Рефераты

Шпора: Шпоры по истории

Шпора: Шпоры по истории

1)Предмет и задачи курса в системе эк образования.

Совр. Концепции высшего обр-я в России предусм. Его гуманизацию и

гуманитаризацию. Перед вузами стоит задача общекультурного и патриотич.

Воспитания. В современной сист. обр-я необх. Уделять внимание гуманитарным

наукам. Социогуманитарная подготовка студентов осущ-ся за счет подбора

гуманитарных дисциплин, дающих общ. Представления об общ-ве, месте в нем

индивида (науки: философия, социология, культурология, социология, история,

политология) Знание всех этих наук должны опираться на историческую

подготовку, историч материал, иначе они стан-ся беспредметными. Любой

грамотн. Чел-к должен знать ист-ю своего отечества, те более экономист.

Изучение истории дает возможность получения системных знаний об общ.

Принципах и ос-тях ист. Развития России в контексте мировой цивилизации.

Знание исторического опыта своей страны необходимо для выбора ориентиров и

путей развития в настоящее время

2) Сущность исторического знания.

Под историч. Знанием понимается совокупность представлений общ-ва и его соц.

Групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего чел-ва. Осмысление

историч. Опыта-необх. усл-е для поиска соц. и нравств. ориентиров в совр.

Жизни. Задачи курса: *изуч-е осн. тенденций мирового разв-я,

*осмысление опыта становления циваилизаций, *поиск путей и альтернатив общ.

Прогресса, *изучение прошлого для познания настоящего и предсказания будущ.

Основной целью предлагаемого курса явл. Формирование полного представления об

ист. пути России, показ становления и развития страны, являющейся цивилизац

неоднородным обществом, а также выявление воздействия на Россию

цивилизионноформирующих центров (Восток и Запад) « Уважение к минувшему – вот

черта отличия образованности от дикости.» А.С.Пушкин. Для того, чтобы познать

настоящее надо познать историю. Предметом изуч-я И. явл. Чел-к как единств

творец и носитель И. *И-повествование, *И-событие, *И-процесс развития,

*И-обозначение жизни общ-ва, законов общего разв-я., *И-прошлое, *И-наука,

изучающая прошлое История- ничто иное как деятельность преследующего

свои цели чел-ка. Историч. Сознание вкл. 4 уровня: *низший(на осн. накопления

непоср. Жизн. Опыта, чел-к наблюдает события своей жизни, стан-ся их

участником.), *2-й ур-нь (под вл. Худ. лит-ры, кино, радио, театра, живописи и

т. д.), *3-й ур-нь(на основе собственно историч. Знаний), *высший ур-нь (форм-е

историч созн-я на осн. осмысления прошлого, выявления тенденций историч.

разв-я) И-элемент обществ. Сознания. И-ю нужно изучать системно. Формирование

историч. Знания для сохр-я историч. Памяти народа. Знание И обесп. Духовное

единство донного народа, их нац. Самосознания (культура, традиции).

3) Концепции исторического развития в историографии.

Нестор: «Повесть временных лет.

Субъективистская методология: историч. Процесс объяснялся действием великих

людей(правителей, полководцев и др.)-приверж.-Карамзин, Соловьев, Ключевский.

Карамзин говорил, что власть- самое главное для развития гос-ва. Соловьев:

«История Р-и есть история страны, кот-я колонизируется», С вел хронологию «от

царя до царя»

Ключевск. Уделял внимание развитию Р-и в контексте мировой истории, но

большую роль он отводил не власти, а народу.

Два осн. подхода к изуч. Истории – цивилизац. и формац.

Формац. Подход(Маркс, Энгельс)-материалистич. Объяснение истории Согл.

Марксистско-Ленинск. Точки зр-я, Россия шла по формац. Коридору, но с

отставанием от зап. Европы. Несмотря на существ. Недостатки, эта теория была

единственно приемлимой т. зрения в истор. Науке СССР

Цивилизац. подход (*школа «Анналов»- Блок, Февр, Бродель *Тойнби, Шпенглер,

*Данилевский, Леонтьев, сорокин)-осн. структурной единицей историч. Процесса

явл. Цивилизация.

Цивилизац. и формац. Подходы имеют как преимущ-ва, так и недостатки.

4) Понятие цивилизации.

Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством

всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц.,

политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир,

народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом

разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы

истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц.

Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц

-сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты

соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к

этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того

или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип

цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.)

Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я,

*взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т . зрения перспектив

развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип,

*прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»

5) природные сообщества.

