновесие. Расширяя сферу своего влияния. Советский Союз оказывал помощь
различным государствам, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке, принимая
на себя все новые обязательства. В той или иной форме он участвовал в
вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, снабжал оружием
прогрессивные с точки зрения советского руководства режимы в Иране, Ливии и
ряде других стран. К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики
СССР стала очевидной. Требовались новые подходы во всей внешнеполитической
деятельности нашей страны.
42. Перестройка в СССР. Попытки обновления и реформирования политической системы
К середине 1980-х гг. в СССР наступил экономический, социальный и
политический кризис. Он выражался в падении темпов роста промышленного и
сельскохозяйственного производства, снижении уровня жизни населения, усилении
коррупции, развитии теневой экономики, нарастании социальной апатии. Поцытка
партийного руководства страны сохранить власть путем “закручивания гаек”,
предпринятая Ю. В. Андроповым, оказалась безуспешной. В общественном сознании
зрело понимание необходимости глубоких перемен. Их желали все слои общества
— от рядовых граждан до определенной группы партийных и государственных
чиновников. Страна стояла на пороге перемен. Начало перестройки связано
с именем М. С. Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным
секретарем ЦК КПСС. Гарантом перестроечных процессов, причиной которых
являлись объективные обстоятельства, а не субъективные факторы, выступала
КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-
экономического развития страны. Предусматривалось усовершенствовать структуру
управления народным хозяйством, за счет “Скрытых резервов” в короткий срок
добиться подъема экономики, преодолеть застойные явления, значительно
Улучшить материальное положение советских людей. Дальнейшее развитие событий
не оправдало оптимистических прогнозов. Справиться с кризисом не удалось. По
мере углубления перестроечных процессов выявилась необходимость политической
реформы. Без обновления политических структур общества новые экономические
методы хозяйствования не могли дать ощутимых результатов. Осознавая это,
Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур.
Главным ее инструментом стала гласность — объективное освещение всех сторон
жизни общества. Решение о реформе политической системы в СССР было принято на
XIX партконференции КПСС (лето 1988 г.). Был провозглашен курс на создание в
СССР правового государства. В качестве первоочередной задачи выдвигалось
четкое разграничение функций партийных и советских органов, формирование
новых органов власти, проведение первых демократических выборов народных
депутатов. После партконференции начались изменения структуры управления в
СССР. На Первом Съезде народных депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был
избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте
1990 г. — Президентом СССР с правом издавать указы и постановления, которые
имели силу закона. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в
стране из Конституции СССР была исключена 6-я статья (о руководящей роли
КПСС), ликвидирована однопартийная система рукозодства страной, стали
возникать различные партии и общественные движения.
43. Новый внешнеполитический курс страны в конце 1980-х — начале 1990-х гг.
Коренное изменение внешнеполитического курса СССР на рубеже 1980—1990-х
гг. было связано с новым политическим мышлением. Исходным пунктом его
формирования явился вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опасности ядерного
оружия и гонки вооружений для существования человечества, о целостности и
взаимозависимости современного мира, о свободе социально-политического
выбора. Этот вывод исключал вмешательство в дела других государств и означал
отказ от решения международных проблем силой оружия. Благодаря перестройке и
новому политическому мышлению в отношениях между СССР и США произошел поворот
от конфронтации и соревнования в гонке вооружений к взаимопониманию, а в ряде
вопросов и к партнерству. Это изменило к лучшему всю ситуацию в мире. Пришел
конец “холодной войне”. Эти перемены нашли свое отражение в организации
советско-американских встреч в верхах. Состоялось пять встреч М. С. Горбачева
и президента США Р. Рейгана. Эта традиция не была нарушена и с приходом в
Белый дом Дж. Буша. На основе взаимной договоренности в Европе к 1990 г. были
ликвидированы советские и американские ракеты средней и малой дальности.
Постепенно улучшались отношения СССР с КНР. Все спорные вопросы
урегулировались в ходе переговоров, росла торговля, расширялись контакты в
области науки и культуры. В мае 1989 г. впервые за последние 30 лет состоялся
визит главы СССР в Китай. Были установлены дипломатические отношения с Южной
Кореей. В начале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана
— событие, которого давно ждали советские люди и весь мир. Была достигнута
договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в
Афганистан. В 1989—1991 гг. произошли резкие сдвиги во внутриполитической
жизни восточноевропейских стран. К власти в них пришли оппозиционные силы,
придерживающиеся различных политических взглядов. Развал социалистического
лагеря привел к прекращению деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и
Организации Варшавского Договора. В Европе остался только одив военный блок —
НАТО. СССР заключил соглашение со всеми восточноевропейскими странами о
выводе из них советских войск. Среди других событий международной жизни, в
которой активное участие принимал СССР, следует выделить объединение
Германии. Советское политическое руководство признало приоритет международных
соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека. В целом новый
внешнеполитический курс СССР создал благоприятную атмосферу для ликвидации
разного рода последствий “холодной войны” и установления нормальных
межгосударственных отношений.
