41. Каковы причины неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны?
42 Тыл, оккупация, сщветский народ
Народные выступления 1547 г. показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти.
Особую заинтересованность в проведении реформ высказало дворянство. Своеобразным идеологом его был талантливый публицист того времени дворянин Пересветов. Предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана 4.
Около 1549 г. вокруг молодого Ивана 4 сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада. Она просуществовала до 1560 г. и провела ряд преобразований получивших название реформ середины 16 века.
В январе 1547 года Иван 4 достигнув совершеннолетия. Официально венчался на царство.
Возник новый орган - Земский собор. Он собирался нерегулярно и занимался решением важнейших гос. дел. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял решение составить новый судебник и наметил программу реформ.
Еще до реформ отдельные отрасли гос. управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться боярам. Так появились первые приказы – учреждения ведавшие отраслями гос. управления ил отдельными регионами страны. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.
Стала складываться единая система управления на местах. На местах управление было передано в руки губных старост, избиравшихся из местных дворян, земских старост, городовых приказчиков. Таким образом в середине 16 века сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Общая тенденция централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника (1550). Составители внесли изменения связанные с усилением центральной власти.
Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. В середине 16 в. была установлена единая для всего гос-ва единица взимания налогов – большая соха.
Ядро армии составляло дворянское ополчение. Впервые было составлено “Уложение о службе”. В 1550 г. было создано стрелецкое войско. В армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Тыловые работы выполняли “посоха” – ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.
На время военных походов ограничивалось местничество. В середине 16 в. был составлен официальный справочник – “Государев родословец”, упорядочивший местнические споры.
В 1551 году по инициативе царя и митрополита был создан собор русской церкви, получивший название Стоглавого. Было решено оставить в руках церкви все земли приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковь могла покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.
Реформы 50-х годов 16 века способствовали укреплению Российского централизованного многонационального гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Первый период войны (22.06.41-18.11.42) был крайне неудачным для Красной Армии. Эти неудачи обусловлены совокупностью объективных и субъективных факторов:
1. Гитлеровская Германия задолго до нападения перевела экономику на военные рельсы. За счет оккупированных стран и сателлитов ее пр-ть располагала более мощной материально-технической и сырьевой базой, чем оборонная пр-ть СССР. Немецко-фашистская армия (5,5 млн чел) имела 2-х летний опыт ведения войны с массовым применением авиации, танков, мотопехоты и артиллерии. Она была полностью отмобилизованной, сосредоточенной в 3 сильные компактные группировки, развернутые вдоль западных границ СССР, хорошо технически оснащенной. На Западе оставлен минимум сил. На стороне Германии выступили Италия, Финляндия, Румыния, Венгрия, Испания, что привело к резкому увеличению фронта от Черного до Баренцева моря (до 4500 км).
2. В годы индустриализации в СССР была создана военно-экономическая база, а в предвоенные годы немало было сделано для обороны. Однако многое осуществить не удалось: советские вооруженные силы находились в стадии реорганизации, перевооружения и переподготовки. Необходимые мобилизационные запасы не были созданы, оборонная пр-ть не успела перейти на массовый выпуск новых образцов. Поэтому технику и оружие пришлось осваивать в бою. Армия и авиация к моменту нашествия не обладали опытом ведения современной войны, не были отмобилизованы. Большинство дивизий были недостаточно вооружены. Недостаточно учитывалась организация войск противника и его тактика, хотя попытки делались. Опыт начавшейся войны не изучался в должной мере.
3. СССР — 150 дивизий — один отражал нападение фашистской Германии и ее сателлитов (184 дивизии и 18 бригад). Враждебный курс японских милитаристов не позволял сосредоточить на советско-германском фронте все свои Вооруженные Силы. 63 дивизии пришлось держать на Востоке против японской армии.
4. Внезапное нападение Германии усилило благоприятные для врага обстоятельства и позволило гитлеровскому командованию захватить стратегическую инициативу. Внезапность — понятие относительное. Советское руководство знало о готовящейся агрессии Германии, но меры предпринимались половинчатые и не конкретные. Вина в этом Сталина с его окружением, Генерального штаба Красной Армии и наркома обороны.
5. Последствия массовых репрессий против командного состава и политработников Вооруженных Сил. Только с мая 1937 г. по сентябрь 1938 г. репрессиям подверглись около 40 тыс чел, в т.ч. командующие округами и флотами, члены военных советов и начальники политуправлений военных округов и флотов, командиры корпусов, почти все командиры дивизий и бригад, около 1/2 командиров полков. Было перемещено 70% кадрового состава. К началу войны только 7% командного состава имели высшее военное образование, а > 1/3 не прошли полного курса обучения. Некоторыми дивизиями и полками командовали капитаны и старшие лейтенанты. Репрессиям подверглись и руководители военной науки и промышленности, конструкторы (Туполев и др.). уже в начале войны были расстреляны видные военные руководители.
6. Причиной неудач явилось и то, что Сталин отверг план Генштаба, который предусматривал, что главным направлением наступления немецко-фашистский войск будет московское направление. Переработанный план обороны страны предусматривал главным направлением удара германских войск киевское, с целью захвата Украины. Был и просчет Сталина в сроках нападения Германии и, отсюда, опоздание директивы о приведении войск в боевую готовность. Сталин допустил много существенных ошибок накануне и в начале войны. Поэтому некоторые аналитики считают Сталина главным виновником всех неудач в начале войны, так как он был руководителем партии и государства, обладавшим всей полнотой политический и военной власти.
С первых дней войны началась организация борьбы против захватчиков на оккупированной территории СССР. Налаживалось партийное и комсомольское подполье: к концу 1941 г в тылу врага действовало около 65 тыс коммунистов. Особое внимание уделялось созданию партизанских отрядов: к концу 1941 г в них сражалось > 90 тыс чел. Партизанские отряды совершали диверсии, разрушали железные дороги и мосты, нападали на вражеские гарнизоны, вели разведку, взаимодействовали с частями Красной Армии.
В конце 1941 — начале 1942 гг в Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и Орловской областях возник ряд “партизанских краев” — районов, полностью освобожденных от оккупантов. В мае 1942 г при Ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского движения. Стали возникать крупные партизанские соединения — полки, бригады, — во главе которых встали видные деятели партизанского движения: Ковпак, Сабуров и др. Партизанские соединения предпринимали рейды по тылам вражеских войск.