К этому типу разв отн народы, жив в рамках прир годового цикла, жив в

гармонии и единстве с прир. Важн категорией общ-го сознания явл представление

о времени и цели сущ чел общества. Важность ее определ уже тем, что истор

есть только там, где есть время. Эти народы сущ вне истор времени. Отсутств

понятие пр, буд, нет идей о необход изменения правил. Для них сущ лишь время

текущее и время мифическое, в кот живут боги и души умерших предков. Эти

народы адаптир к окруж среде, видят свою цель, смысл сущ-я: сохранен хрупкого

равновесия м/у чел и пр, т.е. тчательно сохраняют сложив традиции, приемы

труда, обычаи. Вся жизнь общ подчин пр циклу (сезон охоты, сбор плодов). Они

ведут кочевой или полукочевой полуосед обр жизни. Господ община. Гос-ва у них

нет ,но без власти нельзя и властные отнош осущ вожди, т.к. процессы надо

регулировать _координ перекочевок, разреш внутр конфликтов). Здесь нет разв

–это замкнут круг в единстве с пр – сущность данного общ-ва. Самое строж табу

на измен. Жизнь полностью завис от пр от изм пр условий. Разорвать этот замкн

круг можно только извне: пр катоклизмы или встреча с людьми др цив-ий.

Всреднем живут 35-37 лет, в их организме нет фермента для переработки совр

продуктом, т.е. на «рельсы» др цив-ии их перевести невозможно. Ценность в

том, что когда чел-во вплотную подошло и столкнулось с эк проблемами, то опыт

этих народов возрос в цене.

6) феномен востока.

Дан тип развития сущ в рамках категорий времени. Вост тип разв возник в глуб

древности. Он сущ в рамках истор времени, но представление о врем имеет свои

особенности: время земное и небесное текут одновременно. Неб силы рассм как

часть живой пр, они влияют на чел-ка и наст, и пр и буд сущ одноврем, т.к. на

вост душа считается бессмертной. Хар-ой чертой вост цивилиз явл

традиционализм. Обществ жизнь вост цив построена на принципах коллективизма.

Личностное начало не развито. Личн интересы подчин общим:общинным, гос-ым.

Коллектив общин определял и контролир все стороны жизнедеят. Это общ-во где

нет рыночн эк-ки, оно не рассматривается, но есть богатые и бедные, а

собственников нет, т.к тип гос-ва диспотия, т.е. ограничен, безконтрольн

власть. Гос-во здесь предстает как сила,стоящая над чел. Оно рег всемногообр

чел отнош. Глава гос-ва (фараон,халиф) обл всей полнотой законад и судебн

власти). В таком общ-ве развитие идет циклами. Его истор путь выглядит в виде

пружины где каждый виток –один цикл: как только власть ослабевает идут

конфликты- соц взрыв- упадок власти и ослабл гос-ва – соц катастрофа:бунт

народа, нашествие иноземцев. При таком развитии общ-во имело богатую дух

жизнь, высокоразвит науку, культуру.

7) античный тип об-ва и гос-ва.

Тип прогрес развития связан с пост измен жизни чел-ка. Больш изм происходят в

жизни одног поколения. Она так резко меняет свое содержание, что быт старшего

покел быстро устарев и отвергается молодыми. Возникает проблема отцов и

детей. Прошлое восприним как материал изучения уроков и новое поколение не

ориентируется на эти уроки. Этот тип разв начал возникать на берегах

Средиземного моря. В ант цив нпервый план входят частно-собственич отн,

проявл господство частного товарного произ-ва, оно ориентир на рынок. Именно

здесь появилась демократия-республ форма правления, впервые возникла и была

обоснована в др Греции-этот фактор один из гл, кот отличал ЕВр от Азии.

Диспотия превращ людей в неорган толпу. Все кто не счит с греками варварами

не заслуживают чел звания. Хар-но, что греко-латинск цив впервые поставила и

решила : нужны хорошие законы. Они должны оранять граждан и соблюдаться как

гражданами так и правителями. Правовое гос-во как теория и практика сущ уже

античности. В антич мире заложены основы гражд общ-ва- право каждого участв в

управлении признания его личных достоинств, прав, свободы. Гос-во не

вмешивалось в частную жизнь. Дем-ия носила огранич хар-ер (рабы, иностр гражд

искл из сфер деят-ти). Антич мир был светским, потому что развитие науки

привело к появлению атеизма. У этой цив не сложилось мощной дух основы.

10)стан совр евр цив.