44. Распад СССР. Создание Содружества Независимых Государств. Образование и
развитие суверенной Российской Федерации
Прологом распада СССР стало освобождение прежних союзных республик от
всевластия союзного центра, контролировавшего все стороны их жизни.
Большинство союзных республик в 1990 г. приняли декларации о суверенитете,
включив в них специальные разделы о верховенстве республиканских законов над
союзными. Результатом процесса суверенизации республик стало заметное
перемещение властных функций из центра в республики. 12 июня 1990 г. на
Первом Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о
государственном суверенитете Российской Федерации. В соответствии с ней
органы власти РФ получили право решать все вопросы государственной и
общественной жизни, за исключением тех, которые добровольно передавались РФ в
ведение Союза ССР. При этом в Декларации говорилось о решимости России
Создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза
ССР. В марте 1991 г. был проведен референдум по проблеме сохранения СССР. В
нем приняли участие девять республик (отказались участвовать три
прибалтийские республики, Грузия, Армения и Молдова). Свыше трех четвертей
голосовавших высказались за сохранение Союза. Предпринимались попытки
подписания нового Союзного Договора, который был выработан в ходе переговоров
представителей республик в Ново-Огареве (на правительственной даче под
Москвой). По этому договору республики, вошедшие в новый Союз, должны были
получить значительно больше прав. Центр из управляющего превращался в
координирующий. Против такого решения 19 августа 1991 г., в канун подписания
договора, выступила часть высшего партийно-государственного руководства
страны, объявившая о создании Государственного комитета по чрезвычайному
положению (ГКЧП). Его постановлениями в ряде регионов страны, главным образом
в России, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги,
манифестации, приостанавливалась деятельность демократических партий и
организаций, устанавливался контроль за средствами массовой информации.
Однако члены ГКЧП не получили необходимой поддержки населения страны, а в
Москве встретили активное противодействие демократических сил. Президента РФ
Б. Н. Ельцина и его сторонников. Был ли это государственный переворот или
отчаянная попытка спасти закрепленный Конституцией СССР общественный строй?
На этот вопрос нет единого мнения. Августовские события ускорили распад
Советского Союза. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Брестом
руководители Белоруссии —С. Шушкевич. Российской Федерации — Б. Ельцин,
Украины — Л. Кравчук подписали соглашение о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединилось
еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в
связи с прекращением существования Союза ССР сложил свои полномочия.
45. Изменения в политической системе России в первой половине 1990-х гг.
Начало перемен в политической системе России связано с избранием Б. Н.
.Ельцина Председателем Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием Декларации
о государственном суверенитете Российской Федерации (июнь 1990 г.), что на
деле означало возникновение в стране двоевластия. К этому времени народ все
более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву, стремительно падал авторитет
КПСС. Перестройка, основывавшаяся на идеях демократического социализма,
потерпела неудачу. Убедительная победа Ельцина на президентских выборах в
России 12 июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании основ старой
государственной власти. Августовские события 199.1 г. привели к кардинальному
изменению ситуации в России. Все органы исполнительной власти Союза ССР,
действовавшие на ее территории, перешли в непосредственное подчинение
российскому президенту. По его указанию были закрыты и опечатаны здания ЦК
КПСС, обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала существовать как правящая,
государственная структура. Высшим органом власти в РФ стал Верховный Совет,
реальная же власть все больше сосредоточивалась в руках президента. Так,
осенью 1991 г. все основные законодательные акты вводились в действие не
постановлениями парламента, а его указами. К весне 1992 г. резко изменилось
соотношение политических сил. Возникшая в парламенте оппозиция-стремилась к
ослаблению президентских структур, установлению контроля над правительством.
Сторонники президента предложили распустить парламент и прекратить
деятельность Съезда народных депутатов. Чтобы устранить достигшие, опасных
пределов противостояние законодательной и исполнительной власти, Ельцин
объявил об особом порядке управления страной. В России фактически вводилось
президентское правление. На 25 февраля был назначен референдум о доверии
президенту, и его проекту конституций. Хотя референдум упрочил позиции
президента, конституционный кризис не был преодолен. Напротив, он принимал
все более угрожающий характер. Оппозиция не скрывала своего намерения
ограничить власть и полномочия президента. Тогда президент указом от 21
сентября 1993 г. “О поэтапной конституционной реформе в России” объявил о
роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и проведении 12
декабря референдума по вопросу принятия новой Конституции и проведения
выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (Государственную Думу и Совет
Федерации). Последовавшее за этим противостояние президента и парламента
закончилось трагическими событиями октября 1993 г. в Москве, потрясшими всю
Россию. Окончательный ответ, кто виноват в случившемся, —за историей.