К весне 1943 г подпольная работа велась практически во всех городах на оккупированной территории. Крупные соединения партизан стали осуществлять боевые действия в рамках общего замысла операций, проводившихся советскими войсками. Особенно масштабными были удары по коммуникациям в тылу врага во время Курской битвы.
По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в регулярные войска. Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках сражалось свыше 1 млн чел. Они вывели из строя около 1,5 млн вражеских солдат и офицеров, отвлекли на себя с фронта до 10% германских боевых сил.
48,
38, Индустриализация
39,Коллективизация
Главные задачи в внешнеполитической деятельности СССР в 60-е гг. заключались в обеспечении благоприятных условий для решения задач коммунистического строительства. Усилия СССР были направлены на укрепление единства социалистических стран, расширение сотрудничества с развивающимися странами, развитие мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Но при этом стратегической задачей во внешней политике по-прежнему было “втягивание” стран на социалистический путь и всестороннее сотрудничество с такими странами, но при руководящей роли СССР.
Сотрудничество соцстран наиболее ярко проявлялось в сфере экономических отношений. Центром экономического сотрудничества являлся СЭВ ( Совет экономической взаимопомощи). В начале 60-х гг. увеличился состав участников СЭВ.
Важным средством подъема экономики стран-членов СЭВ явилось кооперирование усилий при сооружении крупных народнохозяйственных объектов. Примером такого кооперирования стала прокладка нефтепровода “Дружба”, который проходит по территории 5 государств-участников СЭВ: СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР. Советская нефть позволяла странам СЭВ обеспечить необходимым сырьем химическую и др. отрасли промышленности. СССР также поставлял в эти страны газ, железную руду, лесоматериалы, горношахтное оборудование, автомобили, тракторы и т.п. Страны СЭВ ввозили в СССР суда, с/х технику, станки и механизмы для химической, легкой и пищевой промышленности, ж/д вагоны и т.п. Все это свидетельствовало об эффективности торговых связей. С начала 60-х гг. было развито совместное возведение промышленных предприятий на компенсационной основе. Строительство происходило при кредитном участии стран СЭВ. Кредиты возмещались путем поставок вырабатываемой на этих предприятиях продукции.
В 1964 г. был образован Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), что заменило систему двусторонних расчетов по принципу равенства взаимных поставок и платежей на то, что все средства по товарообороту идут через МБЭС путем перевода средств со счета одной страны на счет другой. Позднее в целях концентрации средств стран СЭВ для капитального строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ).
Большое внимание уделялось связям стран СЭВ в научной, культурной областях. Огромное значение имело укрепление военной мощи стран социалистического содружества. Проводились совместные военные учения, в СССР готовили офицерский состав для соцстран. На совещаниях Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского договора решались важнейшие международные вопросы.
Но при всех вышеперечисленных факторах взаимоотношения между соцстранами были далеко не равноправными. Любые попытки соцстран провести реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких “пресечений” могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летняя война в Афганистане (1979 - 1989 гг.).
В начале 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с капиталистическими странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, ФРГ, были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Причем экономические связи соцстран с капиталистическими странами были часто в ущерб СЭВ.
Большое значение имело совещание глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г., на котором было узаконено и зафиксировано социально-экономическое и военно-политическое положение, сложившееся на тот момент в мире. Признавались нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Немало уделялось внимания вопросам, касающихся прав человека.
Однако все положительное на совещании в Хельсинки было перечеркнуто в 1979 г. решением советского правительства о вторжении в Афганистан. В результате чего престиж СССР как миролюбивого государства был подорван.
Итак, внешняя политика СССР в 60 - 70-е гг. была довольно противоречивой. Были достигнуты несомненные успехи, но в то же время были допущены серьезные ошибки. Советское правительство слишком большое внимание уделяло идеологическим догмам, а не реальным общечеловеческим ценностям.
Индустриализацией называется техническая реконструкция, преобразование всего хозяйства на основе крупной машинной промышленности. Важнейшими задачами индустриализации были следующие. По причине угрозы войны возникла необходимость укрепления обороноспособности и создания собственной военной промышленности. Одной из целей индустриализации было насыщение рынка промышленными товарами для проведения эквивалентного обмена между городом и деревней. Индустриализация должна была повысить жизненный уровень рабочих. Необходимо было дать высокопроизводительную технику селу, чтобы стимулировать подъем сельского хозяйства. Помимо аграрного сектора, требовалось обеспечить абсолютно все отрасли хозяйства современной техникой. Результатом индустриализации должно было стать приобретение технико-экономической самостоятельности и независимости от зарубежных стран, преодоление отставания от развитых стран. На момент начала преобразований 1/4 текстильного оборудования, 1/2 паровых турбин, 70% металлорежущих станков поставлялось из-за рубежа.
В результате проведенной крупномасштабной реформы можно выделить следующие итоги. Произошло удвоение промышленного потенциала страны (по некоторым показателям в 4-8 раз). Ускорились темпы развития в 4 раза. По абсолютным показателям был достигнут и превзойден (кроме США) уровень развитых европейских стран по отдельности. Достигнут уровень развитых стран по структуре народного хозяйства. Появились новые отрасли (тракторостроение, комбайностроение, военная промышленность, автомобилестроение), как отрасли сложились черная металлургия, химия, машиностроение. Россия превратилась в одну из 3-4-х стран, производящих все современные виды продукции. Достигли единой с Западом технико-технологической стадии развития. Произошли изменения в размещении производительных сил: реконструировались старые и строились новые города и поселки (в Сибири и на Дал. Востоке). Сформировалась новая культура труда людей, увеличилось количество специалистов (с 0,5 млн. чел. в 1928 г. до 2-2,5 млн. чел. в 1940 г.). Проводилось более быстрое формирование кадров для промышленности за счет районов Поволжья, Сибири и Ср. Аз. Прекратился ввоз с/х машин и импорт хлопка, сократились затраты на покупку продукции черной металлургии с 1,5 млрд. до 88 млн. руб.