В эк-ки евр стран нач процесс формир нового уклада. Одновр шел процесс

первонач накоплен капит, источник кот стали внутренняя межд торговля,

ограбление колоний, экспуат крестьянства, мелких гор и сельск ремесленников.

Товарно-денеж отнош в 15-17вв перераст в рыночн систему хоз-ва. Они проникли

во все сферы эк-ки, а с развит морского судоходства и вел геогр открытиями

создают базу для формир мир рынка. Произ изн в соц структуре общ-ва. Соц

перелом феод общ стали рушится. Нач формир нов общ обостр отнш между соц

группами, классами. Утвержд особая ценность разума, прогресса науки и

техники. В экон сфере происх становл кап отнош. В комплексе факторов

приведших к нач переменам в евр общ и способств нов типу цив развития, важную

роль страны два явления в ее культуре: ренесанс и реформация. Реформ разруш

представлен о дух власти церкви, о ее роли между богом и чел. Главное

новшество сост из утвержд что между чел и богом возн только непосред личные

отнош.

12) модернизац обществ вост типа.

В 19 в в странах вост типа начались реформы, с кот связаны надежды, что вост

впишется в евр стандарты. Процесс модерн не принял широкого масштаба, и вост

страны продолж сущ в век опроб опыте. Дальше всех в реф 19в продвин Япония,

кот не была затронута колонист-ами. Я открывает для себя путь частной

предприн деят, защищен юридически, что спос прон развит страны. 1889г в Я

прин конституц от имени императора. Я стала конституц монархией, в ней обр

парламент. Начало мод обществ вост типа совпало с мир цив криз, идет процесс

проникнов культур, но каждая страна сохр особенности своего цив разв как

происх мод обществ вост типа. Наиболее масштабно мод на В развер после 2 мир

войны. Цель: 1. Ускорение развит, индустриал-ии 2. Общ в т сохр свои

фундаментальные ценности, добиваясь сохр общ-ва. После 2 мир войны

продолжился процесс деколонизации, и каждая из стран В выбирала свой путь

мод-ии: сущ 3 пути мод-ии: 1.внедрение и приспособлен элементов прогрессивн

типа разв в полном объеме с сохр или приспособл к собств условиям. Успех мод

во многом зависел от того, что именно после 2 мир войны было заметно обновл

з т разв 2. Внедрение организ-технолог элементов индустриал общества,

рыночных отнош при сохр общ системы 3. Превносятся организ-техн структуры без

рынка и демократии. Созд индустр научн базы, созд высококвал кадры. Этот вар

относ прем к соц. На 1-й план выдвиг тезнократы. Произв ради произв. Нет

саморазв обществ, нужен регулятор-гос-во. Несмотря на то что эл зап типа

проникли в эл вост типа, общ-ва вост типа начин быть менее зависимы от зап.

Наметился процесс обратного проникновен:прогрессивный может быть не только

индивид, но и коллектив. Происходит изм в общ сознании: попытка одухотв зап

меркантильную жизнь. Т.о идет поиск материала для новации.

13) проблемы ед мир цив.

Цив-я-это опред ступень в развитии общ-ва. Развитие ее циклами. Представление

об истории как всеобщем процессе имеет широкое распростр. Считается, что

такой подход предполаг выделение явлений фактов, кот стан всеобщими. Совр

взгляд дает веские аргументы в подтверждение этого понимания. рынок,

правовое, демокр гос-во, гражд общ-во. Разн страны стрем освоить эти

механизмы, втягиваясь в рын отнош, внедряя эл-ты демократии. На базе этих

мнений появилось утверждение, что складыв единая мир цив, т.е. цив-ми

считаются страны, кот развиваются, скадыв по зап типу разв-я. Сов экономист

Кондратьев говорил и цикличности разв-я об-ва. Значит, цив-это опред ступень

разв общ-ва. Совр-сть дает дополнит аргументы. Н.т прогресс ведет к

сотрудничеству, создает систему информац, связи тр-та, торговли, об угрозе

ядерной, эконом катастрофе, можно теперь говор о террорист угрозе. Все это

дает основание утверждать идею об един чел цив-и. Аргументы в пользу един мир

цив-ии веские, но говорить об един цив-ии преждевременно. Это скорее всего

мечты. Само об-во неоднородно, его истор невозможно понять. Ее надо знать,

понять и правильно оценить. Истор свид-т, что жизнь многообразно. Разв истор

идет по пути усложнения, увелич, многообраз. Важно понять, что сущ не только

европ зап взгляд на истор, но и др совершенно. В 1992г проходило празднование

500-летия открыт Америки Колумбом под знаком вступлении народов открытого

континента в общеистор жизнь. Однако для истр масс коренного нас Амер это

время восприним как катастрофа крушения их собствен мира. исто-ии опыт гов,

что нельзя перевести об-ва одного типа разв в др-ой, новый. Личность можно.

