Статья: София Киевская
Статья: София Киевская
София Киевская
Среди памятников прошлого в древнем Киеве - знаменитый архитектурный комплекс
Х1-ХУШ веков София Киевская. Его центральное здание, чудо, что пришло к нам
из средней древности, - Софиевский собор, сооруженный в 1Х по приказу
Ярослава на честь его победы над печенегами. Собор - не только
непревзойденный памятник древней архитектуры, но и мемориал победы наших
предков. Но нас интересует письменность, и прежде всего, книги. Начиная с
времен Ярослава София становится важнейшим культурным центром
Восточнославянского государства. В софийском соборе была первая известная нам
библиотека, заложенная Ярославом. Но наибольшее чудо Софии - это известные
всему миру Софиевские мозаики, очаровательные стародавние фрески., что
показывают ее стены. Изображения святых и портреты княжеской семьи
соседствуют тут с роскошными и утонченными орнаментом. Сцены княжеской охоты
или танцующих скоморохов можно увидеть над ступеньками, что ведут на хоры.
Кроме всего стены Софии оказались сокровищницей эпиграфики / она изучает
древние надписи, вырезанные, на твердых материалах/. На стенах и столбах,
покрытых фресками, рядом с изображениями святых, среди красочного орнамента,
находят историки надписи, которым почти 1000 лет.
Возможно, кто-то из посетителей собора, естественно, из тех, что знали
грамоту, от нечего делать нацарапывал на стенах рисунки и строки слов,
записывая события, что наиболее волновали киевлян того времени. Некоторые
события Софии Киевской посвящены тем историческим событиям, ро которые
вспоминает летопись. Например, Игнатьевской летописи дата смерти Ярослава
Мудрого вызвала у историков сомнения. но вот на стене Софиевского собора было
найдено графито, которое подтвердило: Ярослав Мудрый действительно умер
20.02.1054г.. И это не единственная датированная надпись, что делает графиты
особенно ценными источниками изучения истории. Киевской Руси. А случается
совсем необыкновенное: чуть заметные, нацарапанные несколько столетий назад
небольшие буквы намекают на события, о которых и упоминаний нет в других
письменных памятниках. Не все, что когда-то творилось, записывал верный князю
летописей. Да и сами князья не хотели разглашать о некоторых своих делах.
Например, в одном из алтарей, на столбе, найден текст, первых 2 ряда которого
легко переводятся: "месяца мая в 25-е утоплен... ". В 3 рядке несколько
загадочных букв, - возможно имя утопленника, но так зашифровано, что до сих
пор не удалось прочитать. И дальше одно слово: "Князе". Поэтому весь текст
читается: " Месяца мая в 25-е утоплен ... Князе". В повести Временных лет
уточняется, что 26 мая 1093 г., во время битвы на реке Стучне, погиб младший
брат Владимира Мономаха - Растеслав Всеволодович. С печалью вспоминает о этом
событии и автор "Слово о полку Игореве". Похоронен Растислав Всеволодович в
Софийском Соборе. Если сопоставить 2 даты графито 25 мая, а в летописи 26-е,
можно предположить, что речь идет о смерти Растислава. Но почему же
неизвестный нам автор написал не "утонул", а "утоплен"?
Среди литературных памятников времени Киевской Руси широко известный "Киево-
Печерский патерик". Патерик это сборник произведений о жизни "святых отцов" -
чаще ченцов какого-нибудь монастыря. Патер - по латыни означает священник,
отец.
"Киево-Печерский патерик" - сборник не только " жития святых", но и других
религиозно-фантастических рассказов. В нем представлено много фактических
материалов, ведомостей о жизни Киева в 11-13 ст., в частности рассказы о
стычках, иногда и открытой борьбе Киево-Печерского монастыря с киевскими
князьями.
|