Однако наряду с высокими валовыми показателями, было отставание по производству продукции на душу населения в 3-7 раз. Индустриализация имела точечный (очаговый) характер, так как были охвачены не все отрасли, а преимущества были у базовых отраслей, в особенности у военной промышленности. Существовали диспропорции между потреблением и накоплением - расходами на развитие производства, которые составляли всего до 30% в 1930 г. и до 44% в 1942 г. В результате индустриализации происходили процессы миграции из деревни в город, гиперурбанизация, возникали проблемы жилья для рабочих, повышения их квалификации и культурного уровня. Помимо всего прочего, успехи индустриализации были достигнуты слишком дорогой ценой. Источником послужило выкачивание средств из крестьян, применялись методы жесткой централизации, массовых репрессий, командные и принудительные меры, использовался энтузиазм трудящихся.
В 1927 г. в стране насчитывалось 24-25 млн. крестьянских хозяйств, каждое из которых в среднем имело 4-5 га посева, минимум рабочего скота. Лишь 15, 2 % хозяйств имели те или иные машины конной тяги. Хозяйственная деятельность крестьян была связана с обработкой мелких клочков земли с помощью примитивных орудий, поэтому коллективизация должна была укрупнить крестьянские хозяйства, оснастить их современной, высокопроизводительной с/х техникой. Предполагалось, что коллективизация поможет установить контроль над крестьянством, уничтожить товарно-денежные отношения, таким образом воплотив идеи марксизма-ленинизма в с/х жизнь. Однако первоочередной задачей коллективизации являлось создание материально-сырьевой базы для проведения индустриализации, перекачка максимально возможного количества ресурсов из с/х производства в промышленность.
Для этого использовались чрезвычайные методы такие, как установление непосильных, огромных норм по хлебозаготовкам, массовое раскулачивание с выселением и конфискацией имущества, принудительное объединение в колхозы, жестокие репрессии по отношению к крестьянам и работникам партийного аппарата в деревне.
В результате коллективизации сельскохозяйственное производство страны оказалось сосредоточенным в 237 000 колхозах и 4 000 совхозах. Причем в колхозах существовало так называемое «самоуправление», а совхозы являлись государственными предприятиями, в распоряжении которых имелось 684 000 тракторов и 182 000 комбайнов. Однако следует отметить, что применение техники носило точечный характер и механизированы были лишь отдельные операции. Формирование колхозов и совхозов проходило одним способом (сверху), руководство осуществлялось командными методами, в том числе и назначение руководителей. Произошло снижение квалификации работников за счет изъятия наиболее опытных работников (кулаков, середняков). На руководящие посты в деревне назначались городские жители. Снизилась материальная заинтересованность работников на селе в результатах своего труда, отсутствовала инициатива, самостоятельность. Всего было задействовано недостаточное количество специалистов (65 000 агрономов и зоотехников), что составляло 3% от числа высококвалифицированных работников в народном хозяйстве.
Несмотря на рост посевных площадей (с 94,4 га в 1913 году до 100,4 га в 1939 г.) объем производства зерна оказался на уровне довоенного, упала урожайность. Однако та же производительность достигнута с использованием труда меньшего количества работников (15-20 млн. чел. ушли в город) за счет использования техники. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась с 80% до 55%. В течение сравнительно небольшого срока были созданы минимально достаточные условия для индустриализации. Произошел рост «товарности» (выхода хлеба из деревни) с 11 до 36 млн. тонн, так как 40% производимого хлеба изымалось насильственным путем, остальное покупалось по очень низким ценам (практически тоже безвозмездно изымалось), которые были в 10 раз ниже рыночных. Удалось обеспечить промышленность технически незаменяемым сырьем. Обеспечили гарантированный минимум продовольствия для горожан, рабочих и служащих. Все это оказалось спасительным резервом во время войны.
Однако ценой коллективизации стали человеческие жертвы. Было раскулачено 1 100 хозяйств (7,7-9,9 млн. чел.). Выселили 356-381 тыс. семей (1,5 млн. чел.), в том числе 111 тыс. семей в пределах района. 3-5 млн. чел. умерло от голода, 1-2 млн. погибло в лагерях. С 1931 по 1937 гг. 100 тыс. раскулачено без выселения.
40,
36
45
Первоначально Советский Союз пытался установить дружественные отношения с развитыми европейскими странами, проводя идею «коллективной безопасности». Однако переговоры в Москве между СССР, Англией и Францией (март-август 1939 г.) окончились безрезультатно и привели к сговору Советского Союза с Германией. Причиной этому послужило стремление западных демократий отвести военную угрозу от своих стран и направить ее против СССР, боязнь правительств Англии и Франции левой альтернативы в своих странах, особенно в связи с советской помощью республиканской Испании. Кроме того, политика СССР была двойственной, так как наряду с концепцией коллективной безопасности СССР по-прежнему держал курс Коминтерна на мировую революцию, что также вызывало подозрения лидеров западных держав, рождаемые двойственностью советской политики. В Европе еще опасались вероятности советско-германского сближения. Эти страны тоже заключили тайные соглашения с Германией. Поводом для прекращения переговоров послужило нежелание (как и в случае с Чехословакией) разрешить ввод советских войск на территорию Польши и Румынии для отражения немецкой агрессии в случае нападения Германии на эти страны. Т.о., летом 1939 г. не удалось создать антигитлеровскую коалицию, а следовательно, и предотвратить вторую мировую войну.
23 августа 1939 г. был заключен советско-германский договор о ненападении. Секретный протокол договора разграничивал сферы влияния сторон: в советской оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия; в немецкой - Литва. Этот договор был вынужденной мерой и лишь отодвигал время решительной схватки. Его целью было любой ценой, любыми средствами оттянуть время начала войны, чтобы лучше подготовиться к ней.
17 сент. Кр. Армия вступила в Польшу, не встретив сопротивления польской армии. Соглашение с Германией позволило СССР присоединить территорию в 200 тыс. кв. км. с населением в 12 млн. чел. В августе 1940 г. в состав СССР принудительным образом были включены прибалтийские республики. После вступления Кр. Армии в Прибалтику правительство СССР потребовало от Румынии передать Бессарабию и Сев. Буковину, что и было выполнено. В результате этих присоединений население Советского Союза увеличилось на 23 млн. чел.
30 ноября 1940 г. началась трудная и кровопролитная советско-финляндская война. С большими потерями 13 марта 1940 г. финские войска были разбиты, и государственная граница отодвинута от Ленинграда. Пактом о нейтралитете с Японией Сов. Союз снизил угрозу войны на 2 фронта.