Она через 2-3 поколения адаптируется в новой среде. Но сообщества людей

–нельзя, оно разруш. Напр индейцы в США. Это гос-во преврат в высокоразв

витрину зап мира. Но индейцы, корен жители- чужие на этом празднике жизни.

Они вымирают. Видимо 21 век увидит больш изменения. Тойнби писал, что «тезис

о единстве цив-ий чвл ложной концепцией». Запад доминирует в эконом и полит-х

планах, но он не смог лишить народы своих исконных собствен-ей.

14) совр дискуссии о месте Р в мир ист проц.

Среди известн мир цив рус цив принадлеж особое место. Оно было уготовано ее

истор судьбой и феноменом развития культуры рус народа, впитавшего в себя

традиции зап и вост, а также восприятия культ достижений оседло-землед и

кочевого миров Евраазии. Уже в 18в в отеч истрориографии стояла проблема

истрор Р в контексте мир истр, поднимался вопрос об особом ее развитии.

Среди совр историков в ходе полемики о путях развития Р взгляды раздел-сь.

Одни отстаивали общеевроп путь ее развития, а др-особый, самобытный, кот

привел к сложению уник цив. Славянофилы признавали истор разв Р и ее истор

судьбу загадкой. Многие великие писатели и философы прощлого и нашего

столетия (как Достоевский, ссСоловьев, Бердяев) видели особый божественный

путь Р и как место приложения Божьей воли, а рус народ – как избранный богом.

Идея особой миссии рус народа в защите и сохранении христ-го мира

зародиласьна Руси очень рано, еще в правлении Ярослава Мудрого. Свящ история

распадается на 2 эпохи: Ветхого Завета-закона, хранителем кот был Израиль, и

эпохи Нового Завета-т.е. благодати., нести и оберегать кот должен рус народ.

А Рим и Византия рассматрив лишь как связующее звено между “старым” и

“новым”, кот будет лидером на ист арене. В сов время в марксистской идеологии

проблему особого пути развития уникальной цив не рассматривали. В конц 20в

полемика о месте Р в мир цив поднялась на гос уровень. В наст время в об-ве

возраст потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей

родины, в освещении осн этапов становл и разв, как одного из крупн гос-в

средневек и совр мира.

15) вост славяне в древности.

История ДР-ист первого гос образ рус. В.с. расселились в 6-8в на тер-ии от

Карпатских гор до берега Балтики, от З.Двины до верх Оки и Волги. Гл местом

обит славян –лес,спас от степных кочевников, дающий пищу, топливо. Отл от

з.Евр-нет рассекающих горных систем. Осн занятием было земледелие. В.с.

занимались скот,рыболовств, собир меда. Люди пост передвиг на новые места.

Они жили в пост боевом напряжении. Геогр и климат уловия оказали решающ

влияние на быт, хоз. деят в.с. Сформиров. ментолитет в нач 1 тыс н..э.

славяне жили род общинами. Разв землед и появ избыт продукта давали возн

отдельной семье обеспеч свое самост сущ. На смену род общине приходила община

соседская, единство кот поддерж хоз-ми связями. Во главе стояли старейшины,

облад больш властью. С 6в н.э. у в.с. нач разлож род отношений. Появл

неравенства, разв товарообмена между разн племенами вели к обр соц групп. Род

власть конц в своих руках не только богатство, но и власть. Во главе племени

стоял князь, вершающий суд и расправу с помощью дружины. В 8-9вв идет интенс

разв-ие эк-ки, разв торговли, растут города. В начале 9 в идет пост процесс

складыв гос-ности. сложной, разнообр была религия в.с. Ее истоки уходят в

индоевр др верования. Рел наз язычеством. Во главе: Сварог-бог вселенной, его

сыновья. Вся жизнь в.с. юыла связана с миром сверхьест существ, за кот стояли

силы прир. Это был мир фантастики и поэт он входил в каждодн жизнь каждой

славянской семьи.

