Рефераты

Шпора: Религия

Шпора: Религия

Религия – сложное соц. явление, воз­никло на заре чел. общ. Слово происхо­дит от древнегреч. Religere – связь. Со временем формируется в сложную сис­тему. Осн. Эле­менты: рел. учения, рел культ, рел организации, рел ценности. Чел в рел – сущ-во не только биол, но в первую очередь духовное. Зачатки рел сознания имели место во вре­мена не­олита. В те времена люди не выделяли себя из природы, но пыт объяснить мир. И приходили к выводу, что природа как и они сами живая. К тому же люди не могли объяснить нек явления при­роды и стали наделять их сверест силами. Формы: культы богини-матери, пред­ков, животных; фети­шизм, тотемизм, анимизм.

Культ богини матери. В разл ре­гионах планеты арх находят женские фиг выре­занные из камня и кости. Общая черта: лицо, руки, ноги едва намеченны, но преувеличены органы деторожд и корм. Эти женщ обозн не только богиню – супругу хоз неба, они прав всеми природ процессами. Фигурки назв Венерами. Понимание единой мировой матери т к носила в себе тайну рождения. Культ Венеры преобл у народов где господст матри­архат. Богиня мать считалась об­щей прародительницей, поэтому в пер­во­быт челов живо чувст родства со всеми жив сущ-ва.

Когда первые португ мореплав в 15 в высадились на побережье Африки, они увидели что у мест племенн был обы­чай покло­няться разл предметам, кот предпис сверхест св-ва. Порт назвали эти пред фетишами (от порт fetiso аму­лет), потом эта форма рел получила назв фе­тишизм. Фетишем мог стать люб предм, пораж воображение чел. Позднее фетиши стали из­гот из камня, кости, де­рева, ме­талла. Амулетом назыв пред­мет, кот приписываются маг св-ва. Особая группа св с культом предков. У енисей­ских кетов – дерев куклы (анэлы) с боль­шими руками и головами, оде­тые в национ одежду, обычно старуха, призванную помогать семье.

Тотемизм (язык сев-америк ин­дейцев оджибве «от-отем» - его род) – система религиоз предст о родст между группой людей или родом и тотемом из числа жив. То­тем – добрый и забот предок, обе­регающ от голода, болезн, смерти. Выбор тотема связ с особен мест. Близость между чел и тотемом свя­зано с табу на их убийство, только на нек религ празд разреш есть мясо своего тотема, чтобы укре­пить родство с ним. Анимизм тоже отн к наиб ранним форм ре­лиг (от лат animus - душа) пред­ставл собой веру в сущ души и ду­хов. Ему предшествовал анима­тизм (от ani-manutis – одушевл), речь идет о всеобщ одуш природы. Покл духам и внаст время ост важ­ным эл веровй разных нар.

Культ предков тесно связан с анимист представл. Духам предков оказ внимание, приносят жертвы. Формы проявл разнообразны, по разному совер погр обряд. У нек народовумершие деляться на 2 ка­тегории. Так у славян – на чистых (умерш ест смерт), и нечистых. 1ых почитали, 2ых боялись. Почи­тание родителей – родовой культ сохранился у русских, белоруссов, болгар, сербов и т д. Поверья свя­заны с тем, что если дух умиротв, то он будет помогать, а если нет нашлет болезнь и бедствия.

Культ животных тесно связ с тотем. Формы разнообразны:от поклонен жив до страха перед ними. Часто связан с предан об умирающ и воскреш звере, о бра­ках людей с жив и детях, род от этих браков. Изображ жив на ору­жии, одежде, тату, украш.