В декабре 1933 года советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности, при которой государство-агрессор должно было встретить сопротивление всех европейских стран. Для пропаганды этой идеи активно использовалась трибуна авторитетной международной организации - Лиги Наций, куда СССР вступил в 1934 году. В 1935 году Советский Союз подписал договоры с Францией и Чехословакией, предусматривавшие помощь, в том числе и ограниченную военную, в случае нападения агрессора. Москва осудила фашистскую Италию, начавшую захватническую войну в Абиссинии (Эфиопии), оказала помощь антифашистским силам в Испании, а также Китаю.
Однако во внешней политике Москвы была и вторая (закулисная) сторона. Теперь она проводилась не через Коминтерн, который в 1935 году выступил за образование широких антифашистских фронтов с участием социал-демократии и заметно ослабил подрывную деятельность в европейских странах. Она реализовывалась через доверенных лиц Сталина - сотрудников советских учреждений за рубежом ( главным образом через торгового представителя в Берлине Д. Канделаки). Она преследовала цель добиться - на случай непреодолимых трудностей по формированию системы коллективной безопасности - определенных политических соглашений с Германией с тем, чтобы ограничить ее агрессивные устремления рамками капиталистической системы, отвести огонь разгоравшейся войны от СССР.
На рубеже 1938-1939 гг. в Берлине определили направление дальнейшей агрессии. Планировалось захватить Польшу, а затем, накопив необходимые силы и укрепив тылы, выступить против Англии и Франции. В марте 1939 года Германия захватила всю Чехословакию. В отношении же СССР нацисты берут курс «на инсценировку нового рапалльского этапа». Так охарактеризовал этот курс сам Гитлер, имея в виду свое намерение превратить СССР во временного «союзника» стремящейся к мировому господству Германии, и тем до поры до времени нейтрализовать его, не допустить его вмешательства в боевые действия на англо-французской стороне.
Несмотря на неудачу первой попытки навести мосты между Москвой и Берлином (конфиденциальные разговоры на эту тему были прерваны в середине 1937 г. по инициативе германского руководства), Сталин и его окружение по-прежнему не исключали возможности сближения с Германией как альтернативы другого сближения - с западными демократиями. Между тем, последнее становилось все более проблематичным. Проходившие в Москве в июле-августе 1939 г. англо-франко-советские переговоры окончились неудачей. При этом 23 августа 1939 года состоялось подписание между СССР и Германией пакта о ненападении и секретных протоколов к нему о разделе сфер влияния в Вост. Европе.
Итак, попытка фашистской Германии расширить жизненное пространство за счет территории других стран, и в первую очередь СССР, потерпела крах.
Война подтвердила тот факт, что сильного агрессора можно победить лишь путем объединения усилий всех стран.
Разгром Германии и Японии ускорил национально-освободительное движение, распад колониализма.
Победа в ВОВ имела всемирно-историческое значение. Советский народ избавил свою страну и все человечество от фашистского порабощения, спасли мир, цивилизацию, оказали помощь миллионам народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.
Победа во второй мировой войне - общая заслуга более 50 гос-в и народов, вступивших в борьбу против фашистских Германии, Италии и милитаристской Японии.
Для разрешения мирным путем мировых проблем была создана ООН.
История показала, что народы нашей многонациональной Родины, сплоченные единой целью, представляют собой могучую силу и могут постоять за себя. Военные испытания сплотили народы и привели к Победе.
Победа СССР в войне укрепила его международный авторитет.
Цена победы советского народа в ВОВ непомерно велика. Погибло 27 млн. граждан СССР (половина всех погибших во второй мировой войне), из них на фронте - 12,6 млн., остальные - население. Кр. того, 18 млн. искалеченных, раненых, контуженных, обмороженных.
Но победа в войне и противоречива. Во-первых, с одной стороны, она сохранила и упрочила независимость СССР, а с другой - укрепила личную диктатуру Сталина. Во-вторых, в результате поб6еды были разрушены фашистские режимы в европейских странах, но одновременно на эти страны распространилось влияние сталинизма. В-третьих, имперские тенденции сталинской дипломатии, огромные потери СССР породили самоуверенность правящих кругов НАТО, длительную и разорительную «холодную войну».
Победа досталась советскому народу огромной ценой. Это связано с тем, что советско-германский фронт был главным фронтом второй мировой войны, именно здесь решался и был решен вопрос дальнейшего развития человечества: демократия или фашизм.
Кр. того, германский фашизм осуществлял свои человеконенавистные намерения против народов СССР методами геноцида.
Следует заметить, что готовность СССР к войне была недостаточной, непрофессионализм и бюрократизм административно-командной системы, жестокость и массовые репрессии тоталитарного режима усугубили накануне войны положение в стране и вооруженных силах.
В войне применялась теория «победы любой ценой», были распространены жестокие приказы не только по отношению к воинам армии и флота, но и их семьям.
Но, несмотря на огромную цену победы, мы с гордостью произносим слово «Победа», и наш долг перед лицом всех погибших в этой войне - помнить, какой ценой была осуществлена победа.
48
47
47
В 1965 г. начались эк-ие реформы, подготовленные еще при Хрущеве. Одна из них была направлена на подъем сельскохозяйственного пр-ва путем использования эк-х рычагов. Были серьезно повышены закупочные цены, понижен план обязательных поставок гос-ву, за сдачу сверхплановой продукции устанавливались надбавки к цене, намечалось усилить электрификацию аграрного сектора, расширялась колхозная демократия.
В сфере управления промышленностью восстанавливался отраслевой принцип (министерства взамен совнархозов), расширялась самостоятельность предприятий, они переводились на хозрасчет, сокращалось кол-во плановых показателей, спускаемых сверху, повышался научный уровень, ориентация на качественные показатели.
На какое-то время реформы дали импульс развитию экономики.1966-1970 годы были самыми благоприятными при Брежневе. Нац-ый доход в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии - на 54%, продукция машиностроения и металлообработки - на 74%, среднегодовой валовой объем с/х продукции - на 21%. Среднемесячная з/п рабочих и служащих увеличилась на 26%, оплата труда колхозников - на 42%. Быстрыми темпами развивалось жилищное строительство.