16) Проблемы происх древнерусской госуд-ти.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и

не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

Доводы

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали

на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался

чин-бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили

дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели

никакого отношения к формированию в-слав г-ва

Доводы:

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени

роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что

говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и

призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

3. армия

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а

именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились

12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает

выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие

военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1. усложнение эк жизни

2. отделение ремесла от с/х

3. выделение воен сословия

4. появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород

приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и

объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я

единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1. варяги - хорошие воины

2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3. нейтральная фигура

17) Образование Древнерусского государства.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что

соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование

Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской

народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти.

Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный

предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и

тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны (

дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии

близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание,

решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко

не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные

землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие”

дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное

население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-

венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы:

челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в.

холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе.

Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику.

Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным

штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной,

холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты:

многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие

промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по

положению в гос-ве.

18) Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 - нач. 12 вв

Почему этот период называют периодом расцвета?:

1. была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит

структура К.Р.

2. формируются эк связи в гос-ве

3. была создана законодат база г-ва

4. была упорядочена соц структура об-ва

5. была сформирована единая нац идея (христианство)

Полит структура:

КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой,

привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли,

населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл

главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе

существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из

старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более

опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии -

бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами,

отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на

местах сидят наместники князя.Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть

князя была не так сильна, т.к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками

2. боярская дума имела право вето на решение князя.

3. старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою

дружину, ....

Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый.

Экономика КР:

1. Основу эк жизни КР сост с/х

2. КР активно занимается внешн торговлей

3. продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота,

рыбалка, собир-во, борт-во)

4. получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты,

т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-

торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен.

Соц структура:

В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я:

1. люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки)

2. люди (свободные жены городск или сельской общины)

3. черные люди (полностью зависимые, полузавис)

На этом этапе происходит крещение Руси....

19) Роль христианства в развитии Киевской Руси.

Оно имело огромное значение для всего русского общ-ва. Хр-во создало широкую

основу для объединения всех народов этого общ-ва. Хр-во постепенно начало

вытеснять языческие обряды и традиции. Настоящим культурным переворотом было

введение единой письменности. Принятию хр-ва сбособст-ло становление гор-ой

культуры в преим-но сельской стране. Под влиянием хр-ва развивалось храмное

стр-во, книжное дело, лит-ра, история и философия. На осн-ве хр-ва происх-ло

становление нового типа гос-ва в КР, кот-ая приобретала визуальную форму.

Установилась тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при

господстве первой. Значительная роль отводилась церкви в междунар-х делах,

отношениях с хр-ми гос-ми и церквями. Благодаря хр-ву КР была включена в

евро-й хр-ий мир. Однако принятие хр-ва в православном варианте имело свои

негативные последствия. Православие способствовало обособлению России от

западно-евр-их цив-й.

20) Особенности формирования великорусского этноса.

Смешение славян с финнами положило начало форм-ию русской народности. Сильные

отличия от киевских славян: 1)они жили в др-ой геогр-ой среде(лес), 2)другим

был образ жизни: климат-ие условия были тяжелее, чем в Киевской Руси. Пр-ли

изменения в ментальности, это нашло своё отражение, в первую очередь, в

языке, в восприятии окр-го мира. Православие сохранилось, но усилились

языческие традиции под влиянием финно-угор группы. На форм-ие русской

народности влияние оказал монгольский фактор(3 точки зрения): 1)М-т нашествие

принесло разорения, гибель людей, задержание развития России, но не повлияло

на жизнь и быт, на становление гос-ти. Россия, по-прежнему, развивалась по

евро-му пути развития. 2)М-т оказали большое влияние на общ-ую и гос-ую

орган-ию русских, на формир-ие и развитие Моск-го гос-ва. Моск-ое гос-во –

часть монгольского гос-ва. Именно монголы принесли на Русь крепостное право.

НО: 1. монгольский кодекс правления не распространился на террит-ию Руси, где

были свои законы. 2. М-т не устраняли русских князей и не создавали на Руси

своей династии. 3. Россия сохранила свою духовную основу – православие и

Золотая Орда не настаивала на смене веры. Русское гос-во начало стр-ся по

образу и подобию м-т. Угнетение русского народа привело к огрубению нравов.

Жестокость стала частью сознания русских людей. 3)Не было никакого м-т

нашествия, а была династическая борьба за власть. На этих террит-х было много

степных племён, кот-ые были вовлечены в эту гражд-ую войну. Становление гос-

ва в русских землях шло в соотв-ии с первой средневековой тенденцией в

Европе.

21) Причины возвышения Москвы.