Буддизм Слово обозначает религию, связ с ос­нователем Буддой просветленным . Как религия возник в 6-5вв до н э в Северной Индии. Его появ связ с раз­ложением родо-племенных отн и уси­лен классового гнета гос-ва. Каждое сущ-во, достигнув высшей святости может стать Буддой. Основателем был полумиф царевич Гаутама Бу один из будд вернулся на земл чтобы принести нов учение. Жизнь во всех ее прояв – беск цепь страданий, из­бавл может быть достигнуто прав людьми в сост нирваны. В 1 в н э Б раскололся на 2 напр: хинаяма и ма­хаяма. Хинаяма проповед узкий круг спас, т е нирваны могут достичь только монахи. В махаяме нирваны достичь может любой. Важн идея – тождество между бытием и страда­нием. Дост нирваны связ со множ прерожд. Почитается 4 благород ис­тины, пров Буддой:1)всякое сущ есть страдание 2)причина страд в самом чел 3)для того чтоб прекр страд необх осв от жажды жизни 4)указ на сущ благород срединного восьмеричного пути. Посл вкл в себя праведные: воззр, стремл, речь, повед, жизнь, учение, созерц, самопогружение. Он помогает вер изб от страд и дост нир­ваны. Учен о сансаре, изн и никем не сотв. Колесо С дает беск цепь смертей и перерожд. Б признает множ 2-ых миров, содерж эл ведич рел – веры в перес душ, уч о карме, не треб жертвопр и почит богов, треб воздерж от лжи, клеветы, грубости и сплетни, запрет на проф, наруш буд мораль – торг оруж, нарк, жив сущ и т д. К 1 в н э форм буддист канон, сост из 3х частей: проповеди Будды, тексты свящ писанийи тексты, посвящ философ и психолог проблем Б. Испов в южн, юго-вост, вост и центр Азии вплоть до Бурятии и Тулы. В 17 в на Тибете с его помощ устон теократ режим, во главе Лама. С 1741 г Б в его тибет-мон форме офиц призн одной из рел Рос империи.Христианство(от греч christos – помазанник,, мессия). Возникло в 1 в н э в Палестине на осн иудейск философ. Больш роль сыграло напис Ветх Завета, сформ осн идеи иудохр-ва. Его перевод на греч лег в осн рел. Новый завет призн лишь христ, содер идею о богочел ИХ, спас ценой собств жизни чел от его грехов. Возн Х имеет соц и религ корни. Соц: нестабильность и конфл Римск религии, религ: синкрет разл верований и вост мифов об умерш и воскреш боге. Х – соед веры, культа, этики и соц орг. Осн идеи Х: греховн земн жизни, идеи спас, искупл грех перед богом, сострад и смирение; пропов всеоб любовь к люд как к братьям и их равенст перед богом. В Х чел созд по обр и подоб творца. Х ставило цель соед надежду на личн спас и бессмерт с надежд на всеобщ спас и бессм в царстве божьем. Смирен – фунд добродетель, с его пощ можно войти в врата царств небесн. Отл от язычества:1)вера в чудо и авторитет(вера в разум); 2)ориент на внутр мир чел(ориент на внеш мир); 3)греховн земной жиз(радость земн быт); 4) приоритет дух над тел(культ тел бытия); 5)смирение чел(его активн); 6)акмеизм(полгота жиз). Х обоснов роль церкви как соц инстит. Церк считал непогреш в вопрос веры. Нач ч 4 в церк период собирает высшее дух на вселеск сборы, на кот утв сист вероуч и форм каноны. В 325 был утв христ Символ Веры – свод догматов из 12 част:1-о боге как о творц мира, 1ой ипостаси св троицы; 2-о вере в сына бож, ИХ; 3-догмат боговоплащ, сог кот ИХ ост богом стал чел, род от Девы Марии; 4-догм искупления – страдание и смерть ИХ; 5-о воскреш ИХ; 6-о телес возн ИХ на небо; 7-грядущ пришед ИХ на землю; 8-о вере в духа свят.; 9-об отн к церкви; 10-о таинстве крещ; 11-о будущ всеобщ воскреш мертв; 12-о жизни вечн.

Х приз обряды таиснств, во вр кот на вер исход особ благодать. 7 таинств: крещ, миропомаз, причащ, покоян и исповеди, свящ-ва, брак и соборов. Х не имеет един напр. В 311 стан дозвол религ, к концу 4ого в господств. В 5-7 вв от римск церкви отд христиане вост, в 1054 правосл и катол церркви. В 16 в возн протестантизм, в 17 в в Росси происх раскол православ, от кот отд старообрядч.

Ислам. Как и христ явл монотеистич религ. Возник на Арав п-ове, основопол был пророк Мухаммед(570-632гг). Согл лег он рано лиш родит, воспит дедом, затем – дядей. Был паст. В 24г жен на богат вдове, но мат благоп не принесл дух удовлеьвор. В 40л, уед на горе в окр Мекки услыш призыв и решил пропов новое уч. Сн он обрат к предст племни курейш, кот хранили в Мекке каабы, но не нашел у них поним и был вынужд прес в Медину, где нашел много сторонников.Через 2 года возв в Мекку и предлаг убрать из Каабы всех идолов. М видел в единобожьи спас свое и всех арабов. Понятие И – единство веры, гос-правовых установл и опр форм культ. Частью этого понят явл дин – божеств установл, ведущ чел к спасению. Мус теол вкл в дин 3 осн эл: 5 столпов И(1-вера в един бога и пророч миссию М; 2-ежедн пятикрат молитва; 3-добров очистит милост; 4-пост раз в год; 5-паломнич хоть раз в жизни в Мекку(хадж)), веру и благ дела. Сущ обяз для мус формула – басмала, кот мус обязан произ начиная любое дело. В И выдел 4 осн предмета веры:1-в един бога; 2-в его посланн и писания(призн 5 посл-прор: Ной, Моисей, Авраам, Иисус и М);3-в ангелов(созд из света, бесполы, выполн поруч Аллаха, у кажд чел на плеч сидят 2 ангела, выше всех Джабраил, потомМикаил,пот Израил и Исрафил, пот джинны и шайтаны. Иблис – гл шайтан); 4-в воскр после смерти и судн день(предст о загр жизни разв:добр и зл дела будут учтены и взвеш Аллахом, дост будут отпр в рай, недост в ад, будет всеобщ воскресенье, но перед ним конец света). Свящ кникой для мус явл Коран. Текст Кор содерж 114 сур. Кор содерж религ и мифолог сюжеты, этнограф свед о жизни арабов. По об Кор уст Библии. В домах зажит мус К. содерж в отд комнате. При чтен К нельзя говорить, есть, пить, созд шум. В И нет церк как соц института, нет и духовенства, богосл может солверш любой член уммы, кот явл формой соц орг верующих. К придпис мус соверш 5 молитв: на заре, в полд, во2 пол дня, на закате и с наст ночи. Молитв предш омовение, лицо должно было обр к Мекке.Осв местом для мус явл Мечеть. В И сущ обряд обрез, соверш над мальч в возр 7-10 лет. Празд: особ знач празд жертвоприн Курбан-Байран (через 70 дн после оконч поста), офиц выходн – пятница.


© 2010 Собрание рефератов