Однако не все было безоблачно: продолжался курс на экстенсивное развитие экономики. За пятилетку было построено 1800 новых предприятий, т.е. ежедневно вводился в строй один завод или фабрика. Капиталовложения в новое стр-во заметно опереживали вложения в обновление устаревшего оборудования. Развитие маш-я отставало от потребностей народного хоз-ва, велик был расход металла на единицу продукции, низкое кач-во. Отставала от потребностей общества легкая промышленность, нехватка товаров народного потребления.
Итак, к концу пятилетки реформы начали буксовать. Причины их неудач: соц. система, реформы не вышли за ее рамки: сохранились гос. собственность на средства пр-ва, централизованное планирование и распределение ресурсов. Кроме того, продолжалось партийное командование экономикой. Трудовые права коллективов не расширялись, трудящиеся не были задействованы в реализации реформ. Консервативная позиция Брежнева в немалой степени способствовала провалу реформ.
ХХIV съезд КПСС (1971 г.) обосновал новый курс. Были намечены конкретные меры:
1.развитие опережающими темпами маш-я для обеспечения ПТП
2.на этой базе - резкий скачок в производительности труда (до 40%)
Но эти мероприятия не могли вписаться в административно-командную систему социализма. Нарастал кризис.
Итоги эк-го развития страны к концу правления Брежнева: несмотря на объявленный курс на интенсификацию экономика продолжала развиваться экстенсивно. Вяло шел НТП. Народное хоз-во было невосприимчиво к техническим нововведениям. Еще более усугубилась запущенность маш-я: примерно треть всех машин нуждалась в замене или существенной модернизации.
Много денег тратилось на военные расходы (40% от нац. дохода и 25% от ВВП(утверждал А.Д. Сахаров) ). éнизкий уровень жизни, нищета пенсионеров и инвалидов, недостаточное финансирование науки и культуры, сократилась доля расходов на здравоохранение.
Трудности в аграрном секторе.éнедостаток продовольствия, стали импортировать.
Уравниловка в з/п. Дефицит товаров народного потребления.é»отложенный» спрос.éвклады в сберкассы.
Причины всего этого: антирыночный характер экономики, где производитель не является хозяином, не заинтересован в результатах. Планирование.
СССР в середине 50-х начале 60-х
Хрещевская оттепель.
Социально-экономическое развитие.
1). Начало реформ. Реформы начинаются во второй половине 1953 года. Экономические реформы, начатые в этом году , благотворно отразились на развитии н/х. Первым объектом реформ стало с/х. Сельское хоз-во. С инициативой реформ выступил Маленков в августе на сессии верховного совета и Хрущев в сентябре 1953 на пленуме ЦК.
2). Содержание реформ: освоение целинных и залежных земель (освоено 42 млн га), направление специалистов и партработников на село для поднятия с/х пр-ва, резкое повышение цен на с/х продукцию, списывание долгов прошлых лет, авансирование труда колхозников, отмена налогов на личное подсобное хоз-во и увеличение его размеров, введение пенсий для колхозников, выдача паспортов, право колхозам на изменение устава, реорганизация МТС (в 58 они ликвидированы - перешли к колхозам за выкуп).
3). Значение реформ: укрепление с/х, раскрепощение крестьян.
4). Непоследовательность реформаторов. К концу 50-х вновь усиливается администрирование и вновь обозначается курс на свертывание личного подсобного хоз-ва. Кукурузная эпопея, рязанская афера, 1962 повышение цен на мясо и масло(события в Новочеркасске), 1963 хлебный кризис (начало закупки зерна за рубежом).
Промышленность.Во второй половине 50-х годов страна вступает в эпоху НТР (освоение космоса, развитие атомной пр-ти, развитие химической пр-ти). 1954 открытие первой АЭС (обнинская). 4 октября 1957 - первый искусственный спутник земли. 12 апреля 1961 - первый пилотируемый полет в космос. Начинается создание ракетно-адерного щита (короленко). преимущественное развитие группы А. Среднегодовые темпы прироста более 10%. Негативные факторы: административные методы руководства, отставание в области НТР, несбалансированность групп А и Б.
Реформы управления н/х. Переход от отраслевого к территориальному управлению - осздание совнархозов 1957.(+ децентрализация управления-- рост местничества). Переход к семилетнему планированию (принято на 21 съезде партии в 1959, здесь же утвержден семилетний план 59-65). 1962 - создание госкомитетов по внедрению новой техники - двоевластие в пр-ти: госкомитет и совнархозы. 1962 - разделение партийных организаций на промышленные и сельскохозяйственные, подмена гос органов партийными. 1963 - создание ВСНХ - курс на возрождение централизма. Итоги реформ: за годы реформ страна достигла впечатляющих успехов, за 7 лет промышленный потенциал увеличился на 80%. Впечатляющие успехи достигнуты в социальной сфере - развернуто жилищное строительство, динамичное развитие здравоохранения и образования, введение семичасового рабочего дня. Успех реформ связан с возвращением к экономическим методам руководства, продвижение по этому пути было остановлено командно-административной системой и реформы были свернуты.
Внешняя политика в 50-60-е.
I оттепель в холодной войне.
1). Укрепляются отношения с социалистическими странами (визит Хрущева в Китай, Югославию). В 1955 создается организация варшавского договора.
2). Улучшаются отношения со странами третьего мира - дружба с Индией и Индонезией. 1954 - совещание министров иностранных дел США, СССР, Франции, Англии. 1955 - встреча лидеров этих стран. 1955 канцлер ФРГ нанес официальный визит в Москву - возвращение немецких военнопленных, признание ГДР. 1955 заключен полномасштабный договор с Австрией.
II. 1956 - события изменяются коренным образом. Кризис в Венгрии: антисоветские и антисоциалистические выступления были подавлены войсками СССР. Кризис в Польше(все тоже самое). 1956 англо-франко-израильская агрессия против Египта (угроза ввода войск СССР в Египет).
III. общая характеристика внешней политики. Активность, динамизм, гибкость и противоречивость.
IV. СССР и мировое коммунистическое движение. В 1957 в Москве состоялось совещание представителей компартий и рабочих партий социалистических стран, в этом же году в Москве прошло совещание глав партий всего мира. Итоги совещаний: подтверждены выводы о мирном сосуществовании стран с различным строем; о мирном переходе власти в руки рабочих кап.стран через парламентскую борьбу; признание ошибочности культа личности и репрессий.
V. отношения с соцстранами: напряженные отношения с Китаем, напряженные отношения с Албанией, охлаждение советско-югославских отношений.