Предпосылки объединения земель:

1. эк развитие регионов, как следствие феод раздр-ти вызывало

необходимость расширения обмена и торговли между отд кн-вами

2. формирование на местах опыта управления и создания структур управления

3. мощным стимулом явилось стремление освободиться от внешних врагов.

4. народ устал от бесконечных войн, распрей, и поэтому они хотели

стабильности; за объединение выступала церковь

5. сохранилось культурное единство русского народа. Это нашло отражение в

языке, лит-ре, обычаях, трдициях.

Центром объединит движ-я стала Москва. До 1280 года М была простой крепостью,

первым Моск князем явл Даниил Александрович (сын Ал. Невского)

Причины возвышения Москвы:

1. выгодное географич полож-е:

а. Здесь проходил узел сухопутных дорог с юга на север и соотв с севера на юг

б. Удобные водные пути

в. Моск кн-во занимало центр полож-е

2. Умелая политика моск князей

а. Все моск кн-я постоянно заботились об увеличении своих земель

б. Моск кн-я интенсивно строили дороги, города, храмы для привлечения насел-я

в эти р-ны

в. Умели извлечь выгоду из отношений с ЗО

г. введение института наследования престола от отца к сыну

3. Помощь церкви и сочувствие духовенства (в 1326 г митрополичья

кафедра была перенесена в М)

4. отсутствие сильных врагов

5. нац сочувствие моск князьям. В глазах народа М к-во представлялось

процветающим и стабильным, поэтому жители других регионов тяготели к М.

Этапы объединения:

I этап: 1280-1389. Иван Калита (1327-1340), Симеон Гордый

(1341-1353), Дмитрий Донской (1359-1389). Это период роста авторитета М к-ва в

полит, эконом, духовн аспектах, а именно:

1. за этот период терр-я М к-ва увеличилась до 200.000 кв км

2. благодаря М кн-м прекратились набеги татар на русск земли

3. были ослаблены и приведены в зав-ть от М князя крупнейш противники

(Тверь, Новгород, Рязань)

4. М становится центром русского православия

5. ярлык на княжение во Вл-Сузд земле закрепился за М кн-ми

6. на этом этапе наблюдается приток служилых людей из др кнв

7. именно М кн-я в 1380 г организовали первую победу против т-м

II этап: 1389-1462. Период кризиса в образовании М г-ва. В

этот период вновь усиливаются соперники М князя Новг-д, Тверь, Северо-галичская

земля. Василий 2 Темный смог окончат-но отстоять завоев позиции. Оконочат-но М

становится центром Р православия, а именно в 1448 г впервые были проведены

самост выборы митрополита. В 1439 Визант церковь пошла на воссоединение с

католич церковью, т.е. состоялась Флорентийская уния. М ц-вь отказалась

подписать унию.

III этап: 1462-сер. XVI в. Иван III, Василий III, Иван IV

Грозный. Происходит завершение объединения русск земель, получение полной полит

незав-ти и юрид оформл-е институтов гос. власти

22) Соц. структура в 14-15 в.

В положении сословий появляется немало нового. Всё больше общинных, чёрных

земель переходили к князьям, боярам, иерархам церкви – путём захватов,

дарений, купли-продажи. Появляются помещики-владельцы земель, дарованных

князем своим дворцовым или военным слугам. Холопы составляют собств-ть своих

господ, кот-е могли их продать или купить. В 15 в. усиливаются недовольства

крестьян и холопов. Крестьяне протестуют против захвата их земель, против

увел-я барщины и оброка. Неоднородным было положение ремесленников, в городе

одни богатели, другие беднели. Купцы имели свои объединения или корпорации.

Звание купца передавалось по наследству. Торговцы и ремесленники жили на

посаде, где их селили князья и бояре («Посадские люди»). Они давали деньги на

строительство. На рубеже 15-16в. в городах появились приказчики, они ведали

строительством и ремонтом городских, проводили различные сборы.

23) «Реформация по-русски». Раскол церкви.

Усиливаются соц-ые конфликты, показывая, что общ-ая система в России

нуждается в глубоком реформ-ии. Однако реформ-е должно было быть начато в

дух-ой сфере, т.к. Россия продолжала оставаться религиозным обществом. В

середине 17в. в России начинается реформа культовой системы. Замысел реформы

состоит в устранении различий в богослужении между Русской Церковью и

остальными прав-ми церквями, во введении единой церковной службы по всей

России. Избранный на должность патриарх Никон созвал Поместный собор, где в

богослужительную практику и книгу были внесены необходимые изменения. Эти

изменения для православ-х верующих были несущ-ны, т.к. они не затрагивали

основ православия, а касались лишь грамматических и культурных новшеств.