46. Экономическое развитие страны. Начало реформ
Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло
проведение реформ в России. Все же с января 1992 г. российское правительство
во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным
обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому
времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены
выросли в 8—11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15— 20%. На
полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни
продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и
военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия
выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической
реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию
цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного
регулирования, свободу торговли и приватизацию — продажу большей части
государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой
терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики,
должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий
и населения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь
стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. Однако
оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их
росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство
населения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной
массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 г.
выпуск наличных денег
увеличился по сравнению с 1990 г. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного
равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было
установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы
бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим
непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная
напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному
курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет.
Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных
деятелей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику
реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных
депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время
(декабрь 1992 г.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал
В. С. Черномырдин.
47. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.
Вступившей на путь независимости России предстояло решать принципиальные
вопросы, государственного устройства, социального и духовного возрождения. В
прошлом, располагая почти 60% населения и экономического потенциала СССР и
занимая 76% его территории, она не имела полноценной государственности:
собственной столицы, собственной Академии наук, собственного МВД. После
распада СССР Россия стала одной из ведущих держав мира. У государственной
власти и ее союзников — демократических сил не оказалось конкретной программы
политических преобразований. Поэтому основой российской государственности
стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры,
действовавшей в Советах и хозяйственных структурах. Задачей первостепенной
важности, стоявшей перед многонациональным Российским государством, было
укрепление его целостности. Все автономные республики России провозгласили
себя суверенными государствами. Края и области также повели открытую борьбу
за равноправие субъектов Федерации. Возникла ситуация, когда претензии
республик и других национальных образований на особый статус, а тем более на
выход из России могли привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов
Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации, провозгласили
независимость и суверенитет и выступили с политическими и территориальными
претензиями к ней и к своим соседям. В этих условиях правительство РФ
проводило непоследовательную политику. Так, не были разоружены незаконные
вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный
Совет Чечено-Ингушской автономной реслублики. С целью сохранить единство
России и учесть интересы всех ее народов был подготовлен и в марте 1992 г.
подписан большинством субъектов Федерации Федеративный Договор о
разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти
субъектов Федерации. Из конституционной федерации Россия превратилась в
конституционно-договорную. Субъектами Федерации стали не только республики,
но и края и области, а также приравненные к ним города федерального значения
— Москва и Санкт-Петербург. Дальнейшее становление новой российской
государственности было связано с разработкой собственной Конституции вместо
устаревшей, принятой еще в 1978 г. Однако парламентская оппозиция всемерно
препятствовала этому. И только результаты референдума по новой Конституции и
выборов в двухпалатное Федеральное Собрание (12 декабря 1992 г.) позволили
принять новый Основной Закон страны. Конституция РФ максимально
деполитизирована, в ней не определяется общественный строй государства.
Заявлено, что Российская Федерация — демократическое федеральное правовое
государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и
единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Президент по Конституции имеет чрезвычайно широкие полномочия. Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью. С принятием новой Конституции не
закончилось реформирование общества и государства в России. Оно продолжается
и сегодня.
48. Духовная и культурная жизнь российского общества, наука и образование в
первой половине 1990-х гг.
В условиях переходного периода, становления рыночных отношений в России в
тугой узел сплелись как позитивные сдвиги, так и потери, издержки в сфере
духовной жизни и культуры. Отсутствие цензуры и партийного контроля,
подавляющих личность структур, свобода творчества стали важными факторами
духовного раскрепощения людей. На этой основе развивается художественное
творчество, появляются его новые организационные формы (самодеятельные
объединения молодежи, культурно-творческие общества), возникают новые
театры, ансамбли, ассоциации ученых, что позволяет выявлять потенциальные
таланты. Былое единообразие, зашоренность в творчестве уступают место
раскованности и плюрализму. Возвращаются многие ценности культуры русского и
других народов, преданные несправедливому забвению. Книги М. А. Булгакова, И.
Э. Бабеля, Е.И. Замятина, М. М. Зощенко, Ю. К. Олеши, А. П. Платонова и
многих других отечественных писателей входят в наш дом. Расширяются и наши
представления о мировой культуре; в значительной мере исчезло чувство
культурной изоляции страны. Большое позитивное значение имеет восстановление
в законных правах религий всех народов нашей страны. Вместе с тем все
очевиднее становится кризис в области культуры. Он является неотъемлемой
частью экономической и социально-политической жизни российского общества.
Происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на
“массовое потребление”. Творческие люди становятся заложниками
коммерциализации искусства и литературы. Из дание порнографической
“литературы”, сборников анекдотов, блатных песен, исполнение их по радио и
телевидению становится обычным делом. На состоянии культуры негативно
сказывается социальная дифференциация общества: за короткий срок образовался
слой богатых и сверхбогатых лйдей при одновременном обнищании значительной
части населения. Этот процесс обернулся страшной девальвацией образования,
духовных ценностей, культуры в целом. В условиях рыночных отношений произошло
повсеместное сокращение бюджетных ассигнований на нужды культуры.
Продолжается свертывание сети учреждений культуры, перепрофилирование их
деятельности, использование имеющейся у них материальной базы в чисто
коммерческих целях. Идет трудный поиск новых форм поддержки учреждений
культуры. На развитии науки и образования отрицательно сказывается уход в
иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры,
высококвалифицированных ученых, а также их отъезд за рубеж. Трудности
переживает вузовская наука. Резко сократился. спрос производства на научно-
техническую продукцию. Ухудшилось обновление материальной базы науки и
образования. Произошли изменения в системе высшей и средней
общеобразовательной школы. Осуществлен отход от единообразия и идеологизации,
появились и функционируют новые типы учебных заведений: гимназии, лицеи,
колледжи, университеты различного профиля, в том числе с платным обучением. В
то же время сокращение масштабов государственной поддержки науки и
образования препятствует их полноценному развитию, приводит к утрате
завоеванных позиций.
49. Россия и СНГ. Россия в мировом сообществе
После распада СССР и образования СНГ России пришлось заново строить свою
внешнюю политику. Возникло, два направления внешнеполитической деятельности:
1) ближнее зарубежье — бывшие республики СССР, ставшие суверенными,
независимыми странами и 2) дальнее зарубежье — остальные государства мира. В
отношениях с государствами ближнего зарубежья в 1992 г. российское
руководство колебалось между стремлением к максимальному сохранению
интеграционных связей в рамках СНГ и постепенным осознанием существования
специфических российских интересов и необходимости их защиты. Предстояло
решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества
Советского Союза, создания границ, прежде всего со странами Прибалтики, и т.
д. В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения,
проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов
России с отдельно взятыми странами ближнего зарубежья. Осрбо остро стоит
проблема гражданских прав русских в государствах Балтии. После вывода
российских войск с их территорий эта проблема не закрыта. Возникли сложности
в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе
Черноморского флота, статусе Севастополя. На Украине, в Казахстане и
некоторых других странах ближнего зарубежья негативно восприняли позицию МИДа
России, заявившего, что все геополитическое пространство СССР она
рассматривает как сферу своих жизненных интересов и готова защищать их всеми
возможными правовыми способами и средствами. Россия выполняет в ряду случаев
посреднические функции при ликвидации конфликтов, оказывает помощь в защите
границ (Нагорный Карабах, Абхазия, Таджикистан и др.). В последнее время во
взаимоотношениях России и некоторых стран СНГ возобладала тенденция к
интеграции. Наибольшую активность проявили Белоруссия, Казахстан,
Таджикистан. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией и
Казахстаном. В “большой” внешней политике для России было важно утвердиться в
качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, сохранить статус
ядерной державы, добиться экономической поддержки Западом проводимых в стране
реформ, наладить политические, экономические, научные и культурные связи с
крупнейшими государствами мира. Среди дипломатических достижений можно
назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда;
заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений
(ОСНВ-2) между Россией и США; подписание важных соглашений с Китаем;
налаживание политических и экономических связей с Южной Кореей; установление
тесного сотрудничества с ФРГ, Францией и другими странами. В отношениях
России с Западом следует выделить Кэмп-Дэвидскую декларацию (1992), принятую
на встрече Б. Н. Ельцина и президента США Дж. Буша. Ее значение в том, что
“Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных
противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством”. В
то же время в условиях новой геополитической реальности Россия потеряла
контроль над традиционными зонами своего влияния. Это коснулось Средней Азии,
где усилилось действие “мусульманского фактора”. Не стало СЭВа, и с каждым из
его прежних членов приходится строить экономические отношения заново. США
оказались единственной сверхдержавой в мире, не имеющей адекватного
противовеса, а потому способной диктовать свою волю в большинстве регионов
мира, что наглядно проявилось во время конфликта в Югославии.
Страницы: 1, 2, 3
|