VI. отношения со странами запада и Японией. СССР-США: 1959 визит Хрущева в США. Цель визита - поиск взаимопонимания, налаживание сотрудничества. 1960 - в ССР был сбит американский самолет-шпион. Летчика Пауэлса судили, но потом обменяли на нашего шпиона. 1962 карибский кризис. 1961 напряженные отношения между ФРГ и ГДР (проблема западного берлина). 1956- нормализация отношений с Японией, проблема Курил не разрешена.
VII. Борьба СССР за мир и разоружение. 1963 -договор о запрещении ядерных испытаний в третьих сферах. 1968 - договор о нераспространении ядернго оружия.
52
Экономические реформы в Российской Федерации, переход к рынку.
А. Необходимость реформ: экономически и политический кризис советского общества на рубеже 80-90-х годов со всей остротой проявился в России. Длительное господства командно-административной системы, тотальное планирование, затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной, перегруженность России производством средств производства привели в конце концов к резкому падению национального дохода, инфляции, товарному и боджетному дефициту, росту внутреннего и внешнего долга. Стремительный рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами.
Б. Цели реформ: формирование среднего класса, создание высокоэффективной экономики, обеспечение благосостояния народа и процветания России.
В. Основные направления реформ: стабилизация рубля, формирование различных новых структур, приватизация и переход к свободному ценообразованию, свобода экономической деятельности.
Г.Законодательна база: В РФ созданы и продолжают совершенствоваться юридическая база экономического реформирования. Закон о собственности в РФ устанавливает равенство всех форм собственности. Закон РФ О конкуренции. Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности: устанавливает ответственность за последствия предпринимательской деятельности и объекты предпринимательской деятельности.
Д. Ход реформ:
1. руководство страны и реформы: Ельцин (президент РФ), Гайдар, Хасбулатов (председатель верховного совета РСФСР). Радикальные экономические шаги связаны в основном с именами Шохина, Гайдара, Чубайса и др.
2. Конец 1991 года - Россия объявляет себя правопреемником СССР и "приватизирует" союзную собственность, расположенную на ее территории. Руководство страны намечает общие контуры переда ее в частные руки.
3. 2 января 1992 года - "либерализация" цен. Гайдар считал эту меру решающей, ибо она делает невозможным возврат к старой экономике и к старому общественному устройтству (Либерализации цен предшествует приватизация собственности (ПО плану Явлинского последовательность должна быть обратной). В течение года цены выросли в 50 -100 раз (к настоящему времени в 10-12 тысяч раз) Большинство граждан трагически лишились вкладов и сбережений. Гайдар оценивает осовобождение цен от государственного регулирования как самый сильный шаг правительства. Иная точка зрения: монетаристская политика (и шокотерапия) - рецепты оздоровления экономики .... и зависимых стран. В России они продемонстрировали свою полную несостоятельность. Уход государства из экономики инфляцией не привел к ожидаемым результатам.
4. 14 августа 1992 - указ президента о введении в действие ситемы приватизационных чеков (ваучеров). Чеки получили все граждане России , родившиеся до сентября 1992 года. Цель:компенсировать ущерб от либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации ( сделать всех собственниками средств производства).
Процесс приватизации во многом связан с именем Чубайса, ставшего 1 июня 1992 года заместителем председателя правительства. 31 июля 1994 года закончился первый этап приватизции - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап денежной приватизации, введенной указом президента.
5. Освобождение цен временно укрепило финансовую систему, но падение производства остановить не удалось (в1992 году оно составило 20 процеентов (промышленное производство, в 1993 - тоже примерно 20 процентов). Низкая покупательная способность населения ведет к свертыванию произвосдства. Российский рынок заполняется импортными товарами, а народноен хозяйство все в большей степени приобретает топливно-сырьевой характер.
6. Правительство Гайдара основную ставку делает на финансовую помощь Запада. Но в обещанном займе (24 миллиарда доллларов) в конце концов было отказано.
7. Декабрь 1992 - 7 Съезд народных депутатов России отправляет Гайдара в отставку. Новый глава правительства - Черномырдин. Черномырдин попытался ввести регулирование цен на ряд товаров, но не нашел понимания ни у членов правительства, ни у президента.
8. 1993 год - противостояние Верховного совета и президента по социально-экономическим и политическим вопросам
Ж. Предварительные итоги экономических реформирований. Являются предметом острых дискуссий специалистов и социально-политической борьбы различных общественных сил. Объективная картина такова: ни одной из поставленных целей пока достичь не удалось
1. Цель первая - эффективная экономика и ответственный собственник: падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50 процентов (причем, машиностроение - 70 проц., ВПК - 90). По данным Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года реформ на 64%. Физический объем ВВП России по итогам 1993 13,6 % от ВВП США. (1990 - 23%) . В соответствии с програмами международных сопоставлений РФ относится к станам среднего уровня развития и находится примерно на 55 месте в мире. Тенденции разрыва уровня России и передовых стран сохряняются. ("Реформирование России: мифы и реальность", Институт социологических исследований, Москва 1994 год). Продолжает расти внешний долг. В начале 1992 он составлял 64,3 млрд. $, сейчас внешний долг равен 120 млрд $ (РГ, 16.05. 96), продолжается бегство капитала из России - по одним источникам вывезено примерно 100 млрд $, по другим - 140 млрд. Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупореблений и спекуляций. 40 тысяч предприятий принадлежат преступным группировкам или взяты ими под контроль. Поступления от приватизации в госбюджет чрезвычайно незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВВП. Отчетливо проявили себя попытки зарубежных фирм взять под контроль жизненно важные отрасли экономики, вплоть до самых важных оборонных. В феврале 1996 года президент освободил Чубайса от должности вице-премьера. Уволены иностранные советники. В настоящее время итогами приватизации занимаются Счетная Палата Госдумы и контрольное управление при президенте.
2. Цель вторая - формирование среднего класса. Социальная структура российского общества обрела признаки деградации. Растет доля иждевенцев, уменьшается удельный вес экономически активного населения. Растет численность безработных, бездомных, нищих. Только в Москве наситывается 50 тысяч бомжей. Россия уже приняла около 2 млн. беженцев, ожидается еще 4 - 6 миллионов. Слой богатых в стране насчитывает 3 - 5 % населения. Средне обеспеченные составляют 12 -15 %, бедные - 40 %, нищие - 40 %. ТО есть в России происходит поляризация население и обнищание. Социальная структура общества приобретает черты буржуазного общества раннего капитализма. Ее характеризуют аморфность классовой структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация общественных отношений.