Однако эти изм-ия вызвали опред-ые последствия. Росс-й общ-ый раскол

произошёл на почве старой и новой веры. Сторонники старой веры отстаивали

идею самобытности Рус-ой Прав-ой Церкви, её превосходство над другими

церквями. Официальная церковь победила. Рус-я Прав-ая Церковь сблизилась с

ост-м миром.

24) Россия при Иване IV Грозном. Установление самодержавия. Сущность опричнины.

Что бы обуздать народные волнения и восстановить работу расстроенного гос.

аппарата были нужны реформы, усиливающие центральную вл-ть. В продолжении п-ки

централизации был заинтересован весь господствующий класс, на кот. опирался

Иван Грозный. Началом укрепления самодержавной вл-ти стал новый титул царя (

1547 г. ). Постепенно складывалась система централизованного управления

страной. С этой целью была проведена серия реформ. Среди реформ важным событием

было принятие в 1550 г. нового Судебника. Судебник сохранял за крестьянами

право "Юрьева дня", упорядочил службу дворян и определил размеры их земельного

жалования. С 1549 г. начали созываться Земские соборы. Реформы оказались

полумерой. Они не сломили боярской аристократии, начались измены и заговоры

крупных феодалов => это послужило прологом к опричнине. Опричнина была

своеобразным личным уделом, подвластным только царю. Возникло особое опричное

войско. Опричнина сопровождалась жестоким разгромом боярской оппозиции.

Мстительность Ивана Грозного приводило к тому, что гибли ни в чем не повинные

люди. Опричники наводили ужас на страну. Так, поход опричников в Новгород (

1570 г. ) сопровождался невероятными жестокостями и кровопролитием, убийствами

тысяч простых горожан и кр-ян. Из рук бояр-княжат земли переходили опричникам,

подавляющее большинство кот. составляли дворяне - надежная опора царя.

Опричнина длилась формально 7 лет. * Стремления Ивана Грозного к укреплению

личной вл-ти привели к эк. разорению страны, поражению в Ливонской войне и

п-кому кризису.

25)Иван IV Грозный. Реформы.

В 1530 году он родился. 1538-1547 гг вошли в историю как период боярского

правления. В 1547 году И 4 исполнилось 16 лет и он желал венчаться на

престол. Женой стала Анастасия Роман-на Захарьина-Кошкина. Все время

правления И4 можно разделить на 2 периода: 1 - 1537-1565 - период

демократических преобразований, 2 - 1565-1584 гг - период опричннины.

1 период. В этот период были проведены следующие реформы:

· гос упр-я

· суд реф-ма

· церков реф-ма

· воен.

Все они были направлены на дальнейшее укрепление М г-ва. В этот период нач

формироваться основы сосл-предст мон-хии.

Далее при И4 расширяется система центр исполнит органов, приказов. Числ

приказов в это время возрастает до 30. Всышие гос долж-ти в этот период

занимались по знатности рода. В 1552 г была создана спец дворовая тетрадь,

куда было внесено 4000 знатных фамилий по знатности рода. Этот принцип

получил название местничества.

Судебная реформа:

В 1550 г при И4 вышел новый судебник, составленный на основе Суд-ка И3. Там

были отражены проблемы уголовно-проц права, сословная политика, система гос

устр-ва.

Сословная политика:

В соответствии с этим суд-ком были укреплены позиции дворянства. Отныне

дворяне не были подсудны суду наместника, судились только царем, дворяне не

могли превращаться в холопов, принимаются меры по ослаблению боярского

сословия (была отменена система кормлений, вместо кормов было введено ден

жалование), для ограничения произвола бояр во время суд процессов в судах был

введен институт целовальников. Это были выборные целовальники из дворян и

купцов. Были введены наказания за взяточничество. В отношении кр-н происходит

тенденция дальнейшего закрепощения (все кр-не были учтены и записаны в

писцовые книги, был подтвержден Юрьев день).

Церковная реформа:

Цели: 1.дальнейшее укрепление и централизация г-ва на идейной основе.

2. Ослабление экон интересов церкви

В Стоглаве был закреплен и унифицирован единый пантеон святых, были

выработаны единые каноны церк живописи. Для ослабления эк мощи ц-ви было

отмечено, что ц-вь должна была вернуть г-ву все земли, полученные в период

боярского правления. Ц-вь отныне должна была платить налоги г-ву. Было решено

при церквях открывать богодельни, приюты и книжн училища для обучения детей

грамоте. И4 также предпринимает попытку усиления роли г-ва в решении церк

вопросов, а именно: царь вмешивался во все вопросы церк обрядности,

окончательно утверждал митрополию.