3. Третья цель - благполучие народа и процветание России.
- численость населения за 1995 год уменьшилась на 164 тыс. человек. За последние три года - на 52 тысячи.С 1995 года продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет ( мужчины - до 58 лет, женщины - до 72 лет), Общая численность безработных - 5,7 млн. человек. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума - 36,6 млн. чел. По уровню питания мы перешли с 7 места (1990) на 40 (1995). "В течение 1991 - 1995 годов происходило уничтожение экономического потенциала России. Национальный доход за этот период уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 НД сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов экономического реформирования". (РАН, стр. 263). Не случайно президент ставит вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ (указ N 608). ВЫВОД: Говорить следует не об успехе реформ в целом, а о некоторых относительно обнадеживающих предварительных результатах: укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость экономики, рост хозяйственной активности в некоторых отраслях и самостоятельности. Главная проблема экономического реформирования сейчас такова: " Безнадежно устарели взгляды тех, кто пробует искать ответ на вопрос о будущем России, выбирая: социализм или капитализм? Проблема в другом: как найти равновесие между самоорганизацией, регулированием частной инициативы, социальной защитой, свободой и справедливостью" (Послание Президента законодательному собранию).
56 Культура и духовная жизнь в 50-60-е годы.
63.54
38
1). 20 съезд КПСС и культура: общественная атмосфера связана с решениями 20 съезда. По данным ЮНЕСКО в 1960 СССР делил 2-3-е место в мире по интеллектуальному потенциалу.
2). Наука и техника: успехи наших фундаментальных школ (Шоффе, Благонравов), ядерной физики (Курчатов, Сахаров). В 1962 Ландду удостоен нобелевской премии за создание теории жидкого гелия. В 1964 Прохоров и Басов удостоены нобелевской премии за работы в области квантовой электроники - создатели первого лазера. Математика - Келдыш, Виноградов. Динамично развивается математическая логика, анализ, теория инфригации, что позволило создать более совершенные вычислительные машины (Лебедев, Лякунов, Пириков). Химия (фундаментальная школа Семенова, Жаворонская). В 60-е годы возрождается генетика и молекулярная биология. Продолжается активное освоение космоса (Титов, Николаев, Терешкова, Попович). 12 октября 1964 первый групповой полет. В 1965 Леонов впервые вышел в открытый космос. Авиация (Туполев, Антонов, Яковлев).Общественные науки: крупные успехи в области философии. Удалось обосновать антологические корни случайностей, обосновали теорию относительности, выпущена философская энциклопедия. В истории обозначились новые подходы либерального характера. Литературный процесс в 50-60 определяли три журнала: новый мир, октябрь, юность. 1958 нобелевская премия для Пастернака. 1962 нобелевская премия для Солженицына. Музыка (Хачатурян, Шостакович, Прокофьев). Бурно развивается советский кинематограф. Народное образование: в 1958 - школьная реформа. Введена 11-ти летка, старшеклассники должны были совмещать учебу и профессиональную подготовку (работать). Политехническое образование заменили профессионализацией. В 1954 в Москве 4 млн. студентов. Резко расширился прием студентов в области физики, химии, биологии. Основные итоги: уверенное шествие НТР, изменение характера отношений между советским руководством и интеллигенцией, формирование общественного мнения, позиция интеллигенции по отношению к Хрущеву - интеллигенция предала Хрущева и либерализация не состоялась.
Политическое развитие. Поворот в политике: в 1988 руководство страны(Горбачев) пришло к выводу, что экономическое развитие страны удерживает политическая система и переключило главное внимание на политические преобразования. Предпосылки широкомасштабных политических преобразований: 85-86 - обсуждение Новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде (1986). Идеи коммунизма в партии и обществе вытесняются идеями перестройки; 87 - начало политики гласности, т.е. открытого и свободного обсуждения всех вопросов общественной жизни, развертывается критика недостатков; наступление на сталинизм и борьба за чистоту ленинских идеалов; март 1988 статья Андреева - манифест антиперестроечных сил, дискуссии в печате и обществе. Июнь 1988 - 19 всесоюзная партконференция: курс на перестройку политической системы. 1 декабря 1988 - Конституция СССР действует в редакции закона от 1 дек 1988. Два этапа политической реформы: демократизация политсистемы (89), переход к правовому гос-ву (90-91). Первый этап: в мае-июне 1989 состоялся 1 съезд Народных депутатов СССР (высшего органа власти в стране). Всего было 5 съездов. В декабре 1989 2 съезд нар депутатов СССР. Сформирован верховный совет СССР (председатель Горбачев). На съезде шла борьба между демократами, союзниками и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин. Старую партийную гвардию возглавил глава политбюро, секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-реформаторов представлял Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Итог: инициатива реформирования перешла к народным депутатам.
7). Второй этап (90-91). Март 1990 - 3 съезд избрал Горбачева президентом СССР. Стала оформляться структура президентской власти (президентский совет и др), что означало постепенное свертывание советской власти. 3 съезд изменил статью №6 в Конституции СССР, изъяв из нее: тезис о КПСС как о руководящей силе обществаÞ возраждение многопартийности. Процесс распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 89-90 из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 созданы КП РСФСР как часть КПСС. Идейная борьба в КПСС: коммунисты-ортодоксы, центристы, социал-демократы (множество платформ). Июль 1990 - 28 съезд КПСС (последний)Þ одобрение платформы демократического социализма. Август 1991 - Горбачев сложил полномочия генсека. В августе 1991 указами Ельцина деятельность КП на территории РСФСР приостановлена, в ноябре - запрещена. В январе 1992 компартия (КПСС и КП РСФСР) свое существование в прежнем виде прекратили.
8). Итог политических реформ: распад политической системы СССР после августа 1991 Þ к концу года единое союзное гос-во прекратило свое существование. Динамика распада: советы оттеснили партию на обочину политической жизни, президент не допустил монополии советов на власть, национальные республики перестали нуждаться в союзном президенте, союз рухнул.
Культура и духовная жизнь. Перелом в общественном сознании как отражение социально-экономических изменений. Поток новой информации Þ кризис веры, догматизм и нигилизм. Дискуссия о белых пятнах истории. Поляризация общественного мнения. Новая (рыночная) утопия Þ рост недовольства. Политический иллюзионизм и нравственный плюрализм. Возвращенная культура. Итог: перестройка не дала ожидаемых результатов, требовались более глубокие изменения, между тем кризис общества принял системный характер и зашел так далеко, что привел к распаду СССР.
Индустриализация: 1926(29)-1940
1). Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности.
2). Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую Þ необходимость индустриализации.
3). Необходимость индустриализации.экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая- без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.
4). Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта.
5). Цели, методы, источники, сроки и сценарий индустриализации.
Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники:
Внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных
Методы: Гос. инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы Þ планомерный характер индустриализации. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления. Рост пр-ти планировался 20% в год. Сценарий: опора на частный капитал и внешние связи (традиционный метод), сбалансированное развитие с/х и пр-ти (слишком долгие сроки), командно-административные методы за счет внутренних источников (был осуществлен)
6). Начало индустриализации.Декабрь 1925 - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. 1925 - закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 -начало практического осуществления индустриализации. В пр-ть вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 25 году. В 1926-28 крупная пр-ть выросла в 2 раза, а валовая пр-ть достигла 132% от 1913.
7). Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицированных кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки Þ поиск виновных.
8). Довоенные пятилетки
1. пятилетка - пятилетний план экономического и социалистического развития СССР. Всего 12 пятилеток. Последняя 86-90.
2. - 1932 - 1 пятилетка - 1937 - 2 пятилетка
- 3 пятилетка
3. основные направления хоз. деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции 20%, главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке (урало-кузнецкий производственный комплекс), создание новых отраслей пр-ти, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированной рабочей силы и ЭТР. Кадры решают все.
Председатель госплана - Куйбышев, председатель ВСНК - Орджоникидзе.1930 -покончено с безработицей. 1 пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. 1929-1930 удельный вес пр-ти превысил объем с/х. С 1930 начинают создаваться отраслевые наркоматы с учетом усложнения задач по управлению промышленностью.
4. Главные новостройки первых пятилеток.
Днепрогаз - самая мощная ЭС в Европе; Сталинградский и челябинский тракторные заводы; криворожский, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты; Уралмаш, Турсиб, московский и горьковский автозаводы; московский и горьковский станкостроительные заводы; беломор канал, канал москва-волга.
5. Трудовой энтузиазм и героизм. Роль и значение моральных факторов были велики. Соцсоревнования ДИП (догони и перегони капитализм). Движение «пятилетку в 4 года», «стахановское движение» (Стаханов - забойщик).
9). Итоги и значение индустриализации.
Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промпредприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная, валовая продукция пр-ти возросла в 6.5 раз, в том числе группа А в 10 раз, по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения в стране). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции, индустриализация существенно повлияла на благосостояние советского народа. Значение: индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную, индустриализация продемонстрировала мобилизационные возможности социализма и неисчерпаемые возможности России.
27Классы - большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой о ни располагают. Сословия: социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классовое деление имеет экономическую основу, вырастает естественно исторически, носит неофициальный характер. Принадлежность к классу определяется формой и размерами собственности на средства производства. Сословия носят официальный характер. Помещики - крупные землевладельцы. Крестьяне - мелкие с/х производители, ведущие индивидуальное хоз-во собственными средствами и силами своей семьи. Крестьяне делятся на: бедняки (5-10 десятин), середняки (10-15 десятин), зажиточные (15-50 десятин), кулаки (более 50 десятин). Буржуазия - собственники средств пр-ва, владельцы капитала, эксплуатирующие наемный труд. Сфера деятельности - торговля, кредитно-банковская, строительство, промышленность. Пролетариат - класс наемных работников, лишенных средств пр-ва, живущих продажей своей рабочей силы и эксплуатируемые капиталом. Положение пролетариата: высокая степень эксплуатации, низкая заработная плата, большая продолжительность рабочего дня, тяжелые условия труда и быта, отсутствие госстрахования, использование детского и женского труда. Маргиналы - социальные группы, пребывающие в неопределенном промежуточном переходном общественном положении, отсюда вытекает особая система ценностей и особое социальное поведение. Люмпенпролетариат - низшие слои общества, деклассированные и деморализованные. Интеллигенция - общественный слой людей профессионально занимающихся умственным трудом. Сословное деление общества: природные русские подданные (лица, принадлежащие с одному из установленных законом сословий - дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели), инородцы (кочевые народы - калмыки, ордынцы, евреи, сомаеды), иностранцы (подданные других гос-в, пребывающие в россии). Природные русские подданные: подданство приобретается происхождением, браком, вступлением в одно из сословий. Дворянство: потомственное (приобретается по рождению, через брак, получение определенного чина, получение одного из высших орденов), личное (не передается по наследству, приобретается через брак, получение чина, получение одного из низших орденов, могло быть пожаловано императором). Духовенство: белое (приходское, священнослужители), черное (монашествующие). Городские обыватели: потомственное почетное гражданство, личное, мещанство, цеховые ремесленники, купечество. Сельские обыватели: крестьянств
46Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие.
1). Общая хар-ка международных отношений после II мировой войны.
Основные противоречия: победители - побежденные. Складывается новая геополитическая ситуация: превращение СССР в крупнейшую мировую державу, резкое изменение в восточной европе, распад в колониальной системе. Новая геополитическая ситуация между бывшими союзниками.
2). СССР - США США: планы атомных бомбардировок СССР, доктрина сдерживания и отбрасывания социализма. СССР: ликвидация атомной монополии США. 1949 испытана первая атомная бомба. 1953 испытана первая водородная бомба. 1949 испытана первая советская баллистическая ракета.
3). СССР - Западная Европа. План маршала: западная европа как противовес ссср. Раскол германии и берлинский кризис 1949. НАТО. Сеть военных баз у границ СССР в Греции и Турции.. Итог: холодная война.
4). СССР и страны центральной и ю-в европы. Период народной демократии. Переход к строительству социализма по советскому образцу. СССР и Югославия - первые кризисы. СССР и развивающиеся страны: образование КНР, корейская война. Причины обострения международной ситуации: идеологическая и политическая ограниченность СССР и США, претензии США на мировое господство, стремление СССР расширить свое влияние в мире, слабость миролюбивых сил.