Военная реформа: Была проведена с целью укрепления армии М г-ва.

Отныне была упорядочена военная служба. Было введено 2 вида в.с. 1 - по

отечеству. Несли дворяне и бояре. Эту службу несли с 15 лет, передавалась по

наследству. Было отмечено, что с каждых 150 десятин земли бояре или дворяне

должны были предоставить 1 воина конно и оружно. 2 вид - по прибору. Начало

формирования стрелецкого войска. Набирались свободные посадские люди. За службу

они получали небольшие зем уч-ки на время службы и небольш ден жалов-е и к

концу правл-я И4 стел войско составило 25-30000чел. В армии была отменена

система местничества.

В 1565 году И4 со своей домашней челядью уезжает в Александр слободу и оттуда

пишет 2 письма. 1 письмо было направлено к церковной знати, боярскому и двор

люду, что они ему изменили и он отказывается от престола. 2 к городскому

люду, что ему приходится отказаться от своего престола. С 1565 года

начинается второй период правления И4, который вошел в историю как период

опричнины.

26) Реформы Петра I.

Военная реформа: Причина: война со Швецией.

Цель: изыскание средств для продолжения войны.

П1 постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки,

постепенно упразднял дворянские конные ополчения, постепенно преобразовал

гарнизонных пушкарей, казаков и стрельцов в регулярные гарнизонные войска. П1

увеличил число рег полков. На их комплектование были учреждены рекрутские

наборы с податных сословий. Была введена всеобщая воинская повинность,

поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий ( по рекруту с 20

дворов). П1 приобщил к своей армии казачьи войска в кач-ве постоянной составной

части. Итог: в конце царствования П1 он располагал армией в

которой было около 200.000 рег войск и не менее 75.000 казач, кроме того во

флоте считалось 28.000 чел, 48 кораблей и до 800 мелких судов.

Сословные реформы:

1. Все разряды служилых людей Петром были соединены вместе, в одно сословие,

которому было присвоено звание шяхетства. Служилая знать по закону перестала на

службе отличаться от обычных людишек: все низшие чины одинаково могли

дослужиться до высших чинов и должностей. Порядок такой выслуги был точно

определен табелью о рангах (1722). В этой табели все офицерские, канцелярск и

высш гос дол-ти были распределены на 14 рангов. Уничтожив старые служебные

порядки и повернув всех дворян в регулярные полки, Петр сделал положение дворян

более тяжелым. Он требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте, цифирии

и геометрии. С другой стороны Петр ограничил землевлад права и льготы дворян.

Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а

предоставил им за службу денежное жалование. Итог: старые

дворяне как бы превратились в новое гвардейство. Допустив такой

аристократический подбор людей в гвардии, Петр сумел воспользоваться им: он на

родовитых и богатых офицеров возлагал разные поручения по делам казенного

хоз-ва, и т.о. создал себе из них удобных, ответственных чиновников.

2. Реформа относительно городского сословия. Цель:

создать на Руси сильный и деятельный класс. Ход: он освобождал

горожан от присяжных служб у казенных товарных складов и торгово-пром-х оп-ций

и расширил гор с/у. В 1720 был учрежден главный магистрат, кот Петр поручил

заботы о гор сословии во всем гос-ве, а позднее гл магистрату был дан наказ,

определивший общий порядок гор устр-ва и упр-я. Все города были разделены по

числу жителей на классы. Жители городов делились на регулярных и нерегулярных.

Регулярные гр-не составляли две гильдии: в 1 входили представители капитала и

интеллигенции, во 2 - мелкие торговцы и ремесленники. Рем-ки делились на цехи

по ремеслам. Нерегулярными людьми назывались чернорабочие. Город управлялся

магистратом из бургомистров. Кроме того гор дела обсуждались на посадских

сходках или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинен главному

магистрату. Итог: русские города и после Петра

остались в том же положении в котором и были.

3. Крестьянство. Была произведена замена подворной подати подушной. В

1718 начались переписи тяглых людей, записывались в сказки все взрослые

мужчины. Позднее назначили ревизию для проверки этой переписи. Когда ревизия

определила число налогоплательщиков в 5 млн, то был определен размер новой

подати: 74 коп в год с частновлад людей и несколько больше с кр-н казенных.

Петр велел во время своей ревизии записать всех холопов в ревизские сказки и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов